ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.091.212.5
ББК 4448.043 ГСНТИ 14.235.05 Код ВАК 13.00.01
Э. Д. Кондракова
Пятигорск
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: креативность; социальная креативность; воспитательная система вуза; креативная личность; компетентностный подход; творческая образовательная среда.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается содержание понятия «социальная креативность» применительно к сфере высшей школы. Основное внимание уделяется современным педагогическим подходам к развитию социальной креативности студенческой молодежи и роли воспитательной системы вуза в данном процессе. Характеризуется творческая образовательная среда как компонент системы формирования социальной креативности у студентов вуза, представляющая собой целостный комплекс с трехчастной структурой, который включает процессуально-технологическую, организационнопедагогическую и психолого-педагогическую части.
Е. D. Kondakova
Pyatigorsk
MODERN APPROACHES TO DEVELOPMENT OF SOCIAL CREATIVITY OF STUDENTS
KEY WORDS: creativity; social creativity; educational system of university; creative personality; competence approach; creative educational environment.
ABSTRACT. The content of the concept “social creativity” applied to the system of higher school is exposed. Much attention is given to modern pedagogical approaches to the development of social creativity of students and the role of educational system of a university in this process. Creative educational environment is characterized as a component of the system of development of social creativity of students, which makes a complex of three components including process and technological, organizational and pedagogical, psychological and pedagogical parts.
Радикальные изменения, происходящие в сферах общественнополитической и государственной жизни России, имеют важнейшее значение для образовательной практики высшей школы.
Социальная адаптация молодого поколения к реалиям сегодняшнего дня предполагает развитие таких качеств, как гражданственность, патриотизм, социальная креативность. Проблема социальной креативности студенчества достаточно нова для современной высшей школы. Цель нашей работы заключается в обосновании педагогических условий влияния целостной воспитательной системы вуза на формирование социальной креативности студента. Прикладной аспект данного исследования позволит раскрыть особенности системы воспитательной работы в Пятигорском государственном лингвистическом университете, направленной на решение задачи формирования креативности личности.
Концепция университета как действующей модели поликультурного гражданского общества и профессионального образовательного сообщества преподавателей и студентов опирается на идеи культурологического подхода, который в силу своей фун-
даментальности и нацеленности в будущее приобретает все большую актуальность и позволяет открывать новые грани, обеспечивающие качественное совершенствование содержательных основ жизнедеятельности вуза. Суть названной концепции заключается в том, что уже в период обучения в университете молодые люди осваивают модели гражданского и профессионального поведения в поликультурной среде, позитивные социальные практики, которым следуют в своей дальнейшей жизни. Более того, они сами закладывают новые гуманитарные и социальные традиции и технологии, формируются как социально-гуманитарные инноваторы [2].
С помощью воспитательной системы вуза молодые люди включаются во все формы социальной активности, что способствует формированию высокого уровня их социальной компетентности. Они должны проходить через все формы профессиональной и профориентационной активности, интерактивного, практико-ориенти-рованного, проектного обучения — без утери его фундаментальности, что обеспечивает высокий уровень их профессиональной компетентности. Воспитательная система
© Кондракова Э. Д., 2012
вуза содействует включению обучающихся в различные формы межкультурного, меж-конфессионального, межнационального общения, что является залогом воспитания студенческой молодежи в духе гуманизма, духовности, миротворчества, толерантного и уважительного отношения к различным культурам и религиям, межнациональной дружбы и сотрудничества. Иными словами, университет должен развиваться и совершенствоваться как энергетический гуманитарный и социальный центр, в рамках которого будущий профессионал и активный гражданин осваивает все формы профессиональной и общественной жизнедеятельности не на словах, а на деле, «погружается» в них, включается в творческую работу, что позволяет развивать креативность в целом и социальную креативность в частности. Анализ литературных источников дет возможность определить социальную креативность как способность личности проявлять высокий уровень компетенций и творческий подход в построении межличностного взаимодействия в структуре социальных связей и отношений.
Таким образом, одним из самых значимых качеств личности студента в рамках компетентностного подхода является креативность, развитие которой обусловливает активную жизненную позицию учащихся. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки. Как показало наше исследование, реализация компетентностного подхода в рассматриваемом контексте предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при фасилити-рующей роли педагога будет содействовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но то же время духовно развитой, культурной и толерантной [4].
Требования, предъявляемые личностью и обществом к результатам образования, определили необходимость кардинальных перемен как в содержании образования, так и в педагогических технологиях. Данные требования реализуются в креативном подходе, который осуществляется в образовании в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей у обучающихся и реализует основную цель системы образования — пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Креативная личность может быть сформирована только в условиях креативного образовательного процесса, важными педагогическими требованиями к которому высту-
пают непрерывность, преемственность и включение студентов в активную образовательную среду, в самостоятельное управление творческим процессом.
Креативный образовательный процесс предоставляет возможность каждому студенту на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, а также сформировать объективную самооценку, потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии. С точки зрения гуманистической парадигмы развития системы образования как части социальной системы главным является ориентация на развитие личности и освоение ею базовой гуманитарной культуры. Современный образовательный процесс должен обеспечивать относительную адаптирован-ность личности к социальной и природной сфере, освоение эмоционально-ценностного опыта, способствовать самореализации и раскрытию духовных потенций человека.
Становление и развитие активной креативной личности с ярко выраженной субъектной позицией — важнейшее условие реализации стратегии государственной молодежной политики России. Однако невысокие темпы трансформации системы подготовки, множество научно-теоретических и практических проблем, встающих перед вузами, требуют более пристального внимания к разработке путей совершенствования подготовки будущих специалистов, в том числе к выявлению совокупности условий формирования социальной креативности выпускников.
Фундаментальное требование, выдвигаемое перед человечеством в XXI в., выражено в девизе «Работать не только упорнее, но и умнее». Исследователями обсуждается вопрос креативности в экономике, основанной на знании. Креативный класс, включающий ученых, архитекторов, дизайнеров, инженеров, художников, музыкантов, воспитателей, функция которых — продуцировать новые идеи, новую технологию, новое творческое содержание, мотивирует свою идентичность тем, что его члены осознают себя креативами.
Специалисты полагают, что сегодня креативность является решающим источником успешной конкуренции и включает разные стороны: экономическую, технологическую, художественную и культурную. Креативность представляет собой смесь работы и игры, она не может быть произвольно включена или выключена [6]. Изучая социальную природу креативности, ученые отмечают сложность отношений между креативностью и организованностью: поскольку креативность имеет как социальный, так и индивидуальный характер, те
или иные ее формы организации необходимы; в то же время креативность достаточно часто подавляется организацией.
Процесс социального взаимодействия представляет собой массив со значительно большим количеством переменных, состоящих в сложных диалектических взаимоотношениях друг с другом, каждая переменная находится в динамичном состоянии, т. е. ее значение в каждый момент времени изменчиво. Именно нестабильность каждой переменной, которая приводит к общей неопределенности, непредсказуемости дальнейшего развития событий, требует от индивида оригинальных, нестандартных решений. Отсюда вытекает вывод о том, что любое социальное взаимодействие креативно, разница лишь в степени этой креативности [1].
В настоящее время креативность — одно из наиболее противоречивых и наименее изученных явлений в педагогике. Поскольку в современной психолого-педагоги-ческой литературе нет единого мнения относительно того, что следует обозначать термином «креативность», постольку широкое распространение получили самые разнообразные точки зрения по данному вопросу. По нашему мнению, креативность следует рассматривать как многокомпонентное сложноорганизованное целостное психическое образование, которое раскрывает способность студентов к экспериментированию, трансформации вербальных и образных стандартов, установлению новых ассоциативных связей между предметами и явлениями и активно реализуется в учебном и жизненном опыте. Креативность интегрирована в структуру личностных свойств будущего специалиста, степень которой обусловлена свободой их творческого самовыражения.
По мнению большинства философов и психологов, различаются два основных типа поведения: адаптивное, связанное с
имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми [3]. Главное в творчестве не внешняя, а внутренняя активность — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Креативность сопряжена с двумя личностными качествами — интенсивностью поисковой мотивации и чувствительностью к побочным образованиям, возникающим при мыслительном процессе. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Практически все
специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен, Р. Уайсберг и др.) разделяли и разделяют точку зрения, что творческого процесса как специфической формы психической активности нет [3]. Многие из исследователей сводят вопрос человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. На самом деле, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «человека творческого ».
Творческим людям присущи такие личностные черты, как независимость (личностные стандарты важнее стандартов группы); неконформность оценок и суждений; открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному); высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в подобных ситуациях; развитое эстетическое чувство. Часто в этом ряду упоминаются особенности «я-концепции», которая характеризует уверенность в своих способностях и силу характера человека, и смешанные гендерные черты в поведении. Личностные проявления креативности распространяются на многие сферы человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в какой-либо одной, основной для личности, области сопровождается продуктивностью в других.
Анализ современной отечественной и зарубежной педагогической литературы позволил выявить, что под социальной креативностью понимают устойчивое системное свойство личности, определяющее ее особую сензитивность к новым идеям и стремление к выходу за пределы заданной проблемы, поиску нового. Наиболее успешно социальная креативность формируется в условиях личностно-развивающей направленности образования и его деятельностной детерминированности, которые реализуются при совершенствовании цели и содержания обучения, использовании новых методов и приемов обучения, обеспечении новыми средствами обучения, разработке нового и совершенствовании существующего дидактического материала и индивидуальных заданий, оптимизации процесса обучения, подготовленности преподавателей к осуществлению развития социальной креативности студентов, готовности обучающихся [5].
По утверждению специалистов, креативность и инновации демократизируют умы: пользователи предлагаемого продукта постепенно приобретают собственную способность к изобретениям, которая улучшается в результате возрастания качества и доступности компьютерных программ и разнообразных предложений мощных средств поддержки креативности. Такого рода развитие необходимо, поскольку возможности пользователей продуктов технического развития весьма неоднородны и не могут быть заранее известны производителю.
Необходимость развития креативности обусловливается также тем, что многие пользователи высоко ценят инновации и возможность реализовать свою креативность, а это само по себе помогает решать многие интеллектуальные проблемы. Таким образом, развитие и поддержка социальной креативности — это не только техническая проблема, это проблема новой культуры и нового строя мышления. Г. Фишер утверждает, что требуются социотехни-ческие условия, способные предоставить людям мощные средства для самовыражения и включения в личностно значимую активность [6]. Сложность конструктивных проблем выше возможностей индивидуального человеческого ума, и потому требуется интеграция индивидуальной и социальной креативности. Исследовательская активность всего лишь отражение силы коллективного человеческого разума, который использует современные возможности. Требования, выходящие на первый план в связи со сложными проблемами сегодняшнего дня, делают такой подход необходимостью.
В студенческом возрасте креативная способность становится ядром творческой личности будущего специалиста, жизненной позицией человека, определяя его отношение к миру, к смыслу осуществляемой и будущей профессиональной деятельности, что проявляется в направленности развития социальной креативности. Социальная креативность как качество личности реализуется в самодеятельности, направленной как на преобразование общественной деятельности, так и на изменение самих действующих субъектов в соответствии с требованиями принципов гуманизации и демократизации общества. В связи с этим вся работа высшей школы предполагает максимальное включение студенческой мо-
лодежи в различные виды деятельности, развитие и стимулирование ее самостоятельности и самоуправления, творческой активности.
Модернизация образования, переход к компетентностному образованию определили широкий и всесторонний интерес к проектированию. Проектное содержание деятельности меняет образовательную практику, давая возможность студентам проявлять собственные инициативы, замыслы, демонстрировать личностное содержание деятельности другим участникам образовательного процесса. Процесс проектной деятельности — это практика порождения личностных замыслов, принадлежащих не кому-либо извне, а самим участникам деятельности, практика выявления содержания деятельности, ее успешности, практика личностной вовлеченности в порождение замыслов проектной деятельности, проектных инициатив.
Творческая образовательная среда как компонент системы формирования социальной креативности у студентов вуза представляется нам как целостный комплекс, имеющий трехчастную структуру, которая включает процессуально-технологическую, организационно-педагогическую и психо-лого-педагогическую части. Формирование социальной креативности у студентов связано с прохождением ряда этапов, каждый из которых является обязательным для того, чтобы развитие личности происходило гармонично: 1) создание условий, необходимых для активизации потенциала социальной креативности; 2) активизация творческого потенциала социальной креативности с помощью специально подобранных технологий творческого самоисследования и самовыражения; 3) анализ возникающих в процессе социального творчества проблем, ограничений и блокировок с последующей их проработкой; 4) закрепление полученных на предыдущих этапах навыков и использование этих навыков в дальнейшей социально-креативной деятельности. Каждый из обозначенных этапов требует собственных технологий в организации воспитательной работы со студенческой молодежью. Освещению проблем использования современных педагогических технологий в системе воспитания креативности личности будут посвящены дальнейшие публикации.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАНЮХОВА А. Е., ШЕМЕЛИНА О. С. Личностные аспекты креативности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4. Т. 2.
2. ГОРБУНОВ А. П. ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА 2012—2016 :программа стратегического развития на 2012—2016 годы ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет». Пятигорск, 2012.
3. ДРУЖИНИН В. Н. Психология : учебник для гуманитарных вузов. М., 2007.
4. КОНДРАКОВА Э. Д. Педагогические условия развития субъективной позиции студентов в системе воспитательной работы высшего учебного заведения // Известия ВГПУ. Сер. Педагогические науки. 2008. № 6 (30).
5. КОНОВА Е. В. Сущность и структура социальной креативности будущего специалиста по работе с молодежью // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула : Изд-во ТулГУ, 2011.
6. ФИШЕР Г. Развитие социальной креативности : пусть все голоса будут услышаны // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев