Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокая чувствительность детского организма к влиянию внешне средовых факторов / резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста / стремление к доминированию / социально-психологических факторов / семья. / high sensitivity of the child's body to the influence of external environmental factors / a sharp increase in stressful effects on school-age children / the desire for dominance / socio-psychological factors / the family.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахронова, Комила Ядгоровна

Причины возникновения нарушений поведения у детей весьма разнообразны и включают в себя как причины биологического характера, так и влияние экзогенных факторов, в том числе особенностей семейного воспитания. В этой связи актуальными становятся вопросы процессов психологического развития младших школьников, возрастных психических кризисов, процессов формирования социальных норм в их поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL AND BEHAVIORAL DISORDERS IN SCHOOLCHILDREN

The causes of behavioral disorders in children are very diverse and include both biological causes and the influence of exogenous factors, including the characteristics of family education. In this regard, the issues of the processes of psychological development of younger schoolchildren, age-related mental crises, and the processes of formation of social norms in their behavior become topical.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

Бахронова Комила Ядгоровна

Бухарский инновационный медицинский институт, Узбекистан Email: komilaba338@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Причины возникновения нарушений поведения у детей весьма разнообразны и включают в себя как причины биологического характера, так и влияние экзогенных факторов, в том числе особенностей семейного воспитания. В этой связи актуальными становятся вопросы процессов психологического развития младших школьников, возрастных психических кризисов, процессов формирования социальных норм в их поведении.

Ключивые слова: высокая чувствительность детского организма к влиянию внешне средовых факторов, резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста, стремление к доминированию, социально-психологических факторов, семья.

The causes of behavioral disorders in children are very diverse and include both biological causes and the influence of exogenous factors, including the characteristics of family education. In this regard, the issues of the processes of psychological development of younger schoolchildren, age-related mental crises, and the processes offormation of social norms in their behavior become topical.

Key words: high sensitivity of the child's body to the influence of external environmental factors, a sharp increase in stressful effects on school-age children, the desire for dominance, socio-psychological factors, the family.

ВВЕДЕНИЕ

В мировой психологической науке особое внимание уделяется научному изучению различных изменений в поведении детей на основе эффективных методов, концептуального подхода, связанного с обучением школьников творческому мышлению в соответствии с требованиями времени. В сентябре 2015 года 192 государства-члены Организации Объединенных Наций в подходе в рамках программы ООН "Всестороннее внедрение, ускорение и поддержка мероприятий по политике развития для достижения целей устойчивого

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

развития" (MAPS) от 2016 года и «Изменение нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» отметили необходимость всестороннего воспитания детей. В этой связи актуальными становятся вопросы процессов психологического развития младших школьников, возрастных психических кризисов, процессов формирования социальных норм в их поведении.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Плохое поведение в школе — это не редкость в наши дни. Оно приводит к замечаниям со стороны учителей, записям в дневнике и даже к приглашению родителей к директору. Чтобы избежать перечисленных проблем, нужно правильно подойти к воспитанию ребенка.

Характеристика детей младшего школьного возраста: Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями . Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих , младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью , частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления . Именно поэтому дети младшего школьного возраста так подвержены расстройствам настроения.

Высокая чувствительность детского организма к влиянию внешне средовых факторов, резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста с одновременатм снижением их адаптационных возможностей, изменяющаяся система общего среднего образования приводят к широкому распространению и постоянному росту нарушений поведения в детском возрасте, что в дальнейшем может привести к серьезным последствиям во взрослой жизни: трудностям социальной адаптации, асоциальному поведению и преступности, склонности к алкоголизации . В связи с этим изучение особенностей нарушений эмоционально-поведенческих расстройств у школьников с синкопальными состояниями является чрезвычайно важной и актуальной проблемой в настоящее время, так как поможет выявить не только сами расстройства у данной категории детей, но и своевременно скорректировать их поведение и взаимоотношения с другими людьми, чтобы в

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

будущем у них не возникло трудностей социальной адаптации и дезориентации личности.

Причины возникновения нарушений поведения у детей весьма разнообразны и включают в себя как причины биологического характера, так и влияние экзогенных факторов, в том числе особенностей семейного воспитания. Многочисленными исследованиями зарубежных авторов, включающих близнецовые и семейные исследования, доказано, что нарушения поведения у детей в значительной степени обусловлены генетическими факторами [2]. Среди внешних факторов, влияющих на появление патологии в детском возрасте, рассматривается и роль стресса как пускового механизма заболевания. При проведении ряда исследований, было показано, что в большей степени влияние психотравмирующей ситуации сказывается на возникновении эмоциональных расстройств у детей. В основе влияния стрессовых факторов на появление тревожно-депрессивных расстройств, лежит наследственная предрасположенность индивидуальной чувствительности личности к факторам среды.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение у школьников, обычно выделяют:

недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженную самооценку;

нарушения в отношениях со взрослыми и сверстниками; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

Ребенок становится нарушителем школьной дисциплины постепенно, поэтому важно вовремя заметить перемены в его поведении. Это могут быть замечания учителей на родительском собрании, что малыш невнимателен, на уроке занимается посторонними делами, не готовит домашние задания. После предъявленных претензий нужно обязательно поговорить с ребенком, иначе он почувствует себя безнаказанным.

Есть несколько причин, по которым мальчик или девочка может плохо себя вести в школе:

. Желание быть лидером. Смелость, независимость и непослушание» — основные способы выразить свой характер.

* Отсутствие заинтересованности в учебе. Школьные предметы ребенку неинтересны, а чтобы скорее проходило время, он начинает отвлекаться.

. Повышенная эмоциональность. Такому ученику тяжело сдерживать свои эмоции, он резко реагирует на любые изменения окружающей среды.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1), Jan., 2023

* Особенности темперамента. Холерики и сангвиники менее усидчивы, чем меланхолики и флегматики.

Кроме того, плохое поведение может быть своеобразным протестом ребенка на упреки и замечания родителей. Если они говорят, что он плохой, ребенок начинает вести себя еще хуже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советы психолога, что делать, чтобы исправить детское поведение По мнению психологов, родители могут повлиять на поведение детей в школе. Чтобы малыш был внимательным и послушным, необходимо:

Поддерживать его. Даже если учитель утверждает, что он хуже всех, для родителей он должен оставаться лучшим. Иначе у него может снизиться самооценка, а чтобы привлечь к себе внимание, он начнет еще больше проказничать.

Прислушиваться к ребенку. Возможно, ему не нравится школа, учителя, одноклассники. В таком случае лучше сменить учебное заведение.

Нужно быть хорошим примером. Если мальчик видит в семье постоянные ссоры, такое же отношение он перенесет на своих одноклассников.

Не нужно убеждать ребенка изменить свое поведение. Если ему что-то мешает учиться, его отношение к предмету не поменяется, пока эта причина не исчезнет.

Конечно, не стоит закрывать глаза на замечания учителей. Но ругать и унижать сына не следует. Он должен считать родителей примером, а не бояться их.

REFERENCES

1. Адлер.А Практика и теория индивидуальной психлогии. — М.: 1995, -С. 1 17-128.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-пресс, 200З. —С 96113.

3. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 211 - 215.

4. Обухов. Я. Детская агрессивность.М: Эсмо-К, 2997. -176 б.

5. Юнусова Насиба Шарифовна, Назарова Нилуфар Жураевна, & Жуманиязова Насиба Сапарбоевна (2022). ПЕДАГОГЛАРДА КАСБИЙ КОМПЕТЕНЦИЯНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ (ОЛИЙ ТАЪЛИМ ТИЗИМИ МИСОЛИДА). Современное образование (Узбекистан), (6 (115)), 9-16. doi:

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(1), Jan., 2023

10.34920/SO/VOL_2022_ISSUE_6_2

6. Yunusova Nasiba Sharifovna. (2021). Mass Cultureand Informational-Psychological Security in The Modern Process. Pindus Journal of Culture, Literature, and ELT, 9, 68-72. Retrieved from https: //literature.academicj ournal .io/index.php/literature/article/view/86

7. NS Yunusova . THE SPIRITUAL EDUCATION IN UZBEK FAMILY..-Theoretical & Applied Science, 2016. 68-71

8. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Кушаков, Файзулла Абдуллаевич, Валиев, Л.А., & Хасанов, М.Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАВДИЁТ БОС^ИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (9), 606612.

9. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.

10. Baratov, R. (2021). Prospects of Higher Education System (on the Example of Uzbekistan). International Journal on Orange Technologies, 3(3), 128-131.

11. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХОТЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.

12. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).

13. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.

14. Baratov, Rashid, and Sadokat Uzbekova. "INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING." World scientific research journal 4.2 (2022): 7-11.

15. Журабоев, Н. Ю., Кушаков, Ф. А., Султанов, С. X,., & Хасанов, М. Н. (2022). КОНФУЦИЙЛИК ХУСУСИЯТЛАРИДАН ХИТОЙ ФАЛСАФАСИНИНГ КЕНГАЙИШИ. World scientific research journal, 9(2), 3742.

16. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Sultanov, S., & Khasanov, M. (2022). METHODS AND MEANS OF FORMATION OF SPIRITUAL MORAL

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

CONSCIOUSNESS IN STUDENTS AND YOUTH OF UZBEKISTAN. World scientific research journal, 10(1), 257-262.

17. Ж. С. Раматов, Миршод Нумонович Хдсанов, & Л. А. Валиев (2022). ШАРК УЙЕОНИШ ДАВРИ МУТАФАККИРЛАРИНИНГ СИЁСИЙ-ХУКУКИЙ ТАЪЛИМОТЛАРИ (АБУ НАСР ФОРОБИЙ, АБУ РАЙ^ОН БЕРУНИЙИНГ СИЁСИЙДУКУКИЙ КАРАШЛАРИ АСОСИДА). Academic research in educational sciences, 3 (6), 705-712.

18. Ж. С. Раматов, & М. Хдсанов (2022). ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ АЛЬ-ФАРАБИ. Central Asian Academic Journal of Scientific Research, 2 (6), 537-546.

19. Рахимова Машхура Иномжановна, & Хасанов Миршод Нумонович (2020). Роль среднеазиатской философии в развитии мировой и европейской науки. Вестник науки и образования, (4-1 (82)), 38-41.

20. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Кушаков, Файзулла Абдуллаевич, Валиев, Л.А., & Хасанов, М.Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАККИЁТ БОСКИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (9), 606-

612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.