Научная статья на тему 'Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления'

Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ / PROFESSIOGRAFIYA / PROFESSIOGRAM / PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS / SPECIALISTS IN THE NAVAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин В. А., Савин М. В.

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования рассматривается профессиографический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления разной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS SPECIALISTS IN THE NAVAL MANAGEMENT

The article deals with the professiographic approach to the development of naval management activities based on theoretical analysis and experimental research. The paper presents psychogram and component of professionally important skills of naval specialists in the field of management. The authors define structure skills required for all categories of specialists in the naval management

Текст научной работы на тему «Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления»

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В.А. ГУБИН,

заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной

психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина;

М.В. САВИН,

адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

Научная специальность: 19.00.07 — Педагогическая психология

E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе теоретического анализа и экспериментального исследования рассматривается про-фессиографический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления разной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления.

Ключевые слова: профессиография, профессиограмма, профессионально важные качества, специалист в области управления.

STRUCTURE PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS SPECIALISTS IN THE NAVAL MANAGEMENT

V.A. GUBIN,

honored Scientist of Russian Federation, Doctor of Psychological Sciences, Department of General and Applied Psychology at Leningrad State University. AS Pushkin;

M.V SAVIN,

associate Department of the moral and psychological support of the Military Educational and Scientific Center of the Navy, «Naval Academy named after Admiral Kuznetsov»

Annotation. The article deals with the professiographic approach to the development of naval management activities based on theoretical analysis and experimental research. The paper presents psychogram and component of professionally important skills of naval specialists in the field of management. The authors define structure skills required for all categories of specialists in the naval management.

Keywords: professiografiya, professiogram, professionally important skills, specialists in the naval management.

Успешность обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста в области военного управления зависит от наличия у него способностей к этому виду деятельности. Для определения степени выраженности этих способностей служат профессиональный психологический отбор, подбор и расстановка кадров. Большой вклад в развитие данной области знаний внесли А.В. Барабанщиков, В.А. Бодров, В.А. Губин, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, В.А. Корзунин, Б.В. Кулагин, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров и др.

Одним из важных этапов системы профессионального психологического отбора является анализ трудового процесса, а также особенностей трудовой деятельности. Цель этого анализа состоит в выявлении требований, предъявляемых деятельностью к физическим,

психическим и социальным качествам кандидата, а также уровню его профессиональных знаний и навыков. Для решения этой задачи используется метод инженерно-психологического анализа деятельности. Основу метода составляет понятие «профессиограмма»1.

Важной частью профессиограммы является психограмма, т.е. характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека2. Специфика составления психограммы в целях профотбора заключается в ориентации на изучение достаточно устойчивых профессионально важных качеств, представ-

1 Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник. СПб., 2008.

2 Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. С. 111-112.

ляющих собой потенциальные или актуальные способности к этому виду профессиональной деятельности. Отсутствие или недостаточная выраженность их приводит к стойким, а не случайным ошибочным действиям и в дальнейшем к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности3.

Большое значение имеет выявление и диагностика личностных факторов, влияющих на эффективность деятельности офицеров. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и другие качества личности4. Для профессиографического обследования исследователем составлен опросник оценки профессионально важных качеств специалиста в области управления Военно-морским флотом. Опросник состоит из 107 индивидуально-психологических качеств, объединенных в следующие блоки:

• профессиональная направленность;

• способности;

• внимание;

• память;

• мышление;

• знания;

• организаторские и волевые качества;

• эмоционально-волевая устойчивость;

• нервно-психическая устойчивость;

• коммуникативные качества;

• морально-нравственные качества.

Первые из 30 профессионально важных качеств психограмм:

• специалисты-эксперты — интерес к профессиональной деятельности, стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков, способность брать на себя ответственность, способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших нагрузок, патриотизм, способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление, преданность профессии, организаторские способности, способность четко формулировать сообщения, распоряжения, требовательность;

• слушатели — выпускники командного профиля деятельности — преданность профессии, стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков, интерес к профессиональ-

ной деятельности; высокий уровень притязаний в профессиональной сфере, патриотизм, быстрый переход от одной деятельности к другой (переключаемость внимания), способность брать на себя ответственность, способность находить новые необычные решения (творческое мышление), принципиальность, способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках;

• слушатели — выпускники инженерного профиля деятельности — интерес к профессиональной деятельности, преданность профессии, стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков, патриотизм, важность оценки результатов своей деятельности командованием; важность положительной оценки результатов своей деятельности со стороны профессионального коллектива, убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности, высокий уровень притязаний в профессиональной сфере (стремление к самым высоким должностям и профессиональным званиям), чувство собственного достоинства, обязательность.

Содержательный анализ структуры профессионально важных качеств психограмм позволил выявить и распределить качества по блокам, определить их долю (в процентах) и ранжировать на основании средней бальной оценки качеств, входящих в эти блоки (табл. 1 и 2).

Значения, приведенные в табл. 1, позволяют проводить количественное сравнение долевой представленности каждого блока в структуре профессионально важных качеств всех категорий обследуемых и оценивать значимость блока для успешности профессиональной деятельности. С помощью этих значений можно изучать динамику изменения структуры профессионально важных качеств специалиста профессии на разных этапах обучения.

Данные табл. 2 позволили провести сравнение рангов блоков профессионально важных качеств (профессиональной важности этих блоков) у разных категорий специалистов более объективно, исходя из спектра качеств опросника.

Анализ психограмм групп показал, что общими для них качествами являются следующие:

3 Там же. С. 114.

4 Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Таблица 1. Блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления, %

№ Блоки характеристик в комплексах ПВК Эксперты Офицеры

Слушатели командного профиля обучения Слушатели инженерного профиля обучения

1 курс (нач.) 1 курс (кон.) 2 курс (кон.) 1 курс (нач.) 1 курс (кон.) 2 курс (кон.)

1 Профессиональная направленность 23,3 20,0 23,3 30,0 26,6 26,6 30,0

2 Способности 6,7 6,7 6,7 6,7 3,3 6,7 10,0

3 Внимание 3,3 6,7 3,3 3,3 6,7 3,3 3,3

4 Память — 3,3 — — 3,3 3,3 —

5 Мышление 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3

6 Знания — — 3,3 — 6,7 6,7 6,7

7 Организаторские и волевые качества 46,6 33,3 36,7 40,0 23,3 26,6 30,0

8 Эмоционально-волевая устойчивость 3,3 6,7 6,7 3,3 3,3 3,3 —

9 Нервно-психическая устойчивость 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3

10 Коммуникативные качества 3,3 6,7 3,3 3,3 10,0 6,7 3,3

11 Морально-нравственные качества 6,7 10,0 10,0 6,7 10,0 10,0 10,0

ВСЕГО 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 2. Ранжирование блоков профессионально важных качеств экспертов и специалистов — выпускников разных профилей специальностей по среднему балу

специалистов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Эксперты СП 7,96 ПН 7,84 НПУ 7,71 ОВК 7,56 МНК 7,35 ВН 7,2 ЭВУ 7,12 МШЛ 7,10 ЗН 7,0 КОМ 6,96 ПАМ 6,81

Командиры ПН 7,88 НПУ 7,77 ОВК 7,46 МНК 7,44 ВН 7,24 ЗН 7,2 ЭВУ 7,16 СП 7,12 КОМ 6,99 МШЛ 6,91 ПАМ 6,82

Инженеры ПН 8,33 ОВК 7,61 СП 7,55 МНК 7,52 ВН 7,45 ЗН 7,2 НПУ 7,19 КОМ 7,16 ЭВУ 7,14 ПАМ 7,12 МШЛ 7,11

Примечание: ПН — блок «Профессиональная направленность»; СП — «Способности»; ВН — «Внимание»; ПАМ — «Память»; МШЛ — «Мышление»; ЗН — «Знания»; ОВК — «Организаторские и волевые качества»; ЭВУ — «Эмоционально-волевая устойчивость»; НПУ — «Нервно-психическая устойчивость»; КОМ — «Коммуникативные качества»; МНК — «Морально-нравственные качества». Средние баллы блоков отражают их значение отдельно от каждой группы обследуемых, поэтому не могут сравниваться между группами.

• интерес к профессиональной деятельности;

• стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков;

• способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий;

• способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок;

• патриотизм;

• высокий уровень ответственности за исполняемую работу;

• абсолютная честность;

• целеустремленность и настойчивость;

• убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности;

• способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках;

• чувство собственного достоинства;

• высокий уровень притязаний в профессиональной сфере (стремление к самым высоким должностям и профессиональным званиям);

• решительность и смелость. Эти профессионально важные качества являются самыми значимыми для эффективной профессиональной деятельности специалиста в области управления Военно-морским флотом и составляют ядро структуры его профессионально важных качеств.

Таким образом, данные о структуре и содержании комплексов профессионально важных качеств, а также

их особенностях у специалистов в области управления Военно-морским флотом разного профиля деятельности позволяют методически и организационно обосновывать пути формирования профессионально важных и личностных качеств в период обучения в Военно-морской академии, требованиям военно-профессиональной деятельности по одному из основных профилей должностного предназначения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО ТУРИЗМУ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И.Ю. ЕФИМОВА,

преподаватель Иркутского института международного туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: [email protected]

Аннотация. Определяются профессионально необходимые знания, умения и качества личности специалиста по туризму. Их формирование и развитие возможно в процессе дополнительной профессиональной подготовки в сфере гостеприимства. Эти навыки являются универсальными, так как применимы в любой профессиональной деятельности сферы туризма.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная подготовка, сфера гостеприимства, специалист по туризму, универсальные профессионально необходимые знания, умения и качества личности.

Из рецензии доктора педагогических наук, профессора, ректора ИИМТ О.Н. Щербаковой: «...Обработано определенное количество теоретического и фактологического материала, с учетом которого выстроена научная статья. Материал... изложен с соблюдением внутренней логики, выводы непротиворечивы».

FORMATION OF PROFESSIONALLY NECESSARY KNOWLEDGE, ABILITIES AND QUALITIES OF THE PERSON OF THE EXPERT IN TOURISM IN THE COURSE OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

I.Y. EFIMOVA,

lecturer of the Irkutsk Institute of International Tourism

Annotation. The subject matter of this article is the universal professionally knowledge, skills and qualities of the specialist's in tourism person. The author comes to the conclusion that the additional vocational training in hospitality forms and develops this knowledge, skills and qualities. They are universal, because they can be used in all terns of tourism.

Keywords: additional vocational training, hospitality, specialist in tourism, universal professionally knowledge, skills and qualities of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.