SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Булычёва Маргарита Фаритовна
доцент кафедры «Изучения языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования комплекса компетентностей, которые должны быть сформированы у курсантов в процессе их учебной деятельности на основе государственных образовательных стандартов нового поколения, тесно связанных с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом в обучении.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевая, общекультурная, социально-трудовая, коммуникативная компетенция, компетенция в сфере личностного самоопределения, компетентностный и деятельностный подходы.
COMPETENCE PARADIGM AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF A NEW DIDACTIC MODEL OF EDUCATION
ABSTRACT
The article is devoted to the consideration of the issue of the formation of a set of competencies that should be formed among cadets in the course of their educational activities on the basis of state educational standards of a new generation, closely related to the currently dominant competence-activity approach in teaching in the world practice.
Keywords: competence, key, general cultural, social and labor, communicative competence, competence in the field of personal self-determination, competence and activity approaches.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в нашем обществе, остро отражаются в системе высшей школы Узбекистана. Разработка и внедрение в действие государственных образовательных стандартов нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом в обучении. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
деятельности. Поэтому в современной образовательной действительности утверждается необходимость формирования не отдельной системы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые сформированы у курсантов на основе обновлённого содержания и в процессе их учебной деятельности.
Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко используются в науке и жизни. Согласно С.И.Ожегову, компетенция (лат. сошре1епБ, сошрйепйБ - надлежащий, способный): 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён; 2) знания, опыт в той или иной области. Компетентный: знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области (4, с.288).
Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: сошре1епсе-Ьавеёеёиса11Юп-СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке. Понятие компетенции (языковой) было введено в научный обиход американским лингвистом Н.М.Хомским, предпринявшим одну из первых попыток определения понятия «владения языком».
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Такой подход актуализирует вопрос о качестве современного образования. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Обращаем особое внимание, что в сфере общего образования речь не идёт о профессиональных компетенциях. Целесообразно рассматривать лишь те компетенции, которые нужны любому человеку для жизни в условиях современного общества, т.е. ключевых.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (2,с.37), определил по сути основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе (2, с.37). В том же году на симпозиуме в Берне, в марте 1996 года по программе Совета Европы был
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций ( key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. Рассматриваются ключевые компетентности как конкретизированные цели образования.
Ключевая компетентность - это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.
К ним относятся:
• общекультурная компетенция (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры); она включает в себя учебно-познавательную и информационную компетенции;
• социально-трудовая компетенция (присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности);
• коммуникативная компетенция (формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми);
• компетенция в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).
Названные компетенции, с одной стороны, взаимосвязаны, а с другой -являются самостоятельными образованиями, т.е. могут существовать независимо друг от друга(3).
И.Я.Зимняя, анализируя научные работы по проблеме компетенции и компетентности (Н.Хомский, Р.Уайт, Дж. Равен, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Н.Куницина, Г.Э.Белицкая, Л.И.Берестова, В.И.Байденко, А.В.Хуторской, Н.А.Гришанова и др.), выделяет три этапа становления СВЕ-подхода в образовании (1).
Первый этап (1960 -1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам начинается исследование разных видов языковой компетенции, вводится понятие «коммуникативная компетентность» (Д.Хаймс).
Второй этап (1970 - 1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
«социальные компетенции/компетентности». В работе Дж.Равена «Компетентность в современном обществе» (1984), даётся развёрнутое толкование компетентности. Автор выделяет 37 видов компетентностей. Начинаются попытки выстроить обучение с ориентацией на компетенции как наконечный результат процесса образования (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.А.Петровская).
В 1990 г. выходит книга Н.В.Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Одновременно в области социальной психологии появляется книга Л.А.Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетентность, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности».
Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К.Марковой (1993, 1996), где в контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
Третий этап развития СВЕ-подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже рассматриваются как желаемый результат образования.
На сегодняшний день в Узбекистане образовательное учреждение само определяет концепцию своей деятельности, во многих образовательных программах школ определяется миссия школы, предъявляются ценности, цели образовательной деятельности. В различных общеобразовательных учреждениях процесс обучения приобретает свою специфику. Можно выделить несколько дидактических подходов к организации процесса обучения. В настоящее время в педагогической литературе описываются традиционный (знаниевый) подход, культурологический, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.
Уточним понятие «дидактический подход». В толковом словаре русского языка понятие «подход» определяется как совокупность приёмов, способов в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-либо» (5, с.156). В методологии науки рассматриваются общенаучные подходы: системный, функциональный, вероятностный, информационный и др. В понятии «подход» всегда акцентируется основное направление исследования, своеобразный угол зрения на объект изучения. Дидактический подход можно определить как
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
«аспект», «позицию, русло рассмотрения и конструирования дидактических объектов» (3, с. 59-61). К дидактическим объектам относятся процесс обучения, и его элементы: цель, содержание образования, методы, формы процесса обучения, показатели результативности.
Возникновение компетентностного подхода знаменует собой момент осознания того факта, что в образовании его результат не может и не должен быть продолжением самого процесса передачи знаний, умений и навыков. Введение понятия «компетентность» едва ли не впервые заставляет рассматривать само образование - образовательный процесс, содержание учебных курсов, всю структуру образовательных институтов - как условие, наверное, необходимое, но точно недостаточное для возникновения у обучающихся индивидуальных способностей(5).
Цель образования в условиях компетентностного подхода - формирование компетентной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у неё знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблеммы, которые обучаемый должен научиться решать, и подобный материал группируется вокруг этих проблем. По мере вхождения в информационное общество от образования всё больше будут ожидать воспитания личности, умеющей самостоятельно выстраивать свою жизнь, взаимоотношения с другими людьми, способной к самореализации, к самостоятельному и успешному решению жизненных проблем и принятию ответственности за них. Как раз эти цели и являются доминирующими в компетентностном подходе.
Компетентностный и деятельностный подходы наиболее близки друг к другу. Компетентностный подход в обучении шире деятельностного и вбирает его в себя. При этом деятельностный подход является магистральным направлением в реализации подхода компетентностного.
Что же меняется в процессе обучения при переходе от «знаниевого» подхода к компетентностному?
По мнению авторов теории обучения, изменяются цели. Если в традиционном подходе цель - формирование у обучаемого системы научных знаний, то в компетентностном - формирование компетентной личности, способной самостоятельно решать жизненные проблемы. Главной становится не передача обучаемому определённого количества знаний, а формирование у него умений самостоятельно эти знания приобретать, ориентироваться в
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4), April, 2023
информационном пространстве, находить нужную информацию, преобразовывать её, использовать для решения возникшей проблемы.
Если рассматривать компетенцию как способность решать проблемы, целесообразно смоделировать в процессе обучения все этапы решения проблемы:
• осознание проблемы, формулирование её;
• анализ существующей ситуации;
• постановка цели;
• поиск недостающих средств;
• выбор подходящих способов деятельности;
• осуществление деятельности;
• соотнесение результата с целью;
• коррекция деятельности.
Все эти этапы должны включаться в процесс обучения в качестве обучающих элементов (3). Процесс обучения, построенный подобным образом, теряет свою жёсткую заданность и упорядоченность, занятие из своей основной организационной формы обучения становится одной из форм: дополняется самостоятельной работой над проектами, виртуально-сетевыми формами взаимодействия, практикумами, лабораторными работами.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Булычёва, М. Ф. (2023). Учебные экскурсии для формирования лингвокультурологической компетенции курсантов. Science and Education., 4(1), 808-813.
2. Булычёва, М. Ф. (2022). Применение на начальном этапе различных видов наглядности. Science and Education, 3(12), 751-758.
3. Булычёва, М. Ф. (2022). АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ. Academic research in educational sciences, 3(3), 298-304.
4. Булычёва, М. Ф. (2020). СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ [НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП]. Вестник науки и образования, (24-1 (102)), 71-76.
5. Булычёва, М. Ф., & Валиева, Х. А. (2019). Принципы и правила проведения занятия в малых группах на примере военного вуза. Наука и образование сегодня, (12 (47)), 72-74.
6. Булычёва, М. Ф., & Зайнутдинова, Д. Т. (2023). К вопросу о методических рекомендациях по работе с авторской песней. Science and Education, 4(3), 735747.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
7. Абдухафизов, С. Н., & Наркулова, И. Р. К. (2023). СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛАМ ВОСПРИЯТИЯ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(3), 275-282.
8. Наркулова, И. Р. К. (2022). СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 28), 421-423.
9. Najmutdinova, M., & Narkulova, I. R. Q. (2023). O'zbekiston Respublikasi suverenligining huquqiy asosi. Science and Education, 4(3), 895-899.
10. Ашуров, Р. Р. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ВОЕННОГО ЮРИСТА Ёриев Озодбек Ойбек ^ли. УЗБЕКИСТОНДА ИЛМИЙ ТАДКИКОТЛАР: ДАВРИЙАНЖУМАНЛАР: 10-ЩСМ, 34.
11. АМАНБАЕВ, Ж. А., & НАРКУЛОВА, И. Р. К. (2022). Технология организации самостоятельной работы в высших военных образовательных заведениях Республики Узбекистан. МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ Учредители: ООО" Издательство Молодой ученый", (23), 136-139.
12. Наркулова И. Р. К. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку курсантов юридического профиля на основе интерактивной программы //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 2. - С. 1348-1352.
13. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. -№. 1. - С. 737-740.
14. Namozova D. B. Development of phonetic competence //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 9. - С. 413-415.
15. Namozova D. B. The problems of phonetic interference in speech of cadets //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 7. - С. 192-196.
16. Намозова Д. Б. PECULIARITIES OF PHONETIC COMPETENCE DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ARTIFICIAL MULTILINGUALISM //ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. - 2021. - Т. 4. - №. 1.
17. Rashidova M. X., Berdimurotovna N. D. EFFECTIVE METHODS OF TEACHING //ТОШКЕНТ-2021. - С. 23.
18. Berdimurotovna N. D. Difficulties cadets face while practicing listening and the ways of eliminating them //International Journal of Research and Development. -2021. - Т. 6. - №. 5. - С. 36-38.
19. Utenbaeva, G. M. "The importance of listening skills in teaching Russian language to the cadets of military institute." EPRA International Journal of Research and Development (IJRD), INDIA SJIF Impact Factor 6: 18-21.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(4), April, 2023
20. Утенбаева, Гульжазира Мухтаровна, and ООРЯ ВВОУ. "РУЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ." (2021).
21. Утенбаева Г. М. Особенности обучения тюркоязычных студентов русскому языку как иностранному в условиях дистанционного обучения с использованием инновационных педагогических технологий (НЛП, коучинг, видеоблогинг) //II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)». Сборник тезисов II Международного конгресса. Москва. - 2021. - С. 233-235.
22. Rashidova Munavvar Xaydarovna. Recommendations on the use of scaffolding technology in English classes. Science and education. 2022. Volume 3. Issue 9. pp. 459-461.
23. Rashidova Munavvar Xaydarovna, Namozova Dilnoza Berdimurotovna. Teaching technical subjects through English. Узбекистонда миллий тадкщотлар: даврий анжуманлар: 10-кисм. 32-б.
24. Rashidova Munavvar Khaydarovna. 2023. Techniques for emproving cadets'conversational skills. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. Oriental renessans. 3.(3) pp.637-640.
25. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2022. Recommendations on the use of scaffolding technology in English classes. Science and education. 3 (9) pp. 459-461.