Научная статья на тему 'Факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка'

Факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / ПОДРОСТКИ / СУБКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УСЛОВИЕ / ФАКТОР / SUBCULTURE / TEENAGERS / SUBCULTURAL COMPETENCE / CONDITION / FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Екатерина Николаевна

Дано научное определение субкультурной грамотности современного подростка, выделены уровни ее сформированности. На основе монографических характеристик для каждого уровня определены факторы и условия становления исследуемого качества, выявлены инвариантные факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the scientific definition of the subcultural competence of a modern teenager, marked out its development levels. Based on the monographic characteristics, there are determined the factors and conditions of establishment of the examined quality for every level, revealed the invariant factors and conditions of formation of subcultural competence of a modern teenager.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка»

известия вгпу

10. Fastova E.I. Stanovlenie sotsialnoy kompe-tentnosti podrostka v proektnoy deyatelnosti: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2010.

Establishment of teenager’s social competence in the cultural and educational environment of a general educational institution: concept model

There is represented the model of the holistic conception of establishment of teenager’s social competence in the cultural and educational environment of a general educational institution where there are revealed the conceptual and technological foundations of the mediate management of the process of teenager’s social competence establishment, which depends on the various experiences of the environment potential use in implementation of the educational goals.

Key words: teenager’s social competence, teenager’s humanitarian development, cultural and educational environment of a general educational institution, potential of cultural and educational environment of a general educational institution in implementation of educational goals.

Е.Н. СИТНИКОВА (Волгоград)

факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка

Дано научное определение субкультурной грамотности современного подростка, выделены уровни ее сформированности. На основе монографических характеристик для каждого уровня определены факторы и условия становления исследуемого качества, выявлены инвариантные факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка.

Ключевые слова: субкультура, подростки, субкультурная грамотность, условие, фактор.

Современную социальную ситуацию развития подростка обусловливают такие ранее не исследованные факторы развития образа Я, как ценностно-нормативная неопределенность современного мира, необходимость

принятия ответственных решений, сопряженных со стрессами, неуверенностью, утратой традиционных форм поддержки семьи и школы, а также усиливающееся влияние киберпространства и поиск значимых Других в различных субкультурах [5]. Ученые отмечают, что в подростковом возрасте наблюдается «синдром отчуждения или замещения ценностей образования и воспитания субкультурными ценностями и установками», что воспринимается родителями и педагогами не как стремление обрести самостоятельность, а как повод для усиления контроля [4]. Происходит это в силу того, что педагоги и родители не владеют информацией о разновидностях субкультурных течений, их содержательном наполнении, способах педагогического взаимодействия с участниками и, как следствие, заведомо негативно воспринимают любые проявления активности участников субкультурных групп [3]. Традиционная модель отечественного образования представляет собой на данный момент простую трансляцию монокультуры, что затрудняет личностное самоопределение подростка, поиск своего Я в современном мире и обществе. Это обусловлено снижением эффективности воспитательных воздействий на ребенка, формализацией процесса взаимодействия школы и семьи, нежеланием педагогов менять сложившиеся стереотипы [2]. В результате школа и семья не могут взять на себя ответственную роль тактичного проводника и советника в области истинных и ложных культурных ценностей, поскольку в современной педагогической науке не разработаны характеристики субкультурной грамотности современного подростка как социально-педагогической цели взаимодействия семьи и школы в контексте разработки научно-методического сопровождения реализации развивающего потенциала ФГОС общего образования.

Исходя из анализа исследований данной проблемы (П.С. Гуревич, Н.Г. Багдасарян, Г.Ю. Беляев, И.К. Кучмаева, В.Т. Лисовский, Л.В. Мосиенко, А.В. Мудрик, Л.П. Макарова, В.В. Сафонова, С.А. Нечаев, Т.Б. Щипань-ская и др.) и собственных выводов, под субкультурной грамотностью современного подростка мы понимаем интегративное личностное качество, характеризующееся системной культурологической и социологической информацией, ценностным отношением субъекта к современным культурным явлениям, ак-

© Ситникова Е.Н., 2013

тивной социальной позицией, обеспечивающее базу для формирования социокультурной компетентности подростка [6].

В процессе формирования субкультурной грамотности современного подростка выявляются следующие уровни:

• пассивно-созерцательный - частичная осведомленность о самых популярных современных субкультурах, фрагментарное представление о характерных чертах и сфере интересов их представителей, отсутствие объективного представления о субкультуре как культурном и социальном явлении, нетерпимое отношение к представителям некоторых субкультур;

• когнитивный - определенная база знаний в области субкультурных явлений, способность определить субкультуру по характерным для нее признакам, знание истории субкультур, способность отличить представителей различных субкультур друг от друга, наличие объективных суждений о явлении субкультуры, знание поведенческих особенностей представителей различных субкультур;

• аналитический - способность к анализу явления субкультуры и продуктов творчества представителей субкультур, умение свободно рассуждать на тему субкультурных явлений, строить и аргументировать собственные теории с опорой на культурологические, социологические и искусствоведческие факты, способность к оценке значения явления субкультуры в обществе, понимание истоков и предпосылок ее возникновения, а также перспектив ее влияния;

• творческий - способность соотносить собственные потребности в самореализации с возможностями различных субкультур в их удовлетворении, способность к осознанному выбору в пользу той или иной субкультуры или отказу от нее, стремление к собственному творчеству.

каждый уровень имеет качественную определенность и характеризуется единством компонентов.

Диагностический эксперимент проводился среди учащихся 7-9-х классов МОУ СОШ №81, 10, гимназии №1 г. Волгограда (180 человек). С помощью экспертных оценок была отобрана представительная выборка из типичных представителей каждого уровня сформи-рованности субкультурной грамотности (15 человек). Затем путем дальнейшего наблюдения были определены по 3 типичных представителя каждого уровня сформированности

субкультурной грамотности подростка (всего 12 человек). Эта работа проводилась в 20092013 гг.

В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность компонентов: информационного (включающего разносторонние знания о феномене субкультуры и познавательный интерес к данной тематике), нормативного (включающего знание норм поведения с представителями различных субкультур и в обществе в целом), эмоционально-оценочного (представляющего сформированный опыт эмоционально-ценностного восприятия, позволяющий воспринимать субкультурные явления как часть общекультурного наследия) и деятельностного (включающего способность совершать осознанный выбор в пользу определенной субкультуры или невступления ни в одну субкультуру вообще), а показателями служили выраженность выделенных функций: познавательной, регулятивно-поведенческой, ценностной и регулятивной.

Для выявления условий формирования субкультурной грамотности современного подростка в условиях взаимодействия школы и семьи мы использовали такие диагностические методики, как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ творческих работ, метод экспертных оценок.

В результате диагностического эксперимента мы выделили по три типичных представителя каждого уровня сформированно-сти субкультурной грамотности подростка и привели по одной монографической характеристике представителя каждого уровня. Анализ результатов диагностики и представленных монографических характеристик дает возможность выделить характерные для каждого уровня факторы и условия формирования субкультурной грамотности современного подростка. При этом, вслед за Н. М. Борыт-ко [1, с. 116], под фактором мы понимаем внутреннее, а под условием - внешнее обстоятельство, существенно влияющее на протекание педагогического процесса. Педагогическими мы называем специально сконструированные для достижения целей воспитания и обучения условия, дидактическими - педагогические условия, конструируемые в процессе обучения.

На пассивно-созерцательном уровне ведущими факторами, определяющими динамику формирования субкультурной грамотности подростка, является противоречие между стремлением субъекта к нахождению в группе и деятельности внутри нее и страхом показать-

ся нелепым, уязвимым. Так, типичный представитель пассивно-созерцательного уровня сформированности субкультурной грамотности Александр (13 лет) проявляет интерес к организации школьной дискотеки с участием школьной рок-группы, однако подчеркнуто демонстрирует свое пренебрежение к музыкантам и их друзьям, насмехается над ними.

Условиями, стимулирующими формирование субкультурной грамотности на пассивно-созерцательном уровне, являются включение подростка в совместную общественную деятельность, подразумевающую необходимость интеграции и диалогического общения с представителями различных субкультур, а также представителями старшего поколения (учителями и родителями). После того как Александру предложили поучаствовать в организации дискотеки и поставили перед ним определенные организационные задачи, он стал терпимее относиться к участникам школьной группы и проявлять некоторый интерес к их творчеству.

На когнитивном уровне ведущим фактором, определяющим динамику формирования субкультурной грамотности подростка, является психологическая потребность субъекта в общении с представителями субкультуры, расширении границ познания и творческой деятельности. Типичный представитель когнитивного уровня сформированности субкультурной грамотности Алиса (14 лет) увлекалась субкультурой «аниме», но не общалась с подростками, разделяющими ее интересы, опасалась проявить себя в рамках данной субкультуры.

Условиями, стимулирующими формирование субкультурной грамотности на когнитивном уровне, являются поощрение интересов со стороны учителей и родителей, ослабление контроля и предоставление самостоятельности в творческой и познавательной деятельности. Например, после того, как родители разрешили Алисе поучаствовать в городском «косплее» (костюмированной игре, организуемой «анимешниками»), а учителя помогли организовать ее участие, девочка приобрела новых друзей, заинтересовалась технологией изготовления костюмов для подобных мероприятий.

На аналитическом уровне ведущими факторами, определяющими динамику формирования субкультурной грамотности, являются осознание подростком ключевых ценностей субкультуры, объема своих знаний, опыта и стремление их использовать в собствен-

ном развитии. Типичный представитель аналитического уровня сформированности субкультурной грамотности Антон (16 лет) активно проявлял интерес ко многим субкультурам («диггеры», «толкинисты», «реконструкторы» и пр.). Подросток не причисляет себя ни к одной субкультуре, хотя периодически участвует в различных мероприятиях. Тем не менее это участие носит поверхностный характер, потому что Антон не увлечен чем-то серьезно, он находится в постоянном поиске своей сферы деятельности.

Условиями для формирования субкультурной грамотности на аналитическом уровне являются стимулирование подростка к творческой деятельности, помощь со стороны учителей и родителей в осознании и формулировании собственных интересов и предпочтений. Так, большую концентрированность Антон проявляет при работе в команде с четким распределением обязанностей и ясной формулировкой цели. Например, с радостью откликнулся на просьбу о написании статьи о субкультуре диггеров в школьную газету.

На творческом уровне ведущим фактором, определяющим динамику формирования субкультурной грамотности подростка, является стремление осуществить собственный выбор субкультуры и рода творческой деятельности с опорой на полученные знания. Так, Илья (15 лет), редкий представитель творческого уровня, уже с 11 лет относил себя к субкультуре «граффити», активно рисовал «скетчи» (эскизы), нередко воплощал их на стенах семейного гаража и дачи. В 13 лет влился в субкультурную группу, приобрел друзей со схожими интересами, продолжал работать на улицах города, иногда попадая из-за этого в конфликтные ситуации, участвовал в специальных фестивалях. Постепенно от субкультуры отошел, поступил в художественную школу и увлекся искусством «мадоннари» (рисунки на асфальте с объемным эффектом). На данный момент Илья выполняет подобные рисунки на заказ, участвует в городских мероприятиях, проводит мастер-классы в стенах родной школы.

Условиями, стимулирующими формирование субкультурной грамотности на творческом уровне, являются выполнение заданий творческого характера, предоставление возможности поделиться со сверстниками, учителями и родителями собственными знаниями и опытом. Родители Ильи понимают и всячески поддерживают увлечения сына. Именно мама Ильи, заметив его эскизы, предложила поступить в художественную школу, в то же время

учителя часто привлекают мальчика в качестве эксперта и художника для участия в различных школьных мероприятиях.

Инвариантным фактором формирования субкультурной грамотности подростка, не зависящим от ее уровня, является его стремление к познавательной деятельности, общению и творчеству, а инвариантным условием - позиция окружения подростка относительно явления субкультуры.

Выявив дидактические условия, стимулирующие динамику формирования субкультурной грамотности подростка, мы получаем возможность разработать пути совершенствования процесса формирования субкультурной грамотности в процессе взаимодействия семьи и школы.

Литература

1. Борытко Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. Вып. 3. С. 14-21.

2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: дис. ... д-ра пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007.

3. Глебова Е.А. Молодежная субкультура как педагогическая проблема// Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире-7: сб. ст. / отв. ред. И.С. Бессарабова. Волгоград: Парадигма, 2013. С. 57-60

4. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность // Изв. Волгогр. гос. пед. унта, 2012. №1 (65).

5. Лузина Л.М. Подростковая субкультура. Приглашение к диалогу // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та, 2008. №9. С. 30-32.

6. Ситникова Е.Н. Субкультура в контексте современного образовательного процесса (диагностический аспект) // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2012. №5(19). С. 62-66. URL : http://gmai.vspu.ru.

* * *

1. Boryitko N.M. Pedagogicheskaya situatsiya v strukture vospitatelnogo protsessa // Pedagogicheskie problemyi stanovleniya sub’ektnosti shkolnika, stu-denta, pedagoga v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya: sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Boryitko. Volgograd, 2001. Vyip. 3. S. 14-21.

2. Vlasyuk I.V. Sotsialno-pedagogicheskoe pro-ektirovanie regionalnoy semeynoy politiki: dis. ... d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.

3. Glebova E.A. Molodezhnaya subkultura kak pedagogicheskaya problema// Menyayuschayasya kommunikatsiya v menyayuschemsya mire-7: sb. st. / otv. red. I.S. Bessarabova. Volgograd: Paradigma, 2013. S. 57-60

4. Mosienko, L.V. Molodezhnaya subkultura: kat-egoriya i realnost // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta, 2012. № 1 (65).

5. Luzina L.M. Podrostkovaya subkultura. Pri-glashenie k dialogu // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta, 2008. № 9 .S. 30-32.

6. Sitnikova E.N. Subkultura v kontekste sovre-mennogo obrazovatelnogo protsessa (diagnosticheskiy aspekt) // Grani poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2012. № 5(19). S. 62-66. URL : http:// grnai.vspu.ru.

Factors and conditions of development of subcultural competence of a modern teenager

There is given the scientific definition of the subcultural competence of a modern teenager, marked out its development levels. Based on the monographic characteristics, there are determined the factors and conditions of establishment of th e examined quality for every level, revealed the invariant factors and conditions offormation of subcultural competence of a modern teenager.

Key words: subculture, teenagers, subcultural competence, condition, factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.