Научная статья на тему 'Субкультура как альтернативная форма социализации личности'

Субкультура как альтернативная форма социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2456
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗ / СТУДЕНЧЕСТВО / СРЕДА / ЛИДЕР / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОФСОЮЗНЫЕ ЛИДЕРЫ / ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / MASTERS ORGANIZING AND ORIENTING COMING FROM SOCIETY IMPULSES / SUBCULTURE / PERSONALITY / YOUTH / SOCIALIZATION / INFORMAL YOUTH SUBCULTURES / VALUES / CULTURE / RUSSIAN SOCIETY / REFORM / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Эпоха реформирования российского общества сопровождалась не только стремительным разрушением социальных основ советского общества, его устоев, идеологии, экономики, политики, морали, но и новой волной модернизации, которая, захлестнув первоначально европейское общество, интенсивно обрушилась на постсоветскую почву, оказавшуюся подготовленной в результате развала советской системы к восприятию всего нового и прежде недозволенного. В результате этого в молодежной среде интенсивно формируется субкультурное движение разнопланового характера, необходимость исследования которого определяется закономерными процессами возникновения, развития и взаимодействия молодежных субкультур, как между собой, так и с базовой культурой общества. Несмотря на то, что молодежная субкультура в России еще не имеет четкости, сложно прослеживается эмпирически, степень ее влияния можно выявить на основе анализа состояния межпоколенческих отношений, системы ценностей современной молодежи, механизмов социальной адаптации. Автор статьи анализирует процесс складывания ценностных ориентаций в молодежной среде. Он непосредственно связан с социально-культурными условиями, в которых существует молодое поколение. Эти условия могут быть сформированы и опосредованы личной деятельностью молодого человека, например, направленной на общение с единомышленниками в рамках молодежной субкультуры. В этой связи социализация молодежи по субкультурному образцу является осознанным воспроизведением общепринятых в субкультуре привычек, норм, стилей, ценностей со стороны ее участника. С другой стороны, общество постоянно в разных формах и разными способами задает ориентиры социально приемлемого поведения и мышления, и в этом плане формирует условия, в которых молодежь осваивает организующие и ориентирующие, идущие от общества импульсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBCULTURES AS ALTERNATIVE FORMS OF SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

The era of reform of Russian society was accompanied by not only the rapid destruction of the social foundations of Soviet society and its attitudes, ideology, economics, politics, morality, but a new wave of modernization, which initially covering European society, vigorously struck the post-Soviet soils were prepared as a result of the collapse of the Soviet system to the perception of the new and previously ill. As a result, the youth subcultural movement formed intensely varied nature, the need for research is determined by the laws of processes of emergence, development and interaction of youth subcultures, both among themselves and with the basic culture of the society. Despite the fact that the youth subculture in Russia still has no definition, difficult to empirically observed, the extent of its influence can be detected on the basis of analysis of intergenerational relationships, values ​​of today's youth, the mechanisms of social adaptation. The author analyzes the process of the formation of value orientations among young people. It is directly linked to the socio-cultural conditions in which there is the younger generation. These conditions can be shaped and mediated by personal activity of a young man, for example, aimed to communicate with like-minded people within the youth subculture. In this regard, the socialization of youth subculture is a conscious sample playback generally accepted in the subculture habits, norms, styles, values ​​on the part of the participants. On the other hand, society is constantly in different forms and in many ways defines the guidelines of socially acceptable behavior and thinking, and in this respect creates an environment in which young masters organizing and orienting coming from society impulses.

Текст научной работы на тему «Субкультура как альтернативная форма социализации личности»

Е.В. Желнина

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ .

5. Pettigrew. A. M, Fenton, E. M. The Innovating Organization. - London: SAGE Publication Ltd, 2000. - 330 p.

6. Глазьев, С. Ю., Львов, Д. С., Фетисов, Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. - М.: Наука, 1992. - С. 184 - 192.

7. Шинкевич, М. В. Методология институционализа-ции устойчивого инновационного развития хозяйственных систем. Автореф. дисс. ... доктора экономических наук. 08.00.05. Казань, 2011. - С. 3, 6, 9-10.

8. Кулешова, Т. В. Основы концепции управления ресурсным потенциалом // Вестник СевГТУ. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. - Вып. 81: Экономика и финансы. - С. 172 - 175.

9. Sharratt, L., Harild, G. Good to Great to Innovate. -London, SAGE Publication Ltd. 2014. - 204 p.

10. Шумпетер, И. А. Теория экономического развития [Текст] / И. А. Шумпетер. - М. : Эксмо, 2007. - С. 79.

11. Клейнер, Г. Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Издательство «Наука», 2004. - С. 240.

© 2015

SCIENCE AND EDUCATION AS FACTORS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

E. V. Zhelnina, candidate of sociological sciences, associate professor

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

Abstract. Results of the carried-out analysis of a role and value of science and education in processes of an intensification of innovative activity of the modern industrial enterprise are presented in article. The conventional unity of science and education is the important factor having significant impact on innovative activity of the industrial enterprises in connection with the following changes: prevalence of goods «knowledge» in the market; increase of a share of intellectual work in the income; influence of the state on processes of formation of the human capital. Socio-economic factors of development are very rigidly attached to the scientific directions existing in society which are gradually embodied in innovations. The main difficulty consists in need of essential financial security. This problem can be leveled due to partnership. In article the concept «innovative potential» as internal ability and possibility of the subject of innovative activity on production of conscious activities for search, development, attraction of resources for creation of essentially new product is in detail analyzed. Innovative capacity of the industrial enterprise is the predecessor of innovative activity. Between these indicators linear positive dependence (y=ax+b) is observed, in article options of their ratio are considered. Also in article mechanisms of influence of the state on processes of an intensification of innovative activity of the enterprises are analysed, namely: The federal law of June 7, 2011 N 132 explaining an account order at the taxation of profit and structure of expenses on research and development. Work is performed within NIR of the Project No. 383: «Workers of the industrial and scientific and technical sphere in the conditions of the monotown (on the example of the sociological analysis of Tolyatti)».

Keywords: innovative activity, factor, science, education, partnership, innovative potential.

УДК 316.46:316.47

СУБКУЛЬТУРА КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Эпоха реформирования российского общества сопровождалась не только стремительным разрушением социальных основ советского общества, его устоев, идеологии, экономики, политики, морали, но и новой волной модернизации, которая, захлестнув первоначально европейское общество, интенсивно обрушилась на постсоветскую почву, оказавшуюся подготовленной в результате развала советской системы к восприятию всего нового и прежде недозволенного. В результате этого в молодежной среде интенсивно формируется субкультурное движение разнопланового характера, необходимость исследования которого определяется закономерными процессами возникновения, развития и взаимодействия молодежных субкультур, как между собой, так и с базовой культурой общества. Несмотря на то, что молодежная субкультура в России еще не имеет четкости, сложно прослеживается эмпирически, степень ее влияния можно выявить на основе анализа состояния межпоколенческих отношений, системы ценностей современной молодежи, механизмов социальной адаптации. Автор статьи анализирует процесс складывания ценностных ориентаций в молодежной среде. Он непосредственно связан с социально-культурными условиями, в которых существует молодое поколение. Эти условия могут быть сформированы и опосредованы личной деятельностью молодого человека, например, направленной на общение с единомышленниками в рамках молодежной субкультуры. В этой связи социализация молодежи по субкультурному образцу является осознанным воспроизведением общепринятых в субкультуре привычек, норм, стилей, ценностей со стороны ее участника. С другой стороны, общество постоянно в разных формах и разными способами задает ориентиры социально приемлемого поведения и мышления, и в этом плане формирует условия, в которых молодежь осваивает организующие и ориентирующие, идущие от общества импульсы.

Ключевые слова: субкультура, личность, молодежь, социализация, неформальные молодежные субкультуры, ценностные ориентации, культура, российское общество, реформирование, межпоколенческие отношения.

Новая волна молодежных объединений начала набирать обороты примерно во второй половине 80-х гг. XX века. Страну буквально заполонили панки, металлисты, рокеры, рэперы и многие другие. Подобные новообразования можно было объяснить глобальными изменениями в обществе и государстве, ликвидацией привычных обществу советских устоев. Естественно, подобная ситуация повлекла за собой необратимые последствия глобального культурного разрыва, поиск новых культурных образцов. Источником для подражания и основой для возникновения новых стандартов для молодежи того времени во многом стал Запад.[1]

В нашей стране одновременно возникало и сосу-ществововало множество молодежных субкультур, но практически все они носили подражательный характер западным образцам.

Отметим, что в нашей стране подражательные субкультуры появлялись с некоторым запозданием, когда постмодернизм уже успел повлиять на все сферы культуры. История советских (российских) молодежных субкультурных движений миновала первоначальную фазу линейного развития, пройденную на Западе.

В настоящее время молодежные субкультуры в России получили возможность глубже узнать не только

о внешности, но и о внутренних, теоретических основах западных «собратьев». Наши субкультурные «фанаты», наравне с иностранными, имеют сайты в Интернете, на которых рассказывают о себе, обмениваются информацией.

Определяющей характеристикой субкультуры в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Перечислять все молодежные неформальные объединения нет смысла - их слишком много. Обычно, они базируются на общих музыкальных, литературных, мировоззренческих предпочтениях (в данной работе не рассматриваются такие деструктивные идеологические движения, как скинхеды, фанаты, антифа и др.). Все эти течения легко заметить, они давно укоренились в российской культуре молодежи. Многие молодежные стили смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах.[3]

Проведенное нами в 2014 году социологическое исследование показало, что принадлежность к субкультуре для молодежи, в первую очередь, обусловлено «желанием выделиться из толпы» и «поиском своего «Я» в период переходного возраста» (54%), а так же «стремлением следовать моде» и «желанием иметь единомышленников».

Обычно, мода на какую-либо субкультуру приходит к нам из зарубежных стран и, как уже отмечалось, носит, скорее подражательный, нежели фундаментальный характер. Ее особенность заключается в отсутствии понимания идеологии того движения, к которому примыкает молодежь. Важную роль играет только имидж. К примеру, не смотря на то, что зарождение эмо-субкуль-туры произошло приблизительно в 1983 году, в России она возымела популярность лишь в 2007 году, претерпев многочисленные изменения.

Так же, можно отметить цикличность популярности каких-либо молодежных движений, обусловленных, часто, модой на тот или иной стиль одежды. Выход фильма «Стиляги» в 2008 году стал предпосылкой возвращения в моду стиля советской молодежи одноименной субкультуры середины 50-х годов, чье появление на фоне закрытого советского общества стало знаковым. «Стиляги заняли такое место в отечественной культуре не потому, что напоминали экзотических ярких птиц среди стаи одинаковых воробьев, а потому, что сам факт их появления и существования доказывал: в современном мире нельзя полностью изолировать ни один народ даже с помощью идеологического (иначе «железного») занавеса» [2]. Несмотря на сопротивление властей, стремление к самовыражению через внешний облик, было уже невозможно остановить. Языком костюма оповещали: мы есть, мы существуем и мы другие. Но в современной ситуации не происходит идеологического понимания данного движения, главным являются только атрибутика и внешний облик. Это подтверждают результаты нашего исследования, которые показывают, что 52% респондентов, используют различную атрибутику той или иной субкультуры, не отождествляя себя с ней.

Показателен пример субкультуры российских раста-манов. Мало кто из них является истинным приверженцем оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства (растафарианства), которая легла в основу этой субкультуры на Западе. Причисляют себя к растаманам люди по разным признакам - многие слушают музыку регги, используют в костюме эфиопский триколор, некоторые носят дреды.

В 2005- 2006 годах, когда аниме-культура заполонила постсоветское пространство, к ней поначалу относились весьма критично. Позже критика сама по себе преобразовалась в такое же яростное увлечение. И хотя на-

стоящие приверженцы этой субкультуры считают такое действо профанацией, но современная молодежь стала устраивать вечеринки в японском стиле. Молодежный образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе русским тинэйджерам, и они с ловкостью подхватили эстафету героичных, но несколько инфантильных персонажей.

Так как аниме проникнуто истинно японским духом и взглядом на вещи, многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании

- чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают чужой язык.

Сегодня субкультура аниме в России это - свой круг интересов, своя особая речь (непонятная обывателям, наполовину состоящая из «обрусевших» вариаций японского, и жанровой терминологии), символика и атрибутика, свои компании (мероприятия и фестивали, проходящие практически во всех городах России).

Производство атрибутики для неформальной молодежи в России практически отсутствует. Рок-магазины, как правило, предоставляют потребителям лишь скудный ассортимент одинаковых по виду товаров. Отсюда возникает потребность заказа вещей из других, более развитых в этом плане, стран. Как показал наш экспресс-опрос, проведенный в рок-магазине г. Тольятти, 38% неформалов прибегают к услугам Интернет-магазинов, Интернет-аукционов, чтобы приобрести необходимую атрибутику, 15% шьют одежду на заказ. Обусловлено это «отсутствием в продаже интересных, необычных вещей» (83%) и «нежеланием выглядеть, как часть одинаковых неформалов города» (64%).

Продемонстрировать свою уникальность неформалы могут на концертах, фестивалях. В последние годы Россия перенимает западный опыт проведения тематических вечеринок, отражающих интересы неформалов. По всей стране проводятся аниме-фестивали, готические вечеринки, открываются клубы, придерживающиеся определенной субкультурной тематике.

Не смотря на это, все чаще молодежь задается вопросом «где тусить?». Это может быть связано с закрытием многих рок-клубов, к которым привыкла молодежь. Повторным открытием их на новом месте не удалось вернуть то количество посетителей, какое было раньше: «Не то место, не та атмосфера» - считает 26% респондентов. Лишь 22% регулярно посещают рок-концерты и подобные мероприятия. «То, что проводят у нас в городе

- неинтересно» - считает 71%. Не маловажным фактором, определяющим выбор досуга неформальной молодежи является финансовая обеспеченность. Учитывая то, что 72% респондентов имеют финансовые трудности, можно сделать предположение, что они предпочтут более дешевый вид отдыха, нежели посещение закрытых мероприятий.

В современном обществе вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Участвующие в опросе молодые люди в большинстве своем представляли студентов ВУЗов (63%), заинтересованных в процессе обучения (49%). Лишь 7% учеба безразлична. 59% респондентов ответили, что являются успешными студентами, хорошо учатся, но при этом, у 10% опрошенных возникают конфликты с преподавателями и трудности в общении с ними.

Несомненно, в обществе неформальную молодежь воспринимают как протестующую против сложившихся норм и моральных устоев, отсюда возможны трудности не только во взаимопонимании с людьми, но и занимаемое место в социальной нише. С данным утверждением согласны 42% неформалов. 40% ответили, что данный феномен не отразится на их карьере и 18% считают, что их принадлежность к субкультуре может помочь им в дальнейшем карьерном росте (примечательно, что такой ответ давали люди, с творческой направленностью деятельности - художники, фотографы, музыканты).

Наше исследование показало, что доминирующей ценностью для большинства неформалов является творческое развитие (72%). Это объясняется тем, что именно творческая молодежь в поисках способов самовыражения обращается к субкультуре. Следующим по важности является получения образования (46%), а так же интересное общение (34%). Менее значимой ценностью для обеих групп является брак и семья (16%), больше половины респондентов не испытывают желания создавать семью в ближайшие годы.

В процессе социализации в условии субкультуры, молодежь получает возможность реализовать свои творческие потенциалы, выделиться из толпы, показать свою индивидуальность. Но, обращаясь к ней, нужно учитывать возможность возникновения многочисленных конфликтов и непонимания со стороны общества вне субкультуры.

Процесс складывания ценностных ориентаций в молодежной среде имеет сложный и противоречивый характер. Он непосредственно связан с социально-культурными условиями, в которых существует молодое поколение. Эти условия могут быть сформированы и опосредованы личной деятельностью молодого человека, например, направленной на общение с единомышленниками в рамках молодежной субкультуры. В этой связи социализация молодежи по субкультурному образцу является осознанным воспроизведением общепринятых в субкультуре привычек, норм, стилей, ценностей со стороны ее участника. С другой стороны, общество постоянно в разных формах и разными способами задает ориентиры социально приемлемого поведения и мышления, и в этом плане формирует условия, в которых молодежь осваивает организующие и ориентирующие, идущие от общества импульсы. Поскольку эти импульсы идут как бы извне, ориентируют на примерное поведение, являющееся основой существования старших поколений, зачастую значимость этих импульсов в молодежной среде недооценивается, или вовсе отвергается, а их источник наделяется негативными чертами, нередко превращаясь в объект неприятия.

Ситуация, когда молодежь отказывается соответствовать миру взрослых, ведет к развитию в структуре сознания молодого поколения социально-культурных установок, противостоящих преобладающим принципам культуры и формирующих определенный тип личности, образ жизни (феномен контркультуры). Тем не менее, большое влияние макросоциальной среды на молодежь очевидно. Влияние это может осознаваться или нет, может быть явным или глубинным, но оно, несомненно, является существенным регулятором выбора жизненных позиций. Следовательно, и ценностные ориентации будут в значительной степени отражать принятые в обществе ориентиры.

Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества.

Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно молодежи очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

В последние годы у молодежи всего мира заметна обратная тенденция - потребность в восстановлении таких ценностей, как «семья», «любовь», «друзья». При этом российская молодежь не озабочена сегодня мировыми проблемами. Ценностный мир для российской молоде-

жи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, самостоятельность, устойчивые личные отношения. Исключение не составляют и неформалы.

Стоит отметить, что большинство показателей имеют близкие по значению результаты у всех трех групп. Это может быть связано как с особенностями возрастного периода (потребность в любви, общении, развлечениях), так и с процессом глобализации и универсализации жизненных ценностей вне зависимости от различия национальной культуры и особенностей менталитета (карьера ставится превыше создания семьи, тяга к получению образования).

Современные подростки определяют семью как одну из основных человеческих ценностей. Они признают, что семья это важнейшая составляющая жизни любого человека. Но, как показало наше исследование, неформальная молодежь не планирует в ближайшие годы обзаводиться собственными семьями. Наиболее ориентированы на создание семьи японские неформалы (30%).

Говоря о семье, стоит затронуть отношения неформалов с их родителями.

Российская молодёжь так же стремилась выделиться из толпы во все времена. Не был исключением и советский период. Однако выделялась советская молодёжь только из пионерской организации, которая повсеместно объединяла всех подростков СССР. Родители нынешних подростков родом из пионерского детства, а потому большинству из них сложно понять собственных детей, стремящихся самыми невероятными, иногда дикими для старшего поколения способами к самовыражению. Не смотря на это, 58% респондентов отмечают лояльное отношение родителей к их принадлежности к субкультуре.

Психологическое состояние индивида непосредственно оказывает влияние на его поведение в обществе, мировоззрение. Треть зарубежных респондентов отмечают оптимистичное настроение, среди российских неформалов такое настроение разделяет всего 24%. Причиной такого отношения может быть наличие у каких-либо проблем, неудовлетворенность некоторыми сферами своей жизни.

Главной проблемой российских неформалов являются финансовые затруднения - 72%. Далее следуют «отсутствие любимого человека» и «проблемы со здоровьем» (по 33%).

Перейдем к взаимоотношениям с друзьями: большинство неформалов всех трех групп ответили, что друзья уважают их интересы и принимают такими, какие они есть, что является показателем толерантности. Но у 20% японских неформалов отмечено отсутствие друзей вне круга своей субкультуры. Это может быть связано с четкой дифференциацией молодежи в неформальной среде, в отличие от российской специфики субкультурного явления, где грани слишком размыты.

Субкультура не может не нести какой-то отпечаток на жизни молодого человека. Мы поинтересовались, что наши респонденты получают от нее.

Проведя анализ данного исследования можно сделать следующие выводы:

- принадлежность к субкультурам не делает молодежь закрытой для личностного роста и потребностям самореализации. Это заметно по стремлениям получения образования, реализации успешных профессиональных потенциалов, творческое развитие;

- главной целью причастности к субкультуре является желание выделиться из толпы, при этом, многие не понимают сущности самого движения. Им важна только имиджевая составляющая;

- несмотря на существующее в российском обществе негативное отношение к субкультурам, у респондентов не возникает серьезных конфликтов с их родителями по этому поводу. Это может обосновываться тем фактом, что большинство из них информируют своих родителей

по данному вопросу лично, не допуская вмешательства СМИ в представлении об увлечениях их ребенка;

- все группы неформалов мало заинтересованы в создании собственной семьи в ближайшие годы;

- особенности развития любой субкультуры напрямую зависят от изменений, происходящих в стране, от ее традиционной культуры и от наличия или отсутствия поддержки со стороны государства;

- конфликты в обществе относительно субкультурной молодежи существуют в любом государстве, но в небольших количествах. Чем лояльнее государство и общество относится к субкультуре - тем менее привязанной к ней будет молодежь, воспринимая неформальное движение как игру, в которой усваиваются какие-либо социальные роли.

Подвоя итоги, можно сказать, что взгляды неформальной молодежи не сильно отличают их друг от друга. Конечно, сказываются политические, экономические и культурные факторы развития страны. Не последнюю роль играет и металитет, но у всех групп отмечены схожие проблемы, ценности и досуговые предпочтения, что говорит о возрастных потребностях любого молодого человека в независимости от страны проживания.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации молодежи.

Исследование состояния, характера и последствий

молодежной субкультуры необходимо проводить только в контексте ее динамического взаимодействия с базовой культурой общества с целью получения объективного научного анализа и результатов, так как феномен молодежной субкультуры является продуктом конкретной социализационной среды, конкретной культуры. Именно стремление интегрироваться в социум, обрести свой социальный статус, реализовать свои потребности, способности, цели порождает молодежные субкультуры, которые становятся для молодежи агентами социализации наряду с традиционными агентами (семьей, школой и др.).

И, несмотря на то, что «субкультурная» молодежь не составляет большинство от численности всей молодежи, глубокое исследование этой части ее способно приоткрыть тот мир, в котором и которым живет та молодежь, которая не вписалась в общепринятые рамки социальных отношений, а также поможет выявить как позитивные, так и негативные стороны общественного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Громова И.Б., Леонтьева В.П. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта/ Социс. -1991.-№ 10.-С. 78-88

2. Кирсанова С. Импорт. Стиляги. Западная мода в СССР. // Родина, № 8, 1998. - С. 75.

3.Ерохина H.H. Молодежные субкультуры: со-циосемиотический аспект // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2004.

SUBCULTURES AS ALTERNATIVE FORMS OF SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

© 2015

T. N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Abstract. The era of reform of Russian society was accompanied by not only the rapid destruction of the social foundations of Soviet society and its attitudes, ideology, economics, politics, morality, but a new wave of modernization, which initially covering European society, vigorously struck the post-Soviet soils were prepared as a result of the collapse of the Soviet system to the perception of the new and previously ill. As a result, the youth subcultural movement formed intensely varied nature, the need for research is determined by the laws of processes of emergence, development and interaction of youth subcultures, both among themselves and with the basic culture of the society. Despite the fact that the youth subculture in Russia still has no definition, difficult to empirically observed, the extent of its influence can be detected on the basis of analysis of intergenerational relationships, values of today's youth, the mechanisms of social adaptation. The author analyzes the process of the formation of value orientations among young people. It is directly linked to the socio-cultural conditions in which there is the younger generation. These conditions can be shaped and mediated by personal activity of a young man, for example, aimed to communicate with like-minded people within the youth subculture. In this regard, the socialization of youth subculture is a conscious sample playback generally accepted in the subculture habits, norms, styles, values on the part of the participants. On the other hand, society is constantly in different forms and in many ways defines the guidelines of socially acceptable behavior and thinking, and in this respect creates an environment in which young masters organizing and orienting coming from society impulses.

Keywords: masters organizing and orienting coming from society impulses. Tags: subculture, personality, youth, socialization, informal youth subcultures, values, culture, Russian society, reform, intergenerational relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.