Губин В. А., Савин М. В. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности и развития специалиста...
ку и свои действия (критичность мышления)» (р < 0,05) блока ПВК «Мышление».
Значимые различия оценки качеств получены при анализе блоков «Организаторские и волевые качества». Более высокие оценки экспертной группы по сравнению с оценками слушателей-выпускников получены по следующим качествам:
- командный профиль: «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,05) и «инициативность и самостоятельность» (р < 0,05);
- инженерный профиль: «энергичность, способность побуждать людей к активной деятельности, сообщать другим свою волю» (р < 0,001), «малая внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц» (р < 0,01), «способность четко формулировать сообщения, распоряжения» (р < 0,01), «способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий» (р < 0,01).
Данные говорят о более высоком уровне организаторских и волевых качеств у экспертной группы, имеющей опыт служебно-повседневной деятельности специалиста в области управления ВМФ. Более низкие баллы в оценках данных качеств слушателями-выпускниками могут объясняться отсутствием служебного опыта обследуемых слушателей, а также спецификой учебного процесса подготовки специалистов.
Это позволяет методически и организационно обосновывать пути развития профессионально важных и личностных качеств в период обучения в ВМА, в соответствии с требованиями будущей военно-профессиональной деятельности специалистов в области управления ВМФ. Таким образом, вопрос «Чему учить?» был и остается актуальным для подготовки военных кадров. Специалисты должны обладать теми качествами, которые обеспечивали их оптимальное участие в поддержании боеспособности Военно-морского Флота и Вооруженных Сил в целом -сегодня и на ближайшую перспективу.
1 Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 334 с.; Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: сб. науч. тр. М., 1991. 456 с.; Губин В. А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1996. 36 с.; Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 183 с.
2 Губин В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.; Иванова Е. М. Профориентационная профессиография: метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. В. А. Бодрова. М., 2005. 367 с.; Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 555 с.;Мак-лаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. СПб., 2008. 480 с.;
Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.
3 Шадриков В. Д. Указ. соч.
4 Корзунин В. А. Указ. соч.; Военная профессиология / под общ. ред. А. Г Караяни, Ю. Г. Сулимова. М., 2004. 276 с.; Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.; Надуваев А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ: метод. пособие. СПб., 1997. 117 с.
УДК 159.07
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО Б ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Г Ю. Авдиенко
В статье приводится обоснование существования психологического феномена «социально-психологическая комфортность образовательной среды». Показана эффективность использования концепции социально-психологической комфортности образовательной среды в практике организации учебного и воспитательного процесса факультета. Приводится логическое обоснование возможности использования социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в качестве одного из критериев оценки качества образования.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, комфортность, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза, качество образования.
В соответствии с современными представлениями понятие «качество образования» рассматривается, по крайней мере, в трех аспектах: качество условий, созданных для осуществления образовательной деятельности; качество образовательных процессов (качество собственно образовательной деятельности); качество результатов образовательной деятельности (качество подготовки выпускников образовательных учреждений). Вместе с тем в системе оценки качества образования отсутствует такой важный концептуальный компонент, как оценка возможностей личностного развития субъекта обучения. Как известно, развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. При этом деятельность предполагает наличие соответствующей среды1.
Среда, в которой находится человек, самым тесным образом связана с явлением адаптации. Адаптация субъекта деятельности к факторам среды влияет на успешность развития его индивидуально-психологических характеристик и личностных особенностей. В свою очередь, степень адаптированности обучаемого к условиям обучения может быть оценена через его комфортность в образовательной среде. В то же время комфортность образовательной среды зависит от ряда факторов: личностных особенностей; специфики организации учебного процесса; наличия специфических мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности. Следовательно, комфортность образовательной сре-
ды может выступать критерием оценки возможности личностного развития субъекта обучения в условиях конкретного вуза. Рассматривая теоретические основы психологического обеспечения процесса обучения студентов в высшем учебном заведении, необходимо исходить из концептуальных положений теории адаптации .
На ведущую роль социальной адаптации в формировании человеческого фенотипа, функциональных состояний и способности к адаптации указывают К. А. Абуль-ханова-Славская, А. Г. Маклаков и Н. П. Дубинин3. А. А. Реан утверждает, что сам процесс социальной адаптации обнаруживает связи с различными сферами качеств личности4.
Анализ литературных источников позволил сформулировать определение «социально-психологической ком -фортности образовательной среды». Социально-психологическая комфортность образовательной среды - это состояние адаптированности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, влияющем на идентичность с социальной средой, мотивацию к обучению, самооценку, профессиональную направленность и удовлетворение потребности в безопасности. При этом надо понимать, что комфортное состояние в данном случае рассматривается не как состояние домашнего уюта, а как оптимальное состояние для идентификации себя с социальным окружением, удовлетворения потребности в достижении цели обучения в вузе, которая согласуется с самооценкой и формированием образа профессии. Следовательно, социально-психологическая комфортность образовательной среды вуза выступает в роли как фактора профессионализации обучаемых вузов, так и характеристики адаптированности обучаемых к условиям обучения в вузе. В свою очередь, социально-психологическая комфортность среды, как субъективная оценка студентами качества образовательной среды вуза, может являться одним из критериев качества образования.
Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза послужила основой для создания психологической службы на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в 2007 г. Задачи психологической службы факультета психологии состоят в следующем:
- адаптация студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза;
- осуществление психодиагностических исследований в целях выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи, и соответствующих научно-исследовательских работ;
- оказание индивидуально-психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в образовательном процессе и личностной сфере;
- проведение групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на улучшение социально-психологического климата в коллективах, повышение мотивации к обучению и осознанию необходимости будущей профессиональной самореализации;
- оказание психологической помощи студентам первого курса при подготовке к зимней экзаменационной сессии;
- психологическая поддержка педагогической, производственной и научно-исследовательской практик студентов;
- практическая отработка профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, входящих в состав психологической службы факультета.
Особенностью деятельности психологической службы факультета является непосредственное взаимодействие как со студентами, так и со структурными подразделениями факультета, что обеспечивает целостный подход к вопросам обучения, воспитания и развития.
Функционирование психологической службы на факультете в течение нескольких лет показало некоторые результаты. Так, комплекс мероприятий, направленных на решение задачи по адаптации студентов первого курса и вновь прибывших студентов к образовательной среде вуза, позволил добиться того, что психические познавательные процессы студентов, актуализируясь, приводят к увеличению показателя, характеризующего общее интеллектуальное развитие, с достоверностью р < 0,05. Вместе с тем происходит качественное улучшение показателя, характеризующего личностный адаптационный потенциал. При этом наблюдается некоторое количественное увеличение параметра, характеризующего социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде.
Интересным представляется распределение студентов факультета всех курсов по индивидуальным средним баллам за сдачу экзаменационных сессий в исследуемый период (рис. 1).
■ 2007 г.
■ 2008 г. □ 2009 г.
60
% 50
40 30 20 10 0
от 2 до 3 от 3 до 4 от 4 до 5 5
Диапазон оценок
Рис. 1. Распределение студентов по средним баллам сдачи зимних экзаменационных сессий 2007-2009 гг.
Примечательно, что внедрение в систему управления учебным и воспитательным процессом психологической службы привело к тому, что произошло перераспределение студентов на факультете по успешности обучения. Так, значительно возросло число студентов, успешно осваивающих программу обучения, и снизилось количество студентов, имеющих трудности в обучении.
С целью оценки эффективности влияния работы психологической службы на развитие индивидуальнопсихологических характеристик и личностных особенностей студентов был проведен сравнительный анализ соответствующих характеристик и особенностей студентов факультета психологии с подобными характеристиками и особенностями студентов гуманитарного профиля обучения ЛГУ им. А. С. Пушкина. В результате было установлено, что показатель, характеризующий уровень развития личностного адаптационного потенциала, у студентов факультета психологии достоверно выше (рис. 2, а). Показатель, характеризующий уровень общего интеллектуального развития (ОИР) у студентов факультета психологии также достоверно выше, чем у студентов гуманитарного профиля обучения (рис. 2, б).
Показатель, характеризующий уровень социальнопсихологической комфортности образовательной среды вуза, у студентов факультета психологии достоверно выше в стандартных единицах измерения на первом, втором, четвертом и пятом курсе. На втором курсе показатель, характеризующий уровень социально-психологической комфортности образовательной среды вуза у студентов факультета количественно больше, что гово-
рит о лучшей тенденции перед студентами-гуманита-риями (рис. 3).
Таким образом, внедрение психологического обеспечения в учебный и воспитательный процессы привело к тому, что на факультете психологии произошло увеличение эффективности образовательного процесса, выразившееся в:
- увеличении эффективности учебной деятельности студентов;
- структурировании состава обучаемых на студентов младших и студентов старших курсов, что может характеризовать этапность образовательного процесса;
- перераспределении студентов по успешности обучения;
- более высоких показателях, характеризующих индивидуально-психологические и личностные особенности студентов, что говорит о более интенсивном их развитии.
1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004. 352 с.
2 Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Новиков В. С., Бочен-ков А. А. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов. СПб., 1997. 254 с.
3 Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления личности // Когнитивная психология. М., 1986. С. 48; Дубинин Н. П. Философия диалектического материализма и проблемы генетики // Вопросы философии. 1973. № 4. С. 96-107; Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. СПБ., 1996. 393 с.
4 Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2002. 352 с.
СТЭН 7т
СТЭН 5-,
1 2 3 4 5
Курс обучения
■ Студенты гуманитарного профиля
И Сту денты- психологи
3,5
2-р
1 2 3 4 5
Курс обучения
Рис 2. Сравнение показателей по ЛАП (а) и ОИР (б) у студентов гуманитарного вуза и психологов
5
3
а
СТЭН 8
5,5
■ Студенты гуманитарного профиля
■ Студенты-психологи
2 3 4
Курс обучения
Рис. 3. Сравнение студентов гуманитарного вуза и психологов по СПКС
3