Подобной областью и является поддержка, которая занимает в образовании свое место наряду с обучением и воспитанием.
Список литературы
1. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Нар. образование. 1998. № 6. С. 108-112.
2. Закон Российской Федерации «Об Образовании». М.: ТЦ
«Сфера», 2003.
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред.: В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.
4. Сапожникова Т.Н. Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении // Педагогика. 2008. № 2 (55). С. 38-42
5. Скаковская Л.Н., Лучинина Н.А., Мигаль В.В. По пути модернизации образовательного процесса // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 61-67.
A. Zelko
Diagnostics of self-determination of students-bachelors as a stage of pedagogical support in high school.
Results of diagnostics of self-determination of students-bachelors within the limits of realization of pedagogical support in high school are stated. The concept of pedagogical support is considered and its maintenance is opened. Some recommendations about introduction of pedagogical support are made.
Keywords: self-determination, pedagogical support, students-bachelors.
Получено 12.02.2011 г.
УДК 378.14+37.035
E.B. Конова, аспирант, (4872) 33-36-46, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им.Л.Н.Толстого)
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Социальная креативность рассматривается как одно из ключевых профессионально-значимых качеств специалиста по работе с молодежью. Структуру социальной креативности составляют общая способность к самоактуализации, социальная мотивация, коммуникативная компетентность, социальное воображение.
Ключевые слова: социальная креативность, специалист по работе с
молодежью, творческая среда, профессиональные качества специалиста.
Новые социально-политические и экономические условия изменили требования, предъявляемые к специалисту- выпускнику российского вуза.
Помимо профессиональной компетентности особую значимость приобретает его способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста. Данное требование, на наш взгляд, приобретает особое значение в процессе подготовки студентов, обучающихся по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» (специализация - Правовая
защищенность молодежи).
Современный специалист по работе с молодежью должен обладать навыками административно-управленческой работы, уметь обеспечивать грамотное управление кадровыми ресурсами, принимать социально значимые решения, в том числе в нестандартных ситуациях, которых с учетом сегодняшних социально-экономических условий становится все больше. Это требует усиления социально-психологической составляющей образовательного процесса.
Обозначенные факторы привели к необходимости замены авторитарно и репродуктивно ориентированного профессионального образования личностно и творчески ориентированным. Особую значимость в таком образовании приобретают инновационные подходы, наиболее полно интегрированные в креативной образовательной технологии. Основной целью данного подхода становится активизация творческого потенциала каждого субъекта образовательного процесса с последующим его развитием через активное вовлечение студентов в решение образовательных и социокультурных проблем.
Следовательно, важнейшей задачей подготовки специалистов по работе с молодежью является развитие их творческого потенциала. Мы полагаем, что в структуре личностного потенциала и творческих возможностей специалиста по работе с молодежью особое значение принадлежит социальной креативности.
Проведенный анализ исследований социальной креативности и часто отождествляемых с ней понятий, в целом, свидетельствует о недостаточной теоретической и практической разработке данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Концентрация большинства психологических исследований на изучении академической креативности и незначительный срок, прошедший с начала выхода первых работ по изучению ее социальной разновидности, привели к тому, что в современной психологии творчества социальная креативность является одной из наименее изученных способностей. В работах отечественных и зарубежных авторов представлены самые разнообразные концепции, описывающие данную способность к творчеству, однако нам не удалось найти общепринятого определения понятия социальной креативности.
Причина такой ситуации в изучении общей и социальной креативности заключается, по мнению М.А.Холодной, в переживаемом
современной психологией кризисе тестологических теорий исследования интеллекта, который, в свою очередь, привел к его деонтологизации, исчезновению его как предмета научного исследования [6]. В результате сложившегося кризиса современная психология, несмотря на масштаб исследований и мощную методическую базу в виде большого числа тестов интеллекта, оказалась неспособной выработать унифицированную дефиницию интеллекта.
Под социальной креативностью специалиста по работе с молодежью в нашем исследовании мы будем понимать его способность оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия и взаимодействия личности и социума.
Творческий потенциал определяется в нашем исследовании, вслед за А.А.Попель [5], как система мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых свойств личности, создающих возможность находить новое, принимать решения и действовать нестандартно. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств и способностей, обеспечивающих участие личности в общении и взаимодействии с другими людьми.
В структуру социальной креативности целесообразно включить следующие компоненты.
Общую способность к самоактуализации как основу любого вида творчества, в том числе и социального. Эта характеристика личности выражает наиболее общую мотивационную составляющую социальной креативности, ориентацию личности на гармонию и баланс внутри себя, на поиск путей и возможностей реализации своих потенциалов. По А. Маслоу, только личность, достигшая определенной степени такого внутреннего баланса, обладает потенциалом к продуктивному социальному взаимодействию с другими людьми.
Являясь своеобразным мотивационным, центральным стержнем социальной креативности, самоактуализация должна быть дополнена мотивами социального взаимодействия и общения, с одной стороны, и системой специальных способностей и умений (компетенций), необходимых человеку для реализации продуктивного и творческого социального взаимодействия, - с другой. Поэтому в качестве второго компонента социальной креативности выступает социальная мотивация, которая выражает потребность индивида в постоянных социальных контактах и мотивационные установки на общение с другими людьми.
Творческая реализация социального взаимодействия требует от личности не просто владения различными коммуникативными навыками-умениями и наличия у нее необходимых качеств, составляющих коммуникативную компетенцию. Здесь необходим более глубокий уровень владе-
ния коммуникативными средствами, обеспеченный более глубоким развитием личностных способностей.
Коммуникативная компетентность объединяет лингвистическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную, социокультурную, социальную и психологическую компетентность.
В структуре социальной креативности коммуникативная компетентность в различных ее проявлениях должна быть представлена в виде более глубинной характеристики личности, которую называют коммуникативной сензитивностъю. Коммуникативная сензитивность составляет третий структурный компонент социальной креативности и, в свою очередь, включает в себя: вербальную сензитивностъ и
невербальную сензитивность.
Помимо речевого общения, составляющего наиболее важную сторону социального взаимодействия, большое место занимают в нем деятельностные, поведенческие, интерактивные компоненты, в которых непосредственно реализуется процесс социального взаимодействия.
В структуре социальной креативности поведенческие характеристики личности также представлены на уровне поведенческой сензитивности. Поведенческая сензитивность, на наш взгляд, проявляется в следующих характеристиках: 1) в способности индивида адекватно интерпретировать поведение других людей с целью нахождения наиболее вероятных линий его дальнейшего развертывания и в особой чувствительности к нюансам поведения людей (поведенческая перцепция), 2) в способности индивида использовать различные поведенческие стили во взаимодействии с другими людьми в соответствии с особенностями партнеров и социальной ситуацией взаимодействия (поведенческая экспрессия). Поведенческая сензитивность представлена системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности в их взаимодействии.
В качестве пятой составляющей структуры социальной креативности выделяется способность индивида прогнозировать развитие социальной ситуации взаимодействия, что позволяет осуществлять постоянное моделирование дальнейшего развития социальной ситуации на основе обратной связи. В основе этой способности лежат рефлексивные характеристики личности и способности к воображению, которое обозначают как социальное. Его основной функцией является поиск сценариев поведения человека, наиболее адекватных конкретной ситуации социального взаимодействия; последующий отбор среди них наиболее работоспособных и отбрасывание малоэффективных, что постепенно приводит к сужению диапазона возможных альтернатив и, как следствие, к выбору оптимальной и продуктивной стратегии поведения в заданной ситуации.
Общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонентов его структуры.
Основными функциями социальной креативности, вытекающими из ее структуры, являются:
1) активная адаптация человека к изменяющимся условиям его социальной среды;
2) эффективное взаимодействие с людьми в тактическом и стратегическом направлениях;
3) стратегическое планирование межличностных событий и прогнозирование динамики их развития;
4) мотивационная функция;
5) расширение и углубление социальной компетентности;
6) саморазвитие в контексте активного интерсубъектного взаимодействия личности.
Современные исследования по проблеме креативности личности убедительно показывают, что для ее развития необходимо создание определенных условий - прежде всего, особой, творческой среды (И.А.Зимняя, Д.В.Чернилевский, М.С.Егорова, А.В.Морозов, В.Н.Дружинин и др.).
Особая важность среды обусловлена, прежде всего, тем, что согласно данным современных генетических исследований креативность, в отличие от интеллекта, в большей степени зависит от средовых факторов
[3].
Интересно отметить, что в англоязычной психологической литературе для обозначения особых творческих условий широко используются два термина: «creative climate» (креативный климат) и «creative environment») (креативное окружение, среда). Термин «creative environment») является наиболее общим и описывает преимущественно материальную среду деятельности человека; для обозначения психологической атмосферы внутри определенной социальной группы используется термин «creative climate».
В работах отечественных психологов нами не было выявлено данного терминологического разграничения - термины "творческая среда" и "креативная среда" чаще всего представлены как синонимичные. Для терминологического единообразия в данной работе мы будем использовать термин - "творческая среда".
Основное назначение творческой среды - максимально способствовать генерированию, анализу (осмыслению) и практическому применению новых, не встречавшихся ранее идей. Она способна легко "распахнуть дверь" новым идеям, органично ассимилируя их с прошлым опытом субъекта творчества и, тем самым, повышая уровень его творческой продуктивности.
В процессе преобразования потенциальной креативности в реальную В.А.Просецкий, например, выделяет несколько этапов: 1) подражание образцу (копирование); 2) творческое подражание; 3) репродуктивное (подражательное) творчество; 4) подлинное творчество (созидание).
Очевидно, что трансформация "первичной" креативности в подлинное творчество на большинстве этапов неизбежно опирается на модель творческого поведения педагога, что подчеркивает ту ответственность, которая возлагается на преподавателя как организатора и носителя творческой среды.
Наиболее полный и глубокий анализ профессионально-коммуникативных свойств и способностей педагога, обеспечивающих оптимальные условия для развития креативности учащихся и творческого потенциала личности в целом, представлен в многочисленных работах по психологии педагогического общения (A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, А. А. Леонтьев, В.В. Рыжов и др.). В исследованиях самого последнего времени поставлен вопрос о профессионализме педагогического общения, как особом уровне развития коммуникативной компетентности педагога (В.В. Рыжов, СИ. Зинин).
Одним из наиболее противоречивых вопросов креативной педагогики является вопрос о роли и месте контроля в процессе творчества. С одной стороны, введение жесткого контроля над творческим процессом неизбежно ставит под сомнение сам факт его "творческости"; с другой стороны, неконтролируемое развитие креативного процесса неизбежно приведет к анархии и дестабилизации.
В современной психолого-педагогической литературе особые дискуссии вызывает также вопрос о возможности искусственного стимулирования креативного мышления студентов. С одной стороны, ряд исследователей [1; 2] крайне негативно относится к применению любых внешних мотиваторов для стимулирования креативности, так как большинство людей склонно интерпретировать любые попытки влияния извне как жесткий контроль. Творчество должно основываться исключительно на внутренней мотивации субъекта творчества.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных качеств учителя, мы выделяем следующие личностные черты, являющиеся важными профессиональными качествами специалиста по работе с молодежью:
1) открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
2) эмпатия, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
3) аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
4) энтузиазм и оптимизм, вера в способности учеников к изменению и развитию;
5) уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
6) уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка;
7) богатое воображение, интуиция;
8) высокий уровень интеллекта [4].
При этом развитию социальной креативности в наибольшей мере могут способствовать действенная эмпатия, безусловное позитивное отношение (в том числе к себе) и конгруэнтность.
Список литературы
1. Amabile T.M., Conti H., Lazenby J., Creative environment at work// Academy of Management Journal. 1996. Vol.36. P.1154-1184.
2. Lepper M.R., Hodell M. Instistic motivation in the classroom// Research on motivation in education. 1989. Vol.3. P.73-105.
3. Дружинин B.H. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 с.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 7-10.
5. Попель А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки. Дис. ...канд.психол.наук. Нижний Новгород, 2005. 217 с.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
E. V.Konova
The essence and the structure of social creativity of the youth worker in training
Social creativity is regarded as one of the key professionally meaningful quality of a specialist working with the youth. The structure of social creativity is made up of the ability to self-actualization, social motivation, communicative competence and social imagination.
Key words: social creativity, specialist in working with youth, creative environment, professional qualities of the specialist.
Получено 15.02.2011 г.