SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
студентка 4-го курса Ташкентского государственного педагогического университета им.Низами [email protected]
Нуркелдиева Дилбар Ахмадовна
кандидат педагогических наук, доцент,
декан факультета «Специальное образование и инклюзивное образование»
В данной статье освящены теоретические основы развития связной диалогической речи у учащихся младшего школьного возраста. Основной целью всего обучения речевой деятельности в начальной школе является формирование и развитие у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией коммуникации. Теоретические и экспериментальные научные исследования в области методики преподавания развития речи свидетельствуют о том, что достижение этой цели невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой диалогических высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных речеведческих понятий в области развития связной диалогической речи.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, диалогическая речь, нарушение речи, связная речь.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF COHERENT DIALOGICAL SPEECH IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
ABSTRACT
This article highlights the theoretical foundations of the development of coherent dialogical speech in primary school students. The main goal of all teaching speech activity in primary school is the formation and development of students' ability to freely and coherently express their thoughts orally and in writing in accordance with the communication situation. Theoretical and experimental
ВОЗРАСТА
Илесалиева Лаура Мухтаровна
Ташкентского государственного педагогического университета им.Низами
АННОТАЦИЯ
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
scientific research in the field of teaching methods of speech development shows that achieving this goal is impossible without purposeful and consistent formation and development of skills related to mastering the structure of dialogical utterances of various types and styles of speech, and mastering the basic speech concepts in the development of coherent dialogical speech.
Keywords: children of primary school age, dialogic speech, speech disorder, coherent speech.
ВВЕДЕНИЕ
В мире особое внимание уделяется улучшению психолого-педагогических условий для обучения детей с ограниченными возможностями. В мировой практике в специализированных образовательных учреждениях на регулярной основе проводятся научные исследования, направленные на эффективное применение инновационных педагогических технологий в образовательном процессе для повышения связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста [2].
На сегодняшний день в Республике Узбекистан, в целях развития практики обучения детей с особыми образовательными потребностями, принята «Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы» [1]. Одним из стратегических направлений, отмеченного в концепции, является создание оптимальной системы психолого-педагогической помощи учащимся с учетом комплексного, дифференцированного и индивидуального подхода.
Актуальность и значимость данного исследования заключается в том, что связная диалогическая речь выступает как одно из основных средств коммуникации ребенка и выполняет множество функций в процессе его адаптации и социализации. Связная речь, являясь высшей и наиболее совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей средой, обеспечивает ему возможность целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощенной в речи информации. Огромное гносеологическое, социальное, психологическое и дидактическое значение речи обусловило внимание ученых к исследованию её различных аспектов [3]. Однако современные методы эффективного обучения связной диалогической речи на основе инновационных педагогических технологий в настоящее время разработаны недостаточно. Следовательно, развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста на основе IoT технологии на данном этапе развития и реформирования сферы образования является весьма
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
актуальным. А это влечёт за собой научно-исследовательскую работу, проводимую именно в этом направлении.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблеме развития связной диалогической речи у детей с умственной отсталостью посвящены труды отечественных ученых, таких как Е.А. Гордиенко, Н.В.Соседова, П.М.Пулатова, Д.А.Нуркелдиева, М.П.Хамидова, Н.С.Мусаева и др. [5]
В Содружестве Независимых Государств изучением развития связной речи занимались такие исследователи как Э.Я.Зицер, И.В.Молчановская, В.Г. Петрова, В.К. Воробьева, С.Ю. Ильина, А.К. Аксенова, С.В. Комарова, В.П. Глухов и др.
А также, вопросы повышения качества инновационной IoT технологии в педагогике рассмотрены в научных трудах зарубежных ученых, как Kevin Ashton, Jackie Fenn, Neil Gershenfeld, Dave Evans, Michael Barber и другие [4].
АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Русские учёные-методисты всегда придавали большое значение развитию связной речи учащихся в процессе обучения их тому или иному предмету. Еще М.В. Ломоносов говорил о важности овладения каждым учеником искусством живой речи. Впоследствии многие прогрессивные учителя и методисты (В.П. Острогорский, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский. В.П. Шереметевский, В.И. Чернышев, К.Д. Ушинский и др.) также высказывали свои мысли о воспитании культуры речи [6].
Большинство методистов, лингвистов и психологов первой половины XX века (А.Б. Шапиро, К.Б. Бархин, Г.О. Винокур, A.M. Пешковский, Н.М. Соколов, М.А. Рыбникова и др.) считали, что целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию индивидуальных особенностей каждого ребенка, поэтому в школьной программе того времени вопросы развития связной речи учащихся занимали первостепенное место.
Начиная с 50-х годов, в области развития связной речи младших школьников проводилось большое количество значительных научных исследований и обобщение опыта передовых учителей, которые получили отражение в книгах и статьях М.Т. Баранова, В.Г. Горецкого, Л.В. Занкова, В.А. Кустаревой, Т.А. Ладыженской, А.И. Липкиной, М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, Н.Ф. Титовой, И.А. Фигуровского и др. Результатом данных исследований стало выделение развития связной речи в качестве важнейшего принципа обучения коммуникации в начальной школе [7].
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
В 90-е годы выходят в свет различные авторские программы по развитию связной речи младших школьников (авторы: Л.Ф. Климанова, Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова, Г.С. Щеголева, Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская, М.Р. Львов, Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова и др.).
Однако все эти программы направлены преимущественно на развитие письменной речи учащихся (написание ими изложений и сочинений) и ориентированы на умеющих читать и писать школьников.
Исходя из вышеизложенного, нами представляется вывод о том, что развитие связной диалогической речи у младших школьников является изученным не до конца и остаётся актуальным, вызывая большой интерес среди учёных, методистов и преподавателей.
ВЫВОДЫ
Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы показал, что, хотя проблема связной речи является на сегодняшний день достаточно актуальной, процесс развития связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста ранее не был предметом специального исследования.
В результате анализа структуры обучения детей младшего школьного возраста, а также проведя сопоставительный анализ между развитием связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста и особенностями развития связной диалогической речи у детей с нарушением интеллекта, был сделан вывод о том, что связная диалогическая речь представляет собой предметную составляющую психолого-педагогической компетентности и наряду с деятельностной и развивающей компетенциями, а также психологическими особенностями является ее неотъемлемой составной частью, что, в свою очередь, определяет следующие выводы:
1) развитие связной диалогической речи у младших школьников является изученным не до конца и остаётся актуальным, вызывая большой интерес среди учёных, методистов и преподавателей;
2) учащийся младшего школьного возраста, если он посещал занятия в детском саду, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов, умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференцировки (звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, шипящие и свистящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и так далее, что имеет исключительно большое значение для дальнейшего развития связной речи и усвоения грамоты.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(4), April, 2023
3) выделяя ряд специфических отклонений и аномалий речевого онтогенеза, которые свойственны данной группе детей, учёными продемонстрированы несоответствие норме речевого развития у ребёнка с интеллектуальным нарушением уже на первом году жизни (отсутствие лепета, гудения и пр.) и невозможностью преодоления признаков речевой патологии до момента окончания им школьного возраста. Речевое развитие у детей данной категории запаздывает и характеризуется рядом отклонений, которые проявляются в фонетической, лексической, синтаксической и грамматической сторон речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 13 октября 2020 года № ПП-4860 «Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы». [Электронный ресурс]: URL: https://ssv.uz/ru/disabilities/o-merah-po-podderzhke-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostjami-i-itogah-rabot-provodimymi-uchrezhdenijami-zdravoohranenija-v-etoj-svjazi (дата обращения 04.04.23г.)
2. Rashidova, M. X. (2022). Recommendations on the use of scaffolding technology in English classes. Science and Education, 3(9), 459-461.
3. Namozova, D. B. (2022). The problems of phonetic interference in speech of cadets. Science and Education, 3(7), 192-196.
4. Наркулова, И. Р. К. (2022). СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 28), 421-423.
5. Utenbaeva, G. M. The importance of listening skills in teaching Russian language to the cadets of military institute. EPRA International Journal of Research and Development (IJRD), INDIA SJIF Impact Factor, 6, 18-21.
6. Утенбаева, Г. М., & ВВОУ, О. (2021). РУЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
7. Утенбаева Г. М. Особенности обучения тюркоязычных студентов русскому языку как иностранному в условиях дистанционного обучения с использованием инновационных педагогических технологий (НЛП, коучинг, видеоблогинг) //II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)». Сборник тезисов II Международного конгресса. Москва. - 2021. - С. 233-235.