Научная статья на тему 'Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ'

Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
887
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиография / профессиограмма / профессионально важные качества / специалист в области управления ВМФ / Professiographics / professiogram / professionally significant qualities / a Navy leadership specialist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Савин Михаил Вадимович

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается профессиографический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления ВМФ. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления различной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Савин Михаил Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of a theoretical analysis and experimental research, the article considers the professiographic approach to the study of the activities of Navy leadership specialists. The author constructs psychograms and blocks of professionally significant qualities of various specialists in the sphere of administration. The qualities determined are deemed necessary for all categories of Navy leadership specialists.

Текст научной работы на тему «Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ»

Психологические

аспекты

профессиональной

подготовки

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВМФ

В. А. Іубнн, М. В. Савин

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается профессиогра-фический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления ВМФ. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления различной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления ВМФ.

Ключевые слова: профессиография, профессиограмма, профессионально важные качества, специалист в области управления ВМФ.

Важнейшим показателем боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации являются специалисты в области военного управления, способные достичь необходимого уровня военной профессионализации, эффективного функционирования в рамках военной организации, коллективов воинских подразделений и частей. В докладе на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года», говоря о необходимости новых подходов к военному строительству, В. В. Путин сказал: «...роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня.» [1]. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны 5 марта 2010 г., Д. А. Медведев отмечал:«... важнейшей задачей остается подготовка офицерского корпуса. Армии и флоту нужны, безусловно, высококлассные специалисты.» [2].

Успешность обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста в области военного управления ВМФ во многом зависит от наличия у него способностей к данному виду деятельности. Для определения степени выраженности этих способностей служат профессиональный психологический отбор, подбор и расстановка кадров. Большой вклад в этой области внесли А. В. Барабанщиков, В. А. Бодров, В. А. Губин, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, В. А. Корзунин, Б. В. Кулагин, А. Г. Маклаков, Г. С. Никифоров и др. [3-11].

Одним из важных этапов системы профессионального психологического отбора является анализ трудового процесса, а также особенностей трудовой деятельности. Цель данного анализа состоит в выявлении требова-

ний, предъявляемых деятельностью к физическим, психическим и социальным качествам кандидата, а также к уровню его профессиональных знаний и навыков. Для решения этой задачи используется метод инженернопсихологического анализа деятельности. Основу данного метода составляет понятие «профессиограмма» [12].

Важной частью профессиограммы является психограмма, т. е. характеристика требований, предъявляемый профессией к психике человека [13, с. 111-112]. Специфика составления психограммы в целях профотбора заключается в ориентации на изучение достаточно устой-чивык профессионально важных качеств (ПВК), представляющих собой потенциальные или актуальные способности к данному виду профессиональной деятельности. Отсутствие или недостаточная выфаженность их приводит к стойким, а не случайным ошибочным действиям, и в дальнейшем - к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности [14, с. 114].

В связи с этим большое значение имеют вышвление и диагностика личностнык факторов офицеров - слушателей Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ «ВМА»), влияющих на эффективность их последующей профессиональной деятельности. Слушатели-респонденты условно разделены на три группы: группа экспертов (слушатели академии заочной формы обучения, которые на момент исследования занимали руководящие должности ВМФ); слушатели первого и второго курса очной формы обучения командного факультета; слушатели первого и второго курса очной формы обучения командно-инженерного факультета. Было проведено профессиографическое изучение психологических, психофизиологических и личностных ПВК специалистов в области управления. Слушатели очной формы обучения были обследованы в начале обучения, затем в конце первого курса и непосредственно перед выпуском из ВУНЦ ВМФ «ВМА».

Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и другие качества личности [15]. На основании систематизации и контент-анализа источников [16-19] автором для данного профессиографического обследования был составлен опросник оценки ПВК специалиста в области управления ВМФ. Опросник состоит из 107 индивидуально-психологических качеств, составляющих следующие

блоки: 1) профессиональная направленность; 2) способности; 3) внимание; 4) память; 5) мышление; 6) знания;

7) организаторские и волевые качества; 8) эмоциональноволевая устойчивость; 9) нервно-психическая устойчивость; 10) коммуникативные качества; 11) морально-нравственные качества. Испытуемые должны были оценить каждое качество, представленное в профессиографичес-ком опроснике по 10-балльной шкале, оценивая степень проявления его в профессиональной деятельности.

На основании балльных оценок все качества ранжируются, определяются первые по рангу 30 качеств [20]. При этом ранг качества определяет его профессиональную значимость. Обработка данных экспертного опроса позволяет выявлять структуру ПВК и строить психограммы офицеров-управленцев ВМФ всех профилей деятельности.

Покажем первые 10 из 30 профессионально важных качеств данных психограмм экспертов и слушателей-вы-пускников командной и инженерной специализации.

А. ПВК специалистов-экспертов:

1) интерес к профессиональной деятельности; 2) стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков; 3) способность брать на себя ответственность; 4) способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших нагрузок; 5) патриотизм; 6) способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление; 7) преданность профессии; 8) организаторские способности; 9) способность четко формулировать сообщения, распоряжения; 10) требовательность.

Б. ПВК слушателей-выпускников командного профиля деятельности:

1) преданность профессии; 2) стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков; 3) интерес к профессиональной деятельности; 4) высокий уровень притязаний в профессиональной сфере; 5) патриотизм; 6) быстрый переход от одной деятельности к другой (переключаемость внимания); 7) способность брать на себя ответственность;

8) способность находить новые, необычные решения (творческое мышление); 9) принципиальность; 10) способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках.

В. ПВК слушателей-выпускников инженерного профиля деятельности:

1) интерес к профессиональной деятельности;

2) преданность профессии; 3) стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков; 4) патриотизм; 5) важность оценки результатов своей деятельности командованием; 6) важность положительной оценки результатов своей деятельности со стороны профессионального коллектива; 7) убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности; 8) высокий уровень притязаний в профессиональной сфере (стремление к самым высоким должностям и профессиональным званиям); 9) чувство собственного достоинства; 10) обязательность.

Содержательный анализ структуры ПВК данных психограмм позволил выявить и распределить качества по блокам, определить их долю (в процентах) и ранжировать на основании средней балльной оценки качеств, входящих в эти блоки (табл. 1, 2).

Значения, приведенные в табл. 1, позволяют проводить количественное сравнение долевой представленности каждого блока в структуре ПВК всех категорий обследуемых и оценивать значимость блока для успешности профессиональной деятельности. С помощью этих значений можно изучать динамику изменения структуры ПВК специалиста данной профессии на различных этапах обучения.

Данные табл. 2 позволили провести сравнение рангов блоков ПВК (профессиональной важности этих блоков) у различных категорий специалистов более объективно, исходя из всего спектра качеств опросника (107 качеств).

Анализ психограмм данных групп показал, что общими для них качествами являются: 1) интерес к профессиональной деятельности; 2) стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и

Таблица 1

Блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ, %

№ п/п Блоки характеристик в комплексах ПВК Эксперты О фицеры-слушатели командного профиля обучения Офицеры-слушатели инженерного профиля обучения

Первый курс (нач.) Первый курс (кон.) Второй курс (кон.) й ) Первый курс (кон.) Второй курс (кон.)

1 Профессиональная направленность 23,3 20,0 23,3 30,0 26,6 26,6 30,0

2 Способности 6,7 6,7 6,7 6,7 3,3 6,7 10,0

3 Внимание 3,3 6,7 3,3 3,3 6,7 3,3 3,3

4 Память - 3,3 - - 3,3 3,3 -

5 Мышление 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3

6 Знания - - 3,3 - 6,7 6,7 6,7

7 Организаторские и волевые качества 46,6 33,3 36,7 40,0 23,3 26,6 30,0

8 Эмоционально-волевая устойчивость 3,3 6,7 6,7 3,3 3,3 3,3 -

9 Нервно-психическая устойчивость 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3

10 Коммуникативные качества 3,3 6,7 3,3 3,3 10,0 6,7 3,3

11 Морально-нравственные качества 6,7 10,0 10,0 6,7 10,0 10,0 10,0

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 2

Ранжирование блоков ПВК экспертов и специалистов-выпускников различных профилей специальностей

по среднему балу

Профиль Ранг блока ПВК

специалистов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Эксперты СП ПН НПУ ОВК МНК ВН ЭВУ МШЛ ЗН КОМ ПАМ

7,96 7,84 7,71 7,56 7,35 7,20 7,12 7,10 7,00 6,96 6,81

Командиры ПН НПУ ОВК МНК ВН ЗН ЭВУ СП КОМ МШЛ ПАМ

7,88 7,77 7,46 7,44 7,24 7,20 7,16 7,12 6,99 6,91 6,82

Инженеры ПН ОВК СП МНК ВН ЗН НПУ КОМ ЭВУ ПАМ МШЛ

8,33 7,61 7,55 7,52 7,45 7,20 7,19 7,16 7,14 7,12 7,11

Примечания. Условные обозначения соответствуют следующим блокам ПВК профессиографического опросника: ПН -блок «Профессиональная направленность»; СП - блок «Способности»; ВН - блок «Внимание»; ПАМ - блок «Память»; МШЛ -блок «Мышление»; ЗН - блок «Знания»; ОВК - блок «Организаторские и волевые качества»; ЭВУ- блок «Эмоциональноволевая устойчивость»; НПУ- блок «Нервно-психическая устойчивость»; КОМ - блок «Коммуникативные качества»; МНК -блок «Морально-нравственные качества». Средние баллы блоков отражают их значение отдельно от каждой группы обследуемых, поэтому не могут сравниваться между группами.

навыков; 3) способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий; 4) способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок; 5) патриотизм; 6) высокий уровень ответственности за исполняемую работу; 7) абсолютная честность; 8) целеустремленность и настойчивость; 9) убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности; 10) способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках; 11) чувство собственного достоинства; 12) высокий уровень притязаний в профессиональной сфере (стремление к самым высоким должностям и профессиональным званиям); 13) решительность и смелость.

Данные ПВК являются самыми значимыми для эффективной профессиональной деятельности специалиста в области управления ВМФ и составляют ядро структуры его ПВК.

Таким образом, полученные данные о структуре и содержании комплексов ПВК, а также их особенностях у специалистов в области управления ВМФ различного профиля деятельности позволяют методически и организационно обосновывать пути формирования профессионально важных и личностных качеств в период обучения в ВМА, их соответствие требованиям военно-профессиональной деятельности по одному из основных профилей должностного предназначения.

1. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс] : доклад Президента России Владимира Путина на Госсовете 8 февраля 2008 г. // Официальный сайт Президента РФ. ШТ: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/ 1542_type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 20.01.2010).

2. Выступление Президента России Дмитрия Медведева на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] // Там же. ЦЯТ http://www.kremlin.ru/ news/7039 (дата обращения: 20.01.2010).

3. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Фе-денко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики : учебное пособие / под ред. А. В. Барабанщикова. М., 1988. 175 с.

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. М., 2001. 511 с.

5. Губин В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.

6. ИвановаЕ. МПрофориентационная профессиография : методическое пособие / под ред. В. А. Бодрова. М., 2005. 367 с.

7. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 432 с.

8. КорзунинВ. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 555 с.

9. Кулагин Б. В., Сергеев С. Т. Типологический подход к исследованию проблем профотбора // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 1. С. 62-70.

10. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика : учебник для вузов. СПб., 2008. 480 с.

11. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.

12. Маклаков А. Г. Указ. соч.

13. Никифоров Г. С. Указ. соч.

14. Там же.

15. ШадриковВ. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 183 с.

16. Корзунин В. А. Указ. соч.

17. Военная профессиология / под общ. ред. А. Г. Карая-ни, Ю. Г. Сулимова. М., 2004. 276 с.

18. Надуваев А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ : методическое пособие. СПб., 1997. 117 с.

19. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.

20. Корзунин В. А. Указ. соч.

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

А. Ф. Кузнецов

В статье рассматривается структура профессиональной подготовленности лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется вклад различных разделов профессиональной подготовки в становление профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.