УДК 159.9.072.432
А. Е. Банюхова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В результате психометрического исследования мы попытались определить психологическое содержание и основные компоненты социальной креативности. Это дало основу для разработки развивающей программы и проведения эксперимента по формированию социальной креативности студентов гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: типы креативности, социальная креативность, межличностное взаимодействие, развитие.
Новые экономические условия изменили требования, предъявляемые к специалисту. Помимо профессиональной компетентности особую значимость приобретает его способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста, в том числе связано с модернизацией образовательных систем, главной задачей которой является обеспечение конкурентоспособного качества отечественного образования при сохранении его фундаментальности [1].
В настоящее время креативность стала одним из наиболее противоречивых и наименее изученных явлений современной психологии, так как активные исследования по данной проблеме начали проводиться только в начале 50-х гг. прошлого века, да и самому термину «креативность» (от лат. сгеайо -сотворение, созидание) чуть более пятидесяти лет.
Существует множество подходов к определению креативности, поэтому невозможно привести единое обобщающее, которое удовлетворяло бы всех исследователей. Отсутствие общего мнения о том, что следует обозначать термином «креативность», привело к тому, что в современной психологической литературе широко представлены самые разнообразные (а подчас и противоречивые) точки зрения по данному вопросу. Еще в 60-е гг. было дано более шестидесяти определений понятия «творчество» («креативность»).
Можно сказать, что в самом общем виде креативность включает в себя те особенности психики, которые способствуют в психологическом смысле становлению и проявлению творчества.
Психологические проблемы творчества и креативности разрабатывали многие отечественные и зарубежные психологи (Н. А. Алексеева, А. Бандура, Т. А. Барышева, Д. Б. Богоявленская, А. А. Бодалев и др.).
Несмотря на наличие в литературе теорий и классификаций творческих способностей, большинство исследований сконцентрировано на изучении интеллектуальной креативности. В результате чего полученные данные необоснованно рас-
пространяются, помимо предметной сферы, и на другие области человеческой активности. В связи с этим вопросы проявления творчества в межличностном взаимодействии, которое определенно имеет свою специфику, остаются открытыми.
На недостаточную проработанность данной проблемы указывает также и тот факт, что в современной психологии творчества отсутствует единый термин, обозначающий социальную разновидность креативности.
В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах: «коммуникативная креативность» (А. А. Голованова, Н. В. Мартышкина, Т. Ю. Осипова), «креативность в сфере общения» (С. Ю. Канн, Н. А. Тюрь-мина), «лингвистическая креативность» (Г. А. Ха-люшова), «социальный интеллект» (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, А. Л. Южанино-ва), «коммуникативная компетентность» (Н. А. Аминов, А. А. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, Л. А. Петровская, О. Ф. Остроумова), «социальная компетентность» (А. А. Бодалев, О. К. Тихомиров, Ю. М. Жуков). В рамках зарубежной психологии основная масса работ посвящена исследованиям социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Р. Стернберг), эмоционального интеллекта (П. Саловей, Д. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен), реже коммуникативной компетентности, социальной одаренности (С. Грейс, Р. Томассони).
Необходимость дифференциации креативности в зависимости от содержания жизненной активности человека обусловлена прежде всего тем, что бытие человека имеет две основные формы: предметной деятельности и общения. Изучение креативности в предметной сфере позволяет раскрыть специфику творческого взаимодействия человека с миром вещей. Социальное бытие каждого включает в себя не только отношения с предметным миром, но и людьми. Общение является самостоятельной и специфической формой активности. Его результат - это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми.
Рассмотрим основные точки зрения по вопросу социальной креативности личности, ее структуры и функции.
С. Ю. Канн [2] исследовала взаимосвязь креативности общения и креативности мышления. К признакам креативности общения были отнесены следующие: оригинальность как способность к новизне, как нестандартность разрешения коммуникативных ситуаций; гибкость как способность к продуцированию разнообразных вариантов решения проблем межличностного взаимодействия; широта как выработка большого количества вариантов решения проблем взаимодействия. По мнению С. Ю. Канн, креативность общения и креативность мышления являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями и составляют вместе особое свойство личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, потребности в изменении и развитии как самой личности, так и окружающего мира.
Н. А. Тюрьмина [3] выделяет в качестве механизмов креативности в сфере общения децентрацию, рефлексию, идентификацию, эмпатию, существование которых практически невозможно в условиях предметной деятельности. Креативность в сфере общения рассматривается в качестве особого свойства мышления, заключающегося в способности к продуцированию новых, оригинальных идей в области познания индивидуального своеобразия окружающих людей как субъектов и как личностей, построения отношений и способов обращения с ними.
По мнению Т. Ю. Осиповой [4], коммуникативная креативность проявляется как: осознание и преодоление барьеров и стереотипов, установочных и поведенческих шаблонов; пластичная модификация репертуара коммуникативного поведения сообразно ситуации; импровизация, спонтанность и свобода личностного самовыражения в общении и создании условий, способствующих самораскрытию партнера. В итоге личность способна выдвинуть и реализовать разнообразные варианты действий, оригинальна и конструктивна в решениях, быстро и легко отказывается от неадекватных стратегий в общении, гибка в использовании стилей и ролевом поведении, может стать лидером.
Наиболее целостной, на наш взгляд, является психологическая структура социальной креативности, предложенная А. А. Попелем [5], включающая следующие компоненты: общая способность к самоактуализации; социальная мотивация, которая выражает потребность индивида в постоянных социальных контактах и мотивационные установки на общение с другими людьми; коммуникативная сенситивность; поведенческая сенситивность, проявляющаяся в способности адекватно интерпретировать поведение других людей и использовать
различные поведенческие стили в соответствии с особенностями партнеров и социальной ситуацией; социальное воображение, позволяющее моделировать дальнейшее развитие социальной ситуации на основе обратной связи.
Рассмотрев существующие эмпирические исследования по данной проблеме, мы определяем социальную креативность как комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также принимать эффективные, творческие, нестандартные решения ситуаций межличностного взаимодействия. В соответствии с принципом системности любое психологическое явление целесообразно рассматривать в комплексе с другими психологическими свойствами. Таким образом, в результате анализа существующих концепций была дополнена психологическая структура социальной креативности. На наш взгляд, в нее входят:
1. Мотивационные параметры - творческая позиция, стремление к самосовершенствованию, личностному росту, самоактуализации, творческому характеру взаимодействия.
2. Интеллектуальные параметры - оригинальность как нестандартность разрешения коммуникативных ситуаций; гибкость как способность к продуцированию разнообразных вариантов решения проблем межличностного взаимодействия; беглость как выработка большого количества вариантов решения проблем взаимодействия.
3. Коммуникативные параметры - вербальная сенситивность как способность использовать языковые средства адекватно ситуации общения и воспринимать информацию без смысловых искажений; невербальная сенситивность как возможность адекватно применять в общении различные виды невербальной коммуникации; поведенческая сенситивность, проявляется в способности правильно интерпретировать поведение других людей, а также использовать различные поведенческие стили во взаимодействии с ними в соответствии с социальной ситуацией.
4. Эмоциональные параметры - продуктивное взаимодействие, которое невозможно без способности понять и почувствовать эмоциональное состояние партнера. Эмпатия является важным компонентом в структуре, поскольку сопровождает процесс общения и способствует поддержанию эмоционального фона в условиях проявления социального творчества.
5. Экзистенциальные параметры — аутентичность личности, проницаемость границ понятий, установок, психологических защит, позитивная «Я-концепция», креативная модель мира.
Общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонентов ее структуры.
Основными функциями социальной креативности, как можно предполагать исходя из представленной структуры, являются:
1) творческое приспособление человека к изменяющимся условиям его социальной среды;
2) эффективное взаимодействие с людьми в тактическом и стратегическом направлениях;
3) стратегическое планирование межличностных событий и прогнозирование динамики их развития;
4) мотивационная функция;
5) расширение и углубление социальной компетентности;
6) саморазвитие в контексте активного интерсубъектного взаимодействия личности.
Развитие социальной креативности имеет очень важное значение для каждого человека как субъекта повседневного межличностного и делового общения. В процессе жизни человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями межличностного характера. Более того, успешность предметной деятельности определяется искусством построения взаимоотношений с окружающими людьми.
Выделенные структурные компоненты и функции социальной разновидности креативности стали основанием для разработки экспериментальной программы развития социальной креативности студентов гуманитарных специальностей. В основе построения развивающей программы лежит выработанное понимание социальной креативности и ее психологической структуры.
Современные исследования по проблеме креативности личности убедительно показывают, что для ее развития необходимо создание определенных условий - особой творческой среды. Е. Л. Яковлева [6] рассматривает в качестве основного принципа развития творческого потенциала трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное, а творческость как реализацию человеком собственной индивидуальности. По мнению автора, осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных состояний. Важнейшим условием развития творческого потенциала является свобода и вместе с тем адекватность эмоционального самовыражения личности.
Указанные выше условия развития креативности возможно успешно реализовать посредством такой формы работы, как социально-психологический тренинг. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как
средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностных отношений», «средство развития компетентности в общении» [7].
Целью тренинга социальной креативности явилось развитие умений понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также принимать эффективные, творческие, нестандартные решения ситуаций межличностного взаимодействия.
Для достижения данной цели подобран комплекс психогимнастических упражнений, направленных на развитие следующих навыков и умений:
1) установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния человека;
2) умение воспринимать другого человека во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что он говорит;
3) навык наблюдательской сенситивности по отношению к вербальным, невербальным, проксе-мическим (пространственно-временным) проявлениям человека в актуальной ситуации общения;
4) управление креативным процессом, осознание и преодоление барьеров проявления креативности, характеристик креативной среды.
В экспериментальной программе приняли участие 100 студентов 1-2-х курсов Новосибирского государственного технического университета специальностей «регионоведение», «менеджмент» и «связи с общественностью». Из них 50 человек составили экспериментальную группу (ЭК), в которой на протяжении трех месяцев проводилось целенаправленное развитие компонентов социальной креативности, и 50 человек - контрольную группу (КГ).
С целью обнаружения эффективности развивающей программы в ЭГ и КГ до и после тренинга была проведена психодиагностика основных компонентов социальной креативности. Психодиагностика осуществлялась с применением таких методик, как: опросник «САМОАЛ» Н. Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации (особое внимание вызывают такие шкалы, как «креативность», «ценности», «контактность», «гибкость в общении»); тест социального интеллекта Гил-форда-Салливена; Ассоциативный тест С. Медника, выявляющий вербальную креативность; опросник В. В. Бойко на определение уровня эмпатии; тест смысложизненных ориентаций.
Сравнение показателей психодиагностических методик в КГ и ЭГ до тренинга не показало существенных различий, кроме того, обнаружило общий низкий уровень развития социальной креативности студентов. Данные были обработаны с помощью статистических критериев оценки различий и до-
стоверности сдвига в значениях между двумя выборками по уровню признака (U-критерий Манна-Уитни; T-критерий Вилкоксона). В связи с этим возникла необходимость создания и реализации программы повышения уровня социальной креативности студентов гуманитарных специальностей.
После проведения тренинга по развитию социальной креативности была выполнена вторичная диагностика основных показателей психодиагностических методик в соответствии с выделенными структурными компонентами. Сравнение показателей после проведения тренинга обнаружило значимые различия между ЭГ и КГ. Экспериментальная группа превосходит контрольную по следующим параметрам: вербальная креативность (U=810.5; p<0.002, где p - уровень значимости), контактность (U=803.5; p<0.002), гибкость в общении (U=951; p<0.04), самоактуализация (U=817.5; p<0.003), смысложизненные ориентации (U=693; p<0.0001), невербальная сенситивность (U=865.5; p<0.008), вербальная сенситивность (U=915.5; p<0.02), социальный интеллект (U=890; p<0.01), эмоциональный канал эмпатии (U=953; p<0.04). Кроме того, при оценке значимости сдвига в развитии компонентов социальной креативности студентов экспериментальной группы также обнаружены значимые различия. Наблюдается повышение уровня развития по следующим параметрам: вербальная креативность (T=125.5; p<0.0001), ориентация во времени (T=111; p<0.004), самоактуализация
(T=334; p<0.003), смысложизненные ориентации (T=247; p<0.0005), невербальная сенситивность (T=186.5; p<0.0001), поведенческая сенситивность (t=223; p<0.007), социальный интеллект (T=145; p<0.0001), рациональный канал эмпатии (T=164; p<0.04), эмоциональный канал эмпатии (T= 130; p<0.02), эмпатия (T=110.5; p<0.001).
Таким образом, анализ фактических данных свидетельствует о том, что по всем изучаемым компонентам социальной креативности у студентов экспериментальной группы произошли существенные позитивные изменения. Это свидетельствует о том, что развитие социальной креативности студентов возможно реализовать в единстве когнитивных, мотивационных, коммуникативных, эмоциональных и экзистенциальных компонентов.
Социальная креативность предполагает выраженность творческого отношения к жизни, стремление к личностному росту, самосовершенствованию, к самоактуализации. На наш взгляд, эта характеристика личности выражает наиболее общую мотивационную составляющую социальной креативности, ориентацию личности на гармонию и баланс внутри себя, поиск путей и возможностей реализации своих потенциалов. Основополагающим для социальной креативности является и чув-
ствительность к себе, самопонимание. Человек в достаточной степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, что приближает его к собственной сущности. По А. Маслоу [8], только личность, достигшая определенной степени такого внутреннего баланса, обладает потенциалом к продуктивному социальному взаимодействию с другими людьми.
Творческая реализация социального взаимодействия требует от личности не просто владения различными коммуникативными навыками-умениями. Здесь необходим более глубокий уровень освоения коммуникативных средств, обеспеченный высоким развитием личностных способностей. Эмоциональный компонент социальной креативности обнаруживается в способности понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, в проявлении эмпатии. К. Роджерс [9] считал эмпа-тическое понимание одним из необходимых условий, способствующих созидательному творчеству. По нашему мнению, эмпатия является важным компонентом в структуре социальной креативности, поскольку сопровождает процесс общения и способствует поддержанию эмоционального фона в условиях проявления социального творчества.
Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. В структуре социальной креативности экзистенциальные параметры составляют особую группу качеств. Наличие у человека цели придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также влияет на то, как человек интерпретирует мир, реагирует на него и наделяет смыслом собственное поведение и переживания. Таким образом, экзистенции становятся для личности креативным свойством, когда сам человек осознает себя самореализующимся, свободным и открытым к новым формам мышления и взаимодействия.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальная креативность представляет собой комплексное качество личности, позволяющее находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности обнаруживается единство мотивационных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и экзистенциальных параметров, каждый из которых представляет собой отдельный блок личностных характеристик и проявлений, имеющих определенное значение в процессе межличностного взаимодействия. Повышение уровня социальной креативности возможно путем систематического и комплексного развития основных структурных компонентов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного развития социальной креативности личности путем активизации комплекса когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных и
экзистенциальных характеристик. Прикладное значение имеет также и апробированная в исследовании программа развития социальной креативности студентов гуманитарных специальностей, которая может быть рекомендована к применению в преподавании дисциплин психолого-пе-дагогического цикла.
Список литературы
1. Ахметова Л. В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе (из опыта работы) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 4 (94). С. 131-135.
2. Канн С. Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1997. 22 с.
3. Тюрьмина Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 18 с.
4. Осипова Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза (на материалах спецкурса «Психология общения»): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000, 26 с.
5. Попель А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: авто-реф. дис. . канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.
6. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопр. психол. 1994. № 5.
С. 37-42.
7. Петровская Л. А. Теоретические и методологические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. 208 с.
8. Маслоу А. Г. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья. М., 2000. 258 с.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс, Универс, 1994. 479 с.
Банюхова А. Е., аспирант.
Новосибирский государственный технический университет.
Пр. К. Маркса, 2G, г. Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 63GG92.
E-mail: banyuhova@gmail.com
Материал поступил в редакцию 04.10.2010.
A. E. Banyukhova
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL CREATIVITY DEVELOPMENT AMONG STUDENTS
The aim of our psychometric research was an attempt to define psychological meaning and basic components of social creativity. It became the background of developmental program designing and conducting an experiment of social creativity development among students.
Key words. Types of creativity, social creativity, interpersonal interaction, development
Novosibirsk State Technical University.
Pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Novosibirsk region, Russia, 630092.
E-mail: banyuhova@gmail.com