Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА КОМПЛАЕНС'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА КОМПЛАЕНС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / комплаенс / коммуникация / деятельность / некомплаентность / интерактивность / перцепция / обучение. / competence / compliance / communication / activity noncompliance / interactivity / perception / learning

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касымова, Наргиза Дилмуратовна

В статье изученны ценностные ориентации молодых преподавателей и студентов, изложены сведения о вопросах компетентной деятельности, а также даны методические рекомендации формирования психологического механизма комплаенса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG TEACHERS AND STUDENTS, FORMATION OF THE DEVELOPMENT OF THE COMPLIANCE PHENOMENON

The article studies the value orientations of young teachers, and students, provides information on the issues of competent activity, and also provides methodological recommendations for the formation, of the psychological mechanism of compliance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНА КОМПЛАЕНС»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ФЕНОМЕНА КОМПЛАЕНС

Касымова Наргиза Дилмуратовна

Преподаватель Андижанского государственного медицинского института, кандидат психологических наук

АННОТАЦИЯ

В статье изученны ценностные ориентации молодых преподавателей и студентов, изложены сведения о вопросах компетентной деятельности, а также даны методические рекомендации формирования психологического механизма комплаенса.

Ключевые слова: компетенция, комплаенс, коммуникация, деятельность, некомплаентность, интерактивность, перцепция, обучение.

АННОТАЦИЯ

Мацолада олий таълим муассасасининг ёш уцитувчилари ва талабаларининг цадриятлар тизими тахлил цилинган, шунингдек, комплаенсни психологик механизмларини шакллантириш буйича методик тавсиялар берилган.

Таянч сузлар: компетенция, комплаенс, фаоллик, комлаенсга мос келмаслик, коммуниктив, интерактив, перцептив томонлар, урганиш.

ABSTRACT

The article studies the value orientations of young teachers, and students, provides information on the issues of competent activity, and also provides methodological recommendations for the formation, of the psychological mechanism of compliance.

Key words: competence, compliance, communication, activity noncompliance, interactivity, perception, learning

ВВЕДЕНИЕ

Для молодых преподавателей и будущих врачей студентов коммуникативная компетенция является, прежде всего, профессионально значимой характеристикой, поскольку деятельность специалиста неразрывно связана с общением, процессом обмена информацией, восприятием и пониманием друг-друга, или пациентов, их родственников, коллег. Лучшее восприятие ситуации и предмета общения, достижение взаимопонимания между партнерами по общению способствуют установлению доверительного контакта с больным человеком, а значит, и комплаенса (терапевтического

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

сотрудничества). Под термином «комплаенс» (от. английского сошЛапсе -«уступчивость, податливость») принято понимать приверженность пациента к лечению, осознанное сотрудничество между врачом, больным и членами его семьи и как результат - добровольное следование рекомендациям лечащего врача. Серьёзной медицинской проблемой является некомплаентность, т.е. неприверженность режиму лечения. Отсутствие контакта между врачом и пациентом ведет к снижению комплаентности. А также, это проблема чаще встречается в обучении между преподавателями и студентами. Молодые преподаватели на занятиях владеть всеми педагогическими приёмами коммуникативной, интерактивной а также перцепцивной стороной общения со студентами. Эти приёмы коммуникативной компетенции, и сеть владение коммуникативными технологиями позволяет установить высокий уровень комплаенса, который соответственно определению М.Линдена, определяет собой отношение к психологической близости, то есть сочетание комплаенса «учитель- студент», комплаенса «учитель-общепризнанный стандарт обучения».

Взаимосвязь коммуникативного мастерства преподавателя с качеством освоения коммуникативной компетенции студентов очевидна. Лишь преподаватели высшей школы - хорошие коммуникаторы, владеющие всеми аспектами коммуникативной компетенции как совокупности лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической компетенций, будут успешно формировать ее у студентов.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Из специальных психологических методов, направленных на исследование личности, наиболее распространенными являются вопросники и метод М.Рокича феномен ценностных ориентаций. В наших исследованиях мы также использовали модификацию методики М.Рокича, введенную Н.Д.Касымовой.

Испытуемые на данный результатах отметили терминальные и инструментальные ценности их жизни.

Среди терминальных ценностей на первом месте:

№15- счастливая семейная жизнь -(15%);

№2,3 - высокий уровень благосостояния; здоровье, бодрость, активность -

№6-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)-

(12%);

На втором месте:

№8-наличие хороших и верных друзей - (17%);

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

№4- интересная работа - (12%); №3-здоровье, бодрость, активность - (10%). На третьем месте:

№10-уважение окружающих, коллектива, товарищей - (15%);

№16- уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий - (12%);

№8- наличие хороших и верных друзей - (10%).

Предпочитаемые инструментальными ценностями в группе молодых преподавателей на первом месте следующие:

№8- образованность (широта знаний, высокая общая культура) - (14%); №6- независимость (способность действовать самостоятельно, решительность

№17- эффективность в работе (трудолюбие, продуктивность в работе) -

№10- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) -(10%). На втором месте:

№2 воспитанность( хорошие манеры) - (11%);

№13- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) -(9%);

№6- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

На третьем месте:

№9 ответственность (чувство долга, умение держать слово) -(13%);

№4 жизнерадостность ( чувство юмора) доброжелательность -(10%);

№12 смелость в отстаивании своего мнения и взглядов -(9%).

Предпочтения у респондентов группы молодых преподавателей свидетельствуют об их разносторонних взглядах. Интересно то, что предпочтения инструментальных ценностей соотвествуют терминальным в таких областях, как № 2 -высокий уровень благосостояния (ТЦ) и №8 -образованность (ИЦ); №17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) (ИЦ), а также №16 - уверенность всебе, свободв от внутренних противоречий (ТЦ) и №6 -независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) (ИЦ).

Однако в данной группе наблюдается некоторое несоответствие по таким ценностям, как №15 - счастливая семейная жизнь; №6 -любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); №8 -наличие хороших и верных друзей. Эти данные свидетельствуют о незрелости рефлексивных процессов в

(12%);

(8%).

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

межличностных отношениях, возможно, об отсутствии реального опыта взаимоотношений или прошлого неудачного опыта.

В табл.6.7 приведены данные ранжирования терминальных и инструментальных ценностей испытуемых в группе магистров студентов.

Из терминальных ценностей (ТЦ) в группе студентов наибольшее количество выборов получили следующее: На первом месте:

№3-здоровье, бодрость, активность -(17%);

№6 -любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) -

(13%);

№15 -счастливая семейная жизнь -(11%);

Таблица 1.1. Особенности ценностных ориентаций группы молодых

учителей.

№ Терминальные ценности (список А) Инструментальные ценности(список

выбор Б)

ценно

стей

Наличие ценности Количество Наличие ценности Количество

выбор юв в % выборов в %

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1 15 8 10 15 17 15 8 2 9 14 11 13

2 2 4 16 12 12 12 6 13 4 12 9 10

3 3 3 8 12 10 9 17 6 12 12 8 9

4 6 6 18 11 9 7 10 11 1 10 8 7

5 4 15 2 7 7 7 1 12 3 9 8 7

6 7 10 7 7 7 7 4 5 5 9 7 7

7 12 12 4 7 7 6 13 8 2 7 7 7

8 8 11 11 6 5 6 9 9 6 6 7 7

9 18 16 1 6 5 5 2 10 8 4 7 7

10 11 1 9 4 4 5 18 17 11 4 5 7

11 1 7 14 3 4 5 3 15 7 2 4 6

12 9 18 12 3 4 4 11 4 10 2 3 4

13 10 2 15 3 3 4 15 14 13 2 3 4

14 16 5 13 3 2 3 16 18 15 2 3 2

15 5 9 3 1 2 2 5 1 18 2 2 2

16 13 13 5 0 1 2 12 7 14 2 2 1

17 14 17 6 0 1 2 14 16 16 1 2 1

18 17 14 17 0 0 0 7 3 17 0 2 1

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

На втором месте:

№15 -счастливая семейная жизнь -(12%); №8 - наличие хороших и верных друзей -(10%);

№6 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) -

(9%).

На третьем месте: №4-интересная работа -(15%);

№10 - уважение окружающих, коллектива, товарищей -( 14%);

№8 -наличие хороших и верных друзей- (12%).

Таблица 1.2. Особености ценностных ориентаций группы студентов.

№ Терминальные ценности (список А) Инструментальные ценности(список

выбо Б)

р

ценн

остей

Наличие ценности Количество Наличие Количество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выбор юв в % ценности выборов в %

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1 3 15 4 17 12 15 4 13 9 16 11 10

2 6 8 10 13 10 14 8 2 4 13 10 9

3 15 6 8 11 9 12 10 10 12 9 7 9

4 2 2 12 9 7 7 17 17 3 9 7 8

5 8 16 18 7 7 7 2 14 8 8 6 8

6 4 4 11 7 7 6 7 16 1 7 6 8

7 12 3 2 6 6 6 16 9 5 6 6 8

8 1 12 7 6 6 6 9 11 10 6 6 7

9 11 10 9 5 6 5 13 1 2 4 5 6

10 7 18 1 5 6 4 1 18 6 3 5 5

11 16 7 16 5 4 4 3 5 11 3 5 5

12 18 1 3 4 4 3 12 6 18 3 5 4

13 9 9 13 2 4 3 18 12 13 3 5 3

14 13 11 14 1 4 3 11 4 15 2 4 3

15 10 5 15 1 3 3 5 15 7 2 4 3

16 5 13 5 0 1 2 6 7 17 2 4 2

17 14 17 6 0 1 2 15 8 14 1 3 1

18 17 14 17 0 1 0 14 3 16 1 2 1

Из инструментальных ценностей: На первом месте:

№4 -жизнерадостность (чувство юмора), доброжелательность - (16%);

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

№8 -образованность (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), эффективность в делах (трудолюбие, - (13%);

№10;17 -рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - (9%);

На втором месте:

№13 -твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) - (11%);

№ 2 -воспитанность (хорошие манеры) - (10%);

№10;17 -рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - (7%);

На третьем месте:

№9 -ответственность (чувство долга, умение держать слово) - (10%);

№12 - смелость в отстаивании своего мнения; жизнерадостность (чувство юмора), № 4 доброжелательность - (9%);

№8 - образованность (широта знаний, высокая общая культура);

№3 - высокие запросы, высокие требования к жизни и высокие притязания

При детальном рассмотрении полученного материала, видно не соответствие терминальных и инструментальных ценностей. Так, в частности, большинство испытуемых на первое место поставили здоровье, любовь и счастливую семейную жизнь. Сели же мы обратимся к инструментальным ценностям, то можем заметить, что на первое место оставлены жизнерадостность, образованность, рационализм, эффективность в делах, твердая воля. Такие инструментальные ценности, которые помогут добиться значимых терминальных и будут способствовать рациональному достижению целей, как чуткость, терпимость к взглядам мнениям других, умение прощать другим их ошибки, честность, правдивость искренность небыли названы.

Данные показатели, дали определению студентов и молодых преподавателей о том что ценности своей жизни, то безусловно, зрелость осознания предполагает необходимость ответа перед самим собой на вопрос «Что мне надо делать, чтобы достичь этих ценностей?», «Каким мне надо быть, чтобы реализовать свои цели?». Если сопоставить ответы терминальных ценностей с инструментальными, что выражается в планировании поведения, стратегии жизни. Таким отношение к себе может характеризоваться личность, принявшая ответственность за свою жизнь, строящая ее, опираясь на

(8%).

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

собственные возможности, способности, индивидуальные свойства с учетом обстоятельств.

Большинство учащихся при анализе объективных и субъективных факторов, в той или иной мере предопределяющих жизненнный путь, путают их, не диффенренцируют. Безусловно, это позволяет говорить об аморфности жизненных планов, характеризующихся мечтами и фантазиями, нежели планирование путей достижения определенных целей. Сами по себе с возрастом у юношей студентов мечты и фантазии трудно определить как осознанно планируемую стратегию жизни и возможных путей достижения и реализации поставленных целей. Поскольку известно, что мечты и фантазии остаются пассивной формой и зачастую способствуют уходу студентов от реальных обстоятельств жизни. Тем не менее, мы считаем что в студенческие годы 22-25 лет учащиеся должны иметь представления о профессиональной карьере, как достичь поставленных целей.

Необходимо отметить, что в этот важный период профессионального становления к жизни нашими испытуемыми не были отмечены такие качества, как:

№ 6 независимость( способность действовать самостоятельно, решительно)

№4 социальный статус и карьера

№9 познание (возможность расширения образования, общей культуры, интеллектуальное развитие).

Как видно из данных таблиц 1.1. и 1.2. на первом месте в обеих группах одинаковый выбор терминальной ценности.

№15 - счастливая семейная жизнь на втором месте -хорошие и верные друзья и на третьем месте уважение окружающих, коллектива, товарищей. Из инструментальных ценностей, на первом месте одинаков выбор по

№ 8 - образованность ( широта знаний, высокая общая культура;

№17 -эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) , на втором месте -№2 -воспитанность;

№13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), на третьем месте № 9 - ответственность( чувство долга, умение держать слово);

№4 -жизнерадостность (чувство юмора) доброжелательность;

№ 12- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

На основании анализа данные таблицы 1.1 и 1.2, можно отметить, что принципиальных различий не наблюдается, однако показатели, характеризующие различие ценностных ориентаций среди первой и второй

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

групп, такие, как №2 - высокий уровень благосостояния; № 16 -уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий, названные в группе молодых преподавателей.

Таким образом, наличие такого важного компонента самосознания, как конгруэнтность самооценочных суждений, характерных для испытуемых первой группы, подтверждает нашу гипотезу о том, что внутренние согласие с самим собой является в некотором смысле профилактическим фактором для возникновения разных видов поведения.

Из инструментальных ценностей в группе студентов названа ценность

№3 -высокие требования к жизни и высокие притязания, не отмечена такая ценность, как № 6 -независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). Данный факт может характеризоваться в группе студентов как инфантильность, некоторая инертность жизненной позиции в целом при высоком уровне притязаний, что, в свою очередь, ведет к внутреннему конфликту, который может выступать одним из факторов возникновения зависимого поведения.

Таким образом, при изучении особенностей молодых учителей и студентов можно сделать следующие выводы:

1. Для группы молодых учителей терминальными ценностями являются счастливая семейная жизнь, высокий уровень благосостояния, здоровье, бодрость, активность; для группы студентов - любовь, здоровье, бодрость, активность.

2. К инструментальным ценностям в группе молодых учителей относятся образованность, независимость, рационализм; в группе студентов -жизнерадостность, образованность, эффективность в дела.

3. При интерпретации результатов по тесту Рокича между первой и второй группами принципиальных различий не отмечено

4. Доминирующие терминальные ценности среди реципиентов двух групп индивидуальная, семейная жизнь и материальный ценности.

Дефиниция понятия «коммуникативная компетенция» присутствует в многочисленных работах исследователей -психологов, педагогов, юристов, менеджеров, причем термин рассматривается как с учетом подхода данной конкретной науки, так и в качестве объекта междисциплинарного исследования. Коммуникативная компетенция, по определению М.В.Стуриковой, представляет собой «способность обучаемого к восприятию любых высказываний и готовность к созданию своих речевых произведений в соответствии со знаниями, умениями, практическим опытом, принятыми

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

нормами языка, личностными качествами, с использованием невербальных средств, а также умение ориентироваться в пространстве, обстановке, учитывая тему, цель, задачи, коммуникативные и этические установки; достигать результатов посредством речи». Такое значение термина «коммуникативная компетенция» ближе авторам, и его использовали в исследовании. Однако в связи с переходом к цифровому образованию, с массовым переходом к дистанционному обучению, в том числе в вузах, преподавателю необходимо также ориентироваться на формулировку термина, представленную в утвержденном официальном перечне ключевых компетенций цифровой экономики. Содержание компетенции «Коммуникация и кооперация в цифровой среде» заключается в способности человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.

Выявлены особенности коммуникации молодых преподавателей и студентов -медиков, которые необходимо учитывать преподавателям в образовательном процессе. Студенты-медики, изучая большой спектр научных дисциплин в соответствии с учебным планом, осваивают научный базис, категории, терминологию каждой из них. На практических занятиях при участии в научных конференциях или иных образовательных событиях, при тестировании или при любом другом виде контроля ( например, при написании истории болезни), при общении с коллегами студенты выстраивают коммуникацию с использованием профессиональных практик, при курации пациентов на клинических кафедрах студенты должны уметь установить контакт с больным человеком, простым и доступным языком рассказать ему о его заболевании, состоянии, лечении, прогнозе. В последние годы с введением первичной аккредитации выпускников вузов- врачей в чек лист стали включать вопросы профессиональной коммуникации. И, если ранее вопросы общения врача и пациента рассматривались на клинических кафедрах в фоновом режиме, то теперь перед молодыми преподавателями стоит задача с самого начала ориентировать студентов на освоение коммуникативной профессиональной компетенции в двух аспектах - научном и профессионально- бытовом. Термин «профессионально-бытовая коммуникация» предложен нами и обозначает коммуникацию на понятном и доступном языке с пациентом и его родственниками. Задача преподавателя состоит в том, чтобы разъяснить студенту значимость коммуникативной компетентности, которую рассматривают в качестве условия профессиональной подготовки специалиста. Хотя данное утверждение было высказано в исследовании С.Н.Захаровой

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

относительно студентов педагогического вуза, справедливо будет экстрапролировать его при обучении студентов медицинского вуза.

Анализируя современное состояние подходов к формированию коммуникативной компетенции студентов в научной педагогической литературе и практику их реализации в медицинском институте , можно выявить основные методы и технологии, применяемые преподавателями. Структурными единицами коммуникативной компетенции, как и любой другой, выступают знания и умения. Теоретические основы коммуникации студенты-медики получают при изучении дисциплины «Психология и педагогика» знания о ценностно-смысловом значении профессиональной коммуникации в медицине получают при освоении дисциплин «психология медицины». Умения профессиональной научной коммуникации обучающиеся осваивают на теоретических и клинических кафедрах при ответах на вопросы, беседах в парах, в групповых дискуссиях на семинарах, при выступлении с подготовленной заранее речью и с не подготовленной заранее речью, при этом преподаватели широко используют интерактивные методы обучения, технологии формирования критического мышления, технологии проблемного обучения. Практическая подготовка студентов медиков к собственно общению с пациентами включает два этапа, порой последовательных, порой параллельных: 1) наблюдение за стилем профессиональной коммуникации преподавателя -врача с больными на занятиях, при проведении мастер-классов(клинический обход профессора, заведующим отделением); 2) осуществление профессионального общения студентами в ходе ролевых и деловых игр, при отчете о решенном веб-квесте, при мини курации, когда в роли пациента выступает другой студент. А уже на практике или на практических занятиях студенты получают опыт реального общения с пациентами.

Рекомендация. Упражнение. "Процесс обучения".

Это упражнение помогает участникам формировать комплаенс, проанализировать получения знаний и дает возможность двигаться дальше. Описаннаым здесь способом можно работать с разными понятиями (например, справедливость, природа, бессилие итд.) Данное упражнение посвящено теме «Здоровье».

Инструкция. Я хочу показать вам очень простой способ, который можно использовать для упорядочивания своих мыслей.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

Вы сможете сопоставить три разных аспекта ваших знаний: что вы узнали о проблеме здоровья от других, что вы узнали из своего опыта и что еще вы хотели бы для себя прояснить.

Для этого возьмите чистый лист бумаги и разделите его на четыре равные части, проведя вертикальную и горизонтальную линии.

В первой кратко, в несколько словах, напишите и в символической форме изобразите, чему вас научили другие. Какое отношение к здоровью было заложено в вас воспитанием? Что вы узнали от значимых для вас людей?

Во втором прямоугольнике кратко запишите ив символической форме изобразите чему вы научились сами. К чему вы пришли на основе собственного жизненного опыта? Что вы прочитали, что узнали, наблюдая за собой и другими?

В третьем прямоугольнике кратко запишите и в символической форме изобразите, что вам еще неизвестно, что вы хотите узнать, на что надеетесь, т.е. обозначьте перспективу дальнейшего развития ваших знаний.

Четвертый прямоугольник оставьте пока пустым. В нем вы сможетет изложить свои идеи, наблюдения, поаны и проекты, которые будут возникать в ходе вашей работы с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.

Упражнение -2. "Цели обучения".

Это упражнение предназначено для извлечения на свет неосознанных желаний и представлений, касающихся перспектив учения. Оно особенно полезно в том случае, когда участники ставят перед собой сложные цели, так как помогает им соотнести возможности человека с его намерениями. Это упражнение хорошо проводить в начале работы учебной группы.

Инструкция. Положите в середине аудитории следующие предметы; мерную ленту, толстый моток ниток, ножницы, большую нитку.

Я хочу предложить вам обменяться своими соображениями о том, что каждого из нас интересует. То, чему каждый хочет научиться, определяется многими факторами. Глубоко внутри нас есть желания, навеянные нашим бессознательным. Для того, чтобы нам легче было выразить эти малоосознаваемые цели, давайте воспользуемся предметами, лежащими в середине аудитории. Когда кто нибудь из вас захочет высказаться, он сможет взять в руки те предметы, которые каким-то образом привлекли его внимание и, может быть помогут ему выразить его цели. Держите их в руках, пока будете говорить, а потом положите назад.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка молодых преподавателей и студентов к формированию коммуникативной компетенции дифференцирована в зависимости от исходного педагогического опыта, включает наряду с вопросами традиционной профессиональной коммуникации вопросы электронной образовательной коммуникации, проводится в интерактивном режиме, причем в процессе обучения слушатели на себя опробируют коммуникативные приемы и техники.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистана от 7 декабря 2018 г. № ПП -5590- «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 года.

2. Абдуллина О.А.Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей// Проблема профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов.М.: АПН,1976

3. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М.Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.-Л.:Медицина, 1983.

4. Верданян Ю.В.Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. МПГУ.-Дис.докт.пед.наук.-1999.

5. Малкина-Пых И.Г.Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. -М.: Изд-во Эксмо,2004.

6. Раматов, Ж. С., Баратов, Р. У., Кушаков, Ф. А., Валиев, Л. А., & Хасанов, М. Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАККИЁТ БОСКИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(9), 606-612.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.

8. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.

9. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХ,ОТЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.

10. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).

11. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.

12. Абдурашидова, Н. А., & Хасанов, М. (2022). ЁШЛАР ДУНЁКАРАШИДА ДИН ВА АХЛОКДИНГ УЗАРО МУТАНОСИБЛИГИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(10), 1226-1235.

13. Ramatov, J. S., Valiev, L. A., & Xasanov, M. N. (2022). XIX ASRDA HINDISTONDAGI IZHTIMOII-FALSAFIY JARAYONLAR.

14. Кушаков, Ф. А., Хасанов, М. Н., Баратов, Р. У., Раматов, Ж. С., & Султанов, С. X. (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХУКУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3(10), 803-810.

15. Раматов, Ж. С., Муратова, Д., Султанов, С. X., Тухтабоев, Э., Кушаков, Ф., & Хасанов, М. Н. (2022). ИЖТИМOИЙ AДOЛAТ ВA КAДРИЯТЛAР ПЛЮРAЛИЗМИ. World scientific research journal, 8(1), 102-108.

16. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Султанов, С.Х., Муратова, Д.А., Хасанов, М.Н., & Эрниёзов, У.К. (2022). ЁШЛАР ЗАМОНАВИЙ МАДАНИЙ КИЁФАСИ ВА УМУМИНСОНИЙ КАДРИЯТЛАР ТУШУНЧАСИНИНГ МАЗМУН-МОХИЯТИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 376-386.

17. Hasanov, M., & Tuhtaboev, E. (2021). THE PERFORMANCE OF THE PERFECT MAN IN THE EASTERN RENESSANCE (ON THE EXAMPLE OF FARABI'S VIEWS). Innovative Technological Methodical Research Journal, 2(05), 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.