Научная статья на тему 'МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ'

МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / педагогическая толерантность / междисциплинарный феномен / tolerance / pedagogical tolerance / interdisciplinary phenomenon.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарзуллаев, Дониёр Шухрат Угли

Проведен анализ сущности понятия «толерантность» в разных науках. Предложены различные классификации видов толерантности. Наибольший интерес для изучения вызвало понятие «педагогическая толерантность». Доказано, что педагогическая толерантность может быть представлена как интегративная характеристика специалиста сферы «человек – человек» и является разновидностью профессиональной толерантности. Педагогическая толерантность проявляется при реализации педагогических функций: организационной, образовательной, информационной, контролирующей и др., которые необходимы в работе с людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF PEDAGOGICAL TOLERANCE IN THE SYSTEM OF MAIN PROFESSIONAL QUALITIES

An analysis of the essence of the concept of "tolerance" in various sciences has been carried out. Various classifications of types of tolerance have been proposed. The concept of “pedagogical tolerance” aroused the greatest interest for study. It has been proved that pedagogical tolerance can be represented as an integrative characteristic of a specialist in the sphere of "person person" and is a kind of professional tolerance. Pedagogical tolerance is manifested in the implementation of pedagogical functions: organizational, educational, informational, controlling, etc., which are necessary in working with people.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

Нарзуллаев Дониёр Шухрат угли

Наманганский государственный университет, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Проведен анализ сущности понятия «толерантность» в разных науках. Предложены различные классификации видов толерантности. Наибольший интерес для изучения вызвало понятие «педагогическая толерантность». Доказано, что педагогическая толерантность может быть представлена как интегративная характеристика специалиста сферы «человек - человек» и является разновидностью профессиональной толерантности. Педагогическая толерантность проявляется при реализации педагогических функций: организационной, образовательной, информационной, контролирующей и др., которые необходимы в работе с людьми.

Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, междисциплинарный феномен.

THE PLACE OF PEDAGOGICAL TOLERANCE IN THE SYSTEM OF MAIN PROFESSIONAL QUALITIES

Narzullaev Doniyor Shukhrat ogli,

Teacher of Namangan State University, Uzbekistan

An analysis of the essence of the concept of "tolerance" in various sciences has been carried out. Various classifications of types of tolerance have been proposed. The concept of "pedagogical tolerance" aroused the greatest interest for study. It has been proved that pedagogical tolerance can be represented as an integrative characteristic of a specialist in the sphere of "person - person" and is a kind of professional tolerance. Pedagogical tolerance is manifested in the implementation of pedagogical functions: organizational, educational, informational, controlling, etc., which are necessary in working with people.

Keywords: tolerance, pedagogical tolerance, interdisciplinary phenomenon.

Цель исследования - разработать технологию развития педагогической толерантности на основе принципов андрагогики и на этой основе подготовить студентов вуза по направление физической культуры и спорта к

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

профессиональной деятельности, провести экспериментальные исследования по развитию педагогической толерантности. В исследовании использовались методы анализа, педагогического наблюдения, интервью, моделирования, проектирования, диагностики, педагогического экспериментирования, агрегирования данных, сравнения, сопоставления, экспертной оценки, обобщения и статистической обработки.

Исследования проводились в НамГУ, ФарГУ, АГУ. Разработанная технология применялась для развития педагогической толерантности в экспериментальных группах. В контрольных группах использовалось традиционные формы лекций и семинаров. В результате реализации технологии развития педагогической толерантности установлено, что произошли изменения уровня критериев и показателей развития педагогической толерантности у студентов.

Введение. В мире проводятся исследования по развитию профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры на основе международных стандартов, развитию патриотизма, межнациональной толерантности, педагогической толерантности.

Толерантность стала неотъемлемой частью воспитания личности в современном обществе. Развитие педагогической толерантности является одним из актуальных вопросов в современной многонациональной и поликультурной обществе.

Имееть особое значение исследование по разработку педагогической системы развитие культуры межнационального общения, совершенствование социально-педагогических механизмов и возможностей формирования педагогической толерантности у будущих учителей физической культуры при выборе учебных материалов совместимости культурной гармонии.

В нашей республике исследования по вопросам развития межнациональной толерантности на разных этапах образовательного процесса проводили ученые-педагоги Г.Акрамова, Г.Арипова, Ф.Кадырова, Г.Кушакова, Ф.Мардонова, Р.Муртазаева, Ш.Убайдуллаев, З.Р.Кадирова, М.Куронов, М.Якуббаев.

В странах Содружества Независимых Государств (СНГ) проблема формирования толерантности у получающих образование освещена в научно-исследовательских работах М. Н. Aширбагиной, A. М. Баибакова, Л. М. Ивановой, Е. A. Пастуховой. Н. Ю. Кудзиевой, A. О. Наследовой, Е. A. Стрелцовой.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Анализ литературы показывает, что вопросы развития педагогической толерантности у учителей физической культуры изучены слабо. В частности, исследование П. Ф. Комогорова, М. А. Перепелицыной посвящено изучению содержания развития педагогической толерантности у будущих учителей. Вопросы формирования педагогической толерантности непрерывного образования педагогов нашло отражение в произведениях Л. Л. Мончинская, В. С. Чернявской.

По мнению Б. Г. Гершунскому, «развитие педагогической толерантности у будущих учителей физической культуры является одной из важнейших стратегических задач образования в XXI веке» [4]. Однако система образования не получила достаточного признания как институт, способствующий развитию педагогической толерантности.

Известные зарубежные ученые как Д. Локк, Р. Мюллерсон, К. Поппер, Б. Спиноза, Д. Туриман обнаружили либеральный подход к трактовке толерантности. Американский ученый Д. Трумэн в своей брошюре «"The Governmental Process (Правительственный процесс)» разъяснял, что сохранение общества от упадка и сохранение стабильности есть лишь критерий открытого общества и связано с толерантностью [11].

Формирование педагогической толерантности у будущих учителей физической культуры является одной из актуальных задач на сегодняшний день. Тренер, учитель физической культуры оказывает непосредственное влияние на формирование личности учащегося на уроках и во внеурочной занятиях. Только толерантный педагог способен привить своим ученикам толерантность в межличностных отношениях, то есть терпимость к чужому мнению, общечеловеческим ценностям, эмпатию, гибкость, критическое мышление и реальную готовность к поведению.

Проблема формирования педагогической толерантности при подготовке будущих специалистов в области физической культуры и спорта и развитии их компетентности в условиях высшего образования в специальных целях не исследован.

Сегодня от выпускника высшего учебного заведения - будущего учителя физической культуры - требуется применять в своей профессиональной деятельности комплекс знаний по различным дисциплинам. Знание междисциплинарной интеграции и технологических проблемы это процесс объединения дисциплин. Поэтому развитие профессиональной компетентности у студентов с первого курса обучения, а студенты старшего курса должны

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

направлено на принятие быстрых оптимальных решений в любой сложной профессиональной ситуации, формирование навыков самостоятельного выполнения определенных действий и развитие педагогической толерантности. быть достигнуто за счет междисциплинарных связей. Культура толерантности является частью общей культуры и имеет свои особенности. Так что не секрет, что спорт помогает формировать общую культуру и познавать мир.

Основа толерантности проявляется в принятии другого человека таким, какой он есть, уважении иной точки зрения, ограниченности в том, чего ты не разделяешь, понимании и принятии обычаев, ценностей и культуры других народов и религий.

Задачу создания новых методов проведения занятий физической культурой и спортом невозможно решить без изменения характера взаимодействия педагогов и учащихся. В образовательной среде профессиональная подготовка студентов, профессиональная компетентность будущего учителя физической культуры трактуется как единица теоретической и практической подготовки к осуществлению педагогической деятельности. Педагогическая компетентность - один из этапов профессионализма, лежащий в основе педагогической деятельности учителя [10]. Это станет возможным при переходе от «детской» педагогической модели образования к андрагогической модели образования взрослых.

В условиях информатизации образования потенциал анарагогической модели обучения в развитии педагогической толерантности будущих учителей физической культуры велик и не может быть оставлен без внимания [5].

Понятие педагогической толерантности является новым для области физического воспитания и методики его обучения, в нем не уточнены и не выделены структура, критерии, показатели и уровни развития педагогической толерантности. Соответственно совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе интегративно-дифференциального подхода, реализация механизма формирования у них педагогической толерантности требует поэтапной реализации в соответствии с формированием профессиональной личности в каждом курсе.

Задача исследования заключается в изучении потребности в новых знаниях о технологическом подходе к формированию педагогической толерантности у будущих учителей физической культуры и возможности применения основных принципов андрагогики в процессе профессиональной подготовки.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Объектом исследования является процесс формирования педагогической толерантности у студентов-физкультурников высших учебных заведений.

Предметом исследования является технология развития педагогической толерантности у студентов физического воспитания вузов.

Цель исследования - разработка педагогических механизмов развития педагогической толерантности у студентов на основе принципов андрагогики.

Методы исследования. В исследовании использовались методы анализа, педагогического наблюдения, интервью, моделирования, проектирования, диагностики, педагогического экспериментирования, агрегирования данных, сопоставления, сопоставления, экспертной оценки, обобщения и статистической обработки. Исследование проводилось в НамГУ, ФарГУ и АГУ.

Идея толерантности существовала еще с древних времен и служила решению проблемы отношения к первым религиозным меньшинствам. Постепенно она обогащалась такими общечеловеческими принципами, как межнациональная терпимость, лояльность, уважение к обычаям, культуре, религии, верованиям и взглядам других наций и народов.

Для выявления проблемы толерантности в зарубежной психологии разработаны следующие подходы:

- понятие толерантности имеет психофизиологическое значение и означает ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию (Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. -

- стресс или дистресс в результате снижения восприимчивости к повторному воздействию толерантности рассматривается как существующая психологическая устойчивость (А.В.Петровский, В.В.Юрчук);

- толерантность с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода это сознательный, осмысленный и ответственный выбор человека, его активность в установлении своего положения и определенных отношений. (Т. Адорно, Ж. Буджентал, Г. Маркузе, К. Рожерс, М. Рокеач, Л. И. Рюмшина, Е. Фромм, М. Хоркхаймер);

- с точки зрения диверсификационного подхода психологическое содержание толерантности представляет собой уникальное, сложное, многогранное и многокомпонентное явление (С.Л.Братченко, Г.Кристалл, И.Петтей, О.Б.Скрябина, М.Волзер);

574);

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

- при фасилитативном подходе толерантность является не только результатом внешних воздействий, толерантность вырабатывается, и необходимо создавать условия для ее развития. (Е.Г.Виноградова, П.Ф.Комогоров, Н.Ю.Кудзиева, Н.Я.Макарова, О.Б.Скрябина).

По структуре толерантность в педагогической литературе подразделяется на следующие компоненты: (1) мотивационная - определение социальной активности и поведения, помощь в освоении жизненного опыта, побуждение к общению, общению; (2) обмен информацией -взаимопонимание коммуникантов в процессе коммуникации; (3) регуляторный - человек, формирующий волевые качества, выносливость, самоуправление; (4) адаптация - развитие у личности положительного, эмоционального отношения к собеседнику.

М. Якуббаев который занимающийся вопросами развития межнациональной толерантности, у студентов нефилологических образовательных направлений выделяет следующие компоненты развития толерантности: (1) толерантность в межличностных отношениях (толерантность к чужому мнению проявляется в различных моделях коммуникативного поведения); (2) когнитивный компонент толерантности (изменчивость человеческого восприятия, понимания и оценки человеческой реальности); (3) чувственно-эмоциональный компонент (эмпатия, устанавливая эмоциональную коммуникацию между собеседниками, способствует созданию доверительной среды общения); (4) поведенческий компонент толерантности (проявление толерантности и защита своей позиции как точки зрения); (5) быть терпимым к чужим высказываниям (внимательно слушать и принимать чужие взгляды и оценки); (6) переговоры и взаимодействие с разными людьми (компромисс); (8) конструктивное поведение в конфликтных ситуациях (разногласия, конфликт мнений) [12].

Противоположностью «толерантности» является «интолерантность». Интолерантность (нетерпимость) - это подход, основанный на том, что только один человек или какая-либо социальная группа, общность, исходит из того, что только их система убеждений верна, основана только на их убеждениях, и является отражением культуры толерантность. Непереносимость формируется и у молодых людей в результате определенных воздействий. Нетерпимость чрезмерно консервативна, она стремится подавить все, что выходит за привычные рамки, установленные в данном обществе. Причины нетерпимости: языковая дискриминация, остракизм (бойкот), стереотипы и заблуждения,

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

этноцентризм, ксенофобия, поиск врага (творение народного дьявола), преследование, запугивание, изгнание, расизм, репрессии, фашизм, геноцид, национализм, национализм, тоталитаризм, эксплуатация, сексизм.

Педагогическая толерантность означает наличие навыков и умений толерантного отношения ко всем субъектам образовательного процесса. Педагогическая толерантность - социальная категория, проявляющаяся в отношении к принятию другого человека, эмпатическому пониманию, открытому и доверительному общению.

Педагогическая толерантность представляет собой форму толерантности, сочетающую в себе другие виды характеристик толерантности, связанные с задачами и целями [1].

М. Бубер признает, что педагогическая толерантность развивается в учебном процессе, что это одна из профессиональных задач педагога, что развитие педагогической толерантности связано не только с отношениями между детьми, но и взрослыми.

Педагогическая толерантность как профессиональное качество означает способность принимать, понимать, сопереживать другому человеку, выражающуюся в открытом и тайном общении с учениками и коллегами. Другими словами, педагогическая толерантность - это способность не показывать, что один не любит или не любит другого человека в процессе общения. Педагогическая толерантность проявляется в процессе общения с собеседником, приучая уважать его, независимо от вероисповедания, расы, не лгать ему. В этом процессе важно понимать, что проявление толерантности как профессионального качества педагога является не ситуативным явлением, а педагогическим процессом. Его границы охватывают не только иное отношение к миру или иную перспективу, но и внешний вид учеников, их поведение, которое действительно иногда требует от учителя не просто принять, а принять без осуждения.

В области педагогики важны следующие два аспекта педагогической толерантности: (1) толерантность учителя к ученикам; 2) формирование у учащихся навыков толерантного поведения.

Успех в решении этих задач отражается в непосредственном общении учителя и ученика, то есть в самом педагогическом процессе. В результате должен быть обеспечен необходимый эмоциональный фон педагогического процесса. Это, в свою очередь, влияет как на характер усвоения студентами

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

преподаваемых предметов, так и на их профессиональную удовлетворенность практической деятельностью учителя.

Педагогическая толерантность проявляется в беспристрастном отношении учителя к учащимся, признании их прав и свобод. Такая толерантность должна быть выработана среди учителей. Только тогда они смогут правильно управлять учениками, независимо от их положения. Согласно современной гуманистической (феноменологической) парадигме свободная обучающаяся личность имеет уникальные возможности для развития как субъект общественных отношений. Феноменологическая модель образования (феноменом считается греческое ííphainomenon" , т. е. известная, исключительно редкая личность) предполагает учет индивидуально -психологических особенностей учащихся, уважение их потребностей и интересов. Любая система образования, работающая в рамках гуманистической парадигмы, творчески развивается и поддерживает свободу и творчество как ученика, так и учителя.

В результате анализа уровня развития компонентов педагогической толерантности у педагогов в образовательном процессе определено, что у них необходимо развивать следующие виды толерантности:

развитие социальной толерантности - позволяет учителю эффективно общаться со всеми участниками образовательного процесса;

развитие психологической толерантности - способствует повышению устойчивости педагога к различным профессиональным нагрузкам и эффективному осуществлению профессиональной деятельности;

развитие межнациональной толерантности - терпимости и уважения к чужому мнению, человеческой морали, способствует успешности культурного диалога и недопущению межкультурных конфликтов с разными социальными, культурными группами или их представителями, способствует развитию и сохранению традиций и ценностей;

развитие религиозной толерантности - уважение к религии и религиозным ценностям верующего другого вероисповедания;

развитие гендерной толерантности - признание гендерного равенства, справедливое отношение к представителям противоположного пола;

развитие экологической толерантности воспитывает бережное отношение к природе;

развитие физиологической толерантности - терпимость к больным, инвалидам, физически или умственно отсталым. Это находит отражение во

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

включении данного вида инклюзивного образования в систему образования Узбекистана, предполагающего совместное обучение здоровых и детей с особыми потребностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальний толерантность делиться: динамического и операционального компонентов. Динамическим аспектом социальной толерантности является готовность учителя принять учащихся такими, какие они есть, его ценностные знания, интересы и умение устанавливать социальные отношения. Оперативной основой социальной толерантности является знание педагогом психологических особенностей учащихся, умение общаться с разными людьми, управлять процессом общения и т.д. знания, навыки и компетенции.

Следовательно, под педагогической толерантностью следует понимать приобретение знаний, умений и навыков толерантного отношения ко всем субъектам образовательного процесса. Педагогическая толерантность. как одна из составляющих педагогической этики помогает учителю лучше узнать личность своих учеников и их родителей, ознакомиться с их поведением.

Проведенный нами научно-педагогический анализ и эмпирические исследования показали, что уровень профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в высших учебных заведениях не в полной мере соответствует системе требований к их профессиональным умениям и компетенциям в современных условиях. Таким образом, в ходе исследования была выявлена структура профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры и уровень развития у них педагогической толерантности. Содержание повышения профессиональной компетентности и педагогической толерантности будущих учителей физической культуры в этой структуре включает базовые профессиональные компетенции (социально-правовые, духовно-нравственные), профессиональные личностные качества (гибкость, эмоциональная устойчивость, патриотизм), физические и профессиональные компетенции, а также а также уровень креативности, улучшение взаимозависимости интегрированных профессиональных навыков в данной области.

В структуре педагогической толерантности были выделены три компонента: личностно-смысловой, рефлексивный, поведенческий. Анализировались два критерия педагогической толерантности: интегральный критерий характеристики личности и критерий характеристики субъекта деятельности как носителя деятельности личности [1]. Как интегральный показатель личностных качеств: толерантность в сфере физической культуры и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

спорта, уровень знаний о сущности человечества, эмпатия, умение вести себя в различных неловких ситуациях в спорте, умение всегда устанавливать позитивные отношения [2]. .

В профессиональной педагогической деятельности важно не только знать сущность толерантности, но и понимать значение толерантности в профессиональных отношениях. Выявлено, что педагогическая толерантность в отношениях учителя и учащихся - это, прежде всего, проявление эмпатии, которая позволяет человеку сопереживать другим, предвосхищать их ситуацию. Деятельность учителя физической культуры протекает в постоянно меняющихся, педагогических ситуациях разной сложности. В этом контексте развитие педагогической толерантности у них означает высокий уровень подготовленности к различным конфликтным, сложным, сильно эмоциональным ситуациям. В подобных ситуациях, требующих объективного рассмотрения, толерантный педагог должен быть готов изменить свою позицию или запланированную программу деятельности [9].

Я. В. Манжелей выделяет три вида педагогического воздействия: директивное педагогическое воздействие, гуманистическое педагогическое воздействие, конструктивное педагогическое воздействие.

В процессе профессиональной подготовки высшие учебные заведения обеспечивают технологический подход к развитию педагогической толерантности у студентов направления физической культуры, проектирование воспитательной технологии на основе принципов андрагогики. В процессе внедрения карьерно-ориентированных технологий у студентов обеспечиваются качества, важные для профессиональной деятельности, а также приобретение социальных и профессиональных компетенций, совершенствуются знания, навыки и умения.

"Андрагогика" атамаси фанга немис педагог олими Александр Капп (17991869) томонидан киритилган. Мазкур атама грек тилидан андрос -эркак, одам; агогейн - олиб бориш, етаклаш маъносини англатади. Сузма-суз таржима килинганда андрагогика - бу "катта одамни бошкариш, етаклаш"ни билдиради. Бу атама педагогик вокеъликдан вужудга келган экан, унда суз катта ёшдаги одамни таълим оркали бошкариш, етаклаш тугрисида боради. Айнан катталарга таълим берувчи педагог андрагог хдсобланади. Андрагог - асосий касбий функцияси катталарни укитишдан иборат булган мутахассис.

Андрагогика тамойилларига асосланган касбга йуналтирилган технология куйидагиларни назарда тутади: укитувчи ва талабаларнинг биргаликдаги

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

фаолиятини уз ичига олган укув жараёнини ташкил этишни мустакил равишда амалга ошириш, талабаларнинг хдётий тажрибасидан фойдаланиш, муайян э^тиёжлар ва максадларга йуналтириш, маълум бир максадга йуналтириш.

Технологический подход к обучению определяет общие требования к технологиям обучения, которые включают: определение цели, методов и средств диагностики, описание параметров измерения результата. С этих позиций были выявлены и качественно описаны концептуальные показатели развития педагогической толерантности, основанные на принципах андрагогики. Для диагностики показателей разработан диагностический набор. Объектом технологии развития педагогической толерантности являлись студенты физического воспитания высших учебных заведений.

Результаты исследования. Методы, использованные на основе технологии, разработанной для развития педагогической толерантности, помогли решить задачи обучения взрослых (андрагогики).

В результате внедрения технологии развития педагогической толерантности произошли изменения в показателях развития педагогической толерантности у студентов. После проведения эксперимента увеличилось количество студентов со средним и высоким уровнем развития педагогической толерантности. Изменения уровня сформированности этого показателя происходили как в контрольных, так и в экспериментальных группах.

В экспериментальных группах выявлено снижение количества студентов с низким и средним уровнем эмпатии и увеличение количества студентов с высоким уровнем эмпатии. В экспериментальных группах также увеличилось количество студентов, способных контролировать свое поведение.

В результате внедрения технологии развития педагогической толерантности в экспериментальных группах наблюдалось увеличение количества учащихся старших и средних классов, обладающих способностью к позитивному общению. В экспериментальных группах увеличилось количество студентов, четко ориентированных на конструктивный тип взаимодействия в процессе обучения.

Таким образом, в результате реализации технологии развития педагогической толерантности уровень сформированности показателей педагогической толерантности у студентов экспериментальных групп изменился по НГ на 0,1%, ТГ на 0,5%. Таким образом, изменения, произошедшие у студентов физического воспитания вузов в результате

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

педагогических экспериментов, свидетельствуют об эффективности технологии развития педагогической толерантности, основанной на принципах андрагогики.

REFERENCES

1. Агапова Е.М. Проблемы формирования толерантного сознания у молодежи // Наука и практика. - № 1(42). - Москва, 2010. - С. 9-12.

2. Алимбекова Ф.Б. Формирование толерантной культуры будущих менеджеров в условиях высшего профессионального образования / Дисс... на соискание уч. ст. канд.п.н. // Ульяновск, 2009. - 250 с.

3. Балановская, Л. Г. Педагогическая толерантность в сфере физической культуры и спорта / Л. Г. Балановская // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 158-161.

4. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-13.

5. Змеев, С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 297 с.

6. Мухаметзянова Ф.Ш. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11-16.

7. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя // Дисс. на соискание уч. ст. канд. пс. н. - Ярославль, ЯГПУ, 2006. - 148 с.

8. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: 2012.

9. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И.Страхова. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2013. - Вып. 21. - 256с.

10. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. // Начальная школа. - 2004.

- №2. - C. 110-114.

11. Truman D.B. The Governmental Process.Political Interests and Public Opinion. -N.Y., 1971. - P. 14.

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

12. Убайдуллуев Ш.Н. Методика обучение межкультурному комуникацию. -Наманган, 2018. - 120 с.

13. Якуббаев М. Талабаларда миллатлараро толерантликни ривожлантиришнинг этнопедагогик асосларини такомиллаштириш (нофилолог таълим йуналишлари мисолида). Пед.фан.док.дисс... автореферати. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.