Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности развития управленческих способностей руководителя'

Социально-психологические особенности развития управленческих способностей руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОДУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / PRODUCTIVE DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PSYCHOLOGICAL MONITORING / LEADER ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полковникова Татьяна Николаевна

В статье в психосоциальном ключе рассматриваются проблемы развития и совершенствования профессиональных способностей офицерских кадров Вооруженных Сил Российской Федерации. Предложены рекомендации по учету и использованию социально-психологических особенностей эффективного развития управленческих способностей руководителя военного профиля в период его обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE LEADER ABILITIES DEVELOPMENT

The article dwells upon the problems of development and improvement of the professional abilities of the Russian Federation Armed Forces officers. It contains recommendations for taking into account and using social and psychological features of the effective development of leader abilities of a military leader during his training.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности развития управленческих способностей руководителя»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

УДК 159.9

Система личностно-профессионального развития человека заметно усложняется и требует максимальной ориентации на его профессиональный выбор, творческие возможности и требования профессиональной деятельности, особое место в которой занимает управленческая деятельность.

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации выступает решение задачи совершенствования подготовки офицерских кадров, то есть, каким должен быть офицер - профессионал, каким требованиям он должен отвечать, какими способностями и качествами обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональные способности в процессе обучения в военных высших учебных заведениях (ввузах).

Происходит расширение и усложнение решаемых управленческих задач, требующих от военного руководителя любого уровня наличия и развитости сложного и специфического набора способностей.

Данная проблематика давно заняла свое важное место на теоретико-практическом поле отечественной науки, однако за пределами научного внимания во многом продолжают оставаться такие проблемы и вопросы, как возможности и условия развития управленческих способностей в системе высшей профессиональной подготовки; известные противоречия между изменяющимися социально-экономическими условиями воинской деятельности, требующими определенного набора специфических способностей к управленческой деятельности и реальным уровнем развития этих способностей; между определением структуры управленческих способностей и недостаточной изученностью их диагно-

Т.Н. ПОЛКОВНИКОВА

стики и развития в процессе подготовки управленческих кадров.

Уяснению сути проблемы в значительной мере помогло конкретное социологическое исследование, проведенное автором в период с 2005 по 2010 годы*. В итоге, удалось уточнить содержание управленческих способностей офицеров, определить их структуру и описать особенности поведенческих проявлений каждого из компонентов управленческих способностей. В структуре управленческих способностей присутствуют два компонента - процессуальный компонент (психические процессы, качества) и операциональный компонент (операции, действия по их применению). При этом в структуре аналитико-прогностических способностей преобладает процессуальный компонент, а в структуре исполнительских способностей наибольшая нагрузка ложится на операциональный компонент.

В структуре управленческих способностей офицеров выделяются общие (базовые) способности, интегративные и специальные способности, содержательно-структурные характеристики и уровень развития управленческих способностей, детерминированные психологическим содержанием профессиональной деятельности офицеров. Основными критериями выделения компонентов управленческих способностей являются: деятельностно-функциональный - признаки свойств психики и качеств личности, необходимых для управленческой деятельности; структурно-психологический - признаки сформиро-ванности психической готовности и подготовленности руководителя выполнять управленческие функции.

Социально-психологическими условиями развития управленческих способно-

* Исследованием было охвачено 196 офицеров - слушателей командного и инженерного факультетов, 134 офицера факультета переподготовки кадров Военной академии им. Петра Великого и других вузов ракетных войск. Всего в исследовании приняли участие 330 человек. Исследование проводилось на базе Военной академии РВСН имени Петра Великого и других вузов ракетных войск.

стей, позволяющими достичь нового качественного уровня деятельности и обеспечить переход личности военнослужащего на более высокую ступень своего развития, выступают: профессиональная мотивация к деятельности и самосовершенствованию; адекватная самооценка, профессионально-важные интеллектуальные и управленческие качества; а также навыки регуляции эмоционально-волевой сферы личности военнослужащего.

Анализ управленческой деятельности офицерских кадров позволяет выделить общие и специальные способности руководителя. К общим способностям мы относим интеллект, креативность, обучаемость, способность к саморегуляции, психическую устойчивость, активность, рефлексию. Под специальными способностями мы понимаем систему свойств человека, которая помогает достичь высоких результатов специальной деятельности. По своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Конструктивные - направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах. В отличие от общих способностей специальные способности принято связывать с успешностью в управленческой деятельности.

Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.). Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки).

Среди общих и специальных качеств военного руководителя называют, как правило, развитый интеллект, мотивированность на профессию, эмоционально-волевую устойчивость, личностный рост. Однако главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности.

При рассмотрении общей структуры управленческих способностей мы ис-

ходим из использования двух критериев - функционально-деятельностного и структурно-психологического и выделяем основные категории качеств, а именно, управленческие, общеорганизационные и локальные способности. Каждая из названных категорий подразделяется на две основные группы. При этом третья категория является психологической основой для первых двух, она обусловливает уровень развития входящих в них способностей. Общая структура управленческих способностей (включающая все три их категории) схематично представляется следующим образом (рис. 1).

Исходя из структуры управленческих способностей офицеров, представляется возможность обосновать акмеологическую модель их развития.

По своей сути она представляет концепцию системного и продуктивного использования сил и средств, обеспечивающих развитие и совершенствование творческого потенциала руководителя для обеспечения его эффективной управленческой деятельности. По содержанию она объединяет цель, содержание, организационные компоненты и условия развития управленческих способностей.

Кроме субъективных условий, влияющих на мотивацию, интеллектуальные и управленческие возможности личности офицера, требуется определить в качестве возможного психологического условия развитие управленческих способностей, необходимые эмоционально-волевые качества.

Большое значение в развитии человека придается волевым процессам. Сущность волевого поведения офицера выражается в способности подчинить свое поведение сознательно поставленным целям даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям.

Теоретико-методологический анализ рассмотренных подходов к определению психологических условий развития способностей, позволяет утверждать, что развитие специфических управленческих способностей офицеров, слушателей ввузов РВСН - необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, наряду с учетом и созданием внешних условий, что позволяет систематизировать социально-психологические условия продуктивного развития управленческих условий (рис.2).

Управленческие способности

и В а В И в

<а в В ■В- о В а

я н

а И

и я

о &

в

№ X

я

ее

Е-

О и К Ё о я в

* в в

и к в и ч

^ ь ее

В и я

-л (п

О в в п

в

и

В

к

о

и в

в н

В о

и о

Ч в

ее ю

я о

ЕЛ о о

в

о

а

ю

О

л о

5 £

га ю

К О

В о

и о

в в

О и

я ю & о 1- о и о

Осознание Нахождение личностного смысла

С эмоциями, переживаниями

А

Согласование С личным опытом

С Я-концепцией

Л Интегрированность

Тереработка шформации

Дифференцирован-ность

В Е-

О О

в

ю о о о в

о

и

В =?

ю О

в

Е-

о о В

ю о о о в

в

Е-

о я !Х

Потребностно-мотивационное состояние

Принятие

Сигнал

Рис 1. Социально-психологическая модель развития управленческих способностей

Социально-психологические условия, определяющие развитие управленческих способностей

общие

С позиций системного подхода особенные

единичные

По характеру морфологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объективные субъективные объективно-

субъективные

По направленности

положительно влияющие

отрицательно влияющие

В зависимости от сферы влияния

—►

когнитивная эмоциональная волевая

По степени устойчивости

ситуативные

личностные (устойчивые)

Рис.2. Классификация социально-психологических условий развития управленческих способностей

Психологические условия развития управленческих способностей - это объективные, субъективные и субъективно-объективные предпосылки развития личности офицера в целом. Выделенные социально-психологические условия отразятся на следующих компонентах структуры личности офицера: мотивационном, определяющем профессиональную направленность личности; управленческом -как показатель степени развития и проявления способности к руководству подчиненными и организации взаимодействия; когнитивно-смысловом, определяющем степень развития специальных способностей и эмоционально-волевом компоненте как наличии способностей противостоять и нейтрализовать неблагоприятное воздействие факторов, затрудняющих деятельность.

В качестве социально-психологических условий развития управленческих способностей мы выделяем профессиональную мотивацию саморазвития; адекватную самооценку, развитие интеллектуальных и управленческих профессиональных качеств, наличие навыков регуляции эмоционально-волевой сферы личности военнослужащего, совершенствование существующей системы отбора и изучения кандидатов для поступления в военные академии (университеты).

Управленческие способности офицерских кадров представляют собой системное свойство личности офицера, они имеют целостную многокомпонентную структуру, представляющую синтез общих и специальных способностей.

Сопоставление выраженности отдельных управленческих способностей

у сложившихся и начинающих военных руководителей представлены в таблице 1.

Представленные в таблице 1 результаты, позволяют сделать определенные выводы о динамике формирования управленческих способностей. Интеллектуальные функции более выражены у офицеров-слушателей, средние показатели 78 % и 60 % заданий соответственно в этих двух выборках.

ситуациях, требующих постоянства, настойчивости, упорства; N - опытность, расчетливость, проницательность при осознании удовлетворения достигнутым; 03 - тенденция к сильному контролю своих эмоций и общего поведения, внимание к людям, проявление самоуважения, забота о социальной репутации. Не установ-

Усредненные показатели выраженности управленческих способностей

Таблица 1

Выборка Курсанты Оф эицеры

Показатели М Мода Медиана М Мода Медиана

Интеллект, общие способности 56(60%) - - 73(78%) - -

Личностные качества Общеуправленческие способности 40(80%) 38 40 41(82) 41 41

Блок личностных показателей Мотивация достижений Принятие решений Профессиональная направленность Доминантность Креативность Порог активности 12,6(63%) 2,8(28%) 3,4(37%) 5(45%) 1,7(18%) 6(30%) 14 3 3 5 2 5 12 3 3 5 2 5 12,1(60%) 4(40%) 3,6(40%) 5,6(51%) 1,5(16%) 3,9(19%) 13 4 2 6 1 2 12 4 3 6 1 3

По всем показателям порог активности у офицеров и курсантов существенно различается. Чем выше порог, тем ниже активность. В выборке офицеров отмечается более высокий порог активности, особенно в выборке офицеров 2 курса. Данный показатель позволяет сделать вывод, что офицеры-слушатели в процессе учебы находятся в состоянии постоянной готовности действовать, высокой познавательной активности.

Личностные (психологические) образования, выявленные на 1 курсе офицеров-слушателей и развивающиеся на этапе профессионального роста - середина 2 курса, существенно меняются у офицеров-слушателей. Это подтвердили результаты по тесту Кеттела, отраженные в таблице 2.

Отмечается рост по ряду факторов: А - естественность в общении, готовность к сотрудничеству в сочетании с гибкостью в отношении к людям; G - добросовестность, настойчивость, обязательность. Здесь не боятся брать ответственность на себя, здесь высокая эффективность в

лено наличия значимой корреляционной связи с показателями таких компонентов управленческих способностей, как организаторские склонности, объем и концентрация внимания, интеллектуальный кругозор и зрительно-моторная координация.

К управленческим способностям офицерских кадров ракетных войск следует отнести высокие интеллектуальные показатели (фактор В), высокую доминантность (фактор Е), независимость, требовательность и ответственность (фактор I), практичность и добросовестность (фактор М), уверенность в себе (фактор О), умеренный консерватизм (фактор 0,), адекватная самооценка (фактор 03).

В вопросах профессиональной мотивации наше внимание было сосредоточено на таких аспектах, как выявление ведущих мотивов профессионального развития; определение степени значимости тех или иных побудителей профессионального роста и развития*.

* Общий объем выборки составил 96 человек слушателей командного и инженерного факультетов. Из 35 видов предложенных мотивов выделялись наиболее значимые. Значимость устанавливалась количеством выборов и средним баллом по группе, где 5 баллов отдавались значимому мотиву. Результаты представлены ниже.

Таблица 2

Показатели шкал теста Кеттела у офицеров на 1 и 2 курсах обучения

№ п/п Офицеры 1—2 курсов Шкалы по тесту Кеттела

1А 2В 3С 4Е 5F 6G 7Н 81 М N О 01 02 03 04

1 на 1 курсе 6.7 5.3 6.0 5.6 4.4 6.6 6.2 5.3 5.7 4.1 6.7 6.5 5.9 5.7 8.2 5.3

2 на 2 курсе 6.7 5.4 6.1 5.6 4.4 6.7 6.2 5.3 5.9 4.2 6.7 6.5 6.0 5.7 8.3 5.3

Таблица 3

Характеристика ведущей профессиональной мотивации

Наименование мотива Количество выборов Средний балл Станд. отклонение

Материальное вознаграждение 31 3,4 1,38

Служебная карьера 32 3,09 1,25

Успех в жизни 30 3,03 1,62

Интерес к профессии 27 4,25 1,09

Желание получить образование 22 2,27 1,17

Желание повысить квалификацию 16 2,68 1,07

Таблица 4

Таблица 4

Динамика профессиональной мотивации офицеров

Наименование мотива Количество выборов Средний балл Станд. отклонение

Осознание способностей к управленческой деятельности 37 4,59 1,21

Интерес к профессии 21 2,59 1,55

Важность выполняемых задач 25 3,44 1,15

Как видно, для половины слушателей на первое место выходят прагматические мотивы, связанные с реализацией карьерного роста, достижением определенного уровня социального положения и т.д.; на втором месте стоит интерес и мотивы самореализации и саморазвития. Средние показатели иллюстрируют, что слушатели отдают предпочтение профессиональным мотивам.

При рассмотрении динамики профессиональной мотивации офицеров - слушателей командного и заочного факультетов (при выборке 54 человека) - установлены ведущие мотивы руководителей (см. табл. 3).

Как видим, прагматические мотивы не являются ведущими, вместе с профессио-

нальными мотивами все большее значение приобретают социальные мотивы. Следовательно, по мере «погружения» в процесс овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками происходит качественное изменение в мотивационной сфере офицера, меняются ведущие мотивы, их структура, что влияет на уровень познавательной активности в процессе развития управленческих способностей. Таким образом, профессиональная мотивация представляет собой совокупность психологических условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс формирования управленческих способностей, поддерживают на необходимом уровне профессиональную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.