Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы и условия становления субъектности группы'

Социально-психологические факторы и условия становления субъектности группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ / LEVEL OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY / ГРУППА КАК СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE GROUP AS A SUBJECT OF JOINT ACTIVITY / РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIAL LEARNING / DEVELOP SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котелевцев Н.А.

В статье рассматриваются социально-психологические факторы и условия, влияющие на становление учебной группы субъектом совместной деятельности. Установлены изменения в уровне социально-психологической зрелости групп в обогащенных социальных средах, на фоне внедрения социального обучения и элементов совместной деятельности в жизнедеятельность групп. Выделены типы групп по состоянию субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котелевцев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological factors and conditions of group’s subjectivity formation

This article considers the social and cultural factors and conditions affecting educational group by subject ofjoint activity. The changes on the level of social and psychological group’s maturity in the enriched social environments are determined and also on the background of social education implementation and joint activity elements in life activity of groups. The group types are separated out according to subjectivity’s condition.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы и условия становления субъектности группы»

Н. А. Котелевцев, аспирант, кафедра психологи,

Курский государственный университет,

г. Курск, Россия,

APV-78@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

СУБЪЕКТНОСТИ ГРУППЫ

(на материале изучения временных групп обучающихся средних профессиональных учебных заведений г. Курска)

В настоящее время в отечественной психологии все большее развитие приобретает субъектный подход. Исследование способов развития и формирования субъектно-сти как на индивидуальном, так и на групповом уровнях является одним из самых приоритетных и перспективных направлений в социальной психологии. Мы считаем, что в этой связи наиболее перспективным является решение задач по выявлению социально-психологических детерминант становления и функционирования молодежных групп, в процессе формирования их субъект-ности в улучшенных социальных условиях, актуализирующих проявление субъектных качеств в ходе выполнения совместной социально значимой деятельности.

Конкретная задача сводится к выявлению благоприятных воспитательных возможностей определенного типа социальной среды и на этой основе — разработке теории и технологии проектирования социально-психологической помощи группам в приобретении статуса группового субъекта.

Исследование способов развития и формирования субъектно-сти как на индивидуальном, так и на групповом уровнях является одним из самых приоритетных и перспективных направлений в социальной психологии.

Методологически и теоретически обоснованная, экспериментально подтвержденная система субъективных характеристик учебной группы сможет обеспечить как возможность адекватной диагностики состояния группы как субъекта на различных стадиях его становления, так и выявление социально-психологических условий становления учебной группы как субъекта совместной деятельности, общения и отно-шения1.

В качестве методологической основы определения группового субъекта важными представляются идеи А. Л. Журавлева о параметрах и типах группового и коллективного - субъектов. Рассматривая группу как коллективный субъект, ученый отмечает, что «...системообразующим фактором трудового коллектива является его совместная деятельность — главное, ведущее основание ста-= новления, функционирования и развития трудового коллектива»2.

В своем исследовании мы опираемся на базовые положения параметрической концепции групп и коллективов, разрабо-

танной Л. И. Уманским, А. Л. Чернышевым, А. Н. Лутошкиным и др., где субъектные признаки группы представляются в виде системы взаимосвязанных параметров, оказывающих влияние на проявление в группе качеств субъектности (на развитие группы в целом). Параметрами, играющими ведущую роль в становлении субъектности группы, на наш взгляд, являются: организованность, социально-психологическая подготовленность, направленность, надежность и структура мотивации.

В качестве факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на становление группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения, можно указать:

♦ включенность (рассматривая данный фактор как особый социально-психологический механизм актуализации субъектных качеств как отдельных индивидов, так и группы в целом);

♦ совместность (как социально-психологический механизм, определяющий становление коллективного субъекта);

♦ состояние индивидуального и группового сознания (как критерий развития внутригрупповой субъектности, на фоне становления группы субъектом совместной деятельности, общения и отношения).

В качестве основных условий, оказывающих значительное влияние на становление групповой субъектности, нами были приняты социальное обучение и развивающие социальные среды, под которыми мы понимаем социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сози-

дания3. Именно в таких

условиях, как показали исследования А. С. Чернышева и его учеников, наиболее полно актуализируются как межличностные, так и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп, способствующие развитию субъектных качеств.

В ходе организации исследования, нами было выдвинуто гипотетическое пред-

Параметрами, играющими ведущую роль в становлении субъектности группы, являются: организованность, социально-психологическая подготовленность, направленность, надежность и структура мотивации.

положение о том, что становление группы субъектом совместной деятельности и общения обеспечивается следующими факторами:

а) уровнем включенности индивидов в совместную деятельность и общение;

б) оптимальным соотношением индивидуального и группового сознания;

в) и опосредуется оптимальным условием включенности группы в развивающую социальную среду.

Исследование проводилось в сентябре 2012 года на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпиец», поселок Моква Курской области, в рамках профессиональной профильной смены «Лидер», организованной Областным Центром Творческого Развития и Гуманитарного Образования Детей и Учащейся Молодежи Курской области, где автор работал в качестве практического психолога-методиста. В профильном лагере были собраны активисты средних учебных заведений Курска и Курской области, всего 128 юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет, образовавших 6 отрядов.

В соответствии с гипотезой был использован комплекс методик: наблюдение, элементы естественного формирующего эксперимента, «карта-схема психолого-педагогической характеристики группы»4, а также аппаратурные методики, такие как прибор-модель совместной деятельности «Арка»5.

Следует отметить, что для достижения обучающего эффекта педагогическим отрядом лагеря «Лидер» в работе с группами вводились элементы социального обучения в виде практических занятий по освоению навыков успешной совместной деятельности, правил организаторской работы, «уроков лидерства», которые обеспечивали повышение социальной активности самих учащихся.

Для создания условий развивающей социальной среды мы включали в жизнедеятельность отрядов такие виды совместной деятельности, как совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-

взаимозависимая, которые реализовывались в виде групповых дискуссий на социально и личностно значимые темы («Я и другие»; «Конфликтный ли я человек?» и т. д.), подготовки театрализованных представлений, спортивных состязаний и интеллектуальных конкурсов, песенных и танцевальных фестивалей. Согласно специфическим свойствам развивающей социальной среды, такие виды активности сочетали в себе высокую социально-психологическую : защищенность ребенка с необходимостью проявления большого физического и психического напряжения, что научало индивидов рационально использовать время в связи с включением в разнообразную социально значимую деятельность.

Изучение взаимосвязанности и взаимозависимости как фактора субъектности, через определение уровня социально-психологической зрелости групп по таким параметрам, как направленность активности, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, выявило некоторые специфические особенности развития данного феномена в зависимости от социальной среды в молодежных обществах:

♦ во всех изученных группах сложилась социально-психологическая структура разного уровня (которую в дальнейшем удалось изменить в зависимости от «удельного веса», значимости параметров в общей структуре);

В ходе групповой деятельности, в молодежных группах происходит не механическое подстраива-ние личных целей к групповым, а сознательно осуществляемое приближение личности к групповому «идеалу», что является подлинной интеграцией целей и мотивов.

♦ выявлены заметные различия в уровне субъектности групп до включения в развивающую среду, и после;

♦ произошла позитивная динамика

уровня состояния всех параметров, но степень изменения состояния параметров оказалась разная (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, наиболее ярко заметна динамика развития параметра психологического климата — на 3,16 балла, что отражает уровень эмоциональной удовлетворенности участников отрядов, на фоне включения их в высокоорганизованную общность, что проявляется в уменьшении количества конфликтных ситуаций внутри отрядов, а в целом — для раскрытия потенциальных возможностей.

Интеллектуальная коммуникативность основана на процессах восприятия и понимания человеком человека, что подтверждает развитие группы как субъекта, так как группа становится способной создавать оптимальные пути в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений, что крайне необходимо для планирования и исполнения совместной деятельности.

Положительная динамика параметра направленность активности отражает развитие в группах системы мотивов, целей деятельности, ценностных ориентаций и норм, принятых группами, включенных в их сознание. Групповая направленность представ-

Таблица 1.

Состояние компонентов социально-психологической структуры групп до изменения условий и после

Состояние в группах до изменения условий и после (в баллах)

Компоненты Показатель динамики

№ п/п

социально-психологической ДО ПОСЛЕ Показатель динамики

структуры группы уровень ранг уровень ранг Уровень ранг

состояния состояния изменения

1. Психологический климат 45,26 4 48,42 2 3,16 1

2. Интеллектуальная коммуникабельность 46,00 3 48,00 4 2,00 2

3. Направленность активности 46,28 2 48,08 3 1,80 3

4. Организованность 47,62 1 49,00 1 1,38 4

ляет идеиную сплоченность группы, интегрируя направленность целей и мотивов деятельности личностей, образующих группу. В ходе групповой деятельности в молодежных группах проис- -ходит не механическое подстраивание личных целей к групповым, а сознательно осуществляемое приближение личности к групповому «идеалу», что является подлинной интеграцией целей и мотивов. Причем, сознательное сближение индивидуальных целей наблюдается в зависимости от уровня развития вышестоящей организации (лагеря), качества организованной в нем совместной деятельности и созданных развивающих условий.

Как видно из таблицы 1, развитие параметра организованности идет не скачкообразно, что показывает динамику развития самоуправляемости отрядов за счет правильной организации совместной деятельности в жизни отрядов, как в начале смены, так и в ее конце. Заметим, что параметр организованности является базовым качеством, определяющим уровень раз-

вития группы. В отличие от других выше-

Уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от внешней среды, но сильнее влияние группы на саму среду.

представленных параметров, его развитие идет достаточно медленно, но в процессе жизнедеятельности групп данный параметр является более устойчивым. При этом нами - было отмечено, что уровень организованности влияет на характер взаимосвязи группы и внешней среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от внешней среды, но сильнее влияние группы на саму среду. Особенно это заметно на 5-7 день смены, когда группа начинает осознавать себя как коллектив, включенный в высокоорганизованную общность. При этом нами было замечено уменьшение уровня конфликтности среди участников отрядов. Отметим, что в данном исследовании нами выявлена разная чувствительность отдельных параметров к социально-психологическому воздействию на группу. Организованность и направленность в своей структуре имеют более сложное социально-психологическое содержание, так как включают в себя требования общества и зависят от личных параметров группы, поэтому они более инертны и консервативны. Для их изменения требу-

Таблица 2.

Состояние эффективности деятельности трех типов групп на приборе-модели «Арка»

до развития группы и после.

Тип группы № отряда Коэффициент эффективности деятельности групп L где «Ь» принимает значение в интервале: 0<Ь<1

ДО ПОСЛЕ

А 2 0,36 0,91

6 0,37 0,81

3 0,33 0,75

Б 4 0,32 0,70

5 0,29 0,76

В 1 0,87 0,63

ется более динамичное и более насыщенное социально-психологическое воздействие.

Для уточнения данных об уровне социально-психологической зрелости групп, был проведен эксперимент с помощью прибора-модели «Арка». При этом мы опирались на то, что эффективность совместной деятельности во многом зависит от уровня развития субъектности группы. Эксперимент проводился дважды: в начале смены и в конце. Если на первых пробах большинство групп не могли найти эффективных совместных действий (в основном собирали за 80100 секунд, при норме 30-45 сек.); то в конце смены, без предварительных тренировок, группы тем же составом собрали «Арку» за лучшее время (рекорд среди 6 отрядов 30 сек.). При этом мы отметим, что во время выполнения 1-го тура опытов участники группы не могли найти конструктивных путей решения проблемы эффективного взаимодействия друг с другом, проявлялась агрессия и высокая степень несобранности даже на 5-й попытке. Во время проведения 2-го тура опытов, уже ближе к концу смены, наблюдалась высо- -кая степень командных действий, все вопросы решались быстро, с участием всех членов группы, после каждой пробы ребята старались находить оптимальные пути улучшения совместных действий. Это говорит = о том, что в условиях «социального оазиса», идет заметное развитие группы как субъекта.

Такие заметные различия наблюдались не во всех изученных группах, что позво-

Эффективность совместной деятельности группы зависит от того, насколько каждый член коллектива принимает групповые нормы и ценности в конкретных делах, т.е. от включенности личности в группу.

лило нам выделить группы трех типов: «А», «Б» и «В».

Группа «А» типа — это группа-субъект, находящаяся на высоком уровне своего развития, отличающаяся положительной динамикой изменения показателей уровня социально-психологической зрелости в ходе всего экспериментального исследования.

Группа «Б» типа тоже относится к группам, которые можно охарактеризовать как субъекты совместной деятельности, но динамика изменения уровня социально-психологической зрелости в данных группах идет скачкообразно, постоянно меняя свой модуль с положительной на отрицательную, что в целом принципиально не мешает развитию группы.

И группы «В» типа представляют собой группы с изначально высоким уровнем развития, но наблюдающейся отрицательной динамикой изменения уровня социально-психологической зрелости (табл. 2).

Известно, что эффективность совместной деятельности группы зависит от того, насколько каждый член коллектива принимает групповые нормы и ценности в конкретных делах, т.е. от включенности личности в группу. Установлено, что включенность воспитанников в активную деятельность до создания развивающих условий и становления группы как субъекта деятельности, в группах «А» и «Б» типа составила 45-60%; после обогащения деятельности и развития

в этих группах качества субъектности, составила 76,7-83%.

Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе способствует формированию группо- =

вого состояния предго-товности. Уже наличие этого критерия характеризует группу как коллективного субъекта. Отметим, что взаимозависимость индивидов в группе может не совпадать с взаимосвязанностью, это проявляется в том, что от индивидуального вклада каждого участника группы зависит конкретный результат ее деятельности. Этим определяем взаимозависимость индивидов друг от друга как форму предактивности к предстоящей деятельности. Таким образом, взаимосвязанность проявляется в ориентации индивидов на единую цель, за счет согласования внутренних мотивов и направленности данных индивидов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что включение группы в многообразие форм совместной деятельности и введение социального обучения, в условиях развивающих социальных сред на фоне приоритетного развития таких параметров, как направленность и организованность, способствует значительному развитию интеллектуальной коммуникабельности и психологического климата как параметров малой группы. Данные параметры развиваются быстро и импульсивно, в то время как развитие направленности и организованности идет медленней, но с большим коэффициентом стабильности и устойчивости.

Развитие параметров направленность и организованность определяет уровень развития группы как коллективного субъекта. Направленность выступает «своеобразным» идеологическим потенциалом группы, фиксируя социальную ценность принятых группой идей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм. А организованность определяет степень зависимости группы от среды: чем выше организованность, тем меньше зависимость группы от влияния

Оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания способствует развитию и проявлению субъектных качеств самой группы и включенных в нее индивидов, за счет более высокого уровня согласованности действий членов группы в рамках выполнения совместной социально значимой деятельности.

среды, зато повышается влияние группы на среду.

Следует отметить, что оптимальное соотношение индивидуального и группового сознания способствует развитию и проявлению субъектных качеств самой группы и включенных в нее индивидов, за счет более высокого уровня согласованности действий членов группы в рамках выполнения совместной социально значимой деятельности. Такой эффект наблюдал-= ся нами при оптимальной включенности групп в развивающую социальную среду. При недостаточной включенности, динамика развития групповой субъектности носила отрицательный модуль (группы «В» типа субъектности).

В развивающей социальной среде комплекс программ социально-психологической и педагогической помощи молодежи, способствует развитию всех типов субъект-ности групп, обеспечивая психическую за-щшценность, личностный комфорт и высшее качество принимаемых решений.

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

2. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Пси-хол. журн., 2009. Т 30. № 5. С. 75.

3. Чернышев А. С., Сарычев С. В., Лунев Ю. А., Лобков Ю. Л. Психологическая школа молодежных лидеров. М., 2005. С. 76.

4. Уманский Л. И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2001. С. 194

5. Чернышев А. С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: Избранные труды. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. С. 170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.