Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
УДК 159.9.072.432
СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
А. Е. Ильиных
Новосибирский государственный технический университет E-mail: [email protected]
В статье сделана попытка изучения социальной креативности как комплексного качества личности, позволяющего находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности обнаруживается единство мотивационных, коммуникативных, интеллектуальных и экзистенциальных параметров.
Ключевые слова: типы креативности, социальная креативность, самоактуализация, социальный интеллект, эмпатия.
Social Creativity of Personality: Psychological Structure
A. Е. Ilinykh
The research suggests an attempt to study social creativity as complex characteristic of personality. The characteristic fosters finding original and constructive decisions in situations of interpersonal interaction. The unity of motivational, communicative, intellectual and existential parameters can be found out in the structure of interrelated elements of social creativity.
Key words: types of creativity, social creativity, self-actualization, social intelligence, empathy.
В настоящее время большинство исследователей придерживается мнения о существовании различных видов творчества, имеющих свою специфику. Существуют разные критерии для их классификации. Одни авторы предлагают дифференцировать их в зависимости от конкретных видов деятельности, в которых проявляются незаурядные способности человека. В соответствии с этим выделяются математические, музыкальные, научные, технические, литературные, изобретательские, художественные способности. Другие исследователи предлагают анализировать творческие способности в более широком смысле, когда они не связаны с конкретными видами деятельности. Чаще всего такая классификация встречается в литературе, связанной с проблемой одаренности1.
Несмотря на наличие в литературе теорий и классификации творческих способностей, большинство исследований сконцентрировано на изучении интеллектуальной креативности, в результате чего полученные данные необоснованно распространяются, помимо предметной сферы, и на другие сферы человеческой активности. В связи с этим вопросы проявления творчества в межличностном взаимодействии, которое определенно имеет свою специфику, остаются от-
крытыми. На недостаточную разработанность данной проблемы указывает также и тот факт, что в современной психологии творчества отсутствует единый термин, обозначающий социальную разновидность креативности.
В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах «коммуникативная креативность» (А. А. Голованова, Н. В. Мартышкина, Т. Ю. Осипова), «креативность» в сфере общения (С. Ю. Канн, Н. А. Тюрьмина), «лингвистическая креативность» (Г. А. Халюшова), «социальный интеллект» (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова), «коммуникативная компетентность» (Н. А. Аминов, А. А. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, Л. А. Петровская, О. Ф. Остроумова), «социальная компетентность» (А. А. Бодалев, О. К. Тихомиров, Ю. М. Жуков). В рамках зарубежной психологии большая часть работ посвящена исследованиям социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Р. Стернберг), реже - коммуникативной компетентности, социальной одаренности (С. Грейс, Р. Томассони).
К сожалению, фундаментальных исследований, посвященных изучению социальной креативности, крайне мало. Большая значимость данной проблемы и недостаточное количество исследований позволили нам определить данную тему как актуальную и требующую дальнейшего изучения. В контексте данной работы мы предлагаем рассмотреть понятие и уточнить структуру социальной креативности.
По мнению С. Ю. Канн, креативность общения и креативность мышления являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями и составляют вместе особое свойство личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, потребности в изменении и развитии как самой личности, так и окружающего мира2. Н. А. Тюрьмина выделяет в качестве механизмов креативности в сфере общения децен-трацию, рефлексию, идентификацию, эмпатию, существование которых практически невозможно в условиях предметной деятельности3.
Наиболее целостной, на наш взгляд, является психологическая структура социальной креатив-
© Ильиных А. Е., 2011
Л. Е. Ильиных. Социальная креативность личности: психологическая структура
ности, предложенная А. А. Попелем, включающая следующие компоненты: общую способность к самоактуализации; социальную мотивацию, которая выражает потребность индивида в постоянных социальных контактах и мотивационные установки на общение с другими людьми; коммуникативную сенситивность; социальное воображение, позволяющее моделировать дальнейшее развитие социальной ситуации на основе обратной связи4.
Рассмотрев существующие эмпирические исследования по данной проблеме, мы определяем социальную креативность как комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также принимать эффективные творческие, нестандартные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. Целью нашего исследования является обнаружение личностных коррелятов социальной креативности. В соответствии с принципом системности любое психологическое явление целесообразно рассматривать в комплексе с другими психологическими свойствами. Таким образом, в результате анализа существующих концепций психологическая структура социальной креативности была дополнена. На наш взгляд, в нее входят:
- мотивационные параметры: творческая позиция, стремление к самосовершенствованию, личностному росту, самоактуализации, стремление к творческому характеру взаимодействия;
- когнитивные параметры: вербальная оригинальность как нестандартность использования вербальных средств, речи, проявляющаяся в поиске новых речевых конструкций в повседневных коммуникативных ситуациях;
- коммуникативные параметры: вербальная сенситивность как способность использовать языковые средства адекватно ситуации общения и воспринимать информацию без смысловых искажений; невербальная сенситивность как способность адекватно использовать в общении различные виды невербальной коммуникации; поведенческая сенситивность, проявляющаяся в способности адекватно интерпретировать поведение других людей, а также использовать различные поведенческие стили во взаимодействии с другими людьми в соответствии с социальной ситуацией;
- эмоциональные параметры: продуктивное взаимодействие, невозможное без способности понять и почувствовать эмоциональное состояние партнера; эмпатия как важный компонент в структуре, поскольку сопровождает процесс общения и способствует поддержанию эмоционального фона в условиях проявления социального творчества;
- экзистенциальные параметры: аутентичность личности, наличие цели в жизни, осмысленность, ощущение временной перспективы.
Для проверки предложенной структуры социальной креативности был подобран ком-
плекс методик, направленный на выявление того или иного ее параметра. Среди них опросник «САМОАЛ» Н. Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации, тест социального интеллекта Гилфорда - Салливена, ассоциативный тест С. Медника, выявляющий вербальную креативность, опросник В. В. Бойко на определение уровня эмпатии; тест смысложизненных ори ентаций.
Дополнительно к этим методикам нами было разработано и предложено задание творческого характера, которое позволило оценить содержательный аспект проявления изучаемого феномена. В нем надо было в свободной форме ответить на три вопроса, касающихся проявления одного из свойств личности. Необходимо было перечислить признаки, по которым можно распознать человека, обладающего данным личностным качеством, а также перечислить ситуации, в которых оно будет полезно или может навредить. Ответы оценивались экспертами по десятибалльной шкале по выраженности следующих параметров: беглость; оригинальность; разработанность ответов; узкое/широкое понимание проблемы. Данные свойства были условно сгруппированы в общий параметр «социальная проницательность», который также учитывался при анализе результатов. Результаты, полученные после психологического тестирования, были обработаны с помощью методов математической статистики; был использован коэффициент корреляции Пирсона.
В исследовании приняли участие студенты технических специальностей 1-го курса Новосибирского государственного технического университета в возрасте 16-20 лет, общий объем выборки - 160 человек.
Было установлено, что параметр «социальная проницательность» имеет взаимосвязь с показателями социального интеллекта, а именно общий показатель социального интеллекта взаимо связан с такими свойствами, как беглость (г = 0,16; р < 0,05), оригинальность (г = 0,21; р < 0,05), разработанность (г = 0,26; р < 0,005) и с параметром «узкое/широкое понимание проблемы» (г = 0,28; р < 0,05).
Лица с высоким социальным интеллектом способны предугадывать поступки других на основе анализа и оценки реальных ситуаций общения, состояний, чувств, намерений их, а также могут анализировать межличностные ситуации в динамике, понимать логику их развития. Кроме того, высокий социальный интеллект предполагает чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что способствует быстрому и правильному пониманию того, что люди говорят друг другу (речевая экспрессия) в контексте определенной ситуации. Таким образом, все вышеперечисленные особенности лиц с высоким социальным интеллектом можно отнести к блоку коммуникативных параметров
Психология
75
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
предложенной нами структуры социальной креативности. Полученная связь показывает, что наличие социального опыта, отражающегося в уровне социального интеллекта, дает основу для проявления новых оригинальных способов действий и суждений, а также позволяет в конкретной социальной ситуации принимать достаточно большое количество разнообразных подходящих, эффективных и нестандартных решений. Социальная проницательность выражается в умении гибко и оригинально оценивать различные аспекты социального взаимодействия. По нашему мнению, данные способности также можно отнести к блоку интеллектуальных параметров социальной креативности. Кроме того, существует связь социальной проницательности с вербальной креативностью по тесту С. Медника (с параметром «беглость»: г = 0,20; р < 0,05; с параметром «оригинальность»: г = 0,25; р < 0,05; с параметром «узкое/широкое понимание: г = 0,17; р < 0,05), которая показывает характеристики оригинальности в интеллектуальной деятельности. Таким образом, можно констатировать взаимосвязь интеллектуальных и коммуникативных параметров в структуре социальной креативности.
Следующий результат, на котором хотелось бы остановиться, - наличие прямой связи социального интеллекта с уровнем самоактуализации личности и эмпатией (г = 0,20; р < 0,05). Получается, что успех в ситуациях межличностного взаимодействия, наряду с другими факторами, является непременным условием самоактуализации. Умение поставить себя на место другого человека, понять его эмоциональное состояние позволяет создавать атмосферу открытости и доверительности, способствующей проявлению социального творчества. Таким образом, можно проследить, что коммуникативные параметры в структуре социальной креативности взаимосвязаны не только с интеллектуальными, но и с мо-тивационными, проявляющимися в стремлении к творческой реализации собственного потенциала, а также с эмоциональными, характеризующими способность понимать в процессе взаимодействия эмоциональное состояние как свое собственное, так и другого человека.
После статистической обработки данных также была обнаружена связь между самоактуализацией и показателями осмысленности жизни по тесту смысложизненных ориентаций (г = 0,18; р < 0,05). Движение человека на пути реализации собственного потенциала так или иначе сопровождается постоянным осмыслением событий собственной жизни и поиском смысла как прошлых событий, так и будущих намерений и целей. В связи с этим экзистенциальные параметры в структуре социальной креативности составляют особую группу качеств. Чем богаче экзистенциальный мир человека и чем выше уровень осмысленности жизни, тем больше возможностей для творческой самореализации.
Результаты, представленные в данной работе, дают основание полагать, что феномен социальной креативности связан со многими психологическими структурами личности: это доказывает правомерность комплексного изучения и построения системной модели социальной креативности.
Анализируя теоретические концепции по проблеме коммуникативной креативности, мы обнаружили, что значительное количество исследований посвящено изучению такого параметра, как социальный интеллект. Несмотря на тесную связь социального интеллекта и креативности, необходимо отметить их принципиальное различие. По нашему мнению, социальные разновидности интеллекта и креативности находятся в функциональном единстве, благодаря чему может обеспечиваться эффективность человека в сфере коммуникаций. При этом интеллект можно рассматривать как содержательную, а креативность - как процессуальную характеристику межличностного взаимодействия, то есть знания человека о самом себе, о других людях, о способах поведения в различных ситуациях (являющихся проявлением социального интеллекта), гибко и созидательно преобразуются адекватно коммуникативной ситуации.
На наш взгляд, применение результатов исследования особенно актуально в процессе вузовской подготовки студентов гуманитарных специальностей, поскольку их будущая профессиональная деятельность относится к типу «человек - человек». И в этом случае социальную креативность можно считать одной из необходимых профессиональных компетенций. Формирование ключевых и предметных компетенций является актуальной задачей современного вузовского образования5.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальная креативность представляет собой комплексное качество личности, позволяющее находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности обнаруживается единство мотивационных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и экзистенциальных параметров, каждый из которых представляет собой отдельный блок личностных характеристик и проявлений, имеющих определенное значение в процессе межличностного взаимодействия. В связи с этим можно предположить, что общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонентов ее структуры.
Работа выполнена при финансовой поддержке Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска.
Научный отдел
А. С. Краснощёков. Системный подход к прогнозированию риска и превенции
Примечания
1 См.: Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
2 См.: Канн С. Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 1997. 22 с.
3 См.: Тюрьмина Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 18 с.
4 См.: Попель А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки : дис. . канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 24 с.
5 Ширяева В. А. Развитие мышления субъектов образования в процессе изучения теории решения изобретательских задач. Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 3. С. 89-94.
УДК 316.624.3
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РИСКА И ПРЕВЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
А. С. Краснощёков
Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена системному подходу в прогнозировании риска делинквентного поведения. Выявлена специфика социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей и их связей у лиц с делинквентным поведением. На основе параметров, имеющих прогностическую значимость в отношении возможности криминализации личности, разработан алгоритм выявления групп риска возникновения делинквентного поведения. Представлены социально-психологические и индивидуально-личностные маркеры риска развития криминального поведения у мужчин, что делает возможным выделение групп риска с их мониторингом и фокусированием профилактических программ. Ключевые слова: делинквентное поведение, прогноз, профилактика.
System Approach to Risk Prognosis and Prevention of Delinquent Behavior
A. S. Krasnoshchekov
The present article is devoted to system approach to delinquent behavior prognosis. Specific character of socio-psychological features and personal features and their interconnection with people, exhibiting delinquent behavior, has been revealed. The algorithm of revealing risk groups of delinquent behavior development has been worked out on the basis of the parameters that have prognostic importance regarding personality criminalization. Socio-psychological and personal risk markers of development of criminal behavior in men have been found. This makes it possible to single out risk groups with their subsequent monitoring and focusing of preventive programs. Key words: delinquent behavior, prognosis, prevention.
Профилактика делинквентного поведения молодых людей и приведение его в соответствие
с требованиями социальных систем всегда были в центре внимания государства. Несмотря на то что более десяти лет назад законодательно была поставлена задача реализации комплексного подхода в профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, достигнуть ее решения до настоящего времени не удалось1. Одной из значимых задач, определяющих возможности эффективной профилактической работы, является выявление групп риска возникновения психических и поведенческих отклонений, которые должны являться объектом психолого-педагогического профилактического воздействия2. Решение этой задачи возможно лишь при условии комплексного и системного подхода к определению взаимосвязанных факторов риска (маркеров) интра- и интерпсихического уровня, обеспечивающих объективность прогностических мероприятий и эффективность модели психологического обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних. В этой связи актуальным является изучение всех предпосылок развития делинквентного поведения: с одной стороны, типовых ситуаций жизнедеятельности несовершеннолетних, которые могут являться внешними условиями, предрасполагающими к такому поведению, а с другой - индивидуально-психологических особенностей личности, которые выступают в качестве его внутренних детерминант3.
Это обусловило цель нашего исследования, которая заключается в разработке системы прогностических мероприятий, обеспечивающих выявление факторов риска развития делинквентного поведения у лиц мужского пола. Объектом исследования
© Кролоощёков А. С., 2011