Научная статья на тему 'Развитие управленческих способностей руководителя(социально-психологические особенности)'

Развитие управленческих способностей руководителя(социально-психологические особенности) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1477
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полковникова Т. Н.

В статье рассматриваются вопросы развития управленческих способностей руководящих кадров в силовых структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полковникова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Managerial Abilities of the Leader

In the article the questions of the development of the leading personnel in power structures are concerned.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческих способностей руководителя(социально-психологические особенности)»

6. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М.: Форум. 2009. 352 с.

7. Сергеев Д.Б. Термины "местное самоуправление", "органы местного самоуправления" и "муниципальное образование": противоречия при использовании в понятийном аппарате российского права // Современное право. 2010. № 6. С. 26 - 28.

8. Холопов В.А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода к стратегическому планированию.// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13.

9. Материалы официального сайта Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс] // Источник: http://www.asi.ru. 2011.

УДК 331.108.2

Полковникова Т.Н., к. психол. н.

Развитие управленческих способностей руководителя (социально-психологические особенности)

В статье рассматриваются вопросы развития управленческих способностей руководящих кадров в силовых структурах.

Ключевые слова и словосочетания: реформирование, вооруженные силы, профессиональные функции, формирование навыков управления.

В современных условиях система личностно-профессионального развития человека заметно усложняется и требует максимальной ориентации на его профессиональный выбор, творческие возможности и требования профессиональной деятельности, особое место в которой занимает управленческая деятельность. Все более актуально звучат требования к развитию управленческих способностей руководителей, выполняющих профессиональные функции в конкретных структурах. Нас в данном случае интересует вопрос -как силовые структуры, в частности, Вооруженные Силы страны, решают проблемы развития управленческих способностей руководящих кадров в ряду других проблем, обусловленных реформированием российской армии.

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил РФ выступает решение задачи совершенствования подготовки офицерских кадров, то есть, каким должен быть профессионал - офицер, каким требованиям он должен отвечать, какими способностями и качествами обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональные способности в процессе обучения в военных высших учебных заведениях. Главным содержанием деятельности должностных лиц, преподавательского состава данной категории учебных заведений является последовательное формирование навыков управления войсками, формирование твердых знаний и соответствующих принципов работы по принятию управленческих решений в мирное и военное время. Оче-

26

видно, что данная задача не может быть успешно решена без всестороннего исследования личностных особенностей офицера и психологических условий, способствующих развитию его личностного и профессионального потенциала.

Особую актуальность данной теме придает тот факт масштабного сокращения и реформирования ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Происходит существенное расширение и усложнение решаемых управленческих задач, требующих от военного руководителя любого уровня военного управления РВСН наличия и развитости сложного и специфического набора способностей. Исследования, проводимые на протяжении ряда лет в Военной академии РВСН им. Петра Великого и в других ВВУЗах ракетных войск показали, что деятельность офицерских кадров на всех уровнях управления осуществляется, как правило, в сложных, зачастую в экстремальных психологических условиях. Это проявляется в наличии стрессовых состояний из-за нестабильной социально-экономической обстановки в стране, неуверенности в завтрашнем дне офицеров-ракетчиков, недостатков в организации воинской деятельности, профессиональных взаимоотношений, а также наличием непрогнозируемых ситуаций и воздействии экстремальных управленческих факторов.

В РВСН насчитывается более 400 военных профессий и специальностей, предъявляющих особые требования к военнослужащим и их профессиональной деятельности. Однако наиболее сложной и ответственной остается управленческая деятельность офицеров-ракетчиков, и это предопределяет соотношение характера и уровней развитости всех психологических качеств, ведущую роль в которых играют способности. Сохранение кадрового потенциала, безусловное выполнение кадрового заказа по подготовке офицеров с уровнем подготовки, соответствующем требованиям государственного стандарта, квалификационным требованиям и требованиям войск, обеспечение необходимых условий для их реализации в образовательном процессе - одна из главных задач системы военного образования Ракетных войск.

Наряду с этим у должностных лиц руководящего состава, преподавателей ВВУЗов, специализирующихся на изучении способностей офицерских кадров к управленческой деятельности, возрастает потребность в исследовании их психологической диагностики, уточнении и учете всей совокупности психологических условий, обеспечивающих требуемое развитие управленческих способностей офицеров в процессе обучения в военной академии.

Данная проблематика, во всем ее объеме и сложности давно заняла свое важное место на теоретико-практическом поле отечественной науки. Достаточно указать, что теоретические основы исследования профессиональных способностей широко представлены в трудах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Гуревич, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Шадриков; структура профессиональных способностей и построение профилей управленческой деятельности в трудах Е.А. Бодрова, Е.М. Борисовой, А.К. Марко-

вой. А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Л.Г. Лаптев активно исследуют проблемы психологии управления.

Исследуются эвристические возможности акмеологического подхода к анализу управленческой деятельности значительной группой ученых, среди которых мы находим такие имена, как С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.Ю. Панасюк, Е.А. Яблоков [1].

Однако заметим, что за пределами пристального научного внимания во многом продолжают оставаться такие проблемы и вопросы, как возможности и условия развития управленческих способностей в системе высшей профессиональной подготовки; известные противоречия между изменяющимися социально-экономическими условиями воинской деятельности, требующими определенного набора специфических способностей к управленческой деятельности и реальным уровнем развития этих способностей; между определением структуры управленческих способностей и недостаточной изученностью их диагностики и развития в процессе подготовки управленческих кадров.

Уяснению сути проблемы в значительной мере помогли конкретное социологическое исследование, проведенное автором данной статьи, проведенное в период с 2005 по 2010 год * .

Исследование проводилось на базе Военной академии РВСН имени Петра Великого и других вузов ракетных войск.

В итоге нам удалось уточнить содержание управленческих способностей офицеров, определить их структуру и описать особенности поведенческих проявлений каждого из компонентов управленческих способностей. Мы утверждаем, что в структуре управленческих способностей присутствуют два компонента - процессуальный компонент (психические процессы, качества) и операциональный компонент (операции, действия по их применению). При этом в структуре аналитико-прогностических способностей преобладает (лучше осознается, выше по значимости оценивается, чаще используется) процессуальный компонент, а в структуре исполнительских способностей наибольшая нагрузка ложится на операциональный компонент.

С помощью адаптированных психологических методик диагностики управленческих способностей офицеров удается установить, что управленческие способности имеют свою специфику у различных руководителей и они необходимы на всех уровнях управленческой иерархии. Компоненты профессиональных способностей, мало востребованные в профессиональной деятельности, оказываются более свернутыми и порой деформированными.

* Исследованием было охвачено 196 офицеров - слушателей командного и инженерного факультетов, 134 офицера факультета переподготовки кадров Военной академии им. Петра Великого и других вузов ракетных войск. Всего в исследовании приняли участие более 330 человек.

Мы получаем представление о динамике управленческих способностей в ходе формирования. Изменение в ходе обучающих занятий ролевых позиций руководителя способствует в определенной мере развертыванию тех компонентов профессиональных способностей, которые по причине меньшей востребованности в управленческой деятельности были свернуты.

Социально-психологическая модель продуктивного развития управленческих способностей военных руководителей в ВВУЗе представляет собой структурно-содержательную архитектонику привлечения потенциала учебно-воспитательного процесса, его мониторингового сопровождения и актуализации активности личностно-профессионального развития офицеров, что, в свою очередь, позволяет разработать и апробировать методики развития управленческих способностей, определить основные направления социально-психологического сопровождения процесса управленческой подготовки офицеров в ВВУЗе, а также обосновать социально-психологические условия продуктивного развития управленческих способностей офицеров во время обучения в ВВУЗе.

Эффективность управленческой деятельности офицерских кадров РВСН непосредственно определяется наличием и степенью развитости у военного руководителя сложной и многоплановой системы способностей, личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играют управленческие способности. В процессе личностно-профессионального развития кадров военного управления выделяют период наиболее продуктивного развития - период обучения в военной академии.

Управленческие способности офицерских кадров представляют собой совокупность психологических свойств и индивидуальных качеств личности, позволяющих успешно выполнять управленческие функции. В структуре управленческих способностей офицеров мы выделяем общие (базовые) способности, интегративные и специальные способности, содержательноструктурные характеристики и уровень развития управленческих способностей, детерминированные психологическим содержанием профессиональной деятельности офицеров. Основными критериями выделения компонентов управленческих способностей являются: деятельностно-функционалъный -признаки свойств психики и качеств личности, которые требуются для управленческой деятельности; структурно-психологический - признаки сформированности психической готовности и подготовленности руководителя выполнять управленческие функции.

Социально-психологическая модель продуктивного развития управленческих способностей как организационная система раскрывает особенности использования системного подхода, определяющего содержание и организацию интеграции учебно-воспитательного процесса, личностнопрофессионального развития и мониторингового сопровождения всей жизнедеятельности ВВУЗа для успешного овладения руководителями требуемым уровнем управленческой компетентности и гармоничного развития личности офицера.

Социально-психологическими условиями развития управленческих способностей, позволяющими не только достичь нового качественного уровня деятельности и обеспечить переход личности военнослужащего на более высокую ступень своего развития, выступают: профессиональная мотивация к деятельности и самосовершенствованию; адекватная самооценка, профессионально-важные интеллектуальные и управленческие качества; а также навыки регуляции эмоционально-волевой сферы личности военнослужащего. При учете этих условий компонентный состав психических процессов и операций, входящих в управленческие способности, динамично развивается на различных этапах обучения в ВВУЗе. Различные компоненты профессиональных способностей к принятию и исполнению решений в разной степени осознаются, оцениваются по значимости, используются при модельном решении задач. Лучше осознаются и выше оцениваются - процессуальный компонент в способности к принятию решения и операциональный компонент в способности к исполнению решения. Способность к принятию решения в целом более высоко оценивается и хуже осознается, чем способность к исполнению решения. Компоненты способностей (психические процессы и операции), используемые в стабильных условиях, осознаются лучше, чем компоненты способностей, востребованные в нестабильных, изменяющихся условиях.

Анализ управленческой деятельности офицерских кадров позволяет выделить общие, специальные способности руководителей. К общим способностям мы относим такие интеллект, креативность, обучаемость, способность к саморегуляции, психическая устойчивость, активность, рефлексия. Под специальными способностями мы понимаем систему свойств человека, помогающей достичь высоких результатов специальной деятельности. Например, организаторской, конструкторской, педагогической, управленческой и т.д. По своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Конструктивные направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах. В отличие от общих способностей, специальные способности принято связывать с успешностью управленческой деятельности.

Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.). Специальные профессиональные способности- это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Специальные профессиональные способности возникают при наличии повышенных требований к специальным качеством человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

Названные виды способностей могут быть актуальными и потенциальными. Актуальные профессиональные способности - это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей.

Способности представляют собой сочетание природных и приобретенных качеств. По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности.

Важным направлением в развитии теории способностей является поиск психологической модели способностей, позволяющей раскрыть их внутреннее содержание, их психологический механизм. С этим связана работка личностного подхода к анализу способностей.

Среди общих и специальных качеств военного руководителя называют, как правило, развитый интеллект, мотивированность на профессию, эмоционально-волевую устойчивость, личностный рост. Однако главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Вместе с тем, проблема о составе и структуре управленческих способностей офицерских кадров в военной психологии, остается в настоящее время все еще недостаточно изученной. В подавляющем большинстве предложенных в последнее время работ, характеризующих особенности управления как специфического вида деятельности, способности к нему описываются в терминах профессионально-важных качеств или личностных особенностей, необходимых для осуществления успешного руководства.

При рассмотрении общей структуры управленческих способностей мы исходим из использования двух критериев - функциональнодеятельностного - и структурно-психологического и выделяем три основные категории качеств: непосредственно управленческие, общеорганизационные и локальные способности. Каждая из трех категорий подразделяется на две основные группы. При этом третья категория является психологической основой для первых двух, она обусловливает уровень развития входящих в них способностей.

Проведенный анализ позволяет определить управленческие способности офицерских кадров как системное свойство личности офицера, представляющее синтез общих и специальных способностей, развивающихся в соответствии с требованиями и в процессе воинской деятельности.

Управленческие способности офицерских кадров представляют собой совокупность психологических свойств и индивидуальных качеств личности, позволяющих успешно выполнять управленческие функции, обеспечивающие выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.

Исходя из структуры управленческих способностей офицеров, представляется возможность обосновать акмеологическую модель их развития. По своей сути она представляет концепцию системного и продуктивного использования сил и средств, обеспечивающих развитие и совершенствование творческого потенциала руководителя для обеспечения его эффективной управленческой деятельности. По содержанию она объединяет цель, содержание, организационные компоненты и условия развития управленческих способностей.

Анализ и обобщение подходов отечественных и зарубежных психологов к проблеме влияния психолого-акмеологических условий на развитие управленческих способностей офицерских кадров, учет требований, изложенных в нормативных документах органов военного управления, регламентирующих подготовку офицерских кадров позволяют утверждать, что совершенствование профессионально важных качеств интеллектуального, социально-психологического, управленческого плана может выступать в качестве психологического условия, обеспечивающего развитие управленческих способностей.

Кроме субъективных условий, влияющих на мотивацию, интеллектуальные и управленческие возможности личности офицера, требуется определить в качестве возможного психологического условия развитие управленческих способностей, необходимые эмоционально-волевые качества, достигаемые посредством привития навыков быстрой мобилизации психофизиологических резервов и поддержания эмоциональной стабильности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов управленческой деятельности.

Большое значение в развитии человека придается волевым процессам. Сущность волевого поведения офицера выражается в способности подчинить свое поведение сознательно поставленным целям даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям. Значительная роль принадлежит эмоциям. Здесь положительные эмоции свидетельствуют о приближении удовлетворения той или иной потребности, а отрицательные эмоции - об удалении от нее.

Теоретико-методологический анализ рассмотренных подходов к определению психологических условий развития способностей, позволяет определить, что развитие специфических управленческих способностей офицеров слушателей ВВУЗов РВСН необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности (т.е. внутренних условий), наряду с учетом и созданием внешних условий, что позволяет систематизировать социальнопсихологические условия продуктивного развития управленческих условий (рис.1).

Анализируя позиции, изложенные в исследованиях отечественных, в том числе и военных, психологов, мы отмечаем, что разработанные исследователями психологические условия совершенствования деятельности специалиста в любой сфере труда, развития необходимых качеств офицера, обяза-

тельно отражаются на мотивационной, познавательной, эмоциональноволевой и поведенческой сферах личности.

Социально-психологические условия, определяющие развитие

г - С позиций системного подхода

общие особенные единичные

По х а 3 а к е у 5 о 3 ф о огии

объективные субъективные объективно- субъективные

1 ^ 1 ^ 1 1 ГЬ направленности !

положительно отрицательно влияющие

В зави с и о с т и о т с ф е р ы лияния

когнитивная эмоциональная волевая

По степени устойчивости

ситуативные личностные (устойчивые)

Рис. 1. Классификация социально-психологических условий развития управленческих способностей.

Происходящие под влиянием психологических условий изменения, отражаются на уровне психической активности личности офицера, что обеспечивает субъективные предпосылки его развития в деятельности и непосредственным образом обеспечивают достижение нового качественного уровня выполнения профессиональной деятельности.

Можно утверждать, что психологические условия развития управленческих способностей - это объективные, субъективные и субъективнообъективные предпосылки развития личности офицера в целом. Выделенные социально-психологические условия отразятся на следующих компонентах структуры личности офицера: мотивационном, определяющем профессиональную направленность личности; управленческом - как показатель степени развития и проявления способности к руководству подчиненными и организации взаимодействия; когнитивно-смысловом компонентах, определяющих

33

степень развития специальных способностей и эмоционально-волевом компоненте как наличии способностей противостоять и нейтрализовать неблагоприятное воздействие факторов, затрудняющих деятельность.

Результатом развития управленческих способностей будет являться достижение необходимого уровня актуализации профессиональной мотивации к деятельности и саморазвитию, развитие профессионально-важных качеств, выработка адекватной самооценки, обеспечивающих успешное выполнение задач повседневной жизнедеятельности, а также снижение уровня нервно-психологической напряженности и психологической цены деятельности, укрепление психического и физического здоровья данного военнослужащего, продление его профессионального долголетия.

В качестве социально-психологических условий развития управленческих способностей мы выделяем профессиональную мотивацию саморазвития; адекватную самооценку, развитие интеллектуальных и управленческих профессиональных качеств, наличие навыков регуляции эмоциональноволевой сферы личности военнослужащего, совершенствование существующей системы отбора и изучения кандидатов для поступления в военные академии (университеты), склонных и способных по своим деловым и моральным качествам к управленческой деятельности, создание в ВВУЗе, на факультете, курсе обстановки творческой конкуренции, объективности оценки учебной деятельности и учете ее результатов при назначении на соответствующие должности при выпуске из академии, применением активных методов обучения.

Осуществляемый в условиях обучения в военной академии процесс развития управленческих способностей офицеров позволяет достичь нового качественного уровня управленческой деятельности и обеспечить переход личности военнослужащего на высшую ступень своего развития посредством целенаправленных изменений в мотивационной, поведенческой, познавательной и эмоционально-волевой сферах личности офицера.

Управленческие способности офицерских кадров представляют собой системное свойство личности офицера, они имеют целостную многокомпонентную структуру, представляющую синтез общих и специальных способностей.

Сопоставление выраженности отдельных управленческих способностей у сложившихся и начинающих военных руководителей представлены в табл.1. Эти данные позволяют сделать определенные выводы о динамике формирования управленческих способностей. Интеллектуальные функции более выражены у офицеров-слушателей, средние показатели 78% и 60% заданий соответственно в этих двух выборках.

Таблица 1

Усредненные показатели выраженности управленческих способностей

Выборка Курсанты Офицеры

Показатели М Мода Меди ана М Мода Медиа- на

Интеллект, общие способности 56(60%) - - 73(78%) - -

Личност ные качества Общеуправленческие способности 40(80%) 38 40 41(82) 41 41

Блок личностных показателей Мотивация достижений Принятие решений Профессиональ- ная направленность Доминантность Креативность Порог активности 12,6(63%) 2,8(28%) 3,4(37%) 5(45%) 1,7(18%) 6(30%) 14 3 3 5 2 5 12 3 3 5 2 5 12,1(60%) 4(40%) 3,6(40%) 5,6(51%) 1,5(16%) 3,9(19%) 13 4 2 6 1 2 12 4 3 6 1 3

По всем показателям порог активности у офицеров и курсантов существенно различается. Чем выше порог, тем ниже активность. В выборке офицеров отмечается более высокий порог активности, особенно в выборке офицеров 2 курса, чем у курсантов. Данный показатель позволяет сделать вывод, что офицеры-слушатели в процессе учебы находятся в состоянии постоянной готовности действовать, высокой познавательной активности.

Личностные (психологические) образования, выявленные на 1 курсе офицеров-слушателей и развивающиеся на этапе профессионального роста -середина 2 курса существенно меняются у офицеров-слушателей. Это подтвердили результаты по тесту Кеттела, отраженные в таблице 2.

К управленческим способностям офицерских кадров Ракетных войск следует отнести высокие интеллектуальные показатели (фактор В), высокую доминантность (фактор Е), независимость, требовательность и ответственность (фактор I), практичность и добросовестность (фактор М), уверенность в себе (фактор О), умеренный консерватизм (фактор Q2), адекватная самооценка (фактор Qз).

В вопросах профессиональной мотивации основное наше внимание было сосредоточено на таких аспектах, как выявление ведущих мотивов профессионального развития; определение степени значимости тех или иных побудителей профессионального роста и развития.

Таблица 2

Показатели шкал теста Кеттела у офицеров на 1 и 2 курсах обучения

Оф ице ры Шкалы по тесту Сеттела

1 А 2 В 3 С 4Е 5Е 6 О 7 Н 81 9Ь М N О д2 д3 д4

на 1 кур се 6. 7 5.3 6.0 5. 6 4. 4 6. 6 6.2 5.3 5. 7 4. 1 6. 7 6.5 5. 9 5. 7 8.2 5. 3

на 2 кур се 6.7 5. 4 6. 1 5. 6 4. 4 6.7 6.2 5. 3 5. 9 4.2 6.7 6.5 6.0 5. 7 8.3 5. 3

Показано, что общий объем выборки составил 96 человек слушателей командного и инженерного факультетов. Из 35 видов предложенных мотивов выделялись наиболее значимые. Значимость устанавливалась количеством выборов и средним баллом по группе, где 5 баллов отдавались значимому мотиву. Результаты представлены ниже.

Таблица 3

Характеристика ведущей профессиональной мотивации

Наименование мотива Количество выборов Средний балл Станд. отклонение

Материальное вознаграждение 31 3,4 1,38

Служебная карьера 32 3,09 1,25

Успех в жизни 30 3,03 1,62

Интерес к профессии 27 4,25 1,09

Желание получить образование 22 2,27 1Д7

Желание повысить квалификацию 16 2,68 1,07

Полученные результаты показывают, что для половины слушателей на первое место выходят прагматические мотивы, связанные с реализацией карьерного роста, достижением определенного уровня социального положения и т.д. на втором месте стоит интерес и мотивы самореализации и само-

развития. Средние показатели свидетельствуют, что слушатели отдают предпочтение профессиональным мотивам. В данном случае налицо достаточно высокий уровень внутреннего принятия офицерами-слушателями характера и задач обучения в академии.

При рассмотрении динамики профессиональной мотивации офицеров слушателей командного и заочного факультетов при выборке 54 человека, установлено, что ведущими мотивами руководителей являются:

Таблица 4

Динамика профессиональной мотивации офицеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование мотива Количество выборов Средний балл Станд. отклонение

Осознание способностей к управленческой деятельности 37 * 4,59 1,21

Интерес к профессии 21 2,59 1,55

Важность выполняемых задач 25 3,44 1,15

Как видим, прагматические мотивы не являются ведущими, вместе с профессиональными мотивами все большее значение играют социальные мотивы. Следовательно, по мере "погружения" в процесс овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками происходит качественное изменение в мотивационной сфере офицера, меняются ведущие мотивы, их структура, что влияет на уровень познавательной активности в процессе развития управленческих способностей. Таким образом, профессиональная мотивация представляет собой совокупность психологических условий, которые детерминируют, направляют и регулируют процесс формирования управленческих способностей, поддерживают на необходимом уровне профессиональную компетентность.

Реализация психолого-акмеологических условий развития управленческих способностей офицерских кадров осуществляется в процессе такой управленческой подготовки, которая способствует полному раскрытию личностного потенциала военнослужащих. Современный военный руководитель должен обладать стратегическим мышлением, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на повестку дня требование непрерывного развития руководителей. Соответствующая управленческая подготовка может быть индивидуальной или групповой, проводиться в ходе деятельности или

специализировано, ориентировано на развитие общих и специальных управленческих навыков и умений. Задача развития управленческих способностей может быть рассмотрена, как элемент общего профессионального развития, представляющего собой процесс подготовки офицеров к выполнению новых управленческих функций, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями управленческой деятельности и качествами реального человека.

В числе путей актуализации психологических условий развития управленческих способностей офицеров слушателей военной академии предлагаются: отбор кандидатов для поступления в ВВУЗы с учетом их мотивации и сформированное™ профессиональных установок на личностное развитие; повышение уровня профессиональной компетентности, коррекция программ обучения; обучение навыкам саморегуляции эмоционально-волевой сферы и саморазвития.

Совершенно очевидно, что необходимы новые подходы в развитии управленческих способностей офицеров слушателей военной академии. Наличный опыт необходимо переосмыслить как возможное препятствие на пути порождения нового. Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Обеспечение функционирования таких механизмов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды.

В качестве системообразующих факторов названной выше среды выступают носители произвольной (сознательной) и организованной рефлексивности. Ими могут быть различные психодиагностические методики, построенные на основе рефлексивного проживания профессионального опыта и функционирующие в качестве организационного компонента различных видов образовательно-рефлективных сред. Соответственно, наиболее перспективными в развивающем смысле будут те системы подготовки, которые построены на основании рефлексивно-инновационной модели творческого мышления, т.е. не на прямом психолого-педагогическом воздействии на развитие человека, а на косвенном культивировании его рефлексивных способностей, обеспечивающих саморазвитие как тип психогенеза.

Избранные цели, содержание, методы, формы подготовки, стиль педагогического руководства и характер учебной деятельности позволят решать задачу самореализации личностью своего индивидуального склада и развитие управленческих способностей в короткие сроки. В соответствии с предложенными этапами, а также теоретической моделью был разработан типовой технологический модуль развития управленческих способностей.

Разработанные с учетом особенностей управленческой деятельности офицеров РВСН психологические условия развития управленческих способностей позволят обеспечить выполнение задач подготовки офицеров к их управленческой деятельности во время обучения в ВВУЗе. Психологические условия развития управленческих способностей выступают в единстве своих

внешних и внутренних воздействий и являются источником профессионального развития личности офицера.

В заключение - некоторые теоретические и практические выводы. Во-первых, процесс развития управленческих способностей офицеров слушателей в ВВУЗах РВСН предполагает реализацию следующих психологических условий: актуализацию мотивационно-смысловой сферы офицеров на данном этапе личностного развития; развитие установок на саморазвитие в процессе учебной деятельности; развитие адекватной самооценки профессиональных знаний, умений и навыков; совершенствование профессионально важных качеств интеллектуального, социально-психологического, управленческого плана; развитие навыков саморегуляции эмоционально-волевой сферы личности офицера.

Во-вторых, в числе путей актуализации социально-психологических условий развития управленческих способностей мы можем назвать:

отбор кандидатов для поступления в академии (университеты) с учетом их мотивации и сформированных профессиональных установок на развитие;

коррекция программы обучения военнослужащих, повышение уровня профессиональной компетентности с учетом уровня развития общих и специальных способностей;

- обучение навыкам саморегуляции эмоционально-волевой сфе-

ры и саморазвития;

создание условий учебной деятельности и ее всестороннее обеспечение поставленным адекватным задачам.

В практическом плане важно проводить профессиографическое изучение офицерских специальностей РВСН; в процессе воспитательной работы и мероприятий психологического сопровождения учебной деятельности с офицерами слушателями военной академии основное внимание следует сосредоточить на формировании мотивов профессиональной деятельности, актуализации общественно значимых ценностей, развитии чувства гордости за принадлежность к РВСН; включить в учебно-воспитательный процесс ВВУ-Зов адекватные методики развития управленческих способностей; в процессе подготовки офицеров РВСН активнее использовать предлагаемые психологической наукой методики отбора, сопровождения, коррекции профессионального развития; в интересах интенсификации процесса развития управленческих способностей офицеров слушателей группам профессионального психологического отбора в ВВУЗах необходимо иметь банк индивидуальнопсихологических характеристик офицеров.

Дальнейшие исследования целесообразно осуществлять в направлении изучения динамики развития управленческих способностей офицерских кадров (основных командно-инженерных должностей) на различных этапах управленческой деятельности; разработки и апробации методов развития управленческих способностей в процессе занятий по боевой подготовке частей и подразделений РВСН. Перспективы также выявление своеобразия ком-

понентного состава профессиональных способностей управленцев в разных социальных сферах, на различных этапах профессионализации.

Литература

1. См., напр. А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., Изд-во РАГС, 2003; Б.Г. Ананьев. Очерки психологии. Лениздат, 1945; П.С. Гуревич. Психология. Учебное пособие. М., Изд-во «Знание», 1999; В.Г. Зазыкин. Психология проницательности. М., Изд-во РАГС, 2007; Е.А. * Климов. Психология ЮНИТИ. М., 2000.

УДК 338.246.025.2

Муллахметов Х.Ш., доц.

Контроль в государственном управлении России

В статье предпринята попытка понять причины сегодняшнего состояния организации контроля.

Ключевые слова и словосочетания: государственное управление, государственный контроль, сопротивление контролю, эффективность контроля, гласность контроля

Исследованию зарождения и эволюции органов контроля в государственном управлении России посвящены труды Н.Я. Алишевского, И.С. Блио-ха, В.А. Саковича и Ф.И. Бочковского (конец XIX века), становление контроля в государственном управлении, анализ отдельных аспектов государственного контроля рассмотрены в трудах современных авторов Э.А. Вознесенского, В.А. Грачевой, И.А. Белобжецкого, С.А. Шохина, Е.А. Кочерина, К.В. Маркова, А.А. Ямбулганова и др.

Исследователи выделяют два подхода к пониманию сути управления в догосударственной истории России. Первый подход основан на управлении войсками и отождествляет управление целеполаганием (определением направления действия войск), второй подход основан на управлении древними поселениями и отражает порядок принятия решений на деревенских сходах и городских вече путем совместного обсуждения. Сведения о контроле в данный период истории России отсутствуют.

В догосударственной истории России коллективная деятельность людей была основана на обычаях, выработанных исходя из принципов целесообразности, понимания сути справедливости (устном праве) и лидерстве в общинах. Преобладала коллективная форма принятия решений. Поведение людей было продиктовано принятием обычаев и лидеров общин. Можно предположить, что в этот период в управлении присутствовали самоконтроль и взаимный (общественный) контроль (прообраз модели культурного контроля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.