Научная статья на тему 'Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов'

Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2287
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / лидер / эффективное лидерство / leadership / leader / effective leadership

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И Н. Логвинов

В статье проанализированы современные исследования эффективного лидерства, проведенные представителями курской социально-психологической школы в рамках параметрической концепции малой группы. Особое внимание уделяется как личностным качествам молодежных эффективных лидеров, так и технологиям их формирования в специализированных молодежных центрах в условиях социального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF EFFECTIVE LEADERSHIP: MODERN RESEARCHES OF KURSK PSYCHOLOGISTS

In article the modern researches of effective leadership conducted by representatives of Kursk social and psychological school within the parametrical concept of small group are analysed. The special attention is paid both to personal qualities of youth effective leaders, and technologies of their formation in the specialized youth centers in the conditions of social training.

Текст научной работы на тему «Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов»

УДК 159. 9: 316. 35

ПСИХОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУРСКИХ ПСИХОЛОГОВ

© 2015 И.Н. Логвинов

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: ewredika67@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье проанализированы современные исследования эффективного лидерства, проведенные представителями курской социально-психологической школы в рамках параметрической концепции малой группы. Особое внимание уделяется как личностным качествам молодежных эффективных лидеров, так и технологиям их формирования в специализированных молодежных центрах в условиях социального обучения.

Ключевые слова: лидерство, лидер, эффективное лидерство

В основе современных отечественных психологических исследований феномена лидерства лежат субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.) и системный подходы в психологии (В. А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, А. Л. Журавлев и др.), результаты исследований отечественных ученых в области психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн

и др.), а также результаты исследований малых групп (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, А.С. Чернышев и др.).

Проблема эффективного лидерства (молодежного, в частности) длительное время изучается курскими психологами. Заметим, что лидерство традиционно для представителей курской социально-психологической школы рассматривается как общее социально-психологическое качество группы по отношению к параметрам в рамках параметрической системы [Уманский 1980]. Проанализируем основные результаты их исследований в этой области социальной психологии.

А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев установили, что в экстремальных условиях совместной деятельности актуализируется ряд специфических особенностей лидерства:

• скорость проявления феномена;

• выделение тактического и стратегического лидерства, а также их оптимальное сочетание [Чернышев и соавт. 2005].

На основании обобщения многолетнего опыта работы в областной школы молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг» А.С. Чернышев и его сотрудники разработали ряд эффективных социотехник:

• социотехника формирования мотивации достижения успеха;

• социотехника регуляции эмоционального настроя;

• социотехника развития способности личности к социальной интеграции;

• социотехника формирования способности личности к гибкой групповой идентификации;

• социотехники на основе методов моделирования совместной деятельности [Чернышев 2005].

Резервом молодежных лидеров являются социально одаренные дети. Социальная

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

одаренность, согласно данным А.С. Чернышева, Ю.Л. Лобкова, С.В. Сарычева и

В.И Скурятина, включает в себя три вида одаренности: организационную, лидерскую и аттрактивную [Чернышев и соавт. 2007]. Эти авторы считают, что эффективно развивать лидерские и организаторские способности возможно только в условиях специально созданных развивающих сред через социальное обучение. Такие среды назвали социальными оазисами. В Курской области первым социальным оазисом является ОШМЛ «Комсорг», которая была основана в 60-е годы прошлого века курскими социальными психологами Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым,

Л.И. Акатовым и др..

На основе обобщения опыта работы с социально одаренными подростками и детьми в ОШМЛ «Комсорг» были сформулированы ключевые положения организации естественного формирующего эксперимента как эффективной социально развивающейся среды. Заметим, что опыт Курской школы молодежных лидеров по созданию социально развивающих сред для социально одаренных детей показал свою высокую эффективность в новых социальных условиях современной России для личностного развития детей из регионов чернобыльского следа в условиях санатория.

Проблема лидерства исследовалась также С.В. Сарычевым в рамках изучения им социально-психологических факторов надёжности малых групп в различных социальных условиях [Сарычев 2009]. Он установил, что именно лидерство в малой группе в напряженных ситуациях совместной деятельности выступает, с одной стороны, как социально-психологический механизм актуализации надёжности группы, а с другой - как социально-психологический механизм формирования надёжности молодёжных групп [Сарычев 2007]. Кроме того, согласно мнению С.В. Сарычева, качественное обогащение и преобразование лидерства также относится к психологическим механизмам надёжности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности [Сарычев 2001].

С.В. Сарычев выделил в качестве одного из компонентов надежности группы феномен «ярко выраженное лидерство», понимая под ним «наличие в группе стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, совместимость лидеров» [Сарычев 2009]. Однопорядковым психологическим феноменом является «резерв лидеров», который образуют «лица, имеющие высокий уровень притязаний на лидерство и готовности включиться в организацию в рамках тех свойств группы, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности» [Сарычев 2009].

С позиции параметрической теории группы лидерство в молодежных группах исследовал Д.В. Беспалов. Изучая влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности, ему удалось установить ряд закономерностей. Им было, в частности, установлено, что потенциальные возможности лидерства, сложившиеся в высокоорганизованных группах, реализуются в напряженных ситуациях совместной деятельности в совпадении уровня притязаний лидеров и их реального вклада в группу, оптимальном сочетании стратегического и тактического лидерства. Успешность совместной деятельности организованных групп в напряженных ситуациях определяется способностью лидеров к интеграции индивидуальных и групповых мотивов, расширению включенности индивидов в совместной группе на всех этапах ее реализации, созданию в группе положительного психологического настроя [Беспалов 2005].

Появление лидеров-дезорганизаторов в группе обусловлено отсутствием возможности у потенциальных лидеров реализовать себя в рамках официальных структур, а также нравственными чертами личности лидера. Длительное пребывание

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Логвинов И. Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов

лидера в роли дезорганизатора или организатора сказывается на особенностях его личности. Лидерство в различных социальных средах имеет имманентные специфические характеристики, жестко не связанные с уровнем организованности группы, выражающиеся в личностных особенностях лидеров. Социальная ситуация в молодежных центрах в большей степени способствует актуализации и становлению эффективного лидерства, чем ситуация, сложившаяся в школе [Там же].

Представляется перспективным направление в исследовании молодежного лидерства, обозначенное в работах Д.В. Беспалова на основании теоретического анализа работ по проблеме молодежного лидерства, который ввел понятия «деструктивное лидерство» и «деструктивный лидер». Им были предложены две типологии деструктивного лидерства. В основе первой лежит критерий направленности активности. В соответствии с ним выделены два типа лидерства: деструктивное лидерство отрицательной направленности (асоциальное деструктивное лидерство) и деструктивное лидерство положительной направленности (просоциальное

деструктивное лидерство) [Беспалов 2013].

В основе второй типологии лежит критерий «сфера влияния лидера в группе». В соответствии с ним были выделены деструктивное инструментальное лидерство и деструктивное эмоциональное лидерство. Для выявления лидеров в малой группе Д.В. Беспалов предложил «Методику наблюдения за проявлением лидерства в группе».

При изучении молодежного лидерства Д.В. Беспаловым было установлено, что психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах детерминируются уровнем организованности группы [Беспалов 2012]. На основе изучения динамики лидерства в группах подростков и юношей он установил факторы, которые ее детерминируют: уровень развития группы, возрастные особенности лидеров, особенности социальной среды, соотношение руководства и лидерства в молодежных группах, соотношение деструктивного и конструктивного лидерства в молодежных группах [Беспалов 2011].

Исследование Д. В. Беспаловым и Н. В. Набасовой динамики молодежного лидерства в малых группах различной организованности позволило выявить

детерминанту этого процесса. В этой роли выступил уровень развития организованности группы [Беспалов, Набасова 2013].

Нами совместно с М.И. Логвиновой и Т.И. Логвиновой в процессе исследования личностной и ситуативной тревожности деструктивных лидеров подросткового возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, было установлено, что оба показателя у большинства респондентов имеют высокий уровень развития [Логвинов и соавт. 2013].

С.Г. Елизаров, проводя изучение мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов на материале исследования молодежных учебных групп, установил, что лидерство выступает в роли механизма формирования данного феномена [Елизаров 2010]. Он пришел к выводу о том, что в качестве механизма формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа выступает обогащение и преобразование лидерства [Елизаров 2011].

С. Аль-Гафри, анализируя роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, установил, что уровень социальнопсихологической зрелости учебной группы детерминируется структурой лидерства в группе, причем сама структура лидерства включает в себя три группы лидеров: положительных, отрицательных и лидеров смешанного типа.

Было выявлено, что лидеры воздействуют на группу, используя следующие социально-психологических механизмы:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

• «дифференцированный образ группы в сознании лидеров, детерминированный типом направленности лидеров (положительной, отрицательной, смешанной);

• адекватный образ лидеров разной направленности и их роли в жизнедеятельности группы в групповом сознании;

• оптимальное соотношение в структуре лидерства лидеров различной направленности».

При этом избирательность воздействия лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группы детерминируется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности. Им было также установлено, что «в старших классах происходят изменения в структуре лидерства: значительно преобладают лидеры положительной направленности, возрастает число лидеров-юношей, происходит «сближение» образов группы в сознании лидеров разной направленности» [ Аль-Г афри 2010].

Н.А. Галкина, изучив роль лидерства в формировании направленности активности юношеских групп, пришла к выводу о том, что именно лидеру принадлежит ведущая роль в формировании этого группового показателя. При этом в высокоразвитых группах ценности лидера и группы совпадают в большей степени, чем в группах, имеющих более низкий уровень развития. Лидеры-дезорганизаторы оказывают минимальное влияние на формирование направленности активности в группах высокого уровня развития. В группах же низкого уровня развития такие лидеры способны оказывать, как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование направленности активности в юношеских группах [Галкина 2013].

Другую сторону лидерства исследовала В.В. Гулякина. Она изучила основные копинг-стратегии, которые применяют молодежные лидеры подросткового возраста. Было установлено, что в трудных жизненных условиях, лидеры-подростки активно используют конструктивные преобразующие стратегии, в то время как их ведомые -неконструктивные стратегии преодоления. Кроме того, для лидеров в такой ситуации типичны напористость и настойчивость в удовлетворении своих интересов, они избирают линию кооперации, выражая тем самым готовность пойти навстречу другому в удовлетворении его потребностей [Гулякина 2011].

Одним из наиболее динамично развивающихся аспектов современной психологии лидерства является формирование и развитие лидерских качеств или лидерства в группе. Данная проблематика успешно исследуется А. С. Чернышевым и его учениками С.В. Сарычевым, С.Г. Елизаровым, Ю.Л. Лобковым, И.Н. Логвиновым, Д.В. Беспаловым.

А. С. Чернышев не только поставил проблему подготовки молодежных лидеров на рубеже XX-XXI вв., но и разработал концептуальные основания и технологические средства подготовки молодежных лидеров гуманистической ориентации;

сформулировал условия реализации лидерского потенциала социально одаренных детей в на основе экспериментального подхода; совместно с С.В. Сарычевым выявил социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров на базе экспериментального подхода; совместно с С.В. Сарычевым и Ю.Л. Лобковым проанализировал психологические аспекты, которые необходимо учитывать при подготовке будущих лидеров из числа социально одаренных детей; выявил совместно с С.Г. Елизаровым, Ю.Л. Лобковым, Д.В. Беспаловым и С.В. Сарычевым динамику мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России, что необходимо учитывать при проектировании социального обучения; описал совместно со своими учениками основные этапы проектирования психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии [Чернышев 2010-2012].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Логвинов И. Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов

АС. Чернышев разработал аппаратурные методики исследования лидерства (основаны на использовании приборов-моделей совместной деятельности «Арка», «ГСИ-7» и др.) и естественный формирующий эксперимент. Отметим также, что активное применение приборов-моделей совместно деятельности в условиях формирующего эксперимента повышает эффективность формирования молодежного лидерства в условиях социально развивающей среды [Чернышев 2010-2012].

Новое перспективное направление в исследовании молодежного лидерства, которое успешно реализуется в изучении этого феномена в рамках параметрической концепции малой группы в курской социально-психологической лаборатории, обозначено в работах И.Н. Логвинова. Оно связано с исследованием гендерной психологии молодежного лидерства. В результате проведения цикла исследований гендерной психологии молодежного лидерства с позиций параметрической теории группы, нами было выявлено влияние на социально-психологические характеристики лидерства таких факторов, как половая принадлежность лидеров, их возраст (подростковый или юношеский), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, или «чистые» районы), наличие или отсутствие опыта социального обучения (социальное обучение осуществляется в Курской областной школе молодежных лидеров (ОШМЛ) «Комсорг») [Логвинов 2000-2013].

Кроме того, нами были получены эмпирические данные, согласно которым, например, гендерная принадлежность лидера детерминирует уровень развития ситуативной тревожности лидера, волевых качеств лидеров, их ценностные ориентации, уровень развития механизма дифференциации ценностных ориентаций лидеров, структуру типов молодежного лидерства, а также особенности благоприятности психологической атмосферы для лидеров в группе членства.

Гендерные аспекты лидерства также изучались нами совместно с С.В. Сарычевым в ходе проведения другого, более масштабного исследования социально-психологических факторов надёжности малых групп в различных социальных условиях. В результате авторами было установлено, что гендерные особенности молодежных лидеров определяют специфику актуализации лидерства в молодежных группах в напряженных ситуациях совместной деятельности [Сарычев, Логвинов 2008].

Таким образом, представители курской социально-психологической школы успешно разрабатывают как теоретические, так и практические аспекты формирования эффективного, прежде всего молодежного, лидерства.

Библиографический список

Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности. Курск, 2010. 20 с.

Беспалов Д.В. Анализ научных подходов к пониманию деструктивности как основа рассмотрения деструктивного лидерства в малых группах // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3. Т. 1 (27). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/031-031.pdf (дата обращения: 12.02.2014).

Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 18 с.

Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные

исследования. 2011. №3 (12). С. 49-59.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University, (дата обращения: 02.04.2015).

Беспалов Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 9. С. 77-83.

Беспалов Д.В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. №05(089). URL:

http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/76.pdf (дата обращения: 02.04.2015).

Беспалов Д.В., Набасова Н.В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/029-032.pdf (дата обращения: 19.01.2014).

Галкина Н.А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп // Духовно-нравственные потенциалы молодёжного коллектива: диагностика и развитие: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А.С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. Курск, 2013. С. 178-182.

Гулякина В.В. Копинг-стратегии у лидеров в подростковом возрасте // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы всеросс. науч. конф. (с междунар. участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч. 1. / под общ. ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. ун-т. Курск, 2011. С. 220-223.

Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на материале исследования молодежных учебных групп): дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2010. 446 с.

Елизаров С.Г. Обогащение и преобразование лидерства как механизм формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа // Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: сб. материалов 3-го междунар. симпозиума. М.; Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. С. 124-126.

Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного

университета. 2013. № 1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 07.02.2015).

Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4 (20). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/022-033.pdf (дата обращения: 07.02.2015).

Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf (дата обращения: 07.01.2015).

Логвинов И. Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1274-1279.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Логвинов И. Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов

Логвинов И.Н. Композиция, стиль и типы лидерства в условиях социальной депривации // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: сб. науч. тр. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. С. 79-94.

Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.

Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). Ч. 1. С. 92-100.

Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 966-971.

Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. № 90 (10). URL:

http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (дата обращения: 14.01.2015).

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С.1280-1286.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 101-109.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего

образования. 2013. № 1. С. 75-78.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (15). Т. 1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 8.02.2015).

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 4. С. 972-978.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=19 (дата обращения: 03.02.2015).

Логвинова Т.И., Логвинова М.И., Логвинов И.Н. Личностная и ситуативная тревожность деструктивных лидеров подросткового возраста // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие: материалы междунар. науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А.С. Чернышёва; Курск. гос. ун-т. Курск, 2013. С. 200-205.

Сарычев С.В. Лидерство в напряженных ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы // Проблемы социальной психологии XXI столетия : материалы междунар. конгресса : в 6 т. Ярославль, 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Т. 3. С. 35-36.

Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Курск. гос. унт, 2007. 155 с.

Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различнх социальных условиях: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2009. 42с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Гендерные различия актуализации лидерства в молодежных группах в напряженных ситуациях совместной деятельности: социальнокогнитивные аспекты // Психология когнитивных процессов: материалы II всерос. науч.-практич. конф. Смоленск: Универсум, 2008. С. 286-293.

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

Чернышев А.С. Концептуальные основания и технологические средства подготовки молодежных лидеров гуманистической ориентации // Тенденции развития современной психологической науки: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Москва, 31 января - 1 февраля 2007 г. М., 2007. С. 137-144.

Чернышев А.С. Проблемы подготовки молодежных лидеров на рубеже XX-XXI веков // Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практич. конф. Воронеж, 18-20 сентября 2008. Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 17-20.

Чернышев А.С. Проектирование психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии. Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. 162 с.

Чернышев А.С. Реализация лидерского потенциала социально одаренных детей (экспериментальный подход) // Вестник практической психологии образования. 2008. № 2 (15). С. 64-69.

Чернышев А.С., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В. , Сарычев С.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 213 с.

Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Чернышев А.С., Лунев Ю.А. , Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 275 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Психологические аспекты подготовки будущих лидеров из числа социально одаренных детей: учеб. сетевое электр. издание / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков. IMS content package на 1 CD носителе. Курск: Курск. гос. ун-т, 2012.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.