ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕжИ СрЕДСТВАМИ иностранного ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ СУБКУЛЬТУРНОЙ ТЕМАТИКИ)
Глебова Е.А.
Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация
В статье обосновываются воспитательные возможности иностранного языка как учебной дисциплины в современном обществе. Даются рекомендации по организации процесса обучения английскому языку при включении в содержание уроков темы молодежной субкультуры, являющейся актуальной для современных молодых людей. Предлагаются материалы и задания по работе с обозначенной темой на занятиях по английскому языку.
Ключевые слова: воспитание; воспитательные возможности; духовно-нравственное развитие; иностранный язык; молодежь; субкультура.
EDUCATION OF STUDYING YOUTH BY MEANS
OF THE FOREIGN LANGUAGE (ON THE MATERIAL OF SUBCULTURAL SUBJECT MATTER)
Glebova E.A.
Volgograg State Technichal University, Volgograd, Russian Federation
The article proves educational potential of the foreign language as an academic discipline in the modern society. The author gives recommendations of making the English teaching process if the theme of youth subculture, topical for modern youth, is included into the lesson subject-matter. Materials and tasks to work on the given topic during English lessons are suggested.
Keywords: moral education; educational opportunities; spiritual and moral development; foreign language; youth; subculture.
В настоящее время актуальными темами для научного обсуждения являются духовные ценности общества и уровни внутренней культуры современной молодежи; ввиду чего духовно-нравственное развитие и воспитание молодых людей является первоочередной задачей современной образовательной системы, представляя собой значимый компонент социального заказа для образования.
Одним из существенных факторов, оказывающим влияние на оформление личности обучающихся и способствующим успешной социализации молодых людей в обществе на современном этапе его развития, является иностранный язык как учебная дисциплина. Как замечает исследователь Молчан Е.А., иностранный язык - это такая образовательная область, которая посредством грамотной организации процесса обучения позволяет формировать личность «всесторонне-развитую, высококультурную и духовно богатую, имеющую гуманистические ценностные ориентации и готовую осуществлять межъязыковое взаимодействие в контексте диалога культур» [6].
Большое значение приобретает не только содержание обучения, приемы, методы и формы работы, но и личный пример, заинтересованность и профессионализм учителя иностранного языка. Вышеупомянутый ученый в данной связи указывает на такую возникающую проблему, как недооценивание преподавателями воспитательных возможностей иностранного языка и не умение их реализовывать на основе дополнительных материалов помимо стандартных учебников [6].
Мы полагаем, что одной из причин происходящего является неосведомленность или отсутствие интереса учителей вопросами досуговой деятельности современной молодежи, что, в свою очередь, не позволяет организовать процесс обучения в соответствии с современными реалиями жизни общества и отведенной в нем роли молодых людей.
На наш взгляд, одним из популярных увлечений в современной молодежной среде является молодежная субкультура, оказывающая влияние на систему ценностных установок молодых людей, их мировоззрение, поведение в общественных местах и мотивацию к обучению, а потому в данной статье мы рассмотрим субкультурную тематику при организации процесса обучения молодежи английско— 91 —
му языку. Заметим, что мы определяем молодежь как социально-демографическую группу в возрастных границах от 14 до 30 лет.
В правомерности нашего выбора большое значение сыграло анкетирование, которые мы провели среди студентов технического вуза по выявлению отношения молодых людей к современным явлениям молодежной субкультуры. Анкетирование показало, что тема молодежной субкультуры является актуальной в молодежной среде, к тому же, 86% опрошенных выразили точку зрения о том, что субкультуры со временем не исчезнут, а будут развиваться, обретая новые формы и смыслы, оказывая неоднозначное влияние на формирование личности молодых людей. С более подробными результатами анкетирования можно ознакомиться в статье «Отношение студентов к современным явлениям западной молодёжной субкультуры» Н.Е. Воробьева и Е.А. Глебовой, 2012 [4].
Важным в процессе обучения мы считаем использование именно аутентичных материалов разного уровня сложности (в зависимости от уровня владения обучающимися английским языком). Дело в том, что само явление молодежной субкультуры является западным продуктом, страной зарождения являются Соединенные Штаты Америки во второй половине XX века [8]; а отечественные молодежные субкультуры появляются и развиваются с ориентацией на Запад [7]. В данной связи знакомство обучающихся с молодежными субкультурами на английском языке будет носить некую форму таинства: аутентичные материалы позволят им прикоснуться к первоисточникам формирования изучаемого явления, понять причины их появления, познать разнообразие современных субкультур, понять их смысловое наполнение и выявить влияние на развитие личности молодого человека.
Под молодежной субкультурой мы понимаем совокупность ценностей и норм поведения, а также символику и атрибутику, которые вырабатываются лицами молодого возраста в сфере досуга, не всегда в качестве противовеса доминирующей в обществе системе ценностей и норм, а потому включающую наряду с альтернативными и общекультурные ценности [5, с. 15]. В данном аспекте при изучении молодежных субкультур целесообразным считаем заполнение диаграммы, визуально репрезентирующей каждый тип. При такой
работе будут задействованы практически все виды чтения: изучающее, поисковое, просмотровое и аналитическое. В дальнейшем диаграмма поможет лучше запомнить новые лексические единицы для совершенствования навыков говорения, разработки диалогов, ролевых игр и дискуссий по изучаемой теме. Например, диаграмма для субкультуры эмо может выглядеть следующим образом:
Аутентичные тексты о молодежных субкультурах, которые можно использовать в процессе обучения, мы разместили в учебном пособии «Английский язык для психологов (язык профессионального общения)» И.С. Бессарабовой и Е.А. Глебовой, 2015 [2]. В пособие вошли материалы современных зарубежных авторов, занимающихся проблематикой молодежной субкультуры (Andy Bennett and Keith Kahn-Harris 2004; Scott-Myhre and Hans Arthur 2009; Arielle Greenberg 2007; Ross Haenfler 2010 и др.). Пособие представлено 11-ю уроками. Уроки объединены по тематическому принципу, каждый урок состоит из двух текстов (A и B), разных по уровню сложности. Предложены разнообразные послетекстовые задания на накопление и закрепление лексических единиц (упражнения Matching, Arranging / Rearranging, Filling in the gaps и др.) и упражнения на извлечение и обработку информации в парах или группах (задания True / False, Summarizing, Choosing the best title и др.). Поскольку большой интерес, как правило, со стороны обучающихся представляет молодеж-
ный слэнг, в некоторых заданиях используются неформальная лексика и субкультурная аббревиатура (например, DIY - лозунг панков «Сделай сам!», b-boying - танец брейк-данс, zines - журналы о субкультурах и участниках, fics - истории фанатов о субкультурах и др).
На уроках, в ходе самостоятельной или домашней подготовки можно использовать интернет-источники. Материалы портала UCLA (это аббревиатура одного из современных образовательных центров США) будут полезны для обучающихся с высоким уровнем владения английским языком. Не менее познавательную информацию можно почерпнуть на сайте Wikipedia.com или воспользоваться такими интернет-ссылками, как: http://www.straightedge.com/whatissxe.html, http://www.subcult.ru/rubric14.html, http: //www.rateemo.com/what-is-emo.aspx, http://xstroy.com/bloggers/ и др. Более полный список интернет-источников на английском языке оформлен нами в приложении № 2 учебного пособия «Молодёжные субкультуры за рубежом» И.С. Бессарабовой, Е.А. Глебовой и Н.Е. Воробьева, 2014 [3].
При разработке урока можно воспользоваться готовыми адаптированными материалами (для обучающихся среднего уровня владения языком), предложенными учебным изданием Oxford University Press в следующих учебниках. Это учебник Solutions Advanced (2nd Edition) Student's Book (Tim Falla and Paul A Davies, 2013) - уроки 8A и 8C, содержащие красочные тексты, аудио-материалы и серию условно-речевых упражнений по изучаемой теме. Для тренировки навыков разговорной речи можно воспользоваться заданиями в учебнике English File Upper-Intermediate (3rd Edition) Student's Book (Christina Latham-Koenig and Clive Oxenden, 2014) - урок 2B (раздел Speaking).
Работая над темой молодежной субкультуры и выполняя грамматические и лексические задания, не следует забывать о колоссальном воспитательном потенциале, который таит в себе затронутая проблематика. По мнению Г.Ю. Беляева, молодежная субкультура являет собой коллективный субъект воспитания, «притягивая к себе и втягивая в себя молодежь, перевоспитывая их, иногда бросая вызов и семейному, и школьному, и религиозному воспитанию». Молодежные субкультуры, с позиции ученого, это уникальные субъекты, оказывающие влияние на процессы формирования индивида
как личности с особыми качествами, навыками поведения и общения, способностями, духовными и мировоззренческими идеалами. «Даже если субкультура не ставит прямо задачи воспитания, то по факту своей деятельности она существенно влияет на воспитание молодого поколения» [1, с. 43-45]. Речь идет как о воспитании про-социальном, так и диссоциальном, идущим в разрез с нормативными требованиями той общественной среды, в которой молодые люди живут, получают образование, самореализуются. Перед современным педагогом, в нашем случае преподавателем иностранного языка, становится важным показать обучающимся плюсы и минусы современных субкультур с целью профилактики вовлечения молодых людей в те общности, которые оказывают отрицательное влияние на духовно-нравственное развитие своих участников или оказать помощь тем, кто уже имеет к ним непосредственное отношение.
В нашем монографическом исследовании мы выделяем три типа молодежной субкультуры (по необходимости педагогического воздействия на ее участников). Первый тип - это субкультуры экстре-мисткой направленности, представляющие собой социальную опасность. Ярким примером такой субкультуры являются скинхеды. Второй тип - это молодежные субкультуры отрицательной направленности. Сюда мы относим субкультуры панков, эмо, готов, некоторые современные интернет-субкультуры. Они оказывают пагубное воздействие на сознание и поведение молодых людей. Третий тип - это молодежные субкультуры положительной направленности, например, стрейт-эдж, хип-хоп, паркур. Ценностные установки и нормы поведения в таких молодежных группах не расходятся с общепринятыми нормами, а иногда являют собой и источник инноваций для развития общества [5, с. 27, 97].
Однако не стоит навязывать данную классификацию обучающимся при работе над вышеобозначенной темой. Наоборот, при обучении важно, чтобы молодые люди сами пришли к умозаключениям на основе прочитанных текстов и выделении основных идентификационных признаков той или иной субкультуры. Для этого можно использовать условно-речевые задания и коммуникативные задачи по выявлению достоинств и недостатков каждой субкультуры (finding advantages /
disadvantages), составление собственной типологии современных субкультур, выражение собственного мнения по влиянию субкультуры на ее участников с выполнением проекта или компьютерной презентации, выражение согласия или несогласия с цитатами ученых в области изучаемой проблематики (задания agree or disagree). Можно организовать работу с видео-материалами. Например, существует сайт Scillstreaming.com, где представлены видеоматериалы уроков, в том числе и с участниками молодежных субкультур, в ходе которых социальные педагоги ведут педагогическую работу по улучшению социальных навыков молодых людей. Обучающиеся смогут не только аудировать оригинальную речь, но и после видеоряда принять участие в мини-дискуссиях относительно эффективности таких уроков за рубежом, предложить собственные идеи по осуществлению педагогической работы с участниками субкультур, оценить важность своевременной педагогической помощи в случае вовлеченности молодых людей в деструктивную субкультурную деятельность.
Таким образом, важно констатировать, что иностранный язык как учебная дисциплина способствует многоаспектному обогащению обучающихся: приобретаются не только новые знания и умения лингвистического характера, необходимые для осуществления успешного иноязычного общения, но и происходит личностное нравственное формирование. Включение педагогом в предметно-тематическое содержание уроков острых социально-культурных проблем современного общества, затрагивание и обсуждение актуальной для молодежной среды проблематики, в нашем случае явления молодежных субкультур, способствует формированию навыков критического мышления, выработке чувства толерантности к отличному мнению или убеждению, оформлению мировоззрения, выработке системы ценностей, что оказывает, в свою очередь, благоприятное влияние на формирование здоровой нравственной личности, личности, способной справиться с вызовами и опасностями современного общества. В данной связи нельзя недооценивать воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык», раскрывающийся посредством грамотно организованной педагогической деятельности и стимулирования познавательного интереса обучающихся.
Список литературы
1. Беляев Г.Ю. Неформалы - они тоже воспитатели! / Проблемы современного образования, 2011. № 4. С. 42-44.
2. Бессарабова И.С., Глебова Е.А. Английский язык для психологов (язык профессионального общения): [Электронный ресурс]. Часть II: учеб. пособие / И.С. Бессарабова, Е.А. Глебова; Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС, 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 91 с.
3. Бессарабова И.С., Глебова Е.А., Воробьев Н.Е. Молодёжные субкультуры за рубежом [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.С. Бессарабова, Е.А. Глебова, Н.Е. Воробьев; Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 191 с.
4. Воробьев Н.Е., Глебова Е.А. Отношение студентов к современным явлениям западной молодёжной субкультуры» / Н.Е. Воробьев, Е.А. Глебова // Alma mater = Вестник высшей школы. 2012. № 10. C. 77-80.
5. Глебова Е.А. Зарубежный опыт педагогической работы с молодёжными субкультурами: монография / Е.А. Глебова; ВолгГТУ. Волгоград, 2015. 111 с.
6. Молчан Е.А. Воспитание средствами иностранного языка в школе. / Е.А. Молчан // Электронный журнал Экстернат РФ. http://ext.spb. ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/6050-2014-09-28-17-02-11.html
7. Филянова В.Н. Бунтую - значит, существую? Молодежные субкультуры [Электронный ресурс] / Журнал Виноград, № 2 (34), 2010. Дата обращения: 15.08. 2012 URL: http://www.vinograd.su/upbringing/ detail.php?id=42766
8. Bentley, Nick. The Young ones: a reassessment of the British New Left's representation of 1950s youth subcultures / European Journal of Cultural Studies, № 8, 2005, pp. 65-82.