SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛАГОЛАМ ВОСПРИЯТИЯ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Абдухафизов Сардор Неъматович,
курсант 1 -ого курса Университета общественной
доктор философии по педагогическим наукам (PhD), старший преподаватель кафедры «Изучение языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается методика обучения глаголам восприятия и их синтаксическая сочетаемость. Актуальность обусловлена наличием грамматических заданий по данной теме в государственных тестах элементарного, базового и первого сертификационного уровней, использованием носителями языка глаголов в речи, а также тем, что ошибки в употреблении глаголов восприятия регулярно встречаются в речи курсантов, владеющих русским языком как на начальном, так и на продвинутом уровнях.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, глаголы восприятия, синтаксическая сочетаемость, ТРКИ.
THE SPECIFICS OF TEACHING PERCEPTION VERBS IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article discusses the methodology of teaching perception verbs and their syntactic compatibility. The relevance is due to the presence of grammatical tasks on this topic in the state tests of elementary, basic and first certification levels, the use of verbs in speech by native speakers, as well as the fact that errors in the use of perception verbs are regularly found in the speech of cadets who speak Russian both at the initial and advanced levels.
Keywords: Russian as a foreign language, perception verbs, syntactic compatibility, TRKI.
ВВЕДЕНИЕ
В преподавании русского языка мы сталкиваемся с глаголами, отражающими идею обучения, с самых первых уроков. Ни в одном языке нет такого разнообразия глаголов данной семантической группы, что и создаёт
безопасности Республики Узбекистан Наркулова Индира Рустам кизи,
ABSTRACT
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
определённые трудности. По нашим наблюдениям, глаголы восприятия являются камнем преткновения не только на начальном этапе освоения языка, но и на среднем и высоком уровнях владения РКИ. Это подтверждается и тем, что интернет-каналы по обучению русскому языку как иностранному содержат многочисленные видео с объяснением данной темы.
На наш взгляд, предложенная в учебных пособиях методика введения глаголов восприятия недостаточна для освоения материала курсантами. Обратим внимание на то, что в государственных тестах элементарного, базового и первого уровней всегда включаются задания по лексике и грамматике, в которых есть задания с глаголами восприятия. Это ещё раз подчёркивает необходимость тщательной проработки исследуемой темы.
В русском языке около 150 глаголов восприятия. Особенности выражения синтаксической сочетаемости будут рассмотрены нами на материале таких глаголов, каквоспринимать, восприниматься, вырисовываться, подмечать, подсматривать, почувствовать, почуять, промаргивать, проворонивать, прошляпить, просматривать, проглядывать, прослушивать, прокараулить, подстерегать, подкарауливать, приглядывать, подсматривать, поглядывать, посматривать, улавливать, усматривать, услеживать, учуять, увидеть, углядеть, схватывать, слушать, смотреть, стеречь, чувствовать, чуять, исчезать, замечать, замечаться, затеряться, затмевать, затенять, доглядеть, досмотреть, осязать, видеть, выглядывать, высматривать, взглядывать, видать, виднеться, слепнуть, ослеплять, слепить, смотреть, сверкать, смотреться, осматриваться, осматривать, оглядываться, оглядывать, обозревать, окидывать, облюбовать, усмотреть, рассмотреть, разглядеть, углядеть, пялиться, пучить, подсмотреть, подглядеть, проглядывать, просматривать, померещиться, слышать, слушать, слыхать, глохнуть, глушить, заслушивать, заслышать, заслышаться, оглушать, выслушивать, вслушиваться, подслушивать, послышаться, обонять, нюхать, слышать, чувствовать, чуять, понюхать, обнюхивать, внюхиваться, обнюхиваться, нюхаться, осязать, щупать, прощупывать и т.д.
Выбор данных глаголов обусловлен несколькими причинами. Во-первых, для исследования особенностей левой и правой валентностей данные глаголы наиболее репрезентативны, так как высказывания с ними содержат актанты с семантикой прямого объекта (Объект), субъекта восприятия (Экспериент), являющиеся обязательными компонентами высказывания и позволяющими
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
наиболее полно и точно описать его семантическую структуру. Во-вторых, выбранные лексемы ориентированы как на выражение собственно восприятия, так и на выражение понимания и оценки субъектом некоторого положения дел. В-третьих, в грамматическом отношении данная группа глаголов достаточно разнообразна: правый актант данных глаголов может выражаться как В.п., так и в Т.п., Р.п., Д.п., П.п.
Исследуемая группа глаголов восприятия имеет следующую синтаксическую сочетаемость:
Глаголы с общим значением восприятия воспринимать (воспринять) кого? что? (винительный падеж) восприниматься кем? (творительный падеж) подмечать (подметить) кого? что? (винительный падеж) подсматривать(подсмотреть) за кем? за чем? (творительный падеж) чувствовать (почувствовать) кого? что? (винительный падеж) чуять (почуять) кого? что? (винительный падеж) промаргивать (проморгать) кого? что? (винительный падеж) проворонивать (проворонить) кого? что? (винительный падеж) прошляпить что? (винительный падеж)
просматривать (просмотреть) что? кого? (винительный падеж)
проглядывать (проглядеть) за кем? за чем? (творительный падеж)
прослушивать (прослушать) что? (винительный падеж)
прокараулитького? что? (винительный падеж)
подстерегать (подстеречь) кого? что? (винительный падеж)
подкарауливать (подкараулить) кого? что? (винительный падеж)
приглядывать (приглядеть) за кем? за чем? (творительный падеж)
подсматривать (подсмотреть) за кем? за чем? (творительный падеж)
поглядыватьна кого? на что? (винительный падеж)
посматривать на кого? на что? (винительный падеж)
улавливать (уловить) что? (винительный падеж)
усматривать (усмотреть) что? (винительный падеж)
услеживать (уследить) за кем? за чем? (творительный падеж)
чуять (учуять) кого? что? (винительный падеж)
видеть (увидеть) кого? что? (винительный падеж)
углядеть за кем? за чем? (творительный падеж) что?(винительный
падеж)
схватывать (схватить) 1 что? (винительный падеж) слушать (послушать) кого? что? (винительный падеж)
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
смотреть (посмотреть) на кого? на что? (винительный падеж) стеречь кого? что? (винительный падеж)
чувствовать (почувствовать) кого? что? (винительный падеж) чуять (почуять) кого? что? (винительный падеж) исчезать (исчезнуть) 2 где? в чем? (в облаках) замечать (заметить) кого? что? (винительный падеж) замечать (заметить) 2 кого? что? (винительный падеж) замечаться кем? (творительный падеж) затериваться(затеряться) в чём? (предложный падеж) замечаться 2 кем? (творительный падеж)
затмевать кого? что? (винительный падеж) чем? (творительный падеж)
затенять кого? что? (винительный падеж)
недоглядеть за кем? за чем? (творительный падеж)
недосмотреть за кем? за чем? (творительный падеж)
осязать кого? что? (винительный падеж)
открывать (открыть) 2 кого? что? (винительный падеж)
открываться (открыться) кому?(дательный падеж)
обнажать кого? что? (винительный падеж)
находить (найти) 2 кого? что? (винительный падеж)
брать 2 на заметку на что? (винительный падеж)
кинуться в глаза что? (винительный падеж)
Глаголы зрительного восприятия
видеть (увидеть) кого? что? (винительный падеж) глазами (инкорпорированная валентность - та, кто не выражается) выглядывать (выглянуть) из чего? (родительный падеж) высматривать (высмотреть) кого? что? (винительный падеж) взглядывать на кого? на что? (винительный падеж) вонзать глаза в кого? во что? (винительный падеж) вперять взор в кого? во что? (винительный падеж) видать кого? что? (винительный падеж) виднеться кому? что? слепнуть (ослепнуть) кто? отчего?
ослеплять (ослепить) чем? (творительный падеж) кого?(винительный падеж)
слепить (ослепить) чем? (творительный падеж) смотреть (посмотреть) на кого?что? (винительный падеж) смотреться во что? (винительный падеж)
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
сверкнуть 2 чем? (творительный падеж) что?(винительный падеж) осматриваться (осмотреться) где? (винительный падеж) осматривать (осмотреть) кого? что? (винительный падеж) оглядываться (оглянуться) на что? (винительный падеж) останавливать (задерживать) что? взгляд на чем? (предложный падеж) оглядывать кого? что? (винительный падеж) обозревать кого? что? (винительный падеж) окрестности окидывать (окинуть) что? (винительный падеж) взглядом обмеривать кого? что? (винительный падеж) взглядом облюбовывать (облюбовать) - что? (винительный падеж) туфли в магазине
открываться 2 что? (винительный падеж) в ком? (предложный падеж) = обнаруживаться что? (винительный падеж) в ком? в чем? (предложный падеж) = увидеть
исчезать (исчезнуть) что? (винительный падеж) из поля зрения таращиться на кого? на что? (винительный падеж) усмотреть кого? что? (винительный падеж) где? рассмотреть (рассматривать) кого? что? (винительный падеж) разглядеть (разглядывать) кого? что? (винительный падеж) углядеть кого? что? (винительный падеж) пялиться на кого? на что? (винительный падеж) пучить что? на кого? на что? (винительный падеж) подсмотреть что? (винительный падеж) за кем? за чем? (творительный падеж)
подглядеть что? (винительный падеж) за кем? (творительный падеж) проглядывать (проглядеть) что? (винительный падеж) просматривать (просмотреть) что? (винительный падеж) просвечивать сквозь что? (винительный падеж)
показаться (показалось что-то и субъект это видит инкорпорированный субъект восприятия)
промелькать (промелькнуть) что? (винительный падеж)около чего? около кого?(родительный падеж) померещиться что? (винительный падеж) прятаться от кого? от чего? (родительный падеж)
Глаголы слухового восприятия
слышать что? (винительный падеж) слушать кого? что? (винительный падеж)
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
слыхать что? (винительный падеж) заслушивать кого? что? (винительный падеж) заслышать что? (винительный падеж)
оглушать (оглушить)кого? что? (винительный падеж) чем?
(творительный падеж)
выслушивать что? (винительный падеж)
вслушиваться во что? (винительный падеж)
подслушивать (подслушать) кого? что? (винительный падеж)
понаслышаться разг. чего? (родительный падеж)
послышаться что? (винительный падеж) кому? (дательный падеж)
Глаголы обоняния
обонять что? (винительный падеж)
нюхать кого? что? (винительный падеж)
слышать кого? что? (винительный падеж)
чувствовать кого? что? (винительный падеж) себя
кем? (творительный падеж)
чуять кого? что? (винительный падеж)
понюхать кого? что? (винительный падеж)
обнюхивать кого? что? (винительный падеж)
Глаголы осязания
осязать кого? что? (винительный падеж) щупать кого? что? (винительный падеж) прощупывать чем? глазами
Глаголы этого класса неоднородны по своему характеру. Одни из них выражают зрительное восприятие (включающее в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира), слуховое восприятие (способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом), а также тактильное восприятие (ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь) и обоняние (способность к восприятию и различению запахов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, все глаголы восприятия имеют правосторонний актант, который выражается винительным, родительным, творительным, дательным, предложным падежами со значением объекта.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
REFERENCES
1. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании) / Н.З. Котелова. — Л.: Наука, 1975. — 164 с.
2. Наркулова И. Р. Профессионально-ориентированное обучение русскому языку курсантов юридического профиля на основе интерактивной программы //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 2. - С. 1348-1352.
3. Наркулова И. Р. К. СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 421-423.
4. Наркулов А. К. Роль правоохранительных органов и общественных организаций в сфере обеспечения общественного порядка (на примере США) //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 2. - С. 1615-1620.
5. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online).
- 2022. - Т. 2. - №. 7.
6. Narkulova, I. R. "PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF CADETS." International journal of conference series on education and social sciences (Online). Vol. 3. No. 1. 2023.
7. Наркулов А. К. У. Алгоритмизация как эффективный метод оптимизации патрулирования //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 1165-1168.
8. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. -№. 1. - С. 737-740.
9. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online).
- 2022. - Т. 2. - №. 7.
10. Наркулова И. Р. К. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВОЕННЫХ ЮРИСТОВ» КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 225-233.
11. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях //International scientific review. - 2019. - №. LXIV. - С. 77-81.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(3), March, 2023
12. Наркулова И. Р. К. СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 421-423.16:48
13. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.
14. Narkulova I. R. VERBS OF PERCEPTION IN RUSSIAN AND THE WAYS OF THEIR TEACHING TO CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 8.
15. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 932-935
16. Наркулов А. К. У. Патрулирование основа обеспечения общественного порядка //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - No. 11. - С. 1334-1339.
17. Ёкубова И. Р. Формирование профессиональной компетентности тюркоязычных студентов при обучении русскому языку как иностранному (на примере авторской интерактивной программы «Русский язык для военных юристов») //II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)». - 2021. - С. 207-209.
18. Mamatkulov, Khurshid Abdurashidovich. "DEVELOPING SELF-STUDY COMPETENCE OF PEDAGOGIES IN ENGLISH LANGUAGES BY COMPUTER TECHNOLOGIES." Наука и образование сегодня 11 (2019): 45-48.
19. Ёкубова И. Р. К., Халилов Н. О. У. Особенности изучения актантных структур глаголов восприятия в современном русском языке //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 20-1 (74). - С. 82-85.