Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 2
educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947
Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ УЗБЕКИСТАНА
Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна
старший преподаватель Государственной консерватории Узбекистана kabdurakhmanovaluiza@gmail. com
АННОТАЦИЯ
Данная статья освещает проблемы внедрения современных методов фортепианного исполнительства в процесс обучения студентов. Оптимальное решение поставленных задач, в том числе применение новейших педагогических технологий, необходимо для полноценного обучения молодых музыкантов.
Ключевые слова: музыкальное обучение, современные методы, технология, студент, образование, фортепианная педагогика, исполнительство
АННОТАЦИЯ
Ушбу мацолада уцувчиларга таълим бериш жараёнида фортепиано ижрочилигининг замонавий усулларини жорий етиш муаммолари ёритиб берилган. Ёш мусицачиларни тулацонли тайёрлаш учун цуйилган вазифаларнинг мацбул ечими, жумладан, енг янги педагогик технологиялардан фойдаланиш зарур.
Калит сузлар: мусица таълими, замонавий методлар, технология, талаба, таълим, фортепиано педагогикаси, ижрочилик
ABSTRACT
This article highlights the problems of introducing modern methods of piano performance in the process of teaching students. The optimal solution of the tasks set, including the use of the latest pedagogical technologies, is necessary for the full-fledged training of young musicians.
Keywords: music education, modern methods, technology, student, education, piano pedagogy, performance
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мировой музыкальной педагогике наблюдается рост
освоения учителями новых методов работы с учащимися. Это вызвано
необходимостью перехода на новый уровень развития педагогической практики.
Использование современных технологий в педагогической деятельности
позволяет учителю достигать лучших результатов. Это связано с социальными
154
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
изменениями и мировой глобализацией. Инновационные методы в работе с пианистами приносят свои плоды конкретно в организации занятий и эффективном восприятии учащимися нетрадиционного формата урока.
Однако современными способами работы, в основном, пользуются молодые преподаватели, так как у опытных высококвалифицированных педагогов зрелого возраста уже сложились собственные методы и система обучения. Но, новое поколение студентов, имеющее широкий доступ к современным цифровым и информационным возможностям, не привыкло в полной мере усваивать традиционные методы проведения занятий. Как следствие, учитель честно проводит урок, но ожидаемого результата от студента не получает. Таким образом, основные музыкально- исполнительские проблемы нуждаются в тщательном анализе и поиске наиболее оптимальных путей разрешения.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ
Методология исследования проводилась на основе научных работ выдающихся теоретиков и пианистов зарубежных стран. К вопросам важности проблематики аналитического осмысления музыки в процессе профессиональной подготовки пианистов, неоднократно в своих исследованиях рассматривали многие музыковеды и исполнители (Б.Асафьев, А.Вицинский, Е.Либерман, Г.Нейгауз и др.). Для разработки теоретической основы инновационных педагогических подходов в статье использовались труды современных преподавателей фортепианной педагогики (Я.Гельфанда, Л.Рапацкой и др.).
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТОВ
В Узбекистане на современном этапе развития осуществляется значительное реформирование системы образования, связанная с содержанием образовательных программ и внедрением инновационных технологий, обоснована требованием воспитания гармонично развитой личности, конкурентоспособных кадров.
Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью образования является не просто отдача знаний, а результат в виде восприятия и сознательного понимания новой информации. Так, в частности, в Узбекистане, на основе постановления Кабинета министров Республики Узбекистан № 278 «о мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
учреждений» от 26.09.2012 года, разработан комплекс мер для обучения педагогов таким дисциплинам, как информационно-компьютерные технологии, английский язык, современные педагогические методы и других. Глава государства обозначил 4 основных приоритета:
• увеличить роль управляющих советов и повысить полномочия кафедр ВУЗов;
• обозначить процесс обучения в соответствие с требованиями рынка, объединить его с производством и создать среду для комфортной самостоятельной работы студентов;
• увеличить научный потенциал ВУЗов, продолжая развитие науки и инноваций;
• уменьшить работу с документацией преподавателей и студентов, а также сократить бюрократию и коррупцию за счет цифровизации сферы.
Эти требования обоснованы необходимостью расширять образовательные программы ввиду появления дистанционного формата обучения, организации онлайн- и оффлайн- занятий. Кроме того, в Узбекистане поэтапно осуществляется переход на кредитно-модульную систему обучения в Вузах. Эти реформы позволят студенту посвящать больше времени самостоятельной работе и изучению интересных ему предметов.
Важной задачей стало формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Как известно, обучение музыке на любом этапе выполняет две образовательные функции: совершенствование музыкальных и творческих способностей, формирование культуры учащихся в художественном плане.
На данный момент существуют две основные тенденции в области музыкального обучения:
1. Педагогические инновации (разработка новых методик и технологий в процессе образования);
2. Следование традиционным установкам.
Обе обозначенные тенденции являются важнейшими элементами совершенствования музыкального образования, так как внедрение современных технологий и методик не сможет достичь полноценного эффекта без учета накопленного традиционного педагогического музыкального опыта. Одной из главных задач внедрения новых методологических подходов в процесс музыкального развития молодых пианистов является учет различной степени
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
их базовой подготовки и одаренности. Традиционные принципы о равенстве способностей учащихся нуждаются в обновлении, отсюда следует создание и введение различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения.
На сегодняшний день уже создано очень много ярких, своеобразных учебных пособий и учебников для обучающихся пианистов. Но, несмотря на это, многие педагоги продолжают их игнорировать и пользуются старыми методами работы. Это можно объяснить появлением непривычных современных комплексных систем, как, например, модульная система обучения. И всё же, необходимо осваивать и пользоваться новыми учебными пособиями и учебниками, так как современные технологии помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывают способности учащихся, активизируют их творческие наклонности.
Внедрение в практику новых форм работы является последствием процесса усовершенствования музыкального образования. Эти методы не только расширяют границы предмета, но также способствуют формированию духовно-нравственного потенциала личности ученика. Необходимо предоставить студентам все возможности для активного участия в процессе обучения, пробудить их максимальный интерес к занятиям по специальности. Развитие исполнительских способностей обучаемого средствами информационных технологий обогащает методику преподавания, развивает эстетический вкус, постоянно расширяет кругозор педагога. Одним из основных принципов инновационных технологий является принцип индивидуального подхода к учащемуся. Работа по обучению должна вестись одновременно по трем направлениям:
1. Ознакомить студента с историей фортепиано, жанрами фортепианной музыки на примере узбекских и зарубежных произведений.
2. Работа над техникой. Совершенствование техники игры на фортепиано -важнейшая задача пианиста.
3. Работа исполнителя в развитии профессионального мастерства - это работа над совершенствованием музыкально-образной сферы. Необходимо находить новые, более выразительные средства и краски.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие исполнительских способностей обучаемого средствами информационных технологий обогащает методику преподавания, развивает
157
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
эстетический вкус, постоянно расширяет кругозор педагога. Молодой пианист, становящийся артистом, педагогом, должен быть мыслящим, эрудированным, интеллектуальным.
Современный учитель должен быть компетентным во многих областях, следить за техническим прогрессом и быть готовым к исследованию новых технологий, например, компьютерных. Ведь на сегодняшний день Интернет занимает большое пространство в жизни молодых людей и важно направить их внимание на поиск и изучение нужной информации, полезной в обучении музыке. Современный педагог должен обладать широким кругозором и гибким активным мышлением, владеть подходом к обучению, где центральное место занимает непосредственно учащийся. Необходимо предоставить студентам все возможности для активного участия в процессе обучения, пробудить их максимальный интерес к занятиям по специальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. — 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1988-1990.
2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. — 336 с.
3. Коган Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган. — М.: Советский композитор, 1972. — Вып. 2. — 266 с.