воспитание и дополнительное образование
И.В. ВЛАСЮК, Е.н. СИТНИКОВА (Волгоград)
субкультурная грамотность современного подростка как социально-педАгогическая цель взаимодействия школы и семьи
Рассмотрено понятие субкультуры в контексте взаимодействия семьи и школы. Определена сущность взаимодействия семьи и школы в контексте формирования субкультурной грамотности подростка, представлены результаты опроса субъектов воспитательного процесса, на основании которых сделаны выводы о потенциале взаимодействия семьи и школы с целью формирования субкультурной грамотности подростка.
Ключевые слова: субкультура, подростки, семья, взаимодействие, субкультурная грамотность.
Современное российское общество находится на пути интеграции в открытое мировое информационное, образовательное пространство, что ставит новые задачи перед системой отечественного образования. В Законе РФ «Об образовании», Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, формированию коммуникативной компетенции и социальной активности. Личностные характеристики в «портрете выпускника» (умение вести конструктивный диалог, уважение к другим людям, активность и заинтересованность в познании окружающего мира) смогут стать своеобразными ориентирами для молодого человека в условиях современного динамично меняющегося мира, где резко возрастает потребность в самоопределении, самоидентификации и обретении определенной культурной ниши.
Подобные поиски в подростковом возрасте нередко приводят в субкультурные объеди-
нения, которые не всегда положительно влияют на формирование ценностных и культурных ориентаций подрастающего поколения. Противоречивость идеалов, которые транслируют современные субкультуры, возлагает на школу и семью ответственную роль тактичного проводника и советника в области истинных и ложных культурных ценностей [2, с. 103]. В данной статье представлены некоторые теоретические выводы нашего исследования путей совершенствования процесса формирования субкультурной грамотности современного подростка в условиях взаимодействия школы и семьи.
Подростковый возраст является важным этапом развития «образа Я», поиска личностных смыслов, формирования жизненной и социальной позиции растущего человека. Ценностно-нормативная неопределенность современного мира и усиливающееся влияние киберпространства обусловливают новую социальную ситуацию развития подростка, которая характеризуется появлением ранее не исследованных факторов развития «образа Я» (М.С. Мантрова).
В современном мире возрастает не только возможность выбора, но и необходимость принятия подростком ответственных решений, которым сопутствуют риски, стрессы, неопределенность, неуверенность и утрата традиционных форм поддержки семьи и образовательного учреждения. Как следствие, подростки перестают быть ведомыми, у большинства преобладает повышенная тревожность, они находятся в постоянном поиске выхода на новые, в том числе и неформальные виртуальные объединения, ищут значимых Других в различных субкультурах. Стремление обрести самостоятельность не приветствуется родителями и педагогами, воспринимается ими как сигнал к усилению контроля, что ведет к еще большему отчуждению подростка.
однако засилье стереотипов и отсутствие элементарных знаний в области субкультурных явлений мешает родителям и педагогам быть значимыми Другими для подростка и защищать его интересы. Незнание специфики современных подростковых субкультур ста-
© Власюк И.В., Ситникова Е.Н., 2013
новится непреодолимым препятствием во взаимодействии подростка и взрослого (родителей, педагогов), когда один слепо верит, а другой - осуждает.
одним из направлений «Фундаментальных исследований Российской академии наук на 2013-2020 гг.» является разработка теоретических оснований и перспективных моделей социализации и воспитания детей, молодежи в условиях современного общества. Научный руководитель данного направления академик С.В. Дармодехин отмечает, что «назрела необходимость модернизации социального института воспитания как общенациональной системы, интегрирующей усилия всего общества, а не только его отдельных воспитательных институтов» [4, с. 1]. Воспитание традиционно рассматривалось как функция системы образования и школы, на общенациональном уровне педагогический потенциал социальных институтов в сфере воспитания системно не интегрирован.
В такой ситуации подросток подвержен разрозненным влияниям трех воспитательных институтов. Субкультура восполняет недостаток самостоятельности подростка, предлагает определенные жизненные ориентиры и философию, тем самым захватывая область реализации воспитательных функций. В этом случае жизненное пространство подростка превращается в поле битвы за сферы влияния между семьей, школой и любимой субкультурой. В такой войне проблемы подростка не решаются - они аккумулируются и обостряются, что ведет к росту отчуждения подрастающего поколения от общества, государства и семьи.
Разрешением этого противоречия может стать объективное знание о субкультуре, обоюдная заинтересованность педагогов и родителей в осознании того, что субкультура является сферой жизнедеятельности современного подростка, наполненной его собственными смыслами, успешная интерпретация которых открывает возможность взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия культуры и субкультуры, взрослого и подростка. очевидно, что в данной ситуации подросток нуждается в тактичном наставнике и проводнике, каким может стать только значимый Другой человек. Степень значимости для человека Другого зависит от степени его ориентированности на свой духовный мир, на его развитие. от направленности, характера и организации «со-понимания, соосмысления, сооценки, сопере-
живания и приобщения к совместному творчеству» (М. Хайдеггер) зависит становление смысловой сферы подростка и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования им внешнего мира и самого себя [1, с. 205].
Эти педагогические реалии определяют проблему формирования субкультурной грамотности и ее значимости для современного подростка в условиях взаимодействия школы и семьи. Независимо от эмоционального отношения педагогов и родителей к субкультуре она не прекратит существование и не изменит свои формы, поэтому целесообразным видится не только детальное ее изучение, но и формирование субкультурной грамотности как у современного подростка, так и у педагогов и родителей.
В связи с этим появляется несколько вопросов. Какие знания нужны педагогам и родителям, чтобы взаимодействовать с субкультурой современного подростка как с фактором духовно-нравственного развития и «содержательного наполнения пространства детства» (Л.М. Лузина)? Какие социальнопедагогические практики взаимодействия школы и семьи необходимы для формирования субкультурной грамотности подростка?
Рассматривая особенности взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества, необходимо учесть следующее: взаимодействие людей - это процесс, в основе которого лежат объективные социально-психологические механизмы. Наиболее важные из них - обмен взаимодействующих сторон значимой информацией, деятельностью; неравномерность объема этого взаимодействия (школа более активна в повышении педагогической культуры родителей, нежели семья), взаимообусловленность изменений, которые происходят в каждой из участвующих сторон [3, с. 50].
Содержание и формы взаимодействия зависят от конкретных социально-педагогических условий, а также от задач и целей, стоящих перед школой и семьей на данном этапе. Избрать содержание и формы для эффективного протекания взаимодействия - это, в первую очередь, дело школы. Вычленяется следующая закономерность: чем раньше начинается процесс взаимодействия педагога и родителей, чем более активно вовлекаются они в данный процесс,
тем эффективнее происходит совместная деятельность школы и семьи по формированию субкультурной грамотности подростка.
Современная школа и семья должны не бороться с субкультурой подростка, а использовать ее как одно из условий для духовнонравственного развития современного подростка. Именно в результате взаимодействия возможно взаимообогащение участников воспитательного процесса новыми идеями, знаниями, нормами и ценностями. Эффективность процесса взаимодействия школы и семьи зависит от степени личностной и профессиональной зрелости педагога и родителей, стремящихся поддержать подростка в его ценностносмысловом выборе, от их способности и готовности отказаться от традиционной модели воздействия и действовать в рамках гуманитарной модели ценностного взаимодействия. Безусловно, ценностное взаимодействие школы и семьи в формировании субкультурной грамотности современного подростка является специфической областью, требующей особых навыков и установок, профессиональной подготовки.
Взаимодействие школы и семьи с позиции ценностного концепта предполагает добровольность включения родителей в деятельность, предлагаемую педагогом, приоритет субъект-субъектного отношения, основанного на ориентационно-ценностном единстве в триаде «педагог - подросток - родитель» как интегрирующего условия, обеспечивающего эффективную поддержку подростка в формировании объективного знания о современных субкультурных явлениях, ценностного отношения к различным культурным проявлениям и навыков активной познавательной деятельности в сфере современной культуры. В процессе такого взаимодействия актуализируется равенство позиций в триаде «педагог -подросток - родитель», уважительное, положительное отношение сторон друг к другу, развивается способность мысленно встать на позицию другого с целью достижения эффективного результата в вопросах формирования субкультурной грамотности подростка.
Необходимо отметить, что важным условием взаимодействия школы и семьи в формировании субкультурной грамотности подростка является понимание педагогами и родителями того, что данный процесс цикличен, причинно зависим и способен обогатить их внутреннюю культуру. Для этого представителям старшего поколения необходимо обладать го-
товностью к диалогу с подростком, занимающим активную позицию и способным отстаивать собственные интересы и ценности. определяющей стратегией должен стать «диалог культур и поколений», основанный на понимании, принятии культурных практик подростка, т.к. именно такое взаимодействие позволит педагогу стать значимым Другим, который сможет поддержать подростка в осуществлении нравственного выбора в условиях субкультур [5, с. 30].
С целью выявления потенциала взаимодействия семьи и школы в контексте формирования субкультурной грамотности подростка мы провели пилотажное исследование в МОУ «Гимназия №1», МОУ СОШ №10, МОУ СОШ № 81 г. Волгограда среди старших подростков 8-9-х классов (14-15 лет), родителей и педагогов данных образовательных учреждений.
Первая группа вопросов была направлена на выявление степени осведомленности родителей в особенностях явления субкультуры. В результате 46% опрошенных указали на то, что «субкультура - это группа людей, в основном молодых, объединенных общими интересами, видами деятельности, увлечениями»; 31% сошлись во мнении о том, что «субкультура - это часть общей культуры, отличающаяся от основной специфическими чертами»; 23% отметили, что «субкультура - это совокупность ценностей, идеалов и убеждений» [6, с. 65].
Следующая группа вопросов касалась проблемы влияния субкультуры на современного подростка. Из числа родителей 54% ответили, что степень и характер влияния субкультуры на подростка зависят от самой специфики субкультуры и могут носить как негативный, так и позитивный или нейтральный характер; 23% высказали мнение о том, что «субкультура толкает подростков на протестные действия»; 12% указали на то, что «субкультура играет немаловажную роль в становлении и формировании личности, так как помогает подростку в поисках своего Я»; 11% опрошенных родителей ответили, что «субкультура не оказывает влияния на подростка» либо «влияет только на их внешний вид». Многих родителей волнует «неуравновешенность, вспыльчивость детей» (19,1 и 19,7%), «замкнутость и скрытность» (17,1%). В число наиболее часто встречающихся отрицательных черт детей, относящих себя к субкультурам, роди-
тели также включают агрессивность (15,9%), озлобленность (14,6%), нерешительность (13,3%) и др.
Далее мы выяснили, удовлетворяют ли родителей контакты с учителями, часто ли складывается негативное восприятие родителями школы и учителей. На вопрос «Удовлетворены ли Вы контактами с учителями, работающими с классом, в котором учатся Ваши дети?» были получены следующие результаты: удовлетворены контактами 40,1%; скорее удовлетворены - 15,9%; не удовлетворены -24,2%, не всегда удовлетворены - 19,7%.
Для объяснения и понимания полученных результатов, составляющих часть диагностической методики, родителям было предложено назвать причины неудовлетворенности взаимоотношениями с учителями: 14,6% опрошенных назвали отсутствие времени у учителя для общения; 11,4% объясняют неудовлетворенность неумением входить в контакт; 10,8% - авторитарным стилем учителя. Были отдельные суждения о профессиональной некомпетентности учителя (3,8%), о нежелании учителя общаться (1,9%).
Третья группа вопросов, адресованная родителям, была направлена на выявление отношения анкетируемых к возможности знакомства подростка с особенностями субкультуры в стенах общеобразовательных учреждений. В результате 54% респондентов положительно отнеслись к данной идее; 31% высказали некоторые опасения («детям будет неинтересно, так как тема потеряет свою остроту и за-претность», «некоторые поддадутся влиянию и начнут пробовать все на своем опыте»); 15% отнеслись к данной возможности негативно, посчитав ее бесполезной.
Таким образом, родители в основном положительно относятся к идее проведения мероприятий по формированию субкультурной грамотности современного подростка в стенах школы, однако часть опрошенных опасаются отрицательного влияния таких мероприятий, часть - не испытывают доверия к педагогам.
Очевидно, что современные подростки проводят много времени в школе, это позволяет актуализировать проблему формирования субкультурной грамотности на раннем этапе. Однако главной причиной конфликта педагога с современным подростком (участником субкультуры) является элементарное не-владение информацией о содержательном наполнении различных субкультурных течений, способах педагогического взаимодействия с их участниками, незаинтересованность в во-
просе досуга подростка, формами и методами социально-педагогических практик формирования субкультурной грамотности подростка.
Анализ полученных диагностических данных показал, что понятие «субкультура» вызывает резко негативные ассоциации у педагогов: все подростки, принадлежащие к субкультуре, являются асоциальными элементами и нарушителями порядка, что приводит к неуспеваемости, замкнутости, агрессии в поведении, вызывающему внешнему виду и вредным привычкам (60%). У подростка наблюдается синдром отчуждения или замещения ценностей образования и воспитания субкультурными ценностями и установками (Е.А.Глебова). Кроме того, 75% педагогов не уверены, что способны чувствовать себя достаточно компетентно и свободно в общении с подростками на тему современных субкультур. Наиболее скептично настроенными к идее знакомства подростка с особенностями субкультуры в образовательном учреждении оказались 53% респондентов, 47% допускают данную возможность. Полученные нами данные согласуются с данными других исследователей - Е.Н. Леком-цевой Л.В. Мосиенко, М.В. Морева, С.А. Нечаева, что подчеркивает степень их объективности.
Необходимо отметить, что положительно относятся к идее формирования субкультурной грамотности подростка в основном молодые педагоги (до тридцати лет), с небольшим стажем работы, предложившие формы и методы формирования субкультурной грамотности. Приведем фрагменты некоторых суждений респондентов (без редакции): «Сегодня школа не является единственным источником информации для детей, они получают её из Интернета, поэтому если просто что-то рассказывать (как это делают на классных часах), то успеха не будет. Я думаю, что здесь нужно говорить о тренде системно-деятельностного подхода в образовании, который предполагает совместную деятельность подростков по формированию этой грамотности внутри ситуаций взаимодействия с представителями различных субкультур, мастер-классов и игр» (Александр Владимирович, 25 лет). Встречались и такие точки зрения: «Совместные усилия считаю необходимыми в случае, если родители сами являются представителями субкультуры, или если поиски своего Я учащегося носят асоциальный характер» (Никита Анатольевич, 28 лет). В то же время молодые учителя (до 30 лет) испытывают периодические трудности во взаимодействии с родителями по
проблеме формирования субкультурной грамотности подростка (20%).
Очевидно, проблема формирования субкультурной грамотности современного подростка вызывает интерес, как правило, у молодого поколения педагогов, однако именно эта категория испытывает наибольшие трудности в процессе взаимодействия с родителями в данном вопросе. Стоит отметить, что представители старшего поколения педагогов также периодически не находят общего языка с родителями подростка, однако в силу своего опыта считают такие ситуации естественными и как проблемы не идентифицируют.
В анкетировании также приняли участие подростки (8-х классов), 75% отметили, что «мероприятия, посвященные тематике различных субкультур, были бы интересными и познавательными», 45% считают, что опыт участия в таких мероприятиях был бы полезен не только подросткам, но и представителям старшего поколения. На данный момент источники, из которых подростки черпают информацию о субкультурах, разнообразны: Интернет, средства массовой информации, ТВ, а также сами представители субкультур. Подростки отметили и то, что данная тема в разговорах с педагогами или родителями не поднимается или затрагивается, но крайне редко и чаще носит негативный характер (70%). Таким образом, у современного подростка нет возможности осуществить грамотную рефлексию своего выбора окружения, осознать предлагаемые субкультурой ценности, соотнести их с собственным опытом.
Вследствие обобщения теоретических данных (Ю.А. Генварева, Е.С. Муляр, Н.А. Соколова, Е.А. Чередова) и анализа собственной практической деятельности мы определили педагогические риски взаимодействия школы и семьи в формировании субкультурной грамотности современного подростка:
- трудности коммуникативного характера в триаде «педагог - подросток - родитель»;
- недостаточная компетентность педагогов и родителей в проблеме формирования субкультурной грамотности;
- снятие субъектами взаимодействия с себя ответственности за эффективность этого процесса;
- отсутствие условий для реализации имеющихся возможностей и актуализации потенциальных возможностей в процессе взаимодействия школы и семьи;
- нежелание родителей активно включаться в процесс взаимодействия с педагогами;
- авторитарная позиция родителей и педагогов в ограничении свободы подростка;
- негативное отношение подростка к активному участию родителей в деятельности школы;
- недостаточное принятие субъектной позиции подростка.
Преодоление данных рисков определяет направление дальнейшего исследования по проблеме формирования субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия семьи и школы.
литература
1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко. М. : Академия, 2007.
2. Власюк И.В. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность : кол. моногр. в 2 т. / сост. и науч. ред. В.Г. Рындак. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010.
3. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи : учеб. пособие / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград : Издатель, 2012.
4. Дармодехин С.В. О разработке современной стратегии воспитания и социализации детей // Педагогика. 2012. № 3. C. 41-49.
5. Лузина Л.М., Владимирская Е.А. Подростковая субкультура. Приглашение к диалогу // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2008. №9(33). С. 30-32.
6. Ситникова Е.Н. Субкультура в контексте современного образовательного процесса (диагностический аспект) // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. 2012. №5(19). URL : http://grani. vspu.ru/files/publics/1355995925.pdf.
Subculture competence of a modern teenager as a socio-pedagogical aim of interaction of school and family
There is considered the notion of subculture in the context of interaction of school and family. There is determined the essence of interaction of school and family in the context offormation of subculture competence of a teenager, given the results of the survey of the subjects of the educational process, and made the conclusions about the potential of interaction of school and family with the aim to develop subculture competence of a teenager.
Key words: subculture, teenagers, family, interaction, subculture competence.