Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / образование / мониторинг / образовательный и педагогический мониторинг / информационная / диагностическая / сравнительная и прогностическая функции мониторинга. / education system / education / monitoring / educational and pedagogical monitoring / informational / diagnostic / comparative and prognostic monitoring functions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова, Клара

Одно из условий, влияющий на качество получаемого образования, позволяющий своевременно корректировать цели и результаты обучения, обеспечивать взаимосвязь образовательных этапов, является проведение систематического мониторинга. В данной статье рассматриваются социально-педагогические предпосылки и основные ключевые понятия мониторинга, выделяются основные его виды, а также раскрывается сущность функций и принципов мониторинга в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF MONITORING IN EDUCATION

One of the conditions affecting the quality of the education received, allowing timely adjustment of the goals and learning outcomes, ensuring the interconnection of the educational stages, is systematic monitoring. This article discusses the socio-pedagogical prerequisites and basic key concepts of monitoring, identifies its main types, and also reveals the essence of the functions and principles of monitoring in the education system.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА В ОБРАЗОВАНИИ

Клара Ахметова

Узбекский государственный университет мировых языков

tdiu_69k@mail.ru

Одно из условий, влияющий на качество получаемого образования, позволяющий своевременно корректировать цели и результаты обучения, обеспечивать взаимосвязь образовательных этапов, является проведение систематического мониторинга. В данной статье рассматриваются социально-педагогические предпосылки и основные ключевые понятия мониторинга, выделяются основные его виды, а также раскрывается сущность функций и принципов мониторинга в системе образования.

Ключевые слова: система образования, образование, мониторинг, образовательный и педагогический мониторинг, информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая функции мониторинга.

Характерной особенностью современного мирового развития является переход ведущих стран к построению экономики, которая базируется преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. В настоящее время главным фактором улучшения экономических показателей жизни общества становится человеческий потенциал, особенно его творческие, научно-исследовательские компетенции.

Это указывает на то, что сегодня необходимы существенные изменения в системе образования, её адаптации к потребностям современной экономики. В настоящее время в сфере образования существуют различные формы социального партнерства, усиливается интеграция учреждений системы образования, внедряются государственно-общественные формы управления. В этих условиях особое значение приобретает качество управленческой деятельности, без повышения которого невозможно осуществлять теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования.

Одним из эффективных способов решения поставленных задач является мониторинг, который позволяет анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, корректировать образовательную систему или деятельность конкретного образовательного учреждения.

АННОТАЦИЯ

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

Как показывает анализ различных источников, понятие «мониторинг» имеет глубокие исторические корни. Давайте попытаемся более подробно раскрыть историю и сущность данного понятия.

Понятие «монитор» (буквально: напоминающий, надзирающий) в концеХУШ - начале XIX использовалось исключительно в педагогике.

В Великобритании, США, Франции, Бельгии и России так называли старшего учащегося, помощника учителя в школах взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система). С развитием информационных технологий «монитором» стали называть «прибор для контроля определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах, устройство для контроля качества телеизображения» и др. [9].

На современном этапе развития нашего общества во всех сферах его производства наряду со словом «монитор» широкое распространение получило понятие «мониторинг» - производное, как мы полагаем, слова «монитор».

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективной и субъективной информации о состоянии тех или иных субъектов и структур.

А поскольку «именно информация о более общей системе структурирует и управляет развитием более частных систем, противодействуя хаосу, управляет силами порядка и созидания», характеристика и направленность развития определенной образовательной системы во многом зависит от функций, которые выполняет в ней информация [9].

Сбор информации о различных аспектах жизни образовательного учреждения, то есть об учащихся и учителях, о некоторых сторонах образовательного процесса и т.п. еще в конце Х1Х века являлась проблемой не только органов центральной власти, но и большинства самих образовательных учреждений, которые стремились с его помощью усовершенствовать управление образованием.

В постреволюционное время проблема управления образованием на основе получаемой информации стала предметом специальных научных исследований. Значимый вклад в решении данной проблемы отводится Н.И. Иорданскому. Еще в 20-е годы Н.И.Иорданский обосновал ряд важнейших положений по организации сбора и последующей работы с информацией, ее использованию для управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении. Наиболее важным является его положение о необходимости взаимосвязи ведущих функций управления в школе, что должно, по его мнению обеспечить неразрывную связь таких элементов системы

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

информационного обеспечения управления учебно-воспитательным процессом, как сбор, хранение, обработка и распространение информации. Устанавливая связь между ведущими функциями управления, он тем самым заложил основу для разработки педагогического мониторинга, то есть сбор информации не только ради самой информации, а для достижения запланированных целей, для контроля за их реализацией, для анализа причин отклонений от целей и последующей коррекционной работы.

В середине 80-х гг. ХХ века возникла необходимость предоставления обществу более обширных и надежных сведений о результатах обучения, о качественных и эффективных аспектах образовательных систем, их финансировании, менеджменте и т.д., которая возникла как результат бурного развития образования в промышленно развитых странах в послевоенный период. Некоторые зарубежные специалисты считают, что интерес к данному вопросу был отчасти стимулирован опубликованным в 1983 году в США и ныне широко известным докладом «Нация в опасности», который показал неудовлетворительное состояние американской школы и базировался, среди прочего, на специально проведенных исследованиях образования в других странах1.

В конце 80-х гг. изменившиеся условия общественно-политического и экономического развития обусловили появления факторов, которые в совокупности вновь вызвали большой интерес к расширению и обогащению представляемой обществу сравнительной информации о состоянии систем образования:

• сохранение несоответствий и неравенства внутри систем образования и между ними;

• изменившиеся ожидания в отношении обратной связи и эффективности их функционирования;

• развитие общественных служб и механизмов оценки, более чувствительных к качественным аспектам деятельности, чем простые статистические данные;

• поиск мер для повышения качества и увеличения эффективности образования2.

Мониторинг активно стал внедряться в систему образования. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как

1 «Нация в опасности»: доклад Национальной Комиссии о состоянии системы образования США. 1983г.

2 Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире. //Педагогика №7 2002. С.88.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы).

В процессе исследования на основе обширного анализа научных источников установлено, что в научно-педагогической литературе нет единства в определении понятия «мониторинг» и границ его применения в сфере образования.

Мониторинг является сложной системой, которая предназначена для отслеживания динамики эффективности образовательных услуг и состояния педагогических систем. Это целостный управленческий инструмент.

Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, а также о происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях. Иначе говоря, мониторинг представляет собой стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, который способствует созданию истории состояния объекта во времени, количественному оцениванию изменений субъектов обучения и образовательной системы, а также определению и прогнозированию направлений их развития. Главная цель создания системы мониторинга заключается в повышении качества образования.

К основным составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации и программно-инструментальные средства обработки данных.

Информацию, которая накапливается в системе мониторинга, можно использовать для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов и др. Она дает возможность оценивать последствия инноваций в системе образования, которые осуществляются в государстве, регионе, районе или внутри отдельного образовательного учреждения. Данные мониторинга мотивируют руководство образовательных учреждений и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

Мониторинг имеет основные ключевые понятия, определяющие мониторинг и концептуальные подходы, которые отражают сущность, специфику и функции мониторинга в сфере образования. Это такие понятия, как образовательный мониторинг, педагогический мониторинг. Рассмотрим их сущность более подробно.

Для эффективного управления системой образования и принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь соответствующую информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации будет зависеть своевременность, объективность и правильность принятого решения. Получение подобной информации возможно при проведении образовательного мониторинга.

Образовательный мониторинг рассматривается как способ повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы в целом.

Образовательный мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распределения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование её развития в соответствии с запланированными результатами

Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования. При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.

Образовательный мониторинг проводится, как правило, в сроки определенные администрацией образовательного учреждения, и включает три этапа:

1. Подготовительный этап, на котором осуществляется:

• постановка цели мониторинга;

• определение объекта и направлений исследования;

• выбор критериев и инструментария.

2. Практический этап. На данном этапе происходит:

• сбор информации;

[8 с. 17].

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

• анализ документации;

• мониторинг уровня учебных достижений обучающихся по всем или отдельным дисциплинам;

• анкетирование, тестирование;

• самоанализ деятельности.

3. Аналитический этап, на которой предусматривается:

• обработка полученных результатов;

• систематизация информации;

• анализ данных;

• выводы, принятие соответствующего управленческого решения;

• разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ и т.д.;

• определение дальнейших объектов мониторинга.

Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы, куда включаются:

• концепция образовательного учреждения;

• содержание образования;

• инфраструктура образовательного учреждения;

• профессионально-педагогическая компетентность преподавателей;

• образовательные технологии по учебным дисциплинам;

• технологии обучения в образовательном процессе;

• уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков обучающихся;

• результаты образовательного процесса;

• средства, которые используются для достижения образовательных целей;

• другие аспекты деятельности образовательного учреждения.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, посредством которого исследуются различные аспекты педагогического труда.

Педагогический мониторинг - это самостоятельная функция управления, обеспечивающая обратную связь и осведомляющая руководителей образовательных учреждений о качестве и соответствии педагогической деятельности заданным параметрам, с целью их контроля, оценки, и прогноза, а также принятия управленческих решений [2 с. 45].

Главная задача педагогического мониторинга заключается в оценке знаний, умений и навыков (в более широком смысле - учебных достижений)

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

обучающихся и соотнесение их уровня с заданным эталоном (стандартом) или статистическими нормами. Разносторонняя информация, которая представляется педагогическим мониторингом, способствует повышению уровня взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, создает условия самооценки и самоидентификации, самовоспитания и саморазвития этих субъектов.

Субъектами, в рамках педагогического мониторинга выступают все участники образовательного процесса - администрация, обучающиеся (слушатели) и преподаватели.

Объектами педагогического мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами педагогического мониторинга могут быть:

• содержание образования;

• профессионально-педагогическая компетентность преподавателей;

• образовательные технологии по учебным дисциплинам;

• система контроля, посредством которого определяется уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков слушателями;

• процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

• технологии обучения в образовательном процессе;

• процесс обновления, совершенствования содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество и эффективность процесса образования.

В деятельности образовательного учреждения полученные результаты педагогического мониторинга становятся основой для управленческого мониторинга, так как только на основе педагогически значимой информации возможно целенаправленное управление деятельностью субъектов образовательного процесса и качеством образовательных систем.

Как мы отмечали ранее, мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в образовательном учреждении, а также является основой для принятия эффективных управленческих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

На основании используемых в процессе мониторинга способов сбора информации существующие системы мониторинга можно подразделить на четыре группы.

В первую группу входят те виды мониторинга, в процессе осуществления которых представляется возможность непосредственного описания объекта мониторинга без каких-либо измерений, используя технологии структуризации результатов, построения схемы и технологии сбора информации (например, мониторинг средств массовой информации, текущего законодательства, выборов).

Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которых осуществляется непосредственное физическое измерение параметров объекта (например, мониторинг шума, уровня моря, налогов, коррозии металлов, компьютерных сетей, рынка продуктов).

Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которых измерение параметров объекта проводится с использованием системы хорошо разработанных и общепринятых критериев или индикаторов (например, мониторинг качества воздуха, воды, сердечной деятельности, доходов, почвенно-химический мониторинг).

Четвертую группу составляют те виды мониторинга, в процессе которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, с использованием системы критериев и показателей (например, мониторинг санитарно-гигиенической, социально-политической, социально-экономической ситуации).

Именно к этой группе относится и изучаемый нами мониторинг образовательных систем. Мониторинг образовательных систем принадлежит к одной группе с системами мониторинга весьма сложных социальных объектов. Однако из этого не следует, что в образовании не может быть использован мониторинг, относящийся к другим группам. Так, может быть осуществлен и реально существует мониторинг законодательной базы в области образования, мониторинг старения основных средств в системе образования и т.д.

В основу классификации видов мониторинга системы образования могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: (1) цели проведения мониторинга; (2) основные функции мониторинга; (3) область применения данных; (4) инструментарий; (5) модель или технология проведения мониторинга и др.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

В системе образования мониторинг проводится на различных уровнях управления данной системой образования. На этой основе, как правило, в системе образования можно выделить следующие виды мониторинга:

• государственный мониторинг;

• региональный мониторинг;

• локальный мониторинг (внутри образовательного учреждения).

Поскольку наше исследование посвящено мониторингу эффективности

образовательного процесса и проводится внутри образовательного учреждения рассмотрим подробнее сущность локального мониторинга.

Образовательное учебное заведение - это сложный социальный организм, находящийся в постоянном развитии. Требования, которые предъявляются обществом к современным образовательным учреждениям, приводят к усложнению задач управления им и порождают потребность в новых, научно-обоснованных способах их решения.

Управление внутри образовательного учреждения является сложной многоуровневой и многоплановой системой, она сочетает единоначалие и коллегиальность, и представляет собой движение информации между управляющей и управляемой подсистемами и ее особую переработку при прохождении через них. Данная система управления циклична, потому что опирается на относительно замкнутый процесс движения управленческой информации, и процессуальна, что предопределяет ее технологизацию. В этом мы видим резервы ее совершенствования. Управление направлено на достижение качественного результата деятельности.

Мониторинг является частью управления внутри образовательного учреждения, который с определенным постоянством и периодичностью снимает показатели о качестве организуемой деятельности. Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован.

Локальный мониторинг позволяет анализировать развитие образовательного процесса в отдельном образовательном учреждении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (табл.1):

• директорский (ректорский) мониторинг;

• административный мониторинг;

• мониторинг преподавателей;

• мониторинг обучающихся.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1/2), Jan., 2023

Таблица 1

Субъекты и содержание локального мониторинга

Субъекты мониторинга Цели Результаты

Директорский (ректорский) мониторинг Изучение управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Развитие образовательного процесса в образовательном учреждении и повышение уровня самоорганизации деятельности администрации образовательного учреждения

Административный мониторинг Изучение управленческой деятельности администрации образовательного учреждения в целом. Улучшение и совершенство вание качества работы администрации.

Мониторинг преподавателей Изучение деятельности профессорско- педагогического состава по организации образовательного процесса. Повышение уровня обученности обучающихся и самоорганизации деятельности педагогов.

Мониторинг обучающихся Изучение деятельности обучающихся по управлению процессом усвоения знаний, умений и навыков, а также готовность и способность к трансферу полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Положительная динамика уровня и качества усвоения содержания обучения, а также применения полученных знаний на практике.

Именно внутренний мониторинг в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам.

Внутренний мониторинг представляется как очередной этап управления качеством образовательного процесса, эффективность которого в существенной мере обусловливает адекватность принимаемых управленческих решений.

Мониторинг в образовании, эффективность осуществления которого зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, призван выполнять более широкий спектр предназначений, чем в других областях. Вместе с тем иногда на мониторинг ошибочно возлагают целый ряд несвойственных ему обязанностей (методическую, воспитательную, консультативную, пропагандистскую и т. д.), расширяя границы его предназначения за счет педагогических и управленческих функций других субъектов и структур.

На основе анализа работ ряда авторов, нами была выделена следующая оптимальная совокупность функций, реально выполняемая мониторингом в системе образования: информационная, организационная, контрольно-оценочная, диагностико-прогностическая, коррекционная.

Информационная функция - направлена на осуществление в процессе мониторинга регулярного в соответствии с программой и графиком отслеживания хода (результатов) образовательного процесса на основе их постоянной фиксации, оценки, что позволит обеспечить необходимой информацией образовательное учреждение.

Организационная функция - предполагает целенаправленный сбор, обобщение, систематизацию и анализ информации для принятия решений об оптимальном выборе образовательных целей и средств их решения либо коррекции выполняемых задач, либо прогнозирования тенденций развития системы повышения квалификации.

Контрольно-оценочная - функция связана с оперативным контролем и оценкой эффективности проведенных педагогических действий и полноты реализации целей системы повышения квалификации педагогических кадров.

Диагностико-прогностическая - функция предполагает своевременное выявление изменений, происходящих в процессе повышения квалификации, в частности и в системе повышения квалификации педагогических кадров в целом, постановку педагогического диагноза, установление причинно-следственных зависимостей и оперативное прогнозирование их дальнейшего развития.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

Коррекционная функция - нацелена на оперативный поиск и уточнение причин сложившегося положения и при необходимости внесения поправок в реализуемые задачи.

Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом анализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяют контролировать образовательный, процесс, а с другой стороны, являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности; это в свою очередь, позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность управленческой деятельности, наполнив содержанием основные управленческие функции, тем самым, обеспечив их взаимосвязь.

Принципы мониторинга - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы мониторинга в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Достижение поставленной цели мониторинга эффективности системы образования обеспечивается соблюдением следующих принципов организации мониторинга.

> Принцип целенаправленности. Стержнем системы принципов является принцип целенаправленности. В соответствии с ним мониторинговая деятельность подчиняется заранее поставленным целям; с ориентацией на них определяются главная линия мониторинга, содержание, способы и процедуры отслеживания, с целями соотносится собранная информация.

Сущность данного принципа заключается в точном выборе цели мониторинга, в том, чтобы направить всю работу по мониторингу образования на решение основных задач, стоящих перед коллективом образовательного учреждения и оказать действенное влияние на его деятельность.

> Принцип диагностико-прогностической направленности. Этот принцип предполагает, что в ходе мониторинга должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создать условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами процесса обучения. Прогностичность предполагает конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

избранными критериями, предвидение возможных последствий - улучшения или ухудшение качества образования.

Сам процесс получения информации в ходе диагностики должен соответствовать следующим требованиям:

• требование научности, которое предполагает получение информации научными методами и закрепления способами фиксации научных фактов;

• требование валидности, обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информации структуре и характеру рассматриваемых педагогических и управленческих проблем;

• требование этичности информации, защищающее человека от несанкционированного вторжения в личностную зону деятельности;

• требование целесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических и андрогогических целей процесса обучения.

Основными показателями диагностики должны быть тенденции изменения показателей изучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информация будет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогической информации достигается за счет реализации следующих требований:

• носить нормативно-поисковый характер;

• способствовать развитию педагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников процесса обучения;

• иметь опережающий характер педагогического влияния на процессы и явления образовательной действительности.

> Принцип личностной целесообразности. Суть данного принципа заключается в максимальном исключении субъективных оценок, учете всех результатов (позитивных и негативных), создании равных условий для всех субъектов процесса повышения квалификации.

Реализация требований данного принципа должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительной функции педагогической информации. При этом важно оптимально учитывать мотивы всех субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении. В качестве критериев оптимальности может выступать степень соответствия мотивов обучающихся, профессорско-преподавательского, административного составов образовательного учреждения требованиям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.

Первым требованием данного принципа является определение мотивов субъектов образовательной деятельности. Следующее требование заключается

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

в необходимости обоснования педагогических идей, на которых основана образовательная деятельность.

> Принцип педагогической коммуникативности. Данный принцип предполагает, что информация, получаемая в ходе мониторинга, должна являться условием для педагогического общения субъектами процесса обучения. Информация, получаемая в ходе мониторинга, должна:

• быть понятна всем участникам образовательной деятельности;

• создавать условия для сотрудничества;

• способствовать лучшему познанию людьми друг друга.

> Принцип информационной интегративности мониторинга. Самой информации присуща интегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов, существенно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивный характер информационных потоков, различные возможности в доступности информации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.

Для того, чтобы обеспечить интегративность информация должна носить неагрессивный характер и быть равнодоступной для всех участников образовательного процесса. Повышение информационной культуры субъектов образования является важнейшим условием повышения уровня педагогического общения.

> Принцип социально-нормативной обусловленности. Данный принцип предполагает, что информация должна отражать качество реализации Государственных образовательных стандартов.

> Принцип результативности. Этот принцип достигается глубоким анализом выявленных недостатков, объективными выводами, конструктивными предложениями, продуманной последующей работой, направленной на повышение эффективности образования.

> Принцип гласности. Данный принцип представляет собой одну из важных мер общественного воздействия. Мониторинг проводится открыто: заранее объявляются его цели и объекты. В обсуждении результатов мониторинга участвуют все его субъекты: администрация, эксперты, обучающиеся, преподаватели и др.

Итак, определено содержание понятия «мониторинг» применительно к сфере образования как комплекс различных диагностических процедур, применяемых для систематического измерения и оценки планируемых или существующих характеристик образовательной системы. Рассмотрение проблем, связанных с описанием специфики мониторинга для диагностики

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1/2), Jan., 2023

образовательного пространства учебных заведений разных типов и видов в системе непрерывного образования, является весьма перспективным направлением в связи с процессами глобализации в построении экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Абдулина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки /Высшее образование в России. 1998. №3. -С. 48.

2. Абрамовских Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения //Педагогика. 1999. №3. -С.32.

3. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире. //Педагогика №7 2002. С.88.

4. Белякова Е. Г., Строкова Т. А.Психолого-педагогический мониторинг. Учебное пособие для вузов. -М: «Юрайт», 2022.

5. Голиш Л.В., Ахметова К.И. Мониторинг - это актуально, это важно, это просто //Касб-хунартаълими. 2001. №3.

6. Голиш Л.В., Ахметова К.И. и др. Педагогический мониторинг: проектирование и реализация. /Экспресс-пособие -Т.: 2001. -С.31.

7. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности. //Педагогика. №5. 2003. -С.10-11.

8. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.; Образование-культура, 1998. -С. 54-62.

9. Майоров А.Н. Мониторинг учебной деятельности. //Школьные технологии. №1. 2000. -С.96-131.

10. «Нация в опасности»: доклад Национальной Комиссии о состоянии системы образования США. 1983г.

11. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Кушаков, Файзулла Абдуллаевич, Валиев, Л.А., & Хасанов, М.Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАВДИЁТ БОС^ИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (9), 606-

12. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.

612.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3(1/2), Jan., 2023

13. Baratov, R. (2021). Prospects of Higher Education System (on the Example of Uzbekistan). International Journal on Orange Technologies, 3(3), 128-131.

14. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХОТЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.

15. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).

16. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.

17. 17.Абдурашидова, Нилуфар Абдурашидовна, & Хасанов, М. (2022). ЁШЛАР ДУНЁКАРАШИДА ДИН ВА АХЛОКДИНГ УЗАРО МУТАНОСИБЛИГИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 1226-1235.

18. Ramatov, J.S., Valiev, L.A., Xasanov, M.N. XIX ASRDA HINDISTONDAGI IZHTIMOII - FALSAFIY JARAYONLAR // ORIENSS. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hih-asrda-indistondagi-izhtimoiy-falsafiy-zharayonlar (kirish 12/11/2022).

19. Ф. А. Кушаков, М. Н. Хасанов, Р. У. Баратов, Ж. С. Раматов, & С. X,. Султанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУКУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3 (10), 803-810.

20. Раматов, Ж. С., Муратова, Д., Султанов, С. X,., Тухтабоев, Э., Кушаков, Ф., & Хасанов, М. Н. (2022). ИЖТИМOИЙ AДOЛAТ ВA КAДРИЯТЛAР ПЛЮРAЛИЗМИ. World scientific research journal, 8(1), 102-108.

21. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Султанов, С.Х., Муратова, Д.А., Хасанов, М.Н., & Эрниёзов, У.К. (2022). ЁШЛАР ЗАМОНАВИЙ МАДАНИЙ КИЁФАСИ ВА УМУМИНСОНИЙ КАДРИЯТЛАР ТУШУНЧАСИНИНГ МАЗМУН-МОХИЯТИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 376-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.