SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ
Клара Ахметова
Узбекский государственный университет мировых языков
tdiu_69k@mail.ru
Одно из условий, влияющий на качество получаемого образования, позволяющий своевременно корректировать цели и результаты обучения, обеспечивать взаимосвязь образовательных этапов, является проведение систематического мониторинга. В данной статье рассматриваются социально-педагогические предпосылки и основные ключевые понятия мониторинга, выделяются основные его виды, а также раскрывается сущность функций и принципов мониторинга в системе образования.
Ключевые слова: система образования, образование, мониторинг, образовательный и педагогический мониторинг, информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая функции мониторинга.
Характерной особенностью современного мирового развития является переход ведущих стран к построению экономики, которая базируется преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. В настоящее время главным фактором улучшения экономических показателей жизни общества становится человеческий потенциал, особенно его творческие, научно-исследовательские компетенции.
Это указывает на то, что сегодня необходимы существенные изменения в системе образования, её адаптации к потребностям современной экономики. В настоящее время в сфере образования существуют различные формы социального партнерства, усиливается интеграция учреждений системы образования, внедряются государственно-общественные формы управления. В этих условиях особое значение приобретает качество управленческой деятельности, без повышения которого невозможно осуществлять теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования.
Одним из эффективных способов решения поставленных задач является мониторинг, который позволяет анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, корректировать образовательную систему или деятельность конкретного образовательного учреждения.
АННОТАЦИЯ
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Как показывает анализ различных источников, понятие «мониторинг» имеет глубокие исторические корни. Давайте попытаемся более подробно раскрыть историю и сущность данного понятия.
Понятие «монитор» (буквально: напоминающий, надзирающий) в концеХУШ - начале XIX использовалось исключительно в педагогике.
В Великобритании, США, Франции, Бельгии и России так называли старшего учащегося, помощника учителя в школах взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система). С развитием информационных технологий «монитором» стали называть «прибор для контроля определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, устройство для контроля качества телеизображения» и др. [9].
На современном этапе развития нашего общества во всех сферах его производства наряду со словом «монитор» широкое распространение получило понятие «мониторинг» - производное, как мы полагаем, слова «монитор».
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективной и субъективной информации о состоянии тех или иных субъектов и структур.
А поскольку «именно информация о более общей системе структурирует и управляет развитием более частных систем, противодействуя хаосу, управляет силами порядка и созидания», характеристика и направленность развития определенной образовательной системы во многом зависит от функций, которые выполняет в ней информация [9].
Сбор информации о различных аспектах жизни образовательного учреждения, то есть об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. еще в конце Х1Х века являлась проблемой не только органов центральной власти, но и большинства самих образовательных учреждений, которые стремились с его помощью усовершенствовать управление образованием.
В постреволюционное время проблема управления образованием на основе получаемой информации стала предметом специальных научных исследований. Значимый вклад в решении данной проблемы отводится Н.И. Иорданскому. Еще в 20-е годы Н.И.Иорданский обосновал ряд важнейших положений по организации сбора и последующей работы с информацией, ее использованию для управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении. Наиболее важным является его положение о необходимости взаимосвязи ведущих функций управления в школе, что должно, по его мнению обеспечить неразрывную связь таких элементов системы
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
информационного обеспечения управления учебно-воспитательным процессом, как сбор, хранение, обработка и распространение информации. Устанавливая связь между ведущими функциями управления, он тем самым заложил основу для разработки педагогического мониторинга, то есть сбор информации не только ради самой информации, а для достижения запланированных целей, для контроля за их реализацией, для анализа причин отклонений от целей и последующей коррекционной работы.
В середине 80-х гг. ХХ века возникла необходимость предоставления обществу более обширных и надежных сведений о результатах обучения, о качественных и эффективных аспектах образовательных систем, их финансировании, менеджменте и т.д., которая возникла как результат бурного развития образования в промышленно развитых странах в послевоенный период. Некоторые зарубежные специалисты считают, что интерес к данному вопросу был отчасти стимулирован опубликованным в 1983 году в США и ныне широко известным докладом «Нация в опасности», который показал неудовлетворительное состояние американской школы и базировался, среди прочего, на специально проведенных исследованиях образования в других странах1.
В конце 80-х гг. изменившиеся условия общественно-политического и экономического развития обусловили появления факторов, которые в совокупности вновь вызвали большой интерес к расширению и обогащению представляемой обществу сравнительной информации о состоянии систем образования:
• сохранение несоответствий и неравенства внутри систем образования и между ними;
• изменившиеся ожидания в отношении обратной связи и эффективности их функционирования;
• развитие общественных служб и механизмов оценки, более чувствительных к качественным аспектам деятельности, чем простые статистические данные;
• поиск мер для повышения качества и увеличения эффективности образования2.
Мониторинг активно стал внедряться в систему образования. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как
1 «Нация в опасности»: доклад Национальной Комиссии о состоянии системы образования США. 1983г.
2 Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире. //Педагогика №7 2002. С.88.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы).
В процессе исследования на основе обширного анализа научных источников установлено, что в научно-педагогической литературе нет единства в определении понятия «мониторинг» и границ его применения в сфере образования.
Мониторинг является сложной системой, которая предназначена для отслеживания динамики эффективности образовательных услуг и состояния педагогических систем. Это целостный управленческий инструмент.
Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, а также о происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе говоря, мониторинг представляет собой стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, который способствует созданию истории состояния объекта во времени, количественному оцениванию изменений субъектов обучения и образовательной системы, а также определению и прогнозированию направлений их развития. Главная цель создания системы мониторинга заключается в повышении качества образования.
К основным составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации и программно-инструментальные средства обработки данных.
Информацию, которая накапливается в системе мониторинга, можно использовать для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов и др. Она дает возможность оценивать последствия инноваций в системе образования, которые осуществляются в государстве, регионе, районе или внутри отдельного образовательного учреждения. Данные мониторинга мотивируют руководство образовательных учреждений и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Мониторинг имеет основные ключевые понятия, определяющие мониторинг и концептуальные подходы, которые отражают сущность, специфику и функции мониторинга в сфере образования. Это такие понятия, как образовательный мониторинг, педагогический мониторинг. Рассмотрим их сущность более подробно.
Для эффективного управления системой образования и принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь соответствующую информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации будет зависеть своевременность, объективность и правильность принятого решения. Получение подобной информации возможно при проведении образовательного мониторинга.
Образовательный мониторинг рассматривается как способ повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы в целом.
Образовательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование её развития в соответствии с запланированными результатами
Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования. При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.
Образовательный мониторинг проводится, как правило, в сроки определенные администрацией образовательного учреждения, и включает три этапа:
1. Подготовительный этап, на котором осуществляется:
• постановка цели мониторинга;
• определение объекта и направлений исследования;
• выбор критериев и инструментария.
2. Практический этап. На данном этапе происходит:
• сбор информации;
[8 с. 17].
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
• анализ документации;
• мониторинг уровня учебных достижений обучающихся по всем или отдельным дисциплинам;
• анкетирование, тестирование;
• самоанализ деятельности.
3. Аналитический этап, на которой предусматривается:
• обработка полученных результатов;
• систематизация информации;
• анализ данных;
• выводы, принятие соответствующего управленческого решения;
• разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ и т.д.;
• определение дальнейших объектов мониторинга.
Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы, куда включаются:
• концепция образовательного учреждения;
• содержание образования;
• инфраструктура образовательного учреждения;
• профессионально-педагогическая компетентность преподавателей;
• образовательные технологии по учебным дисциплинам;
• технологии обучения в образовательном процессе;
• уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков обучающихся;
• результаты образовательного процесса;
• средства, которые используются для достижения образовательных целей;
• другие аспекты деятельности образовательного учреждения.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, посредством которого исследуются различные аспекты педагогического труда.
Педагогический мониторинг - это самостоятельная функция управления, обеспечивающая обратную связь и осведомляющая руководителей образовательных учреждений о качестве и соответствии педагогической деятельности заданным параметрам, с целью их контроля, оценки, и прогноза, а также принятия управленческих решений [2 с. 45].
Главная задача педагогического мониторинга заключается в оценке знаний, умений и навыков (в более широком смысле - учебных достижений)
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
обучающихся и соотнесение их уровня с заданным эталоном (стандартом) или статистическими нормами. Разносторонняя информация, которая представляется педагогическим мониторингом, способствует повышению уровня взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, создает условия самооценки и самоидентификации, самовоспитания и саморазвития этих субъектов.
Субъектами, в рамках педагогического мониторинга выступают все участники образовательного процесса - администрация, обучающиеся (слушатели) и преподаватели.
Объектами педагогического мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами педагогического мониторинга могут быть:
• содержание образования;
• профессионально-педагогическая компетентность преподавателей;
• образовательные технологии по учебным дисциплинам;
• система контроля, посредством которого определяется уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков слушателями;
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• технологии обучения в образовательном процессе;
• процесс обновления, совершенствования содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество и эффективность процесса образования.
В деятельности образовательного учреждения полученные результаты педагогического мониторинга становятся основой для управленческого мониторинга, так как только на основе педагогически значимой информации возможно целенаправленное управление деятельностью субъектов образовательного процесса и качеством образовательных систем.
Как мы отмечали ранее, мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в образовательном учреждении, а также является основой для принятия эффективных управленческих решений.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
На основании используемых в процессе мониторинга способов сбора информации существующие системы мониторинга можно подразделить на четыре группы.
В первую группу входят те виды мониторинга, в процессе осуществления которых представляется возможность непосредственного описания объекта мониторинга без каких-либо измерений, используя технологии структуризации результатов, построения схемы и технологии сбора информации (например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).
Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которых осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта (например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).
Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которых измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов (например, мониторинг качества воздуха, воды, сердечной деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг).
Четвертую группу составляют те виды мониторинга, в процессе которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей (например, мониторинг санитарно-гигиенической, социально-политической, социально-экономической ситуации).
Именно к этой группе относится и изучаемый нами мониторинг образовательных систем. Мониторинг образовательных систем принадлежит к одной группе с системами мониторинга весьма сложных социальных объектов. Однако из этого не следует, что в образовании не может быть использован мониторинг, относящийся к другим группам. Так, может быть осуществлен и реально существует мониторинг законодательной базы в области образования, мониторинг старения основных средств в системе образования и т.д.
В основу классификации видов мониторинга системы образования могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: (1) цели проведения мониторинга; (2) основные функции мониторинга; (3) область применения данных; (4) инструментарий; (5) модель или технология проведения мониторинга и др.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
В системе образования мониторинг проводится на различных уровнях управления данной системой образования. На этой основе, как правило, в системе образования можно выделить следующие виды мониторинга:
• государственный мониторинг;
• региональный мониторинг;
• локальный мониторинг (внутри образовательного учреждения).
Поскольку наше исследование посвящено мониторингу эффективности
образовательного процесса и проводится внутри образовательного учреждения рассмотрим подробнее сущность локального мониторинга.
Образовательное учебное заведение - это сложный социальный организм, находящийся в постоянном развитии. Требования, которые предъявляются обществом к современным образовательным учреждениям, приводят к усложнению задач управления им и порождают потребность в новых, научно-обоснованных способах их решения.
Управление внутри образовательного учреждения является сложной многоуровневой и многоплановой системой, она сочетает единоначалие и коллегиальность, и представляет собой движение информации между управляющей и управляемой подсистемами и ее особую переработку при прохождении через них. Данная система управления циклична, потому что опирается на относительно замкнутый процесс движения управленческой информации, и процессуальна, что предопределяет ее технологизацию. В этом мы видим резервы ее совершенствования. Управление направлено на достижение качественного результата деятельности.
Мониторинг является частью управления внутри образовательного учреждения, который с определенным постоянством и периодичностью снимает показатели о качестве организуемой деятельности. Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован.
Локальный мониторинг позволяет анализировать развитие образовательного процесса в отдельном образовательном учреждении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (табл.1):
• директорский (ректорский) мониторинг;
• административный мониторинг;
• мониторинг преподавателей;
• мониторинг обучающихся.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1/2), Jan., 2023
Таблица 1
Субъекты и содержание локального мониторинга
Субъекты мониторинга Цели Результаты
Директорский (ректорский) мониторинг Изучение управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Развитие образовательного процесса в образовательном учреждении и повышение уровня самоорганизации деятельности администрации образовательного учреждения
Административный мониторинг Изучение управленческой деятельности администрации образовательного учреждения в целом. Улучшение и совершенство вание качества работы администрации.
Мониторинг преподавателей Изучение деятельности профессорско- педагогического состава по организации образовательного процесса. Повышение уровня обученности обучающихся и самоорганизации деятельности педагогов.
Мониторинг обучающихся Изучение деятельности обучающихся по управлению процессом усвоения знаний, умений и навыков, а также готовность и способность к трансферу полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Положительная динамика уровня и качества усвоения содержания обучения, а также применения полученных знаний на практике.
Именно внутренний мониторинг в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам.
Внутренний мониторинг представляется как очередной этап управления качеством образовательного процесса, эффективность которого в существенной мере обусловливает адекватность принимаемых управленческих решений.
Мониторинг в образовании, эффективность осуществления которого зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, призван выполнять более широкий спектр предназначений, чем в других областях. Вместе с тем иногда на мониторинг ошибочно возлагают целый ряд несвойственных ему обязанностей (методическую, воспитательную, консультативную, пропагандистскую и т. д.), расширяя границы его предназначения за счет педагогических и управленческих функций других субъектов и структур.
На основе анализа работ ряда авторов, нами была выделена следующая оптимальная совокупность функций, реально выполняемая мониторингом в системе образования: информационная, организационная, контрольно-оценочная, диагностико-прогностическая, коррекционная.
Информационная функция - направлена на осуществление в процессе мониторинга регулярного в соответствии с программой и графиком отслеживания хода (результатов) образовательного процесса на основе их постоянной фиксации, оценки, что позволит обеспечить необходимой информацией образовательное учреждение.
Организационная функция - предполагает целенаправленный сбор, обобщение, систематизацию и анализ информации для принятия решений об оптимальном выборе образовательных целей и средств их решения либо коррекции выполняемых задач, либо прогнозирования тенденций развития системы повышения квалификации.
Контрольно-оценочная - функция связана с оперативным контролем и оценкой эффективности проведенных педагогических действий и полноты реализации целей системы повышения квалификации педагогических кадров.
Диагностико-прогностическая - функция предполагает своевременное выявление изменений, происходящих в процессе повышения квалификации, в частности и в системе повышения квалификации педагогических кадров в целом, постановку педагогического диагноза, установление причинно-следственных зависимостей и оперативное прогнозирование их дальнейшего развития.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Коррекционная функция - нацелена на оперативный поиск и уточнение причин сложившегося положения и при необходимости внесения поправок в реализуемые задачи.
Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом анализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяют контролировать образовательный, процесс, а с другой стороны, являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности; это в свою очередь, позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность управленческой деятельности, наполнив содержанием основные управленческие функции, тем самым, обеспечив их взаимосвязь.
Принципы мониторинга - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы мониторинга в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Достижение поставленной цели мониторинга эффективности системы образования обеспечивается соблюдением следующих принципов организации мониторинга.
> Принцип целенаправленности. Стержнем системы принципов является принцип целенаправленности. В соответствии с ним мониторинговая деятельность подчиняется заранее поставленным целям; с ориентацией на них определяются главная линия мониторинга, содержание, способы и процедуры отслеживания, с целями соотносится собранная информация.
Сущность данного принципа заключается в точном выборе цели мониторинга, в том, чтобы направить всю работу по мониторингу образования на решение основных задач, стоящих перед коллективом образовательного учреждения и оказать действенное влияние на его деятельность.
> Принцип диагностико-прогностической направленности. Этот принцип предполагает, что в ходе мониторинга должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создать условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами процесса обучения. Прогностичность предполагает конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
избранными критериями, предвидение возможных последствий - улучшения или ухудшение качества образования.
Сам процесс получения информации в ходе диагностики должен соответствовать следующим требованиям:
• требование научности, которое предполагает получение информации научными методами и закрепления способами фиксации научных фактов;
• требование валидности, обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информации структуре и характеру рассматриваемых педагогических и управленческих проблем;
• требование этичности информации, защищающее человека от несанкционированного вторжения в личностную зону деятельности;
• требование целесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей процесса обучения.
Основными показателями диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований:
• носить нормативно-поисковый характер;
• способствовать развитию педагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников процесса обучения;
• иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности.
> Принцип личностной целесообразности. Суть данного принципа заключается в максимальном исключении субъективных оценок, учете всех результатов (позитивных и негативных), создании равных условий для всех субъектов процесса повышения квалификации.
Реализация требований данного принципа должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительной функции педагогической информации. При этом важно оптимально учитывать мотивы всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении. В качестве критериев оптимальности может выступать степень соответствия мотивов обучающихся, профессорско-преподавательского, административного составов образовательного учреждения требованиям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.
Первым требованием данного принципа является определение мотивов субъектов образовательной деятельности. Следующее требование заключается
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
в необходимости обоснования педагогических идей, на которых основана образовательная деятельность.
> Принцип педагогической коммуникативности. Данный принцип предполагает, что информация, получаемая в ходе мониторинга, должна являться условием для педагогического общения субъектами процесса обучения. Информация, получаемая в ходе мониторинга, должна:
• быть понятна всем участникам образовательной деятельности;
• создавать условия для сотрудничества;
• способствовать лучшему познанию людьми друг друга.
> Принцип информационной интегративности мониторинга. Самой информации присуща интегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов, существенно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивный характер информационных потоков, различные возможности в доступности информации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.
Для того, чтобы обеспечить интегративность информация должна носить неагрессивный характер и быть равнодоступной для всех участников образовательного процесса. Повышение информационной культуры субъектов образования является важнейшим условием повышения уровня педагогического общения.
> Принцип социально-нормативной обусловленности. Данный принцип предполагает, что информация должна отражать качество реализации Государственных образовательных стандартов.
> Принцип результативности. Этот принцип достигается глубоким анализом выявленных недостатков, объективными выводами, конструктивными предложениями, продуманной последующей работой, направленной на повышение эффективности образования.
> Принцип гласности. Данный принцип представляет собой одну из важных мер общественного воздействия. Мониторинг проводится открыто: заранее объявляются его цели и объекты. В обсуждении результатов мониторинга участвуют все его субъекты: администрация, эксперты, обучающиеся, преподаватели и др.
Итак, определено содержание понятия «мониторинг» применительно к сфере образования как комплекс различных диагностических процедур, применяемых для систематического измерения и оценки планируемых или существующих характеристик образовательной системы. Рассмотрение проблем, связанных с описанием специфики мониторинга для диагностики
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
образовательного пространства учебных заведений разных типов и видов в системе непрерывного образования, является весьма перспективным направлением в связи с процессами глобализации в построении экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Абдулина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки /Высшее образование в России. 1998. №3. -С. 48.
2. Абрамовских Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения //Педагогика. 1999. №3. -С.32.
3. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире. //Педагогика №7 2002. С.88.
4. Белякова Е. Г., Строкова Т. А.Психолого-педагогический мониторинг. Учебное пособие для вузов. -М: «Юрайт», 2022.
5. Голиш Л.В., Ахметова К.И. Мониторинг - это актуально, это важно, это просто //Касб-хунартаълими. 2001. №3.
6. Голиш Л.В., Ахметова К.И. и др. Педагогический мониторинг: проектирование и реализация. /Экспресс-пособие -Т.: 2001. -С.31.
7. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности. //Педагогика. №5. 2003. -С.10-11.
8. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.; Образование-культура, 1998. -С. 54-62.
9. Майоров А.Н. Мониторинг учебной деятельности. //Школьные технологии. №1. 2000. -С.96-131.
10. «Нация в опасности»: доклад Национальной Комиссии о состоянии системы образования США. 1983г.
11. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Кушаков, Файзулла Абдуллаевич, Валиев, Л.А., & Хасанов, М.Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАВДИЁТ БОС^ИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (9), 606-
12. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.
612.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
13. Baratov, R. (2021). Prospects of Higher Education System (on the Example of Uzbekistan). International Journal on Orange Technologies, 3(3), 128-131.
14. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХОТЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.
15. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).
16. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.
17. 17.Абдурашидова, Нилуфар Абдурашидовна, & Хасанов, М. (2022). ЁШЛАР ДУНЁКАРАШИДА ДИН ВА АХЛОКДИНГ УЗАРО МУТАНОСИБЛИГИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 1226-1235.
18. Ramatov, J.S., Valiev, L.A., Xasanov, M.N. XIX ASRDA HINDISTONDAGI IZHTIMOII - FALSAFIY JARAYONLAR // ORIENSS. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hih-asrda-indistondagi-izhtimoiy-falsafiy-zharayonlar (kirish 12/11/2022).
19. Ф. А. Кушаков, М. Н. Хасанов, Р. У. Баратов, Ж. С. Раматов, & С. X,. Султанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУКУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3 (10), 803-810.
20. Раматов, Ж. С., Муратова, Д., Султанов, С. X,., Тухтабоев, Э., Кушаков, Ф., & Хасанов, М. Н. (2022). ИЖТИМOИЙ AДOЛAТ ВA КAДРИЯТЛAР ПЛЮРAЛИЗМИ. World scientific research journal, 8(1), 102-108.
21. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Султанов, С.Х., Муратова, Д.А., Хасанов, М.Н., & Эрниёзов, У.К. (2022). ЁШЛАР ЗАМОНАВИЙ МАДАНИЙ КИЁФАСИ ВА УМУМИНСОНИЙ КАДРИЯТЛАР ТУШУНЧАСИНИНГ МАЗМУН-МОХИЯТИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 376-386.