Научная статья на тему 'Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера'

Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PRODUCTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич

Автор выделяет структурные компоненты психологического обеспечения продуктивной деятельности будущего офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Conditions of productive activity of the future officer

The author describes structural components of psychological support of successful work and progress of the future officer.

Текст научной работы на тему «Психологическая обеспеченность продуктивной деятельности будущего офицера»

УДК 231.08

Д. Ю. Тарасов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Формирование профессиональных качеств военных специалистов как и специалистов других направлений положен в основу образовательной деятельности высших военных учебных заведений России. Этот многосторонний, многоуровневый, сложный процесс формирования военного специалиста всегда представлял интерес для не только для военной педагогики, но и для военной психологии, так как личностные психологические качества военного специалиста, как и специалиста любой другой социально востребованной специальности во все исторические эпохи были объектом пристального внимания. Интерес этот обусловлен не только спецификой профессии военнослужащего, но и большими социальными последствиями результатов этой деятельности.

Способность, в том числе психологическая, быть хорошим воином ценилась и ещё долго будет цениться человечеством высоко. Современная психология используя весь комплекс методов познания, позволила военным психологам выявить составляющие военной службы и, в частности, военной службы офицера внутренних войск.

Экономическая наука трактует продуктивность - как экономическую категорию, выражающуюся в единицах продукции, соотнесенных с затратами на её производство.

Критерии продуктивности представляют собой систему количественных и качественных показателей, объективно отражающих качественный уровень профессиональной деятельности. Иначе, продуктивность является отношением достигнутых результатов к целям, стоящим перед коллективом. Признак, характеризующий продуктивность деятельности военного специалиста можно рассматривать и с количественной и с качественной стороны. Количественная оценка выражается степенью охвата управленческими мероприятиями, разнообразием их форм и методов. Качественная сторона оценки продуктивности профессиональной деятельности отражает уровень профессионального мастерства, нравственной зрелости воинского коллектива [2]. Другие авторы (А. А. Урбанович), [5] рассматривая продуктивность профессиональной деятельности офицера, выделяли такой её показатель как «...успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств... зависит от ее надежности, т. е. устойчивости и безошибочности, отсутствия дезорганизованных действий и срывов. К психологическим условиям продуктивности и надежности деятельности личности следу-

ет отнести четкое понимание цели, положительную мотивацию, психическую готовность, профессиональное мастерство, волевые качества, хорошо развитые познавательные психические процессы» [4, с. 317].

Психологам давно известно, что каждая профессиональная деятельность находится в рамках своей профессиограммы, ибо профессиограмма - это документ, содержащий представленную по определенной схеме сводку сведений о технических, технологических, эргономических, физиологических, психологических, социокультурных и других характеристиках конкретной деятельности, о ее организации, рабочем месте, технических и информационных средствах труда, о санитарно-гигиенических и социальных условиях труда. Составной частью профессиограммы является психограмма. Психо -грамма профессии (специальности, должности) - это документ, представляющий собой часть профессиограммы, в котором детально, в качественно-количественной форме описана система требований профессии к психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим качествам человека. Как правило, психографическое исследование проводится по определенной схеме, а сама профессиограмма (итоговый документ) имеет строго определенную структуру. Общее представление об этапах подготовки профессиограммы представлено на (рис. 1).

Составление профессиограммы служит основанием для осуществления мероприятий профессионального психологического отбора, для осуществления которого подбираются или разрабатываются методики, которые позволили бы оценивать уровень развития необходимых для успешной профессиональной деятельности индивидуально- психологических свойств и личностных качеств.

Чаще всего для решения задач профессионального психологического отбора используются психологические тесты. В настоящее время, как мы знаем, разработано большое количество как однонаправленных психодиагностических методов, предназначенных для измерения одного свойства, так и разнонаправленных, представляющих собой совокупность однонаправленных, объединенных общей концепцией или теорией измерения различных психологических качеств личности. Популярность психологических тестов в значительной степени обусловлена доступностью их конструирования и гибкостью применения. «...При этом следует отметить, что тесты не дают 100%-ной гарантии достоверности полученных результатов. Все тестовые методики в той или иной степени допускают определенные ошибки при осуществлении психодиагностических процедур. По-прежнему наиболее достоверным критерием оценки служит непосредственная деятельность» [1, с. 108] военного специалиста.

Рядом исследователей профессиональной деятельности военных специалистов для офицерских профессий востребованных в Министерстве обороны России определены следующие психологические профили профессио-

Рис. 1. Этапы подготовки профессиограммы

Таблица 1

Психологическая классификация офицерских и родственных им гражданских профессий в соответствии с профилем военно-профессиональной деятельности

Профиль военно-профессиональной деятельности Профессионально важные качества Примеры воинских должностей Примеры гражданских профессий

1 2 3 4

Организаторский (командный, управленческий) Организаторские способности, практический ум, самостоятельность, общительность, эмоциональная уравновешенность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, знание психологии, умение разбираться в возможностях людей и в их настроении Командиры воинских подразделений и частей, их заместители, начальники отделений (отделов, управлений, учреждений, служб) и другие прямые начальники личного состава Исполнительные (коммерческие, технические) директоры, администраторы, менеджеры — организаторы малых, средних и других предприятий, бригадиры, мастера и другие руководители

Социально-педагогический Интерес к работе с людьми, склонность анализировать их индивидуальные особенности и желание помочь им, общительность, честность, доброжелательность, обаяние, умение оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении с ними, настойчивость; наличие необходимых знаний по педагогике, психологии, политико -социальным вопросам, а также по медицине и юриспруденции, владение методами воспитания и обучения. Помощники (заместители) командиров по воспитательной работе, военные социологи, военные юристы, журналисты, преподаватели военных учреждений профессионального образования, психологи воинских частей Учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники, демографы, социологи, юристы, психологи-менеджеры, коммерческие (страховые, налоговые, рекламные) агенты

Инженерно-технический Интерес к работе с техникой, аналитическое мышление, настойчивость, изобретательность, развитое пространственное мышление, знание физики и математики, определённой области техники Заместители командиров по технической части, специалисты, автомобильной, бронетанковой, инженерной, связи и т. п. служб, специалисты ремонтных баз и парков, техники подразделений Операторы пультов управления (ЭВМ, АСУ), радиооператоры, радиотелеграфисты, операторы с ЧПУ, наборщики, ювелиры-гравёры, профессиональные фотографы, лётчики гражданского воздушного флота, водители различных видов транспорта, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры. Компьютерной, автомобильной и другой техники, механики всех профилей, электромонтажники, слесари, техники-технологи

Окончание таблицы

1 2 3 4

Операторский Высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе Операторы ЭВМ, АСУ, РЛС, офицеры наведения, военные лётчики и другие специалисты, непосредственно управляющие военной техникой и вооружением Операторы в банках, диспетчеры по движению, дежурные по железнодорожным станциям штурманы, делопроизводители, бухгалтеры, топографы, программисты, спасатели всех видов, сотрудники охраны, телохранители, сотрудники милиции, инкассаторы, каскадёры, пожарные, егери, инспекторы рыбоохраны, инструкторы по туриз му, водолазы.

Оперативно- штабной (диспетчерский) Хорошее знание соответствующих нормативных документов, готовность к точному выполнению их требований при одновременном умении рисковать, принимать решения, основанные на интуиции, хорошая долговременная память, логическое мышление, тщательность и пунктуальность, способность к кропотливой работе, ответственность. Решительность, умение работать с графиками, таблицами, производить сложные расчёты, в том числе на ЭВМ Оперативные работники штабов всех уровней, штатные оперативные дежурные командных пунктов, штурманы ВВС и ВМФ, военные финансисты Специалисты по снабжению и сбыту, маркетологи, товароведы, экспедиторы, заведующие складами, менеджеры по розничной торговле

Экстремальный Особенно высокие требования к здоровью и физической подготовленности, волевые качества, сообразительность, находчивость, готовность к внезапным действиям, развитое чувство коллективизма Специалисты воздушно-десантных войск, морской пехоты, частей специального назначения, разведывательных подразделений Специалисты аварийно-спасательных служб, водолазы, инструкторы по различным видам единоборств и военно-прикладным видам спорта

Обеспечивающий Бескорыстие, чуткость к людям, внутренняя собранность, самоконтроль, бережное обращение с вещами, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, решать порой разнообразные и порой противоречивые задачи, видеть и учитывать Специалисты всех служб тыла Вооружённых сил, некоторые специалисты медицинской и финансовой служб, заместители командиров по тылу Специалисты в медицинской, финансовой, снабженческой областях

нальной деятельности: организаторский (командный, управленческий), социально-педагогический, инженерно-технический, операторский, оперативно-штабной (диспетчерский), экстремальный, обеспечивающий (В. П. Петров, А. Т. Ростунов, 1988) [1] (табл. 1).

Военные институты внутренних войск МВД России готовят военных специалистов, соответствующих следующим психологическим профилям профессиональной деятельности: организаторский (командный, управленческий) в четырёх военных институтах, обеспечивающие кадры в одном военном институте. Однако требования времени и служебно-боевые задачи, стоящие перед внутренними войсками МВД России обусловили внедрение в образовательный процесс определённых специализаций подготовки небольшого числа выпускников по другим психологическим профилям профессиональной деятельности: социально-педагогический, экстремальный; инженерно-технический [3, с. 56].

Указанные аспекты обусловили проведение нами ряда исследований по выявлению влияния личностных психологических свойств на продуктивность деятельности военного специалиста. В рамках эксперимента были созданы контрольная и экспериментальная группы обучаемых численностью по 30 человек — курсанты 2-го курса Новосибирского военного института ВВ МВД РФ. На протяжении 5 лет проводились исследования по определению влияния интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств на продуктивность деятельности военного специалиста. Экспериментальная группа в период проведения эксперимента подвергалась воздействию комплекса методов психологической подготовки. Далее проводились замеры изменения личностных психологических параметров.

Психологическое обследование проводилось в период проведения соревнований по войсковой разведке между группами специального назначения военного института. Измерение психологических параметров контрольной и экспериментальной выборок (интеллекта и эмоционально-волевой сферы) проводилось перед физической и психо-эмоциональной нагрузкой и после неё в течении 4-х лет, вплоть до выпуска курсантов из военного института. Далее через год после выпуска молодых офицеров анализировались отзывы на выпускников, поступающие из частей и подразделений внутренних войск МВД РФ. После проведения статистического анализа, используя Т-критерий Стьюдента и формулу квадрата корреляции Пирсона, мы получили данные свидетельствующие о достоверности различий между выборками контрольной и экспериментальных групп и значительным процентом корреляции результатов психологического обследования выборок и данных отзывов на выпускников военного института (табл. 2).

Корреляция данных отзыва на выпускника и результатов психологического эксперимента варьируется от 24% до 63%.

Результаты проведённого автором эксперимента показали, что по сово-

Таблица 2

Результаты обследования выборок и данных отзывов на выпускников

Критерий Стьюдента (достоверность различия между контрольной и экспериментальными выборками)

Название психодиагностической методики 2 курс 5 курс

до нагрузки после нагрузки до нагрузки после нагрузки

специальный интеллектуальный тест (СИТ) (42 задания) 0,19 0,59 1,79 5,02

Выявление слов 0,2 0,24 1,8 2,32

методика «Компасы» 0,09 0,25 0,9 2,42

методика «Установление закономерностей» 0,26 0,36 3,53 1,97

методика «Перепутаные линии» 0,46 1 6,6 7,79

методика «Топографические знаки» 0,81 0,52 0,5 3,76

Тест на оперативную память (числа) 0,31 0,08 1,85 4,04

тест «Растановка чисел» 0,03 0,05 6,98 10,11

тест «Чёрно-красные таблицы» 0,33 0,37 4,88 5,5

корректурная проба (количество правильных ответов) 0,2 0,25 5,21 8,59

корректурная проба (уровень концентрации внимания - точность выполнения) 0,16 0,15 7,23 7,97

методика Прогноз 0,86 0,82 7,99 17

методика Спилберга-Ханинина 0,54 1,17 4,48 14,2

СМИЛ (MMPI)

D4 (депрессия) 0,148 5,106

D' (чистая депрессия) 0,431 5,005

D2 (психическая заторможенность) 0,062 1,275

Ja (оцениваемая тревожность Уэлш) 0,049 4,625

At (явная тревожность Тейлор) 0,22 3,62

Asi (проявление тревоги) 0,041 2,562

Ar (реакция тревоги) 0,305 3,455

*1 (психическая адаптивность) 0,279 4,904

купности показателей выпускники (экспериментальной группы), т. е. те, которые были подвергнуты воздействию комплекса методов психологической подготовки и систематической физической, психо-эмоциональной нагрузке, более продуктивно выполняют свой профессиональный долг. Эти молодые офицеры имеют устойчивую мотивацию продолжать службу; хо -роший карьерный рост; эффективно решают различные служебно-боевые задачи; позитивно отличаются уравновешенностью и волевыми качествами в экстремальных ситуациях.

Проведённое автором исследование позволяет констатировать тот факт, что угрозы и вызовы современного времени предъявляют к выпускникам

военных институтов ВВ МВД России повышенные требования к личностным компонентам: все выпускники военных институтов внутренних войск должны в основной своей массе обладать такими личностными качествами как: организаторские способности, практический ум, самостоятельность, требовательность, эмоциональная уравновешенность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, знание психологии, умение разобраться в возможностях людей, в их настроении. В дополнение к перечисленному выпускники помимо базовых психологических характеристик должны обладать: интересом к работе с людьми, склонностью анализировать их индивидуальные особенности и желанием помочь им, общительностью, обаянием, умением оказывать влияние на людей, быть убедительными в общении с ними, настойчивыми; наличие необходимых знаний по педагогике, психологии, политико - социальным вопросам, по медицине и юриспруденции; владение методами воспитания и обучения подчинённых.

Проведенное нами исследование позволяет, применительно к выпускникам Новосибирского военного института ВВ МВД России, подготовленных во взводах специального назначения и взводах разведки, расширить этот список, так как помимо выше указанных к ним предъявляются высокие требования к здоровью и физической подготовленности, волевым качествам, сообразительности, находчивости, готовности к внезапным действиям, развитому чувству коллективизма.

Библиографический список

1. Маклоков, А. Г. Психология и педагогика. Военная психология / А. Г. Мак-локов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

2. Михайлов, Л. А. Военная психология / Л. А. Михайлов, Г. Д. Михеев, А. Л. Михайлов: Учебное пособие. Вып. З. Психологическая подготовка и психология управления воинскими коллективами / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: — Образование. — 1994. — 136 с.

3. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих». — 2003. — Вып. 44. — 384 с.

4. Урбанович, А. А. Психология управления / А. А. Урбанович. — Минск.: Хар-вест. — 2003. — 637 с.

5. Урбанович, А. А. Современная военная психология / А. А. Урбанович: Хрестоматия — Мн.: Харвест. — 2003. — 320 с.

6. Колпачев, В. В. Личностный подход в подготовке войск и военных кадров в России в ХУШ — начале ХХ веков // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 1. — С. 197 — 215.

7. Куликова, Л. Н. Аутодиагностика личностного саморазвития студента как фактор продуктивности высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - № 4. — С. 44 — 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.