Научная статья на тему 'К вопросу об определении видов конфликтоустойчивости учителей'

К вопросу об определении видов конфликтоустойчивости учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONFLICT RESISTANCE / PSYCHOLOGICAL RESILIENCE / SCHOOL TEACHERS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузмакова Анна Владимировна

Обоснована актуальность изучения конфликтоустойчивости учителей. Представлены результаты эмпирического исследования, на основании которого сделаны выводы о некоторых характеристиках, механизмах и видах конфликтоустойчивости учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SCHOOL TEACHERS CONFLICT RESISTANCE

Actuality studying of school teachers' conflict resistance proved in this article. The results of the empirical research presented. The conclusions of some characteristics, mechanisms and types of school teachers' conflict resistance are made.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении видов конфликтоустойчивости учителей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 95-97.

СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ (BY YOUNG SCIENTISTS)

А. В. Бузмакова

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДОВ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Обоснована актуальность изучения конфликтоустойчивости учителей. Представлены результаты эмпирического исследования, на основании которого сделаны выводы о некоторых характеристиках, механизмах и видах конфликтоустойчивости учителей.

Ключевые слова: конфликтоустойчивость, психологическая устойчивость, учителя, образовательный процесс.

В настоящее время всё больше возрастают требования к уровню и качеству образования. Неотъемлемой частью образовательного процесса является передача опыта и знаний. Этот процесс потенциально конфликтен, поскольку провоцирует изменения в социально-психологических структурах участников образовательного процесса. Конфликтоустойчивость является одним из факторов его стабильности и эффективности.

Социальные изменения, характерные для современного общества в целом, не обходят стороной сферу образования. Повышение социальной активности, увеличение количества доступной информации, повышение требований к уровню профессиональной компетентности, различия по социальным и психологическим особенностям провоцируют увеличение количества конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательного процесса.

Растёт не только количество конфликтных ситуаций, но и их разнообразие. Поведение, способствующее конструктивному разрешению одной ситуации, не гарантирует успешного разрешения другой. Для успешного выхода из конфликтов необходима гибкая и одновременно устойчивая психологическая система, обеспечивающая поиск оптимального разрешения целого комплекса конфликтных ситуаций.

Материалы и методы исследования. В нашем исследовании мы опираемся на определение конфликтоустойчивости, сформулированное А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. Под кон-фликтоустойчивостью авторы понимают специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях соци-

ального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми [1].

Значимость исследования конфликтоустойчивости учителей с учётом специфики педагогической деятельности отмечается в ряде работ М. М. Кашапова [2; 3]. Автор отмечает, что в результате отсутствия навыков конструктивного разрешения противоречий, возникающих в профессиональной деятельности, учителя сталкиваются со сложностями в организации учебно-воспитательного процесса.

С. А. Томчук отмечает, что качества, характерные для учителей с высоким уровнем конфлик-тоустойчивости, побуждают их к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной профессиональной деятельности, развитие которых будет способствовать оптимизации педагогического процесса [4]. Важным условием сохранения вектора развития является наличие у педагога сильно выраженного стремления к самоизменению и самосовершенствованию, которое будет стимулировать его к поиску, выведет учителя на качественно новый виток профессионального развития, что является конструктивным путём разрешения противоречия.

Исследование проводилось с помощью следующего методического инструментария: методика « Диагностика ведущего типа реагирования на конфликт» (М. М. Кашапов, Т. Г. Киселёва); методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалёв); опросник межличностных отношений» (В. Шутц, адаптация А. А. Рукавишников); методика «Волевые качества личности» (М. В. Чумаков); опросник «Субъективный локус контроля» (Дж. Роттер).

Эмпирическую базу исследования составили 90 учителей. Для выделения видов конфликтоустойчивости учителей нами был применён кластерный анализ. В результате было получено три группы учителей: в первую вошли 25 учителей, во вторую — 39, в третью — 25.

Для проведения сравнительного анализа конфликтоустойчивости разных групп учителей нами использовался ^-критерий Манна — Уитни.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ двух первых груп показал, что у учителей первой группы, по сравнению со второй, выше показатели по следующим качествам: включение (р < 0,001), контроль (р <

0,05), напористость (р < 0,001), неуступчивость (р < 0,001), позитивная агрессивность (р < 0,001), интернальность (р < 0,001), решительность (р <

0,001), инициативность (р < 0,001), энергичность (р < 0,001), целеустремлённость (р < 0,05), решение как тип реагирования на конфликт (р < 0,05).

У первой группы учителей по сравнению с третьей группой выше показатели по волевым качествам: инициативность (р < 0,001), решительность (р < 0,001), самостоятельность (р < 0,001), выдержка (р < 0,001), настойчивость (р < 0,001), целеустремлённость (р < 0,001), внимательность (р < 0,001), энергичность (р < 0,001). У третьей группы, по отношению к первой, более высокие показатели по конфликтным качествам: вспыльчивость (р < 0,001), обидчивость (р < 0,001), мстительность (р < 0,001), нетерпимость к мнению других (р < 0,001), подозрительность (р < 0,001), негативная агрессивность (р < 0,001) и конфликтность (р < 0,001). Третья группа учителей чаще учителей из первой группы реагируют на конфликт уходом (р < 0,01) или агрессивно (р < 0,01).

При сравнении второй и третьей группы учителей выяснилось, что третья группа, по сравнению со второй, также чаще учителей из первой группы реагирует на конфликт уходом (р < 0,01) или агрессивно (р < 0,01). У третьей группы выше показатели по таким конфликтным качествам, как вспыльчивость (р < 0,001), напористость (р < 0,001), обидчивость (р < 0,001), неуступчивость (р < 0,001), мстительность (р < 0,001), нетерпимость к мнению других (р < 0,01), подозрительность (р < 0,001), позитивная агрессивность (р < 0,001), негативная агрессивность (р < 0,001) и конфликтность (р < 0,001). У второй группы учителей выше показатели по следующим волевым качествам: инициативность (р < 0,001), решительность (р < 0,001), самостоятельность

(р < 0,001), выдержка (р < 0,001), настойчивость (р < 0,001), энергичность (р < 0,001), внимательность (р < 0,001) и целеустремлённость (р < 0,01).

Сравнительный анализ выявил большое количество различий по волевым и конфликтным показателям. Наиболее ярко волевые качества выражены у первой группы, а конфликтные качества у третьей группы учителей.

Для выявления структуры каждого вида кон-фликтоустойчивости внутри каждой полученной группы был проведён структурный анализ.

Базовые качества структуры — это качества, которые образуют наибольшее количество связей с другими качествами (являются наиболее весомыми). Индекс когерентности структуры представляет собой сумму всех положительных связей между компонентами структуры и показывает степень обобщённости и интегрированности её компонентов. Индекс дивергентности структуры представляет собой сумму всех отрицательных связей между компонентами структуры и показывает степень её дифференцированности. Индекс организованности структуры — это соотношение индекса когерентности и дивергент-ности структуры, является обобщённым показателем организованности структуры.

У первой группы учителей индекс когерентности структуры конфликтоустойчивости равен 126, индекс дивергентности — 66, индекс организованности структуры — 60.

В базовых качествах первой группы учителей присутствуют конфликтные, волевые и качества, характеризующие межличностное общение. Конфликтные качества представлены вспыльчивостью, конфликтностью и подозрительностью. Волевые качества представлены выдержкой, внимательностью, целеустремлённостью. Необходимо отметить, что в данной структуре конфликтоустойчивости волевые и конфликтные качества компенсируют друг друга. Это можно продемонстрировать следующими парами качеств: вспыльчивость — выдержка, внимательность — подозрительность. Также к базовым качествам в этой структуре конфликтоустойчи-вости относятся такие характеристики межличностного общения, как аффект и контроль.

У второй группы учителей индекс когерентности структуры конфликтоустойчивости равен 120, индекс дивергентности — 72, индекс организованности структуры — 48. В данной структуре конфликтоустойчивости большинство базовых качеств относится к волевым качествам (вы-

держка, решительность, самостоятельность, внимательность, энергичность). Межличностное общение представлено потребностью производить впечатление и потребностью включённости в коллектив. Также к базовым качествам относится агрессивный тип реагирования на конфликт.

У третьей группы учителей индекс когерентности структуры конфликтоустойчивости равен 120, индекс дивергентности — 62, индекс организованности структуры — 58.

Базовые качества этой структуры конфликто-устойчивости представлены волевыми (выдержка, настойчивость, инициативность, энергичность, ответственность), конфликтными (обидчивость, неуступчивость, напористость) качествами, присутствует потребность включённости в коллектив, а также сюда относится уход как тип реагирования на конфликт.

Внутри общей выборки учителей нами было выделено три группы учителей с различной структурой конфликтоустойчивости. Между собой структуры конфликтоустойчивости различаются по степени организованности, когерентности и дивергентности, а также характеристикам, входящими в базовые качества.

После проведения анализа полученных результатов были сформулированы следующие выводы:

1. Конфликтоустойчивость учителей представляет собой гибкую психологическую систему, которая способствует оптимальному разрешению конфликтных ситуаций.

2. В основе конфликтоустойчивости учителей лежит баланс между конфликтными и волевыми качествами. Нарушение этого баланса между этими качествами может привести к снижению уровня конфликтоустойчивости учителей и, как следствие, к понижению эффективности их профессиональной деятельности.

3. Было выделено три вида конфликтоустойчи-вости учителей: первый вид конфликтоустойчи-вости основывается на волевых качествах личности, второй вид основывается на конфликтных качествах личности, третий вид имеет комбинированную основу.

Список литературы

1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. 2-е изд. СПб. : Питер, 2006. 526 с.

2. Кашапов, М. М. Психология творческого процесса в конфликте : монография / М. М. Каша-пов. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 296 с.

3. Кашапов, М. М. Стадии творческого мышления профессионала : монография / М. М. Каша-пов. Ярославль : Ремдер, 2009. З80 с.

4. Томчук, С. А. Внутриличностный конфликт учителя как детерминанта его профессионального развития / С. А. Томчук // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности : сб. науч. ст. / под науч. ред. М. М. Кашапова. Ярославль, 2012. С. 295-З21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.