7. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические 8. Шаррельман Г. Трудовая школа. - М.: Ра-
сочинения. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с. ботник просвещения, 1924. - 104 с.
УДК 159.924.24
Банюхова Анастасия Евгеньевна
Шемелина Ольга Сергеевна
кандидат физико-математических наук Новосибирский государственный технический университет
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В результате анализа существующих литературных источников и проведенного эмпирического исследования сделана попытка определения психологического содержания социальной креативности личности. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности обнаруживается единство мотивационных, коммуникативных, интеллектуальных и экзистенциальных параметров.
Ключевые слова: творческий потенциал, типы креативности, социальная креативность, самоактуализация, межличностные отношения.
Все большее распространение получает комплексный взгляд на креативность: рассматривается функциональная структура взаимодействующих когнитивных и личностных составляющих творческой личности, а также взаимозависимость индивида и его окружения на протяжении всего процесса творческой деятельности. Следовательно, творческий потенциал человека может проявляться не только в предметной сфере, но и в сфере общения. Таким образом, в последнее десятилетие выделяются интеллектуальная и социальная разновидности креативности. Рассмотрев существующие исследования по данной проблеме (В.Н. Дружини [5], Д.Б. Богоявленская [3], А.А Попель [11],
Н.А. Тюрьмина [13], С.Ю. Канн [6], А.А. Голованова [4], Н.В. Мартышкина [7], Т.Ю. Осипова [9],
О.Ф. Остроумова [10], C. Mouchiroud [15], T. Lubart, Li-Min Chuang [14], R.E. Purser [16], A. Montuori), мы определяем социальную креативность как комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также принимать эффективные, творческие, нестандартные решения ситуаций межличностного взаимодействия.
В данной статье будут рассмотрены личностные корреляты социальной креативности студентов. Исследование было разделено на два этапа. Задачей первого этапа явилось обнаружение особенностей проявления креативности (вербальной и образной) в контексте межличностных отноше-
ний. В соответствии с выявленными особенностями; на втором этапе рассматривалась вербальная креативность как компонент социальной креативности, определялись личностные предпосылки данного типа креативности.
На первом этапе исследования (2005-2006 гг.) [1] приняли участие студенты экономических специальностей 3 курса Новосибирского государственного технического университета. Возраст: 18-22 года. Общий объем выборки составил 233 человека. Используемые методики: ассоциативный тест С. Медника, тест «Круги» Е. Торренса, социометрическая методика. Для обработки использовались методы математической статистики.
В результате было получено, что в группе лидеров количество студентов с высокой вербальной креативностью значимо больше, чем в группе отвергаемых (ф= 1,63; р<0,05; ср - значение по методу углового преобразования Фишера). А количество студентов с высокой образной креативностью, напротив, значимо больше в группе отвергаемых, в отличие от группы лидеров (р=1,69; р<0,05).
Данный результат позволил предположить, что разные типы креативности могут как способствовать, так и препятствовать продуктивной адаптации студентов в группе. Возник вопрос о существовании разных типов креативности. В последнее десятилетие в психологии творчества все чаще употребляется термин «социальная креативность». Последующий анализ литературы и существующих эмпирических исследований позво-
лил выдвинуть гипотезу о том, что вербальная креативность, возможно, является компонентом более общего и структурного свойства личности, такого как социальная креативность.
Необходимость дифференциации креативности в зависимости от содержания жизненной активности человека обусловлена, прежде всего, тем, что бытие человека имеет две основные формы: форму предметной деятельности и форму общения. Общение является самостоятельной и специфической формой активности. Его результат - это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми.
Опираясь на имеющиеся в литературе представления о структуре социальной креативности, модели коммуникативного потенциала личности и на концепцию психологической структуры креативности как системного психического образования Т. А. Барышевой [2], мы попытались определить социальную креативность как комплексное качество личности, включающее мотивационные, когнитивные, коммуникативные, эмоциональные и экзистенциальные параметры.
Раскрывая структуру социальной креативности, мы исходили, прежде всего, из того понимания творческого потенциала личности, которое представлено в рамках гуманистического подхода. Особо отметим три принципиально важных момента. Во-первых, в рамках данного подхода понятие креативности тесно связано с понятием самоактуализации, саморазвития личности человека; во-вто-
рых, способность к творчеству может быть реализована в любых сферах деятельности человека, в том числе и в сфере социального взаимодействия; в-третьих, данная способность присуща каждому человеку в той или иной степени.
Социальная креативность - это явление с двойственной природой: с одной стороны, ее можно определить как средство творческого преобразования социальной среды, с другой - бесконечный процесс постоянного преобразования как социальной ситуации, так и самого субъекта социального взаимодействия.
Таким образом, задачей второго этапа (2007-2009 гг.) исследования явилось обнаружение личностных предпосылок социальной креативности. С учетом выделенных структурных компонентов была разработана диагностическая программа. Диагностика эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих и экзистенциальных предпосылок социальной креативности была осуществлена при помощи таких психометрических методик, как: опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации (особое внимание вызывают такие шкалы, как «креативность», «ценности», «контактность», «гибкость в общении»); тест социального интеллекта Г илфорда-Салливе-на; ассоциативный тест С. Медника, выявляющий вербальную креативность; опросник В.В. Бойко на определение уровня эмпатии; тест смысложизненных ориентаций.
Рис. 1. Распределение по уровням показателей самоактуализации по шкалам в группе с низкой вербальной креативностью.
Условные обозначения к рисункам 1 и 2: 1 - Ориентация во времени; 2 - Ценности;
3 - Взгляд на природу человека; 4 - Потребность в познании; 5 - Креативность; 6 - Автономность;
7 - Спонтанность; 8 - Самопонимание; 9 - Аутосимпатия; 10 - Контактность; 11 - Гибкость в общении;
12 - Самоактуализация (общий показатель)
Высокая вербальная креативность
■І л і ■* И і - її —
7777 —
т Х-Х-' т ж Ш т ш т т іт Ж ш ш ж т ш т ж т т. т, Ш у/// т ш Ж Ш '///, ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
■ высокий □ сред ний и низкий
Рис. 2. Распределение по уровням показателей самоактуализации по шкалам в группе с высокой вербальной креативностью
После диагностического этапа исследования, в котором приняли участие студенты технических и гуманитарных специальностей НГТУ (п=359), полученные показатели были обработаны с помощью метода углового преобразования Фишера. Основанием для деления на группы явился показатель вербальной креативности. Выборка была разделена на три группы по уровню вербальной креативности - высокий, средний, низкий. Последующая обработка осуществлялась путем сравнения групп с высокой (п=58) и низкой (п=48) вербальной креативностью и выявления значимых различий между этими группами по показателям психодиагностических методик.
По методике на выявление уровня самоактуализации «САМОАЛ» (рис. 1, 2) значимые различия были обнаружены по таким шкалам, как «Потребность в познании» (ф=5,8; р<0,01), «Автономность» (ф=2,3; р<0,01), «Креативность» (ф=2,2; р<0,05), «Спонтанность» (ф=2,13; р<0,05),
«Аутосимпатия» (ф=3,1; р<0,01), «Самопонимание» (ф=2,29; р<0,05), «Контактность» (ф=1,7; р<0,05), «Гибкость в общении» (ф=2,47; р<0,01). Кроме того, значимые различия были обнаружены и по общему показателю самоактуализации (ф=1,99; р<0,05).
Представленные гистограммы (рис. 1 и 2) показывают полученные распределения по уровням показателей всех шкал для используемых в исследовании методик. По оси Y показано процентное соотношение испытуемых по уровням выраженности признаков (высокий, средний, низкий).
Сравнение групп по методике Г илфорда-Сал-ливена «Социальный интеллект» (рис. 3) выявило значимые различия по следующим шкалам: «Поведенческая сензитивность» (ф=1,7; р<0,05); «Вербальная сензитивность» (ф=3,2; р<0,01) и «Социальный интеллект - общий показатель» (ф=2,03; р<0,05).
Низкая вербальная креативность
ц высокий □ средний 0 низкий
Высокая вербальная креативность
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1 2 3 4 5
III
ШЁ
т '////л
□ средний а низкий
Рис. 3. Распределение по уровням показателей по методике «Социальный интеллект» в группах с низкой и высокой вербальной креативностью.
1 - Субтест 1, Поведенческая сензитивность; 2 - Субтест 2, Невербальная сензитивность;
3 - Субтест 3, Вербальная сензитивность; 4 - Субтест 4, Поведенческая сензитвность (динамика ситуаций); 5 - Общий показатель по всем шкалам, Социальный интеллект
Рис. 4. Распределение по уровням показателей Теста смысложизненных ориентаций в группах с низкой и высокой вербальной креативностью.
1 - Цели; 2 - Процесс; 3 - Результат; 4 - Локус контроля-Я; 5 - Локус контроля-Жизнь;
6 - Общий показатель осмысленности жизни
По выраженности различных параметров теста смысложизненных ориентаций (рис. 4) также были обнаружены значимые различия. В группе лиц с высокой вербальной креативностью значимо меньше людей, имеющих низкие значения по таким шкалам, как «Процесс» (ф=1,98; р<0,05), «Локус контроля-Жизнь» (ф=2,28; р<0,05) и по общему показателю осмысленности жизни (ф=1,9; р<0,05).
Сравнение показателей методики В. Бойко (тест «Эмпатия») в двух группах выявило значимые различия по следующим характеристикам (рис. 5): «Интуитивный канал эмпатии» (ф=2,73; р<0,01); «Проникающая способность в эмпатии» (ф=2,29; р<0,05); «Идентификация» (ф=1,89; р<0,05), а также по общему показателю «Эмпатия» (ф=1,88; р<0,05).
Полученные результаты показывают, что лица с высокой вербальной креативностью характеризуются более выраженными психологическими свойствами (мотивационными, коммуникативными, эмоциональными и экзистенциальными)
по сравнению с низкокреативными, что соответствует структуре социальной креативности личности. Возвращаясь к гипотезе о том, что вербальная креативность является компонентом более комплексного психологического свойства -социальной креативности, которая актуализируется в межличностном взаимодействии, и на основании полученных результатов, мы можем выделить вербальную креативность в качестве когнитивного компонента. В соответствии с этим рассмотрим остальные структурные компоненты социальной креативности - мотивационный, коммуникативный, эмоциональный и экзистенциальный.
Как видно из полученных результатов, социальная креативность предполагает выраженность творческого отношения к жизни, стремление к личностному росту, самосовершенствованию, к самоактуализации. На наш взгляд, эта характеристика личности выражает наиболее общую мотивационную составляющую социальной креативности, ориентацию личности на гармонию
Низкая вербальная креативность
0 высокий
□ средний
□ низкий
Высокая вербальная креативность
@ высокий □ средний и низкий
Рис. 5. Распределение по уровням показателей методики В. Бойко в группах с низкой и высокой вербальной креативностью.
1 - Эмоциональный канал эмпатии; 2 - Рациональный канал эмпатии; 3 - Интуитивный канал эмпатии;
4 - Установки, препятствующие эмпатии; 5 - Проникающая способность; 6 - Идентификация;
7 - Эмпатия (общий показатель)
и баланс внутри себя, на поиск путей и возможностей реализации своих потенциалов. Основополагающим для социальной креативности является и чувствительность к себе, самопонимание. Человек в достаточной степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, что приближает его к собственной сущности. По А. Маслоу [8], только личность, достигшая определенной степени такого внутреннего баланса, обладает потенциалом к продуктивному социальному взаимодействию с другими людьми.
Творческая реализация социального взаимодействия требует от личности не просто владения различными коммуникативными навыками-умениями. Здесь необходим более глубокий уровень владения коммуникативными средствами, обеспеченный более глубоким развитием личностных способностей. В результате исследования выявлены такие коммуникативные особенности высококреативных студентов, как вербальная сен-зитивность и поведенческая сензитивность. Вербальная сензитивность - это способность использовать языковые средства адекватно ситуации общения и воспринимать информацию без смысловых искажений. Поведенческая сензитивность проявляется в способности адекватно интерпретировать поведение других людей, а также использовать различные поведенческие стили во взаимодействии с другими людьми в соответствии с социальной ситуацией.
Эмоциональный компонент социальной креативности обнаруживается в способности понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, в проявлении эмпатии. К. Роджерс [12] считал эмпатическое понимание одним из необходимых условий, способствующих созидательному творчеству. В качестве механизмов познания эмоционального мира другого человека были выявлены такие, как идентификация и проникающая способность. Идентификация -это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации лежат легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Проникающая способность в эмпатии расценивается как свойство, позволяющее создавать атмосферу открытости и доверительности. По нашему мнению, эмпатия и выявленные механизмы являются важными компонентами в структуре социальной креативности, поскольку сопровождают процесс общения и способствуют под-
держанию эмоционального фона в условиях проявления социального творчества.
Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. В структуре социальной креативности экзистенциальные параметры составляют особую группу качеств. Наличие у человека цели придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также влияет на то, как человек интерпретирует мир, реагирует на него и наделяет смыслом собственное поведение и переживания. Таким образом, экзистенции становятся для человека креативным свойством, когда сам человек осознает себя самореализующимся, свободным и открытым к новым формам мышления и взаимодействия.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальная креативность представляет собой комплексное качество личности, позволяющее находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. В структуре взаимосвязанных элементов социальной креативности обнаруживается единство мотивационных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и экзистенциальных параметров, каждый из которых представляет собой отдельный блок личностных характеристик и проявлений, имеющих определенное значение в процессе межличностного взаимодействия. В связи с этим можно предположить, что общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонентов ее структуры.
Феномен социальной креативности в настоящее время мало изучен. Анализ литературы показал незначительное количество исследований в данной области. В то же время изучение социальной разновидности творчества имеет большое значение. В процессе жизни человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями межличностного характера. Более того, успешность предметной деятельности определяется искусством построения взаимоотношений с окружающими людьми.
Библиографический список
1. БанюховаА.Е. Социальное поведение творческой личности // Вестник Санкт-Петербургско-
го университета. - 2009. - Вып. 2. - Ч. 1.- С. 271276.
2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 257 с.
3. Богоявленская Д.Б. Две парадигмы - два вектора создания нового // Российский психологический журнал. - 2006. - №4. - С. 37-44.
4. ГоловановаА.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2003. - 23 с.
5. Дружинин В.Н. Психология творчества // Психолог, журн. - 2005. - №5. - С. 101-110.
6. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 1997. - 22 с.
7. Мартышкина Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.
8. МаслоуА.Г. Самоактуализированные люди: Исследования психологического здоровья. - М., 2000. - 258 с.
9. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза (на материалах спецкур-
са «Психология общения»): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2000. - 26 с.
10. Остроумова О. Ф. Развитие коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков в условиях организации креативного учебного процесса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006. - 19 с.
11. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 24 с.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 479 с.
13. Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004. - 18 с.
14. Chuang Li-Min. The social psychology of creativity and innovation: process theory (PT) perspective // Social Behavior and Personality. -2007. - №>35 (7). - 875-888 p.
15. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: A cross-sectional study of 6- to 11-year-old children // International Journal of Behavioral Development. - 2002. - .№26 (1). - 60-69 p.
16. PurserR.E., MontuoriA. Social creativity. -Cresskill, NJ: Hampton Press., 1999. - Vol. 2. - 345 p.