Monitoring of formation of personal results of FSES as the mechanism of educational process management
The article deals with the management of formation of the personal (educational) results of education in the aspect of monitoring. The characteristics of monitoring in education, the features of educational results and the role of the personal results mentioned in the Federal state educational standard (FSES) are described in the article.
Key words: education, monitoring, personal result, quality, diagnostics.
(Статья поступила в редакцию 28.12.2016)
Е.Н. РАМзАЕвА (волгоград)
субкультура мегаполиса как фактор социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов
Рассмотрены понятия мегаполиса, креативного класса, социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, определена роль субкультурной грамотности подростка в процессе социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, мегаполис, креативный класс, подростки, субкультура, субкультурная грамотность подростка.
Реалии постиндустриального мира в корне меняют представление человека о своем месте и роли в современном обществе. Взамен привычным схемам получения образования и профессии находятся революционные пути построения собственной карьеры. Сегодня вчерашний школьник может в удивительно сжатые сроки стать известной и влиятельной фигурой в пространстве социальных сетей, а успешный профессионал отправиться из столицы в глубинку в поисках собственной идентичности. Такие прецеденты заставляют полностью пересмотреть существующие
О Рамзаева E.H., 2017
подходы к воспитанию и обучению подростков, ведь перед школой встает задача не просто дать комментарий современным социальным тенденциям, а создать опору и четкую систему координат, с помощью которых подросток смог бы ориентироваться в мире истинных и ложных культурных ценностей.
В особо чутком сопровождении нуждаются учащиеся из малонаселенных пунктов, уязвимость которых становится наиболее очевидной перед вхождением в абсолютно новый и в чем-то чуждый мир мегаполиса, в котором им предстоит развиваться в культурном и профессиональном плане. К сожалению, таких ребят подстерегает ощутимая опасность потерять собственную индивидуальность и выбрать ложный путь подражания популярным образцам и шаблонам, усвоить ложные жизненные ценности. Все это способно помешать им как в личной, так и в профессиональной жизни. Крайне важно, чтобы учащиеся из «глубинки» на пороге вхождения в большой мир не чувствовали себя закомплексованными провинциалами, пытаясь экстренно трансформироваться в стандартного горожанина, а свободно и с гордостью проявляли свои личностные качества в социокультурном пространстве большого города. В этой связи необходимо подготовить учащихся к вхождению в городскую культуру, помочь в агрессивной и чуждой среде мегаполиса открыто позиционировать себя как субъекта аутентичной культуры, другими словами - способствовать социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре современного мегаполиса.
Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие мегаполиса, определить характерные черты данного социокультурного феномена. Термин «мегаполис» (большой город) впервые ввел в научный оборот французский исследователь Ж. Готтманн. Изначально к данной категории относили города-миллионеры с населением от одного до двух миллионов человек. Со временем эти критерии увеличились до восьми и более миллионов человек [7].
согласно ряду культурологических исследований, культурное пространство мегаполисов обладает рядом признаков, основные из которых - социокультурная гетерогенность, диалогичность городского пространства, интенция на инновацию, преобладание интеллектуального характера духовной жизни. Для большого города характерно, что его культурное пространство наполнено различными субкультурами. Это многообразие позволяет со-
известия вгпу. педагогические науки
хранять и передавать ценности, нормы, а также образцы поведения, способствующие воспроизводству городского стиля жизни. Параллельно в городской культуре возникают и новые элементы, обогащающие содержание культурного пространства города и обеспечивающие постоянное обновление характерного для него образа жизни. Субъекты взаимодействия в городе составляют сложную динамичную структуру, в которой можно условно выделить следующие основные группы: городские сообщества, объединяющие людей на основе общности проблем или образа жизни; городские субкультуры, характеризующиеся особенностями сознания и поведения своих представителей; архитектонические образования городской среды, куда можно отнести предметно-территориальные комплексы, обладающие собственным смысловым содержанием и текстовым материалом. Глубокий контраст, существующий между жизнью большого города и жизнью небольшого населенного пункта, заключается, прежде всего, в «количестве сознания», которое необходимо для восприятия разницы впечатлений. Это объясняет преобладание интеллектуального характера духовной жизни в больших городах в сравнении с малыми городами, где требуется больше проявления отношений, которые основаны на чувстве [7].
Говоря о мегаполисе как о социокультурном феномене, необходимо упомянуть также теорию «креативного класса» Р. Флориды, которая, в том числе, во многом раскрывает специфику современного города и его обитателей. По мнению данного ученого, креативный класс состоит из двух частей: ядра - людей, занятых в научной и технической областях, чья функция заключается в создании новых идей и технологий, а также креативных профессионалов, работающих в сфере бизнеса и финансов, юриспруденции, здравоохранения и т.д. [6]. Креативные специалисты предъявляют к месту своего проживания определенные требования и имеют специфические представления о комфорте окружающей среды. Поскольку представители данного класса менее зависимы от конкретной работы, чем другие слои населения, они очень мобильны. Как правило, креативный специалист ищет работу в выбранном месте, а не живет там, где нашел работу. Приоритетами при выборе места жительства являются: наличие плотного рынка труда, возможность яркого, насыщенного досуга и беспрепятственного общения в любое время суток, богатая социальная инфраструктура, высокое качество жизни, разно-
образие этносов и субкультур. Подобная атмосфера воспринимается креативным классом как индикатор открытости среды новым идеям и возможностям. Кроме того, сам город должен обладать некими уникальными характеристиками и аутентичностью. Под благоприятными условиями городской среды понимается общественное признание таких ценностей, как толерантность, инновации, талант, разнообразие социокультурных порядков.
Безусловно, именно такие города и социальные группы являются наиболее притягательными для подростков на пороге вхождения в самостоятельную жизнь. Однако некоторые социокультурные феномены, наблюдаемые в современном городском пространстве, достаточно противоречивы и взаимодействие с ними требует определенной зрелости и подготовки, а в случае работы с учащимися из малонаселенных пунктов - еще и особого адаптационного периода.
Термин «адаптация» (лат. adaptation -приспособление) был впервые введен в научный оборот в конце XVIII в. физиологами. В общем смысле под адаптацией понимается приспособляемость, а именно способность какого-либо объекта сохранять свою целостность независимо от изменений параметров среды. Данное определение подразумевает объекты природы, обладающие саморегуляцией. в психологии адаптация рассматривается именно как приспособление человека к миру.
Современными учеными в области психологии, социологии и педагогики отмечается, что именно образование в процессе социокультурной адаптации является наиболее демократичным, массовым, доступным и в то же время гуманным инструментом, который способен обеспечить адаптацию детей, вынужденных сталкиваться с новыми социокультурными явлениями. Образование транслирует для детей культуру принимающего сообщества и обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность. Поэтому главной задачей педагога становится обеспечение интеграции воспитанников с учетом различной степени их вхождения в общекультурную среду [1].
Тем не менее в настоящее время отмечается некоторое расхождение между очевидной потребностью вхождения подростков в социокультурную среду принимающей их стороны и функциональным состоянием системы образования, не способной на данный момент в полной мере удовлетворить нужды общественного развития учащихся. Причина этого заключается в некоторой оторванности содержания
современного образования от элементарного бытового контекста социальных и культурных процессов, несмотря на то, что образовательный процесс в первую очередь должен быть ориентирован на социальные, нравственные и культурные ценности общества. В связи с этим многие ученые в области педагогики считают исключительно важным вернуть образование именно в контекст культуры.
Поскольку большинство выпускников образовательных учреждений из малонаселенных пунктов попадают в крупные города абсолютно не подготовленными к таким кардинальным переменам, основным средством адаптации и социализации они, как правило, выбирают какую-либо субкультуру. Субкультура, действительно, помогает своим представителям обрести определенный круг общения, общественную значимость и примерить на себя различные социальные роли. Так, культуролог O.A. Степанцева отмечает такие функции субкультуры, как обновление норм и ценностей традиционной культуры; обеспечение социально-психологической принадлежности к группе; социализация; социально-культурная преемственность; компенсаторная функция; индивидуализация молодежи в рамках ее субкультуры [5]. Несмотря на очевидно позитивную роль субкультуры в жизни подростков и молодежи, каждая субкультура потенциально обладает и рядом негативных эффектов, набором ложных ценностей и образцами асоциального поведения. Мы полагаем, что минимизировать риски в процессе социализации подростков через вхождение в субкультурные группы возможно путем формирования субкультурной грамотности подростка, под которой мы понимаем личностное свойство подростка, характеризующееся осознанным владением социокультурным знанием о сходстве и специфике различных субкультур (ценностей, норм поведения, ритуалов общения, символики).
Несмотря на то, что данное определение несколько универсально, мы акцентируем внимание на определенной специфике процесса формирования данного качества у детей из различных социальных и культурных слоев. Так, учащиеся из малонаселенных пунктов особенно подвержены рискам в процессе взаимодействия с субкультурой в силу своей самобытности и особого желания как можно скорее приобщиться к массовой культуре, что порождает определенные проблемы и сложности.
опрос, проведенный нами среди учащихся хут. Демидов, с. Нижняя Добринка, с. Ле-
мешкино Волгоградской области, показал, что 90% ребят планируют после окончания школы поступать в высшие учебные заведения. Нельзя не отметить удивительную самобытность и талант этих ребят, особое видение окружающего мира, которое значительно отличается от восприятия действительности городскими детьми. Исходя из наблюдений и бесед, проведенных с учащимися, можно сделать вывод, что процесс формирования субкультурной грамотности подростка в этом случае нужно строить таким образом, чтобы в будущем столкновение с чуждой городской культурой не растворило их индивидуальность в толпе, а, наоборот, способствовало реализации их самобытного творческого потенциала на новом уровне.
Так, в Новониколаевской СОШ №1 им. А.Н. Левченко Новониколаевского района волгоградской области нами была проведена интерактивная игра «СуБпродукты», направленная на знакомство подростков с субкультурами большого города. Подросткам была предоставлена возможность обсудить актуальные молодежные субкультуры, выявить их положительные и отрицательные функции, принять участие в оживленных дебатах, составить «портрет» собственной субкультуры.
в перспективе нами планируется организация взаимодействия учащихся из малонаселенных пунктов волгоградской области с волгоградскими школьниками, проведение совместных выставок и интерактивных конкурсов, экскурсии, дебаты и создание специальных сообществ в социальных сетях.
На данный момент участники проекта уже отметили определенный позитивный эффект: подростки ощутили снижение уровня психологической напряженности и беспокойства, обусловленных предстоящим переездом в большой город, а учителя и родители заметили у ребят более активное проявление лидерских качеств.
Таким образом, проблема адаптации ребят из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса достаточно актуальна. в перспективе нашего дальнейшего исследования мы планируем продолжить поиск новых путей ее решения, одним из которых может стать подготовка учащихся к вхождению в новое сообщество с позиций формирования субкультурной грамотности.
список литературы
1. Власюк И.В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответ-
известия вгпу. педагогические науки
ственность: кол. монография: в 2 т. / сост. и науч. ред. В.Г. Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие / под ред. H.M. Борытко. Волгоград: Издатель, 2012.
3. Макарова Л.П. Функции социокультурного самоопределения в индивидуально-личностном развитии старшеклассника // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. / под ред. H.M. Борытко, A.H. Кузибецкого, H.K. Сергеева. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. Вып. 11. С. 53-59.
4. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.
5. Ситникова E.H. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014.
6. Стародубровская И.В., Лободанова Д.Л. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 23.
7. Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урбанологии): дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2003.
* * *
1. Vlasjuk I.V. Vzaimodejstvie sem'i i shkoly kak faktor samorealizacii podrostka // Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost': kol. monografija: v 2 t./sost. i nauch. red. V.G. Ryndak. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2010.
2. Vlasjuk I.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie / pod red. N.M. Borytko. Volgograd: Izdatel', 2012.
3. Makarova L.P. Funkcii sociokul'turnogo samo-opredelenija v individual'no-lichnostnom razvitii star-sheklassnika // Pedagogicheskie problemy stanovlenija sub#ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovanija : sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.M. Borytko, A.N. Kuzibeckogo, N.K. Sergeeva. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2003. Vyp. 11. S. 53-59.
4. Makarov A.Ja. Sociokul'turnaja adaptacija detej migrantov v obrazovatel'noj srede: dis. ... kand. soc. nauk. M., 2010.
5. Sitnikova E.N. Formirovanie subkul'turnoj gramotnosti podrostka v uslovijah vzaimodejstvija shkoly i sem'i: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2014.
6. Starodubrovskaja I.V., Lobodanova D.L. Kreativnyj klass i kreativnyj gorod: rossijskoe prelomlenie // Jekonomicheskaja politika. 2013. № 5. S. 23.
7. Tyheeva Ju.C. Chelovek v gorodskom prostra-nstve (filosofsko-antropologicheskie osnovanija urba-nologii): dis. ... d-ra filos. nauk. SPb., 2003.
Megalopolis subculture as the factor of sociocultural adaptation of students from small villages
The article deals with the notions of megalopolis, creative class, sociocultural adaptation of students from small villages to the megalopolis subculture. The role of subcultural competence of a teenager in the process of sociocultural adaptation of students from small villages is described.
Key words: sociocultural adaptation, megalopolis, creative class, teenagers, subculture, subcultural competence of a teenager.
(Статья поступила в редакцию 13.12.2016)
л.н. гладкова
(тюмень)
содержание процесса развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов
Описаны специфика феномена «социально безопасное поведение»; проблема роли социальной сети в целом и социальных сервисов, в частности, в процессе социализации подрастающего поколения; работа педагогического клуба вуза по формированию социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов и результаты итоговой диагностики ее реализации.
Ключевые слова: социально безопасное поведение, степень готовности подростка к осуществлению социально безопасного поведения, социальные сервисы, педагогический клуб.
В современном мире актуальны проблемы безопасности личности в связи с угрозами различного плана (политическими, экономическими, криминальными, военными и др.), многие из которых имеют социальное происхождение. Одной из важных задач становит-
О Гладкова Л.К, 2017