Научная статья на тему 'Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде'

Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Адаптация / социальная адаптация / КОМФОРТНОСТЬ / социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза / Качество образования / adaptation / social adaptation / comfort / social and psychological comfort of a higher school education milieu / Quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдиенко Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains justification of the existence of the psychological phenomenon of "social and psychological comfort of the educational milieu". It shows the effectiveness of using the concept of social and psychological comfort of the educational milieu in the practical organization of the academic and educational process of a department. The author provides logical justification of the possibility to use the social and psychological comfort of the educational milieu as one of the criteria of quality assessment of education.

Текст научной работы на тему «Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде»

Губин В. А., Савин М. В. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности и развития специалиста...

ку и свои действия (критичность мышления)» (р < 0,05) блока ПВК «Мышление».

Значимые различия оценки качеств получены при анализе блоков «Организаторские и волевые качества». Более высокие оценки экспертной группы по сравнению с оценками слушателей-выпускников получены по следующим качествам:

- командный профиль: «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,05) и «инициативность и самостоятельность» (р < 0,05);

- инженерный профиль: «энергичность, способность побуждать людей к активной деятельности, сообщать другим свою волю» (р < 0,001), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,01), «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий» (р < 0,01).

Данные говорят о более высоком уровне организаторских и волевых качеств у экспертной группы, имеющей опыт служебно-повседневной деятельности специалиста в области управления ВМФ. Более низкие баллы в оценках данных качеств слушателями-выпускниками могут объясняться отсутствием служебного опыта обследуемых слушателей, а также спецификой учебного процесса подготовки специалистов.

Это позволяет методически и организационно обосновывать пути развития профессионально важных и личностных качеств в период обучения в ВМА, в соответствии с требованиями будущей военно-профессиональной деятельности специалистов в области управления ВМФ. Таким образом, вопрос «Чему учить?» был и остается актуальным для подготовки военных кадров. Специалисты должны обладать теми качествами, которые обеспечивали их оптимальное участие в поддержании боеспособности Военно-морского Флота и Вооруженных Сил в целом -сегодня и на ближайшую перспективу.

1 Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 334 с.; Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М., 1991. 456 с.; Губин В. А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. 36 с.; Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 183 с.

2 Губин В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.; Иванова Е. М. Профориентационная профессиография: метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. В. А. Бодрова. М., 2005. 367 с.; Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 555 с.;Мак-лаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. СПб., 2008. 480 с.;

Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.

3 Шадриков В. Д. Указ. соч.

4 Корзунин В. А. Указ. соч.; Военная профессиология / под общ. ред. А. Г Караяни, Ю. Г. Сулимова. М., 2004. 276 с.; Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.; Надуваев А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ: метод. пособие. СПб., 1997. 117 с.

УДК 159.07

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО Б ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Г Ю. Авдиенко

В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.

В соответствии с современными представлениями понятие «качество образования» рассматривается, по крайней мере, в трех аспектах: качество условий, созданных для осуществления образовательной деятельности; качество образовательных процессов (качество собственно образовательной деятельности); качество результатов образовательной деятельности (качество подготовки выпускников образовательных учреждений). Вместе с тем в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей личностного развития субъекта обучения. Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. При этом деятельность предполагает наличие соответствующей среды1.

Среда, в которой находится человек, самым тесным образом связана с явлением адаптации. Адаптация субъекта деятельности к факторам среды влияет на успешность развития его индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей. В свою очередь, степень адаптированности обучаемого к условиям обучения может быть оценена через его комфортность в образовательной среде. В то же время комфортность образовательной среды зависит от ряда факторов: личностных особенностей; специфики организации учебного процесса; наличия специфических мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности. Следовательно, комфортность образовательной сре-

ды может выступать критерием оценки возможности личностного развития субъекта обучения в условиях конкретного вуза. Рассматривая теоретические основы психологического обеспечения процесса обучения студентов в высшем учебном заведении, необходимо исходить из концептуальных положений теории адаптации .

На ведущую роль социальной адаптации в формировании человеческого фенотипа, функциональных состояний и способности к адаптации указывают К. А. Абуль-ханова-Славская, А. Г. Маклаков и Н. П. Дубинин3. А. А. Реан утверждает, что сам процесс социальной адаптации обнаруживает связи с различными сферами качеств личности4.

Анализ литературных источников позволил сформулировать определение «социально-психологической ком -фортности образовательной среды». Социально-психологическая комфортность образовательной среды - это состояние адаптированности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, влияющем на идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в безопасности. При этом надо понимать, что комфортное состояние в данном случае рассматривается не как состояние домашнего уюта, а как оптимальное состояние для идентификации себя с социальным окружением, удовлетворения потребности в достижении цели обучения в вузе, которая согласуется с самооценкой и формированием образа профессии. Следовательно, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза выступает в роли как фактора профессионализации обучаемых вузов, так и характеристики адаптированности обучаемых к условиям обучения в вузе. В свою очередь, социально-психологическая комфортность среды, как субъективная оценка студентами качества образовательной среды вуза, может являться одним из критериев качества образования.

Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза послужила основой для создания психологической службы на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в 2007 г. Задачи психологической службы факультета психологии состоят в следующем:

- адаптация студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза;

- осуществление психодиагностических исследований в целях выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи, и соответствующих научно-исследовательских работ;

- оказание индивидуально-психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в образовательном процессе и личностной сфере;

- проведение групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах, повышение мотивации к обучению и осознанию необходимости будущей профессиональной самореализации;

- оказание психологической помощи студентам первого курса при подготовке к зимней экзаменационной сессии;

- психологическая поддержка педагогической, производственной и научно-исследовательской практик студентов;

- практическая отработка профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, входящих в состав психологической службы факультета.

Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета, что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.

Функционирование психологической службы на факультете в течение нескольких лет показало некоторые результаты. Так, комплекс мероприятий, направленных на решение задачи по адаптации студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза, позволил добиться того, что психические познавательные процессы студентов, актуализируясь, приводят к увеличению показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие, с достоверностью р < 0,05. Вместе с тем происходит качественное улучшение показателя, характеризующего личностный адаптационный потенциал. При этом наблюдается некоторое количественное увеличение параметра, характеризующего социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде.

Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 1).

■ 2007 г.

■ 2008 г. □ 2009 г.

60

% 50

40 30 20 10 0

от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5

Диапазон оценок

Рис. 1. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.

Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так, значительно возросло число студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов, имеющих трудности в обучении.

С целью оценки эффективности влияния работы психологической службы на развитие индивидуальнопсихологических характеристик и личностных особенностей студентов был проведен сравнительный анализ соответствующих характеристик и особенностей студентов факультета психологии с подобными характеристиками и особенностями студентов гуманитарного профиля обучения ЛГУ им. А. С. Пушкина. В результате было установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала, у студентов факультета психологии достоверно выше (рис. 2, а). Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития (ОИР) у студентов факультета психологии также достоверно выше, чем у студентов гуманитарного профиля обучения (рис. 2, б).

Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза, у студентов факультета психологии достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе. На втором курсе показатель, характеризующий уровень социально-психологической комфортности образовательной среды вуза у студентов факультета количественно больше, что гово-

рит о лучшей тенденции перед студентами-гуманита-риями (рис. 3).

Таким образом, внедрение психологического обеспечения в учебный и воспитательный процессы привело к тому, что на факультете психологии произошло увеличение эффективности образовательного процесса, выразившееся в:

- увеличении эффективности учебной деятельности студентов;

- структурировании состава обучаемых на студентов младших и студентов старших курсов, что может характеризовать этапность образовательного процесса;

- перераспределении студентов по успешности обучения;

- более высоких показателях, характеризующих индивидуально-психологические и личностные особенности студентов, что говорит о более интенсивном их развитии.

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.

2 Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Новиков В. С., Бочен-ков А. А. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб., 1997. 254 с.

3 Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления личности // Когнитивная психология. М., 1986. С. 48; Дубинин Н. П. Философия диалектического материализма и проблемы генетики // Вопросы философии. 1973. № 4. С. 96-107; Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. СПБ., 1996. 393 с.

4 Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2002. 352 с.

СТЭН 7т

СТЭН 5-,

1 2 3 4 5

Курс обучения

■ Студенты гуманитарного профиля

И Сту денты- психологи

3,5

2-р

1 2 3 4 5

Курс обучения

Рис 2. Сравнение показателей по ЛАП (а) и ОИР (б) у студентов гуманитарного вуза и психологов

5

3

а

СТЭН 8

5,5

■ Студенты гуманитарного профиля

■ Студенты-психологи

2 3 4

Курс обучения

Рис. 3. Сравнение студентов гуманитарного вуза и психологов по СПКС

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.