Научная статья на тему 'Социально-психологические условия становления личностных и лидерских качеств студенческой молодежи'

Социально-психологические условия становления личностных и лидерских качеств студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРЫ / ЛИДЕРСТВО / РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышев А.С., Чернышова О.В., Форопонова А.А.

В статье обсуждаются социально-психологические факторы и условия формирования лидерских и личностных качеств студенческой молодежи. Описывается опыт применения социально-психологических технологий проектирования образовательной среды с большими воспитательными возможностями (развивающей социальной среды) и социального обучения в подготовке современных молодежных лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические условия становления личностных и лидерских качеств студенческой молодежи»

УДК 378.1

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1 2 3

© 2017 А. С. Чернышев , О.В. Чернышова , А.А. Форопонова

1А.С. Чернышев, докт. психол. наук, профессор каф. психологии Курский государственный университет e-mail: psychology@kursksu.ru, 2О.В. Чернышова, канд. психол. наук, доцент каф. коммуникологии и психологии Юго-Западный государственный университет e-mail: chernyshova_olga_70@mail.ru, 3А.А. Форопонова, канд. психол. наук, ст. препод. каф. русского языка

для иностранных граждан Курский государственный университет e-mail: annie0608@yandex.ru

В статье обсуждаются социально-психологические факторы и условия формирования лидерских и личностных качеств студенческой молодежи. Описывается опыт применения социально-психологических технологий проектирования образовательной среды с большими воспитательными возможностями (развивающей социальной среды) и социального обучения в подготовке современных молодежных лидеров.

Ключевые слова: лидеры, лидерство, развивающая социальная среда, личностное и профессиональное развитие студентов, социальное обучение.

Проблема и теоретические основы ее решения. В начале XXI в. в связи с повышением роли в современном обществе «человеческого капитала» внимание исследователей обратилось к выявлению типологии людей, потенциально значимых для формирования человеческого капитала. В связи с этим особую ценность представляет категория «успешных людей». Отмечается, что задолго до появления теории человеческого капитала А. С. Макаренко изобрел и апробировал «воспитательную машину», которая могла эффективно производить качественный человеческий материал - человека с высоким потенциалом «предприимчивости и продуктивности», способного приносить пользу, с переносом на настоящее время -удваивать ВВП, жить в инновационном режиме и быть конкурентоспособным [Макаренко 1981: 32].

В современных геополитических условиях ведется хорошо срежиссированная борьба за умы молодежи. Неслучайно Президент Российской Федерации В.В. Путин связывает воспитание российской молодежи с возможностью сохранения России как суверенного государства.

В последние годы государственные структуры все больше внимания уделяют вопросам воспитания детей. В. В. Путин в своей программной статье «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить» особо отметил, что «главная надежда России - это высокий уровень образования населения, и прежде всего нашей молодёжи, мы должны научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения». По мнению В. В. Путина, «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические, делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <...> Надо

признать <...> влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло» [Путин 2012].

В такой ситуации наиболее продуктивным представляется изучение проблемы подготовки лидеров в тесной связи с изучением проблемы личностного развития российской молодежи. Такой подход стал основой проведенного исследования, ориентированного на исследования молодежного движения в регионе в его реальном проявлении. Традиции изучения лидерства в сочетании с его формированием были заложены в курской социально-психологической лаборатории еще в 1970-е гг. профессором Л.И. Уманским [Уманский 1980].

Л.И. Уманский и его ученики изучали организаторские способности и их развитие у подростков и юношей с позиций системного подхода в рамках малых групп в условиях многоплановой совместной деятельности и общения в экспериментально созданной развивающей социальной среде - социуме, отличающемся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания.

В связи с вышеуказанным целью нашего исследования явилось определение социально-психологических условий становления личностных и лидерских качеств современной студенческой молодежи. В основу исследования было положено гипотетическое предположение следующего содержания: оптимальное личностное и лидерское становление современной студенческой молодежи опосредуется следующими условиями:

• включением студентов в совместную активность членства в сфере «веера» групповой деятельности - учебной, спортивной, трудовой, волонтерской, добровольческой, художественной, идеологической;

• проектированием образовательной среды с большими воспитательными возможностями;

• использованием элементов социального обучения.

Эмпирическую базу составили студенты 1-4-х курсов Юго-Западного университета (около 200 человек). Методический блок включал наблюдение, беседу, опросники, элементы формирующего эксперимента. Диагностика личностного и лидерского потенциала студентов 1-3 курсов, проведенная кафедрой коммуникологии и психологии ЮЗГУ в течение ряда лет, выявила достаточно выраженную мотивацию студентов на лидерский статус, позитивное личностное отношение к социально значимым ценностям, ощущение положительного социального самочувствия, то есть степени удовлетворенностью жизнью (А.В. Брушлинский), но и достаточно выраженное проблемное поле, включающее в основном личностные проблемы, при незначительном проявлении социальных и бытовых проблем.

В связи с этим, в целях проектирования развивающей образовательной среды и использования социального обучения, была разработана программа для обеспечения условий лидерского и личностного формирования студентов, включающая следующие блоки:

• диагностический: комплексное исследование познавательной, эмоционально-волевой сферы, наблюдение за динамикой психического развития студентов;

• коррекционно-развивающий: развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;

• образовательный: всесторонне развитие учебной, творческой деятельности: формирование учебной мотивации, умений программировать, контролировать, регулировать результаты своей работы;

• воспитательный: духовно-нравственное развитие, устранение негативных качеств характера, предупреждение и устранение асоциальных проявлений.

Для создания благоприятной социальной среды в группе были использованы социотехники развития общительности, коммуникабельности, межличностного взаимодействия, разработанные кафедрой психологии КГУ:

• социотехника формирования мотивации достижения успеха. Направлена на развитие позитивных социальных потребностей, интересов, «социального оптимизма» личности. Эта методика основана на актуализации двух важных факторов: инициативности личности и эмоционального принятия ее социальной активности. Социотехника реализуется посредством создания норм коллективного поведения, проведения творческого и организационного комплекса мероприятий, разнообразия социальных ролей;

• социотехника регуляции эмоционального настроя. Осуществляется с помощью игровых экспромтов педагогов и психологов, неожиданных изменений распорядка дня или плана мероприятий, съемки и демонстрации видеофильмов, фоторепортажей, отражающих наиболее значимые события в жизни коллектива;

• социотехника развития способности к социальной интеграции. Реализуется посредством высокой интенсивности и объема внутри- и межгрупповых интеракций, совершаемых в едином пространственно-временном масштабе, многоуровневого характера взаимодействия индивида с группой, эмоционально и духовно насыщенного содержания совместных действий;

• социотехника формирования способности личности к гибкой групповой идентификации. Эта методика реализуется с помощью расширения групповой принадлежности, увеличения ее пространства от групп членства до социумов более высокого порядка, возможности участия в жизнедеятельности групп с различным статусом;

• методы моделирования совместной деятельности. Позволяют сформировать установку на межгрупповое сотрудничество. В процессе сборки конструкции прибора-модели «Арка» осуществляется активное взаимодействие участников группы. В результате происходит приобретение позитивного опыта реальной межгрупповой деятельности, повышение значимости основного коллектива, развиваются навыки общения и межличностного взаимодействия [Чернышев и соавт. 2016].

В ходе исследования были использованы следующие методики: «Социальное самочувствие», «Смысло-жизненные ориентации», «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы», методики «Ценностные ориентации», «Оценка психологического климата в учебном коллективе», методика КОС-1, анализ литературных источников, метод беседы и наблюдение.

Было изучено социальное самочувствие студентов факультета экономики и менеджмента первого, второго, третьего и четвертого курсов обучения с помощью соответствующего опросника.

Анализ результатов исследования определил значительные различия в эмоциональных состояниях обучающихся трех курсов:

- большинство студентов 3 курса испытывают чувство удовлетворения в вузе (60%), меньше тревог в общении и в процессе учебы, по сравнению с другими обучающимися;

- студенты 2 курса наиболее удовлетворены своей учебой, вузом, меньше тревожатся, волнуются при общении с однокурсниками (39,9%), чем юноши и девушки 1 курса (33%).

В результате исследования смысложизненных ориентаций студентов установлены значительные отличия их по степени выраженности:

- студенты четвертого курса имеют самые высокие показатели эмоциональной насыщенности жизни, сформированности жизненных целей, уверенности в возможности управлять жизнью;

- у студентов третьего курса средний уровень эмоциональной насыщенности жизни, сформированности жизненных целей, уверенности в возможности управлять своей жизнью;

- у большинства студентов второго курса также средний уровень эмоциональной насыщенности жизни, сформированности жизненных целей, уверенности в возможности управлять своей жизнью, но показатели ниже, чем у студентов третьего и четвертого курсов;

- студенты первого курса имеют наименьшие показатели эмоциональной насыщенности жизни, сформированности жизненных целей, уверенности в возможности управлять своей жизнью. Очевидно, с этим связана невысокая удовлетворенность жизнью и самореализацией.

Исследование жизненных ценностей студентов первого курса выявило, что самое значимое для большинства из них - это любовь, второй ранг занимает здоровье, третий ранг - счастливая семейная жизнь, четвертый ранг - материально-обеспеченная жизнь, пятый ранг - наличие хороших и верных друзей. Менее значимые ценности: познание, творчество, красота природы и искусство.

По мнению многих второкурсников, важным является любовь, затем счастливая семейная жизнь и здоровье. Менее значимыми являются интересная работа, красота природы и искусство.

Юноши и девушки третьего курса очень важной считают счастливую семейную жизнь, затем - здоровье, наличие хороших и верных друзей. Меньшее значение они придают свободе как независимости в поступках и действиях, творчеству.

Для менеджера, руководителя важно быть общительным, коммуникабельным, иметь организаторские способности. С помощью методики КОС-1 были изучены эти качества. Большинство студентов первого курса факультета экономики и менеджмента имеют выше среднего и средний уровень коммуникативных способностей и средний уровень развития организаторских способностей. К третьему курсу у студентов произошли определенные изменения. Большинство юношей и девушек (53%) имеют высокий и выше среднего уровень развития коммуникативных способностей и выше среднего уровень организаторских способностей. Таким образом, наблюдается тенденция возрастания коммуникативных (от 46% до 53%) и организаторских склонностей студентов от первого к третьему курсу (от 41% до 50%).

В процессе исследования психологических особенностей студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов был изучен уровень развития учебных групп и определены коэффициенты состояния параметров уровней их развития. В ходе исследования было установлено:

- почти по всем четырем параметрам наивысшие показатели имеют студенты четвертого курса, среднее значение коэффициента состояния параметров уровня развития группы Кср = 0,78 (172 балла);

- учебные группы третьего курса занимают промежуточное положение, среднее значение коэффициента состояния параметров уровня развития группы Кср = 0,62 (154 балла);

- наименьшие показатели имеют группы первого курса, среднее значение коэффициента состояния параметров уровня развития группы Кср = 0,48 (111 баллов);

- учебные группы второго курса имеют невысокие показатели, но лучше, чем у студентов первого курса (Кср = 0,50);

- учебные группы четвертого и третьего курсов имеют средний уровень развития исследованных параметров, что позволяет относить их к категории «кооперация» с Кср = 0,62-0,78; учебная группа первого и второго курсов имеет уровень развития исследованных параметров ниже среднего, что соответствует категории «ассоциация» с Кср = 0,61-0, 41.

Группы четвертого и третьего курсов можно характеризовать как «кооперация», то есть согласно описанию А.С. Чернышева, они «достаточно организованы, но недостаточно проявляют активность, инициативу. Проявляется групповой эгоизм, противопоставление себя другим группам. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам. Авторитетны организаторы, актив» [Чернышев 2016].

Учебную группу первого и второго курсов можно характеризовать как «ассоциация», то есть существуют «замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом. Актив недостаточно действен. Студенты конформны в поведении» [Чернышев 2015: 22].

Эти результаты исследования можно объяснить с позиции концепции Л.И. Уманского, «согласно которой на развитие учебной группы влияет организация совместной деятельности в университете» [Уманский 1980: 16]. На четвертом курсе наблюдается тенденция к активизации учебной деятельности, профессионального развития. Группа студентов четверокурсников много лет вместе. Куратор, преподаватели и психологи активно способствовали социально-психологической адаптации юношей и девушек, сплочению коллектива.

Студенты первого курса еще недостаточно подружились. Нет сплоченности, единомыслия в группе. Куратору, преподавателям, психологам нужно приложить усилия для формирования коллектива в процессе учебной, творческой деятельности и общения.

Обобщая полученные данные, характеризующие особенности социальных сред в группах 1, 2 и 3 курсов университета, можно утверждать, что:

- в учебных группах 3 курса выявлена высокая степень благоприятности социально-психологических отношений. Социальное самочувствие студентов в вузе весьма благоприятное, у них преобладают положительные эмоции, им очень нравится общение со сверстниками, они ожидают помощи и поддержки от них;

- студенты второго курса имеют среднюю степень благоприятности социально-психологических отношений. Социальное самочувствие большей части юношей и девушек комфортное, положительное, но у некоторых из них посещение университета вызывает ряд проблем;

- в учебных группах 1 курса выявлена средняя степень благоприятности социально-психологических отношений, но по многим критериям ситуация ниже, чем в группах второкурсников. Большей части юношей и девушек нравится общение со сверстниками в вузе, но у 13 % обучение вызывает ряд проблем. Большинство студентов ждет от своих однокурсников помощи, сочувствия, но многие (18%) -равнодушия и безразличия, обид и несправедливости;

- выявлена социально-психологическая структура социальной ситуации в вузе, которая включает в себя: стиль руководства, социально-психологический климат, систему ценностей, традиций, успешность учебно-воспитательной деятельности.

Выводы. На основе научно-теоретического анализа результатов эмпирического и экспериментального исследований социально-психологических условий становления успешных лидеров-организаторов выявлены следующее:

• наблюдается повышение мотивации к лидерству у современной молодёжи, что во многом объясняется реакцией на социальный заказ государства и общества;

• перспективно значительное расширение социального пространства формирования лидерства. В отличие от традиционного подхода изучения феномена в рамках совместной активности в группе (внутри группы), плодотворным представляется формирование лидерства в более широком социальном пространстве за счёт включения группы в совместную активность системы социальных организаций разного статуса (другие группы, основную организацию, волонтёрское движение, добровольческую деятельность и т.д.) [Бендас 2009];

• ведущая роль малой группы как «организационная конечность» и «структурная первичность» [Макаренко 1981], выступающей объектом организаторской деятельности лидеров-организаторов, направленной на повышение социально-психологической зрелости группы, превращение её в субъект с признаком «самоуправляемости»;

• эффективность проектирования развивающей социальной среды как социума, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп.

Библиографический список

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить [Электронный ресурс]. URL: http // izvestia.ru /news / 511884 (дата обращения: 7.05.17).

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

Чернышев А.С. и др. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, В.И. Скурятин. Воронеж: Кварта, 2007.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Т. и др. Социально-психологические условия успешных лидеров-организаторов / под. общ. ред. А.С. Чернышева. Курск: КГУ, 2016. 216 с.

Чернышев А. С. Лидерство в социальных организациях: пути диагностики и формирования: учеб. пособие / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, С. Т. Елизаров и др.; под общ ред. А.С. Чернышева. Курск: КГУ, 2015.

Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.