ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Gamification as the educational paradigm
The article deals with the issues of development of playing paradigm in education aimed at students' motivation to educational and scientific work through the playing educational communicative environment. It characterizes the playing educational paradigm in structure, time and space signs.
Key words: gamification, playing educational paradigm, playing educational communicative environment, motivation, cognitive activities, integral personality.
(Статья поступила в редакцию 11.05.2016)
Е.н. РАМзАЕВА (Волгоград)
СУБКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Рассмотрено понятие субкультуры, определены роль субкультуры в жизни современных подростков и отношение педагогов к данному явлению, рассмотрено понятие субкультурной грамотности как компонента профессиональной компетентности современного учителя.
Ключевые слова: субкультура, субкультурная грамотность, профессиональная компетентность.
Современное российское общество, находящееся на пути интеграции в открытое мировое информационное и образовательное пространство, ставит новые задачи перед системой отечественного образования. В Законе РФ «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования пристальное внимание уделяется духовно-нравственному развитию учащихся, формированию коммуникативных навыков и социальной активности. Современному выпускнику необходимо обладать умением
вести конструктивный диалог, уважать окружающих людей, активно интересоваться окружающим миром, оставаясь при этом патриотом своей страны. Такие высокие образовательные цели, которые ставит государство перед педагогами, возлагают на учителей огромную ответственность в выборе средств и методов воспитания [2]. Однако динамично меняющаяся картина современного мира совсем не подразумевает наличие универсальных педагогических рецептов и констант: нынешняя подростковая среда развивается настолько быстро, что требует от педагога как свежести восприятия современных социокультурных феноменов, так и постоянного самосовершенствования, развития и пересмотра собственных представлений и установок.
В частности, современный образовательный процесс не может строиться в отрыве от такого социокультурного феномена, как молодежная субкультура. Впервые термин «субкультура» был введен в научный оборот Т. Роз-заком, который понимал под субкультурой некую культурную «сетку координат», возникшую в тех или иных сообществах и характеризующую данные сообщества целостно и разносторонне. Впоследствии это понятие получило статус базового, что, безусловно, связано с исследованиями таких ученых, как У. Эко, М. Гордон, М. Брейк, К. Мангейм, Л. Фойер, Э. Тирьякьян, Р. С. Типтон, П. Уилли, М. Ла-кост. Среди отечественных исследователей, разрабатывающих проблематику субкультур, можно выделить таких ученых, как П.С. Гуре-вич, И.К. Кучмаева, С.Я. Матвеева, Э.А. Орлова, М.М. Шибаева, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Т.Б. Щипаньская и др. Первый серьезный обзор отечественных субкультур был представлен Д.И. Фельд-штейном, А.И. Мазуровой, Л.А. Радзихов-ским и в сборнике научных трудов «Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений» (1988). С нашей точки зрения, наиболее емко сущность понятия «субкультура» отражено в определении А.В. Мудрика, который понимает под субкультурой некую совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. д.), которые влияют на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяют им осознавать и утверждать себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) [5].
О Рамзаева E.H., 2016
- ТЕОРИЯ И МЕТОДС
В результате проведенного нами анализа и систематизации научно-педагогических знаний о феномене субкультуры мы сделали вывод о том, что субкультура психологически и социально реальна, а также обладает целым рядом постоянных компонентов: специфическим набором ценностей и норм поведения, чувством групповой общности и солидарности, характерной манерой поведения, ритуалами общения, символикой. Субкультуры также выступают как компенсаторные механизмы с сохранной рефлексией подросткового сознания, объединяя индивидов в группы с целью поиска собственной идентичности.
Несмотря на то, что характер субкультур постоянно меняется и процесс возникновения таких течений крайне динамичен, постоянным остается одно - практически каждый подросток является участником той или иной субкультурной группы, хотя такая сопричастность может и не быть очевидной. Это доказывает наше исследование, проведенное среди учащихся 8-х классов МОУ гимназии №1, СОШ № 10, 81 Центрального района г. Волгограда. Целью анкетирования в этих учебных заведениях было выявление степени осведомленности подростков в области субкультурных явлений, их отношения к феномену субкультуры и той роли, которую они отводят ему в своей жизни. на первом этапе анкетирования определялось понимание подростками содержания понятия «субкультура». Анализ результатов исследования показал, что в подростковой среде нет единого и конкретного представления о субкультуре. 25% опрошенных полагают, что субкультура является частью общественной культуры, которая отличается от официальной и общепризнанной; 60% респондентов считают, что субкультура - это направление, которое связано с принадлежностью к определенной молодежной группе, которая имеет определенные знаки отличия, манеру поведения и пристрастия; 15% ответили, что это группа людей, характеризующаяся общей идеологией, мировоззрением и стилем жизни. Следующая группа вопросов касалась степени вовлеченности подростков в современные молодежные субкультуры. В результате нами получены такие данные: 36% респондентов относят себя к какой-либо субкультуре. Как правило, это хипстеры, футбольные фанаты и геймеры. В меньшей степени представлены такие субкультуры, как растаманы, «анимешники», реперы. В то же время встречаются одиночные представители райтеров, готов, паркурщиков,
>гия ПЕДАГОГИКИ -
скейтеров, скинхедов, любителей ВМХ (велосипедный вид спорта), хардкорщиков, стим-панкеров и турникменов. Информацию о субкультурах подростки черпают из различных источников: Интернет, средства массовой информации, телевидение, а также знакомые представители субкультур. В то же время подавляющее большинство учащихся (70%) отметили, что тема субкультур в разговорах с учителями или родителями не затрагивается совсем либо поднимается, но крайне редко и, как правило, носит негативный характер. На третьем этапе анкетирования мы попытались определить мотивы, побуждающие подростков вступать в те или иные субкультурные группы. Наиболее неопределенно подростки ответили на вопрос «Что заставило Вас стать представителем субкультуры?». Подавляющее большинство опрошенных из числа участников субкультурных групп ответили не совсем определенно: «потому, что интересно...»; «просто так...»; «мне нравится.»; «захотелось.»; «не помню.»; «это меня привлекает.»; «просто прикольно.». В некоторых ответах наблюдалась большая конкретика: «мне нравится заниматься этим видом спорта.»; «меня расслабляет такое времяпрепровождение.»; «хотел узнать больше о культуре современной Японии.»; «хотел реализовать свое увлечение историей.». На вопрос «Почему, на твой взгляд, молодые люди стремятся примкнуть к какой-либо субкультуре?» респонденты, которые не отнесли себя ни к одной субкультуре, в подавляющем большинстве ответили вполне однозначно: «от одиночества» либо «от нечего делать». Тем не менее встречались и такие мнения: «стать лидером», «найти свой стиль», «чтобы найти друзей по интересам», «посещать тематические мероприятия». В результате можно утверждать, что главными мотивами, которые побуждают подростков стать участниками той или иной субкультурной группы, являются стремление к познавательной деятельности, желание самореализоваться в спорте или творчестве, а также поиск новых друзей и единомышленников. Многие из опрошенных ребят - представителей субкультур - полагают, что субкультура может удовлетворить данные потребности. так, 70% опрошенных отмечают, что субкультура, без сомнения, способствует их творческой реализации. Подростки участвуют в «косплеях» (костюмированные игры), разрабатывают костюмы, рисуют граф-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
фити, занимаются художественной фотографией. Несмотря на то, что еще до вступления в ту или иную субкультурную группу ребята уже были знакомы с особенностями ее идеологии и эстетики, 27% заявили, что хотели бы расширить свой багаж знаний в этой области. Вместе с этим у 13% опрошенных возникает мысль о возможной сопричастности к одному из субкультурных движений. Мы задали ребятам вопрос «Если бы ты стал(а) основоположником абсолютно новой субкультуры, как бы ты назвал эту субкультуру, какие бы идеи транслировал, каких людей объединил, как бы одевался, какую музыку слушал, как проводил свободное время, как себя вел в обществе, каким бы видом творчества занимался, где жил и что читал?». В результате были получены немного сдержанные ответы. Большинство отказывалось даже вообразить такую возможность, ссылаясь на отсутствие подобного желания. Остальные описали утопичные модели общества, где уважалась бы индивидуальность, ценилась интеллигентность и каждый имел бы абсолютную свободу самовыражения, но не пытался при этом кого-то эпатировать. Таким образом, можно сделать вывод, что субкультура занимает значимое место в жизни современных подростков, во многом определяет их стиль жизни и образ мыслей. Несмотря на то, что некоторые из ребят формально не относят себя к представителям субкультуры, их стиль одежды, род увлечений и круг общения указывают на обратное.
Вместе с учащимися мы опросили также педагогов, для того чтобы выяснить, насколько они знакомы с явлением субкультуры, как оценивают степень влияния данного феномена на современных подростков и готовы ли они проявить профессиональную гибкость и взаимодействовать с субкультурными группами. Анализ результатов анкетирования показал, что только 47% учителей допускают возможность общения с подростками на тему субкультур, 53% не поддерживают данную идею. В большинстве случаев понятие «субкультура» ассоциируется у педагогов с негативными явлениями: 60% опрошенных указали как следствие принадлежности подростков к субкультуре «агрессивное поведение», «неуспеваемость в школе», «вызывающий внешний вид и вредные привычки», «замкнутость». кроме того, 75% учителей предполагают, что современные педагоги не способны чувствовать себя достаточно свободно и компетентно
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
в общении с учащимися на тему современных субкультур. 63% вообще не считают нужным поднимать данную тему в общении с учащимися в силу того, что она, по их мнению, «не является значимой» [4].
Таким образом, наблюдается определенное противоречие между фактом наличия явления субкультуры, ее значимой ролью в жизни современного подростка и отрицанием данного явления со стороны педагогов, отсутствием гибкости с их стороны, нежеланием вникать в идеалы и ценности подрастающего поколения, жить переживаниями своих учеников. Тем не менее именно ценностное отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога, во многом определяет его профессиональную компетентность [1]. Так, Н.М. Бо-рытко отмечает, что педагогическая компетентность учителя характеризуется его способностью к эффективной реализации в образовательной деятельности системы социально одобряемых ценностных установок и достижением наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.
Основу же компетентности составляют знания, причем именно «живые знания», которые характеризуются отказом от абсолютизации истины, стереотипизации и догматизма, а также стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению. усваиваемые педагогом профессиональные знания должны осознаваться в более широком социально-гуманитарном контексте, который обеспечивает признание объективного характера многообразия человеческой культуры [Там же].
Таким знаниевым компонентом, на наш взгляд, может стать субкультурная грамотность, которая не только обеспечит педагогу номинальное знание существующих субкультур, но и позволит ему понять язык нового поколения, заставит быть мобильнее и моложе, поможет постоянно развиваться вместе со своими воспитанниками. Под субкультурной грамотностью мы понимаем личностное свойство, которое характеризуется осознанным владением социокультурным знанием о сходстве и специфике различных субкультур (ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символики) [5].
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
Безусловно, логичнее и эффективнее работа по формированию субкультурной грамотности осуществляется в процессе взаимодействия школы и семьи [3]. Наш опыт по формированию субкультурной грамотности подростка, полученный на базе МОУ гимназии №1 г. Волгограда, позволил открыть определенные перспективы работы со старшим поколением. Приведем примеры мероприятий, направленных на работу с учителями и родителями с целью формирования субкультурной грамотности.
Для учителей и родителей нами были организованы семинары и круглые столы, в рамках которых они могли высказать свою точку зрения относительно явления субкультуры. Параллельно в социальной сети было организовано обсуждение, в рамках которого родители могли высказать свое мнение. Модераторами обсуждения выступали учителя. Также была организована выставка фотографий «Вот я в твои годы...», на которой были представлены фото учителей и родителей в молодости, с атрибутикой субкультуры. Подобные формы организации взаимодействия школы и семьи помогли участникам процесса найти взаимопонимание, продемонстрировали подросткам серьезность отношения старшего поколения к проблематике субкультуры. После этого проводились лекции, дебаты, круглые столы и тренинги командообразования.
Процесс формирования субкультурной грамотности подразумевает целую серию разнообразных мероприятий, поэтому требует от учителей и родителей умения работать в команде, чему способствуют тренинги и деловые игры, в процессе которых учителям и родителям предлагаются различные роли (подростков, учителей, родителей с разными моделями поведения). В результате учителя и родители легче находят общий язык и понимание.
Подобный опыт показывает эффективность и перспективы работы по формированию субкультурной грамотности педагогов как составляющей профессиональной компетентности педагога.
Список литературы
1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сент. URL: http://eidos.ru/ journal/2007/0930-10.htm (в надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос». E-mail: list@eidos. ru).
2. Власюк И. В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: монография: в 2 т. / сост. и науч. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
3. Власюк И. В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Издатель, 2012.
4. Ситникова Е.Н. Субкультура в контексте современного образовательного процесса (диагностический аспект) // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2012. №5(19). С. 62-66. URL: http://grnai.vspu.ru.
5. Ситникова Е.Н. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.
* * *
1. Borytko N.M. Professional'no-pedago-gicheskaja kompetentnost' pedagoga//Internet-zhur-nal "Jejdos". 2007. 30 sent. URL: http://eidos.ru/ journal/2007/0930-10.htm (v nadzag.: Centr distan-cionnogo obrazovanija "Jejdos". E-mail: list@eidos. ru).
2. Vlasjuk I. V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak faktor samorealizacii podrostka // Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost': monografija: v 2 t. / sost. i nauch. red. V.G. Ryndak. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2010.
3. Vlasjuk I. V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie / pod red. N.M. Borytko. Volgograd: Izdatel', 2012.
4. Sitnikova E.N. Subkul'tura v kontekste sovremennogo obrazovatel'nogo processa (diagnosti-cheskij aspekt)//Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2012. №5(19). S. 62-66. URL: http://grnai.vspu.ru.
5. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gramotnosti podrostka v uslovijah vzaimodejstvija shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.
Subcultural competence as the essential component of the professional competence of a modern teacher
The article deals with the notion of subculture, determines the role of subculture in the lives of modern teenagers and teachers' attitude to this phenomenon. It describes the notion of subcultural competence as the component of the professional competence of a modern teacher.
Key words: subculture, subcultural competence, professional competence.
(Статья поступила в редакцию 12.07.2016)