Псижопого-педагогические аспекты становления и развития личности
УДК 159.07
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВМФ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В. А. 1убин, М. В. Савин
На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассмотрены блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ. Показана динамика их изменения во время обучения в академии. Проведены ранжирование и сравнительный анализ профессионально важных качеств экспертной группы со слушателями-выпускниками Военно-морской академии.
Ключевые слова: способности, профессионально важные качества, блоки профессионально важных качеств, специалист в области военного управления ВМФ.
В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития, профессиональной деятельности и профессионализации человека.
Эти вопросы рассматривались в контексте вышвле-ния сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров. В. А. Губин, В. Д. Шадриков и др.). Профессионализация рассматривалась ими как процесс профессиональной социализации и профессионального становления и развития специалиста1.
Существуют личностно-индивидные способности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом, так и для конкретного направления его деятельности. Для определения степени выфаженности этих способностей используется профессиографическое исследование деятельности (В. А. Губин, Е. М. Иванова, В. А. Корзунин, А. Г. Маклаков, Г. С. Никифоров и др.)2. Целью данного исследования является установление требований, предъявляемых деятельностью к физическим, психическим и социальным качествам кандидата, а также к уровню его профессиональных знаний и навыпюв.
В связи с этим большое значение имеет вышвление и диагностика уровня развития личностных факторов офицеров - слушателей Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецо-
ва» (ВУНЦ ВМФ «ВМА»), влияющих на эффективность их последующей профессиональной деятельности.
Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и другие качества личности3. На основании систематизации и контент-анализа необходимых источников4 автором для данного профессиографического обследования был составлен опросник оценки ПВК специалиста в области управления ВМФ.
Опросник состоит из 107 индивидуально-психологических качеств, составляющих следующие блоки: 1) профессиональная направленность; 2) способности; 3) внимание; 4) память; 5) мышление; 6) знания; 7) организаторские и волевые качества; 8) эмоционально-волевая устойчивость; 9) нервно-психическаяустойчивость; 10) коммуникативные качества; 11) морально-нравственные качества.
Со слушателями с помощью данного опросника бышо проведено профессиографическое изучение психологических и личностных ПВК специалистов в области управления. Респонденты условно быши разделены на три группы: а) группа экспертов (слушатели Академии заочной формы обучения, которые на момент исследования занимали руководящие должности ВМФ); б) слушатели первого и второго курса очной формы обучения командного факультета; в) слушатели первого и второго курса очной формы обучения командно-инженерного факультета. Слушатели очной формы обучения были обследованы в начале обучения, затем в конце первого курса и непосредственно перед вытуском из ВУНЦ ВМФ «ВМА».
На основании исследования были составлены перечни ПВК (психограммы) даннык категорий специалистов, причем результаты экспертной группы были приняты за «эталонные». Анализ полученных психограмм позволил распределить указанные респондентами качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности на блоки (табл. 1).
Приведенные в табл. 1 значения позволили провести анализ и количественное сравнение долевой представленности каждого блока в структуре ПВК всех категорий обследуемых. С помощью этих значений можно изучать динамику изменения структуры ПВК специалиста данной профессии на различных этапах обучения.
Следующим этапом стало сравнение рангов блоков ПВК (профессиональной важности этих блоков) у раз-
Таблица 1
Блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ, %
№ Блоки характеристик в комплексах ПВК Эксперты Офицеры-слушатели командного профиля обучения Офицеры-слушатели инженерного профиля обучения
1 курс (нач.) 1 курс (кон.) 2 курс (кон.) 1 курс (нач.) 1 курс (кон.) 2 курс (кон.)
1 Профессиональная направленность 23,3 20,0 23,3 30,0 26,6 26,6 30,0
2 Способности 6,7 6,7 6,7 6,7 3,3 6,7 10,0
3 Внимание 3,3 6,7 3,3 3,3 6,7 3,3 3,3
4 Память - 3,3 - - 3,3 3,3 -
5 Мышление 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3
6 Знания - - 3,3 - 6,7 6,7 6,7
7 Организаторские и волевые качества 46,6 33,3 36,7 40,0 23,3 26,6 30,0
8 Эмоционально-волевая устойчивость 3,3 6,7 6,7 3,3 3,3 3,3 -
9 Нервно-психическая устойчивость 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3
10 Коммуникативные качества 3,3 6,7 3,3 3,3 10,0 6,7 3,3
11 Морально-нравственные качества 6,7 10,0 10,0 6,7 10,0 10,0 10,0
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
личных категорий специалистов, исходя из всего спектра Для дальнейшего анализа полученных данных был качеств опросника (107 качеств). Рассмотрим это на при- использован метод параметрической статистики: оценка мере экспертов и слушателей 2 курса (выпускников) обо- достоверности отличий между ПВК экспертов и слуша-их профилей обучения. Данные приведены в табл. 2. телей 2 курса командного профиля обучения (табл. 3),
Таблица 2
Ранжирование блоков ПВК экспертов и специалистов-выпускников различных профилей специальностей
по среднему баллу
Профиль Ранг блока ПВК
Эксперты СП ПН НПУ ОВК МНК ВН ЭВУ МШЛ ЗН КОМ ПАМ
7,96 7,84 7,71 7,56 7,35 7,2 7,12 7,10 7,0 6,96 6,81
Командиры ПН НПУ ОВК МНК ВН ЗН ЭВУ СП КОМ МШЛ ПАМ
7,88 7,77 7,46 7,44 7,24 7,2 7,16 7,12 6,99 6,91 6,82
Инженеры ПН ОВК СП МНК ВН ЗН НПУ КОМ ЭВУ ПАМ МШЛ
8,33 7,61 7,55 7,52 7,45 7,2 7,19 7,16 7,14 7,12 7,11
Примечания. 1. Условные обозначения соответствуют следующим блокам ПВК профессиографического опросника: ПН -блок «Профессиональная направленность»; СП - блок «Способности»; ВН - блок «Внимание»; ПАМ - блок «Память»; МШЛ -блок «Мышление»; ЗН - блок «Знания»; ОВК - блок «Организаторские и волевые качества»; ЭВУ - блок «Эмоциональноволевая устойчивость»; НПУ- блок «Нервно-психическая устойчивость»; КОМ - блок «Коммуникативные качества»; МНК -блок «Морально-нравственные качества». 2. Средние баллы блоков отражают их значение отдельно от каждой группы обследуемых, поэтому не могут сравниваться между группами.
Таблица 3
Оценка достоверности отличий экспертов и слушателей командного профиля обучения
Качество (номер) Эксперты Слушатели командного профиля обучения (п = 51) 1>81:игі Р
М1 ± т ст М2 ± т ст
Профессиональная направленность
1 9,03 ± 0,12 1,17 8,06 ± 0,20 1,09 3,20 Р < 0,01
2 8,40 ± 0,14 1,29 7,84 ± 0,22 1,21 2,17 Р < 0,05
Способности
3 8,24 ± 0,16 1,50 7,13 ± 0,24 1,34 3,65 Р < 0,001
4 8,27 ± 0,15 1,44 7,45 ± 0,24 1,36 2,84 Р < 0,01
Организаторские и волевые качества
5 8,01 ± 0,13 1,26 7,23 ± 0,18 1,02 3,35 Р < 0,01
6 7,82 ± 0,18 1,47 6,97 ± 0,28 1,35 2,94 Р < 0,05
7 7,82 ± 0,16 1,51 7,13 ± 0,21 1,15 2,60 Р < 0,05
Примечание. 1 - интерес к профессиональной деятельности по специальности; 2 - стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков, педагогического мастерства и правовой компетентности; 3 - способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление; 4 - способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок; 5 - способность четко формулировать сообщения, распоряжения; 6 - малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц; 7 - инициативность и самостоятельность.
экспертов и слушателей 2 курса инженерного профиля обучения (табл. 4) по 1-критерию Стьюдента.
Из предварительного анализа следует, что в блоке «Профессиональная направленность» группой экспертов были выше оценены качества, необходимые для успешной деятельности: интерес к профессиональной деятельности по специальности (р < 0,01); стремление к постоянному совершенствованию военно-профессиональных знаний и навыков, педагогического мастерства и правовой компетентности (р < 0,05) - чем слушателями-выпускниками командного профиля обучения. Такие качества, как «важность положительной оценки результатов своей деятельности со стороны профессионального коллектива» (р < 0,01), «важность оценки результатов своей деятельности командованием» (р < 0,05) и «убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности» (р < 0,05) даже ниже, чем слушателями-выпускниками инженерного профиля обучения. Это объясняется отсутствием практического опыта у слушателей Академии в управлении крупными воинскими коллективами ВМФ и большей социально-служебной ориентацией слушателей инженерного профиля деятельности. В блоке «Способности» экспертная группа, по сравнению с выпускниками Академии командного профиля обучения, выше оценивает такие
качества, как «способность принимать грамотные решения при недостатке информации или отсутствии времени на ее осмысление» (р < 0,001) и «способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок» (р < 0,01). В сравнении со слушателями инженерного профиля обучения, эксперты выше оценили качество «организаторские способности» (р < 0,05). Однако такие качества, как «технические способности» (р < 0,01) и «научные способности» (р < 0,01), а также качества, включенные в блок «Память»: «запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем» (р < 0,05) и «способность к прочному сохранению воспринятого материала на время выполнения отдельных действий и операций» (р < 0,05), группа экспертов сочла менее значимыми для своей профессиональной деятельности, чем слушатели инженерного профиля обучения. Объясняется это определенными аспектами технической специализации, полученной слушателями инженерного профиля во время обучения в ВУНЦ ВМФ «ВМА». Этим можно объяснить и более низкую оценку экспертами, по сравнению со слушателями инженерного профиля, качеств «способность анализировать ситуацию на основе имеющихся наглядных образов, представлений (образное мышление)» (р < 0,01) и «способность объективно оценить обстанов-
Таблица4
Оценка достоверности отличий экспертов и слушателей инженерного профиля обучения
Качество (номер) Эксперты Слушатели инженерного профиля обучения (п = 69) І-БІдіі Р
М1 ± т ст М2 ± т ст
Профессиональная направленность
1 7,77 ± 0,18 1,41 8,53 ± 0,15 0,86 -3,29 Р = 0,01
2 7,75 ± 0,15 1,43 8,35 ± 0,17 1,04 -2,56 Р = 0,05
3 7,69 ± 0,18 1,66 8,41 ± 0,28 1,65 -2,15 Р = 0,05
Способности
4 8,08 ± 0,14 1,30 7,62 ± 0,12 0,70 2,52 Р = 0,05
5 7,15 ± 0,15 1,41 8,06 ± 0,16 0,92 -2,81 Р = 0,01
6 6,42 ± 0,17 1,61 7,38 ± 0,23 1,35 -2,77 Р = 0,01
Память
7 6,60 ± 0,20 1,84 7,29± 0,22 1,27 -2,37 Р = 0,05
8 6,91 ±0,16 1,54 7,65 ± 0,19 1,10 -2,54 Р = 0,05
Мышление
9 6,60 ± 0,22 0,65 7,35 ± 0,15 0,88 -2,84 Р = 0,01
10 6,89 ± 0,16 1,46 7,38 ± 0,15 0,89 -2,28 Р = 0,05
Организаторские и волевые качества
11 7,78±0,18 1,68 7,0 ± 0,13 0,13 3,58 Р = 0,001
12 7,82 ±0,16 1,47 7,21 ± 0,15 0,92 2,77 Р = 0,01
13 8,01 ± 0,13 1,26 7,50 ± 0,14 0,79 2,68 Р = 0,01
14 8,39 ± 0,16 1,54 7,88 ± 0,14 0,84 2,30 Р = 0,05
Примечание. 1 - важность положительной оценки результатов своей деятельности со стороны профессионального коллектива; 2 - важность оценки результатов своей деятельности командованием; 3 - убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности; 4 - организаторские способности; 5 - технические способности; 6 - научные способности; 7 - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и систем; 8 - способность к прочному сохранению воспринятого материала на время выполнения отдельных действий и операций; 9 - способность анализировать ситуацию на основе имеющихся наглядных образов, представлений (образное мышление); 10 - способность объективно оценить обстановку и свои действия (критичность мышления); 11 - энергичность, способность побуждать людей к активной деятельности, сообщать другим свою волю; 12 - малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц; 13 - способность четко формулировать сообщения, распоряжения; 14 - способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий.
ку и свои действия (критичность мышления)» (р < 0,05) блока ПВК «Мышление».
Значимые различия оценки качеств получены при анализе блоков «Организаторские и волевые качества». Более высокие оценки экспертной группы по сравнению с оценками слушателей-выпускников получены по следующим качествам:
- командный профиль: «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,05) и «инициативность и самостоятельность» (р < 0,05);
- инженерный профиль: «энергичность, способность побуждать людей к активной деятельности, сообщать другим свою волю» (р < 0,001), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,01), «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий» (р < 0,01).
Данные говорят о более высоком уровне организаторских и волевых качеств у экспертной группы, имеющей опыт служебно-повседневной деятельности специалиста в области управления ВМФ. Более низкие баллы в оценках данных качеств слушателями-выпускниками могут объясняться отсутствием служебного опыта обследуемых слушателей, а также спецификой учебного процесса подготовки специалистов.
Это позволяет методически и организационно обосновывать пути развития профессионально важных и личностных качеств в период обучения в ВМА, в соответствии с требованиями будущей военно-профессиональной деятельности специалистов в области управления ВМФ. Таким образом, вопрос «Чему учить?» был и остается актуальным для подготовки военных кадров. Специалисты должны обладать теми качествами, которые обеспечивали их оптимальное участие в поддержании боеспособности Военно-морского Флота и Вооруженных Сил в целом -сегодня и на ближайшую перспективу.
1 Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 334 с.; Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М., 1991. 456 с.; Губин В. А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. 36 с.; Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 183 с.
2 Губин В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.; Иванова Е. М. Профориентационная профессиография: метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. В. А. Бодрова. М., 2005. 367 с.; Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 555 с.;Мак-лаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. СПб., 2008. 480 с.;
Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.
3 Шадриков В. Д. Указ. соч.
4 Корзунин В. А. Указ. соч.; Военная профессиология / под общ. ред. А. Г Караяни, Ю. Г. Сулимова. М., 2004. 276 с.; Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.; Надуваев А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ: метод. пособие. СПб., 1997. 117 с.
УДК 159.07
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО Б ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Г Ю. Авдиенко
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.
В соответствии с современными представлениями понятие «качество образования» рассматривается, по крайней мере, в трех аспектах: качество условий, созданных для осуществления образовательной деятельности; качество образовательных процессов (качество собственно образовательной деятельности); качество результатов образовательной деятельности (качество подготовки выпускников образовательных учреждений). Вместе с тем в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей личностного развития субъекта обучения. Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. При этом деятельность предполагает наличие соответствующей среды1.
Среда, в которой находится человек, самым тесным образом связана с явлением адаптации. Адаптация субъекта деятельности к факторам среды влияет на успешность развития его индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей. В свою очередь, степень адаптированности обучаемого к условиям обучения может быть оценена через его комфортность в образовательной среде. В то же время комфортность образовательной среды зависит от ряда факторов: личностных особенностей; специфики организации учебного процесса; наличия специфических мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности. Следовательно, комфортность образовательной сре-