Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (на материале дисциплины "Иностранный язык")'

Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (на материале дисциплины "Иностранный язык") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / CREATIVITY OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / TEACHER CREATIVITY / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Ольга Алексеевна

В статье рассматривается использование метода проектов как средства развития творческих способностей студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык». Актуализируются понятия творческие способности студента педагогического вуза и педагогическая креативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION (ON A DISCIPLINE MATERIAL "FOREIGN LANGUAGE")

The article discusses the use of the projects as a means of developing creative abilities of students of in the classroom discipline «Foreign Language». Actualize the concept. In the article the project method using as a mean of pedagogical high school students' creative abilities during Foreign Language lessons is under discussion. The concepts of creativity pedagogical high school student and teacher creativity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов педагогического вуза в условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (на материале дисциплины "Иностранный язык")»

YAK 378 ББК 74.5

H.A. СЫСОЕВА

N.A. SYSOEVA

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION (ON A DISCIPLINE MATERIAL «FOREIGN LANGUAGE»)

В статье рассматривается использование метода проектов как средства развития творческих способностей студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык». Актуализируются понятия творческие способности студента педагогического вуза и педагогическая креативность.

The article discusses the use of the projects as a means of developing creative abilities of students of in the classroom discipline «Foreign Language». Actualize the concept. In the article the project method using as a mean of pedagogical high school students' creative abilities during Foreign Language lessons is under discussion. The concepts of creativity pedagogical high school student and teacher creativity are analyzed.

Ключевые слова: творческие способности, творческие способности студента педагогического вуза, педагогическая креативность, метод проектов.

Key words: creativity, creativity of pedagogical high school student, teacher creativity, project method.

^временный этап модернизации российского высшего образования в условиях перехода к ФГОС ВО, а также присоединение России к Болонскому процессу требуют настоятельной необходимости внедрения в практику российского образования новейших технологий, разработку новых концепций, которые позволят России влиться в единое европейское пространство высшего образования, более успешно формировать конкурентоспособных специалистов.

Выполнение новых задач, стоящих перед современным образованием, актуализирует проблему развития творческих способностей. Особое значение она приобретает в современном обществе, поскольку изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, которая позволяет адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Постоянно увеличивающийся объем информации, стремительно развивающиеся информационные технологии, процесс интеграции наук требуют от специалиста в любой области профессиональной деятельности как обширных знаний, так и способности мыслить креативно, перерабатывая полученную информацию и творчески применяя её в своей профессиональной деятельности.

Насущная потребность обновления содержания и технологий подготовки педагогов путём приведения их в соответствие с современными требованиями общества и рынка труда отражена в Концепции долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) актуализирует проблему развития творческих способностей студентов педагогического вуза и формирования у них таких компетенций, как способность выдвигать новые идеи (креативность); умение адаптироваться в новой ситуации; способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации в рамках профессиональной деятельности.

Таким образом, к подготовке студентов педагогического вуза предъявляются достаточно высокие требования, а высокий уровень развития творческих способностей становится необходимым условием профессионального роста будущего педагога.

Проблеме развития творческих способностей, креативности студентов посвящены исследования педагогов и психологов: Г. Айзенка, Д.Б. Богоявленского, И.П. Волкова, Д. Гилфорда, Б.И. Коротяева, А. Маслоу, А.М. Ма-тюшкина, В.Ф. Панамарчука, Я.А. Пономарёва, Ю.В. Сенько, Р. Стернберга, В.Ф. Шаталова, В.С. Шубинского, Е.Л. Яковлевой и др.

Проблему развития творческих способностей студентов вуза рассматривают в диссертационных исследованиях И.А. Фоминых, С.Н. Данилуш-кина, И.В. Лапчинская, Р.С. Рафикова, М.А. Михайлищева, В.Н. Макашова и др. Проведённый нами анализ педагогических исследований показывает, что ученые преимущественно обращаются к изучению отдельных аспектов развития творческих способностей студентов, не раскрывая содержательное наполнение процесса развития творческих способностей у студентов педагогического вуза.

Новизна нашего исследования заключается в рассмотрении процесса развития творческих способностей у студентов педагогического вуза. Кроме того, анализируются актуальные методы развития творческих способностей в условиях внедрения ФГОС ВО.

Проанализировав различные источники, приходим к выводу, вслед за Н.Ф. Хилько, что «творческие способности предусматривают:

1. Полную самостоятельность, выход за рамки привычного, известного.

2. Свободу программирования характера деятельности.

3. Устойчивость креативных проявлений.

4. Прогнозируемость и предсказуемость степени креативности и результатов предметной деятельности». Ядром творческих способностей является «образное видение мира, включающее в себя наиболее значительные опорные черты, связанные с личностным восприятием окружающего социокультурного пространства» [2, с. 17-18].

Студенческий возраст характеризуется рядом отличительных признаков: завершается становление характера, преобразуется система духовно-нравственных ценностей, завершается формирование самосознания, интенсивно развивается потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, самоопределение определяет социальное взросление. Учитывая особенности данного возрастного периода (17-23 года), его можно считать сензитивным для развития профессиональной креативности. Если студент обучается в педагогическом вузе, то данный вывод возможно применить к развитию педагогической креативности.

Исследователи выделяют педагогическое творчество и педагогическое самочувствие как основные составляющие педагогической креативности. Х. Зидерт, В.А. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев выделяют следующие наиболее значимые показатели педагогического творчества: находчивость, способность комбинировать, дивергентное мышление, визуальное творчество, способность ассоциировать.

Присоединение России к Болонскому процессу определяет основные тенденции развития высшего образования. В связи с этим, метод проектов приобретает особое значение в современных условиях модернизации высшего образования, когда российской высшей школе необходимо объединить ценные традиции образования с модернизацией образовательной системы с целью её адаптации в общеевропейском образовательном пространстве.

Учебный предмет «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, дисциплинам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Как гуманитарная дисциплина «Иностранный язык» имеет большие возможности в развитии творческих способностей студентов педагогического вуза, и, в частности, в развитии педагогической креативности студентов.

Рейтинговая система оценки качества обучения успешно применяется во многих западных университетах уже довольно продолжительное время. Во многих вузах нашей страны, в т. ч. и в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, она введена сравнительно недавно, однако в современных условиях модернизации высшего образования имеет неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной оценочной системой знаний студентов.

В дополнение к академическому рейтингу, вводится рейтинг творческий (написание и защита творческих работ, рефератов, эссе и т.д.) с целью повышения мотивации студентов к обучению, активизации их творческого потенциала, а также развития творческих способностей. Гуманитарная составляющая, вводимая в учебно-воспитательный процесс (биографические сведения о жизни великих ученых; выполнение творческих работ с использованием фактор и материалов по истории, философии, психологии, искусства и т.д.), оказывает влияние на развитие личности студента, а также способствует развитию его творческих способностей.

Очевидно, что «использование БРС оценки качества обучения потребует от преподавателя большой методической и научной подготовки, повысится нагрузка, связанная с проверкой работ, рефератов, подготовкой проблемных и творческих занятий, коллоквиумов, но общий результат работы преподавателя и студентов оправдывает все затраты энергии» [1, с. 85].

Наиболее часто применяемый метод развития творческих способностей студентов педагогического вуза, применяемый преподавателями в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык» - метод проектов, имеющий огромный потенциал в развитии развития творческих способностей студентов.

Особое значение применение данного метода приобретает в первом семестре второго курса, когда студенты изучают следующие темы: «Система образования в странах изучаемого языка», «Система образования в России», «Профессия учителя», «Моя будущая профессия». Данный учебный материал относится к сфере «Будущая профессия» и направлен на становление профессионального самоопределения студента. Формы работы в этом семестре преимущественно творческие: написание докладов с последующим обсуждением на занятиях, создание компьютерных презентаций по данной тематике с представлением их группе и преподавателю на занятиях.

Специфика метода проектов, применяемая на занятиях, состоит в следующем. Студентам предлагается выбрать выдающуюся личность, которая знаменита достижениями в выбранной студентами профессиональной области (известные ученые, великие художники и т. д.). Очень важно, чтобы присутствовала эмоциональная составляющая: эта личность должна вызывать восхищение, гордость или, по крайней мере, интерес у студента. Поэтому выбор должен быть сделан студентом самостоятельно. Студент изучает биографию выбранной выдающейся личности и её достижения в профессиональной области из разных источников, пользуясь сетью Интернет, а также аутентич-

ными сайтами. Во время изучения данных сведений у студента формируется свое отношение к этой личности, которое ему будет необходимо обосновать как один из выводов проекта.

В результате работы над индивидуальным проектом студент представляет следующие формы отчётности: доклад и презентацию. Доклад оформляется в печатном виде и содержит основные биографические сведения выдающейся личности, её достижения в профессиональной области и собственные выводы студента о значимости данной личности в профессиональной области и личное отношение студента к этой личности. Также по тексту доклада студент составляет 3-5 вопросов по содержанию текста. Оценивается как содержание, так и оформление доклада (титульный лист, использование курсива, жирного шрифта для выделения важной информации и т. д.).

Презентация состоит из двух форм работы: компьютерной презентации и устного выступления по содержанию этой презентации. Компьютерная презентация и устное выступление студента оцениваются отдельно.

Во время презентации индивидуального проекта на занятиях в конце семестра студенты представляют перед другими студентами компьютерную презентацию, сопровождаемую устным рассказом по содержанию презентации. В начале презентации студент сообщает тему презентации и знакомит слушателей с новыми словами и терминами. В конце презентации студент задаёт слушателям вопросы по содержанию презентации. Таким образом, поддерживается интерес слушателей, активизация их внимания и осуществляется проверка понимания аудиторией содержания презентации. Также студент сдает преподавателю доклад по содержанию презентации в печатном виде.

Итак, индивидуальный проект как метод учебно-воспитательной работы выполняет следующие задачи:

1) проверка знаний студента, полученных по дисциплине «Иностранный язык», правильность употребления лексики (в т. ч. терминов) и применения грамматических структур в практике устной и письменной речи;

2) проверка умения аудировать звучащую речь;

3) практика публичного выступления перед аудиторией, способствующая становлению ораторской компетентности, необходимой в будущей педагогической деятельности;

4) развитие творческих способностей студента, т. ч. педагогической креативности, которая предполагает элементы творчества в отборе содержания представляемого материала, использовании художественно-эстетических средств для наглядности, а также индивидуальных способах выражения эмоциональности, ораторских приёмах для привлечения внимания слушателя и активизации мышления слушателя с целью лучшего понимания и запоминания информации;

5) развитие логического мышления.

На последнем этапе изучения дисциплины «Иностранный язык» предпочтение отдаётся индивидуальным проектам, поскольку от качества его выполнения зависит итоговая оценка студента по дисциплине. На среднем этапе (второй семестр первого курса) возможно выполнение групповых проектов, однако на начальном этапе, в первом семестре первого курса, как показывает практика, большинство студентов оказываются не готовы к выполнению проектных работ и презентаций. Поэтому на начальном этапе предпочтение следует отдавать выполнению таких творческих заданий, как написание эссе, составление буклетов, рекламных проспектов, написание писем и открыток и т. д.

Практическое применение метода проектов связано с использованием данного метода на занятиях дисциплины «Иностранный язык» с целью развития творческих способностей студентов. Постоянное применение проектной методики на занятиях также формируют у студентов организаторские способности, которые помогут студентам применять метод проектов в будущей педагогической деятельности.

Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете способствует развитию творческих способностей студентов, а также готовит их к реализации педагогической креативности в будущей педагогической деятельности.

Литература

1. Кузнецова, Н.Л. Развитие творческих способностей студентов в условиях балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения [Текст] / Н.Л. Кузнецова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С. 85.

2. Хилько, Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты [Текст] / Н.Ф. Хилько. - Омск : Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2004. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.