Научная статья на тему 'Современные молодежные субкультуры: педагогические и психологические основания взаимодействия и воспитания'

Современные молодежные субкультуры: педагогические и психологические основания взаимодействия и воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / VALUE ORIENTATIONS / YOUTH SUBCULTURES / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонов Г.В.

Педагогическими и психологическими основаниями для дифференцированного подхода к воспитанию подростков, относящихся к различным молодежным субкультурам, могут служить ценностные ориентации, общие для подобных групп. Исследование показало, что у представителей всех субкультур приоритетными являются абстрактные ценности и ценности межличностного общения. Но при этом представители как асоциальных, так и просоциальных субкультур считают для себя предпочтительными разные пути их достижения. Наиболее значимыми у представителей асоциальных субкультур являются ценности самоутверждения, а у представителей просоциальных субкультур ценности дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPLICATION OF INFORMATION ABOUT THE FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT YOUTH SUBCULTURES

Pedagogical and psychological grounds for a differentiated approach to the education of adolescents belonging to different youth subcultures can serve as value orientations common to such groups. The study showed that the representatives of all subcultures priority is the abstract values and values of interpersonal communication. But at the same time, representatives of both asocial and prosocial subcultures consider different ways of achieving them preferable. The most significant among the representatives of asocial subcultures are the values of self assertion, and among the representatives of Pro-social subcultures-the values of the case.

Текст научной работы на тему «Современные молодежные субкультуры: педагогические и психологические основания взаимодействия и воспитания»

УДК 37.013

UDC 37.013

АНТОНОВ Г.В.

студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: orel2006@rambler.ru

ANTONOV G.V.

Student of Orel State University E-mail: orel2006@rambler.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВОСПИТАНИЯ

PEDAGOGICAL APPLICATION OF INFORMATION ABOUT THE FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT YOUTH SUBCULTURES

Педагогическими и психологическими основаниями для дифференцированного подхода к воспитанию подростков, относящихся к различным молодежным субкультурам, могут служить ценностные ориентации, общие для подобных групп. Исследование показало, что у представителей всех субкультур приоритетными являются абстрактные ценности и ценности межличностного общения. Но при этом представители как асоциальных, так и просоциальных субкультур считают для себя предпочтительными разные пути их достижения. Наиболее значимыми у представителей асоциальных субкультур являются ценности самоутверждения, а у представителей просоциальных субкультур - ценности дела.

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежные субкультуры, педагогические и психологические основания взаимодействия.

Pedagogical and psychological grounds for a differentiated approach to the education of adolescents belonging to different youth subcultures can serve as value orientations common to such groups. The study showed that the representatives of all subcultures priority is the abstract values and values of interpersonal communication. But at the same time, representatives of both asocial and prosocial subcultures consider different ways of achieving them preferable. The most significant among the representatives of asocial subcultures are the values of self - assertion, and among the representatives of Pro-social subcultures-the values of the case.

Keywords: value orientations, youth subcultures, pedagogy.

Современные подходы к воспитанию подростков и юношей требуют не только индивидуального подхода, но и должны базироваться на знании и понимании феномена молодежной субкультуры. Молодежные субкультуры различаются по многим характеристикам, в частности, по отношениям с социумом, степени конфликтности и т.д. Однако остается недостаточно изученным вопрос о том, какие личностные характеристики представителей различных субкультур объединяют подростков в эти группы и могут служить психологическими факторами для воспитательных воздействий. Одними из важнейших характеристик формирующейся личности подростка являются его ценностные ориентации, ценности личности. Общие ценности объединяют подростков в группу и во многом предопределяют поведение и направление активности группы. Знание особенностей ценностных ориентаций представителей различных молодежных субкультур может служить основанием для взаимодействия и педагогических воздействий.

В современном обществе важное место в исследованиях занимает проблема ценностных ориентаций. Важность изучения данного вопроса подчеркивают многие ученые во всем мире. К исследованию данной проблемы обращались такие ученые как: Б.Г.

Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов и др.

Распад Советского Союза привел немного ни мало к кризису социализации у молодежи. Рухнула система ценностей, строившаяся почти 70 лет, а вместе с ней утратили свое прежнее значение многие социальные институты, такие как семья, работа и государство. Опыт предыдущих поколений в новой сложившейся в стране обстановке стал во многом не актуален и утратил свое прежнее значение. Нарушилась классическая система передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это в свою очередь привело к тому, что молодежь перестала видеть перед собой четкие ориентиры, на которые можно было бы с уверенностью опираться на пути своего становления как личность. Эти ориентиры им приходится создавать самостоятельно, как правило, в кругу ровесников, что возводит такое социальное явление как «молодежные субкультуры» до статуса своего рода социального института, прививающего подросткам определенные идеалы и нормы поведения.

В связи с выше изложенным определилась цель

© Антонов Г.В. © Antonov G.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

исследования - изучить особенности ценностных ориентаций представителей различных молодежных субкультур.

Объектом исследования выступили молодежные субкультуры.

Предметом исследования являются ценностные ориентации представителей разных субкультур.

Мы предполагаем, что (гипотеза):

1. Принадлежность к той или иной субкультуре влияет на систему ценностных ориентаций у подростков.

2. Принадлежность к просоциальным и асоциальным субкультурам в большей степени проявляется в инструментальных ценностях.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить основные подходы в исследовании ценностных ориентаций в психологии.

2. Изучить проблематику молодежных субкультур в современном обществе.

3. Ознакомиться с исследованиями ценностных ориентаций молодежных субкультур.

4. Зазработать анкету для выявления принадлежности подростков к разным молодежным субкультурам.

5. На основании анкетирования составить выборки представителей асоциальных и просоциальных молодежных субкультур.

6. Проанализировать и сравнить значимость десяти типов ценностей у представителей различных молодежных субкультур.

7. Ароанализировать и сравнить наиболее приоритетные инструментальные и терминальные ценности у представителей различных молодежных субкультур.

Ценностные ориентации как высший уровень дис-позиционной системы во многом зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность. То есть определенное социальное окружение, в котором человек проходит свой путь социализации и овладевает различными стратегиями взаимодействия с окружающим миром, непосредственно влияет на формирование его ценностных ориентаций [1, 3].

В процессе формирования ценностных ориентаций немаловажную роль играет именно подростковый возрастной период, так как на данном возрастном этапе для ребенка на первый план выходит межличностное общение со сверстниками и людьми вне семьи и узкого круга близких людей [4]. И, как следствие, подростку приходится формировать новые стратегии межличностного общения, находить способы адаптации при взаимодействии с людьми «извне».

Исходя из того, что те формы и нормы взаимодействия с людьми и окружающим миром, которые формируются на данном этапе, во многом зависят от социальной среды, с которой себя идентифицирует подросток, можно заключить, что социальная среда, в которой протекает жизнедеятельность подростка, во многом определяет его жизненную позицию и в дальнейшей жизни [8].

Молодежные субкультуры на данном этапе развития общества играют роль своего рода социального института, где довольно большое число подростков проходят определенный путь социализации, а именно овладевают различными навыками и стратегиями во взаимодействии с окружающим миром [3].

Само по себе понятие субкультура подразумевает культуру меньшинства, то есть культуру, отличную от большинства. Молодежных субкультур на данное время довольно много, и каждая из них несет в себе определенное мировоззрение и убеждения, отличные от других. В зависимости от того, к какой субкультуре себя относит подросток, во многом определяется его дальнейшая жизненная позиция [9]. То есть в кругу сверстников у подростка выстраивается его отношение к тому, что есть хорошо - плохо, нормально - не нормально, уместно - не уместно и т.д.

Субкультура, в отличие от простой компании сверстников, как правило, отличается акцентуацией на тех или иных аспектах мировоззрения [8]. Такого рода акцентуации у каждой субкультуры свои, и представляют собой определенные убеждения и нормы относительно которых участники данной субкультуры формируют свою жизнедеятельность и отдельные ее сферы, что непосредственно влияет на формирование определенных ценностных ориентаций у подростка.

Для реализации поставленных целей была разработана анкета в ходе анализа литературы, периодических исследований и эмпирического наблюдения. В данной анкете применялись вопросы, отображающие ключевые отличия между этими подгруппами молодежных субкультур.

Исследование осуществлялось на выборке представителей молодежных субкультур г. Орла в количестве 30 человек при помощи двух методик: методики Ш. Шварца «Опросник ценностных ориентаций»; методики М. Рокича «Исследование ценностных ориентаций».

Исследованием в целом охвачено 30 человек, возраст которых от 17 до 24 лет.

По результатам анкетирования было сформировано 2 выборки по 15 человек в возрасте от 17 до 24 лет.

Анализ результатов по методике Ш. Шварца «ценностный опросник» позволяет нам проанализировать и сравнить значимость десяти типов ценностей у представителей различных молодежных субкультур.

Анализ результатов по методике М. Рокича «ценностные ориентации» позволяет нам проанализировать и сравнить наиболее приоритетные инструментальные и терминальные ценности у представителей различных молодежных субкультур. Для проверки статистической значимости различий применялся и-критерия Манна-Уитни.

Рисунок 1 иллюстрирует балльную оценку ценностей представителями различных молодежных субкультур (на базе методики Ш. Шварца «Ценностный опросник», средние показатели).

/ / ' //~/ ' / ' /

Рис. 1. Значимость ценностей для представителей асоциальной и просоциальной субкультур (серая линия -ассоциальная, черная линия - просоциальная).

По результатам анкетирования вся группа исследованных дифференцировалась на две подгруппы:

1. Асоциальная оппозиция. В нее попали националисты (4 человека), рэперы (4 человека), футбольные фанаты (3 человека), панки (4 человека). Особенностью данной подгруппы является устоявшиеся у ее представителей морально ценностные установки, перенятые ими от криминальной субкультуры. Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управление преступными сообществами, криминальная мифология, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим» и т.д.

2. Просоциальная оппозиция: анимешники (5 человек), толкиенисты или ролевики (3 человека), эмо (4 человека), хипстеры (3 человека). Данная подгруппа отличается от предыдущей доминирующими в ней более гуманными взглядами, превозносящими такие ценности как терпимость, толерантность, гуманизм. В рядах некоторых из субкультур, попавших в «просоци-альные», отрицаются такие аспекты социальной жизни как «навязанные» тендером определенные социальные роли. Также является неприемлемым проявление любых форм насилия и т. д. Ценностные ориентации представителей асоциальных и просоциальных молодежных субкультур в целом мало отличаются друг от друга, единственное статистически значимое достоверное различие наблюдается между асоциальными и просо-циальными субкультурами в ценностной ориентации «традиции». Возможно, это объясняется более жестким отношением к традициям в данных субкультурах. И в той и в другой подгруппах можно отметить высокую значимость таких ценностей как самостоятельность и гедонизм.

Значимость такой ценности как самостоятельность представителей всех молодежных субкультур обусловлена их стремлением к автономности, независимости и

желанием абстрагироваться от обще социальных норм, тенденций и суждений.

Высокая значимость ценности «гедонизм», то есть желание наслаждаться жизнью и получать удовольствие, можно объяснить возрастными особенностями респондентов (17-24 года). Однако, у асоциальных субкультур значение ценности «гедонизм» как жизненно ориентирующего принципа выше, чем у просоциаль-ных, что может быть обусловлено их более деликвент-ной направленностью.

По результатам сравнительного анализа ценностных ориентаций представителей каждой из субкультур по отдельности были выявлены следующие особенности:

В субкультуре «рэперы» наиболее ярко выражены на фоне остальных такие ценности как: конформность, универсализм, гедонизм. Высокие показатели таких ценностей как конформность, универсализм и безопасность можно объяснить довольно широким кругом межличностных контактов и различными сферами деятельности представителей данной субкультуры. Большое значение гедонизма для представителей данной субкультуры обусловлено большим значением удовольствия и разного рода наслаждений для данного молодежного направления.

У футбольных фанатов ярко выражено значение таких ценностей как: традиции и стимуляция, и при этом абсолютно не значима конформность. Высокое значение ценности «традиции» обусловлено довольно строгими правилами и обычаями в данной субкультуре. Высокое значение такой ценности как стимуляция обусловлено основными видами деятельности в данной субкультуре, направленными на стимуляцию определенных эмоциональных переживаний. А именно: участие в массовых беспорядках, драки с фанатами других футбольных клубов и т. д. Низкая значимость конформности обусловлена невысокой значимостью таких личностных качеств как самодисциплина и сдержанность.

В субкультуре «скинхеды» наиболее значимыми по сравнению с другими субкультурами являются такие ценности как традиции и безопасность. А наименее значимой является стремление к власти. Большое значение традиций обусловлено более строгими нормами, обычаями и правилами в данное субкультуре, отсутствие солидарности с которыми может привести к конфликту с соратниками. Высокое значение безопасности для данной субкультуры объясняется наличием в жизнедеятельности ее представителей определенного рода опасных для жизни ситуаций. Низкий показатель такой ценности как власть можно объяснить тем, что скинхеды относятся к субкультуре, пропагандирующей тоталитарные ценности, которые подразумевают под собой подчинение лидеру и жесткую иерархию. Исходя из этого, борьба за власть в их кругах не приветствуется.

У панков наиболее значимыми как жизненно ориентирующие ценности являются стимуляция и гедонизм, а наименее значимыми достижения. Данные результаты можно объяснить спецификой данной субкультуры, которая заключается в борьбе с общепринятыми нормами.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Наслаждение жизнью и жажда приключений, которые сопутствуют беспорядочной не организованной жизни, являются основополагающими. Низкая значимость ценности «достижения» обуславливается незначительностью социально значимого статуса для представителей данной субкультуры.

В субкультуре «аниме» наибольшие показатели значимости были зафиксированы у ценностей конформность и гедонизм, а наименьшие у стимуляции и безопасности. Данные результаты объясняются тем образом жизни, который ведут большинство представителей данной субкультуры. Большую часть времяпрепровождения у анимешников занимают просмотры аниме и чтение манги. Низкий показатель значимости стимуляции объясняется отсутствием каких-либо видов деятельности, направленных на искусственную стимуляцию сильных переживаний. Исходя из того, что ани-мешники в большинстве своем ведут домашний образ жизни, проводя большую часть своего времени за компьютером, и наличие ситуаций, несущих какую-либо угрозу, сведено к минимуму, неудивительно, что безопасность не стоит у них в числе наиболее приоритетных ценностей.

У представителей субкультуры «эмо» наиболее значимыми ценностями являются самостоятельность и доброта, а наименее значимыми традиции и власть. Данные результаты можно объяснить высокой ролью собственных эмоциональных переживании в структуре жизнедеятельности, что ведет к некоторой обособленности. Низкое значение таких ценностей как традиции и власть в целом свойственны для представителей про-социальных субкультур.

У ролевиков наибольшую значимость имеют такие ценности как универсализм, стимуляция, достижения. Для данной субкультуры по причине различных общественных видов деятельности характерно построение универсальных стратегии межличностного общения для взаимодействия с окружающими. Также им свойственна искусственная стимуляция у себя определенных эмоциональных переживаний посредствам ролевых игр. Значимость ценности достижения говорит об определенном стремлении у представителей данных субкультур утвердиться в обществе.

У хипстеров наиболее значимыми являются ценности достижения и власть, а наименее значимыми традиции и конформность. Данные показатели объясняются

широко распространенным в рядах данной субкультуры нигилизмом, отвергающим какие-либо традиционные формы межличностного контакта, а также соблюдение тех или иных традиций. Но при этом в данной субкультуре довольно стандартные для классического общества цели, утверждающие определенные успехи на пути к самореализации.

По результатам исследования были выявлены следующие закономерности в ценностных ориентациях молодежных субкультур.

У представителей всех субкультур в приоритете стоят абстрактные ценности (асоциальные: свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость; просоциаль-ные: творчество, красота природы и искусства, свобода, любовь.) и ценности межличностного общения (асоциальные: свобода, наличие хороших верных друзей; просоциальные: свобода, любовь). Но при этом асоциальные и просоциальные субкультуры считают для себя наиболее приоритетными разные пути их достижения.

Из инструментальных ценностей наиболее приоритетными у асоциальных субкультур являются ценности самоутверждения: твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, независимость. У просоциальных субкультур наиболее значимыми являются ценности дела: образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения.

Различия наблюдаются в области инструментальных ценностей, из чего следует, что представители асоциальных и просоциальных субкультур предпочитают разные пути достижения поставленных целей. Результаты исследования позволили выявить специфику определенных молодежных субкультур, их особенности, различия и наиболее значимые жизненные ценности.

Знание различий ценностных ориентаций представителей асоциальных и просоциальных субкультур может служить основанием для понимания и прогнозирования поведения членов группы, направления активности группы, а также позволяет дифференцировать воспитательные подходы к определенным группам молодежи.

Эти данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов при проведении воспитательных мероприятий, разработке социальных проектов.

Библиографический список

1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Воронов В. Что нужно знать о молодежной субкультуре? / Воронов В., Черничкина Е.// Воспитание школьников. 2001. № 4. С.20-25.

4. ГоловахаЕ.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.

5. ДилигенскийГ.Г.. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996

6. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994.

7. Крапотина Т.Г., Основные функции, принципы и ценности молодежных субкультур в современном обществе//Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С.100-110.

8. Логинова А.А., АтаеваЛ.И. Толерантность молодежи в современном обществе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.)

9. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы

общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

10. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: в 2 т.: Пер. С англ. М., 1996.

References

1. Bodinya G.L., Kornilova TV. Personal values and personality factors of the subject // Problems. the course of studies. 1993.

2. VasilyukF.E. Psychology experiences (analysis of overcoming critical situations). Moscow: Moscow state University Publ., 1984.

3. Voronov V. What you need to know about the youth subculture? / Voronov V., Chernichkina E. / / Education of schoolchildren. 2001. N° 4. Pp. 20-25; № 5. Pp. 23 - 26.

4. Golovakha E.I. Life perspective and value orientation of the personality // personality Psychology in works by Russian psychologists. SPb.: Peter, 2000.

5. Diligensky G.G., Socio-political psychology. M.: New school, 1996

6. Zalessky G.E. Psychology ideology and beliefs of an individual. M., 1994.

7. Krapotkina T.G., the Basic functions, principles and values of youth subcultures in modern society

8. LoginovA. A., AtayevaL.I., Tolerance of young people in modern society [Text] // Topical issues of modern pedagogy: materials of the IV mezhdunar. scientific. Conf. (Ufa, November 2013).)

9. Grey AV Value orientation as a factor in the formation and development of the system of personal senses of the individual // Questions of General and differential psychology. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1999.

10. Fadiman George., FreigerR. Theory and practice of personality-oriented psychology: in 2 vol.: Per. With English. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.