Научная статья на тему 'Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи'

Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / ЗАТРУДНЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЛОГИКА / SUBCULTURE / TEENAGERS / FAMILY / INTERACTION / SUBCULTURE COMPETENCE / PRINCIPLES / LOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Ситникова Екатерина Николаевна

Выявлены педагогические условия и факторы формирования субкультурной грамотности подростка. Определены принципы формирования субкультурной грамотности подростка. Определена логика формирования субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи. Представлены результаты формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Ситникова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the notion of subculture competence of a teenager. There are revealed the stages of pedagogic situation and the difficulties peculiar for teenagers at every stage, determined the principles of teenager’s subculture competence formation. There are described the experiment results.

Текст научной работы на тему «Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи»

организации коллективной жизнедеятельности профессионального сообщества.

Литература

1. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития : учеб. пособие для преподавателей высш. учеб. заведений. Оренбург : ОГУ, 2010.

2. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2012. №1 (65). С. 85-89.

3. Мосиенко Л.В. Студенческая субкультура в образовательном пространстве вуза // Высшее образование сегодня. 2011. №1. С. 25-29.

4. Мудрик А.В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2006. С. 132.

5. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета : моногр. Оренбург, 2006.

6. Петров И.И. Постмодернизм как попытка преодоления модернизма, контркультуры и альтер-нативизма // контркультура и социальные трансформации : сб. тез. сов. философов. М., 1988. С. 105.

7. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, М., Минск : Изд-во «ПАНПРИНТ», 1998. С. 449.

8. Schafers B., Scherr A. Jugendsoziologie: Einfuhrung in Grundlagen und Theorien. Wiesbaden: Verl. Fur Sozialwissenschaften, 2005. S.133.

9. Tenbruck F.N. Jugend und Gesellschaft: Soziolo-gische Perspektiven. Freiburg: Rombach, 1962. S. 45, 12.

* * *

1. Kiryakova A.V., Mosienko L.V., Olhovaya T.A. Universitetyi v sovremennom mire: aksiologicheskiy resurs razvitiya : ucheb. posobie dlya prepodavateley vyissh. ucheb. zavedeniy. Orenburg : OGU, 2010.

2. Mosienko L.V. Molodezhnaya subkultura: kate-goriya i realnost // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. №1 (65). S. 85-89.

3. Mosienko L.V. Studencheskaya subkultura v obrazovatelnom prostranstve vuza // Vyisshee obra-zovanie segodnya. 2011. №1. S. 25-29.

4. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. 2-e izd., ispr. i dop. M. : Akademiya, 2006. S. 132.

5. Olhovaya T.A. Stanovlenie sub‘ektnosti studen-ta universiteta : monogr. Orenburg, 2006.

6. Petrov I.I. Postmodernizm kak popyitka preo-doleniya modernizma, kontrkulturyi i alternativizma // Kontrkultura i sotsialnyie transformatsii : sb. tez. sov. filosofov. M., 1988. S. 105.

7. Sovremennyiy filosofskiy slovar / pod obsch. red. V.E. Kemerova. London, Frankfurt-na-Mayne, Parizh, Lyuksemburg, M., Minsk : Izd-vo «PANPRINT», 1998. S. 449.

8. Schafers B., Scherr A. Jugendsoziologie: Ein-fuhrung in Grundlagen und Theorien. Wiesbaden: Verl. Fur Sozialwissenschaften, 2005. S.133.

9. Tenbruck F.N. Jugend und Gesellschaft: Soziolo-gische Perspektiven. Freiburg: Rombach, 1962. S. 45, 12.

University youth subculture as the factor of students’ professional socialization

There is concretized the scientific notion "university youth subculture”, revealed the socializing functions of the youth subculture. There is substantiated the essence of the pedagogic notion "axiosphere of the university youth subculture” which allows determining the vector ofprofessional socialization of students.

Key words: university youth subculture, axiosphere of subculture, professional socialization.

(Статья поступила в редакцию 05.02.2014)

И.В. ВЛАСЮК, Е.Н. СИТНИКОВА (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Рассмотрено понятие субкультурной грамотности подростка. Выявлены ступени педагогической ситуации и характерные затруднения подростков на каждой из них, определены принципы формирования субкультурной грамотности подростка. Представлены результаты формирующего эксперимента.

Ключевые слова: субкультура, подростки, семья, взаимодействие, субкультурная грамотность, принципы, логика.

Представленные в предыдущей статье* выводы о понимании сущности субкультурной грамотности современного подростка и роли взаимодействия школы и семьи в процессе формирования данного качества позволили

* Власюк И.В., Ситникова Е.Н. Основы педагогического целеполагания в формировании субкультурной грамотности подростка // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 1(86). С. 73-78.

© Власюк И.В., Ситникова Е.Н., 2014

нам перейти к проектированию процесса формирования субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи (выявление факторов и педагогических условий эффективного формирования субкультурной грамотности подростка как субъекта взаимодействия школы и семьи, а также обоснование принципов и логики процесса взаимодействия школы и семьи по формированию субкультурной грамотности подростка). Решению этих задач и посвящена данная статья.

Основой для педагогической диагностики и целеполагания при формировании субкультурной грамотности подростка будет динамическая модель, описывающая критерии и уровни субкультурной грамотности, внутренние факторы и условия динамики данного процесса. В основу построения модели формирования субкультурной грамотности подростка легли требования, выделенные В.С. Ильиным: отображение степени целостности процесса или явления, описание условий и средств его протекания, структурное построение и самодвижение. Предлагаемая модель отражает процесс продвижения от первого до четвертого уровня: от пассивно-созерцательного через когнитивный, аналитический к творческому. Критериями выделения уровней служат: понимание феномена субкультуры, его признаков и структуры; владение моделями поведения с представителями различных субкультур; способность к самостоятельному анализу продуктов творческой деятельности представителей субкультур; понимание возможностей для социальной и творческой самореализации, предоставляемых субкультурой.

В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность компонентов: информационного, нормативного, мотивационного и деятельностного, а показателями служили выраженность выделенных функций (познавательной, регулятивно-поведенческой, ценностной, ориентационной, функции интеграции). Характерные особенности подростков, находящихся на различных уровнях сформированности субкультурной грамотности, подтвердились в ходе диагностического эксперимента. Данные особенности представлены монографическими характеристиками типичных представителей каждого уровня сформированности субкультурной грамотности подростка.

Выявленные особенности формирования субкультурной грамотности подростка и результаты диагностического эксперимента по-

зволили выделить факторы и условия формирования субкультурной грамотности подростка.

В ходе диагностического эксперимента на выборке из 240 учащихся 7-8-х классов трех школ г. Волгограда было установлено, что факторы и педагогические условия эффективного формирования субкультурной грамотности подростка изменяются в зависимости от уровня ее сформированности (пассивносозерцательного, когнитивного, аналитического, творческого). динамика формирования субкультурной грамотности современного подростка определяется вариативными для каждого уровня и инвариантными внутренними факторами (особенностями личности подростка) и условиями (внешними обстоятельствами протекания процесса). к инвариантным факторам можно отнести стремление подростка к познавательной деятельности, общению и творчеству. К инвариантным условиям относятся: учет социальнопсихологических особенностей подростка как субъекта взаимодействия с родителями и педагогами; диалогическое общение, предполагающее право подростка отстаивать свои убеждения и позицию; активное включение родителей в образовательный процесс школы и в разнообразные социально-педагогические проекты; реализация социально-педагогических практик содействия формирования субкультурной грамотности подростка.

Потребность в интерактивном взаимодействии (субъект-субъектном) с педагогом и родителем как значимым другим выявлена в ходе экспериментального исследования. Условия формирования субкультурной грамотности подростка успешно реализуются в процессе взаимодействия школы и семьи при разработке особых принципов и логики организации воспитательного процесса.

Результаты предшествующих этапов исследования привели к проектированию процесса формирования субкультурной грамотности подростка как системной последовательности следующих ступеней развития педагогической ситуации: сомнение в убеждениях (характеризуется тем, что сформировавшиеся у подростка стереотипы относительно явления субкультуры подвергаются сомнению) - потребность в новых знаниях (характеризуется активной познавательной деятельностью подростков с целью получения новых знаний о феномене субкультуры и выработки собственной позиции относительно данного явления) - нахождение личностных смыслов

(характеризуется нахождением подростком в субкультуре перспектив реализации личностного потенциала).

Подростки различных уровней сформи-рованности субкультурной грамотности по-разному проходят ступени развития педагогической ситуации, испытывая определенные затруднения и нуждаясь в поддержке соответствующими методами при взаимодействии школы и семьи. В ходе эксперимента выявлены основные затруднения подростка: индивидуально-личностные; коммуникативные; личностно-проектировочные.

Помощь при индивидуально-личностных затруднениях для подростка пассивносозерцательного уровня реализуется такими методами взаимодействия школы и семьи, как понимание чувств подростка, проявление доверия, снятие напряжения, создание ситуации успеха; для подростка когнитивного уровня -методами доверия, предостережения, разъяснения, поощрения; для подростка аналитического уровня - методами актуализации личностных качеств, создания перспектив дальнейшего развития; для подростка творческого уровня - методами побуждения, обращения к чувству ответственности, индивидуальногруппового коллективного соревнования, групповых дискуссий, проблемных задач.

Помощь при коммуникативных затруднениях для подростка пассивно-созерцательного уровня реализуется такими методами взаимодействия школы и семьи, как побуждение, социально-педагогический тренинг, социально-образовательный семинар; для подростка когнитивного уровня - побуждение, рефлексия, игровые методики; для подростка аналитического уровня - рефлексия, индивидуально-групповое коллективное соревнование, метод проблемных задач; для подростка творческого уровня - разъяснение, актуализация личностных качеств, обращение к чувству ответственности.

Помощь при личностно-проектировочных затруднениях для подростка пассивно-созерцательного уровня реализуется такими методами взаимодействия школы и семьи, как доверие, обращение к воле и поступку, индивидуально-групповая и коллективная перспективы; для подростка когнитивного уровня - актуализация мечты, личностных качеств, индивидуально-групповая задача; для подростка аналитического уровня -индивидуально-групповое самоуправление, критика, обоюдная ответственность, проектная деятельность.

Анализ методов педагогической помощи в преодолении затруднений формирования субкультурной грамотности подростка определил принципы реализации педагогического потенциала взаимодействия школы и семьи: эм-патийное взаимодействие (поддержание доброжелательного отношения участников взаимодействия друг к другу, понимание позиций друг друга), вовлеченность (определение степени участия и направления деятельности каждого субъекта взаимодействия в создании наилучших условий воспитания), сотрудничество (реализация воспитательного процесса через организацию совместной деятельности педагогов и родителей с детьми).

В результате четырех лет опытноэкспериментальной работы на выборке из 148 обучающихся в трех школах г. Волгограда нами была выявлена логика этапов взаимодействия в триаде «педагог - подросток - родители». На мотивационно-диагностическом этапе проводились изучение социальнопсихологических особенностей подростка, стимулирование его мотивации к расширению своих знаний в области субкультуры, осознанию многогранности данной тематики посредством таких форм взаимодействия педагогов, подростков и родителей, как дебаты, тренинги командообразования, участие в социальных проектах, круглые столы, семинары, выставка фотографий «Я в твои годы!», дебаты и публичные лекции. Учителя и родители активно включались в воспитательный процесс, а также имели возможность скорректировать собственные взгляды относительно субкультуры в процессе ролевой игры «Праздник непослушания», семинаров и родительских собраний. На ценностно-проектировочном этапе происходило формирование у подростка способности к самостоятельному анализу субкультурных явлений, выбору стиля общения с представителями различных субкультур, формирование понимания субкультуры как неотъемлемой части мировой культуры посредством таких форм работы, как фотокросс, викторина, конкурс интервью с представителями субкультур, написание исследовательской работы. Учителя и родители на данном этапе оказывали подросткам необходимую педагогическую поддержку, осуществляли контроль, оставляя при этом определенную свободу действия. На деятельностно-преобразующем этапе осуществлялись актуализация личностных особенностей подростка, формирование видения путей самореализации в субкультуре с помощью таких форм работы, как ток-шоу с уча-

стием представителей различных субкультур и рефлексия. В процессе подготовки ток-шоу роль организаторов была предоставлена подросткам, их деятельность курировалась учителями и родителями. На всех этапах подростки вовлекались в обсуждение проблем субкультур в социальных сетях; для них организовывалось общение с экспертами; на уроках истории, обществознания, технологии, изобразительного искусства с участием самих подростков и их родителей рассматривались различные аспекты субкультур.

Выделенные этапы нашли отражение в разработанной нами программе «Субкультурная грамотность» для обучающихся 6-9-х классов общеобразовательной школы, в которой мотивационно-диагностический этап - с разделом «Узнаем субкультуру»; ценностнопроектировочный - с разделом «Понимаем субкультуру»; деятельностно-преобразу-ющий - с разделом «Творим вместе с субкультурой».

Оценка эффективности экспериментальной методики, обеспечивающей формирование субкультурной грамотности, проводилась на базе МОУ гимназии №1 г. Волгограда в 2012-2013 гг. и включала в себя три фазы: начальную (диагностическую), собственно эксперимент (формирующий эксперимент) и заключительную (повторная диагностика). При диагностике нами было выяв-

лено исходное состояние субкультурной грамотности подростка. Выделенные этапы (мотивационно-диагностический, ценностно-проектировочный, деятельностно-преобразующий) стали в проведенном формирующем эксперименте этапами формирования субкультурной грамотности современного подростка в условиях взаимодействия школы и семьи.

По итогам формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровней сформированности субкультурной грамотности подростка.

Анализ результатов эксперимента показал, что количество подростков творческого уровня в экспериментальной группе изменилось с 1 до 38%, т.е. возросло на 37%, в то время как в контрольной группе изменилось с 3 до 10%, т.е. увеличилось на 7%. Таким образом, изменения на творческом уровне в экспериментальной группе превосходят динамику в контрольной группе на 30%.

Количество подростков аналитического уровня в экспериментальной группе изменилось с 7 до 45%, т.е. возросло на 38%, в то время как в контрольной группе данный показатель изменился с 7 до 28%, т.е. на 21%. Количество подростков когнитивного уровня в экспериментальной группе уменьшилось с 27 до 15%, т.е. на 12%, в то время как в контрольной группе данный показатель, наоборот, увеличился с 24 до 31 %, т.е. на 7%. Количество

Динамика формирования субкультурной грамотности подростка

Группа Этап эксперимента Кол-во подростков, чел. (%), по уровням

пассивно-созерцательный когнитивный аналитический творческий

На начало эксперимента 58 24 6 1

Экспериментальная (65) (27) (7) (1)

Мотивационно- 21 54 13 1

диагностический (24) (61) (15) (1)

Ценностно- 7 33 46 3

проектировочный (8) (37) (52) (3)

Деятельностно- 2 13 40 34

преобразующий (2) (15) (45) (38)

На начало эксперимента 19 (66) 7 (24) 2 (7) 1 (3)

Контрольная Мотивационно- 15 11 2 1

диагностический (52) (38) (7) (3)

Ценностно- проектировочный 11 12 5 1

(38) (41) (17) (3)

деятельностно- 9 9 8 3

преобразующий (31) (31) (28) (10)

подростков пассивно-созерцательного уровня в экспериментальной группе изменилось с 65 до 2%, т.е. уменьшилось на 63%, в контрольной группе аналогичный показатель изменился с 66 до 31%, т.е. уменьшился на 35%.

Из этого следует, что положительная динамика количества школьников творческого и аналитического уровней сформирован-ности субкультурной грамотности подростка в экспериментальной группе значительно выше аналогичных показателей в контрольной группе. В экспериментальной группе 37% подростков перешли на творческий уровень, 38% - на аналитический. В целом можно констатировать, что положительная динамика на аналитическом и творческом уровнях субкультурной грамотности подростка в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выше в 2,73 раза, что подтверждает факт значительного изменения показателей в экспериментальной группе по итогам формирующего эксперимента.

Качественный анализ хода и результата эксперимента показал положительную динамику сформированности субкультурной грамотности подростка, полученную вследствие ряда педагогических обстоятельств: научное представление о сущности субкультурной грамотности подростка положено в основу целеполагания при проектировании воспитательного процесса; этот процесс обеспечивается системой условий, в которой ведущим условием является взаимодействие школы и семьи, реализуемое на каждом этапе и дополняющееся другими условиями (учет индивидуальных особенностей подростка, организация совместной деятельности, реализация социально-педагогических практик содействия формированию субкультурной грамотности подростка).

Таким образом, можно обобщить основные результаты исследования и сделать вывод о том, что субкультурная грамотность подростка - личностное свойство, характеризующееся системной социокультурной информацией, личностным, нормативным, ценностным отношением субъекта к различным субкультурам, в поведении, общении и деятельности, обеспечивающее базу становления социокультурной компетенции подростка, включающее в себя компоненты: информационный, нормативный, мотивационный и деятельный. Формирование субкультурной грамотности подростка возможно в его интерактивном взаимодействии с педагогом и родителем как значи-

мым Другим. Наблюдение за подростками показало, что у них сформировалось объективное представление о феномене субкультуры и возможностях самореализации в субкультурной группе, они стали с пониманием относиться к представителям различных субкультур, в то же время объективно и критично оценивая явления субкультуры. Субкультурная грамотность подростка является результатом теоретического обоснования ее формирования в условиях взаимодействия школы и семьи.

В ходе опытно-экспериментальной работы получены дополнительные значимые результаты: выявлены положительные функции субкультуры в процессе социального воспитания подростка; представлена система диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности субкультурной грамотности подростка; обоснованы условия применения систем средств на каждом этапе процесса, что является вкладом в развитие теории воспитания.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые введено в науку понятие субкультурной грамотности подростка как социально-педагогической цели в становлении у него социальной/социокультурной компетентности как образовательного результата (Е.Н. Елина, Л.П. Макарова, П.В. Сысоев, Е.И. Фастова), когда грамотность рассматривается как системообразующий когнитивный компонент, база для становления компетентности. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что обоснование соотношения грамотности и компетентности как цели и результата образования раскрывает возможности для технологических разработок в формировании предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом результатов образования.

Практическая ценность результатов исследования обеспечивается возможностью использования разработанного диагностического инструментария, критериев, показателей и уровневых характеристик субкультурной грамотности подростка учителями общеобразовательных учреждений/организаций в процессе осуществления воспитательной деятельности.

Перспективы исследования связаны с изучением формирования субкультурной грамотности подростка в контексте разных образовательных дисциплин, а также на разных ступенях образования.

Литература

1. Борытко Н.М. Эмпирические данные в научно-педагогическом исследовании // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2011. Т. 55. № 1. С. 12-17.

2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. Т. 62. № 8. С. 20-24.

3. Борытко Н.М., Власюк И.В. Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2013. № 4(24). С. 24-28. URL:http:// elibrary.ru/download/11062600.pdf.

4. Власюк И.В., Генварева Ю.А. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на самореализацию подростка // Омск. науч. вестн. 2009. №5. С. 146-148.

5. Власюк И.В., Ситникова Е.Н. Основы педагогического целеполагания в формировании субкультурной грамотности подростка // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 1 (86). С. 73-78.

* * *

1. Boryitko N.M. Empiricheskie dannyie v nauchno-pedagogicheskom issledovanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. T. 55. № 1. S. 12-17.

2. Boryitko N.M. Gumanitarno-tselostnyiy podhod v pedagogicheskom issledovanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2011. T. 62. № 8. S. 20-24.

3. Boryitko N.M., Vlasyuk I.V. Obnovlenie prioritetov vzaimodeystviya shkolyi i semi v usloviyah perehoda k FGOS obschego obrazovaniya // Grani poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2013. № 4(24). S. 24-28. URL:http://elibrary.ru/ download/11062600.pdf.

4. Vlasyuk I.V., Genvareva Yu.A. Opyit vzai-modeystviya semi i obrazovatelnogo uchrezhdeniya, napravlennogo na samorealizatsiyu podrostka // Omsk. nauch. vestn. 2009. №5. S. 146-148.

5. Vlasyuk I.V., Sitnikova E.N. Osnovyi peda-gogicheskogo tselepolaganiya v formirovanii subkul-turnoy gramotnosti podrostka // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 1 (86). S. 73-78.

Principles and logic of formation of subculture competence of a teenager

There is considered the notion of subculture competence of a teenager. There are revealed the stages of pedagogic situation and the difficulties peculiar for teenagers at every stage, determined the principles of teenager’s subculture competence formation. There are described the experiment results.

Key words: subculture, teenagers, family, interaction, subculture competence, principles, logic.

(Статья поступила в редакцию 14.01.2014)

Е.И. ФАСТОВА (Волгоград)

ГУМАНИТАРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА

Показаны социальные и теоретические предпосылки исследования социогуманитарной компетентности подростка. В качестве условия ее становления представлено гуманитарное пространство культурного самоопределения подростка. Обоснованы сущностные характеристики культурного самоопределения подростка и его гуманитарного пространства.

Ключевые слова: культурное самоопределение подростка, гуманитарное пространство, социогума-нитарная компетентность подростка, целостный человек, антропоцентрические и социометрические концепции личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социокультурное состояние современного общества и образования определяется в пси-холого-педагогических исследованиях как «антропологический кризис» (А.А. Остапенко), «мировоззренческая катастрофа» (В.И. Сло-бодчиков), «новое осевое время, создающее вызов современному сообществу» (И.А. Колесникова). Это период кризиса высших духовных ценностей, торжество культа потребления, характерное для западных обществ «массового потребления». В этих условиях антропоцентрические и социометрические концепции личности дают нам неполное знание о человеке и не способны ответить вызовам времени. Антропоцентрические концепции обращены к внутреннему человеку, сосредоточенному на реалиях внутренней жизни и своем признании, самоактуализирующемуся и творчески себя реализующему. Именно так рассматривается человек в гуманистической психологии и основанной на либерально-гуманистическом мировоззрении педагогике. Социометрические концепции личности акцентируют внимание на «функциональном» Я как способности личности к активной адаптации в условиях изменяющегося мира. В этих концепциях личность предстает как внешний человек, поглощенный реалиями мирской жизни.

В психолого-педагогическом научном знании интенсивно разрабатываются представления о целостном человеке на основе идей христианской антропологии (С.А. Булгакова,

© Фастова Е.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.