Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические закономерности / самообразовательные компетенции / методы совершенствования / принципы педагогической деятельности. / pedagogical patterns / self-educational competencies / improvement methods / principles of pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутлиева, Ферузахон Юсуповна

Изменения, происходящие в социальной и экономической сферах современного общества, обусловили новые требования, предъявляемые к педагогу-профессионалу. Это должен быть специалист, обладающий широким спектром общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, способный адекватно реагировать на новые профессиональные требования и условия труда. Именно такой специалист сможет качественно выполнять свои функциональные обязанности, отличаясь высокой социальнопрофессиональной мобильностью. Подготовить учителя-профессионала, готового жить и работать в быстро меняющемся социуме – это стратегическая задача, стоящая перед системой профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF IMPROVING THE SELF-EDUCATIONAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY EDUCATIONAL TEACHERS

The changes taking place in the social and economic spheres of modern society have led to new requirements for a professional teacher. This should be a specialist with a wide range of general cultural, professional and special competencies, able to adequately respond to new professional requirements and working conditions. It is such a specialist who will be able to qualitatively fulfill his functional duties, distinguished by high social and professional mobility. To prepare a professional teacher who is ready to live and work in a rapidly changing society is a strategic task facing the system of professional teacher education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(4/2), April, 2023

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Магистрант 2 курса, направление " Теория и методика обучения и воспитания

Изменения, происходящие в социальной и экономической сферах современного общества, обусловили новые требования, предъявляемые к педагогу-профессионалу. Это должен быть специалист, обладающий широким спектром общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, способный адекватно реагировать на новые профессиональные требования и условия труда. Именно такой специалист сможет качественно выполнять свои функциональные обязанности, отличаясь высокой

социальнопрофессиональной мобильностью. Подготовить учителя-профессионала, готового жить и работать в быстро меняющемся социуме -это стратегическая задача, стоящая перед системой профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: педагогические закономерности, самообразовательные компетенции, методы совершенствования, принципы педагогической деятельности.

The changes taking place in the social and economic spheres of modern society have led to new requirements for a professional teacher. This should be a specialist with a wide range of general cultural, professional and special competencies, able to adequately respond to new professional requirements and working conditions. It is such a specialist who will be able to qualitatively fulfill his functional duties, distinguished by high social and professional mobility. To prepare a professional teacher who is ready to live and work in a rapidly changing society is a strategic task facing the system of professional teacher education.

Key words: pedagogical patterns, self-educational competencies, improvement methods, principles of pedagogical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Закономерности и принципы педагогической науки относятся к стратегической области педагогической деятельности. «Никакие

Кутлиева Ферузахон Юсуповна

(начальное образование)" отдел магистратуры, Ургенчский государственный университет.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(4/2), April, 2023

инновационные методы или формы учебно-воспитательного процесса не обеспечивают обновление педагогического процесса, - считает Л.Н.Куликова, -поскольку смысл его не в простой смене «инструментов» влияния на личность, а в новом понимании сущности человека, личности как «самостановящегося» существа, в том, чтобы всякое педагогическое взаимодействие выстраивалось «от ребенка» - от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации, вкусов, склонностей, нравственных принципов, чтобы принять ребенка таким, каков он есть, и восходить вместе с ним к общечеловеческим ценностям, к культуре -только тогда он реально будет «центром» педагогического процесса» [2 с. 90]. Таким образом, обоснование закономерностей, принципов и правил педагогического процесса - это то общее, без теоретического анализа которого невозможно сколько-нибудь эффективно заниматься педагогической практикой. Именно об этом писал еще и великий отечественный педагог-гуманист В.А.Сухомлинский: «Педагогическая наука отстает в той мере, в какой она не исследует десятки и сотни зависимостей и взаимообусловленностей воздействий на личность. Она станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений» [1, с. 214].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Проблема педагогических закономерностей, принципов и правил исследовалась в работах Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, И.Я.Лернера, В.В.Краевского и других. И прежде чем акцентировать внимание на обосновании принципов ориентации будущих учителей начальных классов на саморазвитие педагогической компетенции, уточним их как общепедагогические категории. В современной науке «принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия» [3, с. 174]. Таким образом, принципы отражают основные требования к организации какой-либо деятельности, указывают ее направление, помогают творчески подойти к построению определенного процесса. Анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей механизмы саморазвития личности, наш собственный педагогический опыт, дали нам возможность выделить следующие принципы ориентации студентов на саморазвитие педагогической компетенции: -принцип гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса; - принцип аксиологических приоритетов; -принцип природосообразности; -принцип активности обучающихся; -принцип самостоятельности и ответственности. Главным принципом ориентации будущего учителя на саморазвитие

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(4/2), April, 2023

педагогической компетенции, на наш взгляд, является принцип гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса. Гуманизм (от лат. ^Ьитапш - человеческий, человечный) - в философском смысле -мировоззренческий принцип, признающий человека в качестве высшей ценности [4, с. 78]. Гуманизация образования - это «развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития» [5, с. 56].

Таким образом, принцип гуманистической направленности учебновоспитательного процесса означает реальное признание ценности, неповторимости личности студента, его права на свободное развитие и проявление способностей, устремленность к свободной творческой реализации возможностей личностного потенциала. Обоснование важности учета этого принципа в педагогическом процессе, направленном на ориентацию студента -будущего педагога на саморазвитие педагогической компетенции, проведем, опираясь на основные положения теории самоактуализации личности А.Маслоу. С точки зрения гуманистической психологии, человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию и саморазвитию, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного (а, следовательно, и профессионального) роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства не мешают этому. То есть сторонники гуманистической психологии рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими и социальными воздействиями.

Воспитание в условиях свободы предполагает создание условий, в которых воспитанник чувствовал бы себя свободным, то есть мог осуществлять свободный выбор деятельности и форм поведения (естественно, социально приемлемых), имел возможность независимого принятия решений, осознавал автономию во взглядах, убеждениях, суждениях, реально имел «право на ошибку», самостоятельно овладевал способами деятельности и т.п. Воспитание в условиях свободы - это воспитание без волевого давления на воспитанника, насилия, принуждения, это воспитание человека как уникума - неповторимого и обладающего возможностями особого, только ему присущего взаимодействия с социумом. Л.Н.Толстой писал: «Воздействовать на духовную деятельность силой - все равно, что ловить лучи солнца: чем бы ни закрывали их, они всегда будут сверху». Таким образом, учет принципа гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, сохранение свободы

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(4/2), April, 2023

студента и педагога в их взаимодействии обуславливает высвобождение внутренних, творческих сил воспитанника, а также развитие способностей к самосовершенствованию и саморазвитию, а, следовательно, является важнейшей предпосылкой в решении задачи ориентации будущего учителя на самосовершенствование и саморазвитие своей профессиональной компетенции.

Ответ на вопрос, каковы же наиболее значимые стратегии современного гуманистического подхода в обучении и воспитании, мы находим в книге Ш.А.Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». Здесь Ш.А.Амонашвили делает следующий вывод: принципы гуманного педагогического процесса требуют от учителя, родителей того чтобы «устроить окружающий мир и педагогический процесс так чтобы в них:

1. Ребенок познавал и осваивал истинно человеческое. «Истинно человеческое» - это правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.

2. Познал себя как человека. «Как человека», т.е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, для творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.

3. Проявлял свою истинную индивидуальность.

4. Находил общественный простор для развития своей истинной Природы. «Истинная Природа» - безграничность возможностей, задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы.

5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами. Интересы ребенка - его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» - значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье...» [6, с. 191 - 192]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема ориентации будущих педагогов на саморазвитие педагогической компетенции, побудившая нас к организации исследования, вызвана рядом обстоятельств, имеющих важное значение для современного общества. Прежде всего, это глобальная проблема российского общества - необходимость его модернизации, которая предполагает обновление и развитие системы профессионального педагогического образования. От того, какой учитель придет сегодня в школу, зависит, каким будет общество завтра.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(4/2), April, 2023

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1988. - 269 с

2. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. -Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

4. Краткий философский словарь. Под редакцией А.П. Алексеева. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 496 с.

5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.