Н. А. Котелевцев, аспирант, кафедра психологи,
Курский государственный университет,
г. Курск, Россия,
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
СУБЪЕКТНОСТИ ГРУППЫ
(на материале изучения временных групп обучающихся средних профессиональных учебных заведений г. Курска)
В настоящее время в отечественной психологии все большее развитие приобретает субъектный подход. Исследование способов развития и формирования субъектно-сти как на индивидуальном, так и на групповом уровнях является одним из самых приоритетных и перспективных направлений в социальной психологии. Мы считаем, что в этой связи наиболее перспективным является решение задач по выявлению социально-психологических детерминант становления и функционирования молодежных групп, в процессе формирования их субъект-ности в улучшенных социальных условиях, актуализирующих проявление субъектных качеств в ходе выполнения совместной социально значимой деятельности.
Конкретная задача сводится к выявлению благоприятных воспитательных возможностей определенного типа социальной среды и на этой основе — разработке теории и технологии проектирования социально-психологической помощи группам в приобретении статуса группового субъекта.
Исследование способов развития и формирования субъектно-сти как на индивидуальном, так и на групповом уровнях является одним из самых приоритетных и перспективных направлений в социальной психологии.
Методологически и теоретически обоснованная, экспериментально подтвержденная система субъективных характеристик учебной группы сможет обеспечить как возможность адекватной диагностики состояния группы как субъекта на различных стадиях его становления, так и выявление социально-психологических условий становления учебной группы как субъекта совместной деятельности, общения и отно-шения1.
В качестве методологической основы определения группового субъекта важными представляются идеи А. Л. Журавлева о параметрах и типах группового и коллективного - субъектов. Рассматривая группу как коллективный субъект, ученый отмечает, что «...системообразующим фактором трудового коллектива является его совместная деятельность — главное, ведущее основание ста-= новления, функционирования и развития трудового коллектива»2.
В своем исследовании мы опираемся на базовые положения параметрической концепции групп и коллективов, разрабо-
танной Л. И. Уманским, А. Л. Чернышевым, А. Н. Лутошкиным и др., где субъектные признаки группы представляются в виде системы взаимосвязанных параметров, оказывающих влияние на проявление в группе качеств субъектности (на развитие группы в целом). Параметрами, играющими ведущую роль в становлении субъектности группы, на наш взгляд, являются: организованность, социально-психологическая подготовленность, направленность, надежность и структура мотивации.
В качестве факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на становление группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения, можно указать:
♦ включенность (рассматривая данный фактор как особый социально-психологический механизм актуализации субъектных качеств как отдельных индивидов, так и группы в целом);
♦ совместность (как социально-психологический механизм, определяющий становление коллективного субъекта);
♦ состояние индивидуального и группового сознания (как критерий развития внутригрупповой субъектности, на фоне становления группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения).
В качестве основных условий, оказывающих значительное влияние на становление групповой субъектности, нами были приняты социальное обучение и развивающие социальные среды, под которыми мы понимаем социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сози-
дания3. Именно в таких
условиях, как показали исследования А. С. Чернышева и его учеников, наиболее полно актуализируются как межличностные, так и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп, способствующие развитию субъектных качеств.
В ходе организации исследования, нами было выдвинуто гипотетическое пред-
Параметрами, играющими ведущую роль в становлении субъектности группы, являются: организованность, социально-психологическая подготовленность, направленность, надежность и структура мотивации.
положение о том, что становление группы субъектом совместной деятельности и общения обеспечивается следующими факторами:
а) уровнем включенности индивидов в совместную деятельность и общение;
б) оптимальным соотношением индивидуального и группового сознания;
в) и опосредуется оптимальным условием включенности группы в развивающую социальную среду.
Исследование проводилось в сентябре 2012 года на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпиец», поселок Моква Курской области, в рамках профессиональной профильной смены «Лидер», организованной Областным Центром Творческого Развития и Гуманитарного Образования Детей и Учащейся Молодежи Курской области, где автор работал в качестве практического психолога-методиста. В профильном лагере были собраны активисты средних учебных заведений Курска и Курской области, всего 128 юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет, образовавших 6 отрядов.
В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, элементы естественного формирующего эксперимента, «карта-схема психолого-педагогической характеристики группы»4, а также аппаратурные методики, такие как прибор-модель совместной деятельности «Арка»5.
Следует отметить, что для достижения обучающего эффекта педагогическим отрядом лагеря «Лидер» в работе с группами вводились элементы социального обучения в виде практических занятий по освоению навыков успешной совместной деятельности, правил организаторской работы, «уроков лидерства», которые обеспечивали повышение социальной активности самих учащихся.
Для создания условий развивающей социальной среды мы включали в жизнедеятельность отрядов такие виды совместной деятельности, как совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-
взаимозависимая, которые реализовывались в виде групповых дискуссий на социально и личностно значимые темы («Я и другие»; «Конфликтный ли я человек?» и т. д.), подготовки театрализованных представлений, спортивных состязаний и интеллектуальных конкурсов, песенных и танцевальных фестивалей. Согласно специфическим свойствам развивающей социальной среды, такие виды активности сочетали в себе высокую социально-психологическую : защищенность ребенка с необходимостью проявления большого физического и психического напряжения, что научало индивидов рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую деятельность.
Изучение взаимосвязанности и взаимозависимости как фактора субъектности, через определение уровня социально-психологической зрелости групп по таким параметрам, как направленность активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, выявило некоторые специфические особенности развития данного феномена в зависимости от социальной среды в молодежных обществах:
♦ во всех изученных группах сложилась социально-психологическая структура разного уровня (которую в дальнейшем удалось изменить в зависимости от «удельного веса», значимости параметров в общей структуре);
В ходе групповой деятельности, в молодежных группах происходит не механическое подстраива-ние личных целей к групповым, а сознательно осуществляемое приближение личности к групповому «идеалу», что является подлинной интеграцией целей и мотивов.
♦ выявлены заметные различия в уровне субъектности групп до включения в развивающую среду, и после;
♦ произошла позитивная динамика
уровня состояния всех параметров, но степень изменения состояния параметров оказалась разная (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, наиболее ярко заметна динамика развития параметра психологического климата — на 3,16 балла, что отражает уровень эмоциональной удовлетворенности участников отрядов, на фоне включения их в высокоорганизованную общность, что проявляется в уменьшении количества конфликтных ситуаций внутри отрядов, а в целом — для раскрытия потенциальных возможностей.
Интеллектуальная коммуникативность основана на процессах восприятия и понимания человеком человека, что подтверждает развитие группы как субъекта, так как группа становится способной создавать оптимальные пути в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений, что крайне необходимо для планирования и исполнения совместной деятельности.
Положительная динамика параметра направленность активности отражает развитие в группах системы мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группами, включенных в их сознание. Групповая направленность представ-
Таблица 1.
Состояние компонентов социально-психологической структуры групп до изменения условий и после
Состояние в группах до изменения условий и после (в баллах)
Компоненты Показатель динамики
№ п/п
социально-психологической ДО ПОСЛЕ Показатель динамики
структуры группы уровень ранг уровень ранг Уровень ранг
состояния состояния изменения
1. Психологический климат 45,26 4 48,42 2 3,16 1
2. Интеллектуальная коммуникабельность 46,00 3 48,00 4 2,00 2
3. Направленность активности 46,28 2 48,08 3 1,80 3
4. Организованность 47,62 1 49,00 1 1,38 4
ляет идеиную сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. В ходе групповой деятельности в молодежных группах проис- -ходит не механическое подстраивание личных целей к групповым, а сознательно осуществляемое приближение личности к групповому «идеалу», что является подлинной интеграцией целей и мотивов. Причем, сознательное сближение индивидуальных целей наблюдается в зависимости от уровня развития вышестоящей организации (лагеря), качества организованной в нем совместной деятельности и созданных развивающих условий.
Как видно из таблицы 1, развитие параметра организованности идет не скачкообразно, что показывает динамику развития самоуправляемости отрядов за счет правильной организации совместной деятельности в жизни отрядов, как в начале смены, так и в ее конце. Заметим, что параметр организованности является базовым качеством, определяющим уровень раз-
вития группы. В отличие от других выше-
Уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от внешней среды, но сильнее влияние группы на саму среду.
представленных параметров, его развитие идет достаточно медленно, но в процессе жизнедеятельности групп данный параметр является более устойчивым. При этом нами - было отмечено, что уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от внешней среды, но сильнее влияние группы на саму среду. Особенно это заметно на 5-7 день смены, когда группа начинает осознавать себя как коллектив, включенный в высокоорганизованную общность. При этом нами было замечено уменьшение уровня конфликтности среди участников отрядов. Отметим, что в данном исследовании нами выявлена разная чувствительность отдельных параметров к социально-психологическому воздействию на группу. Организованность и направленность в своей структуре имеют более сложное социально-психологическое содержание, так как включают в себя требования общества и зависят от личных параметров группы, поэтому они более инертны и консервативны. Для их изменения требу-
Таблица 2.
Состояние эффективности деятельности трех типов групп на приборе-модели «Арка»
до развития группы и после.
Тип группы № отряда Коэффициент эффективности деятельности групп L где «Ь» принимает значение в интервале: 0<Ь<1
ДО ПОСЛЕ
А 2 0,36 0,91
6 0,37 0,81
3 0,33 0,75
Б 4 0,32 0,70
5 0,29 0,76
В 1 0,87 0,63
ется более динамичное и более насыщенное социально-психологическое воздействие.
Для уточнения данных об уровне социально-психологической зрелости групп, был проведен эксперимент с помощью прибора-модели «Арка». При этом мы опирались на то, что эффективность совместной деятельности во многом зависит от уровня развития субъектности группы. Эксперимент проводился дважды: в начале смены и в конце. Если на первых пробах большинство групп не могли найти эффективных совместных действий (в основном собирали за 80100 секунд, при норме 30-45 сек.); то в конце смены, без предварительных тренировок, группы тем же составом собрали «Арку» за лучшее время (рекорд среди 6 отрядов 30 сек.). При этом мы отметим, что во время выполнения 1-го тура опытов участники группы не могли найти конструктивных путей решения проблемы эффективного взаимодействия друг с другом, проявлялась агрессия и высокая степень несобранности даже на 5-й попытке. Во время проведения 2-го тура опытов, уже ближе к концу смены, наблюдалась высо- -кая степень командных действий, все вопросы решались быстро, с участием всех членов группы, после каждой пробы ребята старались находить оптимальные пути улучшения совместных действий. Это говорит = о том, что в условиях «социального оазиса», идет заметное развитие группы как субъекта.
Такие заметные различия наблюдались не во всех изученных группах, что позво-
Эффективность совместной деятельности группы зависит от того, насколько каждый член коллектива принимает групповые нормы и ценности в конкретных делах, т.е. от включенности личности в группу.
лило нам выделить группы трех типов: «А», «Б» и «В».
Группа «А» типа — это группа-субъект, находящаяся на высоком уровне своего развития, отличающаяся положительной динамикой изменения показателей уровня социально-психологической зрелости в ходе всего экспериментального исследования.
Группа «Б» типа тоже относится к группам, которые можно охарактеризовать как субъекты совместной деятельности, но динамика изменения уровня социально-психологической зрелости в данных группах идет скачкообразно, постоянно меняя свой модуль с положительной на отрицательную, что в целом принципиально не мешает развитию группы.
И группы «В» типа представляют собой группы с изначально высоким уровнем развития, но наблюдающейся отрицательной динамикой изменения уровня социально-психологической зрелости (табл. 2).
Известно, что эффективность совместной деятельности группы зависит от того, насколько каждый член коллектива принимает групповые нормы и ценности в конкретных делах, т.е. от включенности личности в группу. Установлено, что включенность воспитанников в активную деятельность до создания развивающих условий и становления группы как субъекта деятельности, в группах «А» и «Б» типа составила 45-60%; после обогащения деятельности и развития
в этих группах качества субъектности, составила 76,7-83%.
Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе способствует формированию группо- =
вого состояния предго-товности. Уже наличие этого критерия характеризует группу как коллективного субъекта. Отметим, что взаимозависимость индивидов в группе может не совпадать с взаимосвязанностью, это проявляется в том, что от индивидуального вклада каждого участника группы зависит конкретный результат ее деятельности. Этим определяем взаимозависимость индивидов друг от друга как форму предактивности к предстоящей деятельности. Таким образом, взаимосвязанность проявляется в ориентации индивидов на единую цель, за счет согласования внутренних мотивов и направленности данных индивидов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что включение группы в многообразие форм совместной деятельности и введение социального обучения, в условиях развивающих социальных сред на фоне приоритетного развития таких параметров, как направленность и организованность, способствует значительному развитию интеллектуальной коммуникабельности и психологического климата как параметров малой группы. Данные параметры развиваются быстро и импульсивно, в то время как развитие направленности и организованности идет медленней, но с большим коэффициентом стабильности и устойчивости.
Развитие параметров направленность и организованность определяет уровень развития группы как коллективного субъекта. Направленность выступает «своеобразным» идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм. А организованность определяет степень зависимости группы от среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния
Оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания способствует развитию и проявлению субъектных качеств самой группы и включенных в нее индивидов, за счет более высокого уровня согласованности действий членов группы в рамках выполнения совместной социально значимой деятельности.
среды, зато повышается влияние группы на среду.
Следует отметить, что оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания способствует развитию и проявлению субъектных качеств самой группы и включенных в нее индивидов, за счет более высокого уровня согласованности действий членов группы в рамках выполнения совместной социально значимой деятельности. Такой эффект наблюдал-= ся нами при оптимальной включенности групп в развивающую социальную среду. При недостаточной включенности, динамика развития групповой субъектности носила отрицательный модуль (группы «В» типа субъектности).
В развивающей социальной среде комплекс программ социально-психологической и педагогической помощи молодежи, способствует развитию всех типов субъект-ности групп, обеспечивая психическую за-щшценность, личностный комфорт и высшее качество принимаемых решений.
1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
2. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Пси-хол. журн., 2009. Т 30. № 5. С. 75.
3. Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А., Лобков Ю. Л. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005. С. 76.
4. Уманский Л. И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. С. 194
5. Чернышев А. С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: Избранные труды. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. С. 170