УДК 373.5.016 ББК 74.202.6
Власова Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет
г. Сургут Vlasova Tatiana Alexandrovna Candidate of pedagogical science, Assistant Professor Department of pedagogical and special education Surgut State Pedagogical University Surgut [email protected] Особенности взаимодействия современной школы и представителей молодежных субкультур в условиях формального (школьного) образования Features of the interaction of modern secondary school and members of youth subcultures in terms of formal (school) education
В статье раскрываются особенности взаимодействия молодежных субкультур и формального (школьного) образования; рассмотрено отношение участников молодежных субкультур к формальному (школьному) образованию; даны рекомендации по организации различных форм взаимодействия современной школы с представителями молодежных субкультур.
In the article the features of the interaction of youth subcultures and the formal (school) education are presented; participants' attitudes of youth subcultures to the formal (school) education are analyzed; recommendations for the organization of various forms of interaction with representatives of the modern school of youth subcultures are given.
Ключевые слова: молодежная субкультура, взаимодействие, формальное (школьное) образование.
Key words: youth subculture, interaction, formal (school) education.
В широком спектре актуальных вопросов, которые сегодня волнуют общество, заметное место занимают проблемы молодежных субкультур. По данным социологических исследований, удельный вес представителей молодежных субкультур может составлять до 33 % от общей численности молодежи [3, с. 384]. Это статистически значимая группа, которая является крайне важной для эффективного функционирования современной образовательной системы.
Разнообразие молодежных субкультур и процент их участников в молодежной среде бросают новый вызов современной системе образования. Необ-
ходимо разрабатывать и внедрять результативные технологии, которые позволили бы эффективно обучать представителей молодежных субкультур с учетом их образовательных интересов и потребностей.
С целью изучения заявленной проблемы было проведено социологическое исследование «Жизненные ценности учащейся молодежи ХМАО-Югры». Использовался такой метод эмпирического исследования как анкетирование учащихся 8 - 11 классов. Объем выборки составил 1632 человека. В ходе исследования было выявлено, что 498 человек являются участниками каких-либо молодежных субкультур, что составляет 30,5% от общего числа опрошенных. Наиболее распространенными молодежными субкультурами являются: гламур (22,5%), хип-хоп (20,4%), гопники (18,7%), аниме (15,7%) и рокеры (8,1%) [1].
Начнем с анализа отношения участников молодежных субкультур к формальному (школьному) образованию. Интерес к рассматриваемому виду образования обусловливается тем, что в период от 14 до 18 лет (8-11 класс) наблюдается первый пик субкультурной активности молодежи. В обозначенный возрастной период подростку необходим личностно-значимый для него круг общения. Если происходит так называемый сбой в социализации и молодой человек не находит способа самовыражения в семье, ученическом коллективе и т.д., подросток присоединяется к молодежной субкультуре, хотя в ряде случаев такое присоединение может происходить и без эксцессов внутрисемейного и внутришкольного характера. Ценности, жизненные ориентации, особенности мировоззрения в рамках определенной субкультуры определяют дальнейшее развитие личности молодого человека. Участие в молодежной субкультуре оказывает влияние и на образовательные потребности и интересы ее представителей. Именно этот факт представляет для нас особое значение. Мы изучили отношение учащейся молодежи к среднему (полному) общему образованию сквозь призму различных показателей:
1. отношение участников молодежных субкультур к учебной деятельности и испытываемые ими сложности в обучении;
2. образование как значимая жизненная ценность для участников молодежных субкультур;
3. самореализация участников молодежных субкультур в учебной деятельности.
Отношение представителей молодежных субкультур к учебной деятельности рассматривалось нами сквозь призму двух ее характеристик: удовлетворенности учебой деятельностью и самооценки ее результативности. Определяя удовлетворенность респондентов учебой, мы задавали в анкете вопрос «Нравится ли Вам учиться?» (см. табл. 1).
Таблица 1
Представители молодежных субкультур об отношении к учебе
(в % к числу ответивших)
Нравится ли Вам учиться? Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры
Да 25,9 20,6 23,7 20,5 25,0
Скорее да, чем нет 42,9 42,2 40,9 51,3 50,0
Скорее нет, чем да 19,6 22,5 16,1 15,4 15,0
Нет 6,3 9,8 11,8 5,1 7,5
Затрудняюсь ответить 5,3 4,9 7,5 7,7 2,5
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Индекс отношения к учебе 0,3 0,2 0,2 0,3 0,4
Анализ табличных данных позволяет нам сделать вывод о том, что большинство участников молодежных субкультур в целом положительно относятся к процессу обучения: гламур (68,8%), хип-хоп (62,8%), гопников (64,6%), аниме (71,8%) и рокеров (75%). Индекс отношения к учебе у представителей молодежной субкультуры рокеров равен 0,4. Среди участников таких молодежных субкультур как гламур и аниме индексы отношения к учебе составили соответственно по 0,3, у представителей хип-хопа и гопников индекс отношения к учебе равен 0,2.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что участники молодежных субкультур рокеров, гламур и аниме позитивно относятся к учебе, и этот вид деятельности является для них привлекательным, т.к. удовлетворяет их образовательные потребности, в том числе и внутри молодежной субкультуры. Именно формальное (школьное) образование обеспечивает им своеобразный «фундамент», дает им возможность продолжить образование и является для участников рассматриваемых молодежных субкультур своеобразным стимулом для расширения кругозора в выбранной сфере деятельности в рамках субкультуры.
Представители молодежных субкультур гопников и хип-хоп слабо ориентированы на получение формального (школьного) образования. Они редко используют знания и навыки, полученные в процессе обучения, в рамках деятельности внутри молодежной субкультуры, и именно поэтому не проявляют заинтересованности в процессе получения среднего (полного) общего образования. Кроме того, на отношение к учебе участников субкультур гопников и хип-хоп оказывает влияние их общая культура, низкая культура их семей. При этом данные исследования показывают, что степень сложности учебной деятельности воспринимается участниками молодежных субкультур по-разному (см. табл. 2).
Таблица 2
Респонденты об испытываемых сложностях в учебе (в % к числу ответивших)
Сложности в учебе Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры
Особых затруднений не испытываю 23,2 13,7 15,1 28,3 35,0
Учеба дается по-разному: с некоторыми предметами справляюсь легко, а другие даются с трудом 71,4 79,4 76,3 67,9 62,5
Почти все предметы даются мне с трудом 5,4 6,9 8,6 3,8 2,5
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Индекс отношения к учебе 0,2 0,1 0,1 0,2 0,3
Анализ сложностей, которые испытывают участники молодежных субкультур в процессе получения формального (шкльного) образования, позволяет нам выделить те же две группы молодежных субкультур, которые рассматривались нами в связи с ответом на вопрос «Нравится ли Вам учиться?». К первой группе относятся участники отмеченных выше молодежных субкультур (рокеры, аниме и гламур), которые относительно высоко (имеется в виду относительно других субкультур, хотя в целом это очень невысокие показатели) оценивают свой уровень восприятия учебного материала (рокеры - 35,0%, аниме -28,3%, гламур - 23,2%). Вторую группу составляют представители молодежных субкультур, среди которых сложности в процессе обучения не испытывают лишь 15,1% гопников и 13,7% участников молодежной субкультуры хип-хоп. По нашему мнению, это объясняется отсутствием потребности в формальном (шкльном) образовании у представителей этих молодежных субкультур. Причины отсутствия интереса к процессу получения среднего (общего) полного образования могут быть вызваны низкой культурой семьи, отсутствием с ее стороны побуждений к учебе, отсутствием мотивации, умений усваивать информацию по каким-либо учебным дисциплинам, ограниченными способностями к ее усвоению и т.д.
Приведенные данные позволяют сделать несколько выводов:
• неодинаковая оценка степени сложности учебной деятельности представителями молодежных субкультур показывает различный уровень их готовности к её осуществлению;
• тот факт, что при различных оценках уровня сложности учебной деятельности представители молодежных субкультур рокеров, гламур и аниме
более удовлетворены этой деятельностью, что свидетельствует о наличии различий в характере учебной мотивации данных групп респондентов, ее более позитивной окрашенности у участников названных субкультур, в отличие от гопников и участников молодежной субкультуры хип-хоп. Это объясняется тем, что полученные знания в рамках формального (школьного) образования могут быть использованы участниками молодежных субкультур рокеров, гламур и аниме в рамках деятельности внутри субкультуры.
Следует отметить, что большинство участников рассматриваемых молодежных субкультур относятся к среднему (полному) общему образованию как к значимой жизненной ценности неоднозначно (см. табл. 3).
Таблица 3
Представители молодежных субкультур об образовании
как о значимой жизненной ценности (в % к числу ответивших)
Представители молодежных субкультур Образование
является ценностью не является ценностью Итого
Гламур 14,3 85,7 100,0
Хип-хоп 26,5 73,5 100,0
Гопники 21,5 78,5 100,0
Аниме 41,0 59,0 100,0
Рокеры 42,5 57,5 100,0
Анализ табличных данных позволяет констатировать, что для 42,5% рокеров и 41% участников субкультуры аниме формальное (школьное) образование является значимой жизненной ценностью. Оно чаще, чем в других субкультурах, удовлетворяет образовательные потребности представителей рассматриваемых молодежных субкультур, а само участие в субкультуре предполагает относительно высокий уровень образования для осуществления эффективной деятельности в рамках выбранного направления. В то же время для многих участников молодежной субкультуры гламур формальное (школьное) образование
не является значимой жизненной ценностью, оно необходимо им лишь для поддержания статусных характеристик. Для представителей молодежных субкультур хип-хоп и гопников формальное (школьное) образование также не является значимой жизненной ценностью и не представляет собой реальной необходимости в рамках деятельности внутри субкультуры.
Наблюдается следующая тенденция: по своему характеру ценность формального (школьного) образования для участников молодежных субкультур является инструментальной, поскольку оно выступает средством удовлетворения материальных, профессиональных и статусных потребностей и целей.
Рассматривая степень самореализации участников молодежных субкультур в учебной деятельности, следует отметить, что почти никто из представителей рассматриваемых субкультур успешно не реализуется в учебе (см. табл. 4).
Таблица 4
Представители молодежных субкультур о степени самореализации в учебной
деятельности (в % к числу ответивших)
Представители молодежных субкультур Удается реализовать себя Не удается реализовать себя Итого
Гламур 4,5 95,5 100,0
Хип-хоп 1,5 98,5 100,0
Гопники - 100 100,0
Аниме 3,0 97,0 100,0
Рокеры 1,5 98,5 100,0
Участники молодежной субкультуры гопников констатируют полное отсутствие стремления к самореализации в учебной деятельности, что объясняется отсутствием у них интереса к получению формального (школьного) образования, общей низкой культурой их семейного окружения, достаточно низким уровнем собственной культуры и др. Представители молодежных субкультур хип-хоп (98,5%), рокеров (98,5%), аниме (97%), гламур (95,5%) также конста-
тируют отсутствие самореализации в процессе получения формального (школьного) образования в современной общеобразовательной школе. Это свидетельствует о том, что участники рассматриваемых субкультур скорее находят себя в других сферах деятельности, связанных с их включенностью в молодежные субкультуры, так как современная школа не в состоянии предложить им реальные способы удовлетворения их культурных и образовательных потребностей.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что участники молодежных субкультур скорее отрицательно, чем положительно относятся к процессу получения формального (школьного) образования. Объективно формальное (школьное) образование выступает значимой жизненной ценностью, т.к. оно формирует общую культуру молодого человека, основы его мировоззрения и дает возможность приобрести знания и умения, необходимые в различных сферах социальной деятельности; но при этом участники молодежных субкультур отмечают отсутствие возможности для самореализации в процессе получения формального (школьного) образования. Таким образом, мы констатируем противоречие между потребностью молодых людей в самореализации в процессе получения формального (среднего (полного) общего) образования и приобщения к разным видам культуры и отсутствием такой возможности в современной общеобразовательной школе.
В результате того, что институт формального (школьного) образования, как правило, не удовлетворяет потребности молодежи в самореализации, происходит сбой в процессе социализации молодых людей. Его следствием становится поиск иных способов реализации своих интересов, одним из которых выступает включенность в деятельность молодежной субкультуры. Субкультура создается молодыми людьми для «своих» с целью создания собственной системы правил, норм и ценностей. Часто в одну молодежную субкультуру объединяется молодежь с одинаковым уровнем формального образования, это происходит на базе общих интересов и ценностных ориентаций.
Современные педагоги должны учитывать особенности представителей молодежных субкультур и предлагать им альтернативные формы обучения. В настоящее время, благодаря внедрению ФГОС второго поколения, учителя общеобразовательных школ имеют возможность предлагать разнообразные формы взаимодействия с участниками субкультур во внеурочной работе. Это будет способствовать устранению «образовательной пропасти» между современной школой и молодежной культурой.
Работа с молодежными субкультурами требует учета индивидуальных особенностей их представителей. Довольно часто специалисты, столкнувшись впервые с демонстративными формами поведения, с декларированием определенных норм и ценностей, которые самим подростком могут восприниматься исключительно в качестве атрибута принадлежности к субкультуре, ставят знак равенства между этой ролью, особенности которой определены субкультурой, и собственно личностью подростка. Для того возраста, в котором обычно становятся участниками молодежных субкультур, вообще характерно наличие множественных систем ценностей, демонстративное поведение - все это вполне нормальные следствия потребности в социальном экспериментировании периода поиска и изучения форм социальности. Участниками той или иной молодежной субкультуры подростки часто становятся под влиянием ситуативного фактора (мои друзья рокеры, и я - тоже). Обычно подросток достаточно долго задерживается и достигает высокого статуса в той субкультуре, которая ему ближе, которая больше соответствует его предпочтениям. Однако есть нюансы, связанные с тем, какие именно аспекты субкультуры для него более притягательны, какова его индивидуальная интерпретация субкультуры.
Для того, чтобы учитель смог предложить интересные формы взаимодействия с представителями молодежных субкультур в современной школе, ему необходимо:
• понимать особенности субкультуры и иметь возможность ее идентифицировать;
• уметь получать и анализировать информацию о молодежных субкультурах;
• иметь возможность выяснить и уточнить специфику ее интерпретации данным конкретным подростком;
• понимать возможные негативные последствия принадлежности к данной субкультуре.
С определенной долей условности можно выделить следующие составляющие в работе с участником молодежной субкультуры в школе:
• идентификация подростка как представителя какой-либо молодежной субкультуры - производится на основании в первую очередь наблюдения и прочих качественных методов;
• поиск и уточнение информации о молодежной субкультуре, в т.ч. с помощью сети Интернет;
• уточнение индивидуальной интерпретации субкультуры подростком -какие ее элементы рассматриваются им в качестве наиболее привлекательных, к какому ее течению он относится, степень его вовлеченности в субкультурное движение, практики, в которых он принимает участие, продолжительность пребывания, статус и т.д;
• выводы о возможных нежелательных особенностях поведения подростка, принятие решения об их коррекции.
Таким образом, мы констатируем необходимость внедрения в образовательный процесс современной школы новых форм и методов обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и образовательные интересы представителей различных молодежных субкультур.
Библиографический список
1. Власова, О.В. Молодежная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции [Текст] / О.В. Власова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 90-97.
2. Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма [Текст] / под ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. - СПб., 2008.
3. Левикова, С.И. Неформальная молодежная субкультура: Монография [Текст] / С.И. Левикова. - М.: Вузовская книга, 2010.
4. Молодёжные субкультуры и работа с ними: практическое пособие [Текст] / под ред. Е.В. Коневой. - Ярославль, 2011 г. - 146 с.
Bibliography
1. Vlasov, O.V. Subculture as a sociological problem: definition, typology, the [Text] / O.V. Vlasov / / Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. - 2012. - № 2. - S. 90-97.
2. Informal youth community of St. Petersburg: theory, practice, methods of preventing extremism [Text] / ed. A.A. Kozlov, V.A. Kanayan. - St. Petersburg. 2008.
3. Levikova, S.I. Informal youth subculture: Monograph [Text] / S.I. Levikova. - Moscow: The university book, 2010.
4. Youth subcultures and work with them: a practical guide [Text] / edited by E.V. Knight. -Yaroslavl, 2011 - 146 p.