Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/50PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Базалева Л. А., Шашков А.В. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bazaleva L.A., Shashkov A.V. (2019). Features of the educational motivation of adolescents involved in various youth subcultures. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN619.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Базалева Любовь Александровна
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия Доцент кафедры «Психологии и дефектологии» Кандидат психологический наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=590000
Шашков Александр Владимирович
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия Доцент кафедры «Психологии и дефектологии» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3705-2010 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=479007 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=N220f0AAAAAJ&hl=ru
Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры
Аннотация. В статье представлен анализ результатов исследования особенностей школьной мотивации подростков, вовлечённых в молодежные субкультуры. Используя методику диагностики типа учебной мотивации Е. Лепешевой и методику диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э.В. Леуса на выборке из 31 подростка, состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних авторами проведен сравнительный и корреляционный анализ полученных данных. Разделив выборку по принадлежности к социально-опасному и социально-нейтральному типу молодежной субкультуры методом сравнения средних, были получены статистически значимые результаты, свидетельствующие о деструктивном влиянии социально-опасного типа молодежной субкультуры на школьную мотивацию подростков. Подростки данной группы продемонстрировали крайне низкие показатели по всем шкалам методики школьной мотивации за исключением одного - «внеучебной школьной мотивации» который у данной группы выражен высоко Подростки, принадлежащие у социально-нейтральной молодежной субкультуре, продемонстрировали средние и высокие показатели параметров школьной мотивации что в целом не отличает их от подростков, не состоящих в молодежных субкультурах. Были получены статистически достоверные корреляционные связи престижности учебы и просоциальной шкалой методики склонности к девиатному поведению (отрицательная корреляция) и с самоповреждающим поведением (положительная корреляция)
https:// mir-nauki. com
у подростков, состоящих в социально-опасных субкультурах. У подростков из социально-нейтральных субкультур престижность учебы как ценность, разделяемая классом, и осознание социальной необходимости обучения отрицательно коррелируют с зависимым (аддиктивным) и агрессивным поведением. Полученные результаты позволяют предположить, что вовлеченность подростка в молодежную субкультуру скажется на школьной мотивации только в том случае, когда ценности и нормы субкультуры носят социально-опасный характер.
Ключевые слова: молодежные субкультуры; школьная мотивация; подростковый возраст; девиантные формы поведения
Противоречивость мотивационных тенденций подросткового возраста делает эту возрастную группу учащихся наиболее сложной для организации эффективного педагогического процесса. Еще Д.Б. Эльконин характеризуя учебную мотивацию подростков отметил она «имеет двойственный характер: с одной стороны, в указанном возрастном периоде наблюдается снижение мотивации учебной деятельности вследствие возрастания общения со сверстниками и интереса к окружающему миру, с другой стороны, указанный возрастной период является чувствительным для формирования новых, зрелых форм мотивации учебной деятельности» [1, с. 72-75]. Поиск своего места в мире, выбор образа желаемого будущего, новый уровень социализации у современных подростков происходит на фоне достаточно неоднозначных процессов социальной трансформации общества - дезинтеграции, маргинализации социальных слоев. Обозначенные процессы отражаются, в том числе, в появлении новых молодежных субкультур в орбиту которых вовлекаются подростки. В обзорном исследовании Е.Л. Левашевой выделены общие черты присущие российским молодежным неформальным объединениям - «связь с субкультурами криминала, влияние западной молодежной моды, феномен романтической компенсации повседневной рутины, воспроизводство некоторых черт советского прошлого» [2, с. 148]. Психологические особенности подростков, вовлеченных в различные субкультуры, не редко становятся предметом психологических исследований. Так в исследовании И.В. Малышева установлена корреляция адаптивных возможностей личности подростка с типом субкультуры, в которую он включен [3]. В исследовании А.Г. Самохваловой выявлена интересная, на наш взгляд, особенность - у подростков, вовлеченных в субкультуры диагностируется высокий уровень развития эмпатии (что не свойственно подростковому возрасту в целом) и это обстоятельство, по мнению автора, и делает подростков «чужими» среди одноклассников, «не такими, как все», создает ситуацию «затрудненного» общения. Субкультура в этом контексте становиться способом преодолеть эту затрудненность, она «помогает подростку создать индивидуальный имидж в общении, отреагировать на негативные эмоции, сублимировать деструктивные переживания, преодолеть страх публичного выступления и само выражения ... скрыть свою индивидуальность за имитацией общегрупповых норм коммуникативного поведения» [4, с. 160]. Исследуя влияние молодежной субкультуры на склонность к отклоняющемуся поведению у подростков, Е.А. Дьяченко, подчеркивает, что «с педагогической точки зрения молодежная субкультура представляет собой сильнейший инструмент формирования у подростков общей картины мира, включая философский, нравственный, поведенческий компоненты. Поэтому, несмотря на подростковую автономию субкультуры, она не должна оставаться без внимания взрослых» [5, с. 149]. Подводя краткий итог вышесказанному, вычленим важную для нашего исследования особенность молодежных субкультур - все они в той или иной мере имеют некое отношение к «культуре большинства», некому пространству ценностей смыслов и повседневных практик, разделяемых большей частью сообщества. Это позволяет
Введение
рассматривать молодежные субкультуры как просоциальные, асоциальные и антисоциальные [6] или, несколько упрощая, - социально-нейтральные и социально-опасные.
Успехи государственной политики в поддержке материнства и детства в досанкционный период новейшей истории выраженные во всплеске рождаемости и соответственно в предельной наполняемости классов общеобразовательных школ создают основу для поиска адекватных мер позитивно-социализирующего воздействия школы. Как отмечает Е.О. Боев игнорирование принадлежности подростков к той или иной субкультуре негативно влияет на моделирование педагогического процесса, профилактику и решение внутренних конфликтов класса, школы [7, с. 1]. Поэтому представляется актуальным изучение особенностей учебной мотивации у подростков, вовлеченных в молодежные субкультуры.
Методы
Исследование проводилось в 2019 году в г. Сочи. В нем приняли участие 31 подросток, из них 8 девушек и 23 юношей. Возраст респондентов от 13 до 17 лет. Все респонденты характеризуются тем, что состоят под надзором Инспекции по делам несовершеннолетних или попадали в поле внимания этой организации.
Для подтверждения гипотезы о влиянии типа субкультуры на выраженность параметров учебной мотивации были отобраны следующие методики диагностики:
1. Методика диагностики типа учебной мотивации у старшеклассников (Е. Лепешева) [8]. Данная методика позволяет выявить и оценить уровень разных компонентов учебной мотивации старшеклассника.
2. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних -(Э.В. Леус).
3. Авторская анкета «Молодежные субкультуры» содержащая вопросы об отношении, членстве и типе неформальных молодежных объединений, в которые включен подросток. Ответ на вопрос о типе молодежной субкультуры давался респондентами в открытой форме.
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики (U критерием Манна-Уитни и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена) в программе IBM SPSS v.20.
Результаты
В ходе анкетирования подростки обозначили свою принадлежность к субкультурам следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Распределение респондентов по принадлежности к молодежным субкультурам
Молодежная субкультура Кол-во человек
Оффники 4
АУЕ 8
Рок музыка 5
Анимешники 5
ЛГБТ 1
Скейтеры 2
Вне субкультуры 6
Для дальнейшего анализа выборка была разделена на три части - подгруппу подростков, принадлежащих к социально-опасным субкультурам (Оффники и АУЕ), подгруппу подростков, принадлежащих к социально-нейтральным субкультурам и подростков, находящихся вне молодежной субкультуры. В качестве критерия такого деления на подгруппы мы использовали критерий оценки потенциальной угрозы существующему общественному порядку.
Таблица 2
Распределение респондентов по принадлежности к типу молодежной субкультуры
Типы субкультуры Количество Процент
Социально опасная субкультура 12 38,7
Социально-нейтральная субкультура 13 41,9
Вне субкультуры 6 19,4
Сравнительный анализ учебной мотивации у подростков, вовлеченных в разные типы субкультуры, выявил статистически достоверные различия (табл. 3).
Таблица 3
Показатели учебной мотивации подростков разных типов молодежных субкультур (средние значения, значимость различий между группами)
Компоненты учебной мотивации Социально опасная субкультура (n = 12) Социально-нейтральная субкультура (n = 13) U Манна-Уитни Асимпт. знач. (двухстор.)
Престижность учебы в классе 9,79 15,96 39,5 0,023
Престижность учебы в семье 7,17 18,38 8 0
Познавательный интерес 8,42 17,23 23 0,001
Мотивация достижения 7,71 17,88 14,5 0
Мотив социального одобрения (педагогами) 9 16,69 30 0,002
Мотив социального одобрения (родителями) 9 16,69 30 0,002
Боязнь наказания со стороны школы 9,63 16,12 37,5 0,015
Боязнь наказания со стороны семьи 8,92 16,77 29 0,003
Осознание социальной необходимости обучения 7 18,54 6 0
Внеучебная школьная мотивация 18,83 7,62 8 0
Влияние семьи 8,5 17,15 24 0
Влияние школы 9 16,69 30 0,001
Подростки, вовлеченные в социально-опасные субкультуры, продемонстрировали крайне низкий уровень выраженности компонентов учебной мотивации за исключением одного - внеучебной школьной мотивации. То есть посещение школы осуществляется преимущественно ради социальных взаимодействий в школьной среде.
Сравнительный анализ показал, что для подростков из социально опасных субкультур практически не имеет значения «престижность учебы (в классе)» и «престижность учебы (в семье)». Эти два социальных канала воздействия для данных подростков не являются для него референтными. Эти подростки характеризуются сниженным познавательным интересом, отсутствием мотивации достижения в учебе. Одобрение их школьных успехов педагогами и родителями не представляет для них никакой ценности. Они практически не бояться быть наказанными школой и родителями. Осознание социальной необходимости обучения у них отсутствует. Важно отметить, единственный аспект мотивации, по которому показатели этой подгруппы детей превосходят подростков из социально-нейтральной субкультуры, это
«внеучебная мотивация». Это объясняется спецификой социально-опасной субкультуры - эти подростки посещают школу преимущественно для осуществления тех криминализированных социальных контактов, которые предписаны нормативами их группы - сборы денег в воровской «общак», установление криминальной социальной иерархии (АУЕ), драки, контроль за соответствие одежды сверстников их месту в социальной иерархии подросткового сообщества (оффники).
Сравнение учебной мотивации подростков с принадлежностью к социально-нейтральной субкультуре и подростков, не являющихся членами молодежных неформальных объединений, не выявило никаких существенных статистически значимых различий. Это позволяет утверждать, что подростки из социально-нейтральных субкультур и подростки, не состоящие в субкультурных сообществах, в целом характеризуются выраженной позитивной учебной мотивацией. Для таких подростков значимым является влияние школы и семьи, выражен познавательный интерес, присутствует осознание социальной необходимости образования, значимо одобрение родителями и педагогами их школьных успехов. Подростки из социально-нейтральных субкультур бояться санкций за учебную неуспешность и ценят общение в контексте школьного сообщества.
Проведенный корреляционный анализ данных диагностики учебной мотивации и склонности к девиантным формам поведения несовершеннолетних показал, что у подростков, состоящих в социально-опасных субкультурах выражена отрицательная корреляция престижности учебы и просоциальной шкалой методики СДП и положительная корреляция с самоповреждающим поведением (аутоагрессией) (табл. 4). Это означает, что как только сообщество одноклассников перестает генерировать и позиционировать ценности связанные с престижностью обучения и образования - то есть ценности успешной и социально приемлемой социализации подростка - его значимость и референтность для подростка, являющегося членом АУЕ или околофутбольной группировки повышается. Можно предположить, что такой подросток становится источником «новых», социально-опасных ценностей для одноклассников. Если же социально-приемлемые ценности учебы в классе сильны и престижность учебы не подвергается сомнению большинством одноклассников, то подростки, принадлежащие к социально-опасным группам, тяготеют к самоубийству или иным формам самоповреждающего поведения. Возможно, тут действует механизм социальной изоляции неприемлемого в группе одноклассников подростка.
Таблица 4
Показатели корреляции учебной мотивации и склонности к девиантному поведению в подгруппе подростков социально-опасной субкультуры
ро Спирмена (n = 12) Просоциальная шкала Делинквентное (допротивоправное) Зависимое (аддиктивное) Агрессивное поведение Самоповреждающее (аутоагрессивное)
поведение поведение поведение
Престижность Коэф. корр -0,586* -0,165 -0,438 -0,165 0,610*
учебы в классе Знч. 0,045 0,609 0,154 0,607 0,035
Познавательный Коэф. корр -0,566 -0,447 -0,539 -0,659* 0,292
интерес Знч. 0,055 0,146 0,071 0,02 0,358
Мотив Коэф. корр 0,345 0,838** 0,595* 0,372 -0,226
самореализации Знч. 0,272 0,001 0,041 0,234 0,481
* - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01
У подростков, состоящих в социально-опасных субкультурах, познавательный интерес отрицательно коррелирует с агрессивными формами поведения, а мотивация самореализации (в школе) положительно коррелирует с делинквентным и зависимым поведением.
Иная картина наблюдается у подростков из социально-нейтральных субкультур (табл. 5). У подростков данной подгруппы (анимешников, скейтеров, неформалов) престижность
учебы как ценность, разделяемая классом, отрицательно коррелирует с зависимым (аддиктивным) и агрессивным поведением. Это означает что подростки, состоящие в неформальных молодежных объединениях социально-нейтрального типа, при условии, что класс, в котором они учатся является для них достаточно значимой группой, воздерживаются от употребления психоактивных веществ и преследующего объект любви поведения и не демонстрируют поведенческих проявлений агрессии по отношению к другим людям и объектам.
Такая же обратная зависимость аддитивного и агрессивного поведения выявлена и в осознании социальной необходимости обучения: подростки, осознающие ценность образования для своего будущего, воздерживаются от наркотической субкультуры и агрессивных проявлений молодежных сообществ. Страх санкций за неуспехи в учебе и внутришкольном поведении положительно коррелирует с просоциальной шкалой - для этих подростков характерно подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, высокая степень ведомости в поступках. Интегративный показатель «влияние школы» так же положительно коррелирует с просоциальным поведением. Данные подростки доступны для социализирующего воздействия школы как социального института и ориентируются на те социальные ценности, которые пропагандирует школьное сообщество. Дружность класса, ценности школьного коллектива у них отрицательно коррелируют с агрессивным поведением.
Таблица 5
Корреляционный анализ данных методики ТШМ и СДП в подгруппе подростков социально-нейтральной субкультуры
ро Спирмена Просоциальная шкала Зависимое (аддиктивное) поведение Агрессивное поведение
Престижность учебы в классе Коэф.корр -0,374 -0,619* -0,803**
Знч. 0,208 0,024 0,001
Боязнь наказания со стороны школы Коэф.корр 0,648* 0,013 0,053
Знч. 0,017 0,966 0,864
Осознание социальной необходимости Коэф.корр -0,473 -0,643* -0,566*
Знч. 0,102 0,018 0,044
Влияние одноклассников Коэф.корр 0,188 -0,398 -0,557*
Знч. 0,539 0,178 0,048
Влияние школы Коэф.корр 0,599* -0,244 0,031
Знч. 0,031 0,422 0,92
Обсуждение
Важно отметить, что полученное в ходе анкетирования распределение подростов по принадлежности к субкультурам соответствует тенденции обозначенной Ю.А. Клейбергом -«углублении криминальной социализации и деформации личности несовершеннолетних» [9, с. 284]. Из 31 подростка 12 человек (38 % опрошенных) причисляют себя к субкультурам криминальной и агрессивной направленности. Отчасти подтверждают эту тенденцию исследования С.Н. Чирун [10] и Д.В. Меняйло [11] изучающих вовлечение подростков в социально-опасную субкультуру АУЕ в современной России.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода в профилактической работе к подросткам, состоящим в неформальных молодежных объединениях. Членство подростка в социально-опасных субкультурах оказывает разрушающее воздействие на все компоненты учебной мотивации. Более того, при слабости воспитательного компонента в работе с классом, халатности в мероприятиях по развитию групповой просоциальной сплоченности со стороны педагогического состава школы, подростки из социально-опасных субкультур имеют все шансы для делинквентной
самореализации в системе межличностных взаимоотношений школы. Выявленные высокие показатели внеучебной мотивации у данной группы подростков дают повод рассматривать их как источник потенциальной опасности вовлечения их одноклассников в ценностно-смысловые коннотации социально-опасной субкультуры.
Для подростков, состоящих в социально-нейтральных субкультурах, школа играет достаточно существенную роль в социально-приемлемой социализации. Основываясь на результатах проведенного исследования можно предположить, что работа педагогического коллектива школы по созданию благоприятной, сплоченной и ценностно-ориентированной на позитивное будущее атмосферы удерживает подростка от зависимого и агрессивного поведения, улучшает его просоциальные показатели. Членство такого подростка в социально-нейтральной субкультуре практически не сказывается на его учебной мотивации, они управляемы, положительно ориентированы на будущее, осознают ценность образования.
Выводы
Основываясь на полученных результатах, можно констатировать, что вовлеченность подростка в социально-опасную молодежную субкультуру оказывает существенное негативное влияние на социальные и личностные аспекты учебной мотивации. Членство подростка в социально-нейтральных субкультурах не противоречит ценностям и нормам социально-приемлемой социализации и не сказывается на мотивационных аспектах школьного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
2. Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №150. URL: https://cyberleninka.m/article/n/tipologizatsiya-molodezhnyh-subkultur-v-sovremennomrossiyskom-obschestve (дата обращения: 02.10.2019).
3. Малышев И.В. Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskih-i-individualnyh-adaptatsionnyh-harakteristik-lichnosti-podrostkov-raznyh-subkultur (дата обращения: 28.06.2019).
4. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kommunikativnye-trudnosti-podrostka-subkulturnyy-aspekt (дата обращения: 28.06.2019).
Страница 7 из 9
50PSMN619
https:// mir-nauki. com
6.
7.
8.
Дьяченко Е.А. Психологическая профилактика отклоняющегося поведения в рамках подростковой субкультуры // СИСП. 2014. №9 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-profilaktika-otklonyayuschegosya-povedeniya-v-ramkah-podrostkovoy-subkultury (дата обращения: 28.06.2019).
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. -508 с.: табл.; 21 см. - (Библиотека гуманитарного университета / С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов; Вып. 11).; ISBN 5-7621-0196-7.
Боев Е.О. Коррекция взаимодействия педагогов с подростками представителями различных субкультур // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-vzaimodeystviya-pedagogov-s-podrostkami-predstavitelyami-razlichnyh-subkultur (дата обращения: 28.06.2019).
Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников // журнал «Школьный психолог». - 2007. - №09 (391) - URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200700918.
Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур // Общество и право. 2013. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnaya-deviantnost-podrostkovo-molodezhnyh-Subkultur (дата обращения: 28.06.2019).
Чирун С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг. 2019. №1 (149). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-aue-kak-integralnyy-fenomen-rossiyskogo-postmoderna (дата обращения: 02.10.2019).
Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aue-kriminalnoe-molodezhnoe-dvizhenie-suschnost-i-sposoby-rasprostraneniya (дата обращения: 02.10.2019).
50PSMN619
Bazaleva Lyubov Aleksandrovna
Sochi state university, Sochi, Russia E-mail: [email protected]
Shashkov Alexander Vladimirovich
Sochi state university, Sochi, Russia E-mail: [email protected]
Features of the educational motivation of adolescents involved in various youth subcultures
Abstract. The article presents an analysis of the results of a study of the characteristics of school motivation for adolescents involved in youth subcultures. Using a diagnostic technique such as educational motivation E. Lepesheva and a diagnostic technique for deviant behavior of minors E.V. Leusa on a sample of 31 teenagers registered with the Inspectorate for Minors, the authors conducted a comparative and correlation analysis of the data. By dividing the sample by belonging to the socially dangerous and socially neutral type of youth subculture using the average comparison method, statistically significant results were obtained that testify to the destructive effect of the socially dangerous type of youth subculture on the school motivation of adolescents. Teenagers of this group showed extremely low rates on all scales of the school motivation method, with the exception of one - "extracurricular school motivation" which is highly expressed in this group distinguishes them from adolescents who are not members of youth subcultures. Statistically significant correlations were obtained between the prestige of studies and the prosocial scale of the methodology for deviating to deviate behavior (negative correlation) and self-damaging behavior (positive correlation) in adolescents in socially dangerous subcultures. In adolescents from socially neutral subcultures, the prestige of learning as a value shared by the class and the awareness of the social need for education negatively correlate with addictive and aggressive behavior. The obtained results suggest that the involvement of a teenager in the youth subculture will affect school motivation only if the values and norms of the subculture are socially dangerous.
Keywords: youth subcultures; school motivation; adolescence; deviant forms of behavior