Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
К. Махманазаров
Старший преподаватель Каршинского инженерно-экономического
института
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены научно-методические представления о современных дидактических требованиях методики преподавания истории, мотивации к изучению темы. Поскольку педагогическая наука является наиболее ответственной основой педагогического процесса, необходимо прочно усвоить понятия и правила предмета и разъяснить их в повседневной практике, внедрить в сознание каждого учащегося наиболее эффективные методы и по возможности , в их повседневной практике должны быть руководством по применению. Следует отметить, что 23 сентября 2020 года Закон «Об образовании» был принят в новой редакции. Программа будет реализована в реализации ее требований, совершенствовании системы исторического образования, формировании в духе национального мировоззрения и самосознания наших студентов.
Известные историки педагогики имеют концептуальные взгляды на научно-дидактические требования методики преподавания истории, а возможность более глубокого ее изучения и применения в системе образования требует нового подхода на современной основе. Как отмечал академик Т. Н. Кори Ниязи, - Цель учебного процесса состоит не только в том, чтобы дать учащимся, "сколько " знаний по предмету, но и с какой целью, какими методами и средствами применять их непосредственно в своей повседневной практической деятельности. Она должна состоять в активном формировании своих знаний». Потому что сложнейшей проблемой образования является научно-методическое решение такой актуальной проблемы, как развитие гармонично развитой человеческой личности и формирование в развитии общества таких понятий, как «человеческое достоинство велико».
Ключевые слова: Методология, дидактика, мотивация, образование, воспитание, совершенный человек, личность, сущность, метод, средство.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ABSTRACT
This article presents scientific and methodological ideas about the modern didactic requirements of the methodology of teaching history, motivation to study the topic. Since pedagogical science is the most responsible basis of the pedagogical process, it is necessary to firmly master the concepts and rules of the subject and explain them in everyday practice, introduce the most effective methods into the minds of each student and, if possible, in their daily practice should be a guide to use. It should be noted that on September 23, 2020, the Law "On Education " was adopted in a new edition. The program will be implemented in the implementation of its requirements, the improvement of the system of historical education, the formation in the spirit of the national worldview and self-awareness of our students.
Well-known historians of pedagogy have conceptual views on the scientific and didactic requirements of the methods of teaching history, and the possibility of its deeper study and application in the education system requires a new approach on a modern basis. As Academician T.N. Kory Niyazi noted, - The purpose of the educational process is not only to give students "how much " knowledge on the subject, but also for what purpose, by what methods and means to apply them directly in their daily practical activities. It should consist in the active formation of one's knowledge. Because the most difficult problem of education is the scientific and methodological solution of such an urgent problem as the development of a harmoniously developed human personality and the formation of such concepts as "human dignity is great" in the development of society.
Keywords: Methodology, didactics, motivation, education, upbringing, perfect man, personality, essence, method, means.
Известно, что одним из приоритетов государственной политики Узбекистана является осуществление реформ в сфере образования, одного из краеугольных камней нашего будущего. Великий греческий ученый Аристотель сказал: «Судьба родины решается воспитанием молодежи». ...Эти мысли были сказаны еще в н.э. Это означает, что вопрос образования и воспитания всегда был актуален с самого начала сознательной жизни человечества. [1:1]. Другими словами, роль общественных наук, особенно истории, в становлении и развитии национальной государственности,
ВВЕДЕНИЕ
История — тренер жизни "
Цицерон.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
патриотизма и гуманизма в сознании подрастающего поколения неоценима, а методика ее преподавания на основе новых педагогических технологий особое значение. Потому что «глубокий анализ, одностороннее мышление, не основанное на логике, отвлекает людей, особенно учителей истории. Они говорят студентам, что то, что они слышат, является правдой. Только выводы, являющиеся плодом дебатов, дискуссий, анализа, могут направить нас в правильном направлении». [2: 6].
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Постоянные изменения в области исторического образования извне постоянно ставят действующую систему образования перед проблемами науки, техники, технологии, производства, культуры и повседневной педагогической практики. В связи с этим система исторического образования ориентируется на поднятие эффективности исследовательского процесса истории до высокого уровня качества, разработку современных средств обучения передовых педагогических и информационных технологий, формирование содержания образования. Структура и сущность образования в нашей стране, реформа подготовки кадров поставили перед исторической наукой конкретные задачи. Среди таких задач мы стремимся заложить основу третьего возрождения нового Узбекистана с учетом перспектив социально-экономического развития республики, достижений науки и техники, всего комплекса проблем, связанных с научным обеспечением целей, сущности, методов, средств и организационных форм образования. Кроме того, развитие перспектив важнейших фундаментальных и прикладных исследований в системе образования с учетом национально-культурных и традиционных особенностей, нашего духовно-нравственного и научного наследия, общечеловеческих ценностей. Методика преподавания истории в системе образования охватывает приобретение учащимися исторических знаний, исходя из этого содержание, цель и методы организации изучения истории. Основная цель исторического образования в высшей школе заключается в том, что «наиболее фундаментальной проблемой изучения истории в нашей стране является историческая действительность и исторические источники, которые играют важнейшую роль в определении теории и методологии науки. Известный ученый А. Тойнби в своей работе «Историческое развитие» утверждает, что «истинным творцом истории является божественная сила». [3:11-12].
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Исторические процессы проявляются по своим законам. «Исторические реалии - это основания, которые реально существуют и имеют место в пределах определенного пространства и времени, и их содержание не зависит от их интерпретации или толкования». [4:23].
Мы знаем, что в ХХ веке, то есть в советский колониальный период, под влиянием коммунистической идеологии возобладал формативный подход к освещению нашей национальной истории. Многие реалии нашей национальной истории были фальсифицированы. Наша основная история была скрыта от глаз общественности. Например, мы можем наблюдать, что рекомендации историка Рамеева А. Темура по изучению истории периода основывались на поверхностном отображении качеств личности Сахибкирана, его государственного деятеля, известного полководца. Следует отметить, что, благодаря нашей независимости, перед нашими историками поставлено восстановление нашей подлинной истории, выяснение изначальной правды. Первый Президент Ислам Каримов сказал: «Нам необходимо переосмыслить эпоху Амира Темура. Ведь когда я читаю уставы Амира Темура, мне кажется, что я ответил на великие вопросы современности. Поэтому стратегию нужно продумывать очень тщательно. «Возможно, нам нужно использовать наследие наших предков для разработки собственной стратегии». [5:218].
На практике личность Амира Темура была изучена учеными и восстановлена историческая правда. За годы независимости были опубликованы такие научные труды, как Форест, Мексика и «Жизнь Тимура Великого» Пирондини, Сильвестра де Саси и «Переписка Тимура с Карлом VI и Генрихом IV» Хингтона. Знаменитый английский драматург Кристофер Марло (XVI) вывел на английскую сцену образ Сахибкирана Амира Темура. Российские ученые В. В. Бартольд, Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, английский ученый Хильда Хакетт «Фатих Темур», исследование немецкого ученого Ганса Роберта Ремера «Источники тимуридского периода», американского ученого Беатрис Манц «Возвышение государства Тимура» и «Тимурид» Джона Вуда Династия. История Тимура и Тимуридов изучается в престижных мировых университетах Оксфорда, Англии, Калифорнии, Сиэтла, Гарварда и Нью-Йорка. Поэтому, исходя из исторической действительности, было бы целесообразно научить школьников гуманизировать, демократизировать и интегрировать историю Родины. Русский писатель, методист М.Т.Студеникин «Новаторство в изучении истории. Идея кодирования знаний» пишет: «Открытие и применение новых методов в образовании в последние годы называется инновациями, а
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
авторов, которые изобретают такие новые методы, называют учителями-новаторами». [6:195]. Однако, как бы вы ни называли тот или иной метод в воспитании, свою роль и эффективность в реальной педагогической жизни он показывает только на практике. Мы стараемся выявить множество методических рекомендаций и предложений по комплексному подходу к преподаванию каждого предмета при комплексном подходе к учебному процессу, научно и методологически. Независимо от того, какой это предмет, мы достигнем высокой цели, подойдя к текущим глобальным проблемам, факторам, которые их создают, с точки зрения причинно-следственной диалектики, и дать учащимся четкое понимание темы, принимая во внимание как логическую связь насколько это возможно. Поэтому необходимость развития системы образования, коренного улучшения материально-технической базы средних и высших учебных заведений, качества научных и образовательных процессов считается актуальной задачей. В частности, важно с удовлетворением отметить реформы в процессе высшего образования, которые стали ориентироваться на социально-гуманитарные науки. Проводятся реформы по формированию у молодежи здорового мировоззрения. В частности, Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев на совещании «О мерах по повышению эффективности духовно-просветительской работы», состоявшемся 19 января 2021 года, еще раз подчеркнул необходимость уделять серьезное внимание воспитанию молодежи. Поэтому воспитание подрастающего поколения в духе нашей национальной идеи - непрерывный и последовательный воспитательный процесс. Меняющийся глобальный идеологический ландшафт также требует совершенствования национальных идеологических стилей и подходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенно в современном сложном и меняющемся мире, где темп жизни ускоряется небывалыми темпами, здоровое мировоззрение, чувство гражданского долга и уважение к стране и ее народу необходимы нашей молодежи. Таким образом, чтобы усердно обучать подрастающее поколение законам исторического развития, целенаправленному использованию исторических свидетельств, каждый воспитатель должен уметь в полной мере передать подрастающему поколению продукт своего жизненного понимания, умения и точного исторического знания научной педагогика.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной Дню учителей и тренеров. 30.10.2021. Газета «Народное слово».
2. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. - Т.: "Шарк". 1998.
3. Тойнби А. Постижение историии. - М.: 1994.
4. Барг М.А. Эпоха и идеи: становление историзма. - М.: 1987.
5. Каримов И.А. Узбекистан: независимость, экономика, политика, идеология. - Т.: «Узбекистан», 1993.
6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004 г.
7. G.A.Ochilova. "Philosophical analysis of the development of social consciousness", "PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/ Egyptology" PJAEE, 17 (7) (2020)https: //www.palarch.nl/index.php/j ae/article/view/2706/2637 https://www.scopus.com/sourceid/21100286805
8. Очилова Г.А Проблемы воспитания детей и социальная среда. Вестник науки» № 11 (32) том 5 ноябрь 2020 г. сайт: www.открытая-наука.рф; www.вестник-науки.рф eLibrary.ru: https://elibrary.ru/title about.asp?id=67626
9. ОчиловаГ.А. Махманазаров^. «Аксиологическая проблема философии: чувство признательности и никчемности». Проблемы науки №3(62) 2021 г. расположение статьи в архиве журнала: https://scienceproblems.ru/scientific-articles/o-nauchnyh-zhurnalah/2016-12-17-16-48-55
10. Курбонова, М. Б., & Мамасалиев, М. М. (2020). СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА.
¡л ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 210-213).
11. Мамасалиев, М. М., & Нематов, Д. С. (2019). ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. Актуальные научные исследования в современном мире, (4-4),
12. Очилова, Н. Р., Мамасалиев, М. М., & Астанов, А. Р. (2020). ВНИМАНИЕ ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. International Independent Scientific Journal, (14-2), 18-20.
13. Mamasaliev, M. M., & Elboeva, S. B. (2019). RELIGIOUS-PHILOSOPHICAL DOCTRINES OF SARVEPALLI RADHAKRISHNAN. Theoretical & Applied Science, (11), 339-342.
70-72.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
14. Turaeva, Sanobar Khalimovna (2021). THE PROBLEMS OF SOCIAL AND ETHNIC CONFLICTS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (4), 1532-1536.
15. Очилова Нигора Рузимуратовна, & Мамасалиев Мирзоулуг Мирсаидович (2021). ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Проблемы науки, (3 (62)), 43-46.
16. Mamasaliyev, Mirzoulug' Mirsaidovich (2021). THE STATE OF SAHIBQIRAN AMIR TEMUR PHILOSOPHICAL AND ETHICAL ISSUES IN MANAGEMENT. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (8), 456-
17. Mamasaliyev Mirzoulug' Mirsaidovich, & Elboyeva Shaxnoza Buriniyozovna (2021). OLIY TA'LIM SIFATINI OSHIRISHDA AXBOROT TEXNOLOGIYALARIDAN FOYDALANISH MASALALARI. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (3), 100-404.
18. Мамасалиев, М. М. (2022). ЭПОХА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АМИРА ТЕМУРА: ФИЛОСОФСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. In РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ (pp. 161-165).
462.