ском состоянии и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действий, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство. Опытные командиры должны воспитывать у личного состава веру в силу современного оружия и боевой техники, твердую уверенность в том, что наше оружие и техника безотказны и эффективны, что их умелое применение позволяет прийти к победе.
Таким образом, военнослужащие представляют собой особую категорию лиц, деятельность которых рассматривается как экстремальная, что обусловлено спецификой воинской службы. Поведение военнослужащих в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, воли, эмоций, способностей. Психологические, социальные, боевые и физиологические факторы боевого поведения действуют на военных по-разному. Опасную для жизни обстановку, по-разному воспринимают военнослужащие, различным образом понимающие цели воинской службы, неодинаково относящиеся к сослуживцам, противнику, командирам, отличающиеся опытом, типом нервной системы и т.д.
Успех вхождения в боевую ситуацию определяется, прежде всего, уровнем психологической готовности к воинской службе, положительно действующими мотивами, быстротой формирования новых навыков и новой динамики психических процессов. Такие качества у военнослужащих должны присутствовать всегда, так как сохранять боевую готовность им необходимо и в мирное время. Поэтому, одним из важнейших условий эффективности деятельности военнослужащих, как «контрактников», так и «срочников», являются своевременное и непрерывное морально -психологическое воздействие командира и психолога на их поведение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Урбанович А.А., Шабу-невич Б.Б. Военная психология и педагогика. - Минск: Военная академия, 1999. -357 с.
2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 848 с.
3. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. -Мн.: Харвест, 2003. - 576 с.
4. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: Военный университет, 1992.
5. Головнев А. Психологическая подготовка войск // Военный вестник. - 1993.
- №5. - С.51.
Т.В. Эксакусто
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
(в системе психологической службы учреждений, организаций, предприятий)
Вопросы психологической безопасности личности становятся все более актуальными в современном обществе. Обусловлено это целым рядом причин: нестабильность экономической, политической, социальной ситуации; наличие стрессогенных и психогенных воздействий различного генеза; слабая психологическая защищенность личности. Безусловно, человек не может контролировать и регулировать ситуации общественного характера, однако, развивать свою личностную за-
щищенность и уметь контролировать стрессогенные воздействия он может научиться. Прежде чем говорить о специфике и методах развития психологической безопасности личности важно проанализировать понятие психологической безопасности, выделить ее критерии.
Определения психологической безопасности дают исходя из различных оснований. Как отмечается в ряде исследований (Баева И.А., Г.В. Грачев, В.А. Дмитриевский, Н.А. Лызь, Т.М. Краснянская и многие другие) психологическая безопасность рассматривается, прежде всего, с точки зрения различных сфер ее проявления: экология (влияние на безопасность экологической среды), социум (влияние на безопасность общественно-политических и социально-экономических явлений), информационная среда (влияние процессов массового сознания, системы ценностных ориентаций и нравственных норм, декларируемых в обществе через СМИ), производство и средства технического прогресса (влияние промышленных технологий, сложных (высокоорганизованных) орудий труда). При этом подчеркивается, что психологическая безопасность есть (Краснянская Т.М.):
• защищенность личности, ее целостности, возможности развития;
• удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем;
• условия жизнедеятельности, не способствующие нарушению целостности личности, адаптивности ее функционирования;
• отсутствие страха или тревоги в отношении удовлетворения собственных настоящих и будущих потребностей;
• состояние защищенности интересов;
• защищенность сознания от внешних воздействий против воли и желания человека изменять свои психические состояния, характеристики, поведение.
Таким образом, рассматривая понятие психологической безопасности личности, важно подчеркнуть необходимость рассмотрения этой категории в контексте самой личности: ее защищенности от перечисленных выше сфер воздействия. В таком случае необходимо говорить обо всех личностных сферах и степени их развития как показателе устойчивости к различным влияниям извне и собственным негативным переживаниям. К таким личностным сферам относят, как правило, сферу познавательных процессов личности, мотивационную сферу, эмоциональную сферу, сферу межличностных отношений, сферу личностного роста (установки, ценностные ориентации, нравственные нормы и т.д.), сферу профессиональной направленности и профессиональной компетентности.
Уровень развития представленных сфер личности, а, следовательно, и степень ее психологической безопасности зависит от многих факторов: индивидуально -типологических особенностей; особенностей поло-ролевой идентификации; типа воспитания и отношений в семье; социальной ситуации развития; социального окружения; особенностей процесса социализации и т.п.
Учет этих и других факторов возможен и необходим в условиях оказания психологической поддержки личности с целью развития ее психологической безопасности. При этом важно обратить внимание на тот факт, что некоторым людям нужна помощь и поддержка как средство более эффективного и целенаправленного развития личности, а некоторые нуждаются в коррекции процессов личностного развития в силу различного рода нарушений и деформаций.
В рамках данного исследования представляется, что эти задачи возможно решить посредством обеспечения психологического сопровождения личности. В свою очередь обеспечение психологического сопровождения личности возможно в рамках организации специальной службы психологической безопасности, которая может быть организована в условиях различных образовательных и социальных учре-
ждений, на производстве, промышленных и коммерческих предприятиях, организациях.
Целями такой службы психологической безопасности личности могут стать: проведение диагностической, коррекционно-развивающей консультативной и просветительской работы с абитуриентами и студентами вуза с целью повышения их психологического здоровья и оказания психологической помощи; содействие административному аппарату, в организации психологических исследований, анализе и практическом применении полученных результатов.
Одной из таких служб является Центр психологической безопасности личности, созданный в целях обеспечения информационно-психологической безопасности студентов и решения задач психологического обеспечения деятельности Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). Организация такого Центра связана с необходимостью воспитания личности специалиста-выпускника ТРТУ, с принятием мер по разрешению кризисных психологических ситуаций в молодежной среде, разработкой и реализацией программ по борьбе с негативными явлениями среди молодежи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005)» и Доктриной информационной безопасности утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным.
Задачами службы психологической безопасности личности (а также, Центра психологической безопасности личности ТРТУ) являются:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов: эмоциональной и мотивационной сферы, сферы межличностных отношений, особенностей познавательных процессов. Изучение особенностей развития и становления личности. Выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
2. Профилактика и меры по преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье молодежи, а также в развитии обучающихся;
3. Содействие в приобретении обучающейся молодежью психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего развития, получения профессии, достижения успеха в жизни в целом;
4. Содействие в обеспечении студентов и педагогических работников научнометодическими материалами и разработками в области психологии;
5. Просвещение детей подросткового и юношеского возраста по вопросам психологической теории и практики, развитие навыков психологической культуры.
6. Проведение психологических исследований в области социального развития личности, групповых взаимодействий. Поиск эффективных методов социальнопсихологического воздействия.
Реализация поставленных задач осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Индивидуальная работа (психодиагностика и психокоррекция) проводится, прежде всего, с целью выявления причин и механизмов нарушений и деформаций в обучении, развитии, социальной адаптации; а также с целью разрешения проблем и внутриличностных конфликтов, затрудняющих развитие и становление личности. Групповые формы работы проводятся с целью профилактики отклонений в социальном и психологическом здоровье молодежи, помощи в стабилизации их эмоционального состояния и межличностных отношений, а также направлены на содействие в приобретении обучающейся молодежью психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего и профессионального развития. Представленные формы работы осуществляются посредством основных направлений практической деятельности психологов Центра:
1) психодиагностическое направление, реализуется с целью изучения уровня психологического здоровья студентов, оценки их индивидуально-личностного профиля, определения степени профессиональной идентичности молодежи;
2) коррекционно-развивающая работа, проводится с согласия и по запросу студентов, с целью профилактики отклонений в социальном и психологическом здоровье личности, помощи в стабилизации их эмоционального состояния, и развития навыков коммуникативной компетентности;
3) консультативная работа предполагает процесс взаимодействия психолога с клиентом с целью оказания помощи в поисках новых способов действия и поведения, новых целей для дальнейшей жизни (проводится только по запросу клиента);
4) просветительская работа, предполагает оказание содействия в приобретении психологических знаний, умений, навыков, необходимых для общего развития, профессионального роста, достижения успеха в жизни в целом.
Рассмотрим представленные формы и направления деятельности службы обеспечения психологической безопасности через призму личностных сфер: их коррекции и развития (как показателя психологической безопасности личности).
1. Развитие познавательных процессов личности
Способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач и способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях - всем этим должен обладать взрослый человек. Данные способности могут формироваться и развиваться в процессе обучения. Таким образом, в процессе обучения студента, важно активизировать его психический потенциал, развить заинтересованность в освоении сложного учебного материала. В связи с этим, работа по развитию и коррекции познавательных процессов и интеллектуальных способностей должна иметь ряд особенностей. С одной стороны, эта работа может проводиться со студентами, испытывающими трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей. С другой стороны, ее можно проводить со всеми желающими, поскольку такая работа позволит повысить активность и инициативу, активизировать психическую деятельность, дать ощущение свободы и раскованности, что, безусловно, окажет влияние на рост психологической безопасности личности (ее психологическую защищенность).
В рамках развития познавательных процессов личности проводится: использование методов диагностики интеллекта и познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления; организация факультативных занятий; формирование специальных тренинговых групп, целью которых является обучение мнемо-техническим приемам и методам.
2. Развитие мотивационной и эмоциональной сфер личности
Актуальность развития и коррекции мотивационной и эмоциональной сфер
личности, особенно личности студента, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной аудиторной организацией обучения; «разрыв» теории и практики общепрофессиональных и специальных дисциплин являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у студентов. На первое место выдвигаются мотивы связанные с жизненным планом личности, ее намерениями в профессиональном становлении, ее мировоззрением. При этом достаточно высокой остается мотивация и интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии, возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают затруднения у молодых людей что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. В связи с этим - серьезной проблемой становится рост алекситимии, выражающейся в трудностях осознания и
выражения эмоциональных состояний. Необходимо также отметить, что переживания личности (характеризующейся сформированной Я-концепцией, системой социальных установок) становятся глубже, появляются стойкие чувства, широкий круг явлений социальной действительности воспринимается небезразлично и порождает различные эмоциональные состояния, настроение. Задача психолога - научить человека правильно относиться к своим переживаниям, - без «застревания аффекта».
Таким образом, основными задачами коррекционно-развивающей работы будут следующие: пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств личности; развитие навыков отражения и узнавания внешних и внутренних эмоциональных проявлений; снижение эмоциональной нестабильности, повышение положительного эмоционального фона; развитие заинтересованности личности в выполняемой деятельности (учебной, профессиональной).
Коррекционно-развивающая работа с мотивационной и эмоциональной сферами может строиться как в форме индивидуального консультирования, так и в форме групповой тренинговой и психотерапевтической работы, с учетом результатов специальной психодиагностики. Рассмотрим примеры такой работы.
• Использование методов диагностики эмоционально-мотивационной сферы личности (диагностика мотивации достижения, уровня стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости, наличие ситуативной и личностной тревожности).
• Организация психокоррекционных (тренинговых и психотерапевтических) групп, основной целью которых является расширение зоны осознания себя, своих потребностей и чувств, работа с негативными эмоциональными переживаниями. Групповая работа с мотивационной и эмоциональной сферами может быть организована в рамках различных психокоррекционных направлений: гештальт-группы, группы арт-терапии, группы телесной и танцевальной терапии, группы организованные по принципу эклектики. (В центре психологической безопасности личности ТРТУ одними из наиболее распространенных форм работы являются гештальт-группы и группы телесной терапии).
• Организация факультативных занятий по следующим темам: «Эмоционально-волевые процессы», «Трудности в выражении эмоций», «Аффект, стресс, фрустрация», «Понятие тревоги и тревожности», «Совесть, стыд и вина», «Любовь: эмоции и чувства», «Понятие алекситимии».
3. Развитие сферы межличностных отношений
Становление и развитие человека в социуме не возможно вне контекста межличностных отношений, вне общения. Для человека любой возрастной и социальной группы, общение - важная доминанта жизнедеятельности. Установление социальных контактов: личностных и деловых, повседневных и профессиональных, эмоциональных и рациональных, зависит от коммуникативных способностей человека, его коммуникативной компетентности. Во многом, именно от того, как будет развита система межличностных отношений, зависит психологическая безопасность личности. Умение наладить отношения, установить связи с другими людьми приводит к удовлетворенности человека своей жизнью, умению противостоять негативным воздействиям извне (манипуляции, психотравмирующему воздействию). С другой стороны, налаживание межличностных отношений может сопровождаться специфическими (психологическими и коммуникативными) затруднениями, барьерами, деформациями, что приводит к ощущению одиночества, дискомфорту, напряженности, боязни быть непонятым и снижает чувство защищенности человека.
В связи с этим, важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей и коммуникативной компетентности.
Таким образом, основными направлениями коррекционно-развивающей работы будут следующие:
• диагностика сферы межличностных отношений личности: наличие коммуникативных и организаторских способностей, уровень развития невербальной коммуникации, уровень коммуникативной компетентности, способность работать в команде, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и т.д.;
• создание психокоррекционных групп: групп социально-психологического тренинга, гештальт-групп, работа которых направлена на реализацию следующих задач: исследование детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков и приобретение навыков взаимодействия с другими, работа с конфликтными ситуациями и с агрессивным поведением.
• организация факультативных занятий по теме «Психология общения» В рамках курса «Психология общения» рассматриваются следующие темы: «Проблема общения в психологии», «Эмоции и эмоциональные переживания как основа межличностных отношений», «Эмпатия, идентификация, рефлексия», «Межличностная аттракция. Дружба и любовь», «Проблемы доверительного общения», «Одиночество: типы, психологические механизмы, причины», «Затруднения, трудности, барьеры в общении. Защитные механизмы в общении», «Особенности гендерной коммуникации», «Этикет в общении»
4. Развитие личности и личностный рост
Формирование Я-концепции, самосознания, мировоззрения является центральным звеном развития и становления личности. В тот период, когда сознание становится объектом самосознания (по Б.Г. Ананьеву), формируется структура характера человека, его целостность, что способствует стабилизации личности. Активное формирование самосознания приводит к собственной независимой системе эталонов самооценивания и самоотношения. Я-концепция, система ценностных ориентаций способствует осознанному или неосознанному, построению поведения человека. Самосознание и мировоззрение человека являются определяющими для психологической безопасности личности. Чем более целостной и сбалансированной является личность, тем более устойчивой к негативным воздействиям и переживаниям она будет, тем более благоприятным будет ее психологическое здоровье.
Соответственно, задачи коррекционно-развивающей работы связаны с оказанием помощи в формировании адекватной самооценки, с развитием целостности личности и системы жизненных взглядов, способствующих ее дальнейшему становлению.
Реализация данного направления работы может осуществляться посредством решения следующих задач.
1) Диагностика ценностно-смысловой сферы личности (диагностика уровня субъективного контроля, особенностей направленности личности, смысложизненных ориентаций; изучение ценностных ориентаций);
2) Одной из наиболее успешных форм коррекционной работы по развитию личности является проведение групповой тренинговой работы. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, такую работу лучше всего вести в форме активного обучения, практических занятий (это вызывает интерес к поступающей информации). Во-вторых, тренинг личностного роста - это форма общеразвивающей и профилактической работы психолога с клиентом, но без жесткого требования достижения результата. (В центре психологической безопасности личности организовываются специальные группы, в основе которых лежат принципы холистической психологии, соответственно, развитие личности осуществляется по пяти направлениям: телесное, рациональное, эмоциональное, социальное, духовное).
3) Консультативная работа предполагает процесс взаимодействия психолога с клиентом с целью оказания помощи в поисках новых способов действия и поведения, новых жизненных целей, разрешения внутриличностных конфликтов (проводится только по запросу клиента).
4) Организация факультативных занятий по курсу «Индивидуальнопсихологические особенности личности». Где рассматриваются следующие темы:
«Человек, индивид, субъект деятельности, индивидуальность: соотношение понятий», «Познавательные процессы и их особенности», «Воображение и творчество», «Особенности эмоционально-волевых процессов», «Понятие психосоматики», «Проблема личности в психологии», «Проблема становления личности: социальный аспект», «Темперамент, характер, способности», «Психологическая безопасность личности, способы психологической защиты», «Нормы, ценностные ориентации, мораль».
5. Развитие и коррекция сферы профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности.
Профессиональное развитие человека, становление его как профессионала -сложный многомерный процесс, требующий не только учета индивидуальноличностных качеств человека, его склонностей и способностей. Профессиональное становление предполагает контроль усвоения профессиональных знаниий в процессе обучения профессии, а также знание человеком основ профессиональной этики, основ социально-профессиональных ценностей. Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Соответственно, профессиональная пригодность изучается психологом еще до приема человека на работу в организацию. Однако, степень профессиональной пригодности может определяться и в случае, когда человек уже является сотрудником предприятия (речь идет о формировании кадрового резерва). Профессиональная компетентность определяется, прежде всего, уровнем профессионального развития человека.
Соответственно контроль и оценка сильных и слабых сторон профессионализма человека позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Таким образом, возрастает степень психологической безопасности человека в рамках его профессиональной деятельности (безопасность труда). Этим и определяются задачи коррекционно-развивающей работы сферы профессионального становления.
1) Диагностика уровня профессионального развития: изучение профессиональной направленности и профессиональной идентичности личности, профессиональной пригодности и компетентности, исследование возможностей профессиональной готовности и профессиональной адаптации.
2) Просветительская работа может проводиться с разными возрастными группами. В частности для старшеклассников и выпускников лицеев может быть организована Школа Юного «профессионала». В частности, в Центре психологической безопасности при ТРТУ создана Школа Юного Психолога.
Занятия проходят в форме лекций, семинаров и тренингов, в ходе которых, реализуются следующие задачи Школы: формирование у учащихся системы знаний о психологической науке; расширение кругозора школьников старших классов в области психологической теории и практики; знакомство школьников (как потенциальных абитуриентов) с профессией психолога и сферами применения психологических знаний; предоставление возможности приобретения школьниками новых знаний, умений и навыков в области самопознания и межличностных отношений.
Слушателями Школы Юного Психолога являются старшеклассники, опреде-
лившие психологию как свою будущую специальность, и школьники, интересующиеся психологией вообще - стремящиеся получить знания о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т. д.
3) Организация групповой психокоррекционной работы может быть реализована в двух видах:
- создание групп тренинга «Профессиональной идентичности», в рамках которых развиваются и корректируются представления личности о себе как о профессионале, развиваются навыки целеполагания, формируются представления о профессиональной компетентности и профессиональной этике;
- создание группы практической психологии. Основными задачами этой группы являются: снятие нервно-психической напряженности и «барьеров» в общении с психологом; знакомство студентов с различными направлениями современной практической психологии, осуществление более глубокого и интенсивного опыта самопознания, освоение навыков личностного и профессионального самомо-ниторинга, повышение коммуникативных способностей и культуры общения, необходимых для успешного профессионального становления
Центром психологической безопасности личности ТРТУ предлагается цикл занятий, в который входят фрагменты: тренинга эмоциональности в рамках гештальт-подхода; тренинга ассертивности; тренинга развития интуиции; коучинг технологии, арттерапии; символдрамы.
Таким образом, очевидно, что обеспечение психологической безопасности личности - предполагает организацию сложного комплексного и многомерного процесса, включающего в себя работу со всеми личностными сферами. Результаты такой работы могут проявляться в следующих показателях:
1. Наличие положительной динамики в показателях функционального состояния (снижение тревожности, нервно-психической напряженности, повышение психической активности, настроения) и в личностных особенностях (повышение самооценки, снижение агрессивных тенденций и алекситимии).
2. Рост самопознания и осознания человеком своих индивидуально -личностных особенностей.
3. Рост умения рефлексировать свой опыт, свои чувства, мысли, желания.
4. Расширение круга социальных контактов, углубление социально-значимых связей, умение организовывать свое взаимодействие с другими более успешно и эффективно.
5. Рост компетентности молодых людей по вопросам межличностного общения и взаимодействия, самопознания; повышение осознанности выбора будущей профессии.