Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / студенты / молодежная субкультура / молодежная субкультура просоциальной направленности / совместная деятельность. / Youth / students / youth subculture / youth subculture of pro-social orientation / joint activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логвинова М. И.

В статье раскрывается специфика социально-психологических условий совместной деятельности групп студенческой молодежи: учебных, молодежных субкультур просоциальной направленности, сформировавшихся в стандартной социальной среде и развивающей социальной среде. Выявлены существенные различия в социальнопсихологических условиях совместной деятельности между студенческими учебными группами и просоциальными субкультурами студенческой молодежи. Установлено, что для просоциальных субкультур студенческой молодежи характерны высокий уровень развития психологического климата, высокий уровень сплоченности, коллективистическая направленность в восприятии группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF JOINT ACTIVITY OF STUDENT YOUTH GROUPS

The article reveals the specificity of the socio-psychological conditions of joint activity of groups of student youth: educational, youth subcultures of a pro-social orientation, formed in a standard social environment and a developing social environment. Revealed significant differences in the socio-psychological conditions of joint activities between student study groups and prosocial subcultures of student youth. It has been established that the pro-social subcultures of student youth are characterized by a high level of development of the psychological climate, a high level of cohesion, and a collectivist orientation in the perception of the group.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП»

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП

© 2022 М. И. Логвинова

аспирант кафедры психологии e-mail: landaurita@mail.ru

Курский государственный университет

В статье раскрывается специфика социально-психологических условий совместной деятельности групп студенческой молодежи: учебных, молодежных субкультур просоциальной направленности, сформировавшихся в стандартной социальной среде и развивающей социальной среде. Выявлены существенные различия в социально-психологических условиях совместной деятельности между студенческими учебными группами и просоциальными субкультурами студенческой молодежи. Установлено, что для просоциальных субкультур студенческой молодежи характерны высокий уровень развития психологического климата, высокий уровень сплоченности, коллективистическая направленность в восприятии группы.

Ключевые слова: молодежь, студенты, молодежная субкультура, молодежная субкультура просоциальной направленности, совместная деятельность.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF JOINT ACTIVITY OF STUDENT YOUTH GROUPS

© 2022 M. I. Logvinova

Postgraduate Student of the Department of Psychology email: landaurita@mail.ru

Kursk State University

The article reveals the specificity of the socio-psychological conditions of joint activity of groups of student youth: educational, youth subcultures of a pro-social orientation, formed in a standard social environment and a developing social environment. Revealed significant differences in the socio-psychological conditions of joint activities between student study groups and prosocial subcultures of student youth. It has been established that the pro-social subcultures of student youth are characterized by a high level of development of the psychological climate, a high level of cohesion, and a collectivist orientation in the perception of the group.

Keywords: youth, students, youth subculture, youth subculture of pro-social orientation, joint activity.

Проблема исследования. Студенчество - значимый этап в профессиональном и личностном самоопределении молодежи. В условиях вузовского обучения происходят существенные изменения в личности будущего специалиста (в частности, с позиции профессиональной подготовки, развития зрелой личности, формирования мотивации и образа будущего).

В настоящее время большое внимание общества и государства уделяется раскрытию и поддержанию воспитательных возможностей вуза. Студенческая среда аккумулирует в себе значительный творческий и интеллектуальный потенциал,

который может быть реализован в различных видах деятельности, в первую очередь в рамках учебной деятельности. В ходе обучения в вузе студенты объединены в учебные группы, при этом, как отмечают психологи, социально-психологические качества группы влияют на успешность учебной деятельности студентов [4]. Выступая значимой социальной организацией, учебная студенческая группа обладает мощным ресурсом влияния на ценности, убеждения, мировоззрение ее членов.

Однако не всегда для студента в качестве референтной группы выступает именно учебная группа. Некоторые студенты в процессе обучения в высшей школе раскрывают себя не только (или же не столько) в учебной деятельности, но также в творчестве, научно-исследовательской деятельности, спорте или добровольчестве, демонстрируя таким образом свою социальную активность, образуя неформальные сообщества по интересам - молодежные субкультуры.

Молодежные субкультуры разнообразны и экспериментальны. По нашему мнению, наибольшее положительное влияние на формирующуюся личность способны оказать молодежные субкультуры просоциальной направленности.

Под данным термином мы понимаем неформальную молодежную группу, объединенную ценностями, внешними атрибутами, интересами, вкусами, жизненными стилями, проявляющимися во внеучебной (нетрудовой) сфере, не затрагивающими семейных и трудовых отношений, ориентированную на модели просоциального поведения.

Один из путей развития социальной активности студенческой молодежи - ее включение в добровольческую деятельность [1]. Мы полагаем, что ряд добровольческих студенческих объединений может быть отнесен к молодежным субкультурам просоциальной направленности при условии, что неформальное сообщества отвечает основным признакам молодежной субкультуры.

Помимо формальных и неформальных групп, в которые включена студенческая молодежь на постоянной основе, по нашему мнению, заслуживают внимания также временные студенческие коллективы, чье формирование происходит в развивающей социальной среде.

Понятие развивающей социальной среды (социального оазиса) активно развивается в русле курской социально-психологической школы (Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.). Авторы подчеркивают, что развивающая социальная среда качественно отличается от обычной содержательно, степенью интенсивности совместной деятельности и общения, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Именно в таких условиях будет наиболее эффективной социально-психологическая помощь социально одаренной молодежи [5].

Механизмы построения развивающей социальной среды (формирование духовной культуры молодежного социума, функциональное включение педагогов в совместную деятельность, демократическое внедрение организационного порядка, общая пространственная организация коллективных действий и др.), как мы полагаем, способствуют появлению во временных студенческих коллективах признаков молодежной субкультуры [6].

А.С. Чернышев указывает на тот факт, что периодическое включение индивидов в качестве субъектов совместной деятельности и общения в развивающую социальную среду вызывает значительные личностные изменения [5].

На наш взгляд, научный интерес представляет сравнение социально-психологических условий совместной деятельности студенческой молодежи (учебных групп, молодежных субкультур просоциальной направленности, сформировавшихся в стандартной социальной среде и молодежных субкультур, формирующихся в развивающей социальной среде).

Программа исследования. Целью исследования стало изучение социально-психологических условий совместной деятельности студенческих молодежных групп (учебных групп, молодежных субкультур просоциальной направленности, сформировавшихся в стандартной социальной среде, а также молодежных субкультур просоциальной направленности, сформировавшихся в развивающей социальной среде).

Гипотеза исследования: учебные студенческие группы и просоциальные субкультуры студенческой молодежи различаются в таких социально-психологических условиях совместной деятельности, как психологический климат, сплоченность, направленность в восприятии группы.

Выборку исследования составили учебные группы Курского государственного университета (исследование проводилось в конце первого года обучения), студенческие добровольческие клубы университета, группа активистов Курской региональной общественной молодежной организации «Магистр», делегация (отряд) Курского государственного университета, принимавшая участие в международном лагере студенческого актива «Славянское содружество-2021». Социально-демографические характеристики групп, образующих выборочную совокупность, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики исследуемых групп_

Группа п Пол Возраст Характеристика

м ж

МСК РСС 35 40% 60% 20 молодежная субкультура просоциальной направленности, сложившаяся в развивающей социальной среде

МСК 1 17 65% 35% 19,2 молодежная субкультура просоциальной направленности

МСК 2 14 21% 79% 19,6 молодежная субкультура просоциальной направленности

МСК 3 29 59% 41% 21 молодежная субкультура просоциальной направленности

УГ1 6 0% 100% 18 учебная группа

УГ2 13 0% 100% 18 учебная группа

УГ3 11 0% 100% 18 учебная группа

УГ4 9 33% 67% 18 учебная группа

УГ5 9 33% 67% 18 учебная группа

Как следует из данных, представленных в таблице 1, в исследовании приняло участие 5 учебных студенческих групп (УГ 1, УГ 2, УГ 3, УГ 4, УГ 5), 3 просоциальных молодежных субкультуры (студенческие добровольческие клубы (МСК 1, МСК 2) и актив КРОМО «Магистр» (МСК 3)) и 1 молодежная субкультура просоциальной направленности, сформировавшаяся в развивающей социальной среде в ходе смены студенческого актива (МСК РСС). Общий объем выборочной совокупности составил 143 человека.

XIX Международный лагерь студенческого актива «Славянское содружество-2021» проходил в г. Сочи и объединил более 400 студентов и преподавателей. Участники форума были разделены на отряды. Программа лагеря включала образовательные, спортивные, досуговые мероприятия, была введена рейтинговая система оценивания эффективности деятельности отрядов. Отряд, включенный в выборку исследования, положительно зарекомендовал себя в ходе смены, проявил себя как в образовательной программе, так и в спортивной и творческой деятельности, был признан лучшим по итогам смены. Организаторы отмечали высокую слаженность, инициативность, доброжелательность по отношению к другим группам, наличие ярко

выраженных признаков отличия (речовки, элементы одежды, атрибуты, традиции и т.д.). Таким образом, в ходе погружения в развивающую социальную среду группа приобрела признаки молодежной субкультуры просоциальной направленности за счет совместного переживания студентами «чувства сопричастности к особой молодежной субкультуре, сочетающей в себе романтичность и высокую социальную активность» [5, с. 82].

Нами были исследованы следующие социально-психологические условия совместной деятельности групп студенческой молодежи:

- сплоченность как мера интеграции группы;

- психологический климат как преобладание определенного психологического настроя в группе и степень психологической защищенности ее членов;

- направленность в восприятии индивидами группы: индивидуалистическая (нейтральное отношение к группе или же восприятие ее как помехи в деятельности), прагматическая (группа рассматривается с точки зрения ее полезности для достижения индивидуальных целей), коллективистическая (группа воспринимается как самостоятельная ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы).

Методический блок исследования включил метод стандартизированного самоотчета (методика «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы», шкала «Психологический климат», Л.И. Уманский, А.С. Чернышев [5]; методика «Исследование восприятия индивидом группы», Е.В. Залюбовская; методика «Определение индекса групповой сплоченности», К.Э. Сишор) [3]), наблюдение, а также математико-статистические методы.

Результаты исследования. Полученные нами в ходе исследования результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты эмпирического исследования социально-психологических условий

совместной деятельности студенческих молодежных групп

Группа Психол. климат Сплоченность Направленность в восприятии группы, сред. знач.

К* уровень сред. знач. уровень индивидуализм коллективизм прагматизм

МСК РСС 0,9 высокий 17,1 высокий 3,5 7,7 2,8

МСК 1 0,86 высокий 15,1 высокий 2,9 8,3 2,8

МСК 2 0,87 высокий 16,5 высокий 3,8 7,6 2,8

МСК 3 0,9 высокий 17,9 высокий 3,3 8,4 2,3

УГ1 0,79 высокий 14 выше ср. 4,5 6,2 3,2

УГ2 0,82 высокий 15,2 высокий 5,3 5,5 3,1

УГ3 0,72 средний 13,1 выше ср. 6 5,1 2,8

УГ4 0,69 средний 15,1 высокий 6,7 4 3,1

УГ5 0,59 недостаточное развитие 11,7 выше ср. 6,2 5,3 2,4

*К - коэффициент состояния психологического климата.

В ходе исследования психологического климата нами было установлено, что в молодежной субкультуре просоциальной направленности, формировавшейся в развивающей социальной среде, выявлен высокий уровень развития данного параметра. Во всех исследуемых группах (МСК 1, МСК 2, МСК 3) также наблюдается высокий уровень развития психологического климата.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в молодежных субкультурах просоциальной направленности, включенных в выборку исследования, вне зависимости от того, в какой социальной среде происходило их формирование -стандартной или развивающей, выявлен высокий уровень развития психологического климата. В таких сообществах студенческой молодежи личность чувствует себя психологически комфортно, наблюдается приподнятый, мажорный психологический настрой в группе, доброжелательность и поддержка в межличностных отношениях.

Если говорить об учебных студенческих группах, то в них выявлен как высокий уровень развития психологического климата (УГ 1, УГ 2), так и средний (УГ 3, УГ 4), а также недостаточное развитие данного параметра (УГ 5).

Таким образом, учебные группы оказались более дифференцированными по данному параметру: выявлены учебные группы, где студент чувствует себя защищенно, комфортно, доминирует доброжелательная атмосфера и оптимистичный тон; также выявлены группы, где наблюдаются противоречивые тенденции, и группы, в которых личность ощущает психологический дискомфорт, напряженность во взаимоотношениях или же проявление равнодушия.

Полученные результаты были подвергнуты нами математико-статистической обработке. Сначала мы сравнили результаты, полученные среди представителей молодежных субкультур, сложившихся в развивающей социальной среде и в стандартной социальной среде. При помощи непараметрического и-критерия Манна-Уитни нами было установлено, что между данными молодежными субкультурами не выявлено статистически достоверных различий в уровне развития психологического климата (р>0,05, и=1057,5, п=95). Затем мы сравнили результаты, полученные среди представителей молодежной субкультуры просоциальной направленности, формировавшейся в развивающей социальной среде, и среди учебных групп. В данном случае были выявлены статистически достоверные различия (р<0,01, и=141,5, п=83). При сравнении молодежных субкультур просоциальной направленности и учебных групп также были выявлены статистически достоверные различия (р<0,01, и=323, п=108)

Проанализируем результаты, полученные при исследовании индекса сплоченности (см. табл. 2). В молодежных субкультурах просоциальной направленности вне зависимости от того, формировались ли они в стандартной социальной среде или в развивающей социальной среде, выявлен высокий уровень сплоченности. В учебных студенческих группах был установлен как высокий уровень сплоченности, так и уровень сплоченности выше среднего. Математико-статистический анализ на основе непараметрического и-критерия Манна-Уитни показал, что между данными, полученными при исследовании представителей молодежной субкультуры, сложившейся в развивающей социальной среде, и представителей молодежных субкультур, формировавшихся в стандартной социальной среде, не выявлено статистически достоверных различий в уровне сплоченности (р>0,05, и=956,5, п=95). При этом при сравнении учебных студенческих групп и молодежной субкультуры, сложившейся в развивающей социальной среде, установлено, что различия являются статистически значимыми (р<0,01, и=266,5, п=83). При сравнении молодежных субкультур просоциальной направленности и учебных групп были выявлены статистически достоверные различия (р<0,01, и=521, п=108)

Анализируя аспекты направленности в восприятии группы (см. табл. 2), отметим, что в молодежных субкультурах, сформировавшихся как в стандартной социальной среде, так и в развивающей социальной среде, преобладает коллективистическая направленность в восприятии группы (группа рассматривается,

как самостоятельная ценность, присутствует стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы, достичь решения групповой задачи).

Проиллюстрируем данный факт примерами, зафиксированными в процессе наблюдения за жизнедеятельностью группы МСК РСС.

1. В течение смены каждый день проходили спортивные соревнования по различным дисциплинам, результаты вносились в общий зачет. В одной дисциплине могло принимать участие ограниченное число человек (например, 5). При этом число желающих участвовать, как правило, превосходило предложенный лимит.

2. В ходе беседы капитан команды отмечал, что, по его мнению, он вносит недостаточный вклад в успех команды и ему следует прилагать еще больше усилий. Однако это утверждение было субъективным, так как он эффективно выполнял возложенные на его функции.

3. Некоторые виды активности (в частности, интеллектуальной) оценивались индивидуально и не входили в командный зачет, что в некоторой степени снижало мотивацию включения в данные виды активности.

В учебных группах выявлено преобладание коллективистической направленности (УГ 1, УГ 2) или же индивидуалистической (УГ 3, УГ 4, УГ 5). Обращает на себя внимание тот факт, что прагматическая направленность не является ведущей ни в одной из изученных групп в выборочной совокупности.

Математико-статистический анализ на основе непараметрического и-критерия Манна-Уитни показал, что между данными, полученными при исследовании представителей молодежной субкультуры, сложившейся в развивающей социальной среде, и представителей молодежных субкультур, формировавшихся в стандартной социальной среде, не выявлено статистически достоверных различий в направленности в восприятии группы (индивидуализм: р>0,05, и=1034, п=95; коллективизм: р>0,05, и=1024,5, п=95; прагматизм: р>0,05, и=875, п=95).

При этом при сравнении учебных студенческих групп и молодежной субкультуры, сложившейся в развивающей социальной среде, установлено, что различия являются статистически значимыми применительно к индивидуалистической (р<0,01, и=1362, п=83) и коллективистической направленности (р<0,01, и=283, п=83) и незначимыми касательно прагматической направленности (р>0,05, и=883, п=83) в восприятии группы.

При сравнении молодежных субкультур просоциальной направленности и учебных групп нами были выявлены статистически достоверные различия во всех трех направленностях в восприятии группы: индивидуалистической (р<0,01, и=2367,5, п=108), коллективистической (р<0,01, и=409, п=108), прагматической (р<0,01, и=1763,5, п=108).

Заключение. На основе теоретического анализа выдвинутой проблемы и результатов эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы.

• Молодежные субкультуры просоциальной направленности вне зависимости от того, в какой среде происходило их формирование - стандартной или развивающей, характеризуются следующей совокупностью социально-психологических условий совместной деятельности их представителей: высокий уровень развития психологического климата, высокий уровень сплоченности, коллективистическая направленность в восприятии группы.

• Просоциальные субкультуры студенческой молодежи представляют собой высокоинтегрированное сообщество, где преобладают мажорный, оптимистичный тон совместной деятельности, взаимопомощь, доброжелательность, психологическая защищенность членов субкультурного сообщества. Подобная группа представляет для студентов самостоятельную ценность, наблюдается заинтересованность в решении

групповой задачи, стремление внести свой вклад в ход совместной деятельности, участвовать в коллективных формах работы.

• Учебные студенческие группы более дифференцированы в социально-психологических условиях совместной деятельности: выявлен как высокий, так и средний уровень развития психологического климата, а также недостаточное развитие данного параметра; высокий и выше среднего уровень сплоченности; индивидуалистическая и коллективистическая направленность в восприятии группы.

• Учебные студенческие группы и просоциальные субкультуры студенческой молодежи различаются в социально-психологических условиях совместной деятельности (психологический климат, сплоченность, направленность в восприятии группы). Несмотря на то что в учебных группах выявлены достаточно высокие значения психологического климата и сплоченности, в молодежных субкультурах они выше, более ярко выражена коллективистическая направленность в восприятии группы.

Библиографический список

1. Богачева, Т. И. К вопросу о личностных характеристиках лидеров добровольческих групп / Т. И. Богачева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 2 (58). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/3990 (дата обращения: 12.01.2022).

2. Логвинова, М. И. Межгрупповое взаимодействие представителей молодежных субкультур просоциальной направленности / М. И. Логинова // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева. - Москва, 2020. - С. 341-344.

3. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -488 с.

4. Форопонова, А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности студентов (на материале изучения групп, включающих русских и иностранных студентов) / А. А. Форопонова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - №31 (23). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/667 (дата обращения: 12.01.2022).

5. Чернышев, А. С. Психологическая школа молодежных лидеров / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. 275 с.

6. Чернышев, А. С. Социально-психологические технологии работы с социально одаренными детьми / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев // Проблемы и перспективы развития современного учреждения дополнительного образования детей: материалы всероссийских Брудновских педагогических чтений в рамках III Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства». Курск, 17-18 января 2014. - Курск: ООО «Планета», 2014. - С. 62-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.