УДК 159. 9: 316. 6
ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В РАБОТАХ КУРСКИХ ПСИХОЛОГОВ ХХ ВЕКА
© 2016 И. Н. Логвинов
канд. психол. наук, доц. каф. психологии e-mail: [email protected];
Курский государственный университет
В статье представлен теоретический обзор научных подходов к пониманию лидерства, разработанных курскими психологами в ХХ веке. В центре внимания статьи находится проблема молодежного лидерства, социально-психологические условия и механизмы успешного формирования личности молодежного лидера в условиях социально обогащенной среды.
Ключевые слова: лидер, лидерство, молодежное лидерство, малая группа.
Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А.С.Макаренко, А.С. Залужным и др., сотрудники Курской социально-психологической лаборатории И.А. Френкель, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, А.С. Крикунов, И.С. Полонский, Л.И. Акатов, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, И.Н. Логвинов, Ю.Л. Лобков, Д.В. Беспалов и др. рассматривают проблему лидерства в тесной связи с уровнем развития группы (коллектива). Понимая под лидерством социально-психологическое явление, сущность которого может быть определена как осуществление ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи, авторы в ходе исследования установили, что осуществление лидерства в контактной группе зависит от уровня развития группы [Чернышев 1980].
Начало исследования лидерства в молодежных группах были положены работами основателя кафедры психологии Курского государственного института Л. И. Уманским. Л.И. Уманский, исследуя психологию организаторской деятельности и организаторских способностей, выделил ряд специфических свойств личности способного лидера-организатора. К ним относятся психологическая избирательность, практически-психологический ум, психологический такт, общественная энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности. На основе динамической структуры личности К. К. Платонова Л. И. Уманский разработал динамическую структуру личности организатора [Уманский 1968]. Более того, он выделил параметры, по которым можно выявить лидера в малой группе:
• высокая активность, направленная на интеграцию всех членов группы для достижения общегрупповых целей;
• центральное положение в обмене информацией;
• значительный, больший в группе вклад в общий результат [Там же].
А. С. Чернышев, ученик Л. И. Уманского, исследуя социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп), установил, что лидерство выступает в роли фактора, детерминирующего ее уровень развития [Чернышев 1980].
Отметим также, что А.С. Чернышев, Ю.В. Белянский, Ю.А. Лунев и С.В. Сарычев разработали программу подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам [Чернышев и соавт. 1994]. Несколько
позже группой курских психологов во главе с А.С. Чернышевым была разработана программа изучения уровня развития школьного класса как коллектива и состояния лидерства в нем [Чернышев и соавт. 1996]. Впоследствии коллектив психологов во главе с А.С. Чернышевым разрабатывает программу проектирования развивающей социальной среды и подготовки молодежных лидеров. Большое внимание А.С. Чернышев и его ученики уделяли экспериментальным методам исследования лидерства, где ведущая роль отводилась аппаратурным методикам [Сарычев 1990; Чернышев 1980-1997].
А.Н. Лутошкин сформулировал правила успешного взаимодействия молодежного лидера-организатора с группами разного уровня развития, которые обязательно учитывали особенности развития основных качеств группы [Лутошкин 1981]. Заметим также, что, изучая молодежное лидерство, А.Н. Лутошкин разработал и подробно охарактеризовал каждый из этапов развития коллектива и лидерства в нем: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» [Лутошкин 1981: 89-91]. Согласно его мнению, лидер должен являться прежде всего организатором, который реализует в своей деятельности один из перечисленных ниже стилей.
• «Разящие стрелы»: приказывающий, требующий настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения.
• «Возвращающийся бумеранг»: организатор советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, он принимает решение и начинает действовать, однако не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.
• «Снующий челнок»: уговаривающий, просящий, компромиссный. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.
• «Плывущий плот»: соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет [Там же: 65-70].
И.С. Полонский, проводя в рамках параметрической теории коллектива исследование проблемы нравственного содержания деятельности неофициальных групп подростков и юношей, акцентировал свое внимание на воздействии на группу членства со стороны лидеров-дезорганизаторов [Полонский 1974].
С. В. Сарычев, изучая надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности, пришел к выводу о том, что лидерство выступает одним из факторов, который определяет эффективность ее деятельности в таких условиях [Сарычев 1990].
Проблема лидерства изучалась С.Г. Елизаровым в контексте детерминации форм включенности малой группы в основной коллектив [Елизаров 1994].
В цикле исследований лидерства в учебных группах в регионах чернобыльского следа, осуществленных в 80-90 гг. прошлого века, нами было установлено, что лидеры в условиях социальной депривации имеют ряд особенностей, которые проявляются в структуре ценностных ориентаций, сближении психологической дистанции с группой членства и особенности саморегуляции, выражающейся в завышенной самооценке, недостаточном уровне развития таких качеств личности, как настойчивость и самообладание [Логвинов 1996]. Кроме того, в молодежных учебных группах в условиях депривации сложилась специфическая структура лидерства, состоящая в доминировании лидеров парциального типа над лидерами абсолютного типа.
Среди лидеров парциального типа из регионов чернобыльского следа большинство респондентов составляют лица женского пола, в то время как
большинство среди лидеров абсолютного типа (из тех же районов) составляют лица мужского пола. Наличие таких личностных качеств, как высокоразвитая личностная и ситуативная познавательная активность, высокий уровень развития потребностей в общении и достижениях, у старшеклассника является необходимым условием для завоевания им лидерской позиции в условиях социальной депривации. В условиях депривации среди лидеров преобладают лица, относящиеся к аффективному типу и демократическому стилю лидерства [Там же].
Ю.А. Лунев рассматривает феномен лидерства как одну из социально-психологических детерминант поведения группы в межгрупповом взаимодействии. Также ученый разработал ряд методик, которые позволяют, наряду с исследованием межгруппового взаимодействия, изучать лидерство в них [Лунев 1991].
Несомненно, представляют интерес исследования К.М. Гайдар, которая, изучая динамику субъектного развития студенческой группы в период обучения, установила, что лидерские отношения возникают на втором году обучения в вузе. Ею была выявлена специфика студенческого лидерства, состоящая в доминировании неофициального лидерства над официальным, представленным в студенческой группе старостой и профоргом. Что же касается самих лидерских отношений в студенческих группах, то они отличаются разнообразием и изменчивостью. Отметим также, что К.М. Гайдар в своем исследовании установила, что к концу обучения в вузе первыми распадаются именно деловые и лидерские отношения [Гайдар 1994].
Т.А. Антопольская, исследуя социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы в молодежных учебно-воспитательных организациях, доказала, что именно лидерство выступает в роли ведущего внутригруппового механизма группового генезиса. При этом автор уточняет, что динамика развития группы детерминируется особенностями взаимодействия лидеров с группой членства [Антопольская 1995].
В конце 90-х гг. прошлого века Ю.Л. Лобков, изучая социально-психологические аспекты оказания эффективной психологической помощи подросткам и юношам в условиях социальной депривации, детально описал процедуру формирования в молодежном центре лидерских качеств у его воспитанников [Лобков 1998].
Особое место в работах курских психологов отводится проблеме типологии лидеров. Рассмотрим наиболее известные из них.
Так, Л.И. Уманский предложил типологию лидерства на основании функций, которые выполняет лидер. Она включила в себя следующие шесть основных типов:
• лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
• лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
• лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
• лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
• лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
• лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности) [Уманский 2001].
Развивая идеи Л.И. Уманского, его ученик, А.С. Чернышев, на основании результатов исследования проблемы организованности предложил выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов [Чернышев 1980]. Несколько позже, во второй половине девяностых, его ученик И. Н. Логвинов на основании количества видов деятельности, в которых осуществляется лидирование, среди молодежных лидеров выделяет парциальных и абсолютных [Логвинов 1996].
Обобщая основные результаты изучения проблемы лидерства курскими
психологами в прошлом веке, можно констатировать, что их отличительными чертами являются гармоничное сочетание теоретического и прикладного аспектов при исследовании данного феномена, а также успешное решение ряда актуальных проблем, связанных с функционированием молодежного лидерства. Кроме того, следует отметить, что именно для представителей курской школы психологов характерно активное использование экспериментального подхода при исследовании проблемы лидерства. Изучение феномена лидерства осуществлялось в рамках разработанной ими параметрической концепции малой группы. В центре внимания курских психологов находилась проблема молодежных лидеров, их формирование и развитие. Были разработаны и успешно реализованы на практике социально-психологические условия и механизмы формирования молодежных лидеров в специализированном центре подготовки молодежных лидеров «Комсорг». Разработан методический инструментарий как для выявления лидеров в малой группе, так и для изучения феномена лидерства в целом с использованием аппаратурного эксперимента; разработан целый класс приборов-моделей совместной деятельности для исследования лидерства («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор» и т.д.), которые и сейчас активно применяются современными психологами.
Дальнейшие исследования представителями курской социально-психологической школы феномена лидерства, проведенные уже в ХХ1 в., подтвердили как правильность исходных положений созданной в прошлом веке параметрической концепции малой группы, так и эффективность разработанных подходов к формированию лидерского потенциала у подрастающего, нового поколения российской молодежи: в 2015 г. на территории Курской области функционировало 14 профильных молодежных лагерей (центров), в основе работы которых лежат идеи и подходы курских психологов к явлению молодежного лидерства.
Библиографический список
Антопольская Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1995. 163 с.
Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1994. 23 с.
Елизаров С.Г. Лидерство как фактор детерминации форм включенности малой группы в основной коллектив // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: межвуз. сб. ст. Кострома, 1994. С. 35-38.
Лобков Ю.Л. Социально-психологические аспекты эффективности помощи подросткам и юношам в условиях социальной депривации: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1998. 23 с.
Логвинов И.Н. Композиция, стиль и типы лидерства в условиях социальной депривации // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: сб. науч. трудов. Курск: КГПУ, 2000. С. 79-94.
Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «чернобыльского следа»: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.
Логвинов И. Н. Лидерство как фактор гуманизации отношений в группах подростков // Научный поиск: исследования молодых ученых. Курск, 1995. С. 11-17.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Исследование проблемы лидерства в условиях депривации (в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению) // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентиры в образовании: тез. докл.
всерос. науч. конф. Курск, 1994. С. 182-184.
Логвинов И.Н., Чернышев А.С. Социально-психологический портрет молодежных лидеров в условиях депривации // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: материалы докл. и выступл. на Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 1994. С. 86-88.
Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991. 22 с.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 1981. 208 с.
Полонский И.С. К проблеме нравственного содержания деятельности неофициальных групп подростков и юношей // Вопросы психологии личности и коллектива школьников и студентов. Т. 31 / отв. ред. И.А. Френкель. Курск, 1974. С. 22-30.
Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 1993. 274 с.
Сарычев С.В. Применение приборов-моделей совместной деятельности в психологической подготовке специалистов // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики: тезисы докладов республиканского семинара-совещания. Курск, 1990. С. 8587.
Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив: избр. тр. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2001. 208 с.
Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1968. 30 с.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании коллектива // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 4. С. 84-94.
Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дис. ... докт. психол. наук. М., 1980. 335 с.
Чернышев А.С., Белянский Ю.В., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. и др. Программа подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994. 54 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В. и др. Программа изучения уровня развития школьного класса как коллектива и состояния лидерства в нем (для обследования 6-11 классов). Курск, 1996. 28 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Руководство по применению прибора-модели «Арка». Курск, 1997. 28 с.