Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виды способностей / качество образования / мастерство учителя / компетентность / наследие ученых / жизненные ценности / духовное наследие / педагогические технологии / педагогическое мастерство / способность к самостоятельному обучению. / Types of abilities / quality of education / teacher skills / competence / heritage of scientists / life values / spiritual heritage / pedagogical technologies / pedagogical skills / ability to self-study.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равшанова, Мадина Давлaтовна

В данной статье рассмотрены социально-психологические особенности формирования педагогических способностей. Кроме того, резкие изменения, наблюдаемые в мире в социально экономической, культурной и особенно политической сферах, а также нестабильность в экономической сфере также влияют на мировоззрение, поведение, образ жизни людей и их профессиональную деятельность, что требует значительных изменений. Анализируется педагогическая одаренность, ее виды, значение, сущность, рассматривается педагогическая одаренность педагога, возможности ее развития и использования в повышении качества образования. Молодежь-это наше будущее. Именно поэтому их воспитание является самым актуальным вопросом. В Узбекистане, который благодаря независимости идет по пути своего развития, создаются широкие возможности для воспитания молодых людей, свободно реагирующих на происходящие события, творчески и критически мыслящих, познавших тайны диалога. Формирование у подрастающего поколения высокой духовности, воспитание надежных и интеллектуально потенциальных граждан нашей независимой страны является актуальной задачей системы непрерывного образования. За вопрос воспитания гармоничного поколения отвечают все институты общества. Особенно в обеспечении практики формирования гармоничного поколения, поиска решений научных проблем в этом направлении, внедрения в учебно-воспитательную практику выдвинутых теоретических выводов и рекомендаций-залог эффективного выполнения государственного заказа, который ставит наше общество перед родителями, воспитателями, педагогами, системой непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF PEDAGOGICAL ABILITIES

This article discusses the socio-psychological features of the formation of pedagogical abilities. In addition, the dramatic changes observed in the world in the socio-economic, cultural and especially political spheres, as well as instability in the economic sphere also affect the worldview, behavior, lifestyle of people and their professional activities, which requires significant changes. Pedagogical giftedness, its types, meaning, essence are analyzed, pedagogical giftedness of a teacher, the possibilities of its development and use in improving the quality of education are considered. Youth is our future. That is why their upbringing is the most pressing issue. In Uzbekistan, which, thanks to its independence, is on the path of its development, ample opportunities are being created for the education of young people who freely react to events, think creatively and critically, who have learned the secrets of dialogue. The formation of high spirituality among the younger generation, the upbringing of reliable and intellectually potential citizens of our independent country is an urgent task of the system of continuing education. All institutions of society are responsible for the issue of educating a harmonious generation. Especially in ensuring the practice of forming a harmonious generation, the search for solutions to scientific problems in this direction, the introduction of theoretical conclusions and recommendations put forward into educational practice is the key to the effective implementation of the state order that our society places before parents, educators, teachers, and the system of continuing education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Равшанова Мадина Давлaтовна

Магистрант Институт психологии и иностранных языков

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены социально-психологические особенности формирования педагогических способностей. Кроме того, резкие изменения, наблюдаемые в мире в социально - экономической, культурной и особенно политической сферах, а также нестабильность в экономической сфере также влияют на мировоззрение, поведение, образ жизни людей и их профессиональную деятельность, что требует значительных изменений. Анализируется педагогическая одаренность, ее виды, значение, сущность, рассматривается педагогическая одаренность педагога, возможности ее развития и использования в повышении качества образования.

Молодежь-это наше будущее. Именно поэтому их воспитание является самым актуальным вопросом. В Узбекистане, который благодаря независимости идет по пути своего развития, создаются широкие возможности для воспитания молодых людей, свободно реагирующих на происходящие события, творчески и критически мыслящих, познавших тайны диалога.

Формирование у подрастающего поколения высокой духовности, воспитание надежных и интеллектуально потенциальных граждан нашей независимой страны является актуальной задачей системы непрерывного образования. За вопрос воспитания гармоничного поколения отвечают все институты общества. Особенно в обеспечении практики формирования гармоничного поколения, поиска решений научных проблем в этом направлении, внедрения в учебно-воспитательную практику выдвинутых теоретических выводов и рекомендаций-залог эффективного выполнения государственного заказа, который ставит наше общество перед родителями, воспитателями, педагогами, системой непрерывного образования.

Ключевые слова: Виды способностей, качество образования, мастерство учителя, компетентность, наследие ученых, жизненные ценности, духовное наследие, педагогические технологии, педагогическое мастерство, способность к самостоятельному обучению.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF

PEDAGOGICAL ABILITIES

Ravshanova Madina Davlatova Master's student Institute of Psychology and Foreign Languages

ABSTRACT

This article discusses the socio-psychological features of the formation of pedagogical abilities. In addition, the dramatic changes observed in the world in the socio-economic, cultural and especially political spheres, as well as instability in the economic sphere also affect the worldview, behavior, lifestyle of people and their professional activities, which requires significant changes. Pedagogical giftedness, its types, meaning, essence are analyzed, pedagogical giftedness of a teacher, the possibilities of its development and use in improving the quality of education are considered.

Youth is our future. That is why their upbringing is the most pressing issue. In Uzbekistan, which, thanks to its independence, is on the path of its development, ample opportunities are being created for the education of young people who freely react to events, think creatively and critically, who have learned the secrets of dialogue.

The formation of high spirituality among the younger generation, the upbringing of reliable and intellectually potential citizens of our independent country is an urgent task of the system of continuing education. All institutions of society are responsible for the issue of educating a harmonious generation. Especially in ensuring the practice of forming a harmonious generation, the search for solutions to scientific problems in this direction, the introduction of theoretical conclusions and recommendations put forward into educational practice is the key to the effective implementation of the state order that our society places before parents, educators, teachers, and the system of continuing education.

Key words: Types of abilities, quality of education, teacher skills, competence, heritage of scientists, life values, spiritual heritage, pedagogical technologies, pedagogical skills, ability to self-study.

ВВЕДЕНИЕ.

Личностное развитие молодежи в образовательных учреждениях характеризуется такими обстоятельствами, как углубление и обогащение их

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

самостоятельного мышления, творчества, активности, взаимоотношений, стагнация характера и мировоззрения, формирование потребностей в самоконтроле и воспитании. Для будущих профессионалов процесс обучения в учебных заведениях является оптимальным периодом развития и самосовершенствования человека на основе профессиональных знаний, качества, компетентности и критериев, которые считаются важными в успешном осуществлении трудовой деятельности. Обучающиеся в этом процессе воплощают такие ситуации, как накопление, хранение, передача знаний, построение их логической структуры и эффективное их использование в организации будущей профессиональной деятельности. Актуальным вопросом стало формирование в сознании студентов высших учебных заведений необходимых навыков педагогической деятельности и вооружения их квалификациями. При подготовке будущих педагогов формирование у них профессиональной компетентности также ставит необходимость быть в курсе педагогических технологий освоения современных стилей управления. Развитие науки и техники оказывает влияние на объем и характер научных знаний и находит отражение в системе образования, в том числе и в экономическом образовании. В условиях перемен экономическое образование должно служить основой для развития общества и управления им в умеренных количествах. Именно экономическое образование играет ключевую роль в формировании профессиональной компетентности будущих педагогов-педагогов. Именно поэтому на всех этапах исторического кризиса, обновления и подъема именно реформирование сферы экономики системы образования приобретает первостепенное значение. К настоящему времени использование передовых педагогических технологий в подготовке будущих педагогов-педагогов может дать положительный эффект только при условии, что мероприятия (реформа)учитывают психологические аспекты личности студента и организации занятий в академических группах.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Следует отметить, что задачи совершенствования содержания образования, подготовки кадров, в том числе и воспитания духовно-нравственных качеств учителя начальных классов М.Необходимо готовить современные, конкурентоспособные, духовно-нравственно зрелые кадры с использованием нескольких произведений Ачилова, таких как "учитель этики", "Учитель-архитектор души", "педагогика" мунавварова. Отсюда необходимость

наделения будущих педагогов знаниями и компетенциями в области

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

педагогической этики объективно вытекает из потребностей педагогического процесса.

Судя по анализу научной литературы, исследователи придерживаются разных подходов к определению педагогических способностей. В частности, европейские и американские исследователи изучают практические аспекты педагогических способностей, а именно те, которые влияют на окружающую среду (1.Борг, М.Мюллер, Т.Staufenbiel), комплекс знаний, умений и навыков, служащих для успешного выполнения поставленной задачи (м.Перлмуттер, М.Каплан, Л.Nyguist); провайдер реализации обособленного поведения в структуре деятельности (г.Шредер, М.Vorwerg), применяющий к познавательным процессам методы, применяемые на практике (С.Р^у^га, S.Доллинджер). От российских ученых Л.1. Анциферова (1988), Д.М Завалишина (1988), Е^. Рыбалко (1988), Н^. Кузьмина (1990), Н.^ Яковлева (1994), АХ. Маркова (1996), М.А. Чошанов (1996), Ю^. Варданян (1998), Т^. Заморская (1998), Л^. Темнова (2001), О.А. Anсимова (2002), С^. Седова (2002), А.А. Деркач (2003), В^. Зазикин (2003), ИА. Зимняя (2003), Ю^. Татур (2004), А.! Юшко (2005), А.1. Субетто (2006), Z.M. В последние годы можно встретить научные подходы к вопросам компетентности и педагогической компетентности альбековой (2010) и др. Изучение проблем, связанных с педагогической компетентностью педагогов в условиях новой образовательной реформы, привлекло внимание отечественных ученых-педагогов Н.А.Муслимов, З^.Исмаилова, Ш^.Шарипов, К.Абдуллаева, Н.Гаипова, О.Койсинов, К.Олимов, Ш.Абдурахманов, М.Кадыров, Р.Хайдарова и др., От ученых-психологов м^. Давлетшин, Е.G'. Газиев, Ш^. Баратов, В.М. Каримова, О.Е. Это заметно в работах Хаитова и других.

Проблема способностей-одна из интересных и в определенной степени исследованных проблем в психологической науке. Ученые с незапамятных времен и по сей день проводят исследования по этой проблеме.

К изучению возможностей человека обращались мыслители Востока (Фараби, Беруни, Абу Али Ибн Сина), российские психологи (Б.М.Теплов, Б.О.Ананев, Н.У. Кузьмина, С.Ь.Рубинштейн, А.О.Ковалев, В.ММясищев), западные ученые (А.Бине, Т.Саймон, Ф. Гальтон, В.Штерн, У. Оллопорт, К.Роджерс), которые внесли большой вклад. Над этой проблемой работали ученые-психологи Узбекистана (Э.Газиев, Р.Гайнутдинов, М.О.Давлетшин, Б.ККадыров, В.А.Токарева и др.), которые также проводили исследования.

Воспитание педагогических способностей впервые появилось в середине XIX века. Дестерверг, став 1-м, обратил внимание на этот вопрос, рассказав о

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

педагогических способностях, перцептивных способностях. Он акцентировал внимание на силе педагогических способностей, педагогическом такте и строгой свободе. Он выдвинул понятие способности учителя к приобретению знаний. Л.Б.Основываясь на своем опыте, Макаренко говорит, что" если каждый человек усердно трудится, если он требователен к себе, он может быть хорошим педагогом".

Ученый-психолог Ольга Матвеева указывает на следующие способности:

1. Коммуникативная (коммуникативная) способность: способность учителя создавать позитивный психический климат в классе в процессе занятий и внеклассных занятий с учащимися.

2. Умение предвидеть события: Этот тип способностей проявляется в бдительности каждого учителя, в способности видеть психику, внутренний мир учащихся. Тогда учитель сможет заранее предсказать, кто на что способен.

3. Способность слышать и чувствовать: люди с такой способностью любят музыку, хорошо чувствуют мелодию, хорошо читают на основе декламации, запоминают то, что слышат, особенно с любовью слушают стихи и песни.

4. Кинестетические (кожно-мышечные) способности: способность педагога координировать свои действия, направлять их, ощущая тон движения, ощущая время, темп движения, умение создавать бытовые удобства, наслаждаться благами жизни.

5. Логические способности: любовь к рассуждениям, числам, математике, сложным вопросам, умение понимать причинно-следственные связи, умение отличать главное от второстепенного в действительности.

6. Внутренние способности личности: способность к самопознанию, пониманию и ощущению. Свободный человек редко испытывает чувство страха или несвободы.

У.Л.Существует модель, лежащая в основе типов педагогических способностей крутецкого рассмотрим вот что(рис.1).

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(7), July, 2023

/ \ Виды педагогических способностей

Дидактические способности-умение

четко, ясно, легко объяснять учебный материал, вызывать у учащихся интерес к предметам, формировать навыки самостоятельного мышления.

Перцептивные способности-умение

проникать во внутренний мир личности, психологическая наблюдательность, способность понимать тонкости, связанные с временными психическими состояниями ученика.

О рганизаторские способности-умение

организовывать коллектив учащихся, умение укомплектовывать коллектив, правильно организовывать педагогическую

деятельность. ------.

Коммуникативная способность -

способность к общению с учащимися, нахождению эффективного способа правильного подхода к ним, выражающая наличие педагогического такта, связывающего их в совместном целенаправленном педагогическом

Академические способности-

математика, физика, биология, химия, родной язык, литература, история б Б. способность, позволяющая в совершенстве _овладеть основами наук._

Речевая компетентность-

способность человека четко и ярко выражать свои чувства с помощью речи, а также мимики, пантомимики.

Авторитарная способность-

способность, создающая возможность завоевать авторитет среди учащихся посредством эмоционально-волевого воздействия.

Педагогическое воображение-

способность педагога предвидеть результаты своих действий при воспитательном проектировании личности учащихся.

Умение распределять внимание - способность, характеризующая способность педагога сосредотачивать свое внимание сразу на нескольких процессах.

Группа в количество количество учителей выполнение интерактивных методов, выбранных педагогами

56-70% 71-85% 86-100%

Контроль 2 ta 20 ta 9 7 4

Опыт 2 ta 20 ta 4 10 6

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

Мы использовали интерактивные методы от 40 сотрудников для определения способностей педагогического персонала. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице ниже.

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе 4 педагога выполнили задания на "3", в контрольной-9, в экспериментальной-10, а в контрольной-7 педагогов выполнили задания на "4". Количество учителей, выполнивших задания на "5", составило 4 в контрольной группе и 6 в экспериментальной. Значительно повысился уровень эффективности обучения в группах, где усвоение знаний осуществлялось с помощью изолированных интерактивных методов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективная педагогическая деятельность для достижения педагогического мастерства Учитель должен обладать и воспитывать следующие виды способностей. Познавательные способности, наблюдательность, речевые способности, организаторские способности, умение завоевывать авторитет, умение правильно вести себя, умение видеть будущее, умение распределять внимание. Эти педагогические способности характеризуют как психическую, так и эмоционально - волевую сторону личности.

Учитель может изменить учебный материал по мере необходимости, сделать трудное легким, сложное простым, а неопределенное-понятным для учащихся. За основу этих способностей берется учет психики учащихся. Способный педагог учитывает уровень знаний и зрелости учащихся, представляет, что они знают, а что еще не знают, что Забыли. Большинству учителей, особенно с большим опытом, не кажется, что учебный материал прост для понимания и не требует каких-либо особых пояснений.

Речь педагога должна быть четкой, живой образной, свободно выраженной в плане произношения, эмоционально - волевой, в ней не должно быть стилистических, грамматических, фонетических дефектов. Однообразная длинная скучная речь быстро утомляет читателей, делает их вялыми, апатичными. Некоторые, как правило, говорят быстро, а некоторые медленно. Для усвоения учащимися средняя, живая речь дает хороший результат.

На основе проведенных наблюдений и анализа вопросов и ответов, а также общих выводов мы хотим дать некоторые рекомендации по аспектам, на которые можно обратить внимание в процессе проведения занятий, основанных на методе сотрудничества с учащимися в педагогической деятельности. В том числе:

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(7), July, 2023

В первую очередь, целесообразно обеспечить активное взаимодействие деятельности учителя, а для этого-развитие педагогических способностей.

- В процессе обучения необходимо обращать внимание на необходимость личной активности обучаемого.

- При этом важно, чтобы у педагогов сформировались коммуникативные способности, а также их систематическое развитие.

-При разработке учебно-воспитательного процесса необходимо обращать внимание на состояния адекватности и надежности.

- Формирование педагогических приемов влияет и на качества личности. Потому что работа над тем, чтобы речь была выразительной, чистой, грамотной, влияет на беглость мышления. Овладение приемами самостоятельной регуляции психической деятельности приводит к развитию эмоциональной сдержанности с характером.

-Речь педагога должна быть четкой, живой, образной, свободной в произношении, выразительной, эмоционально возбудимой, в ней не должно быть стилистических, грамматических, фонетических дефектов.

- Необходимо помнить, что организованность ученического коллектива, умение вдохновлять учащихся на решение важных задач, правильная организация их работы-Все вышеперечисленные общие и специальные (природные) способности должны быть сформированы, развиты непосредственно у педагогов.

REFERENCES

1. Абдулла Авлани. Турецкий Гулистан или мораль. T.: "Учитель", 2016

2. Анекеева H.P. Психическая атмосфера в коллективе. T.: "Учитель". 1992 .

3. Баева M.A. Психология профессиональной деятельности учителя. L.:LGPI.-2020,-18 С.

4. Баратов ШХ. Трудовое воспитание и его психологические основы., Бухара., 1991.

5. Вирджиния Н., Куинн. Прикладная психология.-Санкт-Петербург.: Питер,

6. Гайнутдинов P.Z. Психология личности учителя Национальной школы I eyo формирование в системе непрерывного образования. Автореф. diss. ... докт. психол. наук. Санкт-Петербург-2019.

-2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.