Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности молодых прокурорских работников'

Особенности профессиональной идентичности молодых прокурорских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / SOCIO-PROFESSIONAL QUALITY / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / REFLEXIVITY / IDENTITY STRUCTURES / ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / IDENTITY ORIENTATION / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазур Е. Ю.

В данной статье представлены результаты исследования профессиональной идентичности, особенности этого процесса на примере определённой профессиональной деятельности прокурорской деятельности. Дано авторское определение феномену профессиональной идентичности. Показана уникальность качественной характеристики человека и его психики, профессионально важного качества деятельности рефлексивности, оказывающей комплексное влияние на структурную организацию личностных качеств в процессе профессиональной идентификации и определяющей идентификационную направленность личности в процессе групповой идентификации. Данное исследование выполнено в рамках системно-структурного подхода к личности А.В. Карпова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUNG PROSECUTORS

The article presents some results of research of professional identity and shows particular features of this process taking an example of certain professional activities. The author\s definition of the phenomenon of professional identity is shown. It reveals the unique quality characteristics of the man and his psyche, professionally important qualities of the activity of reflexivity that have a complex influence on the structural organization of personal qualities in the process of professional identification and identity, defining the orientation of the personality in the process of group identification. This study is performed within the framework of a systemic-structural approach to personality of A.V. Karpov.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности молодых прокурорских работников»

ный словарь детей значительно обогатился «положительными» эмоциями. Теперь, слушая сказку, ребёнок больше задает вопросы, делает свои выводы и выбирает благополучный финал сказки. Те дошкольники, у которых наблюдались настораживающие ответы (на констатирующем этапе), на контрольном этапе предпочитали более благополучный вариант окончания сказки. Например: «Птенец» - он теперь не погибает от голода и холода, а ему помогают другие птицы, птенец сам залезает на дерево, он подружился со зверятами и т. д. В сказке «Ягненок» - также больше положительных ответов, где ягненка не постигает злая участь. В ходе рассказа о персонажах сказок, дошкольники рисуют необходимые детали для благополучного финала: например ягненку - высокую сочную траву, птенцу - новое теплое гнездышко (домик), большой домик из песка для всех членов семьи и т. д. То есть для ребёнка открылся новый мир, полный эмоционально окрашенными впечатлениями и своими возможностями.

Анализ по шкале выразительность речи, представляет наименьшую результативность. Прежде всего, это вызвано не только неумением выражать эмоциональные состояния в интонации голоса, но и слабо развитой речью, а также имеющимся языковым барьером (так как многие дети общались в семье только на родном башкирском языке, а в центре вся работа проводилась на русском языке). Но следует отметить и тот факт, что это задание вызывало у детей наибольший интерес, так как дошкольникам интересно играть со своим голосом, замечать, как меняется интонация (в зависимости от заданной эмоции) и наблюдать, как взрослые включаются в совместную с ними игру. Также выяснилось, что восприятие и выражение «положительных» эмоциональных состояний, которые были введены дополнительно, дошкольниками успешно усвоены. Данный факт расценивался как результат повышения эмоционального опыта и эмоционального словаря.

Результаты выполненного нами прикладного исследования и специфика развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР позволяют сформулировать следующие обобщения.

Дети с ЗПР, стали более адекватно воспринимать и выражать эмоции, демонстрируемые в различных формах. Повыси-

Библиографический список

лось восприятие и выражение эмоций в мимике, пантомимике, интонации речи, хотя дошкольников с ЗПР пантомимическая деятельность заинтересовала меньше.

Дошкольники с ЗПР стали лучше эмоционально интерпретировать эмоции удивления, отвращения, расширились знания о различных эмоциональных состояниях людей. Они стали лучше использовать в речевой и игровой деятельности положительные эмоциональные состояния, такие как радость, интерес, удивление.

Для проверки достоверности положительной динамики уровня эмоционального восприятия и экспрессии дошкольников с ЗПР были использованы критерий углового преобразования Фишера (ф*эмп 6,080> ф*2,31) и G-критерий знаков ^эмп 0 < G 3, р<0,01). После проведенных коррекционных занятий дети значительно лучше ориентируются в совокупности эмоциональных признаков и эти изменения достоверны, о чем свидетельствуют данные математического анализа. Но динамика выражения эмоционального состояния в интонации голоса - незначительная.

Обобщая результаты контрольного среза, можно сделать вывод, что проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной нами коррекционной программы, направленной на формирование восприятия и выражения эмоций человека детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Специально организованные коррекционные занятия с использованием элементов игровой терапии в комплексе с другими методами психокоррекции, способствующими повышению уровня восприятия эмоций и их экспрессии дошкольниками с ЗПР, создают оптимальные условия формирования перцептивно-эмоциональной сферы в социально-реабилитационном центре, поэтому данная работа должна проводиться регулярно. Апробированная коррекционная программа «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» внедрена в практическую деятельность отделения социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним ГБУ «Комплексный центр социально-реабилитационной помощи населению».

1. Дрогунова А.В., Каримулина Е.Г. Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра. Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4. Available at: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova_Karimulina.shtml

2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. Автономова Т.П. Развитие эмоциональной экспрессии у детей 6 лет с ЗПР в образно-ролевом разыгрывании мифов. Научная интеграция. 2016: 13 - 19.

4. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2010.

5. Кокорева О.И., Автономова Т.П. Диагностика и коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной экспрессии дошкольников с задержкой психического развития в играх-драматизациях. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015; 2 (14): 128 - 136.

6. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика «Эмоциональные лица». Москва: АПКиППРО, 2007.

7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. Москва: АРКТИ, 2001.

8. Минаева В.И. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Москва: АРКТИ, 2001.

9. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

References

1. Drogunova A.V., Karimulina E.G. Vospriyatie 'emocij po licevoj 'ekspressii det'mi s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2014. Tom 3. № 4. Available at: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova_Karimulina.shtml

2. Vinnik M.O. Zaderzhka psihicheskogo razvitiya u detej: metodologicheskie principy i tehnologii diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

3. Avtonomova T.P. Razvitie 'emocional'noj 'ekspressii u detej 6 let s ZPR v obrazno-rolevom razygryvanii mifov. Nauchnaya integraciya. 2016: 13 - 19.

4. Ezhkova N.S. 'Emocional'noe razvitie detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Vlados, 2010.

5. Kokoreva O.I., Avtonomova T.P. Diagnostika i korrekcionno-pedagogicheskaya rabota po razvitiyu 'emocional'noj 'ekspressii doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya v igrah-dramatizaciyah. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. 2015; 2 (14): 128 - 136.

6. Semago N.Ya. DiagnosticheskijKomplektpsihologa. Metodika «'Emocional'nye lica». Moskva: APKiPPRO, 2007.

7. Diagnostika i korrekciya zaderzhkipsihicheskogo razvitiya u detej. Pod red. S.G. Shevchenko. Moskva: ARKTI, 2001.

8. Minaeva V.I. Razvitie 'emocij doshkol'nikov. Zanyatiya. Igry. Moskva: ARKTI, 2001.

9. Semago N.Ya. Teoriya i praktika ocenki psihicheskogo razvitiya rebenka. Doshkol'nyj i mladshij shkol'nyj vozrast. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

Статья поступила в редакцию 25.10.17

УДК 159.9.

Mazur E.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), The Institute of World Civilizations (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUNG PROSECUTORS. The article presents some results of research of

professional identity and shows particular features of this process taking an example of certain professional activities. The author\s

definition of the phenomenon of professional identity is shown. It reveals the unique quality characteristics of the man and his psyche,

professionally important qualities of the activity of reflexivity that have a complex influence on the structural organization of personal

qualities in the process of professional identification and identity, defining the orientation of the personality in the process of group identification. This study is performed within the framework of a systemic-structural approach to personality of A.V. Karpov.

Key words: professional identity, socio-professional quality, reflexivity, identity structures, identity orientation.

Е.Ю. Мазур, канд. психол. наук., НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

В данной статье представлены результаты исследования профессиональной идентичности, особенности этого процесса на примере определённой профессиональной деятельности - прокурорской деятельности. Дано авторское определение феномену профессиональной идентичности. Показана уникальность качественной характеристики человека и его психики, профессионально важного качества деятельности - рефлексивности, оказывающей комплексное влияние на структурную организацию личностных качеств в процессе профессиональной идентификации и определяющей идентификационную направленность личности в процессе групповой идентификации. Данное исследование выполнено в рамках системно-структурного подхода к личности А.В. Карпова.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, социально-профессиональные качества, рефлексивность, идентификационные структуры, идентификационная направленность.

Профессиональная идентичность является социально-психологическим явлением, системным, многомерным, интегра-тивным и самостоятельным феноменом, видом социальной идентичности. В основе данного психологического феномена находится профессиональное самоопределение человека в социальной группе [1]. Исследователями феномен понимается как функциональное и экзистенциальное сопряжение человека и профессии [2; 3].

Профессиональная идентичность - область самосознания личности, в которой кристаллизируется представление человека о себе и избранной профессии, осознание себя в ней; конструируется знание принадлежности к социально-профессиональной группе, разделяются и принимаются её нормы, ценности, цели, задачи, убеждения и традиции, осознается своё место в ней, понимается социальная ценность и важность деятельности для человека, общества и государства, служение Делу для общественного блага и обретение смысла в жизни и деятельности.

Российской прокуратуре отводится исключительно важная функция обеспечения законности и правопорядка в нашем обществе. Деятельность этого государственно-правового института закреплена законодательно, носит надведомственный, универсальный характер, чем принципиально отличается от других контрольных государственных органов, компетенция которых ограничена некой сферой правовых отношений. Профессия прокурора относится к закрытой социально-профессиональной группе. Закрытость группы специфична. С одной стороны, ведомство осуществляет деятельность согласно принципу гласности - открыто для общества и СМИ, что допускает осуществлять общественный контроль за своей деятельностью и обращаться гражданам в органы прокуратуры, как никакой другой государственный орган социально ориентировано. С другой, согласно принципу независимости, в силу особого положения в систе- Рис. 1 ме органов государственной власти, законодательно закреплённой независимостью, а также налагаемых ограничений, запретов и обязанностей периода государственной службы, обеспечивается «закрытость» данной социально-профессиональной группы. Наблюдаемый процесс омоложения кадрового состава повышает роль руководства, кадровых подразделений, психологической службы, института наставничества и ветеранов органов прокуратуры в отношении успешности процесса профессиональной идентификации молодых специалистов.

Вышесказанное позволяет включить параметр рефлексивности как особую качественную характеристику человека и его психики, раскрывающуюся как профессионально важное качество деятельности в психологическую структуру профессиональной идентичности на фоне процесса групповой идентификации; выявить особенности процесса профессиональной идентичности у специфически закрытой социально-профессиональной группы молодых прокурорских работников.

Задачами исследования было выделить основные социально-психологические качества, составляющие ядро психологической структуры идентичности молодых прокурорских работни-

ков, выделить гомогенные группы, охарактеризовать их, выявить идентификационную направленность групп.

Для выявления основных социально-психологических качеств, составляющих ядро психологической структуры идентичности у молодых прокурорских работников, был предпринят факторный анализ по коррелятам рефлексивности с использованием метода главных компонент с облимин вращением по причине того, что мы не строили гипотезу про ортогональность потенциальных факторов. Более того, мы предположили, что факторы могут быть взаимозависимы. Для выяснения количества факторов использовали метод многократной факторизации случайного набора данных, в котором теоретически никаких за-

График «Каменная осыпь» для факторного решения методом принципиальных осей и главных компонент линиями теоретических собственных значений

кономерностей быть не может (рис. 1).

На рис. 1 в месте пересечения графика собственных значений для факторного анализа по случайным данным и для эмпирических данных определяется количеством факторов. Полученный график имеет следующий вид:

Рис. 1 демонстрирует, что на графике линия теоретических факторных нагрузок пересекает эмпирическую на значении, близком к шести факторам. Каждая переменная, входящая в тот или иной фактор имеет различную силу выраженности, которая измеряется как коэффициент корреляции между значениями фактора и каждой переменной, которая в него входит. Таким образом, мы получили шесть ключевых факторов (социально-психологических качеств):

1. Отзывчивость включает такие показатели как дружелюбие, некритичное принятие и позитивное оценивание другого, что сочетается с такими личностными характеристиками как доброта, сочувствие, чуткость, добропорядочность и человечность.

Соответственно, респонденты, относящиеся к данному фактору, имеют указанные личностные качества.

2. Общительность включает показатели: самооценка особенностей темперамента и общение. Респонденты характеризуются быстротой реакций, умением быстро переключаться с одной деятельности на другую, умственной выносливостью, энергичностью, эмоциональной выразительностью, хорошим здоровьем и работоспособностью, высоко оценивают наличие качества общительности.

3. Самоактуализация включает показатели: гибкость поведения, синергия и поддержка. Респонденты независимы в поступках, руководствуются собственными целями, убеждениями, установками и принципами, свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию, но и не склонны к враждебности, конфронтации с групповыми нормами. Способны проявлять гибкость в реализации своих ценностей в поведении и взаимодействии с окружающими, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, целостно воспринимать окружающий мир и людей.

4. Целеустремленность включает следующие показатели: важность оценок целеполагания, этических качеств и общения, но при этом важность общения может оцениваться респондентами и как низкая. Вероятно, это фактор направленности на цель и умение достигать её социально одобряемыми путями, но при этом респонденты малообщительны. Они целеустремленные, и на общение как таковое у них нет времени. Представители этого фактора наполнены желанием изменить мир к лучшему, социально оптимистичны, отличаются умением выдвигать реальные цели и их достигать, вырабатывать оптимальную стратегию и тактику деятельности.

5. Успешность объединяет в себе показатели: «Организационная позиция», высокая оценка значимости и успешности сферы «Работа», «Профессиональная позиция» и «Целеустремлённость». Респонденты идентифицируют себя с референтной группой: «прокурорский работник», «должностное лицо», «прокурор», «государственный служащий», «состоящий на ответственной и важной должности». Они направлены на Дело, достижение профессиональной идентичности в процессе идентификации с группой. Для них важна значимость и успешность деятельности

в референтной группе. Респонденты разделяют ценности и понимают задачи группы, переживают своё нахождение в ней, достижение целей связывают с данной группой.

6. Независимость включает показатели: самооценку независимости, уверенности и понимания важности ПВК рефлексии. Респонденты расцениваются как независимые и сильные личности, относительно автономные, самостоятельные в выборе и принятии решений, волевые, объективные, последовательные в отстаивании собственной позиции, рассудительные, принимающие обдуманные решения, обладающие социально желательными качествами. Всё это вкупе требует глубокого осмысления своих действий, умения контролировать ход деятельности, подвергать анализу, критично воспринимать, вырабатывать оптимальную стратегию и тактику деятельности, контролировать своё поведение, что предполагает высокую рефлексивность испытуемых, входящих в число данного фактора.

Факторная структура охватывает 52% совместной вариации переменных. Несмотря на выбранный метод вращения, факторы имеют очень низкую корреляцию между собой, поэтому их можно считать независимыми.

Далее был предпринят кластерный анализ по предварительно выделенным социально-психологическим качествам с целью выделения групп испытуемых и определения их идентификационной направленности, что позволило выявить контрастные группы с устойчивыми сочетаниями качеств и подробно рассмотреть их характеристики.

Для приблизительной оценки количества кластеров во всей выборке исследования мы использовали агломеративный кластерный анализ - метод древовидной классификации и способ группировки с помощью метода полной связи, где мерой расстояния является эвклидово расстояние.

На рис. 2 представлено графическое изображение последовательности объединения выделенных качеств в кластеры.

Рис. 2 показывает, что на дендрограмме при помощи метода попарной группировки выборка исследования содержит в себе два больших кластера. Для их выделения использовался метод К-средних и были проанализированы полученные средние значения факторов (качеств) для каждого кластера (табл. 1).

d

hclust (*, "complete")

Рис. 2. Дендрограмма «Дерево классификации для метода агломеративного кластерного анализа»

Таблица 1

Средние значения факторов (качеств) для каждого кластера

Факторы (качества) Кластер 1 Кластер 2

1. Отзывчивость -0,51 0,44

2. Общительность 0,69 -0,48

3. Самоактуализация -0,14 0,48

4. Целеустремленность -0,94 0,47

5. Успешность -0,67 0,62

6. Независимость -0,73 0,57

Из табл. 1 видно, что Z-значения факторов в кластерах значительно различаются, хотя практически не выходят за рамки средних значений.

Так, в первом кластере доминирует качество общительность, затем целеустремленность, отзывчивость, успешность и независимость. Значения большинства качеств, кроме качества общительности, находятся ниже среднего арифметического, но в пределах нормы.

Во втором кластере доминируют качества успешность и независимость. Качества самоактуализация, целеустремлённость, отзывчивость и общительность - в пределах нормы и выше среднего арифметического. Качество общительность выражено наименее всех.

Представим общую характеристику выделенных групп.

К первой группе относятся респонденты, для которых общение как ПВК имеет первостепенное значение - это группа «Ориентированные на межличностные отношения» (ОМО). Вероятно, они умеют привлекать к себе людей, выслушивать собеседника и обладают таким качеством, как эмоциональная выразительность. Среди ПВК можно выделить следующие: быстроту реакций, хорошее здоровье, работоспособность, быстроту переключения с одного вида деятельности на другой, умственную выносливость, энергичность. Это экстравертированные респонденты. Несмотря на ориентированность вовне, они мало отзывчивы, не отличаются желанием к самореализации, саморазвитию, а, следовательно, не слишком успешны, и особо к этому не стремятся. Кроме того, не обладают личностной автономией, самостоятельностью, а, скорее, конформностью суждений и поведения, что, вероятно, можно расценивать как идентифицирование с группой, следование её ценностям, нормам, правилам поведения. Однако это происходит, скорее всего, не по причине отсутствия стремления к личным и групповым достижениям, а осознанного желания обладать высоким социальным статусом, престижем. Как видно из табл. 1, значения большинства качеств в данной группе, кроме качества общительности находятся ниже среднего арифметического, но в пределах нормы. В эту группу входят 38,3% респондентов.

Ко второй группе принадлежат респонденты, обладающие успешностью и независимостью - группа «Ориентированные на профессиональную идентификацию» (ОПИ). Они отчётливо осознают свою профессиональную позицию («юрист»), организационную позицию («прокурорский работник», «помощник прокурора», «должностное лицо», «ответственный работник», «работник правоохранительных органов», «состою на ответственной и важной должности», «люблю свою профессию и работу» и т.д.). Наиболее выпукло проявляются характеристики, связанные с осознанием своего социального статуса и групповой принадлежности, работа по специальности имеет для них повышенную значимость и ценность. Характеризуются уверенностью, независимостью в своих действиях и поступках, разделяют и принимают ценности, задачи, правила и нормы социально-профессиональной группы, понимают ценность профессии для общества, принимают свою профессию, себя в ней, осознают себя и своё место в группе. Их отличает целеустремлённость, стремление к самореализации в избранном Деле, ориентированность на преобразование окружающего мира к лучшему, социальный оптимизм. Им присуща выработка оптимальной стратегии и тактики деятельности. Респонденты данной группы занимают активную жизненную позицию, отзывчивы, тактичны, трудолюбивы, отличаются повышенным осознанием чувства долга, личной ответственностью, критически относятся к себе. Согласно табл. 1, качества отзывчивость, самоактуализация, целеустремлённость

находятся в пределах нормы и выше среднего арифметического. В данный кластер входят 61,7% респондентов.

Детальная характеристика выделенных групп показывает следующее.

Соотношение выделенных групп и принадлежность к полу показывает, что в первую группу ОМО входят 16,8% женщин и 21,5% мужчин, во вторую группу ОПИ - 24,1% женщин и 37,6% мужчин. Критерий хи-квадрат свидетельствует, что распределение является равновероятным (х2 = 0,43; р = 0,513), т.е. значимые различия в количестве мужчин и женщин в группах отсутствуют.

Соотношение типов идентичности в группах показывает, что тип идентичности не зависит от принадлежности испытуемого к кластеру. Этому свидетельствует расчёт критерия хи-квадрат. Если взять идентичность не в баллах, а уровнях (пять уровней), то (х2 = 3,98; р = 0,553).

Табл. 2 демонстрирует различия по общему показателю профессиональной идентичности в группах, табл.3 - проценты типов идентичности от общей выборки в первой и второй группах.

Таблица 2

Различия по общему показателю профессиональной идентичности в группах

Профессиональная идентичность 1 (ОМО) (N=57) 2 (ОПИ) (N=92) Критерий p

ПИ балл (средние) 2,8 2,7 t=0,17 0,868

ПИ балл (суммы рангов) 767 458 и=332 0,398

Как видно из табл. 2, значения ^критерия Стьюдента и и-критерия Манна-Уитни при значении р>0,05 показывают недостоверность различий, т.е. все типы идентичности присутствуют в каждой группе, но степень выраженности каждого типа в группах различна.

В табл. 3 представлены проценты типов идентичности в каждой группе от общей выборки.

Таблица 3

Проценты типов идентичности от общей выборки в первой и второй группах

Типы идентичности 1 группа ОМО 2 группа ОПИ

1. Преждевременная 4 6

2. Диффузная 12 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мораторий 22 18

4. Достигнутая 10 4

5. Псевдопозитивная 10 4

Табл. 3 показывает представленность процентов типов идентичности в каждой группе. Как видно из данной таблицы, тип «мораторий» идентичности доминирует и в первой, и второй группе. В первой группе ОМО «мораторий» идентичности составляет 22%, во второй группе ОПИ - 18%.

Далее с целью выявления различий идентификационных структур группы ОМО и группы ОПИ было применение метода структурно-психологического анализа. Данный метод включает в себя построение и анализ матриц интеркорреляций выделенных групп, их оценка по системе структурных индексов [4], построение структурограмм для выделенных групп испытуемых, анализ функциональной роли ведущих и базовых качеств.

В рамках данной статьи представим лишь анализ содержания ведущих и базовых качеств, входящих в идентификационные структуры обеих групп (табл. 4).

Как видно из табл. 4, показатели в структуре личностных качеств испытуемых группы ОМО свидетельствуют об актуализации смысла самоутверждения в процессе идентификации с группой и желании связывать с ней свои планы на будущее, осмысленности этого процесса в настоящем, «реальном времени». Нахождение в референтной группе связывается для них с высоким уровнем самоуважения, осознанием собственной значимости и ценности своей личности, высоком социальном положении в обществе. Определение ведущего качества показывает,

Таблица 4

Ведущие и базовые качества идентификационной структуры группы ОМО и группы ОПИ

Группа ОМО Гоуппа ОПИ

Базовые качества Структурный (корреляционный) вес Базовые качества Структурный (корреляционный) вес

РТ самоутверждение (А) 130 рефлексия настоящего (Б) 190

РТ самоутверждение (Б) 125 культурная сфера жизни (С) 181

рефлексия настоящего (Б) 125 непривлекательный 180

культурная сфера (А) 125 витальная сфера жизни (Б) 175

проспективная рефлексия (Б) 124 рефлексия настоящего 175

проспективная рефлексия (А) 123 ретроспективная рефлексия 174

РТ самопростроенность (А) 122 РТ самопростроенность 174

социальная сфера (А) 122 ретроспективная рефлексия (А) 172

РТ самопростроенность 121 витальная сфера жизни 171

культурная сфера жизни 121 культурная сфера жизни 170

Примечание: жирным шрифтом выделены ведущие качества испытуемых каждой группы.

что самоутверждение проявляется в демонстративности поведения, доминирующей потребности в высоком социальном статусе, принадлежности к престижной группе, но не истинном осмыслении целей, ценностей, задач ведомства, понимании себя, своей профессии и своего места в группе, т.е. речь идёт о диффузной направленности испытуемых, размытости представлений о «параметрах-характеристиках» группы. В процессе идентификации с группой ценность для респондентов составляют категории статуса и престижа ведомства.

Нормы социального поведения и ценности, принятые в группе, испытуемыми группы ОПИ поняты, приняты и разделяются, они «вышли» на основания события групповой идентификации, которое ценно и значимо для них самих и их жизни. Как отмечает А.С. Шаров, что дойти до основания своей жизненной активности - очень важная для человека задача, т.к. только основание является той исходной мерой, с которой человек может сверять свою линию жизни [5]. Испытуемые не считают себя обаятельными личностями, скорее, наоборот, не стремятся привлекать к себе внимание, они энергичны, подвергают осмыслению целесообразность собственной деятельности, усилий, направленных на идентификацию с группой. В процессе идентификации осмысляют прошедшие события, связывают их воедино и выстраивают связи в будущее, т.е. для них характерно целостное восприятие рефлексирующей деятельности, связанной с идентификацией. Выявление ведущего качества - рефлексия настоящего в позиции осмысленность (Б) показало направленность испытуемых на идентификацию с группой, поиск эффективных путей для достижения идентификации, открытости этому процессу, осмыслении значимых для себя целей, ценностей, задач, традиций ведомства, понимании себя, профессии, себя в ней, своего места в группе.

Предпринятый анализ содержания базовых и ведущих качеств указывает на стремление испытуемых к групповой профессиональной идентификации. Установлена закономерность, что при одинаковых элементах, входящих в идентификационные

Библиографический список

структуры каждой группы, базовые и ведущие качества (базовая «десятка» элементов) в структурах групп различны.

Для идентификационной структуры группы ОМО ведущим элементом выступает простроенность самоутверждения. Для представителей данной группы важны категории статуса и престижа ведомства, представители группы характеризуются выраженной диффузной (размытой) направленностью, с ориентированностью на межличностные отношения. Безусловно, это номинальный (формальный) путь идентификации. В осознании себя представителями социально-профессиональной группы отсутствует рефлексивное прессингование себя в осмыслении «параметров-характеристик» группы, назначения ведомства, его миссии, что и приводит личность к диффузной идентичности. Данный факт может расцениваться как «группа риска» для профессионального сообщества.

Для идентификационной структуры группы ОПИ ведущим элементом выступает осмысленность рефлексии настоящего. Представители данной группы характеризуются выраженной направленностью на профессиональную идентификацию, ими выбран конструктивный (продуктивный) путь, вызывающий качественное преобразование самой личности, «реконструкцию психики» в процессе профессиональной идентификации.

Таким образом, предпринятое нами исследование позволило включить параметр рефлексивности в психологическую структуру профессиональной идентичности на фоне процесса групповой идентификации, что позволило расширить феноменологию профессиональной идентичности, конкретизировать представления о психологических параметрах данного феномена. Объективно показать, что в процессе профессиональной идентичности рефлексивность выступает уникальным и значимым параметром, оказывающим комплексное влияние на структурную организацию личностных качеств в процессе профессиональной идентичности на исследовании определённой профессиональной деятельности - прокурорской деятельности, и определяет направленность идентификационных структур.

1. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль, 2003.

2. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: УРАО, 2002.

3. Мищенко Т.В. Определение содержание понятия профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России: сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2003: 168 - 176.

4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. Москва: Институт психологии РАН, 2002.

5. Шаров А.С. Онтология психических механизмов рефлексии.Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Вып. 2006. Available at: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-25.pdf

References

1. Ivanova N.L., Koneva E.V. Social'naya identichnost'iprofessional'nyjopytlichnosti. Yaroslavl', 2003.

2. Povarenkov Yu.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. Moskva: URAO, 2002.

3. Mischenko T.V. Opredelenie soderzhanie ponyatiya professional'noj identichnosti. Krizis identichnosti i problemy stanovleniya grazhdanskogo obschestva v Rossii: sbornik nauchnyh trudov. Yaroslavl': YaGPU, 2003: 168 - 176.

4. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psihologiya refleksii. Moskva: Institut psihologii RAN, 2002.

5. Sharov A.S. Ontologiya psihicheskih mehanizmov refleksii.'Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta». Vyp. 2006. Available at: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-25.pdf

Статья поступила в редакцию 08.12.17

УДК159.923.2.

Mogilevskaya V.Yu., senior teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria),

E-mail: [email protected]

Kovalchuk N.N., teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria),

E-mail: [email protected]

COMPETENCY APPROACH TO THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY BY PRACTICE. The article describes changes in the system of higher professional education in Transnistria. The basics of the competence approach in training is analyzed. The notion of readiness for professional activity is revealed. The experience of implementing a competence approach in the professional training of bachelors in the psychology of education is presented. The results of an empirical study of the effectiveness of the formation of competencies in the process of practical training of students are presented. The presented material allows formulating conclusions about the effectiveness of this approach and can be used in the system of higher and secondary vocational education.

Key words: competence approach, competence, psychological readiness of professional activity, student, practice.

В.Ю. Могилевская, ст. преп. каф. психологии, Приднестровский Государственный Университет, г. Тирасполь,

E-mail: [email protected]

Н.Н. Ковальчук, преп. каф. психологии, Приднестровский Гэсударственный Университет, г. Тирасполь,

E-mail: [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКИ

В статье описываются изменения системы высшего профессионального образования Приднестровья. Анализируется сущность компетентностного подхода в обучении. Раскрывается понятие готовности к профессиональной деятельности. Приводится опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров психологии образования. Приводятся результаты эмпирического исследования эффективности формирования компетенций в процессе практической подготовки студентов. Представленный материал позволяет сформулировать выводы об эффективности данного подхода и может быть использован в системе высшего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, психологическая готовность к профессиональной деятельности, студент, практика.

Образовательная система Приднестровской Молдавской Республики, традиционно ориентированная на Российскую Федерацию, в последние десятилетия претерпевает существенные изменения. Обновляются концептуальные основы образовательной деятельности, теоретико-методологические подходы к оценке учебных успехов студентов, внедряются новые образовательные стандарты, предполагающие пересмотр традиционных методов, средств и технологий обучения. На современном этапе развития общества перед системой образования стоит задача формирования гибкого, креативного, динамичного профессионала, умеющего добывать и интерпретировать необходимую информацию и успешно применять её в деятельности [1, 2]. Существенно изменилась образовательная парадигма: в настоящее время недостаточно просто «знать», «уметь» и «владеть», наиболее актуальными для современных профессионалов являются готовность критически мыслить, анализировать, демонстрировать сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также выраженную профессиональную направленность. При этом молодой специалист, получивший диплом о высшем профессиональном образовании, ступает на путь личностного саморазвития, самосовершенствования, ежедневного поиска способов преодоления трудностей и методов роста профессиональной компетентности. Однако предпосылки решения описанных задач могут быть обозначены ещё на этапе обучения в вузе: у будущего профессионала должна быть сформирована психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Принятый в качестве ведущего в Приднестровье компетентностный подход предполагает основным непосредственным результатом учебной деятельности формирование профессиональных компетенций, которые определены и описаны в стандарте высшего образования ФГОС - 3+, овладение которыми позволяет наполнить и совершенствовать первоначальный

образ профессионала, готового к выбранной профессии, вникнуть в смысл овладеваемой деятельности, освоить теоретические основы и практические навыки. Поэтапное формирование профессиональных компетенций детерминирует интегративную характеристику личности, проявляющуюся в упорядочении внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, устойчивости и стабильности их функционирования, т.е. способствует формированию готовности к профессиональной деятельности студента.

Идеи компетентностного подхода как основной парадигмы современной образовательной системы активно разрабатываются в работах И.А. Зимней, А.Г. Бермуса, А.В. Хуторского, П.Г. Ще-дровицкоого, И.Д. Фрумина, М.А. Чошанова, В.А. Болотова и др. Согласимся с определением Д.С. Ермакова, согласно которому компетентностный подход представляет собой метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности [3]. В идеях обозначенных авторов прослеживается связь в понимании компетенции и готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Кроме того, содержание компетенций, представленных в стандарте ФГОС3+, предполагает формирование готовности к различным аспектам профессиональной деятельности.

Феномен психологической готовности к профессиональной деятельности понимается нами как интегрально-динамическое личностное образование, в структуру которого входят такие компоненты как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий, выступающее как составная часть профессионального становления и профессионализма, являющееся средством организации резерва активности личности, включающее актуализацию и мобилизацию возможностей личности для успешных действий и развитие и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.