Научная статья на тему 'Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении'

Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
864
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРООЩУЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышев А. С., Котелевцев Н. А.

В статье на основе методологического принципа о единстве теории, эксперимента и практики обсуждаются результаты исследования по оказанию социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении. Авторы раскрывают значительные потенциальные возможности проектирования развивающих социальных сред в воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении»

УДК 316.6(075.32)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫМ ПОДРОСТКАМ И ЮНОШАМ В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

© 2014 А. С. Чернышев1, Н. А. Котелевцев2

Завкафедрой психологии, докт. психол. наук, профессор e-mail kursk-psychol@ya.ru 2аспирант каф. психологии e-mail kursk-psychol@narod.ru

Курский государственный университет

В статье на основе методологического принципа о единстве теории, эксперимента и практики обсуждаются результаты исследования по оказанию социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении. Авторы раскрывают значительные потенциальные возможности проектирования развивающих социальных сред в воспитании молодежи.

Ключевые слова: мироощущение, социальное самоопределение, проектирование, естественный формирующий эксперимент, развивающие социальные среды.

Проблема и задачи исследования. На рубеже XX-XXI вв. произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека - физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов [Фельдштейн 1994].

Тенденция современного общества (особенно в развитых странах) к социальному расслоению, усилению качественной неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства [Анцыферова 1981], еще более затрудняет процесс социальной ориентации человека в окружающем мире. В итоге возникают негативные тенденции в мироощущении как образе мира в сознании индивида и в социальном самоопределении как образе «Я» в этом мире, для полного понимания которых необходимо сравнение состояния данного феномена у современных подростков и юношей и их сверстников 1970-1990-х гг. В 1980-1990-е гг. повышение интереса психологов к проблеме мироощущения подростков и юношей было вызвано катастрофой на Чернобыльской АЭС, которая стимулировала научные исследования по оценке психологических последствий радиации и разработке защитных мер [Дубровина, Андреева, Данилова и др. 1996].

В начале 2000-х гг. в отечественной социальной психологии наметилось направление по изучению социального самоопределения молодежи как феномена, раскрывающего социально-психологические факторы и условия ориентации человека в обществе, опирающегося на мироощущение в системе: «образ мира» - «Я образ в этом мире» [Чернышев, Сарычев, Лобков, Елизаров, Беспалов 2010].

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Вопросы мироощущения в свое время обозначил С.Л. Рубинштейн. Не употребляя прямо термин «мироощущение» в своих работах, он затрагивал эту важную тему. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос о личности, он фактически использовал в неявной форме определение понятия мироощущения. Он пишет: «Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими» [Рубинштейн 2003: 695]. Фактически здесь С.Л. Рубинштейн расширяет самосознание до мироощущения.

К.А. Абульханова-Славская считает, что самоопределение представляет собой осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений [Абульханова 1973]. С.Л. Рубинштейн выделил наиболее значимые элементы самоопределения: самодетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию и две характеристики самоопределения -самопознание (осознание своих внутренних свойств, своих потребностей, определение жизненных целей, ценностей и идеалов) и верность себе (сохранение и по возможности отстаивание этих ценностей и идеалов [Рубинштейн 2003].

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко значительно расширили пространство самоопределения молодежи, дополнив традиционные виды самоопределения: личностного, профессионального и коллективистического - экономическим

самоопределением, наиболее актуальным в критические периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Используя уровневую модель самоопределения субъекта для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях, авторы убедительно показали, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности [Журавлев, Купрейченко 2007].

Мироощущение как актуальная научная и практическая проблема была поставлена в 1990-е гг. и эмпирически исследовалась авторским коллективом (науч. рук. И.В. Дубровина) в рамках Федеральной программы «Дети Чернобыля». Авторы рассматривали мироощущение учащейся молодежи как субъективное восприятие ею условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретной среды жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни.

Наряду с интегральным проявлением мироощущения в рамках эмоционального реагирования авторы раскрыли и структуру мироощущения, включающую такие компоненты, как «чувство-Я», самостоятельность, учеба, социальные контакты, отдых, познание, овладение материальными ценностями, патриотизм, барьеры, препятствие. По данным авторов, эти компоненты образуют структуру, где ведущую роль играют такие компоненты, как «социальный контакт», «патриотизм» и «чувство Я» [Дубровина, Андреева, Данилова и др. 1996].

Сравнительные исследования духовно-нравственных основ мироощущения и социального самоопределения подростков и юношей конца XX столетия (19601980-е гг.) и начала XXI века (2000-2013 гг.) провели С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, Д.В. Беспалов, Ю.Л. Лобков и А.С. Чернышев (науч. рук.) на материалах исследования социально одаренных детей, обучающихся в психологической школе молодежных лидеров. Была установлена широта духовно-нравственного восприятия мира, гражданская окраска и оптимистически-романтическое видение мира у воспитанников в 1960-80-е гг. Активно преобразующая составляющая образа мира заметно превосходила пассивно-созерцательную. Становление позитивного мироощущения

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Чернышев А. С., Котелевцев Н. А. Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении

молодежных лидеров во многом зависело от воспитательных возможностей социальной среды в школе лидеров, отражающей духовные ценности того периода [Чернышев, Сарычев, Лобков, Елизаров, Беспалов 2010].

Социально одаренные подростки и юноши тех лет не только активно стремились к лидерству в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях в будущем, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и служения Отечеству проявились не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности.

Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание лидеров, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, так как считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества.

Юноши как личности были открыты разнообразному социальному опыту, исполнены уважения к воспитателям и психологам.

Особенности мироощущения подростков и юношей начала XXI в. (2000— 2013 гг.). Молодежные лидеры наших дней - тоже лучшая часть современной молодежи как по ценностным ориентациям, так и по поведению, нравственной культуре. Причем установка на «социальное облагораживание» среды у них представлена, возможно, более сильно, чем у лидеров XX в. Однако «образ будущего пугает своей невзрачностью и неопределенностью» и сопряжен с широким полем проблем как личностного, так и социального плана; произошли изменения в структуре ценностных ориентаций, созвучных с динамикой ценностей современных подростков и юношей в России.

Наши исследования показали, что абсолютное большинство опрошенных -около 85% - имеют проблемы, мешающие молодым людям нормально жить. Видимо, этот показатель является минимальным, так как определенное число испытуемых (более 7%) категорически заявили, что вообще у них «нет никаких проблем». Это является, скорее всего, психологической маскировкой.

Спектр проблем очень широк, и, если провести их классификацию, можно высветить напряженную картину проблемного поля респондентов. Многие из своих проблем учащаяся молодежь надеется решить в психологических центрах.

Спектр личностных проблем оказался шире спектра проблем, которые молодые люди надеются решить в психологических центрах. Только около 75% проблем, по мнению молодежи, решаемы в улучшенной социальной среде (социальном оазисе).

Такое расхождение можно объяснить рядом причин: некоторой

неопределенностью представлений о «социальном оазисе» и его возможностях; проблематичностью включения в реальный «социальный оазис»; уверенностью в своих силах, надеждой на то, что можно справиться с проблемами самостоятельно в условиях повседневной жизни.

Установка на «социальный оазис» как на возможность для собственного решения жизненных проблем, а не как панацею от всех бед, как на «скорую помощь» способствует формированию (проявлению) субъектности личности. Важным представляется то обстоятельство, что на третье место выходят проблемы, связанные с деятельностью (точнее, с веером деятельностей), ее широтой и разнообразием - 26%. Это - трудность найти хорошую и интересную работу; страх оказаться никому не нужным после 5 лет учебы.

В отличие от социально одаренных детей у «обычных подростков и юношей» отмечается своеобразная фрагментарность «поля» мироощущения в структуре

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

наиболее значимых переживаний: актуализируются в большей мере бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), но реже - формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Из традиционного веера деятельностей - учебной, трудовой, общественнополитической, художественной, спортивной, досуговой - предпочтение отдается спортивной и художественной, сельскими школьниками - трудовой деятельности, а учебная и общественно-политическая деятельности обесцениваются. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта - учебной, трудовой и общественнополитической - отражает своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.

Однако «игнорирование» наиболее жизненно значимых видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.), тем не менее, не исключает ощущения оптимизма и уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. «Приземленность», прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. Несколько иная картина мироощущения присуща той части подростков и юношей, которые проживают (находятся) в качественно отличных социальных средах. Так, влияние особенностей социальной среды и позиции наиболее активной части молодежи на ее мироощущение особенно четко проявилось в молодежном движении «Наши».

Нами проведено исследование мироощущения социально активной молодежи, участвовавшей во всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер». Данный форум - это образовательный лагерь, в котором в течение двух недель самая активная молодежь из всех регионов России живет и учится в походных, туристических условиях, слушает лекции, проходит тренинги не в привычной лекционной аудитории, а на открытом воздухе в специально построенных павильонах. Для всех участников форума существует ряд обязательных правил: не употреблять алкоголь, делать зарядку, посещать лекции и тренинги, участвовать в общих сборах и др.

Использование методики незаконченных предложений (автор И.В. Дубровина) позволило выявить характер мироощущения испытуемых. Мироощущение подростков и юношей, включенных в молодежные объединения, по ряду показателей отличается от мироощущения «обычной молодежи». В этой связи можно отметить следующее. Чувство патриотизма ярко проявляется у социально активной молодежи, участвовавшей в форуме «Селигер». Активисты движения «Наши» обращают внимание на объекты, имеющие большое значение для жизнедеятельности людей. Приобщение к таким ценностям создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни. Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что члены движения «Наши» обладают более развитой структурой ценностных ориентаций по сравнению с молодежью, не участвующей в общественных движениях.

Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения значительной части современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у городских школьников. Наиболее четко проявились различия в представлениях о свободе личности.

Проблема «свободы личности» волновала и волнует молодежь всех поколений. Молодежь 1960-1980-х гг. искренне верила в реальность реализации свободы в настоящем и будущем, хотя особенно не задумывалась о сложности феномена. В окружающей среде, особенно СМИ, свобода постулировалась как социальная гарантия.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Чернышев А. С., Котелевцев Н. А. Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении

Современная молодежь более критично и с иных позиций воспринимает свободу личности.

Представление о свободе как элементе мироощущения у современных подростков имеет тенденцию к возрастанию его удельного веса в общей структуре и расширению дифференциации, однако этот образ заметно отличается по содержанию в зависимости от социально-психологических особенностей группы членства и основной социальной организации.

Предварительно можно условно выделить две особенности представлений о свободе в зависимости от вышеуказанных условий.

Для групп нижесреднего и среднего уровня развития - это особенно четко проявилось в традиционных средах - большинство индивидов понимают свободу как «свободу от». Для них свобода - это прежде всего «независимость», «возможность делать то, что хочу, без ограничений», «когда никто не указывает, человек сам решает, как ему жить», «когда ничего не надо делать». То есть свобода как социальное явление носит негативный характер (независимость от какого-либо внешнего окружения, обязанностей, подчинения и т.д.).

Содержание феномена у большинства сводится к приоритету финансового и материального благополучия, полученного легким, почти сказочным путем. Свободный человек в представлении этих школьников - это тот, кто богаче всех, живет в красивых коттеджах, ездит на дорогих иномарках, отдыхает на лучших курортах мира, элегантно одевается и т.д.; поэтому у него высокий авторитет в обществе, он не обременен никакими обязательствами.

Носители духовности группы - лидеры-организаторы считают, что «свобода» -это «комфорт», «жить, не чувствовать себя чем-то стесненным, скованным, но не выходить за рамки закона», «неограниченность мыслей и действий». В представлениях данного типа заметно выражена экономическая составляющая потребительского характера, а духовно-нравственная сторона отличается примитивностью.

В группах высокого уровня развития - в обычных школах и особенно в развивающих социальных средах - большинство индивидов определяет свободу как «свободу для». Этот контингент подростков и юношей понимает «свободу» как «возможность выбора», «свободу мысли, слова, вероисповедания и передвижения». Для них свобода несет позитивный смысл, «свобода для» - способность и возможность самополагания, самоопределения. Среди ответов «свобода» - это быть собой; возможность проявить себя; заниматься тем, что нравится. Один из самых ярких лидеров определил «свободу» как «быть несвободным». «Свобода - уловка для глупых и романтичных людей, призванная столкнуть их с правильного пути, а далее и свести с ума. Свободный человек - больной человек, отрицающий весь сложившийся порядок мироздания».

В содержание этих представлений достаточно полно вошли духовнонравственные компоненты, поиск смысла жизни.

Размышления о роли феномена свободы в сознании и поведении оказались значимыми для абсолютного большинства испытуемых и вызывали повышенную мотивацию к обсуждению проблемы. В ходе дискуссий обнаружилось не только разноплановое понимание свободы, но и примеры достаточно широкого осмысления, с элементами философского и нравственного содержания.

Однако когнитивный аспект явно превосходит поведенческие стратегии, что свидетельствует о недостаточном опыте реализации личностных возможностей молодежи в совместной деятельности и общении в условиях как неблагоприятных, так и благоприятствующих этому направлению.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Таким образом, полиментальность социальной ориентации современных подростков и юношей выдвигает актуальную проблему поиска условий формирования общенациональной духовно-нравственной основы их социализации.

Теоретические основания решения проблемы. В истории отечественной психологии и педагогики в решении ряда актуальных, крупномасштабных проблем успешно использовался принцип проектирования факторов и условий решения проблем. Используя принцип «проектирования личности», А.С. Макаренко добился больших успехов в перевоспитании детей-беспризорников.

В итоге в воспитательной системе великого педагога из детей, пораженных склонностью к преступлениям, неспособных трудиться, потерявших элементарные личностные навыки, были подготовлены достойные граждане [Макаренко 1988].

В рамках нашего подхода мы применили принцип «проектирования развивающих социальных сред». Теоретические основания создания подобных сред находятся в концепциях С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Л.И. Уманского, А.Л. Журавлева, В.В. Рубцова, В.И. Панова, А.В. Брушлинского и др. [Рубинштейн 2003; Ломов 1984; Уманский 2001; Журавлев, Дробышева 2008; Рубцов 2008; Панов 2007; Брушлинский 1996].

Разработка адекватного психологического метода практического решения задачи пока не привела к общепринятому варианту, однако в ряде методологических работ и практико-ориентированных исследованиях обосновывается метод естественного формирующего эксперимента (Журавлев, Дробышева 2008). Методологически значимым является положение Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики, а также о том, что психологические знания использовать напрямую, по принципу «короткого замыкания», не эффективно; надо на основе этих знаний создать такие социальные условия, в рамках которых и сформируются психологические качества в соответствии с полученными знаниями [Ломов 1980].

Б.Ф. Ломовым выдвинуто методологическое основание эффективности психологического исследования через «принцип единства теории, эксперимента и практики» [Ломов 1980], которое мы положили в основу нашего подхода. Поэтому для решения проблемы психологической поддержки современных подростков и юношей в личностном развитии и подготовки молодежных лидеров из числа социально одаренных детей мы использовали естественный формирующий эксперимент (далее -эксперимент) как метод проектирования развивающей социальной среды (социального оазиса), в рамках которой возможна достаточно эффективная подготовка молодежных лидеров и психологическая помощь в личностном развитии подросткам и юношам.

В авторском понимании развивающая социальная среда - это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане совместная деятельность является системообразующим фактором развивающей социальной среды, определяя ее направленность и качественное своеобразие. Развивающая социальная среда сочетает высокую социально-психологическую защищенность ребенка с необходимостью проявить большое физическое и психическое напряжение, рационально использовать время в связи с включением в разнообразные социально значимые совместные деятельности («веер деятельностей»). Чтобы избежать иллюзий о легком достижении счастья, вводятся специально запланированные экстремальные ситуации для подготовки молодежи без больших потерь находить достойный выход из них.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Чернышев А. С., Котелевцев Н. А. Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении

В рамках развивающей социальной среды изменяется содержание и стиль общения за счет включения такого компонента, как социально созидательный поиск правильного пути в жизни. Значительный контраст, существующий между данной общностью и традиционными учебно-воспитательными организациями, создает дополнительный эффект психологического воздействия на личность. Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому, эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные переживания успехов и неудач создают особое эмоциональное родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание. Роль психологов-педагогов заключается в основном в том, чтобы задать единые «правила игры» [Чернышев, Лунев, Лобков, Сарычев 2005; Чернышев, Лобков, Сарычев, Скурятин 2007].

Эксперимент основывался на гипотетическом положении о том, что периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.

Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках психологической школы молодежных лидеров в системе дополнительного образования в регионе, открытая в 1960-е гг. Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым и функционирующая до настоящего времени, в которой ежегодно проходят лидерскую подготовку 200-300 старшеклассников, а за 50 лет подготовлено свыше 35 тысяч воспитанников, многие из которых стали крупными организаторами в различных сферах народного хозяйства. Контингент формируется прежде всего из творческих и инициативных учащихся, способных после обучения самостоятельно сплотить детский коллектив, стать лидерами в своих школах.

Устойчивая воспроизводимость позитивных результатов данного эксперимента в течение многих лет позволила перейти к реализации третьего звена принципа Б.Ф. Ломова о единстве теории, эксперимента и практики - организации практики применения проектирования развивающих сред в регионе.

В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической школы лидеров создано еще шесть аналогичных центров несколько иного профиля в зависимости от специфики контингента современной молодежи. Например, международный центр «Монолит» - для неформальных молодежных объединений России, стран ближнего и дальнего зарубежья (рук. - канд. пед. наук А.П. Трубников). Для «трудных подростков» функционирует лагерь «Спасатель» (рук. - В.Е. Пилипенко и Е.Л. Полонская); интеллектуально одаренные школьники «нашли себя» в центре «Магистр» (рук. - канд. пед. наук Р.Н. Проскурина); «Гайдаровец» - центр для подготовки лидеров в разновозрастных отрядах школьников (рук. В.Г. Шалимова).

Таким образом, в Курской области сложилась сеть профильных центров не только отдыха, но и личностного развития современной молодежи, в которых ежегодно реализуется около 40 профильных программ, рассчитанных на молодежь разных категорий.

Управление деятельностью профильных центров осуществляет Комитет по делам молодежи и туризму Курской области (председатель - А.А. Чертова), а научнотеоретическую составляющую обеспечивает кафедра психологии Курского госуниверситета (зав. кафедрой, профессор А.С. Чернышев, доцент Д.В. Беспалов).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

В итоге ежегодно в Курской области психологическую поддержку получают около тысячи молодых людей и формируются высокоорганизованные, сплоченные молодежные коллективы.

Результаты. Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность подростков и юношей в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям - «социальному обновлению личности» как на уровне сознания, так и на уровне поведения [Шаронов 1996]. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.

Наиболее значимые личностные изменения произошли в следующих сферах:

• обогащении «Я»-концепции за счет качественных позитивных образований в структуре самооценки и уровня притязаний, нахождении новых личностных ресурсов для самоактуализации;

• системе установок на личную позицию в социально-ценном изменении окружающей среды. В этой связи для иллюстрации приведем несколько наиболее типичных вариантов самоопределения:

- «... “Комсорг” - это не просто организация, это стиль жизни. В первую очередь “Комсорг ” - это сплоченный коллектив. За эти десять дней мы стали большой семьей. За смену у меня, можно сказать, изменилась, жизнь. Я стал смотреть на мир реальнее. Почувствовал себя человеком, частью общества. Мне здесь очень нравится не только потому, что мы уехали из дома, а еще потому, что ко мне стали относиться как к человеку. Я подружился почти со всеми комсоргами, мои мысли востребованы. До встречи на “Play-town”!»;

- «... За эти 9 дней “Комсорг” для меня превратился в мой любимый город, в мою маленькую жизнь. Мне понравилась смена, на ней были замечательные тематические дни. Мой любимый день - это день русских традиций. “Комсорг” - это школа, в которую нужно приезжать с улыбкой и хорошим настроением, где я учусь с удовольствием. Здесь я научилась быть лидером, человеком, который ведет за собой, принимает ответственные и серьезные решения»;

- «.Каждый из нас знает, что если хотя бы немного меняется твой образ жизни, то это каким-то образом отразится на твоей дальнейшей жизни. Так произошло и со мной. Я думаю, что изменилась в лучшую сторону, и считаю, что это прекрасно, потому что у нас сейчас такой возраст, при котором устанавливается мое личное “Я”»;

- «...За смену в Центре я изменилась. Добавились частицы чего-то доброго. Так хочется, чтобы в тебе было меньше темных пятен. Избавиться от них помогает Центр. После пребывания в лагере с каждым разом я становлюсь активнее, общительнее, исчезает какая-то закомплексованность, и вообще, здесь мы составляем единое целое»;

• духовно-нравственной составляющей мироощущения и социального самоопределения. Молодые люди обращались к народным традициям добра и справедливости, были настроены на бескорыстную помощь престарелым и одиноким людям, сформировался комплекс духовно-нравственных качеств, которые они приобрели в данных организациях (социальную чувствительность к людям и их проблемам; способность к общению, дружбе, оптимизм, стремление к успеху в решении социально значимых проблем и т.д.).

Определилась гражданская позиция в реализации своего потенциала через принцип «свободы для.» и следования социально ценным идеалам, подражанию людям, прославившим отечество своим трудом.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Чернышев А. С., Котелевцев Н. А. Проектирование социально-психологической помощи современным подросткам и юношам в социальном самоопределении

Определенная часть воспитанников профильных центров лидеров добились карьерного роста, они стали успешными руководителями в различных сферах народного хозяйства региона.

Воспитанники центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что, вопреки мнению о бездуховности и меркантильности, отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности.

Формирование высокоорганизованных, сплоченных групп способствует не только личностному развитию индивидов в данный момент, но и закладывает опыт «объединения своей энергии с энергией группы», чтобы выйти на качественно новый уровень взаимодействия с обществом. Группы впоследствии проявляли способность выбирать наиболее благоприятные для себя социальные ситуации и социальные среды, а также изменять социальную среду в лучшую сторону, то есть обнаружили умение проектировать социальную среду. Повышалась самостоятельность и творческий характер совместной деятельности и ее широта, то есть складывался своеобразный веер деятельности: учебной, трудовой, игровой, художественной, которые выполнялись успешно.

Наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для подростков и юношей. Среди них ведущую роль региональная психологическая школа лидеров «Комсорг». Успешность деятельности психологической школы по оказанию социально-психологической помощи учащейся молодежи оказала положительное влияние на общественное сознание региона. Школа вошла в общественное сознание региона как большое и полезное дело по воспитанию молодежи, как ценность и гордость Курской области. Так, например, во время презентации Курской области в Москве во Всероссийском выставочном центре правительство и губернатор области сочли целесообразным включить в достижения региона материалы о психологической школе.

Выводы

1. Проектирование развивающих социальных сред в форме естественного крупномасштабного формирующего эксперимента является достаточно эффективной социальной технологией духовно-нравственного обогащения мироощущения и социального самоопределения современных подростков и юношей.

2. Включение индивидов и групп в развивающие социальные среды обеспечивает значимые психологические новообразования для личности и группы.

3. «Тиражирование» социальных организаций с большими воспитательными возможностями способствует позитивному развитию молодежного движения в регионе.

4. В Курской области сложилась система региональной психологической помощи молодежи в становлении мироощущения и социального самоопределения. Указанная система соединяет в себе подготовку кадров для молодежных центров, организацию психологического просвещения и создание системы профильных центров развития молодежи (профильных летних лагерей).

Библиографический список

Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.

Анциферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 8-18.

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. - Воронеж, 1996. 392 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический мониторинг детей, родителей и учителей в районах радиоактивного загрязнения. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. М.: Ред.-изд. центр

«Помощь», 1996. 42 с.

Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему: опыт исследования. Курск: Курск. гос. ун-т, 2009. 197 с.

Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18-24.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. 478 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 6. С. 8-21.

МакаренкоА.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 347 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 705 с.

Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008. 416 с.

Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: (избр. тр.). Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.

Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. № 10. С. 38-46.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа лидеров. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 272 с.

Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта,

2007. 210 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Елизаров С.Г., Беспалов Д.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв.) / под общ. ред. А.С. Чернышева. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 213 с.

Шаронов А.В. Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков и оказание им психологической помощи // Психологическое обозрение. 1996. № 1 (2). С. 58-62.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.