педагогические науки
«Эйдос». 1999. 15 февр. URL: http://www.eidos.ru/ joumal/1999/0215.htm.
7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
8. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II. Вып. 1 (2).
9. Цирульников А. Социокультурный подход в понимании системы образования // сельское образование: альтернативы реструктуризации: материалы сетевой конф. URL: http://setilab.ru/modules/ conference/view. article.php/67/c4 http://pismoref. ru/3429511714.html.
* * *
1. Amatova N.E. Sociokul'turnyj podhod kak metodologija issledovanija obshhestvennyh processov v kontekste razvitija konvergentnyh tehnologij // Aktual'nye voprosy obshhestvennyh nauk: sociologija, politologija, filosofija, istorija: sb. st. po materialam XLI-XLII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 9-10 (40). Novosibirsk: Izd-vo «SibAK», 2014.
2. Boguslavskij M.V. Strategii modernizacii ros-sijskogo obrazovanija HH veka: teoretiko-metodolo-gicheskie podhody k issledovaniju // Problemy sovremennogo obrazovanija: internet-zhurnal RAO. 2013. № 4. C. 5-20. URL: www.pmedu.ru.
3. Bondarevskaja E.V., Kul'nevich S.V. Pedago-gika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija: ucheb. posobie dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij, slushatelej IPK i FPK. Rostov n/D.: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999.
4. Kulikova S.V. Genezis teorii i praktiki nacio-nal'nogo obrazovanija v Rossii // Pedagogika. 2012. № 1. S. 17-30.
5. Kulikova S.V. Sociokul'turnye dominanty nacional'nogo ideala vospitanija v uslovijah standartizacii obshhego obrazovanija Rossii // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2013. № 4 (24). S. 59-64.
6. Nikandrov N.D. Celi vospitanija na rubezhe XXI veka (Iz vystuplenija na zasedanii kafedry pedagogiki v Moskovskom pedagogicheskom univer-sitete 28 sent. 1998 g.) // Internet-zhurnal «Jejdos». 1999. 15 fevr. URL: http://www.eidos.ru/journal/1999/0215. htm.
7. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posobie dlja vuzov. M.: VLADOS-press, 2004.
8. Reznik Ju.M. Sociokul'turnyj podhod kak meto-dologija issledovanij // Voprosy social'noj teorii. 2008. T. II. Vyp. 1 (2).
9. Cirul'nikov A. Sociokul'turnyj podhod v poni-manii sistemy obrazovanija // Sel'skoe obrazovanie: al'ternativy restrukturizacii: materialy setevoj konf. URL: http://setilab.ru/modules/ conference/view. article.php/67/c4 http://pismoref.ru/3429511714.html.
Sociocultural nihilism in education
The article covers the issue of sociocultural nihilism in education that is displayed in the refusal of the positive historical and pedagogical experience and automatic borrowing of foreign innovations. The sociocultural approach is regarded as the research instrument that reveals the most efficient educational models and systems.
Key words: sociocultural nihilism, sociocultural approach, tradition, innovation, modernizing processes.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
Е.н. рАИЭАЕВА (Волгоград)
актуальность социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса
Рассмотрено понятие социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, определена роль субкультурной грамотности подростка в процессе социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, подростки, субкультура, субкультурная грамотность подростка.
Тенденции, наблюдаемые в культуре современного общества, безусловно, оказывают большое влияние на систему образования: это стремление к открытости, доступности, демократичности. В условиях постоянно развивающихся информационных технологий становится практически невозможным оставаться скромным обитателем своего маленького мирка - разнообразные социальные сети и многочисленные информационные ресурсы демонстрируют человеку мир во всем его многообразии, а миру демонстрируют самого человека. Однако ни образовательное, ни информационное пространство не в силах в пол-
О Рамзаева Е.Н., 2016
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ной мере подготовить к реальному взаимодействию с другой, отличной от нашей собственной, культурой. Скорее, подобные «теорети-зированные» ресурсы формируют совершенно абстрактное, стереотипное представление о различных социокультурных феноменах, тем самым ставя в тупик и подталкивая к социальной изоляции. Пожалуй, данная проблема в той или иной степени характерна для каждого современного человека, но особую остроту она приобретает для тех, кто ограничен в своих возможностях взаимодействовать с современным миром, обогащать свой культурный багаж и получать опыт общения с различными социальными группами.
Примером могут стать учащиеся из малонаселенных пунктов, чья уязвимость становится особенно очевидной на пороге вхождения в новый, во многом чуждый, социум - общество мегаполиса, в котором многим из них предстоит развиваться в культурном и профессиональном плане. К сожалению, для таких ребят существует реальная опасность утратить собственную индивидуальность, пойти по ложному пути подражания избитым образцам и шаблонам, усвоить ложные жизненные ориентиры и ценности. Подобные ошибки могут помешать им как в личной, так и в профессиональной жизни. Крайне важно, чтобы учащиеся из «глубинки» не чувствовали себя закомплексованными провинциалами, пытаясь переделать себя по образцу стандартного горожанина, а свободно и с гордостью презентовали себя сообществу большого города. В связи с этим необходимо подготовить их ко вхождению в городскую культуру, сделать так, чтобы в более агрессивной и чуждой им среде мегаполиса они могли открыто позиционировать себя как субъекта аутентичной и ценной культуры своей малой Родины. Важно дать понять таким ребятам, что путь к обретению свободы и уверенности в пространстве большого города - это не мимесис и отречение от собственных корней, а развитие на основе собственной самобытности. Таким образом, возникает необходимость социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре современного мегаполиса.
Проблема адаптации носит междисциплинарный характер и занимает значимое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов, культурологов, социологов и педагогов. Современная социальная и этническая психология в основном исследует адапта-
ционные процессы в контексте проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия, миграции и социальных трансформаций (Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.Н. Гумилев, Ю.М. Десятникова, Б.Д. Парыгин, В.А. Смирнов и др.). Освоение культурного и социального пространства для молодых людей становится особенно сложным в силу того, что давление социокультурных проблем создает дискомфортные условия не только для них, но и для старшего поколения, которое в силу традиционной модели российской культуры оказывается неспособным обеспечивать принцип преемственности в передаче социокультурного опыта. в результате сложилась ситуация, о которой писала М. Мид в работе «Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями» (1970 г.), - формирование принципиально иной, не имеющей каких-либо аналогов в прошлом модели культуры -префигуративной [4]. В ее основе лежит новый способ взаимодействия поколений, заключающийся в признании права молодежного сообщества быть носителем и творцом другого, не известного взрослым способа бытия в условиях кардинально и необратимо меняющегося мира. в такой ситуации решение проблемы адаптации становится актуальным не только для молодежи, но и для старшего поколения. Более того, факторы, традиционно считающиеся как особо важные в процессе адаптации личности, такие как семья, образование, приобретающие совершенно иное значение, вновь требуют научного осмысления [2].
Впервые термин «адаптация» (лат. adaptation - приспособление) был введен в научный оборот физиологами в конце XVIII в. В целом он означает приспособляемость, т. е. способность определенного объекта сохранять целостность при изменении каких-либо параметров среды. Данное определение подразумевает те объекты природы, которые обладают качеством саморегуляции, иными словами, способностью к компенсаторному изменению своих параметров в ответ на изменения параметров внешней среды. В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев оно рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.
Так, социальную адаптацию трактуют как процесс приспособления человека к меняю-
щейся среде посредством различных социальных инструментов. В свою очередь, социальная адаптация разделяется на активную и пассивную. Под активной социальной адаптацией подразумевается само стремление индивида изменить окружающую его социальную среду. Под пассивной социальной адаптацией (аккомодацией) принято понимать принятие индивидом норм и ценностей чуждой социальной среды [4].
Под культурной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к условиям определенной окружающей среды и определения им специфических черт данной культуры. Как правило, проблема культурной адаптации рассматривается в контексте мигрантов, поскольку культура принимающего общества воспринимается такими людьми в совершенно новых условиях через призму собственной культуры. В подобной ситуации человеку, входящему в новое культурное пространство, важно не утратить собственную культурную идентичность, усвоив при этом основные нормы поведения принимающего общества. Основной риск заключается в том, что пребывание мигрантов в новом для них социуме может привести, в конечном счете, к полной ассимиляции, другими словами - к добровольному растворению или насильственному поглощению культуры, этничности, языка, ценностей, традиций, веры и замене данных качеств качествами другой группы.
В то же время социокультурная дезадапти-рованность может проявляться в неспособности индивида адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям, соответствовать требованиям и ожиданиям чуждой социальной среды и собственной социальной роли в ней.
Современными психологами, социологами и педагогами отмечается, что в процессе социокультурной адаптации именно образование является максимально демократичным, массовым, доступным и в то же время гуманным инструментом, способным обеспечить адаптацию детей, которые столкнулись с новыми для них социокультурными явлениями. Именно образование транслирует для таких ребят культуру принимающего сообщества, а также обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность. В таком случае главной задачей в работе с детьми становится обеспечение их интеграции с учетом различной степени их вхождения в общекультурную среду [1].
КИЕ НАУКИ -
Тем не менее в большинстве случаев отмечается определенное расхождение между очевидной потребностью вхождения детей в социальную и культурную среду принимающей стороны и функциональным состоянием образования, которое пока не в полной мере отвечает нуждам общественного развития.
Происходит это в силу некоторой оторванности содержания современного образования от простого бытового контекста современных социальных и культурных процессов. В то же время воспитание, образование, обучение невозможно без опоры на социальные, нравственные, культурные ценности общества. Именно поэтому категория культуры оказывается в центре внимания ряда педагогических исследований. Многие считают исключительно важным вернуть образование и педагогику и контекст культуры.
В современной науке проблема значимости родной культуры нашла отражение в принципе «диалога культур» В.С. Библера. С точки зрения ученого, культура - это всеобщая форма одновременного общения и бытия людей, в котором в то же время происходит общение индивидов. В.С. Библер понимает под культурой своеобразную форму диалога, подчеркивая, что культура может существовать только там, где есть как минимум две культуры, а самосознание в культуре проявляется лишь при встрече с другой культурой. Именно в процессе диалога различных культур формируется опыт познания собственной культуры и культуры других народов [5].
В культурологии при интерпретации социокультурного социальное растворяется в культурном, т. к. функционирование культуры определяется как социальный процесс [Там же]. Поэтому под социокультурным, как правило, понимают процессы, связанные не с традиционной передачей знаний, а с внешними смыслами, объясняющими поведение человека, в том числе культурными нормами и ценностями [3].
В психологии понятие социокультурности соотносится с ориентацией на взаимодействие с людьми, развитие нравственно-волевых качеств личности, с твердостью в отстаивании собственной точки зрения. Так, Л.С. Выготский делает акцент на сознательном и самостоятельном преобразовании человеком своих телесных сил, душевных свойств и социальных качеств личности для выполнения собственного предназначения [5], что должно соотноситься с выражением в общении индивидуально-смысловых отношений в обществе.
известия вгпу
Безусловно, когда ребята из малонаселенных пунктов попадают в мегаполис, речь идет не о взаимодействии с целой чуждой культурой, а о знакомстве со специфической субкультурой большого города, что подразумевает определенные особенности процесса адаптации к данному сообществу.
Проведенные анализ и систематизация научно-педагогических знаний о феномене субкультуры позволили нам сделать вывод о том, что субкультура социально и психологически реальна и обладает целым рядом постоянных компонентов: специфическим набором ценностей и норм поведения; чувством групповой общности и солидарности; характерной манерой поведения, ритуалами общения, символикой. В целом субкультуры выступают для подростков, объединяющихся в группы в поисках идентичности, в роли компенсаторных механизмов. Инструментом, способствующим успешной социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, может стать субкультурная грамотность подростка.
Под субкультурной грамотностью подростка мы понимаем личностное свойство, характеризующееся осознанным владением социокультурными знаниями о сходстве и специфике различных субкультур (ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символики).
Несмотря на некоторую универсальность данного определения, мы отмечаем определенную специфику процесса формирования данного качества у детей, представляющих различные социальные слои и культурные среды. Так, учащиеся из малонаселенных пунктов представляют особую группу риска в процессе взаимодействия с различными субкультурами, поскольку обладают особой самобытностью и в то же время стремятся приобщиться к массовой культуре, что порождает известные проблемы и сложности.
Согласно опросу, проведенному нами среди учащихся из малонаселенных пунктов Волгоградской области (хутор Демидов, село Нижняя Добринка, село Лемешкино), 90% ребят планируют после окончания школы поступление в вузы. Можно с уверенностью сказать, что это удивительно самобытные, талантливые ребята с особым видением окружающего мира, значительно отличающимся от восприятия действительности городскими детьми. Работу по формированию субкультурной гра-
мотности подростка с такими ребятами нужно организовывать таким образом, чтобы в будущем столкновение с чуждой городской культурой не растворило их индивидуальность в толпе, а, напротив, помогло реализовать их самобытный творческий потенциал на новом уровне.
Так, для учащихся Новониколаевской СОШ № 1 им. А.Н. Левченко нами была подготовлена и проведена интерактивная игра «СуБпродукты», которая была напрвлена на знакомство с субкультурами большого города. Подобные мероприятия были проведены в процессе совместной творческой работы. Подросткам представилась возможность обсудить актуальные молодежные субкультуры, выявить положительные и отрицательные их функции, поучаствовать в оживленных дебатах, составить образ собственной субкультуры.
По словам подростков, посетивших мероприятие, формат общения и работы им понравился, а предложенная тематика не оставила равнодушными, позволила расширить свой багаж знаний в области социальных и культурных явлений. Учителя школы, в свою очередь, отметили, что в процессе работы по-новому раскрылись некоторые ученики, неожиданно продемонстрировали небывалую эрудицию и лидерские качества.
Таким образом, актуальность проблемы адаптации ребят из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса достаточно высока. Поиск новых путей ее решения, одним из которых может стать подготовка учащихся к вхождению в новое сообщество с позиций формирования субкультурной грамотности, является перспективой нашего дальнейшего исследования.
список литературы
1. Власюк И.В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: монография: в 2 т. / сост. и науч. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Издатель, 2012.
3. Макарова Л.П. функции социокультурного самоопределения в индивидуально-личностном развитии старшеклассника // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.М. Борытко,
педагогические науки
A.H. Кузибецкого, Н.К. Сергеева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. Вып. ll. С. 53-59.
4. Макаров A^. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: дис. канд. ... социол. наук. M., 20l0.
5. Ситникова E.H. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 20l4.
* * *
1. Vlasjuk I.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak faktor samorealizacii podrostka // Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost': monografija: v 2 t. / sost. i nauch. red. V.G. Ryndak. Orenburg: Izd-vo OGPU, 20l0.
2. Vlasjuk I.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie / pod red. N.M. Borytko. Volgograd: Izdatel', 20l2.
3. Makarova L.P. Funkcii sociokul'turnogo samo-opredelenija v individual'no-lichnostnom razvitii starsheklassnika // Pedagogicheskie problemy stanov-lenija sub#ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.M. Borytko, A.N. Ku-zibeckogo, N.K. Sergeeva. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2003. Vyp. ll. S. 53-59.
4. Makarov A.Ja. Sociokul'turnaja adaptacija detej migrantov v obrazovatel'noj srede: dis. kand. ... sociol. nauk. M., 20l0.
5. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gramotnosti podrostka v uslovijah vzaimodejstvija shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 20l4.
Urgency of sociocultural adaptation of students from sparsely populated places to a megalopolis subculture
The article deals with the notion of sociocultural adaptation of students from sparsely populated places to a megalopolis subculture, determines the role of the subcultural competence of a teenager in the process of sociocultural adaptation of students from sparsely populated areas.
Key words: sociocultural adaptation, teenagers, subculture, subcultural competence of a teenager.
(Статья поступила в редакцию 20.0l.20l6)
т.а. мулендейшна
(омск)
система педагогического сопровождения социально-ПроФЕссионАЛЬного самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации
Актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокой квалификации. Предлагается педагогическое средство решения данной проблемы через реализацию системы педагогического сопровождения посредством современных стратегий и форм взаимодействия, а также современных образовательных технологий.
Ключевые слова: система педагогического сопровождения, студенты-спортсмены, училище олимпийского резерва, нелинейный образовательный процесс.
Большинство российских спортсменов в период активных выступлений имеют высокий социальный статус, однако на этапе завершения спортивной карьеры не могут долгое время найти свое место в жизни. При анализе отечественных и зарубежных исследований по психологии удалось обнаружить достаточный объем эмпирического материала, подтверждающего наличие проблем социально-профессионального самоопределения спортсменов после ухода из большого спорта, например: спортсменам достаточно трудно сделать профессиональный выбор, т. к. сформировавшаяся за долгие годы спортивная направленность личности весьма инертна и «тормозит» процесс выбора сферы жизненной самореализации [7, с. 40]; высокопрофессиональные навыки и умения спортсменов мало или совсем не востребованы [3, с. 37]; для спортсменов характерна неопределенность в жизненных планах [Там же, с. 25] и т. д. Анализ тематических публикаций и исследований [2; 3; 8] позволяет отметить, что решением этих проблем занимаются специалисты-психологи. о возможностях педагогического подхода к организации помощи спортсменам в решении проблем социально-профессионального самоопределения в доступной для нас литературе не говорится.
О Мулендейкина ТА., 20l6