Научная статья на тему 'Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции'

Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9741
983
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР / ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ / YOUTH / YOUTH SUBCULTURE / COUNTERCULTURE / THE TYPOLOGIES OF YOUTH SUBCULTURES / THE FUNCTIONS OF YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

Описана эволюция научных представлений о социологическом феномене «молодёжная субкультура»; проведено сравнение существующих в научной литературе типологий молодёжных субкультур; рассмотрено соотношение понятий «молодёжная субкультура» и «контркультура»; дана характеристика основных функций молодёжной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURE AS A SOCIOLOGICAL PROBLEM: DEFINITION, TYPOLOGIES, FUNCTIONS

In the article the evolution of scientific representation of such sociological phenomenon as «youth subculture» is described; the typologies of youth subcultures represented in sociology are compared; the correlation between the notions of "youth subculture" and "counterculture" is considered; the main functions of youth subculture are characterized.

Текст научной работы на тему «Молодёжная субкультура как социологическая проблема: понятие, типологии, функции»

ББК 60.523 YAK 316.7

О.В. ВЛАСОВА

O.V. VLASOVA

МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СОиИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИИ, ФУНКиИИ

YOUTH SUBCULTURE AS A SOCIOLOGICAL PROBLEM: DEFINITION, TYPOLOGIES, FUNCTIONS

Описана эволюция научных представлений о социологическом феномене «молодёжная субкультура»; проведено сравнение существующих в научной литературе типологий молодёжных субкультур; рассмотрено соотношение понятий «молодёжная субкультура» и «контркультура»; дана характеристика основных функций молодёжной субкультуры.

In the article the evolution of scientific representation of such sociological phenomenon as «youth subculture» is described; the typologies of youth subcultures represented in sociology are compared; the correlation between the notions of "youth subculture" and "counterculture" is considered; the main functions of youth subculture are characterized.

Ключевые слова: молодёжь, молодёжная субкультура, контркультура, типологии молодёжных субкультур, функции молодёжной субкультуры.

Key words: youth, youth subculture, counterculture, the typologies of youth subcultures, the functions of youth subculture.

Понятие «молодёжная субкультура» сравнительно недавно стало объектом социологических исследований, поскольку сам феномен возник лишь во второй половине XX века в связи с возросшей ролью молодёжи в обществе (одно из наиболее ярких свидетельств - «студенческая революция» 1960-х гг.), её влиянием на ход социальных, экономических, политических процессов, обострением конкуренции между поколениями. Все эти процессы имели следствием оформление в рамках традиционной культуры общества молодёжной субкультуры. Появление и широкое использование этого термина связывается также с распространением в западной и отечественной социологии исследований, посвящённых молодёжным субкультурам.

В зарубежной социологии существуют различные подходы к теоретическому осмыслению категории «молодёжная культура», которая, по сути своей, является синонимическим понятием термина «молодёжная субкультура». Исторически первыми научными трактовками, обратившимися к молодёжной культуре и молодёжи как особой социальной группе, были теории, в основе которых лежало представление о том, что молодёжь - это единая социальная группа. Поведение этой группы определяется биологическими и психологическими изменениями, которые необходимо контролировать. Подобное воздействие обеспечивает усвоение молодыми людьми основных норм и ценностей. К основным концепциям данного направления относятся: поколенческий подход К. Мангейма, исследования молодёжной культуры в рамках структурно-функционального подхода Т. Парсонса, работы Ш. Эйзенштадта, исследовавшего механизмы трансляции ценностей от поколения к поколению.

Впервые термин «молодёжная субкультура» был использован К. Ман-геймом в работе «Диагноз нашего времени» [3, с. 127 - 135]. Автор дал общее описание её характерных черт и обосновал принципы её типологизации. Мангейм полагал, что именно в молодёжной субкультуре наиболее эффективно происходит формирование «духа общности» и отношений, лежащих в её основе, новых моральных императивов и эстетических норм, которые через какой-то промежуток времени становятся всеобщим достоянием.

Американский социолог Т. Парсонс [5, с. 97 - 123] определил понятие молодёжной культуры в рамках структурно-функционального подхода. Он употребил понятие «молодёжная культура»* в качестве характеристики особой оппозиционной системы ценностей. С одной стороны, он считал её дисфункциональным явлением, поскольку она противостоит традиционной культуре общества в силу специфики юношеского поведения, но, с другой стороны, любой общественный процесс, в том числе и процесс образования молодёжной культуры, он рассматривал как стремление социальной системы в целом сохранить своё нормальное состояние. По его мнению, молодёжь обеспечивает сохранность системы посредством вхождения в неё через социализацию, усваивая опыт старшего поколения.

Однако адаптация молодёжи к реальному миру - это сложный процесс. Переход от детства к взрослости как движение от аффективного к рациональному поведению, требует дополнительного «буфера». Эту функцию выполняет «группа ровесников» («peer group»). Т. Парсонс утверждает, что «peer group» реализует важную социализирующую функцию: особой формы организации молодых людей, помощи в освоении новых социальных ролей. Это способствует дальнейшей интеграции их в сложную систему современного общества.

По нашему мнению, понятия «peer group» и «молодёжная субкультура» могут не совпадать между собой. Мы считаем, что в структуре «группы ровесников» далеко не все её представители могут придерживаться ценностей той или иной молодёжной субкультуры. Говоря о соотношении «peer group» и молодёжной субкультуры, мы можем утверждать, что данные понятия являются особым феноменом индустриального общества, для которого характерен спад традиционного социализирующего влияния институтов семьи и образования. Молодёжная субкультура и группы ровесников приобретают функцию агентов социализации.

Развивая эти теоретические положения, последователи Т. Парсонса широко употребляли понятие «peer group» для обозначения гомогенных возрастных групп молодёжи, чаще всего живущих в одном городском районе и совместно проводящих свой досуг. Их появление они связывали с изменениями, происходящими в западном послевоенном обществе. Это развитие «общества изобилия» с новой потребительской культурой, средств массовой информации и массового искусства, образования. Это те условия, которые, позволили молодёжи создавать свой жизненный стиль. Так, по мнению Ш. Эйзенштадта, для компенсации социального опыта этих изменений молодые люди концентрируются на собственной возрастной группе [11, с. 13]. В книге «От поколения к поколению: возрастные группы и социальная структура» он писал, что в обществе наблюдается структурный разрыв между семьёй, в которой воспитываются дети, и социально-экономической системой, в которой они должны занять своё место. Семья не может дать молодому человеку необходимой общественной ориентации. Молодой человек находит её вне семьи - в «peer group» [11, с. 13].

Так же как Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт подчёркивает маргинальный статус молодёжи: «уже не дети, но ещё не взрослые» [11, с. 13]. Стремясь к солидарности в своих малых группах, они выбирают специфические формы поведения, создают свою культуру - точнее, «peer culture». К сожалению, Ш. Эйзенштадт не даёт классификации «peer culture».

Таким образом, можно утверждать, что при структурно-функциональном подходе молодёжная культура рассматривается в качестве важной социализирующей инстанции, обладающей определённой независимостью по отношению к господствующей в обществе системе ценностей. Молодёжная культура создается для удовлетворения специфических молодёжных потребностей и выступает как поиск адаптивных моделей поведения к миру взрослых.

^Теоретический анализ проблемы молодёжной субкультуры в западной и отечественной социологии позволяет нам утверждать, что понятия «молодёжная культура» и «молодёжная субкультура» являются синонимичными.

Продолжая разговор по поднятой проблеме, следует отметить вклад в её разработку британской традиции субкультурных исследований, которая берет своё начало от двух направлений: классового подхода и анализа конструирования субкультурных стилей. Собственно субкультурный подход к изучению молодёжи был разработан Центром Современных Культурных Исследований (CCCS) в конце 1960 - 1970 г. Британские социологи стали широко употреблять термин «молодёжная субкультура», сделав акцент на автономном существовании молодёжных сообществ внутри сложившегося типа культуры.

Главное значение они придавали классовой принадлежности молодых людей. Это обеспечивало определённый доступ к материальным и символическим благам общества. В любом стратифицированном обществе взаимодействуют разнородные культурные элементы. Основными, по мнению М. Брейка, являются культуры классов, а в их структуре - субкультуры конкретных социальных групп. По характеристике Майкла Брейка, субкультуры обязательно включают в себя элементы классовых культур, поскольку их (субкультур) участники являются одновременно и членами определённой классовой культуры, но при этом могут разделять её ценности, а могут находиться к ним в оппозиции [8, с. 6].

По мнению британских социологов У. Эдвардса, Р. Окли, С. Керри, молодёжные субкультуры чётко дифференцируются по классовым линиям:

- «прошкольные» субкультуры представителей среднего класса, которые ориентированы на учёбу и конформное существование;

- «уличные» субкультуры подростков из рабочего класса, исповедующих ценности маскулинности;

- «антишкольные» субкультуры подростков низших социальных сло-ёв, пропускающих занятия в учебных заведениях, чтобы провести время в кафе, пивных барах, где они осваивают ценности, предлагаемые им масс-медиа [10, с. 123 - 154].

Тем не менее, британские социологи отмечают, что показатель классовой принадлежности - ещё не причина неприятия господствующих норм и ценностей. Основная проблема скрыта в социокультурных особенностях самого общества. Экономические изменения определяют рынок рабочей силы и служат толчком для реформ института образования. Представители низших слоёв и рабочая молодёжь в данных условиях особенно уязвимы и ищут решения неразрешимых проблем в субкультурах [10, с. 123 - 154].

В свою очередь, Д. Хебдидж акцентирует значение стиля в субкультуре, поскольку через демонстрацию определённых образцов поведения, одежды, сленга, музыкальных пристрастий молодые люди выражают свою приверженность к данной субкультуре, как и своё отношение к внешнему миру. Благодаря субкультурной стилистике осознаётся собственная «отличность», и, приобщаясь к ней, индивид легче самоутверждается. Субкультура, таким образом, способствует созданию новой идентичности, отличной от той, которая предписывается классовым происхождением. Так новые стили проникают в доминантную культуру, вызывая её расширение и изменение [12, с. 90 - 92].

На основании вышеизложенных трактовок зарубежных социологов мы приходим к выводу о том, что молодёжная субкультура обладает следующими специфическими характеристиками:

- она неоднородна по составляющим её культурным компонентам и достаточно неустойчива как социальное явление;

- она требует от участников придерживаться определённого стиля, который внешне реализуется в общении, символике, сленге, музыкальных увлечениях, моде;

- сфера её существования и коммуникации - досуг;

- при классификации молодёжных субкультур не последнюю роль играют социальный состав семьи, уровень образования и возраст её членов.

Рассматривая понятие «молодёжная субкультура» в отечественной социологии, нужно иметь в виду, прежде всего, то обстоятельство, что этот термин характеризуется исследователями, по сути своей, как культура в единстве целого ряда её элементов. Среди основных элементов молодёжной субкультуры называют такие, которые характеризуют культуру в целом. К ним относятся ценности, нормы, убеждения, обычаи, традиции и т.д. Это такие характеристики молодёжной субкультуры, которые по сути дела не отличают её от культуры в целом. К этой группе определений мы относим трактовки А.С. Запесоцкого, А.А. Козлова, И.С. Кона, Т.В. Латышевой, А.О. Райх-штата, Л.А. Соколовой-Сербской и В.И. Сороковиковой, А.И. Шендрика.

Наиболее типичным, с этой точки зрения, является определение А.И. Шендрика, который под термином «молодёжная субкультура» понимает совокупность артефактов, алгоритмов деятельности, а также ценностей, моральных и эстетических норм, создающихся для регуляции поведения индивидов тем или иным молодёжным сообществом, выделяемым в соответствии с возрастными, профессиональными, эстетическими или идейно-нравственными признаками [6, с. 495].

С другой стороны, целый ряд авторов, характеризующих молодёжную субкультуру, наряду с этими общими трактовками и выделением общих структурных элементов, описывают и анализируют те, которые обращены, прежде всего, к молодёжи как социальной группе. Если брать словосочетание «молодёжная субкультура», то акцент делается больше на молодёжь, а не на субкультуру. Этой точки зрения придерживаются Ю.А. Зубок, С.И. Ле-викова, В.Т. Лисовский, Е.Л. Омельченко, З.В. Сикевич, К. Уильямс, В.И. Чу-пров, Т.Б. Щепанская.

В порядке конкретизации приведём позицию С. И. Левиковой, которая характеризует понятие молодёжной субкультуры как эзотерическую (тайную, скрытую, предназначенную исключительно для посвящённых), эскапистскую (отражающую стремление уйти в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения от действительности в мир иллюзий, фантазий), созданную молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура (в смысле «не для всех», поскольку через молодёжную субкультуру проходят не все молодые люди), нацеленная на включение молодых людей в общество [2, с. 34 - 35].

Для любой субкультуры обязателен набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это такие черты как:

- специфический стиль жизни и поведения;

- наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму входящих в данную субкультуру;

- наличие разделяемой всеми представителями данной субкультуры внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.п., причём эта атрибутика наделяется специфическими символическими значениями, которые не поддаются «расшифровке» «посторонними»;

- наличие более или менее явного «инициативного центра», генерирующего идеи [2, с. 34 - 35].

В целом, несмотря на отсутствие внешних сходств в содержательных трактовках молодёжной субкультуры, больших различий между даваемыми определениями мы не видим.

Продолжая анализ имеющихся точек зрения, не полемизируя с ними, принимая их как содержащие в себе какой-то момент истины, мы хотели бы предложить не столько определение молодёжной субкультуры, сколько широкую качественную характеристику этого понятия, причём такую, которая включает в себя существенные черты этого социального феномена. Мы думаем, что наиболее значимыми качественными характеристиками молодёжной субкультуры являются: ценности, установки, способы поведения и жизненные стили, взятые в системе и присущие молодёжи, которая пространственно и социально обособленна. Субкультурные атрибуты, ритуалы и ценности,

как правило, отличаются от таковых в базовой культуре, хотя с ними и связаны. Следовательно, идентифицируя себя с определённой субкультурой, молодой человек получает не только определённый социальный статус, пусть даже и неформальный, но для его поддержания обязан выполнять определённые роли и предписания, которые сложились в субкультуре.

Рассматривая проблемы молодёжной субкультуры как социокультурного феномена, необходимо отметить, что её анализ был бы неполным без характеристики такого понятия, как контркультура, тем более что её концепции представляют особое направление в социологических исследованиях как в зарубежной, так и в отечественной науке.

В разное время этой проблемой занимались такие зарубежные ученые как Р. Дарендорф, Т. Роззак, Дж. М. Ингер, К. Келли, Г.Маркузе, Д. Стар, Л. Фойер и др. Среди исследователей проблемы следует назвать и отечественных авторов - И.Б. Громову, Ю.Н. Давыдова, С.И. Левикову, В.И. Леонтьеву, И.Б. Роднянскую и др.

Принимая во внимание различные трактовки этого понятия, мы приходим к выводу о том, что понятие «контркультура» часто трактуется как вид субкультуры, ценности которой не совпадают, а иногда прямо противоположны ценностям культуры, господствующей в конкретном обществе. Этот термин употребляется и для обозначения молодёжной субкультуры, сформировавшейся в рамках «нового левого движения», радикально настроенных представителей послевоенного поколения западной интеллигенции, выступивших в 1960-х гг. с критикой основ капиталистического общества [6, с. 188].

Категория «контркультура» рассматривается также в качестве особой формы состояния (трансформации) молодёжной субкультуры; в ней обязательно есть оппозиционная система ценностей и норм по отношению к господствующему типу культуры; она отличается инновационностью и способствует возникновению новых моделей социализации.

Рассмотрев эволюцию взглядов на феномен молодёжной субкультуры и контркультуры в западной и отечественной социологии, мы не можем обойтись без систематизации разнообразных её (молодёжной субкультуры) видов и форм существования. Перейдём к рассмотрению существующих типологий молодёжных субкультур.

В социологии накоплен определённый опыт типологизации молодёжных субкультур, разработанных применительно к Западной Европе и США. Подобные типологии в значительной степени отражают национальную и культурную специфику западных обществ. Например, в Великобритании исследования молодёжных субкультур, проведённые М. Брейком, С. Коэном, Д. Хебдиджем, связаны с изучением мировоззренческой дифференциации внутри молодёжных субкультур [7, с. 249].

Зарубежные авторы в качестве одного из возможных критериев типо-логизации молодёжных субкультур рассматривают уровень жизни их носителей. Отмечается, что молодёжные субкультуры активизируются при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного или культурного уровней и т.д.). К такому типу - субкультурам «изобилия» - относятся английские подростки 1950-х гг. ХХ века: тэдди-бойз, американские яппи и другие. Второй тип субкультур можно назвать субкультурами кризиса, так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения (моды, панки, скинхеды и др.).

Теоретический анализ существующих типологий молодёжных субкультур в отечественной социологии демонстрирует разнообразие подходов к исследовательской проблеме. Сравнение различных оснований типологии и ти-пообразующих признаков показало, что отечественные авторы, в основном, акцентируют внимание на таких из них, как социальная направленность субкультур (В.А. Луков), временной фактор образования молодёжной субкультуры (Т.В. Латышева), степень социального конформизма (А.А. Козлов), уровень жизни (С.И. Левикова), ценностные установки, склонности, интересы

представителей субкультур (В.Т. Лисовский, С.А. Сергеев), степень стабильности субкультурного формирования (С.И. Левикова), характер его влияния на социализацию и идентичность молодого человека (Е.Г. Комарова) и др.

На наш взгляд, в существующих типологиях достаточно подробно рассматривается феномен молодёжной субкультуры, и конкретизация типологий может быть продолжена в зависимости от значимости факторов, которые положены в основу деятельности молодёжной субкультуры. С учётом этого обстоятельства для нас имеют особое значение уровень, вид и характер получаемого образования. Мы предлагаем следующую типологию молодёжных субкультур на основе данных критериев (см. табл. 1).

Таблица 1

Типология молодёжных субкультур на основе уровня, вида и характера получаемого образования

Уровень получаемого образования Вид получаемого образования Характер получаемого образования Молодёжные субкультуры

Допрофессиональный уровень Среднее (полное) общее образование Формальный Готы, эмо, аниме, гопники, экстремальщики, «падонки», геймеры

Допрофессиональный уровень Дополнительное образование Формальный Граффити, ролевики, хип-хоп, рокеры, аниме

Профессиональный уровень Начальное профессиональное образование Формальный Панки, скинхеды, гопники, футбольные фанаты

Профессиональный уровень Среднее профессиональное образование Формальный Рокеры, панки, скинхеды, гопники, хип-хоп, футбольные фанаты, готы, эмо, аниме, экстремальщики

Профессиональный уровень Высшее профессиональное образование Формальный Рокеры, трейсеры, экстремальщики, граффити, хип-хоп, рейверы, ролевое движение, растаманы, байкеры, хиппи, стрейт-эйдж, нью-эйдж, геймеры, хакеры

Профессиональный уровень Послевузовское образование Формальный Байкеры, рокеры, трейсеры, ролевое движение, хиппи, яппи

Самообразование Неформальный Все молодёжные субкультуры, кроме тех, которые носят криминогенный характер

Интернет-образование Неформальный Все молодёжные субкультуры

Общее неформальное образование Неформальный Все молодёжные субкультуры

Данная типология носит условный характер, но мы считаем, что от уровня, вида и характера получаемого образования зависит выбор той или иной молодёжной субкультуры и, кроме того, выбор основной деятельности внутри самой субкультуры.

При рассмотрении молодёжных субкультур важным является вопрос об определении функций этого феномена. С точки зрения наиболее удачной характеристики функций молодёжной субкультуры можно привести точку зрения британского социолога М. Брэйка. Он пишет, что субкультуры для молодёжи выполняют следующие функции:

1.Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодёжи, созданных внешними противоречиями социоэкономической структуры, которые коллективно переживаются молодёжными поколениями. Часто эти проблемы являются частью классовых переживаний - эффектом осознания классовой принадлежности и сопротивления молодёжи социально-экономической заданности их будущего.

2. Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им «соответствующей» (их уровню) работой, семьёй и школой.

3. Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же, апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением или несуществующей символической общностью, воспринятой через масс-медиа.

4. Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках свободного времени, в течение досуга, который был вынесен за рамки инструментального и скучного мира работы.

5. Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколажа (т.е. преобразования посредством нового использования) молодёжного стиля для конструирования своей идентичности вне школы или работы [9, с. 154].

Стоит отметить, что данная характеристика функций опирается на анализ конструирования субкультурных стилей, что является значимой характеристикой молодёжной субкультуры.

В отечественной социологии также имеют место трактовки функций молодёжной субкультуры. Так, например, А.А. Козлов называет и описывает следующие основные функции молодёжной субкультуры:

1. Эмансипация - повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур ти-нэйджеров.

2. Социализация - принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодёжных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении - 3 года. В субкультурах четвёртого уровня (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры) срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование времени - организация собственного досуга [4,

с. 23].

Мы согласны с тем, что в данной трактовке представлены основные функции молодёжной субкультуры, однако она является неполной, т.к. описывает достаточно узкий набор характеристик молодёжной субкультуры.

Наиболее интересную и полную характеристику функций молодёжной субкультуры даёт А.С. Запесоцкий. Он считает основополагающей функцию культурной модификации. Именно в молодёжной субкультуре генерируются ценности, которые воспринимаются сначала как «чужие», а потом врастают в культуру на правах санкционированных и общепризнанных. Кроме модификационной, А.С. Запесоцкий закрепляет за любым подвидом молодёжной субкультуры функции индивидуализации, обеспечения социально-психологической принадлежности, социально-культурной преемственности и компенсаторную функцию, активно влияющие на современный процесс социализации [1, с. 91 - 93].

Таким образом, рассмотренная проблема молодёжной субкультуры демонстрирует свою значимость и актуальность. Мы постарались дать достаточно полную в рамках возможностей статьи характеристику феномена «молодёжная субкультура»; рассмотрели её соотношение с контркультурой; провели сравнение существующих в научной литературе типологий молодёжных субкультур; описали основные функции молодёжной субкультуры.

Литература

1. Запесоцкий, А.С. Молодёжь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции [Текст] / А.С. Запесоцкий. - СПБ. : ИГУП, 1996. - 350 с.

2. Левикова, С.И. Молодёжная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. - М. : ГРАНД-ФАИР, 2004. - 608 с.

3. Мангейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Мангейм. - М. : ГРАНД-ФАИР, 1994. - 704 с.

4. Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма [Текст] / отв. ред. А.А. Козлов. -СПб. : Проспект, 2008. - 278 с.

5. Парсонс, Т. О структуре социального действия. - 2-е изд. [Текст] / Т. Пар-сонс. - М. : Академический проект, 2002. - 1246 с.

6. Социология молодёжи. Энциклопедический словарь [Текст] / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 608 с.

7. Brake, M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada [Text] / M. Brake. - L. : Routledge and Kegan Paul, 1995. - 240 р.

8. Brake, M. The sociology of youth culture and youth subculture: Sex and drugs and rock'n'roll [Text] / M. Brake. - L. : Routledge and Kegan Paul, 1980. - 346 р.

9. Brake, М. Comparative Youth Culture. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture in America, Britain and Canada. - London : Routledge & Kegan Paul, 1985. Пер. с анг. Е. Омельченко ; цит. по Омельченко Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры. - М. : Изд-во Института социологии РАН, 2000. -264 с.

10. Edwards, Y., Oakley, R., Carey, S. Street life ethnicity and social policy // The crowd in contemporary Britain [Text] / Y. Edwards, R. Oakley, S. Carey - L. : Routledge and Kegan Paul, 1987. - 371 р.

11. Eisenstadt, S.N. From Generation to Generation [Text] / S.N. Eisenstadt. - Glen-coe, 1964. - 357 р.

12. Hebdige, D. Subculture: The meaning of style [Text] / D. Hebdige. - L. : Methuen, 1979. - 208 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.