DOI: 10.12731/2218-7405-2018-6-36-47 УДК 14.43.45
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В ЭПОХУ МЕДИЙНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глебова Е.А., Баталин С.В.
Данная статья рассматривает современные субкультуры в эпоху развития информационных технологий и средств масс-медиа.
Целью данного исследования является изучение современных молодежных субкультур. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) охарактеризовать современные отечественные и зарубежные молодежные субкультуры, развивающиеся под воздействием медийной глобализации; 2) выявить влияние современных молодежных субкультур на молодежь. В качестве основных методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме молодежной субкультуры; интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь.
Научная новизна исследования: определены актуальные для современного российского общества молодежные субкультуры и показано их возможное влияние на развитие личности и поведение молодежи.
Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования актуальной информации о современных молодежных субкультурах в эпоху информационного общества педагогами, психологами и социальными педагогами в научно-исследовательской и учебно-воспитательной работе как с молодыми людьми, так и с их родителями.
Ключевые слова: молодежная субкультура; медийная глобализация; информационное общество; сетевые объединения; молодежь.
REVIEW OF MODERN YOUTH SUBCULTURES
in the age of media globalization
Glebova E.A., Batalin S.V
The article under analysis studies modern subcultures in the age of information technologies and mass media development.
The objective of the article is to study modern youth subcultures. To achieve the purpose, the following points were determined: 1) characterize modern Russian and foreign youth subcultures, influenced by media globalization; 2) specify the impact of modern youth subcultures on young people. The main methods of the study are the theoretical analysis of the literature on the problem of youth subculture; the interpretation analysis of Russian and foreign scientific works and internet materials on the problems of youth subculture and its influence on youth.
Scientific novelty of the research: youth subcultures which are topical for modern Russian society are identified and their possible influence on a person's development and youth behavior is shown.
The practical implications of the study results are in their possibilities to be used as topical information about modern youth subcultures in the age of information society by teaching staff, psychologists and social care teachers in their research and teaching-educational work both with young people and their parents.
Keywords: youth subculture; media globalization; information society; network communities; youth.
Введение
Функционирование современного общества неразрывно связано с процессами глобализации. Медийная глобализация (развитие глобальной системы телевидения и ее цифровые возможности; развитие глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет; технологии интернет-телефонии; усовершенствование медиа источников и медиа площадок...) представляет собой циркуляцию
мега массивов информационных потоков, влияющих на человеческое восприятие мира и взаимодействие с культурой.
Наиболее восприимчивой и уязвимой к процессам медийной глобализации оказывается молодежная культура, поскольку ей присущи такие отличительные возрастные характеристики, как информационная абсорбция и коммуникативная активность. Как замечает исследователь В.В. Буряк, новые медиа значительно расширяют культурное пространство, делают его «пластичным, гомогенизированным и интерактивным». Реальность, которая симулируется с помощью информационных технологий и доступна пользователям благодаря мультимедийным средствам, известна как виртуальная реальность или киберкультура. Коммуникация в условиях расширенной виртуальной культуры является благоприятной средой для образования сетевых молодежных субкультур, поскольку онлайн общение позволяет молодым людям определиться со своей идентичностью в рамках киберпространства и осуществлять в нем желаемую коммуникативную активность [1, с. 302-305].
Мы уже подвергали анализу некоторые виртуальные объединения молодых людей. Мы изучали такие интернет субкультуры как движение ОШегект (в переводе с английского языка - «чужая кожа»), участники которого объединены верой в реинкарнацию и идентификацию душ с мифологическими или легендарными созданиями (ангелами, демонами, драконами, эльфами, вампирами и другими внеземными существами). Писали об интернет троллях («интернет хулиганах») заинтересованных в распространении провокационных сообщений на форумах или Wiki-проектах. Выделяли среди популярных интернет субкультур - геймеров, увлеченных процессами виртуальной игры и изощренными способами ее прохождения, и форумные интернет образования, как MySpace или Facebook, организующих досуговое пространство, ориентированное преимущественно на общение, обмен музыкой, видео или фотографиями [3, 4].
В данной статье мы предпримем попытку рассмотреть новейшие сетевые объединения, их субкультурные характеристики и влияние на молодежь.
Современные молодежные субкультуры
Современные виртуальные объединения молодых людей строятся преимущественно по линии интереса или увлечения участников. В них отсутствует общая система ценностей и не прослеживается как таковая идеология. Основным местом локализации является тот или иной популярный интернет портал. Например, в рамках видео сайта YouTube зародилось современное движение haul-герлз (от англ. haul - «добыча, улов»). Оно базируется на создание видео о магазинных покупках. Участниками, преимущественно девушками, создаются высококачественные ролики (подбирается музыка, монтируется видео с использованием компьютерной графики), в которых рассказывается о выгодных магазинных приобретениях или новинках. Сами участницы характеризуют свою деятельность не как желание похвастаться, а как возможности общения с единомышленниками, преодолевая неуверенность и стеснительность [9].
Другим местом локализации нового субкультурного течения стал популярный сервис микроблогов Tumblr. Его участницы именуют себя как tumblr-герлз и свою основную деятельность сосредотачивают на создание «милых селфи» и их размещение на разных социальных сайтах. Девушки, придерживающиеся данного стиля, ухаживают за своей внешностью, экстравагантно одеваются, умело сочетают вещи и аксессуары. Они не стесняются выглядеть необычно и знают, как «преподнести себя миру». Их типичный образ -это милое личико с фарфоровой кожей, гардероб в духе «уличный стиль», чокер (короткое ожерелье) на шее, очки в крупной оправе, кеды на босу ногу, iPhone в руке [6].
Сервис микроблогов Tumblr поспособствовал генерации еще одного сетевого течения как сипанк (англ. Seapunk; от слов «море» и «панк») - микрокультура с идентифицирующим жанром музыки (панк 90-х годов), стилем и веб-дизайном. Она появилась в Интернете в 2011 году и апеллирует к эстетике морских глубин. Поклонников стиля объединяет стремление к познанию себя и окружающего мира и философия свободы самовыражения. В стилистике одежды
доминируют оттенки синего и зелёного, украшения из раковин и символы: дельфины и рыбы [9].
Рассматривая современные сетевые течения можно заключить, что они не обладают тем набором характеристик, которые определяли субкультуры конца XX века. Некоторые исследователи выражают точку зрения о том, что на смену субкультур пришли некие «культурные миксы». Так, субкультуры становятся менее локализированными, онлайн сообщества растут, а молодым людям становится все легче получить доступ к участию в них [8, с. 129]. Если ранее местом локализации участников субкультурных течений являлись «засекреченные», но легкодостижимые места (окраины, подвалы ...), то сейчас таким местом является глобальная сеть интернета. Субкультура глобализируется, поскольку чтобы стать ее виртуальным участником достаточно иметь доступ к Интернету. Доктор Рут Адамс из Королевского колледжа Лондона пишет о том, что современные подростки более заинтересованы в построении онлайн идентичности. В виртуальном пространстве сейчас гораздо проще создать свой неповторимый имидж, используя доступную информацию о стилистике и атрибутике той или иной субкультуры [9].
В настоящее время информационные технологии лишают молодежные субкультуры автономности, упрощают их содержание и ориентируют на массового пользователя. Это происходит под влиянием виртуальных фэнзинов (журналов), онлайн форумов и магазинов, способствующих коммерциализации субкультуры. Любой молодой человека без особых усилий и быстро может перевоплотиться в представителя того или иного субкультурного течения, не владея информацией о его идеологическом и ценностном наполнении. Субкультура постепенно лишается функции «эзотеричности» (входа в субкультуру только узкого круга «посвященных» людей), приобретает такие характеристики как открытость и доступность для каждого, что разрушает ее отличность и уникальность от господствующей культуры. Субкультура уже не контркультурна: странно выглядеть и вести себя стало почти нормально. Доктор Рут Адамс связывает эти изменения со скоростью, с которой любая
продукция и потребительские интересы модифицируют. Сейчас не обязательно знать и понимать субкультуру изнутри. Становится возможным экспериментировать с субкультурными стилями. Понятие о «включенности» в субкультуру претерпело изменение и стало более размытым [9], а вот фрагментарное вхождение в субкультуру становится нормой.
Влияние современных субкультур на молодежь
Социализация молодых людей в эпоху современности происходит под влиянием большого количества информационных каналов. Влияние семьи и школы не потеряло своего значения, но значительно ослабло. Молодой человек в построении своей идентичности полагается в большей степени не на ближайшее окружение, а на то, что пропагандируется с экранов телевизора и в средствах масс-медиа. «Ложные потребности, внедряемые в массовое сознание через СМИ, заставляют человека «вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие» [2, с. 523]. Неокрепшее подростковое сознание и формирующееся мировоззрение пока еще не способно отфильтровать пласт информации созидательного характера от деструктивного информационного потока. Ввиду данного факта молодые люди могут оказаться вовлеченными в субкультурные течения отрицательной направленности.
Так, отечественный психолог Изяслав Адливанкин убежден в том, что субкультуры готов и эмо являются опасными молодежными увлечениями. В них существует религиозно-мистический компонент, «темный культ». По мнению автора, культ предполагает прохождение ряд этапов. Он начинается с простых досуговых увлечений (это следованию моды, например) и заканчивается совершением некоего акта, означающего инициацию и часто связанного с кровью. Молодые люди, причисляющие себя к данным субкультурам, представляют собой группу риска [7].
Исследователи Л.В. Левицкая и А.Е. Колкина отмечают, что с 2015 года появились новые молодежные течения, вызвавшие среди
подростков всплеск суицидов. Речь идет о так называемых интернет группах и играх смерти: «F57», «F58», «Море китов», «Тихий дом». К ним также относится печально известный «Синий кит». В качества образа данной сетевой группы избрано млекопитающее -синий кит, которое выбрасывается на сушу, якобы, в поисках свободы. Подросткам при умелом внешнем воздействии внушается образ «Кита», который находит свободу, покончив жизнь самоубийством. Исследователи приводят данные печатного издания «Новой газеты», констатирующего, что в России произошло около 130 суицидов подростков с ноября 2015-го по апрель 2016 года. Почти все они являлись участниками социальных групп в интернете, наибольшую популярность среди которых завоевала сеть «ВКонтакте». На данный момент, в социальных сетях существует множество модификаций этих групп, они стремительно распространяются по сети Интернет, оказывая губительное влияние на подростковое поколение [5, с. 148-151].
Усугубляет ситуацию и тот факт, что отношения между людьми в цифровую эпоху значительно изменились. Реальная коммуникация всё больше вытесняется онлайновым общением. Мобильная связь и Интернет увеличивают наши коммуникативные возможности, но, в то же время, по мнению ученого С. Тёкл, контакты в социальных сетях (Facebook, Twitter и др.) имеют скорее поверхностный характер, а впечатляющее количество «френдов» у отдельных индивидуумов - это лишь свидетельство о дефиците реальной коммуникации, имитации подлинных отношений, латентной потребности в подлинной дружбе [10]. Длительное пребывание в условиях виртуальной реальности имеет негативные психологические, социальные и экзистенциальные последствия.
Заключение
Молодежная субкультура, как и любой неотъемлемый компонент общества, подвергается изменениям ввиду процесса медийной глобализации. Молодежная субкультура под влиянием СМИ и стремительного развития информационной сети Интернет глобали-
зируется, утрачивает свои функции автономности, эзотеричности, упрощается их содержание, они становятся ориентированными на массового пользователя. Идеология перестает быть сплачивающим компонентом.
Современные виртуальные объединения (такие как haul-герлз, ШтЫг-герлз, движение seapunk и др.) строятся преимущественно по линии интереса или увлечения участников. Основным местом локализации становится популярный интернет портал. В рамках сайтов YouTube и Tumblr появляются новые сетевые объединения молодых людей, базирующиеся на поверхностных ценностных установках и выполняющие лишь функцию общения с единомышленниками в виртуальной реальности, симулированной информационными технологиями.
Образы субкультур популяризируются: развивается индустрия субкультурной моды, растет количество интернет сайтов, представляющих информацию о субкультурной стилистике и атрибутике. Онлайн сообщества могут использовать эту информацию в гипертрофированном виде, ввиду чего развитие получают молодежные течения (такие как «Синий Кит») асоциального характера, оказывающие губительное воздействие на поколение молодых людей.
Ввиду данных обстоятельств усложняется роль современных родителей и педагогов, которым следует владеть информацией о современных молодежных субкультурах, быть в курсе молодежных увлечений. Это становится необходимым для того, чтобы вовремя осуществлять профилактическую работу, контролировать досуг молодых людей и заполнять его просоциальными видами деятельности.
Рекомендации
Появляется необходимость эффективного функционирования психолого-педагогической службы в учебных заведениях, объединяющей деятельность педагогов, психологов, социальных педагогов. Основными методами работы могут стать индивидуальное и групповое консультирование родителей и учащихся при выявлении
проблем, неразрешенность которых может привести к чувству социального отчуждения.
Важным и желательным в рамках образовательных учреждений становится осуществление педагогами воспитательной работы по формированию социальных умений молодых людей (принятию решений в трудных ситуациях; разрешению конфликтов без привлечения физической силы; способам контроля агрессии и противостояния групповому давлению). Дефицит социальных умений в большинстве случаев провоцирует вовлечение в асоциальные группы сверстников, особенно такие группы, как «Синий Кит». Методами работы могут быть информационные беседы, ролевое проигрывание проблемных ситуаций; апелляция к положительному опыту молодых людей в конкретных ситуациях.
Немаловажное значение приобретает просветительская работа на предмет молодежной субкультуры, ее современных разновидностей, положительного и отрицательного влияния на сознание и поведение молодых людей. Для педагогов информационные встречи, лекции, семинары могут быть организованы институтами повышения квалификации; для родителей и учащихся - учебными заведениями в рамках профилактических акций, тематических дней в школе.
Актуальным вопросом становится и включение основ педагогической деятельности с участниками молодежных субкультур в содержание образования педагогов, социальных педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях и других социальных структурах. Положительным и эффективным может стать сотрудничество между образовательными учреждениями и специализированными социальными центрами с целью обмена опытом в работе с молодежью группы риска.
Данные рекомендации не являются исчерпывающими, но они, наверняка, послужат стимулом для поиска и выработке эффективных педагогических форм и методов работы с участниками современных молодежных субкультур в России в эпоху медийной глобализации.
Список литературы
1. Буряк В.В. Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст: монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. 462 с.
2. Васильев И.В. Личность и политика. Проблемы современной молодежной субкультуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №3 (2), 2010. С. 519-525.
3. Глебова Е.А. Влияние компьютерных технологий на развитие молодежной субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 135-139.
4. Глебова Е.А. Интернет-субкультуры и их влияние на современную молодёжь // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы научно-практическая конференция, 5-6 апреля. 2011 г. М.: Институт стратегических исследований, 2011. С. 46-48.
5. Левицкая Л.В., Колкина А.Е. Молодежные субкультуры и риски суицида // Молодой учёный, № 41 (175), 2017. С. 148-151.
6. Новые молодежные субкультуры 21 века. https://sub-ult.ru/chtivo/ sub-cult/6727-novye-subkul-tury (дата обращения 20.08.2018).
7. «Не участвуйте в делах тьмы» // Православие^и / Интернет-журнал, от 16 ноября 2009 г. http://www.pravoslavie.ru/guest/32687. htm (дата обращения: 11.11.2012).
8. Haenfler Ross. Goths, Gamers, and Grrrls. Deviance and Youth Subcultures. New York, Oxford: Oxford University Press, 2010. 158 p.
9. Petridis A. Youth subcultures: what are they now? // The Guardian, 20th March 2014.
10.Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. NY.: Basic Books, 2011. 384 p.
References
1. Buryak V.V. Dinamika kultury v epohu globalizacii: noosfernyy kontekst [The dynamica of culture in the age of globalization: noospheric aspect]: monograph. Simferopol: DIAYPI, 2011. 462 p.
2. Vasilev I.V. Lichnost i politika. Problemy sovremennoy molodezhnoy subkultury [Personality and Politics. Problems of modern youth sub-
culture]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk, V.12, №3 (2), 2010, рр. 512-525.
3. Glebova E.A. Vliyanie kompyuternyh tehnologiy na razvitie molodezh-noy subkultury [The influence on computer technologies on youth subculture development]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 3, рр. 135-139.
4. Glebova E.A. Internet-subkultury i ih vliyanie na sovremennuyu molo-dyozh [Internet-subcultures and their impact on modern youth]. Teore-ticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy nauch.-prakt. konf., 5-6April, 2011 [Theoretical and methodological problems of modern education: materials of the scientific-practical conference, April 5-6, 2011]. М., 2011, рр. 46-48.
5. Levickaya L.V., Kolkina A.E. Molodezhnye subkultury i riski suicida [Youth subcultures and suicide risks]. Molodoy uchyonyy, № 41 (175), 2017, рр. 148-151.
6. Novye molodezhnye subkultury 21 veka [New youth subcultures of the 21st centure]. https://sub-ult.ru/chtivo/sub-cult/6727-novye-subkultury (accessed: 20.08.2018).
7. «Ne uchastvuyte v delah tmy» ["Do not participate in the evil"]. Pravo-slavie.Ru / Internet magazine, 16th November 2009. http://www.pravo-slavie.ru/guest/32687.htm (accessed: 11.11.2012).
8. Haenfler Ross. Goths, Gamers, and Grrrls. Deviance and Youth Subcultures. New York, Oxford: Oxford University Press, 2010. 158 p.
9. Petridis A. Youth subcultures: what are they now? The Guardian, 20th March 2014.
10. Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. NY: Basic Books, 2011. 384 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Глебова Екатерина Александровна, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация [email protected]
Баталин Сергей Васильевич, доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат филологических наук
Волгоградский государственный технический университет пр. им. Ленина, 28, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Glebova Ekaterina Alexandrovna, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Pedagogy
Volgograd State Technical University
28, Lenin av., Volgograd, 400005, Russian Federation
batalin Sergey Vasilyevich, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Ph.D. in Philology
Volgograd State Technical University
28, Lenin av., Volgograd, 400005, Russian Federation