Научная статья на тему 'Характеристика социально-опасных молодёжных субкультур'

Характеристика социально-опасных молодёжных субкультур Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11627
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALLY DANGEROUS SUBCULTURES / YOUTH / TEENAGERS / INFLUENCE / PUNKS / EMO / GOTHS / SKINHEADS / СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / МОЛОДЁЖЬ / ПОДРОСТКИ / ВЛИЯНИЕ / ПАНКИ / ЭМО / ГОТЫ / СКИНХЕДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кондранин Александр Евгеньевич, Сиденко Андрей Владимирович

В статье рассмотрены характеристики основных социально-опасных молодежных субкультур, которые распространены в настоящее время: скинхеды; панки; эмо; готы. В основе движения скинхедов лежат чувства агрессии, жестокости и насилия. Панков относят к социально-опасным из-за вызывающего стиля в одежде и музыкальных пристрастий, эпатажного поведения. Самыми опасными ученые считают готов и эмо. Негативное воздействие этих субкультур на подростков и молодежь отмечается современными российскими исследователями, поскольку их идеология опирается на культ смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF SOCIALLY DANGEROUS YOUTH SUBCULTURES

The article deals with the characteristics of the main socially dangerous youth subcultures, which are currently common: skinheads; punks; emo; goths. The skinhead movement is based on the feelings of aggression, cruelty and violence. Punks are related to a socially dangerous movement because of the provocative style of dress, musical tastes and shocking behavior. Scientists consider goths and emo to be the most dangerous. The negative impact of these subcultures on adolescents and young people is noted by modern Russian researchers, since their ideology is based on the cult of death.

Текст научной работы на тему «Характеристика социально-опасных молодёжных субкультур»

2. Sodnomov S. Ts. (2012). Methodical system of literary development of younger school students in the study of the course "literary reading" in the Buryat language / S. Ts. Sodnomov // Ulan-Ude: Publishing house of BSU, 2012. 264 p. (In Russian).

3. Sodnomov S. Ts. (2012). The formation of linguistic competence in the communicative process of teaching the Buryat language / S. Ts. Sodnomov // Vestnik BSU, 2010. No. 15. Pp. 236-244. (In Russian).

ДЕБЮТ В НАУКЕ

УДК 373.24

ББК 74.03(0)

К642

Кондранин Александр Евгеньевич

Магистрант дневного отделения 1 курса факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал «Ростовского государственного экономического университета»). Таганрог, Россия

Сиденко Андрей Владимирович

Магистрант дневного отделения 1 курса факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал «Ростовского государственного экономического университета»). Таганрог, Россия

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

В статье рассмотрены характеристики основных социально-опасных молодежных субкультур, которые распространены в настоящее время: скинхеды; панки; эмо; готы. В основе движения скинхедов лежат чувства агрессии, жестокости и насилия. Панков относят к социально-опасным из-за вызывающего стиля в одежде и музыкальных пристрастий, эпатажного поведения. Самыми опасными ученые считают готов и эмо. Негативное воздействие этих субкультур на подростков и молодежь отмечается современными российскими исследователями, поскольку их идеология опирается на культ смерти.

Ключевые слова: социально-опасные субкультуры, молодёжь, подростки, влияние, панки, эмо, готы, скинхеды.

Alexander Kondranin

Taganrog, Russia

Andrey Sidenko

Taganrog, Russia

CHARACTERISTICS OF SOCIALLY DANGEROUS YOUTH SUBCULTURES

The article deals with the characteristics of the main socially dangerous youth subcultures, which are currently common: skinheads; punks; emo; goths. The skinhead movement is based on the feelings of aggression, cruelty and violence. Punks are related to a socially dangerous movement because of the provocative style of dress, musical tastes and shocking behavior. Scientists consider goths and emo to be the most dangerous. The negative impact of these subcultures on adolescents and young people is noted by modern Russian researchers, since their ideology is based on the cult of death.

Key words: socially dangerous subcultures, youth, teenagers, influence, punks, emo, goths, skinheads.

Молодёжные субкультуры оказывают большое влияние на сознание и поведение подростков и молодёжи. Обратившись к отечественным и зарубежным исследованиям, направленных на изучение различных типов молодежных субкультур, мы выявили, что к современным молодежным субкультурам относят:

• скинхедов;

• панков;

• эмо;

• стрейт-эджеров;

• готов;

• хип-хоп (рэп, граффити, брейк-данс);

• паркур;

• Интернет-субкультуры (форумная субкультура, блоггеры, геймеры и др.).

По оказываемому субкультурами влиянию на участников выделяют:

- социально-опасные субкультуры - скинхеды, панки, эмо и готы, некоторые Интернет-субкультуры (форумная, геймеры, тролли);

- субкультуры положительной направленности - стрейт-эдж и паркур;

- пограничную субкультуру - хип-хоп.

В своей статье мы хотим рассмотреть сущностные характеристики социально-опасных субкультур. Мы считаем важным изучить их влияние на современных подростков и молодежь, рассмотреть ценности, нормы поведения, идеологические убеждения, ритуалы (обрядов посвящения).

Скинхеды

Культура скинхедов уходит своими корнями в 1960-е годы к темнокожим ямайским иммигрантам Великобритании. Изначально скинхеды Лондона были антирасистами и отличались многорасовостью. Сейчас скинхеды - одна из самых сильных и многочисленных субкультур. Идеологией интернациональной субкультуры скинхедов стал неонацизм, говорящий, что трудовые слои населения (рабочий класс) приобретут самоуважение, власть и благосостояние за счет ущемления этнических и расовых меньшинств. Сегодня в Интернете существуют тысячи сайтов, пропагандирующих ненависть к молодым людям с другим цветом кожи, а также радио-сайты с музыкой и видеоматериалами.

«Исследователи, занимаясь вопросами о том, что приводит молодых людей в экстремистские субкультуры, а в частности, субкультуру скинхедов, имеют различные точки зрения. Многие ученые полагают, что скинхеды - это в основном молодые люди из неблагополучных семей, и, по их мнению, если они перестанут быть скинхедами, «они потеряют то малое, чем владеют». Другие ученые считают, что молодые люди становятся жертвами организованных групп «ненависти», которые занимаются вербовкой разочарованной молодежи цинично предлагая им чувство принадлежности к большой семье наряду с идеологией ненави-

сти. Среди таких организаций известны «Церковь Создателя» и «Белое Арийское Сопротивление», поощряющие скинхедов на использование ненависти для создания всемирной белой нации и готовящих их для расовой священной войны, подобной Армагеддону» [Бессарабова, 2014, с. 80].

То есть, заявляемые цели заставляют посвящаемых в скинхеды опираться на такие чувства, как: агрессия, жестокость и насилие. В попытке бороться с молодежным экстремизмом многими странами создаются «рекреационные условия для молодых людей», имеющие своей целью отвлечь их от противоправных действий, переключив их внимание. Примером может служить реализация баскетбольных программ в США, приведшая к снижению преступности на 60 %. Так, исследователи Колумбийского университета в Нью-Йорк Сити установили, что наличие баскетбольного клуба для юношей и девушек способствовало снижению уровня преступности на 13 %.

Панки

Панк как музыкальное направление зародилось в конце 1970 годов, как в США, так и в Великобритании. Субкультура панков была популярна по всему миру, трансформировалась со временем на множество «субжанров»: хардкор, стрейт-эдж, феминистское движение и эмо. «Затрагивая вопросы идеологии и ценностях панк субкультуры, следует сказать, что панки, как и многие участники других молодежных субкультур, презирают конформизм. Так, панки более раннего периода избрали для себя концепцию «оспаривания», критикуя в своих песнях правительство, большой бизнес, полицию, родителей и других авторитетных личностей. Достичь свободы, по мнению панков, можно только через упразднение структур ее ограничивающих, поскольку правительство не действует исходя из интересов человека и людей. Среди других важных (не обязательных) элементов идеологии - антирасизм, анти-сектизм, антинационализм, антигомофобия, антифашизм, вегетарианство» [Бессарабова, 2014, с. 82].

Данную молодёжную субкультуру часто характеризуют как отрицательную. Это во многом связано с вызывающим стилем в одежде и музыкальными пристрастиями, часто шоки-

рующими общественность. Часто такое предвзятое, во многом стереотипное, мнение базируется на отсутствии необходимых знаний о сущности движения панков. Например, пресса освещала «вопросы порчи имущества панками, усматривая в этих действиях только хулиганство. Однако известно, что голландские панки взрывали бензоколонки компании «Shell» за её разрушительную деятельность в Южной Африке; панки во всем мире разрушали лаборатории для экспериментов над животными и уничтожали собственность их владельцев. Существует мнение, что панк уже перестал быть просто музыкальной субкультурой, он превратился в этику, мировоззрение. Крейг О'Хара подтверждает это в своем исследовании на тему: «Философия панка: больше, чем шум», отмечая, что панк не является модой или определенным стилем одежды. Это идея, которая ведет по жизни и придает ей смысл. Идея состоит в том, чтобы думать самостоятельно, быть самим собой, не просто принимать то, что дает общество, а создавать собственные правила и жить собственной жизнью» [Бессарабова, 2014, с. 82].

Мы считаем, что такое мнение общества небезосновательно, поскольку, собираясь вместе, панки демонстрируют эпатажное поведение (непристойные позы, нецензурная речь и др.), которые расцениваются обществом как асоциальное поведение. Опасность заключается в том, что субкультура панков способствует порождению еще более асоциальных ответвлений. Например, в начале 1990-х гг. XX в. из ряда панк групп развилось движение «queercore» (с англ. - «люди со свободными взглядами»), объединяющее представителей ЛГБТ.

Мы согласны с мнением исследователей, утверждающих, что действия панков обусловлены постоянным желанием эпатировать, что влечет нарочитое нарушение норм поведения в общественных местах. Также отмечается, что на поведение и образ панк субкультуры оказывает влияние и общественная мораль. «Иначе говоря, как только общественность перестает реагировать на определенные эпатажные формы, появляются все более социально опасные и безнравственные» [Косарецкая, 2006, с. 228-229].

Эмо

Родиной эмо считается столица США - Вашингтон. В основе этой субкультуры лежит музыка с мелодичными звуками гитар, разнообразным ритмом, наполненная лирикой, навевающая ностальгию, романтичную горечь. В основе философии эмо лежит открытое выражение чувств и эмоций.

Отечественный исследователь В. Козлов утверждает, что «субкультура является подходящим местом для чувствительных, скромных и интровертных подростков. Многие из них не только одеваются в соответствующем стиле и слушают музыку эмо, но и сами занимаются творчеством. Они рисуют, фотографируют, пишут стихи о депрессии, одиночестве, непонимании со стороны окружающего мира. Темы - вечные, но автор убежден, что творчество идет молодым людям на пользу» [Козлов, 2009, с. 339-340].

«Одиночество, замкнутость и отсутствие взаимопонимания с окружающими сделали эмо-кидов (участников субкультуры) идеальными пользователями многочисленных Интернет-сайтов. Так, онлайн журналы, называемые веб-блогами или блогами, появились и обрели популярность благодаря культуре эмо, поскольку их чувствительность и замкнутость располагает к ведению личных дневников» [Бессарабова..., 2014, с. 84]. «Однако, с точки зрения психиатрии, детские прически, подчеркнуто детская атрибутика и символика приверженцев эмо подчеркивают определенную инфантильность и обусловлены стремлением молодых людей спрятаться от окружающего мира, уйти от ответственности за свои поступки» [Концепция государственной политики, 2008, с. 301].

Реакция общества на субкультуру эмо неоднозначная. Преобладает мнение, что эта субкультура состоит из депрессивных подростков, склонных к суициду. Так, во второй части Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности указывается, что идеология субкультуры эмо оказывает отрицательное влияние на неокрепшую детскую психику. «Участие несовершеннолетнего в субкультуре приводит к депрессивным реакциям, замкнутости, отрыву от окружающего социума, намеренному конфликтному противопоставлению себя окружающим. Субкультура характеризуется риском побуждения ее членов к совершению

самоубийства, поскольку в некоторых трактовках участников, её идеология предусматривает бессмертие, считается, что «мечта каждого - умереть в теплой ванне от потери крови путем пореза вен в области запястья» [Концепция государственной политики, 2008, с. 300].

И. С. Бессонова, Е. А. Глебова и др. считают, что необходимо регулирование содержания сайтов - «это хороший превентивный метод, который может вовремя выявить случаи распространения вспышек асоциального поведения среди молодежи и способствовать их предупреждению. Известны ситуации, когда участники той или иной субкультуры пишут о своих пагубных намерениях (членовредительство, суициды...) на специальных сайтах открыто, призывая последовать их примеру. Безусловно, если оставлять такие призывы без вмешательства, мы рискуем взрастить общество асоциальных личностей, подрывающих вечные ценности и наносящих вред жизни молодых людей» [Бессарабова, 2014, с. 85-86].

Отечественный психолог И. Адливанкин, занимающийся реабилитацией игроманов, наркоманов и людей, затянутых в секты, в Душепопечительском Центре св. Иоанна Кронштадтского в Москве, называет субкультуру эмо самой опасной. Он утверждает, что «в духовном смысле субкультура эмо являет «суррогат сатанизма» для подростков. Если посмотреть, что эмокиды (дети 14-15 лет) пишут о себе на сайтах, то их цинизм, грубость, извращения, разврат повергнут в шоковое состояние. Участники субкультуры становятся дезориентированными, а на выходе из неё представляют собой разрушенные личности [Беседа с психологом, 2009].

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что в субкультуре эмо отмечается отрицательное влияние на сознание и поведение подростков и молодых людей. Это позволяет учёным характеризовать ее как молодежную субкультуру отрицательной направленности, в случае с которой существует необходимость социально-культурного воздействия на ее участников с целью недопущения распространения деструктивных проявлений в их поведении.

Готы

Готы появились в начале 1980-х годов в Великобритании. Готическая музыка была популярна до середины 1990-х годов, позже интерес к ней значительно снизился. Анализируя

содержание субкультуры, исследователи отмечают, что главная тема готов - концентрация на темах смерти и того, что с нею связано.

Выявляя влияние субкультуры готов на молодых людей, ученые С. В. Косарецкая и С. Г. Косарецкий отмечают элементы «асоциального поведения, присущего ее участникам, отмечая пристрастия участников к прогулкам на кладбищах и образам смерти, оккультной практике, иногда сатанизму. Готическое мировоззрение отображается в одежде чёрных цветов, специфичном макияже, аксессуарах с вампирской эстетикой [Косарецкая, 2006, с. 244-245].

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности (2008 г.) отмечаются такие «социально-опасные характеристики субкультуры, как распространение среди участников бисексуализма (практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках), склонность к вандализму на кладбищах, суицидальная направленность отдельных направлений субкультуры» [Концепция государственной политики, 2008, с. 294-298].

Психолог И. Адливанкин убеждён, что субкультуры готов или эмо одинаково опасны для подростков и молодежи. «В них существует религиозно-мистический компонент, «темный культ». По мнению автора, культ предполагает прохождение ряда этапов, начинаясь с простых досуговых увлечений, следованию моды и заканчиваясь совершением некоего акта, означающего инициацию. Часто обряд посвящения связан с кровью. Молодые люди 15-16 лет, причисляющие себя к готам, являются в данном аспекте группой риска [Беседа с психологом, 2009].

Негативное воздействие субкультуры готов отмечают и другие исследователи, указывая, что идеология готов «пропитана культом смерти, пропагандируемым как фактически, так и с использованием особых обрядов в закрытых сообществах. Опасность кроится в том, что на энергетическом уровне идет постоянная подпитка со знаком «минус», формирующая настоящую негативную энергозависимость, влияя на психику и подсознание молодого человека [Козлов, Суханов, 2010]. Опасение вызывают и герои подростков - воскресшие мертвецы и вампиры, столь популярные у кинематографических и телевизионных режиссеров. Отечественный исследователь С. И. Левикова акцентирует внимание на роль рекламы, способству-

ющей пропаганде данной субкультуры. К примеру, «обложки школьных тетрадей украшаются готической символикой. Наивные подростки в большинстве случаев интересуются, что есть «готика», и полагают, что, «если даже тетради призывают их туда, то их место и вправду там» [Левикова, 2010, с. 586].

Обостряют ситуацию и многочисленные готические Интернет-сайты, предоставляющие информацию как о «стилистике и атрибутике субкультуры готов, но и описывают ритуалы смерти, одобряемые её участниками. Так, весной 2008 г. в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, она нашла в Интернете информацию о том, как гот может «красиво» расстаться с этим миром и в точности выполнила описанный ритуал [Концепция государственной политики, 2008, с. 298].

Мы разделяем позицию И. Адливанкина [Беседа с психологом, 2009], что одной из причин популярности деструктивной субкультуры готов является само общество, уже не отторгающее такие темы на культурном уровне. И. С. Бессонова и Е. А. Глебова пишут, что необходимо задуматься на «государственном уровне, что следует изменить в нашем обществе, чтобы молодежь не предпочитала прогулки по кладбищам и не играла в смерть или со смертью» [Бессарабова, 2014, с. 89].

Мы считаем, что в работу с молодежью необходимо включать большое количество просветительских и профилактических мероприятий, выявляющих истинные ценности людей.

Мы представили характеристику основных социально-опасных молодежных субкультур, которые распространены в настоящее время: скинхеды; панки; эмо; готы. К самым опасным мы отнесли готов и эмо. Негативное воздействие субкультуры готов отмечаются современными российскими исследователями, поскольку идеология готов опирается на культ смерти, пропагандируемым как фактически, так и с использованием особых обрядов в закрытых сообществах. Опасность кроется на энергетическом уровне, поскольку формируется отрицательная подпитка, негативная энергозависимость, влияющая на психику и подсознание молодого человека. Опасение вызывают и герои подростков - воскресшие мертвецы и вампиры, столь популярные у кинематографических и телевизионных режиссеров.

В субкультуре эмо отмечается отрицательное влияние на сознание и поведение подростков и молодых людей. Это позволяет ученым характеризовать ее как молодежную субкультуру отрицательной направленности, в случае с которой существует необходимость социально-культурного воздействия на ее участников с целью недопущения распространения деструктивных проявлений в их поведении. В духовном смысле субкультура эмо - это суррогат сатанизма для подростков. Участники этой субкультуры становятся дезориентированными, а на выходе из неё представляют собой разрушенные личности.

Библиографический список

1. Беседа с психологом Изяславом Адливанкиным // [Электронный ресурс]. URL: www.pravoslavie.ru/32687.html. (дата обращения: 27.12.2017).

2. Бессарабова И. С. Молодежные субкультуры за рубежом: учебно-методич. пособие для студентов высших учебных заведений / И. С. Бессарабова, Е. А. Глебова, Н. Е. Воробьев. [Электронный ресурс]. Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». - Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. - Загл. с экрана.

3. Козлов О. Л. Деструктивные субкультуры - готы / О. Л. Козлов, В. Ю. Суханов // [Электронный ресурс]. - 2010. URL: http://www.lvovich.ru/notebook/destr_gotic.shtml. (дата обращения: 10.11.2017).

4. Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества // [Электронный ресурс]. URL: http://www.verav.ru/common/message.php?num=3995&table=news (дата обращения: 10.11.2017).

5. Косарецкая С. В. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. М.: Изд-во: КАРО, 2006. 304 с.

6. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

Reference

1. Bessarabova I. S., Glebov E. A., Vorob'ev N. E. (2014). Youth subculture abroad: uchebno-metodich. a manual for students of higher educational institutions [Electronic resource]. Volgograd branch of FGBOU VPO "Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation". - Volgograd: Publishing house of the Volgograd branch of the Russian Academy of Sciences, 2014. - 1 electron. wholesale. disk (CD-ROM). - Systems'. requirements: IBM PC with 486 processor; 64MB RAM; CD-ROM drive; Adobe Reader 6.0. The title. from the screen. (in Russian)

2. A conversation with the psychologist Izyaslav by Adlivankin. www.pravoslavie.ru/32687.html . Date: 27.12.2015.

3. Kozlov O.L., Sukhanov V.Yu. Destructive subcultures-Goths. 2010. URL: http://www.lvovich.ru/note-book/destr gotic.shtml. Date: 10.11.2015. (in Russian)

4. The concept of the state policy of the Russian Federation in relation to the Russian Cossacks. http://www.verav.ru/common/message.php?num=3995&table=news. (in Russian)

5. Kosaretsky S. V., Kosaretsky S. G., Sinyagina N. (2006). Yu. Informal youth associations. Prevention of asocial behavior. - 2006. Publishing house: KARO. - 304 p. (in Russian)

6. Levikova S. I. (2004). Youth subculture: study guide. - M.: fair-PRESS, 2004. - 608 p. (in Russian)

УДК 81'42

ББК 81.055.1

М864

Мочалова Татьяна Георгиевна

Студентка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета. Москва, Россия.

ПАРАДОКС КОММУНИКАТИВНОЙ НЕУДАЧИ КАК ЗАЛОГА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКИХ ТЕЛЕПРОГРАММ)

В статье рассмотрены теоретические предпосылки медиадискурса, коммуникативных стратегий и тактик, обозначены признаки коммуникативной неудачи. На материале авторских телепрограмм приведены примеры коммуникативных стратегий, направленных на разжигание конфликта как парадоксального итога успешной коммуникации.

Ключевые слова: коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, успешная коммуникация, коммуникативная неудача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.