Научная статья на тему 'Образовательная деятельность молодёжных субкультурных общностей северного города'

Образовательная деятельность молодёжных субкультурных общностей северного города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORMAL EDUCATION / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMAL EDUCATION / СЕВЕРНЫЙ ГОРОД / NORTHERN CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены основные виды образовательной деятельности в молодёжных субкультурных общностях северного города, дана характеристика основных формальных и неформальных образовательных практик представителей молодёжных субкультурных общностей северного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES OF A NORTHERN CITY

In the article the main types of educational activities in the youth subcultural communities of a northern city are considered, the main formal and informal educational practices of members of the youth subcultural communities of the northern city are characterized.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность молодёжных субкультурных общностей северного города»

УДК 316.7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Власова Ольга Владимировна,

Сургутский государственный педагогический университет, преподаватель кафедры философии и социологии, г. Сургут, Россия. E-mail: surgut_vlasov@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные виды образовательной деятельности в молодёжных субкультурных общностях северного города, дана характеристика основных формальных и неформальных образовательных практик представителей молодёжных субкультурных общностей северного города.

Ключевые понятия: молодёжная субкультурная общность, формальное образование, неформальное образование, северный город.

В широком спектре социальных вопросов, которые сегодня волнуют общество, заметное место занимают проблемы включения молодёжи в различные социальные общности. Одними из наиболее распространенных, массовых и, вместе с тем, мало изученных являются молодёжные субкультурные общности. По данным социологических исследований, удельный вес представителей молодёжных субкультурных общностей может составлять до 33% от общей численности молодёжи [5, с. 384]. Это статистически значимая общность, которая является крайне важной для эффективного функционирования современной общественной системы. Именно молодёжные субкультурные общности выступают одним из наиболее предпочитаемых каналов самовыражения молодёжи и становятся формой замещения традиционных способов социализации на современном этапе.

Поскольку в социологической литературе понятие «молодёжная субкультурная общность» разработано недостаточно, дадим его характеристику. Под ней (молодёжной субкультурной общностью) будем понимать взаимосвязь людей, идентифицирующих себя с участниками конкретной молодёжной субкультуры. Основу молодёжной субкультурной общности составляет молодёжная субкультура как взаимосвязь ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, детерминируемых разными факторами, в том числе уровнем и характером образования, и присущих социально и пространственно обособленным определённым общностям молодёжи.

Особый интерес вызывают проблемы образовательной деятельности молодёжных субкультурных общностей, регуляции их поведения в этой сфере и включения в институционально приемлемые формы взаимодействия в социуме, создания комфортных и благоприятных условий для функционирования их участников в конкретной социальной среде, использования ресурсов формального и неформального образования.

Для анализа основных видов образовательной деятельности молодёжных субкультурных общностей северного города автором было проведено социологическое исследование по заказу окружной Думы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - в период с 2011 по 2013 гг. - «Жизненные ценности учащейся молодёжи ХМАО - Югры». Ис-

пользовались такие методы эмпирического исследования, как анкетирование учащихся 8-11 классов*, объём выборки составил 1632 человека; глубинное интервью членов молодёжных субкультурных общностей в возрасте от 18 до 30 лет, количество опрошенных составило 70 человек. В ходе исследования было выявлено, что 498 человек включены в молодёжные субкультурные общности, что составляет 30,5% от общего числа опрошенных. Наиболее распространенными молодёжными субкультурными общностями в северных городах округа являются: гламур (22,5%), хоп-хоп (20,4%), гопники (18,7%), аниме (15,7%) и рокеры (8,1%)** [См. подробнее об этих субкультурах: 1, 2, 3, 4, 6].

Нами было изучено отношение учащейся молодёжи к формальному образованию. Этот анализ проводился сквозь призму различных показателей:

• отношения участников молодёжных субкультурных общностей к учебной деятельности и испытываемых ими сложностях в обучении;

• образования как значимой жизненной ценности;

• самореализации в учебной деятельности.

Рассмотрим отношение представителей молодёжных субкультурных общностей к учебной деятельности. Для определения уровня удовлетворённости респондентов учёбой, в ходе анкетирования мы задавали вопрос «Нравится ли Вам учиться?» (табл. 1).

Анализ данных эмпирического исследования позволил нам сделать вывод о том, что большинство участников молодёжных субкультурных общностей в целом положительно относятся к процессу обучения. Индекс отношения к учёбе у представителей молодёжной субкультурной общности рокеров равен 0,4. Среди участников таких молодёжных субкультурных общностей, как гламур и аниме, индексы отношения к учёбе составили соответственно по 0,3, у представителей хип-хопа и гопников индекс отношения к учёбе равен 0,2.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что участники молодёжных субкультурных общностей рокеров, гламура и аниме позитивно относятся к учёбе, и этот вид деятельности является для них привлекательным, т.к. удовлетворяет их образовательную потребность. Именно формальное образование даёт им своеобразный «фундамент» и является для участников рассматриваемых молодёжных субкультурных общностей стимулом для расширения кругозора в выбранной сфере деятельности в рамках субкультурной общности. В отличие от названных субкультурных общностей, представители гопников и хип-хопа слабо ориентированы на получение формального образования.

Следует отметить, что большинство участников рассматриваемых молодёжных субкультурных общностей относятся к формальному образованию как к значимой жизненной ценности неоднозначно (см. табл. 2).

Таблица 1

Респонденты об отношении к учёбе (в % к числу ответивших)

Нравиться ли Вам учиться? Гламур Хип-хоп Гопники Аниме Рокеры

Да 25,9 20,6 23,7 20,5 25,0

Скорее да, чем нет 42,9 42,2 40,9 51,3 50,0

Скорее нет, чем да 19,6 22,5 16,1 15,4 15,0

Нет 6,3 9,8 11,8 5,1 7,5

Затрудняюсь ответить 5,3 4,9 7,5 7,7 2,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* В исследовании была использована стратифицированная выборка с пропорциональным размещением. Для расчёта объёма выборочной совокупности в целом и выборки по стратам была использована статистическая информация о муниципальных образовательных учреждениях ХМАО-Югры. Далее была реализована двухступенчатая выборка. На первой ступени случайным образом были отобраны школы из общего списка школ в выбранных населённых пунктах. На второй ступени отбирались классы (был осуществлён гнездовой отбор).

** Процент к числу ответивших (общее количество - 498 человек).

Таблица 2

Респонденты об образовании как о значимой жизненной ценности (в % к числу ответивших)

Представители молодёжных субкультурных общностей Образование

является ценностью не является ценностью Итого

Гламур 14,3 85,7 100,0

Хип-хоп 26,5 73,5 100,0

Гопники 21,5 78,5 100,0

Аниме 41,0 59,0 100,0

Рокеры 42,5 57,5 100,0

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что для 42,5% рокеров и 41% участников субкультурной общности аниме формальное образование является значимой жизненной ценностью. Это объясняется тем, что получаемое формальное образование удовлетворяет образовательные потребности представителей рассматриваемых молодёжных субкультурных общностей.

Подробное изучение проблем самореализации участников молодёжных субкультурных общностей в учебной деятельности позволяет нам утверждать, что никто из их представителей успешно не реализуется в учёбе. Участники молодёжной субкультурной общности гопников демонстрируют полное отсутствие стремления к самореализации в учебной деятельности, что объясняется отсутствием интереса у них к получению формального образования. Представители молодёжных субкультурных общностей хип-хоп (98,5%), рокеров (98,5%), аниме (97%), гламур (95,5%) также указывают на отсутствие самореализации в процессе получения формального образования в общеобразовательной школе. Это свидетельствует о том, что участники рассматриваемых субкультурных общностей находят себя в других сферах деятельности, связанных с их включённостью в молодёжные субкультурные общности.

Участники молодёжных субкультурных общностей - учащиеся школ - по-разному относятся к формальному образованию. В целом они позитивно относятся к получению формального образования, но этот вид деятельности не является для них привлекательным и не соответствует их образовательным потребностям. Предста-

вителям субкультурных общностей приходится искать иные сферы самореализации, т.к. институт формального образования не до конца удовлетворяет их образовательные потребности. Он не содержит в явном виде культурный компонент, отстаёт от изменений в культуре в целом и в молодёжных субкультурах в частности. Сферой деятельности участников молодёжных субкультурных общностей, восполняющей этот пробел, является неформальное образование.

Понятие неформального образования рассматривается нами в контексте непрерывного образования, которое осуществляется в рамках институтов гражданского общества. Последнее предполагает систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации личности и отдельных коллективов. Мы рассматриваем молодёжную субкультурную общность как одну из структур гражданского общества. Сущность субкультурной общности как части гражданского общества сводится к тому, что она даёт возможность и право выбора молодому человеку той сферы деятельности, которая ему интересна.

Основными свойствами неформального образования являются: 1) отсутствие единых, (в той или иной мере стандартизированных) требований к результатам обучения; 2) осуществление образовательного процесса посредством личного участия; 3) интерактивность участников процесса обучения; 4) направленность на пополнение знаний и умений в интересующем направлении деятельности молодёжной субкультурной общности.

Другими словами, речь идёт о стремлении расширить культурный кругозор или прибрести знания и умения, необходимые для успешного функционирования в рамках субкультурной общности, в сфере межличностных отношений, для участия в различных видах деятельности молодёжной субкультурной общности.

Неформальное образование является важной составной частью функционирования молодёжной субкультурной общности, помогает её участникам осваивать новые социальные роли, способствует их развитию в рамках выбранных направлений. Уровень неформального образования и способы его получения зависят от уровня формального образования участников молодёжных субкультурных общностей. Две рассматриваемые формы образования непосредственно связаны друг с другом и оказывают влияние на развитие и функционирование молодёжной субкультурной общности в северном городе.

Мы выделяем следующие практики неформального образования в рамках молодёжных субкультурных общностей в северном городе, в зависимости от способа получения необходимых знаний: 1) индивидуальные, представляющие собой несистематизированное обучение, стихийное освоение знаний и навыков путём индивидуального усвоения информации и осуществления практической деятельности участниками молодёжной субкультурной общности; 2) коллективные, или групповые, выступающие как образовательная деятельность неформального характера, направленная на демонстрацию повседневных практик участников молодёжных субкультурных общностей, с целью распространения знаний и опыта, необходимых для успешного функционирования в их рамках. Выделены также такие практики неформального образования, как творческие, результатом которых является личностно-значимый творческий продукт, и воспроизводящие, приводящие к выработке общей модели поведения и её воспроизводству в рамках молодёжной субкультурной общности.

Отмечая наличие различных способов получения неформального образования в молодёжных субкультурных общностях северного города, укажем, что индивидуальные практики получения неформального образования характерны для участников молодёжных субкультурных общностей гламур, хип-хоп (диджеинг и граффити),

аниме. Гопники, рокеры и представители хип-хоп культуры, прежде всего рэперы и брейк-дансеры, чаще выбирают коллективные практики неформальной образовательной деятельности. Творческий характер неформального образования присущ больше представителям молодёжных субкультурных общностей аниме, гламур, хип-хоп и рокеров, т.к. деятельность в рамках рассматриваемых субкультурных общно стей предполагает производство личностно-значимого творческого продукта. Воспроизводящий характер неформального образования чаще проявляется в деятельности участников молодёжной субкультурной общности гопников, т.к. знания, полученные в рамках этой субкультурной общности, необходимы её участникам для регуляции своего поведения в ней. Мы пришли к этому выводу, изучив материалы глубинных интервью с участниками представленных молодёжных субкультурных общностей.

При этом нами была обнаружена следующая тенденция: участники молодёжных субкультурных общностей с низким уровнем формального образования чаще выбирают коллективные практики неформальной образовательной деятельности, имеющие воспроизводящий характер. Это объясняется тем, что процесс группового усвоения знаний требует меньших интеллектуальных усилий, чем индивидуальные способы.

Рассмотрим основные практики неформального образования в молодёжных субкультурных общностях северного города.

Для представителей молодёжной субкультурной общности гламур характерны индивидуальные практики неформального образования, т.к. участники рассматриваемой субкультурной общности имеют высокий уровень формального образования.

Среди основных индивидуальных практик неформального образования в рамках молодёжной субкультурной общности гламур респонденты отмечают следующие: просмотр фильмов, чтение книг, «глянцевых» журналов, использование сети Интернет. Групповые практики неформального образования также распространены и являются значимыми в процессе получения ими новых знаний. Участники этой субкультурной общности совместно посещают выставки, обсуждают основные модные тенденции и новинки индустрии моды, косметологии, фитнеса.

Елена, 20 лет: «Мы вместе с девчонками ходим на выставки, в театр, в кино. Часто собираемся в кафе или у кого-нибудь дома обсудить новинки. Рассказываем друг другу о диетах, упражнениях, косметике».

Участники молодёжной субкультурной общности хип-хоп выбирают практики неформального образования в зависимости от сферы деятельности внутри субкультуры. Диджеи и графферы чаще используют индивидуальные практики, в основном это самообразование посредством сети Интернет, просмотр тематических фильмов и телепередач, общение с представителями своего направления на форумах, в блогах и социальных сетях.

Владимир, 22 года: «Я всему сам учился, особенно сводить музыку, делать стоящий продукт. Сам нашёл программу в Интернете, за советом обращался к другим диджеям. Находил их просто в социальных сетях, добавлялся и задавал им интересующие меня вопросы».

Рэперы и брейк-дансеры предпочитают групповые практики неформального образования; это объяснятся тем, что сама деятельность в рамках выбранного направления предполагает наличие команды единомышленников. Участники молодёжной субкультурной общности хип-хоп констатируют наличие следующих коллективных практик неформального образования: совместное написание музыки и текстов песен, прослушивание музыки других рэп исполнителей, обсуждение основных тем творчества исполнителей хип-хоп музыки, постановка танцев.

Для представителей молодёжной субкультурной общности гопников характерны преимущественно групповые практики неформального образования, т.к. участники рассматриваемой субкультурной общности имеют низкий уровень формального образования.

Среди основных групповых практик неформального образования в рамках молодёжной субкультурной общности гопников участники отмечают следующие: демонстрация личного опыта, обучение сленгу, решению конфликтных ситуаций.

Михаил, 18 лет: «Мне всё объяснили, как надо себя на встречах вести, как говорить. Сначала просто так меня брали, ну, мол, смотри, учись, а потом и сам стал на встречи ходить».

Участники молодёжной субкультурной общности аниме имеют высокий уровень

формального образования, что помогает им использовать как индивидуальные практики неформального образования, так и коллективные. Деятельность представителей молодёжной субкультурной общности аниме строится на постоянном совершенствовании знаний в выбранном направлении деятельности. Они называют следующие индивидуальные практики: просмотр фильмов, чтение специальной литературы, самостоятельное изучение особенностей японского образа жизни, изучение японского языка, особенностей рисования манги (комикса); среди коллективных практик «анимешники» выделяют совместное изготовление косплеев (костюмов любимых персонажей комиксов или мультфильмов), объединение в кланы для совместного изучения норм и ценностей японской культуры, изучение иностранных языков, общение с носителями языка в социальных сетях.

Рокеры имеют высокий уровень формального образования, но, несмотря на это, предпочитают коллективные практики неформального образования. Это тенденция объясняется постоянным сотворчеством в рамках музыкальной группы.

Представители молодёжной субкультурной общности рокеров среди коллективных практик выделяют следующие: обучение игре на музыкальных инструментах в рамках молодёжной субкультурной общности, т.е. участники выступают друг для друга в роли наставников; обсуждение книг, фильмов, политических новостей; изучение иностранных языков. Среди индивидуальных практик неформального образования рокеры выделяют: чтение специальной литературы о выбранном жанре рок-музыки, чтение художественной литературы, самостоятельное изучение истории, культуры, традиций русского народа, изучение иностранных языков, чаще всего по текстам песен любимых исполнителей, совершенствование игры на музыкальном инструменте.

Антон, 20 лет: «Я многому научился здесь, в школе рока, мне интересно приходить сюда каждый день и заниматься. Ну и быстрее как-то получается».

Таким образом, предпринятая попытка анализа образовательных практик молодёжных субкультурных общностей показывает необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы воспроизводства этих общностей на основе образовательной деятельности их участников. Осмыс-

ление задачи создания благоприятных условий для такой деятельности молодёжи - важная задача властных структур и органов управления.

1. Белякова, Е.П. Новая культура России -глянец [Электронный ресурс] / Е.П. Белякова. URL: http://www.a-s-t. /index.php.page htm (дата обращения: 25.03.2014).

2. Вершинин, М. Современные молодёжные субкультуры: рэперы [Электронный ресурс] / М. Вершинин., Е. Макарова. URL: http://psyfactor.org/ rap.htm (дата обращения: 25.03.2014).

3. Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодёжи [Текст] / В.В. Гаврилюк // Социс. 2010. № 1. С. 126-131.

4. Корженко, А.Л. Молодёжная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте [Текст] / А.Л. Корженко // Социология образования. 2010. № 7. С. 93-94.

5. Левикова, С.И. Неформальная молодёжная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. М.: Вузовская книга, 2010. 384 с.

6. Мосиенко, Л.В. Исследования молодёжной субкультуры: аксиологический аспект [Текст] / Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. С. 236-242.

References

1. Beljakova E.P. Novaja kul'tura Poccii - gljanec [New culture of Russia is sparkle], available at: http:// www.a-s-t./index.php.page htm (accessed 25 March 2014) (in Russian).

2. Vershinin M., Makarova E. Sovremennye molodezhnye subkul'tury: repery [Contemporary youth subcultures: rappers], available at: http://psyfactor. org/rap.htm (accessed 25 March 2014) (in Russian).

3. Gavriljuk V.V. Socis, 2010, no. 1, pp. 126-131 (in Russian).

4. Korzhenko A.L. Sociologija obrazovanija, 2010, no. 7, pp. 93-94 (in Russian).

5. Levikova S.I. Neformal'naja molodezhnaja subkul'tura: Monografija [Informal youth subculture]. Moscow, Vuzovskaja kniga, 2010, 384 p. (in Russian).

6. Mosienko L.V. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 2, pp. 236242 (in Russian).

UDC 316.7

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE YOUTH SUBCULTURAL COMMUNITIES OF A NORTHERN CITY

Vlasova Olga Vladimirovna,

Surgut State Pedagogical University, lecturer of the Chair of Philosophy and Sociology, Surgut, Russia.

E-mail: surgut_vlasov@mail.ru

Annotation

In the article the main types of educational activities in the youth subcultural communities of a northern city are considered, the main formal and informal educational practices of members of the youth subcultural communities of the northern city are characterized.

Key concepts:

youth subcultural communities, formal education, informal education, northern city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.