26_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9.072
М.М. Кашапов, А.В. Субботин
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ1
Анализируется зависимость успешности профессиональной деятельности выпускников ракетного училища от уровня развития профессионально важных качеств на вузовском этапе обучения.
Ключевые слова: профессионально важные качества, профессиональная деятельность, успешность, организованность структуры.
Актуальность исследования. Важнейшая проблема современной системы высшего профессионального образования - формирование психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности. От учебных заведений требуется не только привить обучающимся необходимый комплекс знаний, умений и навыков, но и сформировать у них психологическую готовность к деятельности. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества на протяжении всей жизни человека [9].
В военных учебных заведениях особое внимание обращается на качественное повышение уровня практической подготовки будущих офицеров. В связи с этим возрастает востребованность научно-практических разработок в области психологии труда (В.А. Бодров, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков). Так, В.А. Бодров отмечает, что в психологическом плане проблема формирования личности профессионала в основном связана с изучением закономерностей формирования операциональной структуры деятельности в процессе профессионализации [3]. В отечественной психологии можно выделить два основных пути к решению проблемы формирования личности профессионала: один посвящен обоснованию общих подходов; другой - изучению отдельных аспектов данной проблемы [1, 2, 8, 10]. Фундаментальные исследования в этом направлении проведены и рядом зарубежных ученых [12-14].
Одно из основных направлений модернизации профессионального образования, в том числе военного, - внедрение компетентностного подхода. Ряд исследователей четко разделяют понятия «компетентность» и «способности», полагая, что под компетентностью следует понимать характеристики поведения, или доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих умений и навыков. С этой точки зрения, компетентность определяется результатом - обу-ченностью или воспитанностью. Говоря же о способностях, авторы вводят оценочный критерий, подразумевающий потенциальные возможности и задатки, от которых зависят скорость, качество и уровень соответствующей компетентности. Другие авторы (М.М. Кашапов, Т.В. Огородова, Ю.В. Поше-хонова) предлагают определять компетентность через способность применять определенные знания в конкретной ситуации. Так, М.М. Кашапов отмечает, что способность человека преобразовывать свои знания в профессиональные действия (умения, навыки) обеспечивает стабильно высокие результаты деятельности и позволяет достигать поставленные цели в конкретной ситуации [5. С. 490]. В своих работах он подробно рассматривает специфику обучения в вузе в контексте интенсивного периода профессионализации [6; 7]. Зарубежные ученые также прилагают серьезные усилия для определения ключевых компетенций [15; 16].
Как реальную, онтологическую основу формирования и развития профессиональных компетенций личности А.В. Карпов рассматривает профессионально важные качества (ПВК), под которыми понимаются личностные и субъектные качества, наиболее значимые для обеспечения деятельности [4]. При этом одна из основных задач воспитательной работы военных вузов - формирование и развитие у слушателей и курсантов профессионально важных качеств, необходимых им как будущим офицерам [11]. Актуальность проведенного нами исследования продиктована следующими противоречиями:
1 Работа выполнена при финансовой поддержке проекта № 25.2356.2014К в рамках проектной части государственного задания на НИР вузу.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2014. Вып. 2
- между необходимостью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников на вузовском этапе обучения и недостаточной направленностью образовательного процесса на формирование у них личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности;
- между необходимостью обеспечения традиционного содержания вузовского образования и потребностью в разработке инновационных подходов при формировании личностных качеств будущих военных специалистов.
Объект исследования: психологические характеристики профессиональной деятельности выпускников ракетного училища.
Предмет исследования: структура профессионально важных качеств, влияющих на успешность профессиональной деятельности выпускников ракетного училища.
Цель работы: исследовать влияние профессионально важных качеств выпускников ракетного училища на успешность их последующей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить структуру профессионально важных качеств выпускников, влияющих на успешность их профессиональной деятельности.
2. Определить взаимосвязи уровня развития профессионально важных качеств и успешности профессиональной деятельности выпускников ракетного училища.
Гипотеза исследования: Существует закономерная связь между показателями и степенью структурной организации профессионально важных качеств выпускников ракетного училища на вузовском этапе освоения профессии, с одной стороны, и успешностью их последующей профессиональной деятельности на офицерских должностях - с другой.
Проведенный нами анализ деятельности выпускников ракетного училища показал, что около 13 % молодых офицеров по завершении периода адаптации не соответствуют занимаемой должности ввиду низкого уровня сформированности у них ПВК.
В процессе исследования для выявления наиболее значимых ПВК были задействованы 37 экспертов.
Анализ результатов экспертного опроса позволил установить, что наиболее значимыми для успешной организационно-управленческой деятельности офицеров зенитных ракетных войск являются следующие ПВК:
- организаторские способности;
- коммуникабельность;
- волевые качества (ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, целеустремленность, инициативность, внимательность);
- способность принимать решение в нестандартных условиях (креативность).
Для определения уровня развития данных качеств у выпускников использовались методики:
1. Волевые качества личности (М.В. Чумаков).
2. КОС-2 (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин).
3. Опросник способностей творческой личности (М.М. Кашапов, О.А. Шляпникова).
Эмпирические данные анализировались с использованием методов статистической обработки,
включающих в себя нахождение значимости различий по ^критерию Стьюдента, расчет коэффициента корреляции г-Пирсона, г-критерий Спирмена, ф-критерий Фишера, структурный анализ (метод, разработанный А.В. Карповым и В.Д. Шадриковым), регрессионный анализ. Полученные данные обрабатывались программой «SPSS-21,0».
Для определения успешности профессиональной деятельности выпускников по окончании вву-за учитывались отзывы, полученные из их воинских частей. В своих отзывах непосредственные руководители выпускников опирались на успешность их служебной деятельности по истечении периода адаптации (одного года). Учитывались не только знания, умения и навыки выпускника, но и оценка подчиненного подразделения, а также уровень профессионально важных качеств (организаторских способностей, умения работать в коллективе, самостоятельности, ответственности, целеустремленности, волевых качеств и др.) исходя из результатов служебной деятельности молодого офицера. Выводы аттестаций составили две группы:
1. «Соответствует занимаемой должности» или «соответствует занимаемой должности с незначительными недостатками»,
2. «Не соответствует занимаемой должности» или «соответствует занимаемой должности со значительными недостатками».
28
2014. Вып. 2
М.М. Кашапов, А.В. Субботин
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
В данной работе применяется структурно-уровневый подход (А.В. Карпов), основанный на рассмотрении изучаемого явления на двух уровнях - аналитическом и структурном. На аналитическом уровне устанавливаются связи между отдельными показателями ПВК выпускников, выделенных экспертами с успешностью их последующей профессиональной деятельности. В исследовании участвовали 55 выпускников. Уровень развития ПВК определялся в период их обучения в ввузе.
Корреляционные связи успешности профессиональной деятельности выпускников и уровня развития их личностных качеств на вузовском этапе освоения профессии представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структурограмма корреляционных связей успешности профессиональной деятельности выпускников и уровня развития их ПВК на вузовском этапе освоения профессии Примечания:
' - положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,001;
-- положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,01;
--положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,05;
Успешн. - успешность организационно-управленческой деятельности, КС - коммуникативные склонности, ОС - организаторские способности, Отв. - ответственность, Иниц. - инициативность, Реш. - решительность, Сам. - самостоятельность, Выд. - выдержка, Наст. - настойчивость, Энерг. - энергичность, Вним. - внимательность, Целеустр. - целеустремленность, Кр. - креативность,
Для описания зависимости успешности профессиональной деятельности выпускников от уровня развития ПВК проведен регрессионный анализ. В результате получено уравнение регрессии:
Успешн.=1,456 - 0,165(КС) + 0,045(ОС) - 0,144(Отв) + 0,491(Иниц) - 0,016(Реш) -0,062(Сам) - 0,061(Выд) - 0,026(Наст) + 0,060(Энерг) + 0,197(Вним) + 0,156(Целеустр) + 0,198(Кр) + 0,111(ВМ) - 0,113(ВОМ) - 0,047(ВПМ) (1)
Не все из полученных коэффициентов уравнения (1) статистически значимы. Используя метод пошагового отбора при составлении уравнения регрессии, получим:
Успешн.= 1,573+0,483 (иниц.)+ 0,277 (вним.); (2)
Из уравнения (2) видно, что наибольшее влияние на успешность профессиональной деятельности выпускников оказывают такие качества, как инициативность и внимательность. При этом качества, не вошедшие в уравнение (2), опосредованно определяют степень развития инициативности и внимательности, а потому также влияют на успешность профессиональной деятельности. В целом определено, что успешность организационно-управленческой деятельности выпускников напрямую зависит от уровня развития каждого ПВК.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2014. Вып. 2
Однако ввиду того, что аналитический подход не учитывает основных закономерностей психической реальности (в частности принципа интеграции), необходимо применить дополнительный этап анализа, который позволит учитывать эффект структурного воздействия, чем будут нивелированы недостатки аналитического. Нами рассматриваются такие структурные закономерности, как взаимосвязи, причинно-следственные зависимости, структурные эффекты. Этот подход позволяет полнее описать полученные результаты и раскрыть важные закономерности, включая эффекты структурирования. Структурограммы системы ПВК выпускников, наиболее и наименее успешных в профессиональной деятельности, представлены на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Структурограмма ПВК выпускников, наиболее успешных в профессиональной деятельности
Рис. 3. Структурограмма ПВК выпускников, наименее успешных в профессиональной деятельности
Примечание:
■ - положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,001;
_- положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,01;
--положительные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,05;
---------отрицательные корреляционные связи, значимые на уровне р<0,05.
Из рис. 2 и 3 видно, что количество и значимость корреляционных связей наиболее успешных в профессиональной деятельности выпускников значительно выше, чем у наименее успешных.
Следующим этапом анализа стало выделение базовых компонентов структуры ПВК выпускников, успешных и неуспешных в профессиональной деятельности. Результаты получены на основе применения структурного анализа и представлены в табл. 1.
Выявлено, что базовые компоненты структуры ПВК выпускников, наиболее успешных в профессиональной деятельности, - решительность, энергичность и целеустремленность, а наименее успешных - ответственность, энергичность и целеустремленность. При этом структурный вес базовых компонентов в структуре ПВК наиболее успешных выпускников значительно выше, чем у наименее успешных, что является следствием большего количества корреляционных связей в структуре ПВК наиболее успешных выпускников.
Для исследования структуры ПВК выпускников ракетного училища на следующем этапе исследования был использован метод анализа структур качеств, разработанный В.Д. Шадриковым и А.В. Карповым. Для подсчета степени интегрированности и дифференцированности структур личности выпускников использована методика А.В. Карпова. В каждой из исследуемых групп сравнили значения корреляций между изучаемыми параметрами качеств, а также их направления (отрицательные или положительные), используя обобщенные показатели: когерентность, дивергентность и организованность структуры параметров.
30_М.М. Кашапов, А.В. Субботин_
2014. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таблица 1
Структурный вес личностных качеств выпускников
Личностные качества Наиболее успешные Наименее успешные
W W
Коммуникативные склонности 18 -2
Организаторские способности 18 0
Ответственность 11 3
Инициативность 18 1
Решительность 21 0
Самостоятельность 0 0
Выдержка 5 2
Настойчивость 21 -1
Энергичность 19 3
Внимательность 12 1
Целеустремленность 25 4
Креативность 9 0
Внутренняя мотивация 1 0
Внешняя отрицательная мотивация 2 1
Внешняя положительная мотивация 2 2
Примечание: W - структурный вес.
Рассмотрим показатели организованности структур исследуемых параметров. Индекс когерентности структуры (ИКС) определяется суммированием положительных корреляционных связей (с учетом их значимости), индекс дивергентности структуры (ИДС) - отрицательных корреляций. Организованность - наиболее значимая и показательная характеристика структуры личностных качеств. По мнению А.В. Карпова, организованность - один из механизмов обеспечения эффективности деятельности. Таким образом, организованность обуславливается объединением качеств в целостную структуру и определяет эффективность деятельности. Результаты представлены в табл. 2
Таблица 2
Структурные индексы структур личностных качеств выпускников ракетного училища
Структурные индексы Наиболее успешные Наименее успешные
ИКС 95 10
ИДС 1 3
ИОС 94 7
Из табл. 2 видно, что для наиболее успешных в организационно-управленческой деятельности выпускников характерны значительно более высокий (по сравнению с наименее успешными) ИКС, меньший ИДС и как следствие - значительно более высокий индекс организованности структуры ИОС.
Можно сделать вывод, что структура ПВК, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности выпускников на офицерских должностях, включает в себя такие качества, как организаторские способности и коммуникабельность; волевые качества (ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, целеустремленность, инициативность, внимательность); способность принимать решение в нестандартных условиях (креативность). Уровень развития каждого из выделенных ПВК, а также степень организованности их структуры на вузовском этапе освоения профессии определяют успешность последующей деятельности выпускников на офицерских должностях. Установлена важная для повышения качества вузовского образования закономерность: чем выше показатели отдельных личностных качеств и степень организованности их структуры, тем более успешным может быть данный выпускник в будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целесообразно учитывать уровень развития личностных качеств и степень организованности их структуры при назначении выпускников ракетного училища на офицерские должности.
Профессионально важные качества как основа формирования... 31
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
3. Бодров В.А Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с. (Современное образование).
4. Карпов А.В. Принцип предикторной психодиагностики в изучении профессионально важных качеств // Вестн. ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 44-49.
5. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
6. Кашапов М.М. Структурно-динамические характеристики творческого мышления в процессе профессионализации // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Саратов, 26-27 октября 2010 г.). Саратов, 2010. Ч. 2. С. 29-35.
7. Кашапов М. М. Формирование творческого мышления на разных этапах профессионализации // Психология и школа, 2008. № 1. С. 64-70.
8. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/3879cd804ab8615ab426fc423437502 7/kdr_011008_posle_vneseniq.doc. Москва, 2008.
10. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. 2-е изд., доп. Саратов: Саратов. гос. соц.-экон. ун-т, 2013. 322 с.
11. Приказ МО РФ 2003 г. № 80 г. Москва. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ.
12. Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. - Philadelphia, 1999.
13. Dyson R., Renk K. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping Text // Journal of Clinical Psychology, 2006. Vol 62, Iss. 10. P.1231-1244.
14. Friday A.S. Criterion-related validity of Big Five adolescent personality traits / The University of Tennessee. 2004.
15. Key Skills 2000. Oxford Cambridge and RSA Examinations. Cambridge, 2000.
16. Rychen D.S., Salganik L. (Eds.). Defining and Selecting key Competencies. Bern, 2001.
Поступила в редакцию 17.04.14
M.M. Kashapov, A. V. Subbotin
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AS BASIS OF FORMATION OF PROFESSIONAL
COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS
The article is devoted to the analysis of dependence of successful professional activity of rocket school graduates on the
level of development of professionally important qualities at the stage of mastering the profession at high school.
Keywords: professionally important qualities, professional activity, success, organization of structure.
Кашапов Мергаляс Мергалимович,
доктор психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики и педагогической психологии
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14 E-mail: [email protected]
Субботин Андрей Валентинович,
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин
Ярославский филиал Военно-Космической академии им. А.Ф. Можайского
150001, Россия, г. Ярославль, Московский проспект, 28 E-mail: [email protected]
Kashapov M.M.,
Doctor of Psychology, Professor,
Head of the Department
of Pedagogy and Educational Psychology
Yaroslavl State University
150001, Russia, Yaroslavl, Sovetskaya st., 14
E-mail: [email protected]
Subbotin A.V.,
Senior Lecturer at Department of Special Disciplines
Yaroslavl Branch of Military Space Academy 150001, Russia, Yaroslavl, Moskovskiy prosp., 28 E-mail: [email protected]