SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ
Тен Светлана Константиновна,
ст. преподаватель Рахимова Алла Иннокентьевна,
ст. преподаватель Национальный университет Узбекистана
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена актуальной теме применению интерактивных методов. Интерактивные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах. Интерес к интерактивным методам вызван необходимостью улучшения современной системы. Применение интерактивных методов позволяет организовать в процессе урока самостоятельную познавательную деятельность обучающихся. Владение технологией интерактивного обучения и использование её в образовательном процессе будет способствовать развитию у обучающихся качеств, отвечающих процессам, происходящим сегодня в жизни.
Ключевые слова: саморазвитие, коммуникация, творческий подход, компетентность, интерактивный, совместная деятельность, активный, пассивный.
This article is devoted to the actual topic of the use of interactive methods. Interactive teaching methods provide a solution to educational problems in various aspects. Interest in interactive methods is caused by the need to improve the modern system. The use of interactive methods makes it possible to organize independent cognitive activity of students during the lesson. Possession of interactive learning technology and its use in the educational process will contribute to the development of students' qualities that correspond to the processes taking place today in life.
Key words: self-development, communication, creative approach, competence, interactive, joint activity, active, passive.
ВВЕДЕНИЕ
С появлением новых условий, нужны и новые подходы. «Творческая личность», «думать творчески», «творческий подход» - эти понятия в современном обществе являются показателем профессионализма. Мы живем в век открытий, социально-экономических и политических преобразований, и поэтому от каждого человека требуется поступать нешаблонно, в соответствии
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
с ситуацией - творчески. Развитие у обучаемых творческой личности становится одной из важных задач современной школы. Именно в творчестве содержится источник самореализации и саморазвития личности человека.
Способность к творчеству, умение оперировать информацией рассматривается как ключевая производительная сила будущего. Это значит, что сегодня нужны знания не только в их классическом, традиционном понимании, но информация, дающая возможность человеку принять правильное решение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть её заключается в трансляции преподавателем информации и в её последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.
Односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на практических. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала практикума вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.
Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.
Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:
1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.
2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.
3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой.
Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями включает в себе следующие этапы, во-первых, незнание содержания метода; во-вторых, неумение применять его на практике; в третьих, непонимание места метода в структуре занятия; в четвёртых, неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.
Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:
1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);
3) интерактивная - взаимодействие, равноправное партнерство. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или
какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. 1
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого
1 Интерактивные методы, формы средства обучения (методические рекомендации), Ростов-на-Дону-
2013, стр.6
Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784
educational, natural and social sciences www.oriens.uz
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(1/2), Jan., 2023
учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах. 2
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися:3
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:
• интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
• все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
2 Привалова Г .Ф., Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно -познавательного процесса в вузе. - М., Журнал Современные вопросы науки и образования, №3, 2013
3 Благодарова О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 6-8.
Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784
educational, natural and social sciences www.oriens.uz
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(1/2), Jan., 2023
• каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
• критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:
• возраст участников, их интересы, будущая профессия;
• временные рамки проведения занятия;
• заинтересованность группы в данном занятии.
2. Перечень необходимых условий:
• четкое определение цели занятия;
• уточнение проблем, которые предстоит решить;
• подготовка программы занятия;
• подготовка раздаточного материала;
• обеспеченность технического оборудования;
• подбор основных вопросов, определение их последовательности;
• подбор практических примеров из жизни;
• использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
• доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
• многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.
Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).
В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.
Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.
Примерные вопросы для проведения рефлексии:
• произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
• была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
• чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• учитывалось ли вами мнение других участников группы?
• как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.
REFERENCES
1. Интерактивные методы, формы средства обучения (методические рекомендации), Ростов-на-Дону-2013, стр.6
2. Привалова Г .Ф., Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе. - М., Журнал Современные вопросы науки и образования, №3, 2013
3. Благодарова О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — С. 6-8.
4. Полат Е.С. Технология обучения в сотрудничестве -.www/ fralla.nethouse.ru>articles/20150
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
5. Кругликова В.Н. Дидактическая игра в формировании универсальных предпосылок учебной деятельности, М.-2013.
6. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии», М, «Ассамблея», 2009.
7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие, М, 2014.
8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991.
9. Болотов В. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. -
10. Akhmedova M., Dilmurodova N. The use of interactive methods in teaching professional speech to students. Linguistics and Culture Review, 5(S2), 1122-1130. 2021. США
11. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Кушаков, Файзулла Абдуллаевич, Валиев, Л.А., & Хасанов, М.Н. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИ ТАРАККИЁТ БОСКИЧЛАРИ (УЗБЕКИСТОН ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИ МИСОЛИДА). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (9), 606-
12. Ramatov, J., Umarova, R., Baratov, R., Jurabayev, N., & Artikova, B. (2022, June). Constructive and optimal solutions for the formation of a stable ecological situation in the Aral Sea region of Uzbekistan. In AIP Conference Proceedings (Vol. 2432, No. 1, p. 030113). AIP Publishing LLC.
13. Baratov, R. (2021). Prospects of Higher Education System (on the Example of Uzbekistan). International Journal on Orange Technologies, 3(3), 128-131.
14. Баратов, Р. У. (2022). ТРАНСПОРТ ТИЗИМИДА ТАЪЛИМ ИСЛОХ,ОТЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 90-95.
15. Baratov, R. U. (2019). INTEGRATION OF A SCIENCE, FORMATION, AND MANUFACTURE IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING. In ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ (pp. 51-54).
16. Baratov, R., & Uzbekova, S. (2022). INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION IN THE PROCESS OF TRAINING. World scientific research journal, 4(2), 7-11.
17. Абдурашидова, Нилуфар Абдурашидовна, & Хдсанов, М. (2022). ЁШЛАР ДУНЁКАРАШИДА ДИН ВА АХЛОКДИНГ УЗАРО МУТАНОСИБЛИГИ.
192 с
320с
612.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(1/2), Jan., 2023
Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 1226-1235.
18. Ramatov, J.S., Valiev, L.A., Xasanov, M.N. XIX ASRDA HINDISTONDAGI IZHTIMOII - FALSAFIY JARAYONLAR // ORIENSS. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/hih-asrda-indistondagi-izhtimoiy-falsafiy-zharayonlar (kirish 12/11/2022).
19. Ф. А. Кушаков, М. Н. Хасанов, Р. У. Баратов, Ж. С. Раматов, & С. X,. Султанов (2022). ЯНГИ УЗБЕКИСТОНДА ИНСОН ХЖУКЛАРИ ВА СУЗ ЭРКИНЛИГИ. Academic research in educational sciences, 3 (10), 803-810.
20. Раматов, Ж. С., Муратова, Д., Султанов, С. X., Тухтабоев, Э., Кушаков, Ф., & Хасанов, М. Н. (2022). ИЖТИМОИЙ AДOЛAТ BA КAДРИЯТЛAР ПЛЮРAЛИЗМИ. World scientific research journal, 8(1), 102-108.
21. Раматов, Ж.С., Баратов, Р.У., Султанов, С.Х., Муратова, Д.А., Хасанов, М.Н., & Эрниёзов, У.К. (2022). ЁШЛAP ЗAМOНAВИЙ МAДAНИЙ КИЁФACИ BA УМУМИНCOНИЙ КAДPИЯТЛAP ТУШУНЧACИНИНГ МAЗМУН-МOXДЯТИ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2 (10), 376-386.